Я концепция система представлений человека о: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Глава 18. Я-КОНЦЕПЦИЯ

Я-концепция и ее роль в жизни личности

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание – это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она вступает и как субъект, и как объект познания и отношения (И.И. Чеснокова). Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя.

Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция

(Я-образ) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая,

345

рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Рассмотрим, какую же роль играет Я-концепция в жизни личности, какие функции она выполняет.

Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности либо тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт, либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является,

346

по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же, и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

Структура Я-концепции

На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Р. Бернс (как и многие отечественные психологи – В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Л.В. Бороздина и др.) выделяет три составляющих в структуре Я- концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе.

Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я- концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это

347

целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

Когнитивная – некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая Я-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия непостоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обусловливают установки индивида, его ожидания относительно себя.

С точки зрения процессуальной когнитивная подструктура выступает как самопознание- процесс получения знания о себе. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Образ Я.

В психологической науке основополагающим стало различение У. Джеймсом двух сторон единого, целостного Я (self) – «эмпирическое Я» (Я как объект познания) и «чистое Я» (Я как субъект познания). Под эмпирическим Я У.Джеймс понимал совокупность всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, психические силы и качества. Он подразделил эмпирическое Я на три подсистемы:

1)материальное Я – тело, одежда, собственность;

2)социальное Я – то, чем признают данного человека окружающие;

3)духовное Я – совокупность психических качеств, склонностей, способностей человека.

Под чистым или познающим Я У. Джеймс понимал то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне.

348

Одним из наиболее известных различений образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое, так или иначе, присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других ученых.

Согласно М. Розенбергу, есть «реальное Я» — то, каким человек кажется себе в действительности; «идеальное Я» — то, каким человек хотел бы быть; «фантастическое Я» — каким субъект желал бы стать, если бы все было возможно; «должное Я» — каким человек должен быть, ориентируясь на моральные нормы; «зеркальное Я» — представления человека о том, как его воспринимают другие.

Оценочная составляющая – наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, кем является.

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться то, что он, к примеру, сильный. Результатом этого процесса самооценивания является самооценка – суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом.

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я- концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.

Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни

349

личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

350

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Выделяются частные самооценки – оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка – это не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых видах деятельности.

В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на

351

собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким людям; не менее трудно жить и высокомерным.

Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции

ивоспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину

иблизость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Такую любовь в психологии называют безусловной. Постоянное проявление безусловной родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Этот термин был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Уровень притязаний определяет стремление к достижению целей той степени

352

сложности, на которую человек считает себя способным. Решающим фактором в становлении уровня притязаний является переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных. Например, для одного студента сдача какого-либо экзамена на «хорошо» может выступать как колоссальный успех, а для другого – как провал.

У. Джеймс связал уровень притязаний с самоуважением, предложив следующую формулу: Самоуважение = Успех : Уровень притязаний. Под успехом автор понимал эффективное выполнение не любой, а лишь значимой для человека деятельности.

Поведенческая составляющая заключается в потенциальной поведенческой реакции, т.е. конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я, самооценкой и самоотношением.

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то, что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции.

Регулирующая роль Я-концепции заключается в том, что она направлена на защиту, поддержание и развитие собственной личности. Результатом процессов саморегулирования является формирование самоэффективности. Самоэффективность отражает убеждения в собственных способностях организовать и исполнить действия, необходимые для определенных достижений, означает веру человека в то, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. Самоэффективность – это чувство собственной компетентности в той или иной деятельности, суждение о своих способностях и возможностях, а не суждение о собственной ценности (А. Бандура).

В целом ряде исследований установлено, что ожидания эффективности коррелируют с реальным поведением. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведение, которое он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Ожидая получить

353

отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведет к отказу.

Таким образом, самосознание представляет собой единство процесса самопознания, в какой бы форме оно ни выступало, и определенной системы оценок и переживаний, включенных в этот процесс. Я-концепция предстает как совокупность суждений человека о самом себе и включает убеждения, оценки, эмоции и задает тенденции поведения.

Развитие Я-концепции

Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Так, постепенно, возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я, Я- концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.

Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На ее формирование влияет целый комплекс

354

факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности, определяющие представления о самом себе. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. По мнению И. С. Кона «человеческое „Я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими».

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К младшему школьному возрасту их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

По мнению И.И. Чесноковой, на ранних онтогенетических ступенях развития человека, примерно до подросткового возраста, субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне развития складываются единичные образы самого себя и своего поведения, привязанные к конкретной ситуации. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целостного, истинного понимания себя.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что

355

представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. На этом этапе онтогенеза для самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я» и «Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. Постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из единичных конкретных образов Я.

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я- концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.

По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я.

Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, которые влияют на представления индивида о самом себе:

1.Согласованность внешней оценки и Я-концепции.

2.Значимость представлений, которые затрагивает оценка.

356

3.Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние.

4.Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.

5.Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.

Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я- концепции в случаях, когда:

1. Оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной.

2.Оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения.

3.Эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом

доверия.

4.Индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.

