Характеристика на первоклассника от учителя: Характеристика ученицы 1 класса скачать

Психологическая характеристика современного первоклассника — начальные классы, прочее

Консультация для родителей

«Психологическая характеристика современного

первоклассника»

Выполнила : воспитатель ГБДОУ № 37

Архипова О.И.

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

Современные дети, поступающие в школу, существенно отличаются от своих сверстников 80-90-х гг. прошлого века: эти отличия обнаруживаются в сфере самосознания, содержании внутренней позиции школьника и мотивационного аспекта деятельности, социальных условиях.

Особенности современных первоклассников и их окружения:

У нынешнего поколения более слабое здоровье (в среднем по 1 человеку на класс с 1-ой группой здоровья, в то время, как в начале 90-х таких детей было больше половины класса).

Социальная незрелость. Первоклассник остаётся по сути дошкольником, не обладающим элементарными навыками самообслуживания (переодевание, шнурование, поиск учебных принадлежностей к уроку в своём же портфеле) и родители это «оставание в детстве», поощряют, требуя непременного поощрения «детскости» и от школы («Снизойдите, это же первоклассник!») Но Программы и их требования рассчитаны на среднего ученика-первоклассника! Массовая школа с наполняемостью классов в 30 человек соответствовать этому требованию (всех переодеть, зашнуровать, приготовить к уроку) не в силах. Т. о., внутренняя позиция школьника у современных первоклассников в большей мере характеризуется стремлением к сохранению дошкольных форм отношений со взрослыми.

Внезапно появившаяся и с невероятной силой вспыхнувшая агрессивность родителей, порой беспочвенная, «профилактическая» в отношении школы и учителей, продиктованная предыдущей причиной и пропагандой СМИ.

Вопиющая психолого-педагогическая безграмотность существенной части родителей, отсутствие стремления к этим знаниям, ложная самозначимость в этом вопросе, низкая социальная зрелость самих родителей. Фразы: «Его убить только осталось», «Он – источник всех наших проблем» и подобные в отношении первоклассников в последние годы родители произносят особенно часто с полной серьёзностью, без всякого переносного смысла.

Часты попытки родителей снять с себя ответственность за воспитание, обучение и обеспечение детей (к школьному обучению в частности), самоустраниться, переложить ответственность на плечи школы и учителя, но оставить себе лишь контролирующие функции. Приходится напоминать о существовании ст. 52 п.п.2, 5 Закона «Об Образовании».

Родители учат детей с пелёнок читать (в прямом смысле с пелёнок) по зарубежным «модным» методикам, это обучение занимает годы. В то время, как в старшем дошкольном детстве нормально развитые дети готовы без особого труда овладеть механизмом чтения за месяц школьного обучения. Школа вынуждена порой переучивать «рубленое» чтение и «копировальное» письмо детей, заранее наученных неспециалистами; а переучивать, как известно, тяжелее, чем учить.

Дошкольное детство в лице ДОУ оставляет «свои родные» занятия рисованием, аппликацией, играми и т.п. по требованию родителей, переключаясь на натаскивание детей к школе, а именно на обучение чтению, наивно полагая, что в нём одном заключается школьная зрелость. При этом, соответственно, игнорируется или уходят на второй план расширение кругозора, развитие тонкой моторики руки совместно с мышлением, которое, как известно, «на кончиках пальцев» в лепке, в рисовании карандашами. Играть в игры по правилам становится некогда, а ведь они влияют на формирование социальной зрелости и волевой регуляции – ещё двух важных компонентов школьной готовности, кроме интеллектуальной, о которых с откровением узнают родители, порой, к сожалению, поздно. Детсадовские занятия зачастую уходят от игры, приобретают форму школьно-урочной системы. Натасканность детей такими занятиями радует первый месяц, но развенчивается в процессе дальнейшего обучения, когда после первых адаптационных рассказываний сказок по картинкам уровня ясельной группы («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба») появляются иллюстрации к литературным сказкам , перечисленным в классической программе ДОУ Васильевой для узнавания и называния старшими дошкольниками, обнаруживается стерильность кругозора (двое детей из 25 узнали сказку А. С. Пушкина «…о спящей Царевне и о семи богатырях»: один назвал автора, другой – сказку). Практически все дети к началу школьного обучения худо-бедно читают, но лишь малая (очень малая) доля их рисует, а это исключительно возрастное, их «родное», естественное занятие. Услышать: «Я не умею читать!» двадцать лет назад было в порядке вещей, слышать: «Я не умею рисовать!» дико; сейчас ситуация в этом отношении изменилась с точностью до наоборот и родителям не кажется абсурдной.

