Я и другие: Я и другие (1971), актеры

Содержание

«Я и Другие»: чему может научить фильм о социально-психологических экспериментах

Кадр из фильма «Я и Другие»

Оставшись под впечатлением после просмотра фильма «Я и Другие» (1971) Феликса Соболева, я моментально начал рекомендовать его друзьям и знакомым. Фильм состоит из социально-психологических экспериментов, проанализировать которые полезно учителям.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

В фильме предметно и наглядно показывается взаимозависимость формирования личного мнения человека. Участники экспериментов (студенты и дети) неизбежно попадают под влияние своего окружения. Причём абсолютно неважно, есть ли в данном окружении лидер или нет, достаточно, чтобы некто высказал какую-либо точку зрения — остальные принимают его мнение уже как один из источников данных (будто они сами это видели).

Авторы эксперимента вскрывают одну из главных гносеологических проблем — проблему субъективности восприятия. Не претендуя на абсолютную истинность (всё же это научно-популярный фильм), они внятно формулируют принципиальную дефиницию — мы есть зеркало других.

Поэтому на любом уровне образования и в любом возрасте важно помнить о том, что наше знание зыбко, объективность иллюзорна, и что любая фанатичная претензия на истинность какого-либо мнения неизбежно приводит к печальным последствиям.

Право на ошибку должно быть у каждого, особенно у ребёнка. Не стоит вставать в позицию назидающего ментора и транслировать школьникам первородные истины сразу по двум причинам:

  • во-первых, таких истин у нас просто нет;
  • во-вторых, самостоятельно воспринятая информация образует в мозгу гораздо более качественные связи, чем та, что спущена сверху.

Детям крайне полезно наступать на грабли, допускать ошибки и своевременно делать из них выводы

Наша задача создавать такие условия, в которых ребёнок будет готов учиться на своих ошибках, готов будет развиваться и самосовершенствоваться, но не потому, что так велела мама, а потому, что не стоит останавливаться на достигнутом.

Сегодня я знаю, что мельчайшая элементарная частица — это бозон Хиггса, однако я так же знаю, что пройдёт время — и моё знание окажется ложным. Наука сугубо конвенциональна, она есть итог договора, о чём мы непременно должны сообщать своим подопечным. Для того чтобы ученик мог иметь хоть какую-то почву под ногами, нам нужно дать ему не только знания начал наук, но, прежде всего, необходимо оснастить его релевантным критическим мышлением, которое предоставит ему возможность самостоятельно совершать открытия.

Здоровая доля скептицизма, по моему мнению, — лучшее обезболивающее на тернистом пути познания, нежели мягкая перина чрезмерной педагогической опеки. Поэтому так хорошо, что данная заметка носит скорее рекомендательный, чем увещевательный характер.

Итоговое сочинение «Я и другие». Направления и темы

Вам понравилось направление «Я и другие», но Вы пока не знаете, о чем можно в нем писать? Эксперты советуют обращаться к человеческому взаимодействию, вопросам взаимоотношений человека и общества. Также можно обратиться к проблеме самоопределения человека в социальной среде.

В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. ФИПИ советует использовать собственный жизненный опыт, обратиться к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике).

Объем сочинения: оптимально 350-450 слов. Помните, что если в сочинении меньше 250 слов, эксперт автоматически ставит «незачет» и не проверяет работу.

Стиль написания: любой кроме разговорного.

Темы итогового сочинения по направлению «Я и другие»

Конкретных тем направления никто не знает, мы можем лишь пофантазировать и представить, какими они могут быть. Часто темы даются в виде вопроса. Например, в рамках данного направления тема может быть сформулирована так:

  • «Что значит быть самим собой?»
  • «Как сохранить свою уникальность?»
  • «Что может привести к конфликту личности и общества?»
  • «Почему общество стремится погасить нашу индивидуальность?» и т.д.

Итоговое сочинение должно быть написано в соответствии с четким планом.

1. Вступление

В первой части сочинения (вступлении) нужно раскрыть основную мысль темы, ввести в курс дела предложенной проблемы.

Во вступлении Вы можете упомянуть основные понятия направления (например, общество, социальный конфликт, самобытность, индивидуальность и др.), дать им краткие пояснения.

Также во вступлении можно в одном-двух предложениях порассуждать и задать вопросы, которые приходят Вам на ум, когда Вы смотрите на тему сочинения.

В конце вступления ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно сделать переход к основной части (используя специальные клише-связки), где Вы уже будете выражать свою позицию – то есть формулировать тезис и подкреплять его примером из литературы (= аргументировать тезис).

Клише для написания вступления

Перечисление ключевых понятий:

  • «Искусство, память, вечность…»
  • «Война, детство, жизнь…»

Общие рассуждения по теме:

  • «Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о…»
  • «Каждый из нас сталкивался с…»
  • «С давних времен человек думал о…»

Вопросы по теме, которые впоследствии позволят сформулировать тезис:

  • «Зададимся вопросом: почему?»
  • «Почему же необходимо?..»
  • «Как нужно относиться к…»

В конце абзаца со вступлением Вам нужно сделать переход к основной части и литературному произведению, которое Вы будете использовать для аргументации своей позиции.

Клише для связи вступления с основной частью:

  • «Замечательным примером, иллюстрирующим…»
  • «Размышляя о вечности, я не могу не вспомнить о романе…»
  • «В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает произведение…»

2. Основная часть

В этой части нужно сформулировать 1 тезис (= основную мысль сочинения) и проиллюстрировать его с помощью 1 художественного произведения (= 1 аргумент).

Из чего состоит аргумент?

  • обращение к литературе, конкретному произведению. Нужно назвать ФИО автора и его произведение. Также желательно назвать жанр, но если Вы не помните (не уверены, не знаете), то гадать и ошибаться здесь не нужно, пропустите этот пункт, указания автора и названия произведения будет достаточно.
  • анализ литературного произведения. Эксперты, проверяющие работу, ждут, что Вы будете анализировать произведение, обратитесь к конкретному эпизоду или сюжету в целом, и это позволит Вам охарактеризовать героя (героев). Будет не лишним несколько раз упомянуть автора, используя клише. Важно: пересказ произведения никому не интересен, поэтому не пересказывайте сюжет, пересказ не является анализом.

Клише для основной части

Варианты тезисов:

  • «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
  • «Я считаю, что ответить на этот вопрос можно разными способами. Для меня очевидно, что…» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
  • «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу…» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)

Примеры аргументов (обращений к произведению):

  • «Темы (искусства, войны, человечности и т.д.) раскрывается в произведении (автор, название, жанр)…»
  • «Так, драматург (ФИО) в романе «Название» обращается к теме…»
  • «Мысль о необходимости защищать детей выражена в стихотворении «Название» поэта (ФИО)…»

Анализируем

произведения:

  • «Писатель размышляет о…»
  • «Поэт показывает, что…»
  • «Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…»
  • «Автор повествует о…» и т.д.

Если у Вас есть время и желание, Вы можете сформулировать второй тезис и аргументировать его вторым (другим) литературным произведением. Но эксперту достаточно видеть одного тезиса и одного литературно аргумента, чтобы поставить Вам зачет (конечно, если Вы все сделали и написали правильно). Также не забывайте: чем больше Вы пишете, тем выше вероятность допустить ошибку.

3. Заключение

Заключение — это подведение итога всему вышесказанному, выражение надежды на лучшее, возможно, призыв в какому-либо действию и пр.

Клише для заключения

  • «Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что…»
  • «В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…»
  • «К какому выводу я пришел, размышляя на тему «»? Мне представляется, что…»
  • «В заключение хотелось бы призвать людей к…» и т.д.

Этот нехитрый план позволит Вам написать качественную работу на итоговом сочинении и получить заветный «зачет»!

Итоговое сочинение-2020. «Я и другие»

Текст: Ольга Разумихина

Общение с родственниками, друзьями, учителями не может проходить без конфликтов. Как быть, если твоё мнение не совпадает с другим? И к чьему совету стоит прислушаться, пытаясь найти своё место в мире?

