Харизма в православии: Харизма | это… Что такое Харизма?
Харизма | Правмир
Из диалога между Альбертом Шпеером, рейхсминистром вооружения гитлеровской Германии, приговорён нюренбергским трибуналом к 20 годам тюрьмы, c собеседником:
Собеседник: — Как по вашему, господин Шпеер, что позволяет человеку достичь высот в жизни и карьере?
Шпеер: — Личная харизма, вне всякого сомнения.
Валентина, наша давнишняя прихожанка, взволнованная, с руками, нервно сжимающими носовой платок, кажется ещё мгновение и она заплачет.
— Батюшка, я так согрешила, так согрешила. Даже не знаю, что теперь делать.
Этой весной одни люди здесь же в деревне, продали нам небольшой дачный участок. Причём уступили по очень сходной цене, а деньги разрешили отдавать по частям. Участок хороший, ухоженный, с маленьким, но очень уютным домиком. Бывшие владельцы — пожилая супружеская пара. Однажды хозяин, как обычно, шёл к себе на дачу, но оступился и упал. Упал и сломал ногу, вот здесь – и она показала на себе, где именно.
Человек долго лечился, и работать, как и прежде, уже не мог. Потом вдобавок с ним ещё и инсульт приключился, так его и вовсе парализовало. Сейчас без помощи жены он и повернуться не в состоянии. А ещё и лекарства потребовались дорогостоящие.
Вот хозяйка и решила продавать дачу, пока та смотрелась вполне прилично. Предложили нам с мужем, сын ходил смотреть, ему понравилось, мы её у них и приобрели. Была я дома у прежней хозяйки и там познакомилась с её больным супругом. Такой хороший человек, а как страдает. Вот из чувства жалости к болящему и благодарности, что недорого уступили нам свою дачу, я и подала в алтарь заздравный сорокоуст по тяжкоболящему Николаю.
Проходит, наверное с месяц, и та женщина звонит мне домой рано-рано утром и я слышу в трубке её тревожный голос:
— Валя, прости, что беспокою. Звоню тебе как человеку верующему. Других-то я никого не знаю. Спросить хочу, что мне с моим делать? Представляешь, сегодня ночью, наверно часа в три утра, он начинает сползать с постели. Это мой-то парализованный, и пытается на ноги встать. Я ему кричу: «Отец, куда собрался»?! А он в ответ: «Мать, в церковь пойдём».
Фото: Evgeniy Kolotuschenko, photosight.ru
Валь, какая ему церковь? Он же совсем неверующий, их и мамка в детстве никого не крестила. О Боге за всю жизнь ни разу не заговорил. Сколько лет мимо храма на дачу ходили, так он хоть бы раз в его сторону глянул. А тут такое. Чего делать -то, Валь? Ты там у себя в церковь вхожа, поспрашивай попа-то.
— Батюшка, — снова глаза Валентины готовы разрыдаться, — я как услыхала, что старик не крещёный, так за голову и схватилась. Ведь за него, некрещёного, целый месяц в алтаре частицу вынимали. Вот как я вас подвела. И как мне сейчас со всем этим быть?
— Как быть? Звони им. Раз у человека появилось желание в храм идти, а, тем более при таких делах, его крестить нужно, и без всякого промедления.
Тем же вечером мы договорились о крещении. А через три дня после крещения старик умер. Отпевали его в воскресенье по окончании литургии.
Я отпевал и поражался всему этому стечению обстоятельств. Кто-то кому-то сделал добро. Благодарный человек, не зная, что тот другой не крещён, подаёт его имя для поминовения в алтаре. А у него в нашем церковном понимании даже имени нет. Оно даётся при наречении перед оглашением и дальнейшим крещением. Священник молится, всякий раз вынимая из просфоры частичку за члена церкви с конкретным именем, в конце литургии погружая её в чашу с Кровью Христовой.
А здесь о ком молились? Но вот результат – после нескольких отслуженных литургий парализованное человеческое тело, обретая в себе остаток сил, пытается ночью подняться с одра и отправиться в церковь. Мы успели его покрестить, причастили и через несколько дней отпевали в храме. Не чудо ли?
Так и этого мало. Оказалось, ближайшие родственники усопшего тоже некрещеные. Сегодня крестилась вся его семья. Точно как в те давние евангельские времена.
Не устаю поражаться удивительной силе священнической молитвы. Вот сколько раз бывало, никак не могут близкие уговорить умирающего родственника пригласить батюшку на дом. Нет, и всё тут. Начинаем молиться, оканчивается сорокоуст, и, как правило, соглашается. Ещё замечаю, поминаешь кого-нибудь, порой месяцами, а он в храме даже не появляется. Думаешь, ладно. И прекращаешь о нём молиться. Неделя пройдёт, другая – глядишь, он тут как тут. Человек словно чувствует, что остался без молитвенного покрова.
