Взаимодействие со сверстниками: Взаимодействие детей со сверстниками – почему это важно и какие есть особенности

Интеграция как фактор развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Развитие человека осуществляется только в реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми. Что делает сегодня ребенок вместе со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Но накопление навыков произойдет наиболее эффективно, если общение ребёнка со взрослым выстроено на основе партнерского взаимодействия, если взрослый ориентируется на интересы ребенка, поддерживает его инициативу, оказывает ему поддержку, помогает обрести уверенность в своих возможностях.

Переосмысление роли ребенка как субъекта воспитательно-образовательного процесса обуславливает нетрадиционные подходы к решению образовательных задач. Одной из тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.

Поэтому перед нами, воспитателями группы, стоит задача – организовать целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Также, по мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение дает возможность реализовать творческие способности детей, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Реализовать интегрированный подход в воспитательно-образовательном процессе в контексте ФГОС ДО – значит воплощать в повседневную жизнь основное содержание путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых – игра.

Интеграции содержания образования способствует то, что в нашем саду образовательный процесс организуется на основе комплексно-тематического планирования. В процессе изучения каждой темы мы организуем для детей разные формы и виды деятельности. Дети играют, экспериментируют, рисуют, общаются, и, не замечая этого, обучаются. То, что ребенок не усвоил во время занятий, стараемся закрепить в разных видах деятельности.

Например, детям с трудом давались обобщающие понятия. Для этого мы стали с детьми играть в игру «Пароли», и теперь стало традицией в группе перед сном играть в эту игру, что способствует не только закреплению темы недели, но и накоплению словарного запаса.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы дети усвоили понятия времени суток. Играем в подвижную игру «Неделя», а еще вместе с ребятами рисовали, что делают дети утром, днем, вечером, ночью, и так у нас получилась дидактическая игра «Время суток», в которую дети с удовольствием играют.

Также мы часто после занятий по познавательному развитию просим детей выразить впечатления, полученные знания в рисунках. Организуем выставки детского творчества, затем все вместе рассматриваем, разговариваем, обсуждаем.

Большое внимание уделяем работе по социально-коммуникативному и речевому развитию детей. В прошлом году, когда дети нашей группы только поступили в детский сад, перед нами стояла задача сформировать детский коллектив. Для этого мы использовали коммуникативные игры, например: «Найди себе пару», «Передай движение по кругу», «Мы вместе», «Назови ласково», «Давайте дружить». Чтобы детям интересно было играть, включали движения, направленные на физическое развитие дошкольников.

Позже, наряду с задачами развития навыков взаимодействия, стали решать задачи речевого развития. Проводили такие игры, как: «Фотографии», «Расскажи о своем друге». В интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения — свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо.

Сначала дети играли в такие игры только вместе с нами, сейчас играют сами, выбирая партнеров для игр самостоятельно. А мы не вмешиваемся в процесс, находимся при этом в роли наблюдателей, выявляем, кому из детей необходима поддержка, кто затрудняется, выявляем их интересы. Данную информацию используем при планировании дальнейшей работы с детьми.

Организуя совместную работу с детьми, стараемся наполнить жизнь детей группы интересными делами, идеями. Планируем совместную деятельность с детьми на принципах сотворчества, сопереживания, включаемся в процесс не рядом, не над, а вместе с ними. Образовательные задачи решаем в ходе включения детей в разные виды деятельности, опираясь на значимые события для воспитанников, их личный опыт.

Например: придя в группу после выходных, Алина рассказала, что была в гостях у бабушки, там она видела очень много красивых цветов. Мы предложили всем детям нарисовать свои красивые цветы, а вечером рисунки подарить мамам и рассказать, какие цветы они нарисовали. Даша рассказала ребятам о том, как осенью вместе с мамой убирали урожай с огорода, и дети предложили нарисовать овощи и собрать их в нашу корзинку.

Такой подход приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний детьми, способствует эффективному усвоению детьми материала, так как дети сами активны в своем образовании, участвуют в деятельности без принуждения; дает возможность каждому ребенку ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.

Мы всегда наблюдаем за увлечениями детей. Так, мы выбирали тему проекта, исходя из того, что на сегодняшний день интересует ребят. Например, в прошлом году мы принесли в группу соленое тесто. Дети заинтересовались, можно ли из него лепить и как можно играть с поделками из теста. Таким образом, был реализован проект «Чудо-тесто».

В этом году Алина принесла в группу тряпичную куклу-оберег, и всем ребятам тоже захотелось иметь таких кукол. Так появилась идея проекта «Кукла-оберег своими руками», который реализован совместно с детьми и родителями. При такой организации дети с удовольствием включались в деятельность и участвовали в проекте.