У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. Объединение в одном классе первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению, означает для педагога, что он одновременно должен работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, учитывая своеобразие каждого психологического возраста и закономерности развития в этом возрасте. В противном случае нарушается дальнейшее психическое развитие ребенка.

У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна, словарный запас, как правило, сводится к штампам из передач сомнительного содержания и современных мультфильмов не самых детских телевизионных каналов.

Современные дети очень активны. Они рассудительны и хорошо говорят. Работать с такими детьми с одной стороны очень интересно. С другой стороны нынешние дети наряду с гиперактивностью очень невнимательны и неусидчивы. Еще и потому, что они считают, что уже все давно знают.

У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, не обременённое рамками воспитания. Они много знают о своих правах и мало о своих обязанностях, зато искренне считают, что у учителей есть только обязанности при полном отсутствии их прав.

Дети практически перестали играть в коллективные игры по правилам, социализирующими, тренирующими коммуникативную сферу. И как следствие — дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы, правила поведения в обществе.

Группы и классы для детей с ЗПР, встречавшиеся когда-то в интернатах для сирот, теперь обычное дело в детсадах и школах для родительских детей с живыми и здоровыми мамами-папами.

Соответственно встает вопрос – такое положение вещей – это отражение исторических и социальных изменений в обществе, в результате чего изменились временные рамки наступления младшего школьного возраста? Наверное, да, ибо почти все перечисленные особенности первоклассников и их окружения имеют социальные корни.

Если обратиться к работам Л.И.Божович (1908 – 1981 г.г.) и ее последователей то, можно сказать, что психологический портрет первоклассника их времени был менее инфантилен, чем психологически портрет современных первоклассников.

ЛИТЕРАТУРА:

Гринева М. С. «Внутренняя позиция школьника современного первоклассника»; http://psychlib.ru/mgppu/disers/GrinevaMS/GVp-a-023.htm;

Пикфорд Л. А. «Характеристика личностного развития современных первоклассников»; http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30155_full.shtml;

Чканикова А. «Современные первоклассники: кто они?»; http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201200824;

Трудности в обучении первоклассников.

Почему они возникают?

1. Не слышит учителя.

 Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить, что у него имеет место снижение физического слуха. Установить его степень может лор-врач, а наблюдать и лечить – врач-сурдолог. Кроме того, возможно, ребенок плохо слышит по другим причинам, например, из-за патологии органов дыхания. Он может иметь трудности включения в учебный процесс: не понимать и не принимать учебную ситуацию в силу психологической незрелости, несформированности учебной мотивации. Допустим, ребенок пришел в школу играть и общаться, а не учиться. Кроме того, многие дети не умеют себя вести в классе, их нужно этому учить. Бывают дети, которые не могут сосредоточиться, когда в классе шумно. Такому ребенку требуется стимулирующая помощь учителя: ободрение, похвала, установка на успех, а также щадящий режим, дополнительные занятия в менее отвлекающей обстановке. Возможно, ребенок физически ослаблен; в семье не обеспечивается режим дня и питания, нарушена формула сна. Это тоже не позволяет ему сосредоточиться на необходимый отрезок времени и слушать учителя. Напоминаем, что ребенку семи лет, особенно в период адаптации,  необходимо спать не менее 10 часов.

2. Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи.

В этом случае у ребенка отмечается недостаточный уровень словесно-логического мышления. Возможно, это временная задержка развития, и ребенку просто нужно помочь ее преодолеть. Определить причины и спланировать индивидуальную работу помогут специалисты: психолог, дефектолог, логопед. Однако, возможно, причины гораздо серьезнее — незрелость или повреждение центральной нервной системы. В этом случае необходима также врачебная помощь.

3. Ходит по классу во время урока; сидит под партой, кривляется и т.п.

Возможно, это гиперактивный ребенок, который просто не в силах усидеть за партой даже 30 минут. Поможет смена видов деятельности, физкультминутки, релаксационные паузы. Может потребоваться и помощь невролога. Объясните родителям, что подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Гораздо важнее набраться терпения и сделать уроки! Развитие памяти, внимания, фонематического восприятия, мелкой моторики, звуко-буквенный анализ – все это можно делать в любой обстановке: призовите свою фантазию! Это касается и учителя, и родителей. Причиной может оказаться и незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков учебной деятельности или  протестная реакция на сложное задание.

4. Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе.

У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений, затруднено выполнение тонких движений руки. При письме ребенок двигает языком или ногами, поднимает, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. Все эти непроизвольные движения, неадекватные выполняемому действию, говорят о склонности ребенка к навязчивостям. Необходимо выполнять упражнения, восполняющие функциональную недостаточность структур мозга, координирующих и регулирующих движения. На коррекционых занятиях эти дети должны ползать, маршировать, делать перекрестные движения, отбивать ритм, выполнять ритмичные движения в сочетании с речью (стихи, речевки, чистоговорки), учиться действовать (или воздерживаться от действия) по условному сигналу, осваивать дыхательную гимнастику и ряд специальных упражнений. Многое из этого могут применять как учителя, так и родители. Вместе с тем, чередуя умственную нагрузку с динамическими паузами (физкультминутками), следует приучать ребенка сохранять рабочую позу в течение всё более длительного промежутка времени. В течение урока напоминайте детям о правильной посадке за партой: спину держим прямо, плечи ровно, голову прямо. Традиционная рабочая поза сохраняет так называемую «спинномозговую вертикаль», что является необходимым условием умственной работоспособности ребенка.

5. При письме рука устает; дрожит; слабеет; тяжелеет; сильно напрягается.

Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Это может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребенок). Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов). Атмосфера благожелательности, положительный эмоциональный настрой в классе и дома – необходимое условие успешности таких детей. Поговорите с родителями: никаких переписываний, домашнее задание выполняется один раз, после отдыха, в хорошем настроении. Есть масса способов развить мелкую моторику и укрепить мышцы кисти, не доводя состояние ребенка до необходимости вмешательства врачей и массажистов.

6. Любое замечание учителя, снижение оценки вызывает слезы.

Причиной может быть неустойчивость, неуравновешенность психики, незрелость эмоционально-волевой сферы. Возможно, ребенок физически ослаблен, плохо себя чувствует. Нередко встречаются дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, восприимчивостью. Повышение голоса и строгий взгляд вызывает у таких детей стрессовую реакцию, они теряются, ведут себя неадекватно. Соразмеряйте свое воздействие!

Ребенок должен знать и чувствовать, что его понимают, верят в его будущие успехи – и они обязательно придут. Очень важен настрой семьи. Нельзя завышать требования. «У тебя будут только пятерки» — крайне неконструктивная установка. Возможны также случаи, когда требуется наблюдение у невролога.

7. Говорит кратко, очень тихо.

Скорее всего, это  замкнутый, стеснительный, неуверенный в себе ребенок. Дайте ему время привыкнуть, не настаивайте сразу на развернутых высказываниях. Практикуйте хоровые ответы, с соревнованием по рядам и т.д. Ситуация успеха, освоение навыков общения, поощрение устной речи  постепенно снимут проблему. Однако встречаются дети  с нарушением голоса – проконсультируйтесь с логопедом или лор-врачем. Существуют и логофобии — боязнь говорить в силу каких-либо  речевых нарушений. Причиной может быть и задержка психоэмоционального развития.

8. Говорит очень громко.

Может быть следствием нарушения физического слуха (см. пункт 1). Встречается также громкий голос по физиологическим причинам. Особенности речевой среды в семье могут сформировать привычку говорить громко, кричать без надобности. Однако чаще всего у ребенка нарушены или не сформированы механизмы саморегуляции – а это значит,  что требуются меры коррекционного и воспитательного свойства.

9. Затрудняется в исполнительной стороне графических функций (трудности формирования процесса письма).

Обычно это следствие недостаточности фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. С точки зрения нейропсихологии это  проблемы в  подкорковых структурах мозга. Желательна консультация специалиста. Все чаще встречаются дети с несформированностью пространственных представлений, зрительного восприятия.

В основе трудностей обучения письму может лежать несформированность моторных действий, которая проявляется как неловкость крупных и — особенно — мелких движений: способность манипулировать мелкими предметами, держать карандаш, рисовать простые линии. При обучении таких детей письму следует обратить особое внимание на темп письма. Все задания дети должны выполнять в медленном темпе, получив четкую инструкцию. Прописи с рабочей строкой 4 мм не рекомендуются. Противопоказаны программы интенсивного обучения.

10. При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает».

