Характеристика трудного подростка пример: Характеристика на трудного ученика — Характеристика на ученика

Содержание

Характеристика на ученика (образцы, примеры)


Характеристика на учащегося школы – один из важнейших психолого-педагогических документов, составление которого актуально: как при смене места учебы, так и для предоставления в качестве рекомендации в различные органы.

Далее представлены примеры (образцы) характеристик на учеников из разных групп. Они могут подходить для учащихся разных классов, начиная с начальных: 1,2,3 и заканчивая остальными: 4,5,6,7,8,9,10.

Пример положительной характеристики на мальчика – ученика

Иванов Александр учится в ГУ «СШ № 19» г. Свердловска с первого класса. Ученик имеет хорошее физическое и умственное развитие. Ответственный и трудолюбивый. Владеет навыками самостоятельной работы. Умеет сопоставлять, анализировать, четко выражать свою мысль.

На 8-м году обучения Александр перешел в класс математического профиля. Он предпочитает предметы гуманитарного цикла, увлекается историей и правом.

Александр соблюдает режим школы и установленные правила поведения. Не пропускает занятий беспричинно.

Основные черты характера: спокойный, уравновешенный, избегает конфликтов.

Любые поручения выполняет безоговорочно и ответственно. Активно участвует в школьных мероприятиях.

Вредные привычки отсутствуют.

Трудолюбив, владеет необходимыми трудовыми навыками, в работе аккуратен и точен. Самоуверенный, точно оценивает собственные возможности, стремится к успеху, первенству, решительный, настойчивый.

Отличается воспитанностью, скромностью. Тактичный, доброжелательный. С одноклассниками дружит. Очень обязательный, переживает за результат выполняемого поручения. Пользуется авторитетом.

Родители интересуются успехами своего ребёнка. Постоянно общаются с классным руководителем. Оказывают посильную помощь в вопросах жизнедеятельности класса.

Форма документа

  • Название документа («Характеристика в военкомат»).
  • ФИО, год рождения, национальность, образование (детские сады, школы).
  • Краткая информация о семье (ФИО родителей, дата рождения и место работы). Также можно отметить материальное благосостояние, наличие (если есть) зарегистрированных психических заболеваний и алкоголизма.
  • Общее состояние здоровья.
  • Характер призывника (насколько наблюдателен, скоординирован, обучаем, ответственен, насколько развиты память, реакция), поведение (в том числе в сложных ситуациях), отношения с родными и сверстниками (пользуется ли авторитетом, в каких отношениях находится с преподавателями), общественная внеучебная активность (спортивные и иные соревнования, олимпиады, мероприятия, общественные работы, секции за последние три года).
  • Успеваемость в школе, посещение дополнительных курсов.
  • Тип темперамента, лучшие стороны и навыки, любимые предметы в школе (Можете выделить те, что даются ему лучше и хуже всего). Отметьте, если ученик курит или употребляет алкоголь, имел ли проблемы с полицией.
  • Субъективный вывод: годен ли ученик, по вашему мнению, для службы, если да, то в какой бы род войск вы его рекомендовали.
  • Цель выдачи документа («для предъявления в приемную комиссию военкомата»).
  • Подпись классного руководителя, директора школы и печать.
  • Дата.

Все эти данные должны быть актуальны, описывать ученика нужно в настоящем времени. Помните, что, если вы назначены ответственным лицом за написание характеристики ученика для военкомата, вы несете прямую ответственность за написанное вами, и отвечаете за достоверность информации, которая вами предоставлена.

При написании характеристики ученика на первый план необходимо выдвинуть его положительные стороны, и, если считаете нужным, нейтральным образом указать на недостатки, если они имеют весомое значение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Характеристика ученика или студента — один из обязательных документов, который молодой человек должен предоставить в военкомат. Она должна давать четкое представление о том, кем человек является в обычной гражданской жизни.

Считается, что характеристика сильно влияет на то, в какие войска попадет будущий солдат: по сути, это один из немногих способов понять, что из себя представляет человек. Если описать какие-нибудь полезные для армии навыки ученика, велика вероятность, что он будет служить в специализированных войсках, а не в обычном стройбате.

Наряду с другими стандартными документами характеристику прикрепляют в личное дело призывника. После тщательного изучения психотерапевтом во время призывных мероприятий, в зависимости от ее содержания, выносится решение о том, в какие виды войск призывник годен.

Характеристика с места учебы для военкомата важна тем, что содержит оценку социальной активности, инициативности и поведения юноши в социуме. Подобные документы играют далеко не последнюю роль, поэтому здесь нужно указать общественно-психические нюансы характеризуемой личности. Не менее важными являются и данные об успеваемости ученика.

Характеристика не имеет какой-то строгой формы заполнения, тем не менее при ее оформлении следует учитывать определенные правила и пункты, которые необходимо указать. Подобная оценка пишется в свободном стиле от руки или печатным способом.

Правила написания характеристики на ученика в военкомат в основном складываются из определенных общепринятых формулировок. В структуру свидетельства, определяющего основные черты характера юноши, должны входить:

  • Блок с личной информацией, где указывается Ф. И. О. ученика, дата рождения, адрес проживания, место учебы, год поступления в учебное заведение.
  • Блок, содержащий сведения о составе семьи, материальном положении и внутрисемейных отношениях. Здесь указываются ближайшие родственники.
  • Блок, описывающий психологический портрет юноши, включающий в себя информацию о его моральных качествах и поведенческих нормах.
  • Блок, информирующий о поведении на месте учебы и отношениях с одноклассниками и однокурсниками. Указывается средний балл успеваемости, уровень физической подготовки и владения иностранными языками.
  • Успехи и достижения в процессе учебы. Участие в общественной жизни учебного заведения.
  • Увлечения молодого человека, его привычки.

Описанные в свидетельстве характерные черты личности ученика для военкомата должны не только содержать хорошие качества призывника, но и указывать его недостатки. Ответственным лицом должна быть внесена информация, если молодой человек имеет приводы в отделение полиции, о конфликтах и склонностях к сменам настроения, вспышкам гнева или депрессии. Несмотря на то что многие образцы характеристики в военкомат не содержат этого пункта, упускать его ни в коем случае нельзя.

Характеристика для военкомата для положительного ученика

Шишкин Игорь учится в ГУ РФ «ПСОШ №17» г. Пскова с 1 класса. В течение всех лет обучения в школе выполняет правила внутреннего распорядка, на уроках дисциплины не нарушает. Учится преимущественно на оценку «4». Имеет математический склад ума.

Интеллектуально развит, начитан, имеет богатый словарный запас. Умеет выстроить материал в логической последовательности, анализировать и делать выводы.

Постоянно совершенствуется, при подготовке к урокам использует дополнительную литературу, расширяя багаж собственных знаний за рамками школьной программы.

Исполнителен, ответственно подходит к выполнению поставленной задачи. Отличается смекалкой, эрудирован, не поддаётся чужому влиянию, самостоятелен.