У каждого священника немало таких примеров. Бывает, после службы подаёшь кому-нибудь просфору, а он в ответ благодарит и сообщает, что сегодня у него как раз именины или юбилей. И потом думает, что наш батюшка прозорливец.
А священник вовсе не прозорливец, просто на нём благодать такая. И сообщается она во время совершения таинства священства. Она им не заработана, не выстрадана, как у подвижника веры, но вручается специально для служения, как молоток тому же плотнику. И особо явственно проявляется эта благодать во время литургии и произнесении проповеди. Проповедь – это не просто слова, и уж тем более не искусство. Она больше напоминает пророчество. Знаю по собственному опыту, хоть и готовишься заранее к воскресному слову, а выйдешь на амвон и скажешь то, что от себя и не ожидаешь. Потом слышишь, как говорит кто-нибудь после службы: «Шёл в церковь и всё думал над таким-то вопросом. А батюшка в проповеди дал на всё ответ».
Кто-то может подумать, мол, случайность это. Но так может говорить только тот, кто совсем не представляет, что такое литургия, и не понимает, что служится она не одним только священником, но и всем собранием верных. «Вы – род избранный, царственное священство…» — апостол Пётр имеет ввиду всех христиан, а не только пресвитеров. Литургия – означает «общее дело». В этом таинстве мы соединяемся единым духом в единое церковное тело, и священником в одиночку оно не совершается.
Недавно, после воскресной службы, когда я давал крест, последней подошла незнакомая женщина лет пятидесяти.
— Батюшка, ты бы обо мне помолился. Больно уж я стала строптивой.
И в двух словах рассказала о своих бедах, и об одиночестве, извечной проблеме русских женщин, и о мужиках, которым неинтересна её душа. «Им только тело подавай».
— Матушка, по поводу души давай я с тобой поговорю. Ты что-нибудь о Евангелии слышала?
— И слышала, и читала. И не только Евангелие, но и ещё множество разных церковных книжек, мне их наш батюшка давал. Только, знаете, нигде в ваших книжках не написано, как стать счастливой. Так что разочаровалась, больше ничего не читаю, а только злюсь, уже до ненависти дошла.
— А Евангелие?
А что «Евангелие»? Надоело, батюшка, быть кругом положительной. Ну Его, этого Христа. Мне о тебе хорошо отзывались, так что я тебя прошу — помолись, чтобы я маленько угомонилась. Сама себя порой ненавижу.
Никогда ещё за годы, проведённые в Церкви, мне не приходилось слышать что-либо подобное. Человек совершенно не представляет, зачем и к Кому идёт в храм. Неужто только к священнику? Но без Христа я пуст, и самое большее, что могу — посочувствовать, но никак не помочь. Мы же не экстрасенсы. Без веры и упования на Него в церкви делать нечего. И не только в церкви.
Знаю одного чиновника, он к нам в деревню к тёще своей приезжает. А тёща та – наша постоянная прихожанка, и, конечно же, активный миссионер. Как человек грамотный и облечённый властью, зять к тёщиной пропаганде относится с пониманием и лёгким сарказмом. Единственно, в чём бабушка преуспела, так в том, что убедила любимого зятя носить с собой в портмоне маленькую иконку с текстом девяностого псалма на обороте.
Как-то ему срочно понадобилось решить одно важное дело, и для этого нужно было немедленно попасть на приём к министру. Вопрос требовал безотлагательного решения, а на приём он заранее не записывался. Попросил секретаря доложить о себе и принялся ждать.
Проходит полчаса, час, нет ответа. Вдруг видит, выходит министр из кабинета и быстрым шагом направляется к выходу:
— Сегодня меня уже не будет, — бросает секретарю и убегает.
Что делать?! В этот момент он почему-то вспоминает о тёщиной иконке с молитвой. В отчаянии достаёт ее из портмоне и начинает читать незнакомый ему текст. Секретарь наблюдает за странными манипуляциями чиновника:
— Что это вы делаете?
— Сейчас-сейчас, — останавливает тот секретаря, — и дочитывает текст до конца. Прячет иконку в бумажник, и в этот момент всё тем же быстрым шагом возвращается министр:
— Хорошо вспомнил, а то уже чуть было не уехал. Нам же с Ивановым, — показывает в сторону нашего чиновника, — нужно переговорить. И делая приглашающий жест рукой, указывает на двери кабинета:
— Заходи.