Постоянно пополняем развивающую среду. Дети видят, что появляются новые игры, материалы для творчества и т.д. Наполняя развивающую среду, продумываем, что актуально для детей сегодня. Так, в центрах активности появляются новые игры, в уголке для творчества – новые материалы, что мотивирует детей включаться в разные виды деятельности самостоятельно.

Родители наших воспитанников – наши активные помощники. Они интересуются делами детей группы, успехами и затруднениями детей. С удовольствием посещают совместные мероприятия (посещаемость составляет почти 100 %). Они оказывают помощь в наполнении развивающей среды группы. Так, например, к теме недели «Безопасность» родители принесли в группу костюм пожарного и атрибуты для игр по данному направлению.

Когда дети заинтересовались театрализованной деятельностью, мама Саши связала замечательные шапочки героев сказок. В апреле, к неделе «Космос», родители сшили и принесли в группу костюм космонавта. Сначала все дети примерили костюм, затем у них возникло желание поиграть в сюжетно-ролевую игру «Полет в космос». Такая помощь со стороны родителей стимулирует детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками, участию в различных видах деятельности.

Подводя итог, хочется сказать, что наши дети научились самостоятельно выбирать игры и материалы по интересам, партнеров для совместной деятельности. Они дети научились взаимодействовать друг с другом и взрослыми, стали более самостоятельными, активными. Повысился и уровень речевого развития детей, о чем говорят отзывы коллег и родителей.

В следующем году наши дети станут старше, и мы уже сейчас с родителями планируем, что будем с детьми проводить конкурсы, викторины, организуем творческую мастерскую и другие интересные виды интегрированных форм взаимодействия педагогов и детей.

Планируем проводить работу в данном направлении в дальнейшем, так как такое взаимодействие развивает детей, а нам, педагогам, позволяет проявлять творчество, побуждает искать новые формы работы, чтобы наполнить жизнь детей интересными событиями и яркими впечатлениями, развивая все стороны личности дошкольников.

Список использованной литературы и других ресурсов

Используемая литература:

1. Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / Ю.В. Авдеева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 c.

2. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ – Мозаика-Синтез, Москва, 2012.

3. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2 ч. Ч. 2 / Н.С. Ежкова. – М.: Владос, 2012. — 49 c.

4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада – Мозаика-Синтез, Москва, 2010г.

Интернет-ресурсы:

5. https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13888/;

6.  https://vuzlit.ru/556798/obschenie_sverstnikami_faktor_sotsialnogo_lichn…

Общение ребенка со сверстниками

Общение ребенка со сверстниками
 
  1. Рефераты на русском
  2. Педагогика
  3. Общение ребенка со сверстниками

Общение ребенка со сверстниками
Елена Смирнова
профессор, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, д. психол. н.
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.

Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их — важнейшая задача родителей.
Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.
Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.
Особенности общения дошкольников
Однако, прежде чем говорить о проблемных формах межличностных отношений, нужно понять, что со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым.
Первое — яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия — до драки.
Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой.
Вторая важная черта контактов детей — их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это «безобразие».
Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое «кривляние» имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала — игра, фантазирование, драматизация, — так популярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея дети все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Третья отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.
Младший дошкольный возраст
В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера.
В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно — оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.
Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою — отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое «Я» прежде всего посредством демонстрации своей собственности: «Смотри, что у меня есть!», «Это мое!». Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны — дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке.

Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам («каравай», «зайка», «карусели», «пузырь», «кошки-мышки» и пр.).
Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей.
Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: «Ты прыгаешь, и я прыгаю», «У тебя зеленые тапочки — и у меня такие же». Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.
Средний дошкольный возраст
Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша
и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело — игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей.
Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, — это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение — то есть игра.
На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их.
Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.
Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения — уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утвердждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. «Окружающими» для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.
Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет — и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.
Старший дошкольный возраст
К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий.
Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.
Родители конечно же должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.
Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако, она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счёте особенности становления личности. Однако, это уже тема следующих отдельного разговора.
№9, 2004

  Рефераты на русском языке — Педагогика

Меню

Главная
Новости
Краеведение

История и современность

Герои ВКО

Почетные граждане

Искусство

Театр

История театра

Деятели театра

Музыкальное искусство

Народные композиторы

Певцы и композиторы

Изобразительное искусство

Танцевальное искусство

Киноискусство

Рефераты на русском
Рефераты на казахском
Литературная карта

Усть-Каменогорск

Катон-Карагай

Курчум

Тарбагатай

Зайсан

Улан

Семей

Глубокое

Риддер

Зыряновск

Большенарым

Аягуз

Шемонаиха

Образцы документов

                        

                           

                        

Расширенный поиск | Национальный центр безопасной поддерживающей среды обучения (NCSSLE)