Имеет задатки лидера, является примером для одноклассников, никогда не отказывает им в помощи. Коммуникабелен, тактичен в общении. Адекватен к критике.

Имеет хороший уровень физической подготовки. Участник многих школьных и внешкольных спортивных соревнований. Вредных привычек нет.

Игорь проживает с отцом, матерью и старшим братом. Положительный микроклимат семьи благоприятно сказывается на мальчике. Родителям небезразлична судьба Игоря, они постоянно интересуются его успехами.

Характеристика дана для предъявления в военкомат.

Образец положительной характеристики на девочку – ученицу школы

Бокова Виктория учится в ГУ «РШ №18» г. Рязани с 1-го класса. За годы учебы проявила себя как деятельная, коммуникабельная ученица, обладающая высоким интеллектуальным уровнем и справляющаяся со всеми учебными дисциплинами. Проявляет интерес к точным наукам и урокам физического развития. Вне школы изучает английский язык, увлекается рисованием.

Виктория обладает широким кругозором, любит читать. Умеет выражать собственное мнение, четко формулирует свои мысли. Всегда сфокусирована на выполняемой деятельности, однако может легко переключиться на решение другой задачи. Отмечена высокая скорость освоения учебной программы и легкость, с которой девочка воспроизводит полученные знания.

Она соблюдает все правила школьного распорядка, уроков беспричинно не пропускает. Занимает пост помощника президента школы, является членом ученического Парламента и Совета школы. Мечтает стать следователем.

На протяжении всего периода обучения активно участвовала в классных и общешкольных мероприятиях.

Виктория инициативна, часто выступает в роли организатора. Отзывчива, трудолюбива, общительна, редко пребывает в плохом расположении духа. Честная, умеет отстаивать свои убеждения, всегда добивается положительного результата. Дружелюбна, имеет лидерские качества, что позволяет ей занимать ведущие роли в ученическом коллективе.

Является действующей спортсменкой в составе танцевального коллектива. Наличие вредных привычек не замечено.

Родители подходят к воспитанию дочери со всей ответственностью. Являются в школу по первому требованию.

Готовая характеристика на ученика со средними способностями

Рябчиков Владислав учится в ГУ «ОСОШ №5» г. Орла с 7-го класса. Отмечены средние способности при освоении им учебной программы.

На уроках малоактивен. Не проявляет должного интереса к обучению, раскрывает свои навыки лишь под постоянным контролем со стороны педагогов.

Задания на дом выполняет периодически. Предпочтение отдаёт изучению истории. Трудно даются предметы естественно-математического цикла. Мало читает, потому обладает недостаточным словарным запасом. Часто отвлекается, неспособен сосредоточится на поставленной перед ним задаче.

Обладает основными трудовыми навыками, но неактивен, а потому редко их применяет. В культурно-массовых мероприятиях практически не принимает участия, ссылаясь на свою занятость.

Не всегда честен. Доверием среди сверстников и взрослых не пользуется. Может подвести.

Физическое развитие Владислава хорошее. Занимается велосипедным спортом. Становился бронзовым призером Чемпионата области. Увлекается футболом.

В диалоге с одноклассниками и педагогами Владислав сдержан и вежлив. Во время спора может быть импульсивным, эмоциональным и проявлять упрямство. Склонен к независимости.

Является дружелюбным мальчиком, а потому поддерживает товарищеские отношения с большинством одноклассников.

Родители Владислава активно воспитывают ребенка и способствуют его развитию, стараясь изменить ситуацию с успеваемостью сына. Всегда идут на контакт с руководителем класса, посещают школу.

На ученика с низким уровнем знаний и успеваемости

Корниловский Никита учится в ГУ «КСОШ №2» г. Кирова с 1-го класса. За все время учёбы в школе проявил такие свои качества как лень и безразличие к образовательному процессу. Не проявляет должного внимания к предлагаемому учебному материалу, отвлекается на посторонние занятия и игнорирует учительские замечания. Больший интерес у него вызывает общение с одноклассниками. Пассивность поведения на уроках ведёт к низким результатам успеваемости. Задания на дом не выполняет, но мастерски умеет списывать.

Занятий беспричинно не пропускает.

Определенный интерес проявляет к гуманитарным предметам, любит поэзию, историю.

Имеет необходимые трудовые навыки, однако недостаточно инициативен для их применения. Больший приоритет отдаёт участию в классных и школьных общественных мероприятиях.

Любит внимание со стороны, требует уважения к себе, к своему мнению. В разговоре может использовать нецензурные слова, считая это нормой поведения.

Обладает значительным уровнем спортивной подготовки, посещает тренажерный зал. Не приемлет вредных привычек.

Со сверстниками дружелюбен, пользуется авторитетом. Со старшими не всегда бывает вежливым. Не терпит несправедливости.

Живет с отцом, матерью и младшим братом, о котором очень заботится. Родители регулярно появляются в школе и общаются с классным руководителем. Активно пытаются повысить уровень знаний Никиты.

Кто может дать личностную оценку

Характеристика в военкомат на ученика из школы может быть представлена в двух видах: обычная или психологическая. Первый вариант является обязательным свидетельством. Ее пишет классный руководитель. В этом случае характеристика будет содержать основные пункты, которые расскажут о семье ученика, о его успеваемости, интеллектуальном развитии, о социальном статусе, занимаемом в классе, уровне самооценки и основных психологических качествах. Таким образом, педагогическое свидетельство должно содержать полную и емкую информацию о юноше.

Из высшего или средне-профессионального учебного заведения для военкомата характерные черты личности ученика (студента) фиксирует должностное лицо – сотрудник деканата.

Характеристика на ученика из неблагоприятной семьи с плохим поведением

Ключевский Илья учится в ГУ «ЛСОШ №4» г. Липецка с 1-го класса. Учебный процесс не вызывает у мальчика интереса, но стоит отметить абсолютную посещаемость. Способен осваивать учебный материал в больших объемах, но общая пассивность во время обучения приводит к низкому уровню знаний.

К себе не требовательный. Память можно охарактеризовать как произвольную смешанную. Если удаётся его заинтересовать, то лучше всего проявляет себя в точных науках. Стабильности результатов мешает отсутствие трудолюбия и прилежания. К происходящему в классе безразличен, неактивен. Домашние работы не готовит. Речь развитая.

Имеет все необходимые трудовые навыки, но старается избегать личных поручений и общественных мероприятий.

Имеет хорошую физическую форму. На любительском уровне занимается футболом и большим теннисом.

Во время контактов с одноклассниками и педагогами может проявить агрессивность, упрямство, часто его действия импульсивные и слишком эмоциональные. Не дисциплинирован, склонен к независимости, умеет отстоять личную точку зрения. Честен.

Систематически нарушает правила поведения, стоит на учете у социального педагога, неоднократно имел беседы со школьным психологом.

Не имеет должного уважения со стороны одноклассников. Дружит с учащимися, младшими по возрасту, среди них является лидером.

Замечен за курением.

Проживает с матерью и сестрой. Мать не занимается воспитанием детей, ссылаясь на рабочую занятость. Школу не посещает, общения с классным руководителем избегает.