Что это, случайность, или проявление благодатной помощи в ответ на, пускай и неумелую, но искреннюю просьбу о помощи?
Один из монахов, побывавших на Афоне, рассказывал, как недавно к ним приезжал один наш очень высокопоставленный деятель. Перед его приездом братия всё задавалась вопросом, где его размещать и какими деликатесами потчевать? Не каждый день такие люди к ним наведываются. А тот через помощников, в свою очередь, спрашивает отцов монахов, во что ему одеваться и как себя вести, чтобы никого не смущать. Келью просил выделить самую обычную и трапезу разрешить ему вместе с братией.
Обычно те, кто бывает на Святой горе, не ограничиваются пребыванием в одном монастыре, а стараются побывать и в других местах. Вот и этот высокопоставленный паломник отправился поклониться известным святыням.
Наш монах, что рассказывал об этом посещении, вскоре после него ехал с тем же шофёром, что возил гостя по святым афонским местам.
— Только мы отъехали, а он уже просит, — говорит шофёр, — дай я порулю. Вообще, он хорошо водит. Проехали ещё немного, и на тебе, откуда ни возьмись появляется осёл и перегораживает нам дорогу. Никогда раньше такого не было. Откуда он взялся? Выходим, пытаемся его прогнать, осёл ни в какую. Наконец, общими усилиями, вместе со всеми нас сопровождающими, отогнали настырное животное и поехали дальше.
И вот уже вечером возвращаемся к нам в монастырь, а на том же самом месте снова стоит тот давешний осёл. Вспомню, как мы опять его отгоняли, о-о-ой, и смех, и грех.
На общей трапезе с монахами гость молча ел и слушал чтение жития дневного святого. Потом спросил сопровождавшего его монаха:
— Это вы что же, специально для меня читали?
— Нет, что вы, за трапезой читается житие святого, память которого приходится на сегодняшний день.
— Надо же, случайность, а попали в точку.
Вот и думай, случайно вышел осёл на дорогу перед большим человеком или нет? Может это и не простой осёл, а та «Валаамова ослица», но только мужского рода? Кто знает, в одном уверен, люди такого уровня не могут, без присущей им харизмы, править народами. Вопрос в другом – из какого источника она проистекает?
Харизма, или благодать, это и есть проявление в человеке присутствия божественных энергий. И даётся она на конкретное делание — служение Богу и людям. Благодатью священники совершают служение у престола, благодатью испрашивается исцеление болящих, мудрость царям и дерзновение пророкам. Вся наша жизнь освящается спасительной благодатью.
Но, как известно, свято место пусто не бывает. Стоит только, отказавшись от высшего призвания, начать выстраивать собственную систему мироздания, в центре которой место Истины займёт кто или что угодно, но только не Источник благ, она отходит. И вот уже вместо ангелов тебя начинают окружать аггелы, а вместо творческих божественных энергий тобою движут силы совсем иного рода. Наверно, ими и вдохновляются люди, подобные Шпееру.
Несколько лет назад слушал удивительную историю о проявлении епископской харизмы, причём тоже из уст очевидца. Он сопровождал делегацию от лица руководства нашей Церкви, которая посещала святую гору Афон, а точнее Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. По благословению священноначалия несколько епископов отправились поздравить с девяностолетием архимандрита Иеремию, игумена этой древней обители.
Архимандрит Иеремия
— Прибыли в монастырь, где с почётом были приняты братией. После обычных приветствий все направились в храм и стали молиться, в первую очередь поминая виновника торжества. Всё шло как обычно, кроме одного — самого игумена в храме не было.
— А где же отец Иеремия? — интересуется наконец один из епископов.
— А он у себя в келье. С утра ещё ушёл умирать.
— Как умирать?! Мы же его поздравить приехали.
Собираются и всей делегацией направляются в келью к настоятелю. Заходят и видят отца архимандрита лежащим на кровати поверх одеяла и опирающимся спиной о подушку. Белая борода, по плечам длинные седые волосы. Старший из епископов подошёл к старцу, благословил его и задаёт вопрос:
— Что же это вы надумали, ваше высокопреподобие? Мы приехали вас поздравить от лица всей полноты нашей Церкви, а вы – помирать.
— Так сколько же можно жить, владыки святые? Девяноста лет, куда больше? Пора и честь знать.
