Характеристика детского рисунка: ПСИХОЛОГиЯ: Детские рисунки
Психологический анализ детского рисунка | ipsyholog.ru
Ребенок рисует, старается, раскрашивает, он увлечен – на рисунке персонажи, дома, машинки, животные, природа. И часто мы радуемся…
Но иногда – совсем нет!
Иногда мы смотрим на рисунок и замечаем, что он нарисован полностью в черно-коричневых цветах. Или у персонажей нет глаз, рта или даже рук. Лица у всех грустные. Когти и острые зубы. Или ребенок рисует семью, а его самого на рисунке нет. И мы понимаем, что не все так гладко.
Ребёнок не может словами объяснить и рассказать, что его волнует и беспокоит, как он себя чувствует и о чем мечтает. Но все это он легко переносит на листок бумаги во время рисования, как бы проецируя на рисунок свой внутренний мир.
Наблюдайте, что и как рисует ваш ребенок и вы узнаете…
Взрослые часто думают: «У нас счастливая семья, все хорошо, Мы гуляем, смеемся, проводим много времени вместе. Значит и у ребенка тоже всё должно быть в порядке»
В семье все хорошо, но почему-то у ребенка появляются страхи, неуверенность, частые истерики, плохой сон или аппетит, агрессия, сложности с другими детьми, капризы и т. д.
У детей могут быть проблемы, но они не могут объяснить прямым текстом, что их беспокоит и что они чувствуют. Как же родителям узнать, что чувствует и переживает ребенок?
Из его рисунков!
Из того, что и как ребенок рисует, можно увидеть все эти тревожные «звоночки».
Если уметь их своевременно увидеть и распознать, то можно оказать малышу необходимую помощь и поддержку.
Что можно понять через рисунки ребенка?
А вы знали, что кроме рисунка «Моя семья» можно попросить ребенка нарисовать рисунок «Моя семья в виде животных»?
И такой рисунок наилучшим образом подходят для анализа того, что происходит в семье и как ребенок относится к своим родным?
А еще – есть очень интересный текст «Рисунок Дом-Дерево-Человек», который тоже дает много важной информации о состоянии и возможных проблемах у ребенка.
Вы знали что особенности размера и расположение членов семьи на детском рисунке обычно указывает на их взаимоотношения (с точки зрения ребенка)?
А как вы думаете, могут ли цвета, которыми раскрашен рисунок, рассказать вам об эмоциональном состоянии ребенка?
О чем могут рассказать рисунки вашего ребенка?
Вот что:
- Как ребёнок чувствует себя в семье;
- Как он относится к родственникам;
- Как относится к другим детям;
- Что думает о себе, о чем мечтает;
- К кому тянется, а кого сторонится;
- Чего боится или на кого злится;
- Чего ему не хватает и что его беспокоит.
Психологи во всем мире используют «рисуночные тесты» для диагностики эмоционального состояния ребенка и понимания того, что с ними происходит, что его беспокоит и в чем могут быть причины проблем в его поведении.
Умение понимать, анализировать и расшифровывать детские рисунки — это прекрасная возможность для думающих, заботливых родителей лучше понимать своего ребенка, заглянуть в его внутренний мир и подсознание, а в случае необходимости — оказать ему своевременную помощь и поддержку.
Как увидеть «тревожные звоночки» в рисунках ребенка?
Вот пример «тревожных звоночков», которые можно увидеть в детских рисунках:
На рисунке «Моя семья»:
- Ребенок «забывает» нарисовать себя или кого-то из членов семьи, которые живут вместе с ним.
- У некоторых членов семьи нет каких-либо частей лица или частей тела – рта, ушей, глаз, рук, ног (при условии, что ребенок умеет их рисовать и рисует некоторым персонажам).
- В рисунке есть когти, острые зубы, оружие, огонь, руки в кулака.
- Между некоторыми членами семьи стоит дерево, дом, качели и любые другие «перегородки».
- Мама и папа находятся по разные стороны на листе.