Характеристика трудного подростка в полицию от классного руководителя

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Григорьев Андрей учится в 10 классе ГУ «СОШ №13» г. Архангельска с сентября 2021 года. За неполный семестр обучения зарекомендовал себя как злостный прогульщик. Периодически появляется на занятиях, но к самой учебе относится с полным безразличием. Домашних работ не выполняет.

В коллективе подросток общается мало, с трудом контактирует с одноклассниками, доброжелателен к детям младшего возраста. Ввиду отсутствия инициативности и лидерских амбиций не пытается улучшить своё положение.

Андрей аккуратный, следит за своим внешним видом. При выражении собственного мнения достаточно скромен, но упрям. Убедить в чем-либо мальчика достаточно сложно. Однако учащийся имеет заниженный уровень самооценки, что позволяет лидерам класса вести его за собой.

Андрей активно занимается интересной ему внеурочной деятельностью (секции, тренажерный зал). Участвует исключительно в спортивной жизни школы, не проявляя интереса к прочим общественным мероприятиям. Может отказаться от выданного ему поручения или не довести дело до конца. Трудовая инициатива с его стороны отсутствует.

С 1 октября 2021 года состоит на внутришкольном учете у социального педагога и психолога.

Проживает в неполной семье с мамой. Воспитанию ребенка она не может уделить должного внимания, поскольку за перемещениями Андрея уследить сложно. Мама старается поддерживать связь с администрацией школы и классным руководителем.

Примеры и образцы положительных характеристик студента с места практикиДоверенность на получение товара и товарно-материальных ценностейОбразцы досудебных претензий о возврате финансовых средствКак правильно написать заявление на отпуск (на работе)? Примеры и образцыПримеры положительных характеристик (образцы с места работы)Примеры: (образцы и бланки) исковых заявлений в суд

Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков

Семья и школа являются неразрывно существующими социальными институтами, которые обеспечивают воспитательный процесс и необходимое взаимодействие ребенка, его родителей и социума.

«Трудные» дети — это такие дети, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм поведения. Понятие «трудный» ребенок на сегодняшний день имеет достаточно широкое распространение в обществе.  К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно найти общий язык и заниматься как педагогам, так и родителям, это дети, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу различных причин, связанных с новым возрастным этапом их жизни.  Такие дети испытывают трудности психологического характера. Повышенная агрессивность, частая смена настроения, вспышки ярости, страхи, депрессивные состояния, все это подавляет ребенка, мешает ему развиваться как прежде, тревожит родителей. Трудности наступают и в учебной деятельности, им трудно учиться по общей программе, выполнять общие требования. В силу разных причин «трудный» ребенок становится не таким, как его сверстники. Одни дети в этом возрасте могут отставать в физическом развитии, другие, напротив, набирать бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие дети — вундеркинды. Каждый «трудный» ребенок труден по-своему [2].

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками «трудного». Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте, так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил: «Личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать».

Признаки трудновоспитуемости появляются именно в тот момент, когда ребенок начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его. Как показывают различные исследования причин «трудного» поведения подростков, в большинстве случаев, ответ на этот вопрос кроется в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели имеют дело с самым тонким и чутким, что есть в природе — детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того должного внимания, которое должен получить [2].

Воспитание ребенка начинается с самого его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом — школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок.

В своем развитии ребенок не стоит на месте, он идет вперед. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает как нужно делать, что можно и чего нельзя. Родители, которые подавали плохой пример своему ребенку в детстве, не застрахованы от проблем, которые появятся у них в воспитании в более взрослом возрасте [3].

Выводы многих известных педагогов и психологов, а также результаты современных исследований, свидетельствуют о том, что истоками проступков  и правонарушений являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются у детей в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом осознания ребенка себя как личности, принятием или отвержением социальных норм и правил. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека, склонного к различного рода нарушениям в поведении.

Учителя, которые сопровождают ребенка весь основной период его взросления и становления как личности, допускают в своей профессиональной деятельности также немало ошибок, которые приводят к педагогической запущенности ребенка, девиантному поведению, различному роду социальных отклонений [4].

Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход ко взрослой жизни, и особенности его протекания могут откладывать отпечаток на всю его последующую жизнь. Главная задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которое можно рассматривать в качестве основных психологических новообразований в этом возрасте. Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, нравственного развития, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от самого подростка, его окружения, социальной среды, но в большей степени на его развитие влияет воспитание в семье, отношение с родителями. Здесь важную роль играют внутрисемейные отношения, отношения между родителями подростка, непосредственное отношение и к самому ребенку [5].

Категория «трудных» подростков весьма обширна и достаточно разнородна. От того, насколько своевременно были выявлены признаки трудновоспитуемости и насколько адекватна была оказана помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков «трудности» являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

Три личностных недостатка подростка — эгоистичность, леность и лживость создают в этом возрасте психологическую  предпосылку трудновоспитуемости.
Характер поведения взрослых отражается на поведении ребенка. Трудности в воспитании не возникают вдруг, неожиданно и сразу в подростковом возрасте. Так как все проблемы воспитания идут из детства, то немаловажным фактором их благополучного преодоления является отношение к ребенку самих родителей. Главное правило в воспитании «трудных» детей — стремление к сотрудничеству. Важно бороться не с «трудным» ребенком, а вместе с ним за то хорошее, что есть в нем.

Не получая должной любви и заботы со стороны семьи, частых ссор и непониманий друг друга, подростки «уходят в себя», ни с кем не делясь своими проблемами, В таких случаях ребенок ищет поддержки со стороны ближайшего окружения, как правило, это приводит к употреблению алкогольной и табачной продукции, к началу ранней половой жизни, принятия наркотиков, поиска друзей «по несчастью», компании, где его будут любить и понимать [5].

Для семей, где воспитываются «трудные» подростки типичен постоянный разлад между родителями. Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, грубость, лицемерие, нечестность, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. В таких семьях основными методами наказания, дополняющим оскорбления и угрозы, являются жестокость, повышенная агрессия и телесные наказания. Неслучайно, что побеги из дома, грубость, причинение вреда себе и окружающим возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на личность подростка. В основном, в таких семьях родители просто не умеют правильно воспитывать детей из-за своего низкого культурного уровня, неумения общаться, находить общий язык и заниматься с ребенком[1].

Анализ отношения «трудных» детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что недостатки семейного и школьного воспитания, несогласованность позиции педагогов и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

Трудновоспитуемость сопровождается разрушением социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников [1].

Под воспитанием не стоит понимать насильственную смену личных качеств подростка. Данная особенность лишь вызывает противодействие. Это влечёт за собой ещё больший негативный эффект для воспитуемого ребёнка вследствие переходного возраста и связанного с ним отрицания всего, что будут делать родители и педагоги.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических особенностей подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений [6].

Работа с трудновоспитуемыми детьми должна осуществляться совместно с педагогами, психологами и родителями, и предполагает выявление индивидуально-психологических особенностей подростков, поиска не только слабых, но и сильных сторон ребенка, которые составляют здоровый психологический потенциал личности и являются опорой для дальнейшего перевоспитания.

Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации. Важно изучить детско-родительские отношения, какая атмосфера поддерживается в семье, как к ребенку относятся его родители, часто ли их воспитание заключается только лишь в запретах и наказаниях, и ограничениях, возлагаемых на личность подростка,  а также проанализировать межличностные отношения в социальной среде: какое положение занимает подросток в системе межличностных отношений, как к нему относятся его сверстники, имеет ли он круг друзей, которым может доверяет, а также изучить увлечения подростка, его интересы, склонности.

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Умение видеть положительное в его поведении, умение опираться и развивать это хорошее —  важнейшее условие успешной социально-педагогической работы [6].

Еще один важнейший этап — это установление доверительных отношений в кругу семьи. Подростки нуждаются во внимании со стороны своих родителей, положительной оценке, похвалы, поэтому важно установить связи по интересам с ребенком, помогать ему в учебной и внеурочной деятельности, постепенно восстанавливая доверительные взаимоотношения. Стоит объяснять ребенку, если он не прав, то в чем именно, разъясняя ему причины и помогая найти правильное решение из ситуации. Взрослый, в силу своего опыта,  должен стать старшим наставником и помощником  ребенка, подавать положительный пример, помогать ему в решении различных проблем,  наставляя его на правильный путь развития, объясняя это тем, что когда он вырастит, то станет успешным  и счастливым человеком.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего, с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, что создает весьма серьезные предпосылки для десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными для общества гражданами, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний и умений[3].

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого [6].

Воспитание «трудного» подростка достаточно сложный и кропотливый процесс, который требует особого внимания со стороны родителей и педагогов и занимает длительный период времени. Многие родители задаются вопросом, почему они перестали узнавать своих детей, почему их ребенок стал не таким, как раньше, что с ним произошло и как все вернуть обратно. Это происходит, в первую очередь потому, что сами взрослые давно забыли, как когда-то прошли тот же самый сложный жизненный этап взросления, сопровождающийся частой сменой настроения, вспышками ярости, грусти, внезапной радости. Родителям сложно вспомнить себя в таком возрасте, и еще сложнее поставить себя на место ребенка, прочувствовать то, что испытывает он, и помочь вместе разобраться в его проблемах, найти интересные увлечения, достойно воспитать, не нарушая психики ребенка. Для успешного взаимодействия родителей и детей специалисты разрабатывают практические рекомендации, которые помогают взглянуть на ребенка другими глазами, понять его, наладить эмоциональный контакт, разобраться в его неудачах и проблемах [5].

Находясь в непростом для подростка возрасте, родители зачастую не понимают его проблем, негативно реагируя на него, срываясь и ссорясь по пустякам. В таком случае, для того, чтобы настроить конструктивный диалог между родителями и ребенком, следует начать изменяться в лучшую сторону самим родителям и не забывать про личный пример, ведь именно собственное поведение остается самым мощным способом воздействия на ребенка. Заработать авторитет в глазах подростка, имея с ним непростые отношения, довольно сложная задача, поэтому важно сохранить доброжелательные и доверчивые отношения, быть для ребенка старшим наставником и другом, который способен помочь в трудной ситуации, одобрить, пожалеть, когда это будет необходимо, и похвалить.

Никогда и не при каких обстоятельствах не нарушайте личное пространство вашего ребенка, оно имеет для него большое значение. Нарушая границы личного пространства, вы можете потерять его доверие раз и навсегда.

Не позволяйте себе грубости, крик при разговоре с подростком только усилит негативные защитные реакции с его стороны и обострит конфликтную ситуацию. Не стоит воевать с ребенком, нужно научиться прощать его за шалости и самим просить прощения за грубости и недоверие. Первыми идите на примирение и компромисс, так ребенок почувствует себя любимым и нужным.

Запреты и наказания за непослушание вызывают бурные негативные реакции, подростки требуют от взрослых отношения к себе как к равному, считая себя самостоятельными, поэтому почаще говорите слово «можно». На ваших глазах, с вашей помощью, ребенок сделает то, что ему хочется, но при этом не будет делать это обманным путем. Доверяя своему чаду, вы получите доверие в ответ.

Подростковый возраст таит в себе много опасностей. Любые отрицательные эмоции, которые отражаются на подростке, впитываются им подобно губки. Частые ссоры и конфликты внутри семьи, как родителей между собой, так и с ребенком, откладывают внутри осадок, от которого ребенок хочет избавиться и забыть. Накопленные обиды наслаиваются друг на друга, и уже  вырастая, будучи взрослым человеком, он выплескивает их на других людях, в том числе, и на собственных мужьях, женах и детях. Поэтому родителям категорически запрещается  выяснять свои отношения при ребенке.

Не стоит стремиться подчинить себе ребенка, заставить его делать все так, как хочется вам. В ответ можно получить сопротивление, обманы и недоверие. Приказать можно не только с помощью палки, но и просьбой, и ласковым взглядом. Чтобы заставить подростка что-то сделать, достаточно ласково, доброжелательно попросить его об этом, и он обязательно откликнется, зная, что вы нуждаетесь в нем и его помощи.

В заключении хотелось бы добавить: сегодняшние подростки дадут завтра жизнь новому поколению людей. Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или созидатели, это уже во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с подростком в роли воспитателя. Необходимо, чтобы в этой роли выступал прочный союз родителей и педагогов, их взаимопонимание и взаимоподдержка. Тогда процесс воспитания окажется не таким сложным, как казался на первый взгляд, а результаты его будут вполне достижимы. 

Социально-педагогическая деятельность с трудными подростками в учреждении дополнительного образования