Человек — создание, предназначенное для жизни в обществе. Даже Робинзон Крузо, оказавшийся на необитаемом острове, не смог бы продержаться во враждебной среде ни дня, если бы не пользовался предметами, которые собрали или изготовили другие люди: у незадачливого путешественника отыскались пила, топор, порох, семена ячменя и пшеницы, а самое главное — у него были знания, которыми его в своё время наделили родственники и наставники. Поэтому мы не должны забывать, что каждый человек — часть нынешней цивилизации, и судьбы других людей порой зависят от нас в большей степени, чем мы бы хотели.

Знаете так называемую «теорию шести рукопожатий»? Согласно этой теории, в XXI веке каждый человек на Земле «связан» с другим максимум через пять знакомых. Например, Толя Иванов из деревни Васюкино — племянник Ивана Ивановича Смирнова, который интересуется политикой и был на встрече с местным главой управы; глава управы знаком с мэром региона, мэр региона знаком с мэром Москвы, мэр Москвы знаком с президентом России, а президент России знаком с Леонардо ди Каприо. Получается, что Вася Иванов через шесть рукопожатий знаком с Леонардо ди Каприо. Не правда ли, есть в этом какое-то волшебство?

Благодаря теории шести рукопожатий тысячи людей нашли потерянные документы, получили материальную и моральную поддержку в трудной ситуации. Рядовой гражданин. разумеется, не имеет возможности обратиться за помощью к местной знаменитости — зато он может попросить об этом кого-то из своего окружения и запустить цепочку добра.

Но у каждой медали, как говорится, есть две стороны. Статистика гласит, что большинство преступлений совершается в отношении знакомых и даже родственников.

Так что же делать, чтобы отношения с окружающими складывались гармонично? И как, стараясь понравиться всем вокруг, не потерять самого себя?

Шаблон итогового сочинения

Честные и глубокие рассуждения на тему, предложенную Вам на итоговом сочинении, — это уже половина успеха. Но также важно знать, по какому шаблону следует писать работу. В декабрьском сочинении должны присутствовать три части:

  • •введение;
  • •основная часть;
  • •заключение.

Развёрнутые размышления уместны только в основной части. Во введении же следует сформулировать основную мысль работы и объяснить, как вы понимаете тему. Темы, кстати, могут звучать примерно так:

«Я и другие»: примерные темы

  • •Почему человек не может провести всю жизнь в одиночестве?
  • •Как нужно выбирать друзей?
  • •К каким последствиям могут приводить конфликты с ближними?
  • •Как окружающие люди влияют на наше мировоззрение?
  • •Каково значение общественной морали?
  • •Как рождается дружба?
  • •Почему некоторые люди оказываются не поняты и не приняты обществом?
  • •«В ссоре всегда виноваты оба»: могу ли я согласиться с этим утверждением?
  • •Правда ли, что люди всегда могут понять друг друга, какими бы ни были различия меду ними?
  • •Как научиться внимательности к проблемам окружающих?

«Я и другие»: аргументы из литературы

Как мы видим, большинство тем сочинений по направлению «Я и другие» можно свести к двум вопросам: где граница между мной (моими убеждениями, привычками, интересами, мечтами) — и другими людьми? и как следует поступать, чтобы нечаянно не переступить эту границу?

В поисках ответов следует обратиться к произведениям отечественных и зарубежных классиков.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Григорий Александрович Печорин не проявляет уважения к чувствам и убеждениям окружающих. Из-за этого он ссорится с давним приятелем Грушницким, и их незначительный на первый взгляд конфликт приводит к трагическим последствиям. Также герой с лёгкостью разбивает сердца замечательных женщин: чувственной Мери, мудрой Веры и самоотверженной Бэлы. Печорин сам признаётся, что из-за скверного характера не может найти достойную спутницу жизни и обрести верных товарищей, но ничего не может с собой поделать.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»

Главный герой этой сатирической сказки — пискарь (мелкая речная рыба). Испугавшись, что его может съесть щука, бедолага прячется в норе и даёт себе обещание выходить из неё только ночью, «когда люди, звери, птицы и рыбы спят». Но жизнь в отрыве от общества не приносит пискарю счастья. В старости он жалеет, что не завёл семью и друзей, и порывается выбраться из норы — но все его усилия оказываются напрасными.

С. А. Есенин. «Мы теперь уходим понемногу…»

Лирический герой этого стихотворения убеждён: мы не знаем, что нас ждёт в ином мире, потому-то мы должны ценить каждый день, проведённый рядом с близкими. Стихотворение заканчивается следующими строками:

  • Знаю я, что в той стране не будет
  • Этих нив, златящихся во мгле.
  • Оттого и дороги мне люди,
  • Что живут со мною на земле.

Александр Дюма-Отец. «Три мушкетёра»

Четверо друзей — Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян — совершенно разные по характеру, да и знакомятся они при сомнительных обстоятельствах. Тем не менее, друзья стоят друг за друга горой и выходят невредимыми из всех переделок. Так, если бы Атос не был верным товарищем Д’Артаньяна, последний никогда бы не узнал тайну вероломной миледи Винтёр и не сумел раскрыть заговор кардинала Ришелье. И пусть мушкетёры не смогли спасти всех, кто пострадал из-за коварной обольстительницы и её приспешников, — в общем и целом справедливость восторжествовала.

«Я и другие»: крылатые фразы

Помимо иллюстраций из художественной и научной литературы, ученик выпускного класса вправе обращаться к аргументам из живописи и кинематографа, а также к событиям из собственной жизни («примеры из личного опыта»). Ещё одна хорошая идея — выучить цитаты, которые можно использовать в качестве эпиграфа. Например, такие:

  • •Надо много пережить, чтобы стать человеком. (Антуан де Сент-Экюпери)
  • •Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Паскаль)
  • •Не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу. (Марк Аврелий)
  • •Все сочувствуют несчастьям своих друзей, и лишь немногие — радуются их успехам. (Оскар Уайльд)
  • •Мы теряем три четверти себя, чтобы быть похожим на других людей. (Артур Шопенгауэр)
  • •Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает. (Марк Твен)
  • •Каждый из нас — это нерассказанная история. (Чак Паланик)

Примерный список книг к направлениям итогового сочинения 2020-2021 учебного года

Определены пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2020 / 2021 учебный год.

Подробнее читайте здесь.

Примерный список произведений художественной литературы к каждому направлению

Тема «Забвению не подлежит»

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

В качестве источника аргументов можно использовать такие произведения:

  1. А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
  2. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
  3. Б. Пастернак «Доктор Живаго»
  4. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  5. А. Платонов «Котлован»
  6. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  7. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  8. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
  9. В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»
  10. К.М. Симонов «Живые и мертвые»
  11. В.А. Обручев «Земля Санникова»
  12. Е.И. Замятин «Мы»
  13. А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом»
  14. А. Ахматова «Реквием»
  15. «Слово о полку Игореве»
  16. И. Стоун «Жажда жизни»
  17. Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
  18. Х.Л. Борхес «Цербер»

Тема «Я и другие»

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

В качестве источника аргументов можно использовать такие произведения:

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  2. А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
  4. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  5. М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»
  6. А. Островский «Гроза»
  7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»
  8. А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор»
  9. В.Г. Распутин «Уроки французского»
  10. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  11. А.И. Солженицын «Матренин двор»
  12. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  13. В.В. Быков «Обелиск»
  14. К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»
  15. Е.И. Носов «Кукла»
  16. Х. Ли «Убить пересмешника»
  17. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  18. Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
  19. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  20. У. Шекспир «Отелло», «Ромео Джульетта»
  21. Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Тема «Время перемен»

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

В качестве источника аргументов можно использовать такие произведения:

  1. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  4. И. Гончаров «Обломов»
  5. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»
  8. А. Блок «Двенадцать»
  9. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  10. Ю.Ф. Трифонов «Обмен»
  11. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  12. С. Есенин «Я усталым таким еще не был»
  13. М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»
  14. А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»
  15. Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
  16. М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»
  17. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  18. А.Н. Островский «Гроза»
  19. Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»
  20. Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  21. Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»