Ребенок рисует себя:
- Меньшего размера, чем его младшие братья/сестры;
- В виде какого-то другого предмета на рисунке или животного;
- Без каких-либо частей лица или тела;
- Рядом с животным, в отдалении от членов семьи.
На рисунке «Дом. Дерево. Человек»:
- У Человека отсутствуют какие-то части лица или тела.
- Ноги человека не опираются на землю, он как бы висит в воздухе.
- Человек пропорционально занимает очень мало места на рисунке.
- Дерево имеет очень тонкий или сломанный ствол.
- В дереве есть дупло.
- Ветки дерева опустились вниз, листья с них падают, сломанные ветки.
- Вместо дерева изображен пенек.
- В доме отсутствуют: окна, двери, крыша.
- Окна заколочены, на двери висит замок.
- Дорогая к дому чем-то завалена, затруднена.
Это лишь маленький перечень «тревожных звоночков», которые можно увидеть на рисунках детей.
Такие вещи на рисунках появляются не просто так, и нужно обратить особое внимание на то, что может беспокоить ребенка. С большой вероятностью за этим скрывается какая-то большая проблема для ребенка: тревоги, беспокойства, страхи и переживания ребенка, о которых он, порой, и сам не подозревает. Но это может отражаться на его поведении, развитии и формировании.
Ребёнок рисует чёрным. Стоит ли бить тревогу?
Дети довольно часто выбирают этот цвет для рисования и причины могут быть разные. Не всегда это говорит о наличии проблем.
Для начала нужно понять, сколько ребёнку лет, и как долго он использует только чёрный цвет. Если он долгое время рисовал разными яркими цветами, но потом неожиданно перешел на черный – это повод внимательнее отнестись к его состоянию и понаблюдать за ним. Возможно, его что-то беспокоит.
Примерно до 4-5 лет один из любимых цветов у детей – это часто чёрный. Потому что он наиболее контрастный, яркий и четкий на белой бумаге. Это не повод для беспокойств, если в остальном ребенок не проявляет настораживающих симптомов.
В возрасте от 5 лет и старше выбор чёрного может говорить о переживаниях, волнении или тревоге у ребенка. Так он может выражать свою грусть или одиночество, обиду, злость или страх.
На что обратить внимание, если ребёнок рисует черным:
- Мрачные рисунки сопровождаются изменениями в поведении: страхи, нежелание идти на контакт, истерики и т.д.
- Помимо цвета, вы видите на рисунке людей без лиц, с грустными лицами, дом без дверей и окон и т.д
- Ребёнок выбирал раньше яркие оттенки, а после какого-то события в жизни, резко перешёл на чёрный.
Рисунок может стать для вас «проводником» во внутренний мир ребёнка, если знать, как его расшифровывать. Не зря психологи во всем мире используют детские рисунки для диагностики эмоционального состояния у детей.
Что делать, если ребёнок не любит или не умеет рисовать?
Действительно, бывают дети, которые не очень любят рисовать.
Но если ребёнку уже 4 года и больше, и он не просто не любит, а совсем не умеет рисовать, на это стоит обратить внимание.
Рисование тренирует зрительно пространственное восприятие. Оно помогает детям переносить на бумагу то, что они видят. В процесс рисования они тренируются соотносить размеры, рисовать в масштабе, тренируют свой глазомер, мелкую моторику, учатся копировать из окружающего мира и переносить на бумагу то, что видят.
Конечно, это очень важные вещи, которые помогают потом ребёнку в школе осваивать школьную программу. Потому что в школе нужно уже копировать и перерисовывать цифры и буквы в тетрадь.
Поэтому, если ваш ребёнок умеет рисовать и для своего возраста неплохо рисует, но не любит – это одна история.
А если он вообще не рисует или вам кажется, что он рисует для своего возраста примитивно, значит, надо заниматься с ним рисованием. Но не «из под палки», а только в виде чего-то интересного и приятного.
Как практиковаться с ребенком рисовать
Существует много арт-терапевтических техник для детей. Опишем тут одну из них.