Возможные причины: нарушение дыхательной функции из-за снижения объема жизненной емкости легких, слабый тип нервной системы, замедленный темп деятельности. Таким же образом может проявляться дизартрия (см. пункт 14). В тяжелых случаях можно заподозрить развитие невроза, включая логоневроз (речевой невроз). Как правило, эти дети имеют легкие функциональные или органические нарушения нервной системы, в частности, алалию или дизартрию. Погоня за скоростью чтения может сыграть крайне отрицательную роль в развитии и обучении таких детей. Трудности усугубятся, сформируется стойкое специфическое нарушение чтения – дислексия.

11. Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем, замедленный темп деятельности.

Медлительный ребенок постепенно врабатывается в учебный материал, его трудно переключить на другое задание. Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает. Желание взрослых подгонять такого ученика приводит к тому, что он начинает нервничать и еще дольше не может вникнуть в работу. Родители и педагоги относят это на счет упрямства, однако в спокойной обстановке ребенок способен переключиться на новый вид деятельности гораздо быстрее. У такого ребенка предыдущая инструкция может наложиться на последующую и привести к путанице. Он плохо справляется с короткими и быстрыми самостоятельными работами, а учителя и родители считают, что ребенок ленится и может работать, «когда захочет». При медленном темпе работы значительно лучше обучается.

Другая возможная причина — повышенная утомляемость, истощаемость. На уроке надо дать возможность ребенку работать в свойственном ему темпе, вместе с родителями формировать навыки организации учебного труда. Необходимо строгое соблюдение режима дня, достаточный отдых. Отсутствие мотивации, интереса к учебе. Попробуйте разобраться в проблемах ребенка совместно с родителями и психологом. Так же будет проявлять себя ребенок с повышенным внутричерепным давлением, что требует лечения у невролога.

12. Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован.

Возможно, «виноваты» индивидуальные свойства ребенка: слабость нервной системы, повышенная тревожность, неуверенность в своих силах. В этом возрасте, особенно в связи с изменением социальной ситуации (новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники), у детей может проявиться сильная привязанность и даже зависимость от матери. Возможно, ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к школьной обстановке, установить положительно-эмоциональный контакт с учителем. Учитель – главная фигура для первоклассника! Ни в коем случае не стыдите ребенка, не сравнивайте с более успешными одноклассниками, станьте соавтором его первых школьных успехов.

13. Зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево.

Основные причины: несформированность зрительно-пространственных представлений. Нарушение зрительного восприятия. Скрытая или явная леворукость.

Несвоевременное формирование процесса левополушарной латерализации (установление доминантной роли левого полушария головного мозга) может стать  источником неудач в становлении письменной речи. К моменту обучения грамоте у ребенка должна уже быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, при попытках насильно заставлять леворукого ребенка писать правой рукой затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности, что неизбежно приводит к проблемам.

Если с течением времени ребенок дает все больше зеркальных переворотов букв, пишет неразборчиво, то нужно обратиться к специалистам. Однако есть и меры развивающе-профилактического характера, о которых пойдет речь в другой главе.

14.  Нечеткая «смазанная» речь;  когда говорит, мышцы, лица, губ, языка вялые или, наоборот, слишком напряженные.  Бывает повышенное слюноотделение. Волнуясь, затрудняется в произнесении сложных слов.

Возможно, это признаки нарушения двигательной функции органов речевого аппарата (язык, губы, небо), т.е. дизартрия. Это может установить логопед или врач-невролог. Такому ребенку требуется лечение и индивидуальный подход. Нельзя форсировать процессы овладения чтением и письмом, навыки следует формировать постепенно, «не гнаться» за скоростью чтения.

15. Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст.

Недостаточный уровень развития памяти, внимания. Может быть, у ребенка не сформирован навык произвольного запоминания. Если ребенок плохо запоминает со слуха – ему поможет зрительная опора, работа с зеркалом, проговаривание (особенно одновременно с ритмичными движениями).

То, что мы считаем плохой памятью, может быть следствием недоразвития мыслительных процессов, недостаточности активного словаря, слабого воображения (не может представить то, о чем говорится).

16. Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует мягкие и твердые согласные; все это сказывается на письме и чтении.

Признаки крайне низкого уровня сформированности фонематического восприятия. Нужна помощь логопеда, совместная работа логопеда и учителя.

Часто встречается у левшей, коррекции поддается только при регулярных интенсивных занятиях.

17. На письме сложности с правильным употреблением предлогов, трудности с математикой.