%PDF-1.5 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream

  • Социально-педагогическая деятельность с трудными подростками в учреждении дополнительного образования
  • Голышева Е. Ю.1.52018-06-27T16:11:51+06:00 endstream endobj 5 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents [108 0 R 109 0 R 110 0 R] /Annots [111 0 R] >> endobj 6 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 112 0 R >> endobj 7 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 113 0 R >> endobj 8 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 114 0 R >> endobj 9 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 117 0 R >> endobj 10 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 119 0 R >> endobj 11 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 120 0 R >> endobj 12 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 121 0 R >> endobj 13 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 122 0 R >> endobj 14 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 123 0 R >> endobj 15 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 124 0 R >> endobj 16 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 125 0 R >> endobj 17 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 126 0 R >> endobj 18 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 127 0 R >> endobj 19 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 128 0 R >> endobj 20 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 131 0 R >> endobj 21 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 132 0 R >> endobj 22 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 133 0 R >> endobj 23 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 134 0 R >> endobj 24 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 135 0 R >> endobj 25 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 136 0 R >> endobj 26 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 137 0 R >> endobj 27 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 138 0 R >> endobj 28 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 139 0 R >> endobj 29 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 140 0 R >> endobj 30 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 141 0 R >> endobj 31 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 142 0 R >> endobj 32 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 144 0 R >> endobj 33 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 145 0 R >> endobj 34 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 146 0 R >> endobj 35 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 147 0 R >> endobj 36 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 148 0 R >> endobj 37 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 149 0 R >> endobj 38 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 150 0 R >> endobj 39 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 151 0 R >> endobj 40 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 152 0 R >> endobj 41 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 153 0 R >> endobj 42 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 154 0 R >> endobj 43 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 155 0 R >> endobj 44 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 156 0 R >> endobj 45 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 159 0 R >> endobj 46 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 160 0 R >> endobj 47 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 161 0 R >> endobj 48 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 162 0 R >> endobj 49 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 163 0 R >> endobj 50 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 164 0 R >> endobj 51 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 165 0 R >> endobj 52 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 166 0 R >> endobj 53 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 167 0 R >> endobj 54 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 168 0 R >> endobj 55 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 169 0 R >> endobj 56 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 170 0 R >> endobj 57 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 171 0 R >> endobj 58 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 172 0 R >> endobj 59 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 173 0 R >> endobj 60 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 174 0 R >> endobj 61 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 175 0 R >> endobj 62 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 176 0 R >> endobj 63 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 177 0 R >> endobj 64 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 178 0 R >> endobj 65 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 179 0 R >> endobj 66 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 180 0 R >> endobj 67 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 181 0 R >> endobj 68 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 182 0 R >> endobj 69 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 184 0 R >> endobj 70 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 185 0 R >> endobj 71 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 186 0 R >> endobj 72 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 187 0 R >> endobj 73 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 188 0 R >> endobj 74 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 189 0 R >> endobj 75 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 190 0 R >> endobj 76 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 191 0 R >> endobj 77 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 192 0 R >> endobj 78 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 193 0 R >> endobj 79 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 194 0 R >> endobj 80 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 195 0 R >> endobj 81 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 196 0 R >> endobj 82 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 197 0 R >> endobj 83 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 198 0 R >> endobj 84 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 199 0 R >> endobj 85 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 200 0 R >> endobj 86 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 201 0 R >> endobj 87 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 202 0 R >> endobj 88 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 203 0 R >> endobj 89 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 204 0 R >> endobj 90 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 205 0 R >> endobj 91 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 206 0 R >> endobj 92 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 207 0 R >> endobj 93 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 208 0 R >> endobj 94 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 209 0 R >> endobj 95 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 210 0 R >> endobj 96 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 211 0 R >> endobj 97 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 212 0 R >> endobj 98 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 213 0 R >> endobj 99 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 214 0 R >> endobj 100 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 215 0 R >> endobj 101 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 216 0 R >> endobj 102 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 217 0 R >> endobj 103 0 obj > endobj 104 0 obj > endobj 105 0 obj > endobj 106 0 obj > endobj 107 0 obj > stream x

    Что считается нормальным поведением подростков?

    Десять или более лет назад вы пережили «ужасные двойки» со своим ребенком. Теперь, когда он или она подросток, вам может показаться, что вы играете в совершенно другую игру. Ваш подросток превращается из ребенка во взрослого, и его поведение может озадачивать или беспокоить вас. Как определить, является ли поведение нормальным подростковым поведением или чем-то большим? Вот несколько норм поведения подростков, к которым вы должны быть готовы, а также советы по определению того, требует ли что-то профессиональной оценки.

    Перепады настроения

    Вы помните, когда вашему ребенку было три года, и он перешел от восторга от возможности есть шоколадное молоко к ярости, потому что вы подавали его в зеленой чашке? Хотя подростки не бросаются на пол и не кричат, у них, как правило, бывают перепады настроения, которые могут показаться их родителям иррациональными и сбивающими с толку. Ваш сын может быть рад победе своей команды, а затем разозлиться, потому что тренер указал ему на то, что он может улучшить. Ваша дочь может превратиться из плачущей из-за ссоры с другом в возбужденную и болтливую, когда ее нынешний возлюбленный напишет ей через пять минут. Перепады настроения являются частью нормального подросткового поведения, и в большинстве случаев этого следует ожидать.

    Однако перепады настроения, которые влияют на повседневную жизнь вашего подростка, могут указывать на проблему. Если ваш подросток агрессивен до физической или словесной агрессии или если он большую часть времени грустит, такое поведение и чувства следует оценить. Точно так же, если ваш подросток колеблется от высокого уровня энергии, неустойчивого поведения и экстаза до того, чтобы провести целый день в постели, плача, это еще одна ситуация, которая требует профессиональной помощи.

    Проводя меньше времени с семьей

    В прошлые годы вам, возможно, нравилось завтракать со своим ребенком перед школой, а затем сидеть рядом с вами на диване, делать уроки, семейный ужин и час смотреть телевизор или болтать перед сном. Выходные могли быть потрачены на семейные занятия, такие как походы на пляж или просто возня по дому. Однако теперь, когда ваш ребенок стал подростком, вам может показаться, что вы его почти не видите! Если они не с друзьями, они в своей спальне общаются с одноклассниками и приятелями на своих устройствах.

    Проводить больше времени с друзьями и меньше с семьей — вполне нормальное поведение подростков. Это означает, что ваш подросток переключает круг своей поддержки на сверстников, а не на родителей, братьев и сестер. Хотя это может показаться обидным, это необходимый этап развития, и его следует ожидать и даже поощрять.

    Следует заподозрить проблему, если ваш подросток избегает контактов со всеми. Если ваш подросток проводит часы в своей спальне, ни с кем не общаясь, и отклоняет приглашения пойти куда-нибудь с друзьями и членами семьи, возможно, у него проявляются симптомы депрессии.

    Раздвигая границы и бросая вызов правилам

    Ваш подросток передвигается через полчаса после комендантского часа, шумит после «тихих часов» вашей семьи и опаздывает в школу? Может быть, они нарушают школьный дресс-код или нецензурно выражаются в повседневных разговорах. Подростки пытаются понять, какими взрослыми они станут, и один из способов сделать это — выйти за границы и правила, которым они без проблем следовали в последние месяцы. Они отстаивают свою независимость и автономию и говорят взрослым в своей жизни: «Вы не можете говорить мне, что делать!»

    Когда дело доходит до воспитания подростков, важно выбирать свои сражения. Возможно, вы решите, чтобы школа разобралась со слишком короткими шортами, а ваш ребенок сам разберется с последствиями. С другой стороны, вы можете настаивать на соблюдении тихих часов и лишении привилегий, если они продолжают проявлять невнимательность к другим членам семьи. Многие родители решают игнорировать и принимать неестественный цвет волос и странный выбор одежды, оттачивая при этом проступки, которые могут иметь реальные последствия.

    Несмотря на то, что подростки раздвигают границы, это нормальное поведение, но если ваш подросток часто попадает в неприятности в школе или нарушает законы, это указывает на проблему, которая выходит за рамки простого раздвигания границ.