Тема «Разговор с собой»

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

Искать примеры и аргументы педагоги рекомендуют в таких произведениях: 

  1. А.П. Чехов «Вишневыи сад»
  2. А.П. Чехов «Черный монах»
  3. Л. Леонов «Русский лес»
  4. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  5. И.А. Гончаров «Обломов»
  6. Е. Замятин «Мы»
  7. Л. Толстой «Война и мир»
  8. B. Распутин «Прощание с Матёрой»
  9. A. Блок «Двенадцать»
  10. Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»
  11. М. Горький «На дне»
  12. У. Шекспир «Гамлет»
  13. И. Гете «Фауст»
  14. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  15. Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту»
  16. Х. Ли «Убить пересмешника»
  17. Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Тема «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Искать примеры и аргументы педагоги рекомендуют в таких произведениях:

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  2. В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  3. А.П. Чехов «Ионыч», «Тоска», «Душечк», «Попрыгунья»
  4. Стругацкие «Трудно быть богом»
  5. К. Паустовский «Телеграмма»
  6. М. Шолохов «Тихий Дон»
  7. Т. Толстая «Кысь»
  8. Е. Замятин «Мы»
  9. Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
  10. Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
  11. Я. Вишневский «Одиночество в сети»
  12. Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
  13. Д. Браун «Код да Винчи»
  14. С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние»
  15. С. Лем «Солярис»
  16. О. Рой «Изгои»
  17. П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
  18. Е. Замятин «Мы»
  19. Стругацкие «Трудно быть богом»
  20. Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»
  21. Д. Киз «Цветы для Элджернона»
  22. Я. Вишневский «Одиночество в сети»

Итоговое сочинение. Аргументы по блоку «Я и другие»

Автор: Ноздрина Анна Владимировна.

Произведение, автор, жанр

Раскрытие проблемы взаимоотношений в произведении

Примечания

А.С. Грибоедов «Горе от ума», комедия

Просвещенный, передовой дворянин Чацкий, проучившись три года за границей, возвращается на родину и с негодованием замечает невежественность, подлость, продажность, лицемерие в кругу знакомых чиновников. Он яростно обличает фамусовское общество, однако ни в ком не находит поддержки: его воспринимают как «карбонари» и «безумца», что вынуждает  одинокого и разочарованного героя покинуть Москву.  «Пойду искать  по свету, Где чувству оскорбленному есть уголок! Карету мне, карету!»

Формально Чацкий побежден,  против него настроено все фамусовское общество. Однако  этому обществу все же нанесён «смертельный удар». Несмотря на свою многочисленность, оно изжило себя: автор убежден, что вскоре начнет появляться все больше  молодых людей, подобных Чацкому, будут происходить реформы. Беда Чацкого в том, что он «оказался на сцене» слишком рано.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», роман в стихах

Онегин, петербургский аристократ, пресытился столичной жизнью – являясь типичным представителем светского  общества, он, тем не менее, скучает в кругу пустых кокеток и франтов.  Онегин пытается начать новую жизнь в деревне, однако общество провинциальных помещиков также претит ему: они слишком просты, недостаточно хорошо образованны; это типичные обыватели. Герой не может найти своего места, предназначения,  у него нет цели,  и это его тяготит. Ему не удается построить ни дружеских, ни любовных отношений.  Онегин – тип «лишнего человека»

 

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», философско-психологический  роман

Григорий Печорин, офицер, аристократ, страдает от того, что не может найти свое предназначение, определить жизненную цель. Он молод, умен, красив, смел, но  попусту растрачивает душевные силы. Героя постоянно терзает скука, и он разными способами пытается ее развеять, не считаясь с чужими интересами. Он постоянно рефлексирует, с готовностью признает свои недостатки, но не желает с ними бороться. Где бы ни появился Печорин, он приносит с  собой разлад и неприятности, ломает чужие судьбы:  контрабандисты вынуждены искать новое место, Бэла и ее отец убиты,  Казбич лишается коня, которого ценил больше всего на свете, Грушницкий погибает, муж Веры узнает о ее измене и третирует ее, разбито сердце Мэри,  которая, скорее всего, уже не сможет обрести счастья в любви;  Максим Максимыч тяжело переживает равнодушие своего прежнего приятеля… Печорин  не любит светское общество, он скучает среди аристократов, считает их косными, пустыми, но при этом сам он —  порождение этого  общества и  носит его печать.  Еще не достигший и тридцати лет, самолюбивый эгоистичный Печорин тяготится жизнью и страдает от ее бессмысленности. 

 

У. Шекспир «Гамлет», трагедия

Датский принц Гамлет,  поговорив  с  призраком своего отца, подозревает в его убийстве своего дядю, нового короля, однако не имеет прямых доказательств и пытается найти истину. Молодой человек переживает внутренний и внешний конфликт. Внешний – с отчимом, матерью, придворными: ему претят  фальшь, лицемерие, подлость, встречаемые им всюду.
  Внутренний конфликт Гамлета связан с выбором правильного пути:  «быть или не быть?» То есть покончить с собой  и обрести покой или пытаться бороться с окружающим злом, зная, что в этой изматывающей борьбе едва ли удастся победить. Герой выбирает второй путь и до последнего (до своей смерти во время дуэли) пытается восстановить справедливость.

 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», роман

Родион Раскольников, умный, гордый студент, раздавленный нищетой и своим бесправным положением, придумывает теорию, согласно которой люди делятся на два типа —  «твари дрожащие» и «право имеющие» (вторым дозволено переступить нравственную черту). Чтобы понять, к какому типу относится он, Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая наживалась на бедных, принимая за бесценок  вещи людей, оказавшихся в безвыходном положении. Раскольников поставил себя на место Бога, решающего, кому жить, кому – нет.  Он проявил гордыню. Раскольников переживает внутренний конфликт: с одной стороны, он не раскаивается в содеянном, с другой – не может заглушить голос совести, ведь в целом герой – человек добрый, отзывчивый, умеющий сострадать, бремя преступления давит на него, он чувствует, что «словно ножницами отрезал себя» от мира, близок к помешательству. Раскольников корит себя за то, что не может равнодушно воспринимать совершенное, видит в этом свою слабость.  Герой не выдерживает нравственных мук и (во многом под влиянием Сони Мармеладовой) приходит в полицию с признанием. В конце концов, уже оказавшись на каторге, Раскольников все же раскаялся, увидев во сне страшное воплощение своей теории, когда каждый посчитал себя «право имеющим». После этого происходит нравственное перерождение героя.

Преступление было совершено не ради денег – ими герой даже не воспользовался, он пытался доказать себе, что не является «тварью дрожащей».

А.Н. Островский «Гроза», пьеса

Катерина – молодая женщина, выросшая в любви и заботе, но после замужества оказавшаяся  в семье, где с ее правами не считаются, где она не видит ласки и понимания,  где вынуждена подчиняться злобной сварливой свекрови, которая  живет по домостроевским порядкам и постоянно придирается  к героине. Катерина набожна, добра, живёт не разумом, а чувствами. Борис привлек ее своей  образованностью,  нежностью – он не был похож на других жителей Калинова. С ним Катерина  почувствовала себя любимой и изменила мужу. Однако героиня понимает, что измена – грех, ей тяжело жить с пятном на совести, и она публично признается в неверности.  Разлученная с Борисом силой обстоятельств,  гордая, смелая, своенравная  женщина бросается в Волгу, так как не готова смириться и продолжить жизнь в опостылевшей семье. 

Катерина противопоставлена жителям Калинова, «темному царству» как человек, способный на протест, и носящий в себе светлое начало.

И.А. Гончаров «Обломов», роман

Илья Ильич Обломов – барин, живущий размеренной жизнью и не терпящий суеты. Это нравственный, умный человек,  склонный к философии, «голубиная душа», однако он не выпускает наружу тот свет, который есть в его душе: не приносит пользы, не жертвует собой.  Его порок – лень, безволие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, бороться за любовь и счастье. Его жизнь наполнена праздными мечтами, пустыми планами, которым не суждено реализоваться. Он не приспособлен к изменяющимся общественным условиям, когда на смену патриархальному укладу приходит время буржуазии, дельцов, готовых активно действовать. 