Нужно сказать, — продолжал рассказчик, — что старец, несмотря на почтенный возраст, оставался всё ещё достаточно крепким и лично продолжал заниматься вопросами закупки всего необходимого для нужд монастыря. В определённый день садился в грузовичок рядом с водителем, и отправлялись они на рынок. Поскольку поездки за продуктами совершались всегда в одно и тоже время, то и торговцы их уже ждали. Стоило только монахам появиться, как к грузовичку уже тащили корзинки и сетки с продуктами. За что-то брали деньги, что-то жертвовали с просьбой помолиться о близких.
— Почему сам? — говорит отец Иеремия. Однажды послал вместо себя одного монаха, дал ему денег. Бес его и подловил. Искусился бедняга, хоть и сумма-то была небольшая. Да только денег человек в руках давно не держал. Вот он с ними и скрылся. После этого случая боюсь ещё кого-нибудь в искушение вести, потому сам и езжу.
Вспоминается фильм «Остров» и монах, которого играл актёр Пётр Мамонов. Решил герой Мамонова, что всё, исполнил он на земле своё предназначение, вину искупил, можно и помирать. Лёг в гроб, руки сложил, вздохнул и уснул. Но это в кино, а с отцом игуменом такое могло произойти и наяву. Люди такой духовной высоты сами решают свою судьбу. Только епископы вмешались и не позволили.
— Нет, батюшка, дорогой. Нет тебе на то нашего благословения — помирать. Благословляем жить ещё, как минимум пять лет здесь в монастыре. Нужен ты братии, Церкви нужен.
Юбиляр полежал ещё несколько времени, потом с сожалением вздохнул:
— Разве только за послушание… — и принялся вставать.
И послушание исполнил, потом мы его ездили поздравлять уже с девяностапятилетием.
Я и лично неоднократно сталкивался с проявлением епископской харизмы. Однажды в разговоре с владыкой мне очень хотелось задать ему вопрос о его отношении к одному выдающемуся церковному деятелю прошлого столетия. Но разговор шёл на другую тему, и мне было неудобно самолично менять его направление. Вдруг епископ встал из-за стола и куда-то вышел. Через минуту он уже возвращался с папкой в руках. Сел рядом со мной, развязал тесёмки и достал из неё листок бумаги:
— Вот посмотри, это мнение отца Иоанна Крестьянкина о том человеке, что тебя интересует.
Я взял в руки и прочитал отзыв известного старца, отпечатанный на пишущей машинке. Получается, что вопрос, крутившийся в моей голове, был услышан моим собеседником, и я получил совершенно внятный ответ, так, как если бы задал его вслух. Таких случаев на моей памяти было несколько, так что мой вам совет — в разговорах с людьми духовными не стоит давать волю собственным мыслям.
В 1971 году, через год после кончины патриарха Алексия I в Троице-Сергиевой лавре был созван поместный собор, на котором главным вопросом значилось избрание нового предстоятеля Русской Православной Церкви. Вообще-то патриарх Алексий ушёл из жизни ещё в 1970, но проводить поместный собор власти не разрешили, поскольку смерть патриарха совпала с таким славным мероприятием, как празднование столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
И вот через год, наконец, приступили к выборам. Сами выборы прошли открыто, так каждый из более чем семидесяти архиереев вставал и во всеуслышание заявлял, что он и вверенная его окормлению епархия отдают голос за патриаршего местоблюстителя митрополита Пимена.
Понятно, что в обществе победившего социализма при выборе претендента в патриархи решающим оставалось мнение тогдашних властей, все это прекрасно понимали, и тем не менее голосование проходило очень торжественно. Наконец председательствующий объявляет, что новым патриархом избран митрополит Пимен.
— И только после избрания, — как вспоминал один из непосредственных участников тех событий, насельник лавры и одновременно преподаватель Московской духовной академии, — вдруг все вспоминают, что новый патриарх не имеет духовного образования, вообще никакого.
Время, что обычно мы посвящаем учёбе, молодой иеромонах всё больше проводил в местах заключения. Хотя это тоже неплохая школа, особенно в отношении молитвы. Но и при желании окончить какую-нибудь семинарию в годы воинствующего безбожия было невозможно, их не было вовсе. Поскольку после известных революционных событий и вплоть до окончания войны духовное образование в нашем отечестве находилось под запретом. Но правила требовали, чтобы кандидат в патриархи в обязательном порядке имел свидетельство о таком образовании.
— Как же нам тогда выйти из положения? – спрашивает новоизбранный патриарх присутствующих здесь же представителей академии.
— Придётся сдавать квалификационные экзамены, ваше Святейшество, — возможно в шутку, отозвался один из преподавателей. Какую-то секунду патриарх собирался с мыслями, и потом ответил:
— Ну что же, устав – закон для всех, придётся садиться за парту.