Перейти к основному содержанию

Twitter

Facebook

LinkedIn

  • Улучшение школьного климата
    • О
    • Измерение школьного климата
    • Выполнение
    • Тенденции данных и индикаторы
    • Уровень образования
      • Pre-K / элементарный
        • Практика, подходящая для развития
        • Партнерство семьи, школы и сообщества
        • Защитные факторы
      • Средняя / старшая школа
      • Высшее образование
        • Оценка
        • Наращивание потенциала
        • Стратегическое планирование
        • Выполнение
        • Оценка
    • Роли
      • Государственные администраторы
      • Администрация школы/района
      • Учителя
      • Вспомогательный персонал школы
      • Семья
      • Сообщество
  • Темы
    • Темы школьного климата
      • Темы взаимодействия
        • Культурно-лингвистическая компетентность
        • Отношения
        • Участие школы
      • Темы безопасности
        • Эмоциональная безопасность
        • Физическая безопасность
        • Запугивание/киберзапугивание
        • Злоупотребление алкоголем или наркотиками
        • Аварийная готовность и управление
      • Темы окружающей среды
        • Физическая среда
        • Учебная среда
        • Физическое здоровье
        • Душевное здоровье
        • Дисциплина
    • Горячие темы
      • Предотвращение насилия
      • Травма
      • Душевное здоровье
      • COVID-19
      • Торговля людьми
  • События
    • Вебинары
    • Конференции и обучающие мероприятия
  • Ресурсы
    • Ресурсы NCSSLE
      • Гиды
      • Инструменты обучения
      • Сводки исследований и отчеты
      • Инструменты политики и опросов
      • Голоса с полей
      • Предупреждение о фокусе
      • Продукты высшего образования
    • Внешние ресурсы
      • Темы
      • Расширенный поиск
  • ТП Услуги
    • ТП Услуги
    • Текущие грантополучатели
      • Проект «Предотвращение» (группа 2)
      • Школьные службы охраны психического здоровья
      • Восстановление после травмы
      • Специалист службы охраны психического здоровья
    • Предыдущие грантополучатели
      • Проект «Предотвращение» (группа 1)
      • Повышение устойчивости учащихся
      • Безопасные поддерживающие школы
    • Портал грантополучателя
    • Продукты грантополучателя
      • Инновации в центре внимания
      • Грантополучатель Основные моменты
      • Подкасты «На сеансе»
  • Профили состояний

Содействие взаимодействию со сверстниками и образовательные инновации для СДВГ

Несмотря на то, что родители часто не хотят вмешиваться в отношения детей со сверстниками, методы активного вмешательства полезны, чтобы помочь ребенку с СДВГ добиться успеха в межличностных ситуациях. Чем раньше будут устранены трудности, тем успешнее может быть вмешательство. Конкретные методы, которые родители и учителя могут использовать для содействия развитию позитивных отношений со сверстниками, включают следующее:

  • Определите, обсудите и опубликуйте правила (и их причины), а также примеры эффективного социального взаимодействия.
  • Используйте рассказы, фильмы и т. д., иллюстрирующие положительные человеческие качества.
  • Поощряйте ребенка вести дневник, чтобы улучшить письменное выражение и развить повышенную чувствительность по мере развития осознания эмоций.
  • Потратьте время на то, чтобы научить ребенка играть в «Как, Когда, Где и Почему», чтобы исправить неправильное толкование социальных правил. Например, ребенок может подумать, что карабкаться по стене в магазине весело, потому что она устроена так, чтобы по ней было легко карабкаться.
  • Активно наблюдайте за ситуациями, чтобы избежать негативных взаимодействий со сверстниками и неправильных толкований. Например, ребенок может подумать, что сверстник злится просто потому, что сверстник однажды не захотел играть на улице. Как только родитель узнает о таком ошибочном восприятии, он/она может принять меры для его исправления.
  • Постепенно увеличивайте время общения со сверстниками по мере того, как ребенок становится более опытным.
  • Поощряйте ребенка ценить уникальность других, а также их сходство.
  • Обсудите роль каждого человека в помощи другому ребенку стать лучшим человеком, которым он или она могут быть.
  • Помогите детям представить свои проблемы в контексте, помогая другим. Содействие участию в проектах и ​​организациях или участие в волонтерской работе может быть особенно значимым.

И учителя, и родители должны немедленно хвалить ребенка за его усилия по использованию соответствующих социальных навыков, а также сразу же указывать негативные последствия агрессивного поведения. Родители должны быть в курсе того, как их ребенок общается со сверстниками в школе, и содействовать социальной вовлеченности, общаясь с другими родителями, спортивными тренерами и т. д. Родители должны стараться проявлять уважение, если ребенок определяет конкретные внеклассные занятия, представляющие интерес, а также устанавливать разумные ограничения. на участие. Однако, если ребенок не уверен, какие занятия выбрать, родители могут помочь ему выбрать занятия, которые хорошо сочетаются с его уникальными интересами и навыками.