Несформированность пространственных ориентировок: выше-ниже, ближе-дальше, справа-слева, между, над-под и т.д. Начинать нужно всегда со схемы собственного тела. В формировании пространственных представлений у детей неоценимую помощь может оказать учитель физкультуры. Занятия танцами, ритмикой, гимнастикой (особенно ушу) также показаны. Пространственные представления – совершенно необходимый базис полноценного освоения ребенком закономерностей языка и элементарной математики.

18.       В письменных работах пропускает буквы.

Слабая концентрация внимания; несформированность приемов самоконтроля; индивидуальные особенности. С точки зрения нейропсихологии, причина – в трудностях поддержания тонуса коры головного мозга в активном рабочем состоянии. Отсюда – несформированность регуляторных механизмов контроля собственных действий. У такого первоклассника затруднено формирование связей «звук – буква». Сформированный акт письма предполагает однозначную взаимосвязь на уровне коры головного мозга между услышанным звуком («фонема»), произнесенным звуком («артикулема»), увиденной буквой («графема») и способом написания этой буквы («кинема»).

Проблема может быть обусловлена нарушениями развития устной речи ребенка: поздно заговорил, двуязычная семья, в семье снижена культура речи и др.

19.       Невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании. Не понимает инструкцию с 1-го предъявления («от доски»).  

Низкий уровень развития произвольности; сниженный уровень объема и устойчивости внимания; недостаточность слухоречевой памяти; преобладающая мотивация — игровая. Здесь можно порекомендовать: систему пошаговых инструкций (не более 5 слов), ориентированных на близкие цели. Например: 1) открыть тетрадь, 2) взять ручку и т. д. Перед выполнением каждого задания следует давать дополнительную мотивацию: «для чего мы выполняем задание? Чтобы…» Развивать способность запоминать на слух ряды слогов, слов,  затем словосочетания, короткие фразы. Полезно включать в учебную ситуацию игровые моменты.

            Если вы замечаете, что ребенок к тому же быстро утомляется, плохо переносит шум, яркий свет, духоту, не воспринимает громкий голос, яркие образы, его укачивает в транспорте, то, возможно, у этого ребенка имеется минимальная мозговая дисфункция (ММД). Такие дети могут страдать головными болями, а к концу учебного дня — перевозбуждаться, становиться слишком подвижными, неуправляемыми. Нередко эти дети, что называется, «без тормозов». Степень проявлений признаков ММД сильно меняется в зависимости от состояния здоровья, окружающей обстановки, времени года. Детям с ММД необходимо постоянное наблюдение и лечение у невролога, а также помощь психолога, дефектолога.

20.       Испытывает трудности при решении математических задач.

Низкий уровень развития общего интеллекта. Плохо понимает грамматические конструкции («Если… то», «Для того чтобы…» и др.). Несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления. Требуются дополнительные занятия, обследование у психоневролога.

21.       Испытывает трудности при пересказывании текста.

Не сформировано умение планировать свои действия, слабо развито логическое запоминание, низкий уровень речевого развития, низкий уровень развития образного мышления (логических операций), снижена самооценка, другие психологические причины. Комплекс дополнительных упражнений.

22.       Ребенок-левша.

Сама по себе леворукость не всегда является фактором риска и не требует специальной программы обучения. Часто ребенок-левша даже более одарен, чем его сверстники. Вместе с тем в воспитании, обучении и развитии леворуких детей есть свои особенности, которые должны знать и учителя, и родители. Преобладание левой руки над правой отражает измененную («атипичную») организацию работы полушарий головного мозга. Этим и обусловлены характерные для ребенка-левши особенности поведения, умственной деятельности, моторной сферы. Есть среди них и такие, которые могут затруднить ребенку обучение в школе и вызвать негативную реакцию взрослых: ослаблены адаптивные механизмы, возможны эмоциональные срывы и неврозоподобные эпизоды поведения, повышена потребность во внимании окружающих, противопоказана спешка, снижена способность к переключению, затруднена ориентировка в тетради, на письме обилие необъяснимых ошибок, стойкие ошибки при чтении. В этих случаях следует обратиться к специалистам.

23.       С первых недель обучения у ребенка выявляются трудности чтения и письма.

Вероятная причина – недостаточная сформированность таких функций, как зрительно-моторное восприятие и зрительно-моторные координации. Эти проявления функциональной незрелости ребенка не позволят ему научиться читать и писать легко и быстро. Необходимы  специальная работа по комплексному развитию функций, фиксированное внимание к способу написания букв при обучении письму, медленный темп обучения, систематическая, но не длительная (10-15 минут) работа по формированию функций. В процессе обучения возможны оптические ошибки, зеркальное письмо. Темп чтения должен быть медленный, так как ребенок с трудом дифференцирует и различает близкие по конфигурации буквы, цифры.