    Легкие эксперименты

    Подростковые годы — это время для экспериментов с поведением взрослых, и хотя родителям это не нравится, многие подростки пробуют алкоголь, легкие наркотики (например, марихуану) и занимаются сексом. Важно, чтобы ваша позиция в отношении этих действий была хорошо известна; пусть ваш ребенок знает, что вы не одобряете употребление психоактивных веществ, например, и не допускаете его в своем доме. В то же время важно, чтобы вы не слишком остро реагировали, если узнаете, что ваш подросток пробовал пиво на вечеринке или что у него был (безопасный) секс. Выйти из-под контроля — это один из способов побудить подростка продолжать и просто лучше скрывать это в следующий раз.

    Создайте диалог, который поможет подростку сделать более безопасный выбор. Например, согласитесь забрать их без лишних вопросов, если им не удастся безопасно добраться до дома или если они чувствуют себя некомфортно на вечеринке или в гостях у друга. Поговорите о важности безопасного секса для предотвращения не только беременности, но и болезней. Кроме того, установите соответствующие возрасту границы, например, знайте, где находится ваш ребенок и с кем он находится. Будьте в курсе признаков употребления наркотиков и незамедлительно вмешивайтесь, если вы подозреваете, что редкое экспериментирование вашего ребенка превратилось в регулярное употребление или злоупотребление психоактивными веществами или, что еще хуже, в зависимость.

    Это нормальное подростковое поведение или что-то более серьезное?

    Как отличить бурный подростковый возраст от наличия психического заболевания? Например, может быть трудно понять, как врачи определяют, действительно ли ваш ребенок страдает депрессией, тревогой или посттравматическим стрессовым расстройством.

    Конечно, есть признаки, на которые следует обратить внимание, что и является целью Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM). Это стандартизированный текст и клинический справочник, который психологи и терапевты Северной Америки используют для диагностики своих клиентов. Руководство включает названия, особенности, симптомы и демографическую информацию обо всех признанных психических заболеваниях, включая зависимости. DSM находится в своем пятом издании, опубликованном весной 2013 года.

    Определение расстройства не является случайным. В его основе лежит определение ненормального поведения, которое психологи определили не только психологически, но и культурно, статистически. Важно отметить, что термин «ненормальный» здесь определяется особым образом и не используется критически, как это иногда может показаться в повседневном разговоре.

    Как правило,  психическое расстройство   представляет собой модель поведения или мышления, которая не является разумной или легко понимаемой. Это связано со значительным дистрессом или нарушением способности справляться с окружающей средой. Психические расстройства по определению включают в себя ненормальное поведение, которое определяется четырьмя способами.

    Во-первых, выходит ли поведение за пределы определенного статистического диапазона, считающегося нормальным. Например, если большинство людей в мире могут пробежать милю за 10 минут, то это можно считать нормальным диапазоном скорости бега человека. Однако, если кто-то может пробежать милю за 5 минут или на другом конце спектра, скажем, за 20 минут, и быстрая скорость, и большая скорость считаются статистически ненормальными. Применительно к психическому здоровью человека, который демонстрирует поведение, которого нет у большинства населения, можно рассматривать как страдающего психическим расстройством.

    Однако наличие статистически аномальных отклонений не означает, что у них имеется расстройство. Например, если IQ человека невероятно высок, хотя он считается статистически ненормальным, нет никаких проблем с тем, чтобы быть очень умным!

    Таким образом, еще одно условие ненормального поведения заключается в том, вызывает ли оно значительный дистресс. Если человек чувствует депрессию, тревогу, страх или склонность к самоубийству, то его или ее поведение и модель мышления будут считаться ненормальными.

    Кроме того, если его или ее поведение или модель мышления приводят к неспособности адаптироваться или справляться с обстоятельствами, то это также может считаться ненормальным. Если кто-то время от времени грустит, но способен вести себя дома, на работе и в школе, его или ее поведение не может быть определено как ненормальное и может не соответствовать всем клиническим требованиям для диагностики депрессии. Неспособность радоваться жизни, иметь серьезные отношения, работать или хорошо учиться может указывать на ненормальное поведение.

    И, наконец, ненормальное поведение — это любой образец поведения, выходящий за рамки того, что общество считает нормальным. Например, в большинстве обществ кричать на публике своим умершим родственникам может считаться ненормальным, и на самом деле врач может счесть этого человека страдающим галлюцинациями или манией. Важно учитывать культурные различия, потому что в некоторых обществах общение со своими предками, даже если они уже умерли, может быть частью духовной традиции.

    Аномальное поведение или модели мышления являются первым признаком возможного наличия психического расстройства. На это обращают внимание клиницисты при постановке диагноза. Тем не менее, большинство терапевтов и психологов могут довольно быстро определить типичные симптомы для определенных диагнозов. Чтобы подтвердить свои наблюдения, профессионалы в этой области используют DSM, руководство, упомянутое выше. Это медицинский справочник Америки для диагностики клиента. К сожалению, это правда, что есть некоторые клиницисты, которые быстро ставят диагноз и назначают лекарства. По этой причине важно получить второе мнение, если вы чувствуете, что диагноз вашего ребенка неверен или поставлен на основе недостаточной информации.

    Заключение

    Ваш подросток пройдет через множество взлетов и падений между половым созреванием и временем, когда его мозг полностью разовьется, обычно в возрасте от 20 до 20 лет. Хотя 14-летнему ребенку требуется больше контроля и ограничений, чем 19-летнему, помните, что непрерывное родительское руководство необходимо, когда вы ведете своего ребенка во взрослую жизнь.

    Конечно, вы можете провести собственную оценку, изучив уровень функционирования вашего ребенка. Поведение, сигнализирующее о проблеме и, возможно, о признаках психического заболевания, свидетельствует о нарушениях в функционировании подростка. Например, если ваш подросток плохо учится в школе, если его оценки ухудшаются, а поведенческие проблемы продолжаются, то это может быть проблемой. Если конфликты среди сверстников обостряются или ссоры дома обостряются, то, возможно, стоит выяснить, присутствует ли психическое заболевание. Опять же, один из способов определить, является ли поведение нормальным для подросткового возраста или требует ли оно диагноза, — это если такое поведение мешает вашему ребенку функционировать дома, в школе или на работе.

    Если вам нужна помощь в расшифровке того, является ли поведение вашего подростка нормальным подростковым поведением или поводом для беспокойства, не стесняйтесь обращаться за помощью. Врач вашего подростка — хороший источник для получения совета. При необходимости ваш врач может направить вас и вашего подростка к специалисту по психическому здоровью для обследования.

    Травма и подростки – распространенные реакции

    Травматический опыт – это любое событие в жизни, которое создает угрозу нашей безопасности и потенциально ставит под угрозу нашу собственную жизнь или жизнь других людей. В результате человек испытывает сильный эмоциональный, психологический и физический стресс, который временно нарушает его способность нормально функционировать в повседневной жизни.

    Подростки, которые переживают неприятные или пугающие события, часто обеспокоены этими сильными эмоциями. Несмотря на то, что эти реакции обычно проходят как часть естественного процесса исцеления и восстановления организма, важно, чтобы родители или лица, осуществляющие уход, понимали, как подросток справляется со стрессом и травмой, чтобы они могли поддержать и помочь подростку.