После расставания с Ольгой Обломов, который, казалось, «проснулся» для жизни, погружается в духовный сон.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», повесть

Петр Гринев – главный герой повести, молодой дворянин из провинции, который поступает на военную службу в Белогорскую крепость. Петр не мечтает о военной карьере, ему близка тихая семейная жизнь, но он оказывается  в водовороте исторических событий – речь идёт о Крестьянской войне под предводительством Пугачева. Петру удаётся  следовать наставлению отца – «Береги платье снову, а честь смолоду»: постоянно оказываясь в ситуациях нравственного выбора, он сохраняет в себе человека: он не изменяет присяге и не переходит под начало Пугачёва, он  никогда не проявляет трусости и всегда исключительно честен, он ценой своей жизни готов    защищать  честь возлюбленной.

С помощью образа Петра Гринёва А.С. Пушкин показывает, что даже в смутные, тяжёлые времена человек способен сохранить в себе человеческое, если живёт по совести.

Мигель Сервантес «Приключения Дон Кихота», роман

Дон Кихот  — небогатый  идальго (аристократ), увлеченный рыцарскими романами настолько, что они доводят его почти до помешательства. Герой живёт в мире фантазий о благородных подвигах, поединках, прекрасных дамах…  Его не привлекают богатства: он хочет быть похожим на своих кумиров и добиться посвящения в рыцари, наивно верит в то, что борется со злом и однажды обретет славу. Окружающие воспринимают его как сумасшедшего. Кто-то жалеет Дон Кихота, кто-то обманывает его ради собственной выгоды.  Дон Кихот не хочет воспринимать действительность и зачастую не помогает, а вредит людям, не осознавая этого.  Он упрям, немного тщеславен, порой неистов, но у него очень доброе сердце наивного мечтателя.  Перед смертью Дон Кихот прозревает: герой  разочаровывается в своих иллюзиях и избавляется от книг о любимых рыцарях, называя себя глупцом.

 

М. Горький «Старуха Изергиль», повесть

Юноша Ларра – сын орла – возвращается в родное племя, из которого когда-то была похищена его мать:   он ставит себя выше соплеменников, нарушает законы общины, не уважает старцев и даже убивает девушку, отказавшуюся последовать за ним. Ларра упивался своей силой, грабил племя,  не ведал ни дружбы, ни любви, у него не было ни одного близкого существа – и однажды он проклял свою долю. За гордыню герой был наказан бессмертием,  а соответственно – и вечным одиночеством.
Данко – антипод Ларры. Юноша, желая спасти свое племя, повел его через страшный лес и болота – трусливые и озлобленные люди осыпали его обвинениями и даже хотели убить, но Данко не оставил их и все же вывел к свету, пожертвовав своей жизнью: он вырвал свое пламенное сердце и освещал соплеменникам путь, не ожидая благодарности.

Один из спасённых Данко людей наступил на его тлевшее сердце, испугавшись чего-то,  — так оно погасло.

Л.Н. Толстой «Война и мир», роман-эпопея

Платон Каратаев – крестьянин, оказавшийся в плену. В нем нет присущей воюющему человеку жестокости, он не теряет самообладания, не отчаивается, не жалуется на жизнь – он продолжает любить ее, живёт в гармонии с собой. Платон Каратаев – воплощение лучших национальных  черт русского человека:  Платон всех считает братьями, никого не осуждает и не винит в своих бедах.  Даже во французах не видит врагов, не держит на них зла. Хотя сам герой пленен, его душа остается свободной. Платон религиозен, смиренен и верит в конечное торжество справедливости. Он поддерживает других пленных, оказывает большое влияние на Пьера, способствуя его нравственному возрождению.

 

сорок лет фильму «я и другие» – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Рефлексия на себя и на других

Личность в контексте

Аннотация. Проводится анализ сущности конформизма как социальной реальности взаимодействия людей, описываются известные авторские эксперименты, содействующие проявлению конформных реакций человека. Обсуждаются: конформизм как поведенческая реакция и как свойство личности; конформизм в сравнении с нонконформизмом; самостоятельность как высшее достижение личности. Обсуждается история создания фильма и история понимания сущностных особенностей поведения человека среди других.

Ключевые слова: конформность; подражание; конформизм; негативизм; нонконформизм; самостоятельность.

Annotation. The article deals with analysis of conformism as social reality of people interaction, the known author’s experiments illustrating conformal reactions are discussed. Discussion emphasizes: conformism as behavioral reaction and as personal property; conformism in comparison with nonconformism; independence as higher personal achievement. The history of creation of a film, and history of understanding of intrinsic features of behaviour of the person among others is discussed.

Keywords: nonconformism; imitation; conformism; negativism; nonconformism; independence.

В 1971 году киностудия «Киевнаучфильм» снимала фильм «Я и другие». В основу фильма легли эксперименты, демонстрирующие закономерности конформного поведения человека в социуме. Режиссер — Феликс Соболев.

культуры

Валерия Мухина

РЕФЛЕКСИЯ НА СЕБЯ И ДРУГИХ: СОРОК ЛЕТ ФИЛЬМУ «Я И ДРУГИЕ»

166

№ 1 — 2011

Научный консультант — в ту пору член-корреспондент АПН СССР Артур Владимирович Петровский. Автор большинства экспериментов -сегодня доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующая кафедрой психологии развития МПГУ Валерия Сергеевна Мухина.

На этих страницах автор рефлексивных воспоминаний и размышлений объясняет, что общего между конформизмом, негативизмом и нонконформизмом и почему самостоятельность — удел избранных в особых, значимых ситуациях. Кроме того, автор рефлексирует на историю создания фильма и на замечательных людей, которые совместно творили удивительное произведение, определившее не только начала отечественной социальной психологии, но и повлияли на самосознание думающей, духовной части общества. Творческая киногруппа во главе с режиссером Феликсом Соболевым ответила образами кино на целый ряд сущностных вопросов социальной психологии людей и заявила о значимых проблемах человека среди других.

Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя 1.

Франсуа Вийон

Конформизм как

социальная

реальность

Понятие «конформизм» происходит от позднела-тинского «сопГогт1в» — подобный, сходный.

В Европе слово «конформизм» начали использовать в Средние века для обозначения сообщества, сформировавшегося вокруг англиканской церкви и принимающего все ее догматы.

В ХХ в. в связи с изменением системы социального взаимодействия это слово приобрело новый смысл. Обществу понадобился термин, означающий «следование за мнением других». И он появился. Строго говоря, его ввели европейцы, перед которыми встала проблема влияния на людей — с одной стороны, и изучения той категории лиц, которые легко поддаются чужому воздействию — с другой. В это же время возникло и понятие «конформность» для обозначения качества личности, проявляющей конформизм.

Эти понятия распространялись по миру не очень быстро. У нас был друг семьи — известный японист Ирина Львовна Иоффе. Она рассказывала, что в 1960-е гг. японские литераторы, наблюдая за тем, как мы живем в СССР, сказали ей: «Вы, советские люди, -настоящие конформисты». Ирина Львовна воспитыва-

1 Этот отрывок из «Баллады примет» Франсуа Вийона я предложила в качестве эпиграфа к фильму «Я и другие».

№ 1 — 2011

Эксперименты, связанные с конформизмом

Феномен подставной группы

Мотивы

конформного

поведения

лась с боннами, знала много языков, вообще женщина образованная, не поняла, о чем речь. «Вот видите, -сказали ей японцы, — вы даже слова такого не знаете -«конформизм»». В ту пору в СССР, конечно, о конформизме не слыхивали.

Одним из первых конформность начал исследовать турецкий психолог Шериф Музафер. В 1935 г. он провел эксперимент с использованием автокинетического эффекта, то есть иллюзии движения. Он просил испытуемых отмечать моменты начала и окончания движения световых точек и определять расстояние, на которое они якобы переместились. В одной группе Шериф Муза-фер проводил эксперимент сначала с участием всех испытуемых, а потом индивидуально, а в другой — наоборот. В результате оказалось, что групповое обсуждение влияет на индивидуальные показания.