Зрелость Я-концепции, ее адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

Вопросы и задания для самопроверки

1.Дайте определение Я-концепции.

2.Кто из ученых стоял у истоков исследования проблемы «Я» в зарубежной и отечественной психологии?

3.Какие функции выполняет Я-концепция в жизни личности?

4.Что является результатом самосознания личности?

5.Какова структура Я-концепции?

6.Дайте характеристику когнитивной составляющей Я-концепции.

7.Что такое «образ Я»?

8.Какие виды «образов Я» выделяют ученые?

9.Что такое самооценка?

10.Что значит «адекватная» и «неадекватная» самооценка?

11.Чем отличается человек, имеющий низкую самооценку от того, у кого самооценка высокая?

357

12.Что значит «завышенная» и «заниженная» самооценка?

13.Чем отличаются частные самооценки от общей, глобальной?

14.Что такое самоуважение и какую формулу самоуважения предложил У. Джеймс?

15.Дайте определение уровня притязаний личности.

16.Что представляет собой поведенческая составляющая Я-концепции?

17.Дайте характеристику понятия «самоэффективность».

18.Чем отличается развитие Я-концепции на ранних стадиях онтогенеза?

19.Каким образом происходит развитие Я-концепции в подростково-юношеском возрасте?

20.Какие события существенно влияют на изменение Я-концепции взрослого человека?

Рекомендованная литература

Основная литература

1.Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Психология», «Клиническая психология» и напр. подготовки «Психология» / А. Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2010. – 447 с.

2.Марцинковская, Т. Д. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская – М. :

Академия, 2010. – 381 с.

3.Петровский, А. В. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 512 с.

4.Психология [Текст] : учеб. по дисциплине «Психология» цикла «Общепрофессиональные дисциплины» для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / под ред. Б. А. Сосновского. – М. : Юрайт, 2010. – 660 с.

5.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб.

:Питер, 2007. – 705 с.

Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. АбульхановаСлавская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.

2.Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6. – № 5. – С. 3-18.

3.Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М. :

Прогресс, 1986. – 420 с.

4.Васильев, Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой [Текст] / Н. Н. Васильев. – Элитариум: Центр дистанционного образования, 2009. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/12/18/ja_koncepcija.html

5.Дорфман, Л. Я. Метаиндивидуальный мир [Текст] / Л. Я. Дорфман. – М. :

Смысл, 1993. – 456 с.

6.Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.

7.Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 494 с.

8.Липкина, А. И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. – М.:

Знание, 1976. – 64 с.

358

9.Лэнг, Р. Расколотое «Я» [Текст] / Р. Лэнг. – СПб. : Белый кролик, 1995. – 352

с.

10.Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. – СПб. :

Евразия, 1999. – 479 с.

11.Мейли, Г. Структура личности [Текст] / Г. Мейли // Экспериментальная психология / ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. – М., 1975. – Вып. V. – С. 197-283.

12.Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст]

/Е. Т. Соколова. – М. : Московский университет, 1989. – 216 с.

13.Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. – М. : МГУ,

1983. –284 с.

14.Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии [Текст] : в 2 т. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер ; пер. с англ.– М. : Три Л, 1996.

Т.2 : Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – 1996. – 208 с.

15.Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. – М. : Наука, 1977. – 143 с.

16.Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления [Текст] / К. Г. Юнг. –

М. : Харвест, 2003. – 496 с.

359

28.3.

 Общая психология

«Я-концепция» — это выявление самосознания. Она представляет собой динамическую систему представлений человека о себе. «Я-концепция» формируется под влиянием опыта каждого индивида. Эта система составляет основу высшего саморегуляции человека, на базе которой она строит свои отношения с миром, который его окружает.

Самосознание в психологической литературе рассматривают как сложное родовое образования в структуре психики личности, а образ «Я» — как видовое. Образ «Я» — продукт самосознания, то есть проявления осознания и оценки индивидом себя как субъекта практической и теоретической деятельности, идеалов, убеждений, которые мотивируют его активность. Виды образов «Я»: социальное «Я», духовное «Я», физическое «Я», интимное «Я», семейное «Я» и т.п., а также «Я» — реальное «Я» — ирреальное, настоящее, будущее, фантастическое и т.

д.

В отличие от самосознания, образ «Я», кроме осознанных компонентов, содержит неизвестное «Я» на уровне самочувствие, представлений. Главная функция образа «Я» — обеспечить интегрированность, целостность, индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармоничности. «Я» — концепцию изучают науки о человеке и обществе.

Рассмотрим некоторые взгляды ученых на психологическую проблему «Я». Еще в начале XX ст. П. Лігше рассматривал «Я» как объединяющий компонент сознания. Он считал «Я» деятельным, реальным субстратом индивидуального сознания.

В свою очередь Джемс выделял эмпирическое познавательное «Я» и чистое «Я» как элементы сознания. Между ними существует единство и борьба противоположностей.

Известный психоаналитик С. Фрейд считал внутренним источником развития «Я» личности противоречие между реальным и идеальным компонентами (борьба «Эго» и «Супер-Эго»).