1. Вы садитесь с ним вместе и предлагаете: «Давай порисуем, ты мне даёшь какое-нибудь задание, что нарисовать, и я рисую. А потом – я тебе даю задание и ты рисуешь».
2. Вы рисуете что-то, а ребёнок дорисовывает дальше, что хочет. Вы, например, голову, а он – туловище, вы одну руку, а он – другую.
3. Можно предложить ребенку поиграть в игру «Копирование». Например, он что-то рисует, и вы копируете к себе на листочек. Потом вы что-то рисуете, маленькое и простое, а он копирует.
Основная идея – разными способами заинтересовать и увлечь ребенка.
Такие занятия с детками приносят свои плоды. Когда вы сидите рядом и показываете: «Вот смотри личико рисуем вот так, вот кружочек, вот носик, а теперь попробуй нарисуй сам», ребёнок потихонечку обучается.
Если периодически выделять таким занятиям время и вместе сидеть и рисовать, показывать, поддерживать, разговаривать по-доброму, в расслабленной, не стрессовой атмосфере – то дети потихонечку учатся.
Помните, что дети хорошо осваивают новое тогда, когда находятся в безопасной обстановке. Когда они расслаблены, не напряжены, не ожидают, что сейчас им подзатыльник дадут или по рукам, или крикнут на них или как-то одернут.
Если ребёнку комфортно, безопасно рядом с вами, то он быстрее и с большим удовольствием сможет учиться чему бы то ни было, в том числе рисованию.
Не говорите ему: «Ну что ты такое нарисовал? Фу, ничего непонятно, какие-то каракули рисуешь. Это что, человечек?». Как только мы начинаем осуждать, критиковать, давать негативную оценку – это гарантированно ведёт к тому, что ребёнок не будет хотеть делать то, что за что критикуют, и не будет любить это.
То, за что ругают и критикуют, никогда не может стать любимым.
Поэтому, даже если он рисует, как вам кажется, недостаточно хорошо, поддержите его: «Ух ты. Это кто? Человечек? Это ручки? А что он делает?».
Дайте ребенку возможность пережить опыт успеха. Опыт успеха – это ощущение того, «что у меня получается», «мои маленькие успехи замечают», «я могу». Когда он почувствует от родителей положительную обратную связь, ему захочется рисовать еще.
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.
Тема 1. Характеристика детского рисунка
План
1 . ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ЦЕЛОСТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
ДЕТСКИЙ СПОНТАННЫЙ РИСУНОК.
ТАЙНА ДЕТСКОЕО РИСУНКА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного «из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны.
Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными.Изобразительная деятельность требует согласованную участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление,
связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также
Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе — большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг. Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков:
1) наблюдателя;
2) мечтателя.
Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки. Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы. Начинающий рисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскость стола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Он знает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскость без соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят её через весь лист опираясь на свой опыт — на ощущение протяженности дороги, по которой идёшь.
Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.
Все кажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисует бессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы и это надо помнить.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.
Развитие рисования у детей | Plasticenglish
Пикассо сказал: «Мне потребовалось четыре года, чтобы нарисовать, как Рафаэль , но целая жизнь, чтобы нарисовать, как ребенок8 ».
•
•
«То, за что борется великий художник, ребенок создает естественно». — Пикассо
•
Каждый ребенок развивается по-разному, как физически, так и умственно и умственно. У одного ребенка может быть особый опыт, которого у другого ребенка может никогда не быть. Детские художественные работы часто отражают их личный опыт. Чем больше у учителей знаний о развитии детей, тем больше они могут учитывать это при составлении образовательной программы.