Пожалуй, самые известные эксперименты по изучению конформности принадлежат американскому психологу Соломону Ашу. В 1950-е гг. он провел эксперимент с разновеликими отрезками. Он показывал восьмерым молодым людям (семеро из них были «сообщниками» Соломона Аша, то есть членами подставной группы, и лишь один — испытуемый) четыре линии и просил указать одинаковые по длине. «Подставная группа» систематически давала неверные ответы, и испытуемый чаще всего шел у них на поводу.

В результате множества социально-психологических исследований было установлено, что самое сильное влияние на человека оказывает группа именно из семи человек. Антон Семенович Макаренко писал в своих работах о том, что семь имеет особую силу воздействия. Это верно для взрослых. А когда дело касается детей, семь — уже много. Мы в своих экспериментах с детьми уменьшали подставную группу до четырех.

Конформизм может быть социальной реакцией, а может — свойством личности. Истинные конформисты всегда готовы следовать за другими. Это опасные люди, ими легко манипулировать, они поддаются каждому последующему воздействию, у них нет внутреннего стержня, нет своей позиции. Конформистов в чистом виде не так много.

В то же время конформизм может быть формой продуманной социальной адаптации. Люди часто поступают конформно, если это им выгодно. Кроме того, исследователи зафиксировали резкое повышение конформности в нестабильные исторические периоды. В ситуации неопределенности, когда люди не знают, как себя вести, они невольно соглашаются с другими.

№ 1 — 2011

Конформизм, государственное устройство и каждый отдельный человек

Человек — существо социальное. Как проявляется индивидуальность?

Есть страны, система которых ждет от человека конформных реакций. Системам Сталина, Мао, Гитлера конформизм был на руку. И люди проявляли конформизм. Как я уже сказала, человек порой демонстрирует конформную реакцию из рациональных побуждений. Однако, наша психика сложнее, чем условия, к которым нас пытаются подстроить: у человека может быть много противоречивых мотивов для выбора линии поведения.

Интересные исследования проводил американский психолог (кстати, выходец из России) Ури Бронфенбре-нер. Изучая ценности североамериканских и латиноамериканских детей, он выяснил, что для американцев важна социальная агрессивность, а для латиноамериканцев — конформизм, следование друг за другом.

Есть описания, когда другой американский исследователь обратил внимание: если поставить к доске трех учеников-латиноамериканцев и попросить первого, кто решит математическую задачу, повернуться лицом к классу, никто не повернется. Все будут ждать друг друга, потому что в ряде стран Латинской Америки быть первым неприлично. В США — наоборот, там постоянно ожидают первого, лучшего. Это внешний культурный фактор поведения, форма адаптации к социальным условиям, к социальным ожиданиям. В реальности в любой системе обязательно есть самостоятельные, есть конформисты и негативисты. Это реальные личностные типы.

В каждом человеке есть два начала: социальное (я принадлежу обществу, оно меня взращивает) и уникальное («я неповторим», «не путайте меня с другим»). Уникальные проявления нужны человеку в отдельных сущностно значимых для него случаях: при решении сложных проблем и в творчестве (научном, литературном, художественном и т.д.), то есть когда мы тем или иным способом выражаем свое видение мира, пропуская через себя Великое идеополе общественного сознания (сложившиеся в истории человечества образы и идеи, которые влияют на самосознание каждого отдельного человека в зависимости от уровня его образования и внутренней позиции). Однако чаще всего мы ведем себя как социальные единицы «как все» — это стереотипы, навыки взаимодействия с другими. Мы выходим на улицу и (если нормативность нами усвоена) ведем себя в соответствии с социальными ожиданиями: корректно, без агрессии. Мы не проявляем свою личностную позицию до тех пор, пока не попадаем в проблемную для нас ситуацию.

Социальное начало в нас сильно, потому что любая система делает из человека социальную единицу. Это

№ 1 — 2011

свойство личности

нормально. Другое дело, что людей нельзя ломать, превращать в винтики. Конечно, есть люди, у которых одно из этих двух начал проявляется ярче. Например, у Иосифа Бродского был внутренний конфликт с обществом, когда он испытывал неистребимую потребность «оставаться человеческим существом», личностью. Он отразил свои чувства в своем рефлексивном эссе «Меньше единицы» [1]. Он сам нашел этот образ и использовал слово единица, прижившееся в философии и науках о человеке, в качестве понятия «социальная единица». Конформизм как Никто не знает о соотношении врожденного и благо-

приобретенного. Исследовать это очень сложно, можно сказать невозможно. Может быть, дело в слабом типе нервной системы: сензитивные, то есть чувствительные к внешнему воздействию люди могут легче поддаться влиянию окружающих. А если эта слабость сопряжена с отсутствием культуры, системного отношения к миру, если человек не занимается саморазвитием и самоформированием, не выделывает себя, то дело совсем плохо. Хотя, замечу, что сама сензитивность — великий дар. Художники чувствительны к миру, и благодаря этому свойству они реализуют свои уникальные способности не только смотреть, но и видеть, — проникновенно чувствовать, глубинно понимать. Нонконформизм или В психологии часто используется термин «негативизм». В отечественных психологических словарях только в словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского есть понятие «нонконформизм» [2]. Так вот, нонконформизм объясняется как синоним понятия негативизм и как антоним конформности. Нонконформизм и негативизм — это протестное поведение, которое проявляется как реакция на общественное мнение. У нонконформизма и негативизма есть общее с конформизмом: и то, и другое, и третье — зависимость от общества, отсутствие самостоятельности.

Только конформисты соглашаются и говорят « да», а нонконформисты, негативисты возражают и говорят «нет». И теми и другими можно манипулировать. Если мы хотим чего-то добиться от негативиста, мы просим его об обратном.

Почему-то некоторые видят в нонконформизме некую социальную ценность. Так при советской власти протестные проявления людей расценивались как свидетельство силы и самостоятельности личности. Однако нонконформизм — это демонстративный негативизм, а не самостоятельное выражение своей социальной позиции. Да, в Советском Союзе определенную категорию

негативизм?

№ 1 — 2011

Самостоятельность как высшее достижение развивающейся личности

Быть

самостоятельным -сложная душевно-духовная работа

людей называли нонконформистами. Конечно, они реально могли быть борцами. Но по большей части это были тщеславные борцы. И их проявления я бы не назвала высшим достижением социального поведения.

Высшее достижение позиции человека среди людей -самостоятельность. Так, Андрей Дмитриевич Сахаров понимал, что и зачем он делает, и объяснял это людям, деликатно выражая свои мысли и чувства. Он выступал прежде всего за интересы человечества и своей страны.

Самостоятельность — это личностное свойство, сопряженное с понятием самостояние. А. С. Пушкин писал: «Самостоянье человека — залог величия его». А. С. Пушкин зрил в корень. Он гений. Только самостоятельного человека способного к самостоянию можно назвать истинной личностью [3]. Самостоятельность — это целостное представление о своем месте в мире, о своем пути, о том, как «выделать» себя, как выстраивать отношения с близкими, с Родиной, с миром. Чтобы реализовать свои представления, нужна воля. Человеку часто приходится противостоять мнению других. Людей, демонстрирующих целостность сознания и воли, во все времена было не так много. Хочу назвать блистательного русского политического деятеля Василия Витальевича Шульгина (18781976), который достойно соответствовал в истории Государства российского своему месту и своему времени, верно служа Родине, честно признавая свои заблуждения [4, 5].