Наверно, патриарх мог бы повести себя и по-другому, ведь уже избран, зачем самому себе создавать дополнительные трудности, но не стал.
Я сам был преподавателем семинарии и, конечно же, понимаю, никто из профессоров не стал бы самому патриарху ставить на экзамене неудовлетворительную оценку, а при затруднениях, напротив, старался бы всячески помочь. Но только согласитесь, как бы это выглядело со стороны, такой человек, символ полноты церковной, и вдруг не может ответить на вопрос экзаменатора, а тот, сам краснея, ставит его святейшеству вымученную четвёрку. Кому это нужно? Сдавать — так сдавать.
И вот, патриарх прибывает в лавру преподобного Сергия, в которой сам же некоторое время являлся наместником. Прибытие патриарха в любую епархию, любой монастырь — это ещё и великий праздник, особое торжество. Святейшего Пимена встречают все насельники лавры, учащиеся и учащие Московских духовных школ. Торжественно звонят колокола. Помню, сам в начале девяностых видел, как однажды лавра встречала патриарха Алексия II, цветы, что бросали ему под ноги, и ещё множество старушек, периодически подбегавших к нему за благословением. Мы все стояли, обратившись к нему в полупоклоне, а он шёл и по ходу шествия нас благословлял.
Трудно представить, что после такого всеобщего изъявления чувства уважения тебе предстоит идти к этим же людям, которые только что тебя приветствовали, и подтверждать право на это уважение.
Весь профессорско-преподавательский состав духовных школ ожидал святейшего в актовом зале. Когда тот вошёл, тогдашний ректор академии епископ Филарет, нынешний экзарх Беларуси, приветствовал его замечательной речью. Кто слышал проповеди и выступления митрополита Филарета, знает, какой это учёный талантливый человек. И тот может себе представить, что это была за речь.
Патриарх стоял, опираясь на посох, и молча слушал. Ему, по большому счёту, в общем-то, простецу и самоучке, предстояло ответить этим более молодым премудрым знатокам богословия, истории и ещё множества разной другой церковной учёности, и при этом оставаться на высоте своего положения.
Когда приветственная речь была окончена, поблагодарив выступающего, патриарх стал говорить ответное слово.
— Что мы ожидали услышать? Наверно, какие-то дежурные выражения благодарности, но вместо них мы стали свидетелями блестящего удивительно глубокого и богословски насыщенного выступления человека, подтвердившего своё право носить столь высокий церковный сан. Не веря своим ушам, мы стояли с широко открытыми от удивления глазами. Потом, не сговариваясь, все вместе поклонились ему в благодарном поклоне.
Вопрос о необходимости проведения дальнейшего испытания патриарха на знание им основ православного вероучения отпал сам собой. Более того, даже говорить об этом после такого слова казалось неуместно и даже бестактно.
С того дня прошло уже более сорока лет, а я всё продолжаю находиться под впечатлением чудесного явления патриаршей харизмы.
Читайте также другие рассказы автора:
Святые младенцы
Улыбка
Дружба народов
Гонорар
Дежавю
Мишка и Маришка
За мир во всем мире
Тайна
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
2.1.1. Общая характеристика. Немного истории.
Юрий Нарижный
“Харизма” (от греческого — милость, благодать, божественный дар) представляет собой нацеленность какого-нибудь лица (харизматического лидера — пророка, проповедника, вождя, политического деятеля), действия, института или символа особыми качествами сверхъестественности, исключительности, непогрешимости, святости в глазах приверженцев или последователей. У католиков харизмой признается исключительный особый дар, ниспосылаемый Богом кому-нибудь ради блага церкви (например, дар святости, непогрешимость Папы).
В социологических работах М.Вебера термин “харизма” использован для обозначения особого типа власти, типа господства, для противопоставления его традиционному, основанному на привычках, обычаях, традициях, и рационально-бюрократическому. Согласно анализу М.Вебера, харизматический тип господства основывается на необычной преданности одному лицу (харизматическому лидеру), в основе которой лежит вера в его святость и высшее предназначение.
М.Веберу принадлежит вывод о наличии харизматического типа религии, характеризующийся наличием и доминантой стихийно-экстатического начала, включающего магические действия, ритмику, священные танцы и гимны, оргии, экстатические переживания, половую любовь, — т.е. все то, что способно пробудить и поддерживать иррациональную жизненную силу.