Особенностью, которая принимается во внимание и также используется во многих школах сегодня, является концепция практики, подходящей для развития. Согласно учебнику под названием Человеческое разнообразие в образовании; Интегративный подход подходящая для развития практика «включает в себя создание среды обучения, содержания обучения и педагогической практики, которые реагируют на основные атрибуты и основные потребности и интересы, характеризующие данный период жизни» (Cushner, McClelland & Safford, 2003, 319). ). Почему школа и учитель должны знать об этом? Зная эту практику, учитель может научиться трем важным вещам. Во-первых, учителя получат «знание социального и культурного контекста, в котором живут дети» (Cushner, 2003, 320). Во-вторых, учителя могут узнать «о сильных сторонах, интересах и потребностях каждого отдельного ребенка» (Cushner, 2003, 320). В-третьих, учителя могут получить знания о «развитии и обучении ребенка» (Cushner, 2003, 320). Когда учителя имеют доступ к этим навыкам и знаниям, они могут подготовиться к потребностям своих учеников.
•
Адаптировано с разрешения Erhardtproducts.
•
Дети занимаются искусством по разным причинам. Многие дети будут заниматься искусством и деятельностью, связанной с искусством, только для собственного удовольствия (Schirrmacher, 1993, 32). Занятия искусством могут помочь детям задействовать многие чувства, особенно зрение и осязание. В дополнение к обострению их чувств искусство помогает детям лучше осознавать физическую среду, в которой они живут (Day & Hurwitz, 2001, 49). ). Искусство может способствовать развитию творческой, социальной и эмоциональной личности детей (Дэй, 64). Мышечная координация и моторика также развиваются, когда дети занимаются искусством. Доказательство этому находится на стадии писанины в художественном развитии. В начале этапа ребенок берет карандаш всей рукой и машет рукой вперед-назад от локтя. К концу этой стадии ребенок будет брать карандаш пальцами, и теперь рисунок будет выполняться движением запястья (Ширмахер, 9 лет).8). На результаты SAT студента также может повлиять искусство. В 2002 году Комиссия по вступительным экзаменам в колледж провела сравнительное исследование оценок студентов, имевших какое-либо художественное образование, и тех, у кого его не было вообще. Исследование показало, что студенты с художественной подготовкой набрали на 57 баллов больше по математической части теста и на 41 балл по вербальной части теста (Национальная ассоциация музыкального образования). В Соединенных Штатах только 30 штатов требуют, чтобы учащиеся перед выпуском выполнили курсовую работу по искусству (Манзо).
•
Стадии развития
•
Писание
•
• 9007 Первая стадия развития искусства 90 называется 90 Эта стадия обычно наступает в возрасте от двух до четырех лет . Этап Scribbling разделен на три раздела: случайный, контролируемый и называющий.
В случайной части сцены одним из характерных признаков рисования, часто выполняемых детьми, является удерживание инструмента для рисования всей рукой при одновременном движении руки вперед и назад. Когда они рисуют, они, как правило, не смотрят на бумагу и часто строчат на странице. При рисовании дети как будто не обращают внимания на уже сделанные отметки и рисуют поверх предыдущих (Ширмахер, 9).8).
•
•
Следующий раздел называется контролируемым рисованием. К этому времени дети обычно могут скопировать несовершенный круг (Дэй, 51). При рисовании они, как правило, остаются на странице, повторяют определенные движения и часто обводят отметки, уже сделанные на странице.
•
•
Заключительный этап этапа рисования называется присвоением имени. В этом разделе используемый инструмент для рисования удерживается пальцами, а дети рисуют запястьями. На странице больше разнообразных пометок, и пометки расставлены целенаправленно (Ширмахер, 99). Обычный знак, который можно найти в большинстве детских рисунков, называется мандала. Мандала представляет собой круг, часто разделенный линиями, проходящими через него (День, 51). Дети-художники часто дают знакам в разделе имен имена, например, прыжки, бег и игра (День, 51).