Самостоятельная личность тоже может давать и конформные, и негативные реакции. Любого человека можно «подставить», любой человек может «облажаться», просчитаться, потерпеть крах. Когда мы проводили эксперименты для фильма, мы специально подготавливали людей для нужной нам реакции. Мы приводили их в уютную комнату, где были кофе, конфеты, шоколад. Испытуемый входил туда вместе с подставными участниками — входил не последним, а третьим или четвертым. К нему все хорошо относились, показывали ему свое расположение, шутили, смеялись над его шутками. Все его поддерживали, и он чувствовал себя среди своих. И в такой компании в ситуации эксперимента он чаще всего вставал на ту же позицию, что и члены подставной группы. Например, про фотографии разных людей, мужчин и женщин, говорил вслед за другими, что это портрет одного и того же человека. А если перед экспериментом все были нервные, злые, а на самом эксперименте дополнительное напряжение создавала съемочная команда, испытуемый давал негативные реакции. Например, про портреты одного и того же человека, говорил, что это разные люди.

№ 1 — 2011

Поддержка и ловушки социальных отношений

Нуждается ли общество в самостоятельных людях?

Лично я, когда речь идет о серьезных, принципиальных для меня вещах, связанных с моим представлением о мире, внутренне готовлюсь, мобилизую свою энергию, чтобы, если понадобится, дать отпор тем, кто намерен мною манипулировать. К этому надо быть готовым эмоционально, рационально и физически. Человека можно попрать, сломать, если, например, он устал -ведь все мы к концу дня истощаемся. Кроме того, чтобы противостоять манипуляции и не сломаться, нужны воля, разум и эмоциональная культура — то, что определяет способность регулировать свои реакции. В этом смысле и надо человеку себя воспитывать.

Вообще социальные отношения — это и поддержки, и ловушки. Есть люди, которые профессионально расставляют ловушки, которые умеют руководить массами и группами, манипулировать их поведением и чувствами. Когда вышел фильм «Я и другие», меня приглашали в учреждение, где обучались будущие политические лидеры африканских, азиатских и других дружественных СССР стран. Я успела прочитать там несколько лекций, когда, наконец, поняла, что на этом фильме «Я и другие» учат манипулировать людьми. И я прекратила свои визиты. Ведь сущностная цель фильма была показать людям: человеки могут невольно пойти на поводу у других. Амбивалентная сторона раскрываемых феноменов наглядно подсказывала то, как можно манипулировать человеком.

Общество нуждается в самостоятельных людях. Однако людей самостоятельных, которые умеют думать, стремятся развивать свою душу, тех, для кого на первом плане личностное развитие, всегда меньше. И это нормально. Как всякому биологическому виду нам не нужна избыточная самостоятельность. Обществу это не нужно. Человечеству надо воспроизводить себя. Какими бы социальными, интеллектуальными и духовными мы ни были, необходимость воспроизводства подчас сильнее нас. Воспроизводить — непрерывно возобновлять типологию социального поведения. Это ключевой момент жизни.

Здесь возможно провести аналогию с животным миром. Великий Чарльз Дарвин писал, что среди животных есть лидеры (вожаки), они более интеллектуальны, чем остальные. Вожаков всегда меньше. В стереотипных ситуациях, когда действует описанная Иваном Петровичем Павловым схема поведения по модели «стимул — реакция», стадо действует в соответствии с инстинктом: добывает пищу, производит на свет потомство, пребывает в покое. Когда случаются природные и другие катаклизмы, вожаки вынуждены «соображать» за всех, решать возник-

№ 1 — 2011

Потенциальные возможности интеллектуальных особей

Ограниченность общественной нужды в

самостоятельности граждан

Надо выделаться в человека, в личность

шие проблемы. Каждый вид нуждается в интеллектуальном вожаке, который может проявить себя в экстремальной ситуации. Вожак в животном царстве — прообраз самостоятельного лидера в человеческом сообществе.

Есть гениальный эксперимент с крысами. В вольер с высокими железобетонными стенами посадили крыс (из грызунов это самые интеллектуальные создания). Дали им ветошь, бумагу, солому, ветки — начали строить гнезда. Поставили качели — начали качаться. Дали еды <…>. А посередине вольера — глубокий колодец с водой. Так вот четыре крысы — три самца и одна самка -освоив пространство, начали изучать колодец и, в конце концов, попадали в него. Сработал открытый И. П. Павловым знаменитый рефлекс «Что такое?».

Общество, в том числе и лидеры, — увы! — не заинтересованы в большом числе лиц, стремящихся к самостоятельным проявлениям себя в жизни.

Воспитать в людях самостоятельность в известной мере возможно. Однако это нерационально с точки зрения реальных потребностей социума. Изобилие свободных, самостоятельных персон не нужно обществу. В этой связи полагаю правомерным вспомнить размышления Карла Густава Юнга о самостоятельности и ответственности человека. Мудрый психолог писал о том, что «любой человек в составе общества в каком-то смысле хуже, чем тот же человек, действующий сам по себе; управляемый обществом, он до определенной степени избавлен от личной ответственности. Чем многочисленнее организация, тем труднее избежать в ней аморальности и слепой тупости (senatus bestia, senators boni viri) 2 <…> общество вознаграждает прежде всего посредственность и поощряет любого, кто согласен вести беспроблемное, безответственное, растительное существование. Сильная индивидуальность неизбежно загоняется в угол.

<…> Без свободы не может быть нравственности» [6]. Разве не о нужде общества в конформистах писал в первой половине ХХ столетия Карл Юнг?

Развитие человека определяется тремя факторами [7, с. 45-378, 739-832]. Первый — это генотип (то, что досталось нам от предков: тип нервной системы, особенности строения органов чувств и т.д.). Второй -социальные условия: то, как человека воспитывали. Бихевиористы, которые позаимствовали у Ивана Петровича Павлова схему «стимул — реакция», говорили: дайте нам двенадцать детей, и из одного мы сде-

2 С лат.: Сенат — зверь, сенаторы — добрые люди.

№ 1 — 2011

Предыстория создания фильма «Я и другие»

Феликс Соболев -режиссер и личность

лаем врача, из другого — педагога, из третьего — преступника и т.д. Третий фактор — внутренняя позиция самого человека. Эта позиция формируется не у каждого. Она может сложиться у тех, у кого есть некая система ценностей, кто готов работать над собой. Внутренняя позиция для своего формирования требует колоссальных усилий. Кроме того, воспитать можно только тех, кто имеет к этому мотивацию и сам ищет себе учителя [7, с. 836-953].

Федор Михайлович Достоевский настаивал на том, что «сделаться человеком нельзя разом, а надо выде-латься в человека», при этом он писал, что недоделанные люди не способны осуществить никакие правила, даже самые очевидные [8]. Вслед за Федором Михайловичем повторю: чтобы сделаться личностью надо выде-латься в человека.

Полагаю, что пора обратиться к истории создания фильма «Я и другие».

Для меня участие в работе над фильмом стало полной неожиданностью. Я прежде видела научно-популярные фильмы Феликса Соболева «Язык животных» и «Думают ли животные?». Помню, что меня восхитила научная точность, отснятого материала поведения животных и хороший закадровый текст объясняющий блистательный видеоряд. Помню, что у меня возникло сожаление о том, что дело обошлось без меня -ведь я была хорошо обученным натуралистом-исследователем: моим учителем была Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, известный в нашей стране и в Европе зоопсихолог и детский психолог, сравнивший развитие собственного сына и шипанзе в их детстве (раннем онтогенезе) [9].

Однажды, когда я была в докторантуре, мой шеф и друг Артур Владимирович Петровский позвонил и сказал с хитрющей и доброжелательной интонацией: «Лерочка! Помнится мне, что Вы когда-то огорчались о том, что не работали вместе с Феликсом Соболевым. Так вот, завтра он со своей командой у меня дома. Приезжайте! Вам будет интересно».

Конечно в урочное время я была у Петровских. Там уже обитала группа веселых, энергичных человеков, которые напористо и вполне убедительно живописали кинообразы и излагали идеи будущего фильма. Возглавлял эту энергичную группу Феликс Соболев.

Этот человек — Феликс Соболев — был одновременно вдохновлен своим очередным проектом, страстно включен в его мерцающие пока идеи и взволнован тем как вообра-

№ 1 — 2011

жаемое и задуманное будет воплощено в зрительный и смыслообразующий ряд. Все сложные чувства, которые испытывал режиссер, отражались на его лице, в выразительной экспрессии рук и тела, в эмоциональном тоне его речи. Это был захваченный своей работой человек.