В культовой практике различают точно заданные, установленные, освященные. и в связи с этим неизменные формы слова (ритуальный текст, мантра, молитва, церковная проповедь, культовое песнопение), а также харизматическую речь – речь спонтанного характера, (от вдохновенной рождающейся “здесь и сейчас” проповеди или воззвания пророка-вождя, до “говорения на языках” — бормотания на непонятном языке в измененном состоянии сознания).
“Харизмат” — человек, наделенный особым даром, особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости, благодати, святости, воспринимаемых в качестве божественного дара как окружающими, так и самим харизматом. Он чувствует себя гением, пророкам, героем, вождем, орудием Бога, несущим людям Истину, Откровение, призванным объявить и осуществить волю Бога. Он обладает особым религиозным опытом, в основе которого лежит личная встреча с Богом, с запредельным, со святыней. Он постоянно ощущает соприкосновение с миром “горним”, его жизнь заполнена в силу этого чудесными событиями. Он обладает особым знанием, владеет особыми магическими формулами, дающими ему возможность совершать то, что другим не под силу. Харизмат – верующий, стремящийся получить в своей религиозной жизни от Святого Духа в качестве постоянного средства служения Богу особые духовные дары – харизмы.
“Таинства” — культовые действия в христианстве, благодаря которым “под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья”. В православии и католицизме признается семь таинств: крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Считается, что в каждом из таинств человеку передается определенный дар божий, при этом посредником между Богом и человеком выступает церковь в лице священника, без которого таинство не может осуществиться. В раннем христианстве совершались только два таинства – крещение и причащение, начиная с 1У-У вв. постепенно были введены остальные. Большинство протестантских течений признают только два эти таинства, которые рассматриваются как символические обряды.
“Глоссолалия” – термин для обозначения разговора верующего с Богом на “иных”, т. е. незнакомых, таинственных, ангельских языках под влиянием на него Духа Святого. (“Говорение на языках”, как сказано в Библии). Средством достижения “говорения на языках” является особый тип коллективной молитвы, вводящий верующего в состояние предельной экзальтации или транса, когда речь его становится автоматической, он начинает выкрикивать слова, которых нет ни в одном языке, которых сам он не понимает. Понимает только тот, к кому они обращены – Дух Святой, а также тот, кому даны дары истолкования. “Говорение на языках” считается кульминационным моментом крещения Духом Святым, свидетельством его живого присутствия в молитвенном собрании, актом непосредственной встречи с Богом, проявлением божественной благодати. “Говорение на языках” в качестве свидетельства крещения святым Духом происходит лишь однажды, тогда как в качестве духовного дара может практиковаться регулярно в религиозной жизни.
“Крещение Духом Святым” – центральный догмат и кульминационный пункт религиозной жизни харизматов, которые главным образом ориентируется на третью ипостась Бога – Святой Дух. Особенность харизматических культов – “духоцентризм”. Обоснование этого служит текст из Евангелия от Иоанна: “Если кто не родится от воды и от Духа не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух… Я сказал тебе: должно вам родиться свыше” (Иоанн. 3; 5-7). И если сам Христос прошел в свое время через крещение Духом, то этот обряд способен наделить человека природой Христа, силой свыше, обеспечить получение полным комплектом даров Святого Духа. Абсолютным свидетельством получения крещения Святым Духом и получения даров является “глоссолалия” — говорение на языках.
“Официальным” днем рождения харизматических культов можно с полным правом считать 1 января 1901 года, когда в одной из библейских школ в г.Топика (США, штат Канзас) после длительной ночной коллективной молитвы и наложения рук на голову, одна из учениц, Агнесса Оэмен, начала говорить на незнакомом “китайском” языке, после чего эпидемия глоссолалии охватила всю школу. После чего ученики школы создали церкви нового типа по всей Америке, а потом и по всему миру. Возникнув в среде пятидесятников, феномен глоссолалии затронул баптистские, меннонистские, пресвитерианские, реформатские, лютеранские, методистские, англиканские, католические и даже православные церкви.
К концу ХХ века в мире насчитывалось около 400 миллионов харизматов. Сегодня это одна из наиболее динамично развивающихся деноминаций.
Харизматическое движение и Православие
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать так называемое «харизматическое обновление» и его отношение к православию? (M.B., TX)
Ответ: Эта тема заслуживает постоянного внимания, так как харизматическое движение завоевывает все большее внимание в средствах массовой информации и среди православных. Мы начнем наше выступление рассказывая об эпизоде, произошедшем несколько лет назад. Очень преданный и искренний священнослужитель, насколько мы могли понять из разговора с ним, посещал наш монастырь во время пасхальный сезон. Он вошел в монастырскую церковь с одним из своих последователей, который «обращенных» в Православие под влиянием этого Священника, активно участвовавшего в харизматическое движение среди православных, из протестантской пятидесятнической секты. Оба Священник и его спутник несколько беспокойно вошли в храм, не зная, что делать. делать в противостоянии месту отправления культа без скамеек (как и должно быть во всех православных церквях), где мужчины и женщины стояли по разные стороны.