Не рекомендуются программы интенсивного обучения, раннее (с 1 класса) изучение иностранного языка.

24. Гиперактивный ребенок. Излишне подвижный, чрезмерно деятельный ребенок при более пристальном внимании обнаруживает двигательную расторможенностъ, реактивность, которая сочетается с повышенной возбудимостью, «хаотичным хватанием» всего, что попадается на глаза, и утомляемостью. При незнакомых взрослых ведет себя так же, как и при родных. Такого ребенка легко спровоцировать на конфликт, даже в присутствии учителя. На резкое замечание дает резкий ответ. Пытается, но не может сдержать обещание; часто этот ребенок вызывает раздражение, а не сочувствие, при этом сам сильно страдает. В процессе обучения также периодически «отключается», не замечая этого. Как следствие, при неплохой памяти заучивание материала может быть затруднительным. Ребенку трудно сохранить умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя он остается двигательно активным до позднего вечера. Сильные эмоции также могут дезорганизовать поведение такого ребенка. Гиперактивность, чаще всего, —  это не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, требующий наблюдения у невролога и комплексной коррекции. Взрослые должны проявлять твердость и последовательность в воспитании, вместе с тем не давать категорических указаний и избегать слов «нет», «нельзя». Реагировать на действия ребенка нестандартно: пошутить или на время оставить его одного, спокойно повторять свою просьбу одними и теми же словами много раз. Следует неукоснительно соблюдать режим дня. Места для занятий и игр должны быть постоянными, с определенным местом для каждого предмета. В школе такой ребенок должен находиться перед глазами учителя, на первой парте прямо у доски. У него всегда должна быть возможность быстрого обращения за помощью. Важно направлять энергию ребенка в полезное русло. При благоприятных условиях признаки гиперактивности смягчаются и проходят по мере взросления ребенка.

 

Обучение детей самоконтролю | HONORABLE CHARACTER™

Помощь детям в развитии самоконтроля необходима для их роста и развития. Как учителя и родители могут научить детей самоконтролю и помочь им уменьшить импульсивное, разрушительное или безрассудное поведение, которое может стоять на пути их личного успеха?

Построение и поддержание здоровых отношений с детьми повышает вероятность воздействия на их сердца. Развитие характера лежит в основе мотивации ваших детей, а обучение определенным качествам, таким как самоконтроль, помогает детям стать лучшей версией самих себя. Например, обучение самоконтролю в классе может помочь молодым людям противостоять отвлекающим факторам и понять ценность отложенного удовлетворения и вознаграждений, которые дает контроль над импульсами.

Старшие дети продолжают учиться справляться со своими эмоциями перед лицом конфликтов или сложных ситуаций. С помощью учебных материалов и упражнений для обучения самодисциплине вы можете помочь своим ученикам узнать о преимуществах развития самоконтроля.

Стратегии и занятия, развивающие самоконтроль

Дети узнают о ценности самоконтроля через жизненный опыт и деятельность. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на тех случаях, когда маленьким детям не хватает самоконтроля, учителя и родители должны сосредоточиться на распознавании желательного поведения и черт характера, признавая и подтверждая положительные результаты, когда дети практикуют самоконтроль.

В классе и дома родители и педагоги могут использовать эти инструменты и развивать позитивные отношения, чтобы способствовать развитию самосознания и самоконтроля.

Придерживайтесь предсказуемых и осмысленных правил и распорядков

Когда среда вокруг нас постоянна и разумна, нам легче контролировать свои эмоции и поведение. Дети должны знать ожидания и их причины, а не выяснять методом проб и ошибок. Знание того, что ожидается и какие навыки регулирования поощряются, дает детям стабильную структуру для развития.

Процедура также является мощным инструментом, помогающим развивать навыки ожидания и самообладания. Дети чувствуют себя уверенно, когда знают, что и когда произойдет, и они могут лучше контролировать свои импульсы, когда есть запланированный выход их энергии и спокойное время для учебы или отдыха в течение дня. Навигация по этим ежедневным переходам укрепляет их способность намеренно успокаивать себя.

Моделируйте положительные качества и используйте положительное подкрепление

Каждый день молодые люди наблюдают и учатся у взрослых образцов для подражания. Сосредоточившись на целенаправленном обучении самоконтролю, отмечайте свои собственные проблемы и моделируйте поведение, которое вы поощряете. Практика глубокого дыхания при проявлении сдержанности и сострадания в трудных ситуациях активно демонстрирует ценность этих положительных черт характера.