Образовательные вмешательства

Проблемы в школе или на работе являются наиболее универсальным и, возможно, самым тревожным симптомом СДВГ. Плохая успеваемость в школе может не только разрушить чувство собственного достоинства ребенка, но и иметь многочисленные последствия для будущего. Тем не менее, многие дети могут адекватно работать в обычном классе с учителями, которые готовы попробовать работать с ними.

Ознакомьтесь со своими возможностями сегодня

Многие из методов, которые полезны для детей с СДВГ, могут быть полезны и другим одноклассникам. Например, многие дети с СДВГ имеют проблемы с организацией. Учителя могут установить предсказуемый распорядок, включающий постоянное время для мероприятий и постоянное место для учебных материалов, что может обеспечить структуру для остальной части класса. Написание распорядка на доске может помочь закрепить обучение. Кроме того, учителя могут выделять несколько минут в начале и в конце каждого дня, когда дети должны собирать и систематизировать материалы.

Использование учителем визуальных подсказок и рисунков, таких как размещение рамок вокруг ключевых элементов, может обеспечить внешнюю структуру, которая может постепенно стать знакомой и усвоенной. Использование слайдов Powerpoint с указателями, стрелками и маркерами также может помочь ученику с СДВГ научиться систематизировать информацию. Разбивка информации на небольшие сегменты, перечисление задач по номерам и отметка их по мере их выполнения также могут быть полезными приемами. Детям постарше может быть полезно научиться делать заметки (например, всегда записывать: все основные и ключевые второстепенные моменты, все, что учитель пишет на доске, информацию, которая повторяется, и все, на что учитель ссылается в тексте).

Даже с внесением изменений в обычный класс услуги специального образования могут быть наиболее выгодным вариантом для многих детей с СДВГ. Как правило, в обычных классах обучается несколько учеников с разным уровнем способностей. По мере того, как учащиеся переходят в более высокие классы, большинство учителей не могут продолжать адекватно удовлетворять индивидуальные потребности и широкий спектр навыков, присутствующих в такой большой группе детей. Большинству детей с СДВГ могут быть полезны небольшие, более структурированные классы с меньшим количеством отвлекающих факторов и более индивидуальным вниманием. Они также процветают благодаря предсказуемому, последовательному распорядку и заботливым, гибким учителям, которые используют прямой зрительный контакт, чтобы способствовать четкому общению.

Дети с СДВГ нуждаются в частом обсуждении заданий и сроков, а также в дополнительной помощи в организации задач. В классах специального образования существует более непосредственный контроль, и учитель может обеспечить немедленное и значимое вознаграждение за положительное поведение. Кроме того, у учителя есть время для активного планирования и вовлечения каждого ученика. Уменьшение отвлекающих факторов, обеспечение немедленной и прямой обратной связи с ребенком о его или ее состоянии контроля, а также оказание помощи при определенных нарушениях обучаемости имеют важное значение. Наиболее успешные настройки специального образования также включают управление лекарствами и последовательно применяемую поведенческую программу.

Другие приспособления, которые учитель специального образования может использовать при работе с ребенком с СДВГ, включают:

  • Учет и формирование учебной программы с учетом интересов, способностей и потребностей каждого учащегося
  • Обеспечение мобильности в классе (например, ребенок может подышать свежим воздухом из окна или попить воды из коридора, выполняя письменное задание)
  • Как избежать большого количества рабочих листов
  • Организация совместного обучения (например, поручить большой проект небольшой группе учащихся для совместного выполнения, а не по одному проекту на каждого учащегося; предоставление каждому человеку возможности внести свой вклад в задание своими уникальными навыками).
  • Минимизация формальных тестов
  • Приспособление к тестам (например, разрешение ребенку ходить в туалет во время теста или пройти половину теста до обеда, а остальную часть после обеда).
  • Общение с родителями и совместная работа для повышения успеваемости ребенка
  • Превратите обучение в удовольствие!

Использование четкого поведенческого плана с поощрением в школе, который реализуется в доброжелательной манере, может повысить способность учащегося с СДВГ к обучению. Поведенческий план в классе может не только научить ребенка желаемому поведению, но и предоставить ребенку структуру, в рамках которой он/она может хорошо работать.

Несмотря на особые потребности, у детей с СДВГ много сильных сторон. Они часто склонны к словесному и творческому мышлению; «люди с идеями», которые могут видеть «большую картину», не теряясь в деталях. У них, как правило, хорошая долговременная память или способность запоминать факты или детали вещей, которые они узнали давно.