Двое посетителей начали следить за службой в одной из стандартных постных служб книги, используемые в более модернизированных православных юрисдикциях или, по необходимости, англоязычный православный. Сразу было видно, что они заблудились, так как обнаружили, что их книги содержали только части предписанного богослужений – что-то чрезвычайно неудачное, так как великопостные богослужения великолепны по своему строению. Добавленный к тому факту, что они ожидали, что служба продлится девяносто минут, хотя на самом деле это было почти три часа, неадекватность их богослужебные книги их явно расстроили, так как они стали громко молиться и громко возгласы «Слава Господу. …. Аминь».
Наконец, один из Верных, не зная, что Жрец, не имевший бороды и носивший в западной церковной одежде, был православным, тихо сообщил ему, что православные поклоняются в тишине. и торжественность, с большим вниманием к внутренней молитве. Он объяснил, что священник и его спутник прерывал службу и таким образом отрезал Верующего от мистическая тишина, которая так способствует истинному поклонению. Священник и его друг стояли в течение остальной части службы тихо и явно движимый благоговейной атмосферой.
После этого мы сердечно поприветствовали священника и его молодого друга. Они открыто выразили свое удовольствие службой, пением и торжеством верующих. Мы указывали им, что сохраняем многие внешние традиции Церкви, если только потому, что они помогают человеку поднять свой ум в духовное царство. Во славу всех церковных традиций, полных и неизменных, мы разъясняли нашим посетителям, есть духовная полнота, поддерживающая православие во все века – эти традиции, вплоть до того, как одевается священник, стоят ли верующие во время поклонение и даже то, как мы позиционируем себя с точки зрения позы во время молитвы.
Этот инцидент всегда поражал нас. Именно потому, что у нас в Америке, в основном через модернизацию и небрежное отношение к традициям, отказ от богатство и полнота церковных служб, которые приняло харизматическое движение во многих наших церквях. И именно в самых модернистских Церквях те с самыми инновационными услугами, что движение безудержно. В хорошем, традиционном Православная община, такого не могло быть. Только там, где чего-то не хватает Православная традиция, что что-то вроде харизматического движения может проникнуть, чтобы заполнить пустые места. Большинству священнослужителей принять это очень трудно и обидно. Большинство, по сути, борются с понятием «зубами и когтями». Тем не менее, это правда. Этот неудача, впрочем, не вина Священника, а обличает всю православную церкви за то, что она не проявляла бдительности в выполнении предписания св.
Павла о том, что мы охраняем традиции, переданные нам, бросая нам вызов не быть новаторами, а вернуться к Святому Традиция.В церквях, где священники выглядят и ведут себя как миряне, где тихая медитация и духовные песнопения заменены органами и театром, где скамьи притупляют нашу чувства и угодить нашим телам, где физическая подготовка к встрече с божественное (пост, поклоны и т. д.) неадекватно — не здесь ли именно мы найти пятидесятническую эмоциональность, распространяющуюся, как огонь, среди простых верующих и нереализованные верующие? Нам даже не нужно отвечать на вопрос.
На самом деле, Православная Церковь всегда обновляется Присутствием Христа и Святого Дух в своих услугах, их мистическое содержание, когда они должным образом и полностью выполняются, Преобразование души и выход за пределы чувств и эмоций. И когда мы стремимся, как истинным православным христианам, не болтать и не впадать в неблаговидные эмоциональные припадки, но достичь Христа установленными методами Православной Церкви (тихой медитация, пост, стояние, правильная осанка, правильное дыхание и т.
О тех, кто перевирает, искажает и переставляет слова Отцов (особенно свт. Симеона Нового Богослова) и тем самым пытаются поддержать их харизматическое целей внутри Православной Церкви, пусть думают об этом: Никогда в истории православия – за почти двухтысячелетнюю историю – сделали Верующие или отцы когда-либо лихорадочно вскидывали руки в воздух, болтая, прерывая воспевая и провозглашая, что Церковь имеет что угодно, кроме плерома , или полнота, Святого Духа. Никогда! Никогда!