    Подростки также могут быть глубоко расстроены местными, национальными или международными трагедиями или травмами, которые затронули их друзей. Ваш подросток будет справляться с травмой иначе, чем младшие дети или взрослые. Младший ребенок напрямую зависит от своей семьи, в то время как многие подростки обращаются за поддержкой к своим сверстникам. Чтобы помочь им, родители должны понимать, как подростки справляются со стрессом.

    Общие реакции на травму у подростков

    Все молодые люди разные, но общие симптомы дистресса включают:

    • сильные эмоции, такие как печаль, гнев, тревога и чувство вины
    • чрезмерная реакция на незначительное раздражение событие и частые разговоры о нем
    • нарушение режима сна
    • уход от семьи и друзей
    • желание проводить больше времени в одиночестве
    • стремление защищать семью и друзей
    • возвращение к более молодому поведению, включая отказ от ответственности или внезапное возвращение к бунтарскому поведению
    • повышенная потребность в независимости
    • эгоцентризм и забота только о том, что действительно важно
    • потеря интерес к школе, друзьям, хобби и жизни в целом
    • пессимистический взгляд на жизнь, цинизм и недоверие к другим
    • депрессия и чувство безысходности
    • трудности с кратковременной памятью, концентрацией и решением задач.

    Нормальный процесс заживления и восстановления после травмы

    Любое событие, подвергающее опасности вашу жизнь или жизнь других людей, приводит к тому, что ваше тело переходит в состояние повышенного возбуждения. Это «аварийный режим», при котором включается серия внутренних сигналов тревоги. Экстренный режим дает людям возможность получить доступ к большому количеству энергии за короткий период времени, чтобы максимизировать шансы на выживание.

    Большинство людей остаются в аварийном режиме только в течение короткого периода времени или до тех пор, пока не минует непосредственная угроза. Однако пребывание в аварийном режиме расходует жизненно важные запасы энергии, поэтому после него люди часто чувствуют себя уставшими.

    Нормальный процесс исцеления и восстановления включает в себя выход вашего тела из состояния повышенного возбуждения. Другими словами, ваши внутренние сигналы тревоги отключаются, высокий уровень энергии спадает, и ваше тело снова настраивается на нормальное состояние баланса и равновесия. Как правило, это должно произойти в течение примерно одного месяца после события.

    Подростковый возраст и независимость

    Переход от ребенка к взрослому может быть непростым. Подросток может потерять уверенность, которую он имел в детстве. В отличие от младшего ребенка, подросток не так зависит от своей семьи. Младший ребенок осознает, что без родителей ему не выжить, тогда как подросток больше осознает свою способность делать это «самостоятельно».

    Для подростков очень важны друзья и сверстники. Сравнивая себя со своими друзьями, подросток понимает, насколько они «нормальны». Подростки, как правило, колеблются между независимостью и незащищенностью после неприятного события. Такое противоречивое поведение может сбить с толку подростка и родителей, пытающихся ему помочь.

    Перебои в общении

    Подросток может быть глубоко расстроен произошедшим, но, несмотря на это, может не захотеть делиться своими переживаниями с родителями.

    Некоторые из причин этого включают то, что они:

    • нуждаются в большем количестве времени, чтобы переварить то, что произошло
    • не хотят признавать событие, говоря об этом
    • не хотят расстраивать своих родителей
    • желание быть сильным для родителей и других членов семьи
    • не думают, что родители их поймут
    • думают, что родители скажут им, что чувствовать и что делать
    • не согласны с точкой зрения родителей на событие
    • предпочитают разговаривать со сверстниками об этом
    • вместо этого обнаруживают, что сверстники помогают отвлечься от события
    • чувствуют себя сбитыми с толку своими мыслями и чувствами по поводу события
    • не умеют выражать сложные, незнакомые мысли
    • пугаются сильных чувств и страха они «теряют сюжет»
    • скорее отвлекутся, чем будут думать о событии
    • уже есть проблемы со связью до события.

    Семейные проблемы, которые могут развиться после травматического события

    Семейные проблемы могут возникнуть, если:

    • семья не говорит о событии преимущество ситуации
    • родители пытаются удержать подростка от группы сверстников или критикуют его выбор друзей
    • родители обижаются или злятся, потому что подросток предпочитает говорить о событии с друзьями, а не с семьей
    • семья спорит из-за разных точек зрения
    • родители пытаются получить эмоциональную поддержку от подростка.

    Советы, которые помогут подросткам справиться с травматическими реакциями

    Существует ряд стратегий, которые могут помочь подростку справиться с травмирующими реакциями.

    Некоторые общие предложения включают:

    • Поощряйте молодого человека к общению, не осуждая и не советуя его, пока он не попросит вашего мнения.
    • Покажите им, что вы действительно заботитесь о них, искренне заинтересованы и наслаждаетесь общением с ними.
    • Договаривайтесь об изменении ролей и обязанностей во время восстановления и проявляйте гибкость. Не пытайтесь жестко придерживаться того, что было до события.
    • Продолжайте любить, поддерживать и доверять, даже если все очень сложно.
    • Помните, что ваш подросток остается тем же человеком, которым он был до события, даже если он кажется другим.
    • Если вас спросят, мягко дайте понять подростку, что у него «нормальная» реакция на пугающий опыт и что со временем эти очень сильные реакции утихнут.

    Когда обращаться за помощью к медицинскому работнику после травматического события

    Травматический стресс может вызывать очень сильные реакции у некоторых подростков и может стать хроническим (продолжающимся).

    Признаки того, что вам следует обратиться за профессиональной помощью, включают:

    • Их поведение опасно, безрассудно или вредно.
    • Они кажутся постоянно подавленными или встревоженными.
    • Они начинают злоупотреблять веществами, такими как наркотики, сигареты или алкоголь, или их употребление резко возрастает.
    • Они не сообщают о том, куда идут, что делают и что чувствуют.
    • Кажется, у них нет никаких признаков выздоровления.
    • Поведение вашего подростка не имеет для вас смысла и кажется совершенно нехарактерным.
    • Вы беспокоитесь о них по любой причине.

    Если в какой-то момент вы беспокоитесь о своем психическом здоровье или психическом здоровье близкого человека, позвоните по телефону Lifeline по номеру 13 11 14.

    Где можно получить помощь

    • Ваш врач общей практики, специалист по психическому здоровью , например, психиатр, психолог, консультант или социальный работник
    • Ваш местный медицинский центр
    • Справочная служба Австралийского психологического общества Тел. 1800 333 497
    • Австралийский центр посттравматического психического здоровья в Финиксе Тел. (03) 9035 5599
    • Центр скорби и утраты Тел. 1800 642 066

    Консультации по телефону общего профиля:

    • Lifeline Тел. 13 11 14
    • GriefLine Тел. 1300 845 745
    • Beyondblue Тел. 1300 22 4636
    • Родительская линия Тел. 13 22 89
    • Телефон доверия для детей Тел. 1800 55 1800
    • МЕДСЕСТРА ПО ВЫЗОВУ Тел. 1300 60 60 24 – для получения экспертной медицинской информации и консультаций (круглосуточно, 7 дней).