•
•
Досхематическая
•
•
Второй этап художественного развития называется Эта стадия обычно происходит в возрасте от четырех до семи лет (Ширмахер, 99 лет). На этом этапе дети приобретают способность копировать квадрат и треугольник (Ширмахер, 99). Объекты, нарисованные на странице, обычно кажутся плавающими и обычно не связаны друг с другом. Когда дети рисуют или занимаются каким-либо видом искусства, часто можно увидеть, как они вращают бумагу или встают и ходят вокруг своего рисунка (Schirrmacher. 99). Изображения людей часто имеют руки и ноги, прикрепленные к голове, очень простые пальцы и простые черты лица. Дети на этом этапе часто выбирают цвет, который им нравится больше всего, например, Джонни нарисовал синюю собаку, потому что синий — его любимый цвет (Дэй, 52).
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Схема
•
•
Третья стадия художественного развития называется Схематическая стадия , и она происходит в возрасте от семи до девяти лет (Ширмахер, 99). Искусство, которое дети производят на этом этапе, часто является отражением деятельности, которой они занимаются изо дня в день. Некоторыми ключевыми элементами для идентификации произведения искусства на этом этапе являются использование линии горизонта, базовой линии, очень небольшое перекрытие объектов, а человеческие фигуры часто выглядят очень геометрическими по форме (Дэй, 54). На этом этапе будет показана концепция под названием , высота плана , что в основном означает, что ребенок будет рисовать сторону объекта, например, ножки стола, но верхняя часть стола также часто будет нарисована с объектом на нем ( День, 55). Другая характеристика, наблюдаемая во многих произведениях искусства этого этапа, называется Рентгеновский рисунок (День, 59). Примером рентгеновского рисунка может быть, если ребенок нарисовал изображение дома, а также нарисовал комнату внутри дома со столами, кроватями и, возможно, людьми. Рисунок в основном будет казаться прозрачным.
•
•
•
•
Возраст
Четвертая этап развития искусства называется Возраст , и эта стадия происходит между девяти до двенадцати (Ширмахер, 99). Некоторые из характеристик рисунка, которые можно увидеть в детском творчестве в этом возрасте, — это небо, встречающееся с линией горизонта, и объекты накладываются друг на друга (День, 63). На этом этапе дети чувствительны к своим произведениям или искусству (Schirrmacher, 99). Они также уделяют много внимания деталям в одежде и физическому окружению (Ширмахер, 99 лет).
•
Псевдонатуралистический
Пятая стадия называется Псевдонатуралистическая стадия , а встречается в возрасте от двенадцати до четырнадцати лет (Schirrmacher, 99). Подростки на этом этапе осознают тени и блики на объектах (Ширмахер, 99 лет). Они также пытаются использовать линейную перспективу. Часто половые признаки чрезмерно подчеркнуты, например, крупные мышцы у мужчин и большая грудь у женщин (День, 63 года). На этом этапе искусство не часто делается спонтанно, и они становятся чрезвычайно чувствительными и застенчивыми в своей работе (Ширмахер, 9). 9).
Учащиеся должны иметь инструменты, чтобы добиться успеха в своей образовательной карьере, и, возможно, целесообразно разработать соответствующую их развитию практику. «Этапы художественного развития являются полезными нормами, которые могут просветить учителей» (День, 2001, 50). Искусство, которое создают дети, от самых ранних каракулей до взрослой жизни, является окном в их симпатии и антипатии, личный опыт, интересы и умы. [http://portfolio.educ.kent.edu/schneiderj/kids.htm]
•
Дополнительная информация
- Развитие рисования у детей
- Искусство, дизайн и психология
- Детское искусство
- Пять этапов развития детского творчества
- Этапы развития рисования
- Этапы развития детского творчества
- Этапы художественного развития
Пространственное обращение в детских рисунках:
Почему японские дети рисуют особым образом?- Жан Пиаже и спонтанная геометрия ребенка
- Детские рисунки человеческих фигур
- График разработки чертежей
Этапы художественного развития Ловенфельда
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Краткий обзор этапов развития
Послушать
разработка
Пегги Пэт Мартин
Целью этой статьи является краткий обзор этапы развития детского творчества в возрасте от двух до четырнадцати лет и до предложить несколько предложений по занятиям и материалам, относящимся к тем этапы, как помощь в обеспечении уверенного и творческого ухода за детьми в искусстве терапии и смежных областях. В своей книге «Художник в каждом из нас» Флоренс Кейн утверждает, что «нас нужно учить не искусству, а верить в себя, в свое воображение, в свои чувства и в свои руки, освободи наши тела и наши духи, чтобы мы могли работать и жить согласно наши видения… От неудач и побед приходит умение, а само умение это техника.