Феликс страстно излагал возможные эксперименты и идеи фильма<…>. Он страстно фантазировал.

Я была потрясена такой безусловной включенностью в творчество.

Прошло время, и я оказалась в городе Киеве в студии Научно-популярных фильмов<…>.

Как оказалось, сценарий Ю. Аликова был весьма несовершенен, начиная от эпиграфа к фильму («Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры, у них есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль<…>.» В. Шекспир) до понимания эпизодов, экспериментов и конечной идеи<…>.

Погрузившись в проблемы и идеи предстоящей творческой работы, я выключила свою голову в отношении докторской диссертации и на полгода погрузилась в работу над экспериментами в те времена в запрещаемой и неведомой для СССР области знаний — социальной психологии.

Мы тяжело работали. Норма труда — ненормированный день (обычный парадокс в творчестве). Изо дня в день Феликс страстно призывал всех к тому, чтобы мы физически, психически и нравственно были включены в процесс работы над будущим фильмом. Его энтузиазм в вербальном выражении: «Ведь это наше общее дело!».

Режиссер любил свое дело, жил им и нарциссически полагал, что все должны жить в тех же страстях и устремлениях. В этом была его безусловная сила и правда творца. В этом был его творческий эгоцентризм. Реально группа была полна творческого и исполнительского энтузиазма — режиссер обладал талантом вести за собой.

Феликс обладал тираническими качествами — он стремился править нами на основе единичной неограниченной власти. Однако, когда уже не было сил и, когда сей тиран был неправ, я давала ему такой несокрушае-мой силы отпор, что он легко и быстро становился лояльным, тонко рефлексиирующим, внимательным и понимающим. Такое гениальное перевоплощение человека быстро меня смиряло, и мы продолжали вдохновенно работать.

Что говорить<…> Феликс был талантлив в работе над каждым своим детищем, над каждым фильмом. Он был увлеченным, трудоспособным творческим человеком.

№ 1 — 2011

Эксперименты,

проводимые

на съемках фильма

На мне лежала ответственность выбирать тех, кто даст конформную реакцию

Феликс Соболев рано ушел из жизни. В Киеве собирались назвать студию его именем, но не случилось.

Теперь о работе над самим фильмом.

На съемках фильма «Я и другие» проводились эксперименты со студентами. Мною были предложены эксперименты с белыми и черными пирамидками, а также специально для детей проективный эксперимент («сладкая каша»). Реакции большинства (вопреки надеждам нашего научного консультанта, тогда члена-корреспондента АПН СССР, Артура Владимировича Петровского, который полагал показать, что советская молодежь, в отличие от американской, самостоятельна) были конформными. Но были и те, кто не шел на поводу у группы. Так вот тех, кто проявлял самостоятельность, я спрашивала, что они чувствовали, не соглашаясь с большинством (с подставной группой). И они отвечали, что очень волновались. Один крепкий молодой человек, мастер спорта, сказал: «У меня было такое ощущение, что некий стержень дрожит во мне. Так мне было трудно».

Когда группа давит, а ты идешь своим путем, ты несешь большие энергетические потери. Проще проявить конформизм: ты со всеми, тебя никто не казнит, не милует, все в порядке. Самостоятельность дорогого стоит.

Когда мы снимали эпизоды на конформные реакции испытуемых в ситуациях давления подставной группы (эксперименты С. Аша), то на мне лежала ответственность выбирать тех людей, кто проявит конформные реакции.

У меня был безусловный опыт в проведении экспериментов по идее С. Аша. В 1967 г. мои близнецы начали учиться в школе, и я провела с первоклассниками эксперимент с подставной группой. Стимульным материалом были разных цветов и разной насыщенности квадраты. Подставная группа говорила то, что не соответствовало действительности. Результаты моих усилий были многократно опубликованы [10]. Таким образом в работе над экспериментальными ситуациями у меня уже был личный опыт.

Я безумно нервничала — ведь, как я полагала, надо было предугадать тех, кто, безусловно, даст конформную реакцию. Волновались все: режиссер, оператор, их ассистенты, осветитель. А я как волновалась!

Так как подставную группу я сформировала по своему усмотрению (шесть энергичных, разбитных, бойких и веселых молодых людей и одна девушка), у меня были основания верить в силу воздействия этой команды на одного человека.

№ 1 — 2011

Из чего я первоначально исходила в поисках тех, кто даст конформную реакцию?

Бум на студии Киевнаучфильм

Рефлексия на себя и других

Каждый отдельный человек обладает своей особенной позицией и поведенческими способами реагирования на воздействие группы. Нам нужны были те, кто даст конформные реакции. Такова была первая задача режиссера.

Я волновалась. Одно дело — мой опыт с детским конформизмом, другое дело — взрослые, интеллектуально состоятельные студенты.

Сначала я выбирала девушек, преимущественно хрупких, имеющих довольно неуверенный вид. И у нас пошло дело! Все они давали конформные реакции!

Потом я стала выбирать бойких на вид девушек и юношей с большими вариациями во внешней самопрезентации, в поведении и манере общения. Даже сильные и уверенные в себе спортсмены и умники по большей части давали конформные реакции.

На студии начался бум! К нам приходили полюбопытствовать: что у нас такое происходит? Приходили режиссеры, операторы, их ассистенты и прочие люди, работающие в этом большом кинопроизводстве. Спустя время обо мне стали говорить, что я колдунья, на меня посматривали с напряженным вниманием. Это меня обижало и злило: в сердцах я отвечала, что я ведьма с известной в Киеве «Лысой горы», что я якшаюсь с нечистой силой <…>.

Однако меня саму потрясали результаты нашего предприятия: большинство давало конформные реакции. Я понимала, что сама ситуация кино: режиссер, операторы, осветители; личная включенность в этот сложный, экзотический для любого студента процесс; психолог и его требования, обращенные к группе таких же как ты сам — все это толкает к объединению и следованию за группой. Но, когда почти все дают конформную реакцию, когда большинство на портреты разных людей говорит вслед за группой, что этот и этот — портрет одного и того же человека, когда многие говорят вслед за группой на белую и черную пирамидку, что они обе белые <…>. Удивление переполняло меня. Таковы мы, люди — человеки?

Одно я поняла сразу: моя персона экспериментатора тут ни при чем! Видимость влияния моей личности -иллюзия, обман. Я сама была в ступоре от результатов. То, что происходит — некая закономерность наших социальных реакций друг на друга.

Я поняла раз и навсегда: если ты можешь воспроизводить некий результат, то не ты лично обладаешь некими свойствами воздействия на других, а некие механизмы, которые сложились в социальной истории челове-ков. Лично ты — лишь (случайно, спонтанно, согласно

№ 1 — 2011

открытому научному знанию и т.д.) подошел к этим механизмам и воспользовался их силой. Однако за этим «лишь», в этой частице русского языка, стоит великая сила сущностных наших человеческих феноменов: ты подошел и ты увидел, познал, понял.

Сила слова Я многое поняла для себя о нас, о человеках. Рабо-

тая с людьми и создавая стимульные ситуации воздействия на человека, я увидела, как легко мы выражаем готовность принимать предлагаемые нам значения слов, как легко мы готовы следовать за суждениями и высказываниями других.

Действительно, человеческая речь имеет долгую историю своего развития. И первое назначение речи -передавать верную информацию от человека к человеку, а потом — способность выражать словами свои чувства и мысли, рефлексировать на себя и других и прочее. Мы доверяем суждениям других, посему мы можем обмануться.

В нашем фильме были ситуации, которые направляли испытуемых по ложному пути. Когда, указывая на портрет человека, экспериментатор говорил, что это большой ученый, испытуемый видел в нем интеллект и добрый нрав, когда говорил, что это рецидивист, испытуемый видел в нем черты асоциального человека. Сказанное слово связывает нас с его значениями и смыслами и околдовывает наше восприятие и наше сознание.

В наших экспериментах меня потрясла увиденная мною зависимость человека от слова.