Положительное подтверждение и признание вознаграждает детей, которые практикуют самоконтроль и достигают новых вех в своем социально-эмоциональном развитии. Аутентичные слова поддержки, подчеркивающие определенную черту, в сочетании с наклейками или диаграммами, показывающими эти достижения, очень мотивируют детей, а их визуальная природа помогает детям распознавать собственный прогресс. Благодаря преднамеренному положительному признанию наши дети становятся более уверенными в своей способности контролировать свои эмоции и поведение.

Использование социально-эмоциональных игр и программ

Использование игр для подготовки детей к реальным жизненным ситуациям, с которыми они столкнутся и которые требуют самоконтроля, обучает жизненно важным навыкам и весело подходит к решению задач. Существуют игры и инструменты, предназначенные для маленьких детей, которые учатся справляться со своими физическими импульсами и улучшать свои исполнительные функции, а также занятия для детей постарше, чтобы практиковать долгосрочное отложенное удовлетворение и учиться поддерживать членов команды для группового успеха и вознаграждения.

Использование программ социально-эмоционального обучения (SEL) активно развивает у ребенка навыки решения проблем и взаимоотношений, помогая ему распознавать и понимать свои эмоции и развивать сочувствие к другим. Дети, которых часто «исправляют» за деструктивное поведение, часто чувствуют себя изолированными и неуверенными. Позитивные программы учат детей, признавая и поощряя улучшения, и они могут разорвать негативные циклы в классе или дома.

Использование систем материального вознаграждения и инструментов

Диаграммы поведения, которые отслеживают положительное поведение ребенка, черты характера или цели, — это простой и очень эффективный способ поощрения и признания ежедневного прогресса и долгосрочных целей. Для того, чтобы получить наклейку, звезду или другое признание, каждому ученику нужно будет практиковать самоконтроль. Будь то тихое ожидание перерыва или демонстрация сотрудничества с другими, с помощью этих реальных инструментов можно поощрять определенные черты характера, поведение или цели.

Одна из лучших вещей, которую ребенок может сделать, чтобы справиться с поведением, которое он пытается изменить, — это распознать, когда он испытывает стресс или тревогу и нуждается в самоуспокоении. Родители и учителя могут создать тихое место, где дети могут добровольно уединиться, или предоставить коробку для успокоения, полную игрушек-непоседах, мячиков или других предпочтительных способов справиться с ситуацией, когда им трудно контролировать свои действия или слова.

Образовательные программы, формирующие положительные черты характера

Есть некоторые черты характера, которые ценятся повсеместно и которые настраивают детей на будущий успех в отношениях, карьере и высшем образовании. Система почетного характера использовалась учителями более 30 лет для продвижения 14 из этих почетных качеств (шесть для дошкольников), включая такие вещи, как ответственность, сотрудничество и сострадание.

Отслеживая, распознавая и записывая хороший выбор характера в классной таблице, учителя поощряют благородный характер учащихся и укрепляют формирование привычек и изменение сердца в сторону самоконтроля, уважения, доброты, усердия и т. д. Помогая учащимся осознавая свой выбор и предоставляя учителям возможности для восстановления, Система почетного характера мотивирует молодых людей развивать социально-эмоциональные навыки, которые способствуют их личностному росту и более крепким, более позитивным межличностным отношениям с учителями, родителями и сверстниками.

Каждый человек должен научиться самоконтролю и тому, как сдерживать свое поведение, чтобы вносить свой вклад в общество и развивать себя с лучшей стороны. Дети заслуживают возможности освоить эти важные навыки позитивным и вдохновляющим образом. Чтобы узнать больше о программе Honorable Character для домашнего обучения, отдельного класса или всей школьной системы, свяжитесь с нами или загрузите образец пакета наших инструментов и ресурсов для родителей, учителей и администраторов.

советов по преподаванию документальной литературы в первом классе

Преподавание научно-популярной литературы в первом классе может показаться изнурительным, но оно может быть очень увлекательным для вас и ваших учеников при наличии правильных инструментов и ресурсов. Мы часто предполагаем, что первоклассники тяготеют к художественной литературе, но вы, вероятно, удивитесь, узнав, что многие из моих учеников вместо этого с удовольствием читают научно-популярные тексты. Когда вы думаете о том, что мы читаем во взрослом возрасте, большая часть этого — научная литература из новостных статей, журналов, практических руководств и книг с рецептами. А первоклассники всегда стремятся узнать новые факты и информацию, что в конечном итоге приводит их к научному тексту. Но чтение научно-популярного текста определенно сопровождается стратегией и практикой, чтобы учащиеся могли эффективно читать.