Цель художественной деятельности детей: не обучать художников, а предлагать возможности для самопознания и самодисциплина, чтобы дети могли относиться к своему окружению как к здоровому и интегрированные личности.
Стадии развития
Необходим для точного руководства при планировании и выполнении программы
это знание того, чего ожидать и чего не ожидать от детей. К
Понимание нормального развития в детском творчестве, основой сравнения является
при условии, что мы можем оценить отклонения у детей, которые
лишенные опыта, эмоционально неуравновешенные, умственно отсталые, глухие,
или слепой.
Обширные, задокументированные исследования детского искусства в прошлом и настоящем культуры показывают, что дети (и взрослые с отсроченным опытом) пройти ряд предсказуемых стадий развития в своем рисунки и картины; недавние исследования, связанные с игрой с глиной, также предполагают, что в них существуют подобные шаблоны.
Три основных этапа получили описательные названия
- Scribble
- Схема (от латинского слова схема, означающего набросок)
- Реалистичный или реалистичный внешний вид.
Эти этапы отражают общий рост и развитие ребенка от двух до четырнадцати и более лет. Детское искусство признано однозначно отличается от искусства для взрослых. Ребенок начинает рисовать как нормальная часть его усилий исследовать, манипулировать, искать порядок и контролировать себя в своем окружении. Дети, которые надлежащим образом поощряются в соответствии с моделями развития, как правило, достигают более высокого уровня мастерства. Большинство взрослых сегодня не достигли уровня компетенция, выходящая за рамки схематической стадии, в основном из-за отсутствия симпатического раздражители. Взрослый, не достигший навыка рисования репрезентативные реалистические формы часто чувствует, что не может нарисовать прямую линия.
Столик для письма
Писака (примерно от двух до пяти лет) сначала не видит ничего.
связь между карандашом в руке и отметкой на бумаге как
он приступает к своим первоначальным неконтролируемым манипуляциям; рисунок мотор
деятельность расширение телесных движений, которые могут стать выразительными
чувств, а затем и идей. Рода Келлог выделила двадцать
основные каракули, которые дети используют чаще всего, состоящие из линий, которые
вертикальные, горизонтальные, диагональные, круговые, изогнутые и волнистые, а также
как точки; эти каракули применяются в основном в семнадцати основных
узоры.
После длительной практики, рудиментарный линейный достигаются формы, которые можно назвать досхемными: круги, овалы, треугольники, прямоугольники, квадраты, кресты и крестики. Разнообразные сочетания кукурузы Результатом этих форм является открытие ребенком универсальных конструкций, которые использовались в каждой первобытной культуре солнце, мандала и радиальный. Во время ранней писанины (а иногда и в схематическом состояние), цвет используется эмоционально, т. е. ребенок использует то, что он больше всего любит или то, что находится в непосредственной близости от него; нет отношение к цвету в реальной жизни. Наслаждались многочисленными цветами; большинство часто четыре или более используются в одном рисунке. Обычно красный, желтый, синий и зеленый — фавориты. Дети начинают называть рисунки по мере их завершить их. Время «покажи и расскажи» дает представление о том, что ребенок чувствует и думает в данный момент. Расскажи мне о своей фотографии» лучший подход, чем «Что это такое?», потому что последний может быть интерпретируется как неспособность нарисовать достаточно хорошо, чтобы передать задуманное чувство или мысль. «Я» и «мой» занимают видное место в лексике. Рисунки показывают мало индивидуальности, пока ребенок не перейдет на стадию схемы.
Схематический столик
Мы знаем, что ребенок находится в схематическом состоянии (от пяти до девяти).