Отцы наши воскрешали мертвых. Они лечили больных. Они вознеслись в Царство Небесное и беседовал с ангелами. Они пошли поговорить с теми, кто говорил на другом языке, и нашли что, не изучая этого языка, они могли проповедовать людям. (Этот евангельский дар, позволивший апостолам распространять весть христианства, был присутствовал в ранней церкви. Св. Павел даже предостерегает тех, у кого он есть, не смущать, но, чтобы соответствовать цели дара – свидетельствовать Вера, использовать дар только в том случае, если доступно истолкование.) Наши отцы были такими соединились с силой вещей духовных, что часто их плоть была пропитана Дух, их тела не разлагаются после смерти. ОДНАКО, ни разу отцы бессмысленно болтать на языках, не говоря уже о том, чтобы посреди литургии. Никогда они не вести себя в манере современных харизматов. Мы можем сделать вывод только тогда, что это движение есть бесовская уловка, попытка осуществить нашу православную тоску по полнота церковного Предания с эмоциональным угаром пятидесятнического сектантского пиетизма.
В харизматическом движении нет ничего православного. Это несовместимо с Православие тем, что оправдывает себя только извращением Отцовской вести, предполагая, что Церковь Христова нуждается в обновлении, и предаваясь богословским образы пятидесятнического культизма. С такими вещами нельзя быть слишком смелым на его языке осуждения и порицания.
Попавшим в сети харизматического движения ни при каких обстоятельствах не мы оправдываем если осуждаем им. Те, кто воображают себя спасенными всем этим являются жертвами демонического высокомерия, которое делает их слепыми к истинному евангельскому смирению, которое часто служит определенным недостаткам личности, и что чаще всего убеждает их внутренне своего спасения – действительно, опасная вещь. Мы должны обратиться к этим людям богоугодными словами, постоянно уверяя их, что Православная Церковь имеет полнота, которая еще не реализована в Америке. В этой полноте мы должны сказать им, покоится истинное духовное сокровище, а не тусклый камень, мерцающий блеском обмана и эмоциональность.
Из Православное Предание , Vol. I, №№ 4 и 5, стр. 29-32.
Почему харизматикам следует стать православными
Майка Спренга
Это пришло к нам из отличного блога «Классическое христианство: восточное православие сегодня», который быстро становится одним из моих любимых.
Есть ряд причин, по которым харизматы должны стать православными; причинам, таким как апостольская преемственность, литургическое обновление и общее распространение богословия. Но в восточном православии есть несколько чрезвычайно «харизматичных» вещей, которые, как ни странно, харизматы еще не приняли.
Вот как Theopedia описывает термин Харизматик.
Харизматический — общий термин, используемый для описания тех христиан, которые верят, что проявления
Святого Духа , наблюдаемые в христианской церкви первого века, такие как исцеление, чудеса и «говорение на языках», являются доступно современным христианам, и его следует испытать и практиковать сегодня.Слово харизматичный происходит от греческого слова charisma (означающего благодать или дар), который используется в Библии для описания широкого спектра сверхъестественных переживаний (особенно в 1 Коринфянам 12-14).
Вы заметили, что чего-то не хватает? Чего не хватает, так это харизматической веры в духовное проявление тела и крови Христа в евхаристической трапезе. Из всех чудесных событий Святого Духа, в которые верят харизматы, мне кажется очень интересным, что они не верят в это! Мы знаем, что это можно найти в Евангелии (большая часть 6-й главы Иоанна), и мы знаем, что это можно найти в посланиях святого Павла, а также в книге Деяний. Неужели они думают, что все эти чудеса не сопровождались Евхаристией, тем самым остаточным действием Тела и Крови Христовых? Это то, что делает Святой Дух, Он излучает Себя через пути, данные нам Христом. Он действует через Свою Церковь! Он не самостоятелен, Он связан с Отцом и Сыном.
В Евреям 13 мы видим слово «жертвенник» и то, что те, кто не состоит в Завете, не могут есть с этого жертвенника. Некоторые могут сказать, что все жертвенники упразднены из-за природы Нового Завета, но этот жертвенник не такой, как жертвенник Ветхого Завета. Этот жертвенник, который есть у нас, православных, есть жертвенник молитвы! Вы не увидите ножей на алтаре. Жертвоприношения не происходит, но есть то, что называется призывом Святого Духа ( epiclesis 9).0004 ) на алтаре. Так описывают церковное богослужение самые ранние документы христианства. Игнатий Антиохийский, а также Иустин Мученик говорят о Евхаристии, занимающей центральное место в богослужении, о которой молятся ( epiclesis ) и о том, что она является путем благодати через Святого Духа. Эти ребята были преемниками апостолов. Кто посмеет бросить вызов этим учениям?
Для харизмата имеет смысл принять то, что может предложить Православие.