«Обе белые» Психологический шок вызвал у всей группы экспе-

римент с белой и черной пирамидками. Эксперимент адресованный ко взрослым молодым людям, А. В. Петровский предложил создать такую ситуацию, когда испытуемые ни за что не пойдут на поводу у группы. Мы долго маялись в поисках такой ситуации, пока я не предложила поставить перед взрослыми нашими испытуемыми белую и черную пирамидки. Подставная группа должна была говорить, что они обе белые.

Ситуация казалась абсурдной. Никто не мог представить, что взрослые люди пойдут на поводу у подставной группы. Однако сразу первый испытуемый (так уж случилось!) — молодой человек вслед за группой сказал на белую и черную пирамидки: «Обе белые». Он повторил эти слова трижды. Поиски новых стимулов, на которые наши испытуемые отреагировали бы праведным сопротивлением, мы прекратили. Мы стали работать над предложенным мной экспериментом (белая и черная пирамидки).

№ 1 — 2011

Фильм призывает быть ответственным за себя

Личность Артура

Владимировича

Петровского

Нас понимают

Фильм продолжает жить

Мы с Феликсом хотели сказать нашему зрителю: «Старайтесь быть самостоятельными, не идите за мнением большинства, не взяв за себя ответственность». Надо не забыть, что в ту пору был глубокий Советский Союз. Мы не знали, чем обернется для всех этот фильм со своей жизненной правдой.

Реально, когда фильм вышел, и мы все (режиссер с его верной кинокомандой, А. В. Петровский и я) выступали в Доме кино, в Доме союза писателей и в других «домах», случались довольно неприятные коллизии. Некоторые бдительные умники из творческих союзов агрессивно интересовались кто мы такие, что хотим сказать этим фильмом.

Хочу выразить мое восхищение замечательным Артуром Владимировичем Петровским, который взял на себя ответственность и стал научным консультантом такого фильма. Во время съемок я думала: «Ну, зачем нам консультант. Мы сами <…>». Но, когда началась демонстрация фильма компетентным аудиториям, я поняла, что такое брать на себя гражданскую ответственность за образы и мысли серьезного киноисследования. В ту пору я психологически стояла за Петровским и до конца не понимала, чем это могло обернуться в нашей стране в те годы.

Сегодня я хочу выразить мое восхищение личностью Артура Владимировича Петровского: это был для того времени смелый выбор психолога, изучающего поведения человека среди других людей.

Помню: наш фильм демонстрировался многие годы подряд в малых залах кинотеатров «Россия» и «Москва». В ту пору меня узнавали на улицах и благодарили за фильм. Я смущалась и радовалась тому, что нас не только смотрят, но и понимают.

Шло время. Мы стали жить в России. Снова прошла волна демонстрации нашего фильма теперь уже на экранах телевизора, по многим каналам.

Наконец — 2010 год.

Некий молодой режиссер воспылал желанием сделать ремейк фильма «Я и другие». Он предложил мне стать научным консультантом. Я отказалась: прожитое прошлое для меня неповторимо. Нет Феликса Соболева. Нет Артура Владимировича Петровского <…>. В экспериментаторы я порекомендовала своего ученика — Леонида Проценко, организовала подставную группу из наших молодых ученых и аспирантов. На экране все они выглядели достойно. Фильм режиссеру не удался.

№ 1 — 2011

В июне в программе «Картина маслом» у Дмитрия Быкова на пятом канале обсуждался наш фильм в связи с проблемой конформизма и нонконформизма. Андрей Бильжо, участвовавший в этой программе, писал на своем сайте о фильме: «В этой программе был показан уникальный советский фильм «Я и другие» Феликса Соболева. Я рекомендовал бы посмотреть его всем «снобам», потому что это потрясающе интересный документальный фильм 1971 года — непонятно, как он тогда проскочил!»

— Спасибо Вам, Андрей, за Феликса Соболева.

Совсем недавно замечательный режиссер Андрей Звягинцев, будучи в гостях у В. В. Познера, дал высокую оценку экспериментам фильма «Я и другие». В конце июля 2011 г. в связи с юбилеем Ф. Соболева фильм вновь демонстрировали по пятому каналу.

Фильм продолжает жить. Его образы и идеи нужны людям.

1. Бродский И. Меньше единицы // Сочинения Иосифа Бродского. Т.У. — СПб., 1999. — С. 7-27.

2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. -М., 1990. — С. 238.

3. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). 2-е изд.: исправл. и дополн. — М., 2010.

4. Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920 год. — М., 1990.

5. Шульгин В. В. Три столицы. — М., 1991.

6. Юнг К. Г. Психология нацизма // О современных мифах: Сб. трудов: Пер. с нем. — М., 1994. — С. 233.

7. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность <…> — С. 45-378; 739-832; 836-953.

8. Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1877 год. Январь-Август. Полн. собр. соч. в 30 т. — Л., 1983. -Т. 25. — С. 47.

9. Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. — М., 1935.

10. Мухина В. С. Дневник матери (первоклассники) — М., 1977. — С. 58-62; Мухина В. С. Близнецы: 2-е изд. — М., 1997. — С. 531-532; Мухина В. С. Таинство детства. — М., 1998; 2-е изд. — СПб., 2000; 3-е изд. — Екатеринбург, 2005 (везде: — С. 236-240) и в др. изданиях.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

180

№ 1 — 2011

Список литературы по направлению «Я и другие» EgeFox

Комментарий от ФИПИ: При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Другими словами, темы итогового сочинения по данному направлению, как бы они ни звучали, будут отражать взаимоотношения человека с конкретными людьми или обществом и влияние социума на человека.

Чтобы вы могли сэкономить время, я постаралась составить список из популярных произведений, которые знакомы большинству (надеюсь, вам тоже), и совсем коротеньких рассказов. Этого вполне достаточно для полноценной подготовки к итоговому сочинению по направлению «Я и другие»:

  1. А.П. Платонов, рассказ «Юшка» (взаимоотношения с обществом)
  2. Р. Брэдбери, рассказ «Все лето в один день» (формирование отношения социума к человеку)
  3. Джек Лондон, роман «Мартин Иден» (зависимость и независимость от мнения окружающих, место человека в обществе)
  4. Б. Полевой, «Повесть о настоящем человеке» (восприятие человека обществом, независимость от чужого мнения)
  5. А.П. Чехов, рассказ «Попрыгунья» (полная зависимость от мнения общества, влияние общества на человека)
  6. В.К. Железников, повесть «Чучело» (конфликт, место человека в обществе, влияние человека на общество)
  7. А.С. Грибоедов, пьеса «Горе от ума» (конфликт с обществом, причины разногласий человека с обществом)
  8. М. Шолохов, рассказ «Судьба человека» (пример достижения понимания и единогласия между людьми)
  9. Н.Г. Чернышевский, роман «Что делать?» (пример достижения понимания и единогласия между людьми)
  10. А.П. Чехов, рассказ «Скрипка Ротшильда» (негативное отношение к окружающим)
  11. Н. Заболоцкий, стихотворение «Некрасивая девочка» (положительное отношение к окружающим)
  12. А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин» (острый конфликт, его причины)
  13. М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени» (острый конфликт, его причины, отношение к окружающим)
  14. А.Н. Островский, пьеса «Гроза» (зависимость от чужого мнения, место в обществе)
  15. А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка» (взаимоотношения с обществом, поиск компромисса)
  16. Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание» (конфликт с обществом, умение прощать)
  17. М. Горький, пьеса «На дне» (значение поддержки окружающих)
  18. И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети» (конфликт, взаимоотношения с окружающими)

Оцените статью:

грамматики — «Я и другие» или «я и другие»

грамматика — «Я и другие» или «я и другие» — English Language & Usage Stack Exchange
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 178 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Зарегистрироваться

English Language & Usage Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для лингвистов, этимологов и серьезных энтузиастов английского языка.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 22к раз

Не так уж и сложно и объяснять почти нечего 🙂

«Я бы выиграл.»+» Другие разработчики выиграют. «=» Я и другие разработчики выиграют. «