когда его линейные рисунки могут быть идентифицированы как определенные формы
конкретные, узнаваемые формы, напр. мужчина или дом. Его основной
интерес к людям; его человеческая схема будет нарисована уникально и
лично; его схему можно отличить от схемы других детей;
детали внутри него отражают его собственное самосознание. (Использование раскраски
книги, как правило, разрушают доверие ребенка к его собственным схемам.)
стремление к взрослому и самоутверждению обостряется на этом этапе.
развивается. Вид спереди предшествует профилям.
Размер связан с важностью, так что самое интересное для него может быть самый большой.
Любимые предметы: люди, дома и растения; другие животные, поезда, автомобили, самолеты, развлечения, игры и т. развлечения. Ранние схемы (линейные формы) рисуются как бы плавающими. на странице в нечетных местах таблица может быть обведена, как если бы она была видна сверху; люди, сидящие за столом, могут быть вытянуты во все направления вокруг него.
Более поздние схемы связаны с базовой линией в нижней части изображения или к нескольким базовым линиям, покрывающим страницу сверху вниз. Базовый уровень имеет большое значение в показателе готовности к совместной игре и мышления, таких как планирование и выполнение групповых фресок и кукольных представлений.
Используя линию сверху и базовую линию снизу, с воздухом между ними — дальнейшая эволюция. Дома и люди часто прозрачны.
Цвета используются для заполнения и обогащения линейной схемы и начинают связаны с реальной жизнью, то есть трава и деревья зеленые, небо синий, яблоко красное. Красный и синий – любимые цвета. Чертежи основывается на воспоминании о вещах, а не на фактическом внешнем виде, и может включают сенсорные впечатления от обоняния, вкуса, слуха и чувство.
Реалистичная сцена
По мере того, как ребенок больше воспринимает реальность и становится более искусным в выражая то, что он видит, знает и чувствует, он обычно переходит в стадию Истинный-Внешний (от девяти до четырнадцати лет и старше). Реализм вообще начинается вместе с ранним подростковый возраст, и ребенок, который указывает на меньшее сотрудничество со взрослыми можно направить на совместное мышление, используя темы людей помогая друг другу. Совместное планирование и групповое выполнение мероприятий теперь понравилось больше. Воспринимается и прорисовывается больше деталей; рисунки показывают девочки в юбках и мальчики в длинных брюках. Новые пространственные концепции включают перекрывающиеся и отступающие плоскости, а затем использование линейных перспектива. Тонкое затенение формы заменяет простые, плоские области цвет; оттенки и оттенки цвета более предпочтительны.
В возрасте от четырнадцати лет и старше часто используется монохроматический цвет; цвет используется для выражения настроений и чувств, а также для изображения реальных реалистичный цвет.
Любимые предметы: дома, корабли, растения и люди; другие предметы могут включать животных, насекомых, рыб, транспортные средства, оружие и ландшафты. Интерес к рисованию головы человека вытесняет рисование целиком. фигуры, когда навыки зрительно-моторной координации не поспевают за способность ребенка видеть реалистично.
(Знающий учитель может стимулировать живые занятия, на которых дети позируют друг для друга в качестве помощи в преодолении этой проблемы. )
Как реалистичный стадия прогрессирует, подросток склонен рисовать одним из двух способов:
он воспринимает и выполняет работу с акцентом на визуальное, внешний вид вещей; или
он выражает себя на чувственном или субъективном уровне, имея дело с мышечные ощущения и тактильные впечатления, чтобы формы, которые он рисует, кажутся искаженными по внешнему виду.
Особые дети
Предшествующий обзор стадий развития искусства нормального
детей дает основу для понимания того, чего ожидать от особых
дети. Оценка детей по нескольким разрозненным рисункам не
рекомендуется для неопытных людей. Достоверная оценка может быть сделана
собирая ежедневные спонтанные фотографии в персонализированную папку. Дата
каждая работа; записывайте значимые вербальные высказывания ребенка о
работа. (Это можно отметить на обратной стороне изображения.) Они становятся частью
постоянной записи роста и изменений. Используя такой портфель,
и наблюдая за спонтанными художественными сессиями, где свободный выбор материалов
и предметы предлагаются, работник по уходу за детьми может научиться определять
уровень развития каждого ребенка.