Итак, если вам интересно, как научить чтению документальной литературы и/или обучать стратегиям чтения научной литературы, у меня есть для вас 6 советов.

Прежде всего, вы должны начать с преподавания художественной литературы, а не документальной. Сравните художественную литературу с документальной литературой, используя якорную диаграмму, это будет действительно отличным способом для учащихся отличить документальную литературу от художественной литературы. Вы можете дать своим ученикам практическую практику, предоставив им примеры обоих текстов и просмотрев их, чтобы найти различия между ними. Я даю учащимся некоторое время на анализ обоих типов текстов, а затем небрежно хожу по комнате, указывая на различные типы текстовых особенностей и отмечая различия, которые я вижу в текстах. Это время позволяет учащимся сделать свои собственные выводы и получить практический опыт различения художественной литературы и документальной литературы.

Обсуждение в классе

После того, как ваши ученики познакомятся с различными типами художественной и научно-популярной литературы, вы можете устроить групповое обсуждение, используя научно-популярную и художественную книгу. Я бы посоветовал использовать книги на ту же тему. Таким образом, вашим ученикам будет легко заметить разницу между художественным и научно-популярным текстом. Обычно я сначала читаю художественную книгу, а затем на якорной диаграмме мы назовем характеристики книги, такие как персонажи, иллюстрации и элементы повествования. Затем мы прочитаем научно-популярную книгу и проделаем то же самое, а затем поговорим о различиях и даже сходствах. Опять же, чем больше практической практики, тем более увлекательной и полезной она будет для ваших студентов.

Я бы порекомендовал для сравнения акулу Кларка и удивительных акул.

Обучение функциям документального текста

Мы должны убедиться, что наши учащиеся могут идентифицировать и использовать различные функции документального текста. Хотите знать, как научить первоклассников документальным текстам? Мы можем сделать это, предоставив им подробное обучение функциям текста с помощью увлекательных, веселых и интерактивных занятий. Это первое место, где я начинаю с документальной литературы, а затем даю своим студентам много практики в ознакомлении с этими функциями. Один из моих любимых способов практиковаться — использовать игры, и это отличный способ неформальной оценки. Вы также можете ознакомиться с этим постом о текстовых функциях, в котором я более подробно расскажу о том, как я обучаю текстовым функциям. Один из любимых способов использования текстовых функций моими студентами — хирургия документальной литературы. Это просто очень интересный способ углубиться в отработку текстовых функций, и я обещаю, что ваши ученики получат удовольствие. Удивительно, на что способна пара хирургических перчаток!

Исследуй другой текст

Книги всегда в моем классе. Но мы также должны знакомить наших юных учеников с различными типами научно-популярных текстов. Я всегда начинаю с чтения отрывков, потому что они короче, но насыщены информацией. Вы также можете принести журналы, такие как National Geographic или High Week. Это хит моих деток! Вы также можете проверить мой список книг на Amazon, где есть множество отличных книг для первоклассников.

Интересные темы

Один из советов, который я усвоил за годы преподавания стратегий чтения документальной литературы, заключается в том, чтобы выбирать наиболее интересные тексты и темы. И я объединила чтение и письмо документальной литературы с темами, которые, как я знаю, понравятся моим первоклассникам. Когда учащиеся имеют возможность прочитать научно-популярный текст, затем ответить на вопросы, сделать выводы и написать информационный текст. Это всеобъемлющий способ собрать все вместе таким образом, чтобы он был понятным для первоклассников. Ниже у меня есть огромный список ресурсов, которые я использую со своими учениками, чтобы действительно пробудить их интерес к чтению и письму документальной литературы.

Арктические животные

Пингвины

Акулы

Фермерские животные

Африканские животные

Рептилии

Млекопитающие

Животные и их дети

насекомы подумай про себя, что я только что прочитал? Представьте себе юных учеников, которые только начинают знакомиться с разными типами текстов. Чтение художественного текста сильно отличается от художественной литературы, поэтому очень важно, чтобы наши учащиеся много практиковались с различными видами текстов, чтобы понять, как использовать текстовые функции, чтобы получить максимальную отдачу от текста.