    Положительные черты подростка – Университет Квинсленда

    Когда дело доходит до черт личности подростка, может быть слишком легко сосредоточиться на отрицательных сторонах. Мы уверены, что на ум приходят капризность, скрытность и упрямство. Но важно думать о положительных сторонах и о том, как развивать качества для достижения успеха.

    Поведенческие черты подростка, которые помогут в развитии всестороннего и счастливого взрослого, скорее всего, уже зарождаются в вашем ребенке. Вам просто нужно помочь им расцвести.

    Черты характера, которые вы оттачиваете в своем подростке с раннего возраста, помогут ему в учебе и будущей карьере, а также обеспечат конструктивные отношения с людьми в его жизни.

    Вот основные черты личности, которые помогут вашему подростку добиться успеха в жизни, и советы о том, как помочь в их развитии.

    Устойчивость

    Насколько эффективно ваш подросток восстанавливается? Устойчивость — важная черта личности подростка, потому что она означает, что человек может справиться с неудачей. Вместо того чтобы погрязнуть в жалости к себе, когда что-то идет не по плану, стойкий человек отряхнется и попытается еще раз.

    Стойкие люди чаще идут на риск или сталкиваются с трудностями, потому что знают, что в случае неудачи они смогут справиться с последствиями и двигаться вперед. Смелость идти на риск может сделать исключительных деловых людей. Важно не забывать учиться на ошибках или неудачах, чтобы они не повторялись.

    Вы можете воспитать в подростке устойчивость, побуждая его принимать вызовы и хвалить его усилия, а не достижения.

    Это научит их тому, что важно попробовать что-то независимо от результата. Если они не достигают результатов, на которые надеялись, обсудите с ними, что не сработало и почему, и что они могут изменить в следующий раз, чтобы обеспечить успех. Это поможет им прагматично относиться к неудачам, а также укрепит их уверенность в себе, чтобы они чувствовали себя более комфортно, принимая вызовы и рискуя. Этот процесс поможет им развить более устойчивый характер.

    Уверенность

    Одно из самых важных качеств для успеха в жизни — это уверенность, но это то, с чем борются многие подростки. Быть подростком может быть непростой задачей, и с таким количеством эмоций и изменений понятно, что их уверенность в себе может пострадать. Но есть способы помочь подростку стать более уверенным в себе.

    Уверенные в себе люди приводят убедительные аргументы, умеют убеждать и умеют добиваться амбициозных целей. Уверенность — положительная черта для подростка, потому что она учит тому, как важно знать свою самооценку.

    Вот три простых способа помочь ребенку развить уверенность в себе:

    • Поощряйте его к участию в командных мероприятиях, где они могут внести свой вклад в достижение общей цели.
    • Покажите им, что вы уважаете их мнение, даже если вы с ним не согласны.
    • Вовлекайте их в разговоры на темы, которыми они увлечены и в которых разбираются.

    Адаптивность

    В наше время одной из самых положительных черт подростка является адаптивность. Нет сомнений, что вашему ребенку придется адаптироваться к онлайн-обучению и изменениям в своей повседневной жизни на протяжении всей пандемии.

    Подростки постоянно справляются с изменениями в своей жизни: в своем теле, отношениях, мнениях и интересах. По мере того, как они становятся взрослыми, они выясняют, кем они хотят быть, и это может включать в себя множество новых вещей и обучение тому, как адаптироваться к новым ситуациям.

    Способность быстро и позитивно адаптироваться принесет вашему подростку хорошую службу на новом месте работы и поможет ему легко интегрироваться в университетскую жизнь. Во многих случаях адаптивность и уверенность идут рука об руку. Если ваш ребенок сможет уверенно подходить к новым ситуациям, это поможет ему учиться и расти во взрослом возрасте.

    Вы можете помочь своему подростку стать более адаптируемым, побуждая его пробовать новые увлечения или знакомиться с новыми людьми. Убедите их, что все чувствуют себя немного неловко или неловко в новых ситуациях, и это нормально. Для них важно посмотреть, что они могут привнести в новую среду, и позитивно интегрировать это в ситуацию. Как только они поймут, как они вписываются в общую картину, они с меньшей вероятностью будут испытывать стресс из-за перемен.

    Проактивность

    В подростковом возрасте необходимость совмещать столько разных приоритетов и готовиться к будущему может быть непосильной. Впадение в состояние апатии и даже апатии — нормальный механизм преодоления стресса.

    Проактивность — одна из самых полезных поведенческих черт подростка, потому что она означает, что ваш ребенок может оставаться мотивированным и продолжать прогрессировать, даже когда задачи начинают накапливаться, и соблазн просто проверить кажется самым простым вариантом.

    Быть активным означает брать на себя инициативу действовать, а не ждать, пока ситуация разыграется, а затем реагировать на нее. Проактивные люди умеют распознавать и использовать возможности, избегать неудач и преодолевать препятствия. Проактивность — важная черта успеха, когда ваш подросток переходит во взрослую жизнь.

    Вы можете помочь своему ребенку стать более активным, начав с простых ожиданий от семейной жизни. Повторите, что вы верите, что они будут использовать свой здравый смысл и инициативу, чтобы понять, когда нужно что-то сделать. Начните с установления таких стандартов, как уборка их комнаты не реже одного раза в субботу каждую неделю. Постепенно они начнут делать это раньше, чем вы попросите, и – кто знает – может быть, они начнут выполнять и другие задачи по дому, когда заметят вещи, требующие внимания (мы можем только надеяться).

    Восприятие

    Поглощенность собой — одна из наименее положительных черт подростка, и, к сожалению, она привлекает много внимания. Хотя подростки имеют привычку погружаться в свои собственные миры, они все чаще начинают занимать центральное место в таких мировых проблемах, как изменение климата и равенство. Сегодня молодые люди лучше, чем когда-либо, осведомлены о том, что происходит в мире.

    Подумайте обо всех способах усвоения информации вашим ребенком. Они постоянно видят и слышат новости и идеи по телевизору, через подкасты, социальные сети, музыку и потоковые сервисы. Каждый день они впитывают знания. Вопрос в том, понимают ли они это?

    Проницательные люди постоянно открыты для новой информации. Они знают, как усвоить это, понять и соотнести со своей жизнью. Они могут читать комнату и распознавать эмоции других. Быть проницательным — значит осознавать и понимать, что происходит вокруг вас.

    Вы можете помочь подростку стать более проницательным, побуждая его распознавать эмоции и мотивы других в различных социальных и формальных ситуациях. Посмотрите вместе дебаты или обсуждения (в новостях или панельных шоу), а затем подведите итоги вместе с ними. Попросите их обобщить различные точки зрения и рассказать о присутствующих эмоциях. Обсуждение того, почему люди чувствуют или ведут себя определенным образом, поможет им понять социальную динамику и то, как подходить к подобным ситуациям в будущем.