Полезно знать, что ребенок может рисовать мелками лучше, чем мел, потому что он использовал его чаще; даже взрослые должны пройти через исследовательский, манипулятивный период, когда они впервые пробуют новое средство, прежде чем используя его с навыками своего нормального уровня компетентности.
Эмоционально неуравновешенный ребенок, лишенный нормального творческого выражение из-за временной органической дисфункции, родительского пренебрежения или эмоциональная заторможенность может целесообразно прогрессировать в направлении развития уровне его нормального хронологического возраста при наличии материалов и симпатическая мотивация, в атмосфере, способствующей свободному, личному рост. Неуравновешенный ребенок, который замкнут, напуган или зол, может быть побуждает к принятию себя и окружающего мира через привлекательный, веселый, сенсорный опыт в простом искусстве деятельность, обращение с такими материалами, как глина, пальчиковая краска, или коллаж.
Умственно отсталые дети развиваются медленнее, чем нормальные. Для у них художественные этапы наступают позже и требуют более продолжительного времени для развития. Содержание их работы может отражать интересы их хронологический возраст. Медленно обучающийся подросток с коэффициентом интеллекта не ниже 70 лет, независимо от его уровня в классе, имеет тенденцию использовать некоторые предметы материя, найденная в творчестве нормального подростка. Подросток в эта категория интересуется светскими мероприятиями, на которых присутствуют представители обоих полов. подарок. Мальчикам нравится изображать спорт, смелые поступки и механические объекты. Как правило, умственно отсталый ребенок не справляется со сложными задачами. но может с удовольствием работать над проектами, похожими на задачи его сверстников которые могут быть приспособлены к умственному возрасту детей младшего возраста. Их изображениям может не хватать движения или богатой детализации, и они, как правило, более стереотипны с большим количеством заблуждений в пропорциях форм.
В их композициях часто отсутствует единство, центр интереса или структура. Они успешно используют линии и цвета, хотя цвет чистый и редко смешивается. Искусство дает отсталому ребенку возможность успешных достижений на своем уровне, и он часто будет поддерживать интерес к художественной деятельности после того, как нормальные дети израсходовали свои интересы в другом месте.
Исследования показывают, что рисунки глухих детей особенно богаты детали, благодаря острой зрительной памяти, но содержат меньше людей или животных и социальные взаимодействия. Они часто изображают жестокость и насилие; таким образом, искусство может иметь для них исключительно важное значение как способ выражения тревоги, страха и разочарования, вызванных их состоянием изоляция.
Когда слепых детей научили успешно рисовать шрифтом Брайля техники, формы, которые они производили, лишены деталей и напоминают формы гораздо младшие дети. В основном их выражения основаны на чувств в том смысле, что они целиком проецируют внутренний мир тактильных и телесные ощущения. Слепые часто использовали глину. возраст; схемы достигаются путем ощупывания и прикосновения к себе и объектам. Работа выполняется путем объединения множества кусочков глины в аддитивную конструкцию. Тактильные занятия по резьбе, лепке, обработке фольги и кожи, коллаж и мозаика, живопись и рисование пальчиками привлекают незрячих дети. Так как у этих детей развит острый слух, музыка и другие звуки могут значительно обогатить их художественный опыт. Ритм, движение и линия могут быть восприняты через звуки и переведены в визуальные выражения.
Заключение
Таким образом, детское искусство следует последовательной модели роста и развития.
разработка. Искусство каждого ребенка отражает уровень его самосознания.
и степень, в которой он интегрирован со своим окружением.
Детей можно поощрять к проницательности, воображению и творчеству когда ими руководят знающие, отзывчивые люди, которые позволяют им свободу выражать идеи, чувства и фантазии в моде соответствует их уровню развития и способностям.