Представители гуманистической психологии описывают феноменологию личности, то есть то, как человек воспринимает, понимает и объясняет себя, реальные события своей жизни.

Проблемы развития «Я-концепции» и воспитание широко освещал Г. Берне. Автор четко доказывает, что свойственна процессам самосознания концептуальность находит выражение в систематизированной «Я-концепции» (А. Маслоу, К. Роджерс).

По своему содержанию «Я-концепция» может быть положительной, отрицательной, амбівалентною.

А. Маслоу видит внутреннюю противоречивость в несоответствия реального уровня самоактуализации индивида, его возможному уровню. В результате субъект ищет новые способы поведения, которые позволяют ему более самоактуалізуватися. В своих концепциях самоактуализации личности как стремление к самопроявления Маслоу дает описание требований, которым должен отвечать индивид. Роджерс подчеркивает способность человека к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием его теории является понятие «Я», поскольку каждый человек решает вопросы: Кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ «Я», состоит в условиях личностного жизненного опыта.

Следовательно, «Я-концепция» — это оцінно-познавательная система, что переживается и более-менее осознается индивидом. На ее основе составляется отношение индивида к себе и к другим, что опирается на личностную самооценку своих возможностей, способностей, характера. Е. Фромм отмечает: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы укорінено в моей способности любить, то есть в заботе, уважении, ответственности и знаниях. Если индивид способен любить творчески, он любит и себя; если он любит только других, он вообще не может любить». Следовательно, образ «Я» предстает как регулятор взаимоотношений, межличностных отношений человека.

В современных психологических исследованиях подчеркивают роль образа «Я» как обобщенного механизма саморегуляции личности, отмечают, что именно образ «Я» обеспечивает самотождественность (идентификацию), личностную ответственность, порождает чувство социальной причастности. Механизм саморегуляции «Я-концепции» оказывается в вербализованы форме: собственного желания — «я хочу», осознание своих возможностей — «я могу», требовательности — «мне нужно», целеустремленности — «я хочу».

Индивиды с различными «Я-концепции» не одинаково воспринимают мир: правильно или неправильно, искаженно, например: «Я-реальное» и «Я-идеальное» не совпадают. Это вызывает недовольство, разочарование. От удовольствия уровня притязаний в достижении личности зависит формирование важного компонента ее сознания — самоуважения. Она влияет практически на все аспекты деятельности человека: включает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и позитивное отношение к себе, и согласованность своего надособистісного и идеального «Я». Мотивация достижения, будучи доминирующей для человека, является также важным регулятором ее развития.

Процесс самоконцептуальності меняется в зависимости от возраста. Представление индивида о себе интегрируются в более сложные системы. Если в самосознания подростков, старшеклассников в образе «Я» еще нет определенной стабильности, их процесс самопознания находится в состоянии формирования, то у студентов наблюдаются значительные сдвиги в направлении личностной постоянства «Я-концепции». Самовосприятие в этом возрасте становится более обобщенным, качественно новым. Оно заключается не столько в количественной оценке своих черт, сколько в стремлении себя оценивать с позиций нового социального статуса, способности к усвоению профессиональных знаний, готовности к созданию семьи.

Идентификация — это способ познания, при котором устанавливается сходство объектов путем нахождения общего и отличного в их признаках.

В современной психологической науке ИДЕНТИФИКАЦИЮ рассматривают в трех аспектах:

  • как процесс выявления сходства одного конкретного индивида с другим, а также как отождествление человеком себя, своих свойств с персонажами художественно-художественных произведений, с жизненными образцами поведения, поступками человек референтных групп на основе принятия их ценностей;
  • как процесс видения субъектом другого человека как проекции себя, мнимое наделения ее своими чертами характера, особенностями отношение к людям, жизни;
  • как механизм переноса себя в пространство обстоятельств жизни другого человека, то есть усвоение ее личностных смыслов с помощью эмпатии.

Рефлексия. Рефлексивная сознание оказывается в осмыслении и переживании человеком как отдельного действия, поступка, да и смысла бытия. Возникновения у человека способности к рефлексии свидетельствует о высоком уровне ее самосознания, готовность не только к познанию самого себя, коррекции своего поведения, образа жизни. Рефлексия проявляется тогда, когда личность мысленно выделяет себя из сферы бытия, жизненной ситуации и оценивает в соотношении с моральными эталонами — так ли Я живу?

В результате она может меняться, переоценивая прошлое ради будущего, вступать в диалог с собой, воображаемым собеседником. В психологии подчеркивают идею диалогической природы, процесса анализа личностью себя. Каждый может защищать или осуждать себя в полемике, дискуссии с собой или воображаемым собеседником, что способствует сопоставлению различных взглядов, поиска истины.

Человек убеждает себя, когда есть определенное противоречие действий, суждений, когда нужно преодолеть сомнения, принять решение, реализовать его. Самовоодушевления может проявляться в формах самооправдания и самовнушения.

Во время развития человека рефлексивная сознание есть на разных уровнях и в разных формах. Как свойство индивида, рефлексивность — это способность отражать не только свой образ «Я», но и осознавать сущность своего взаимодействия с другими людьми. В сфере именно межличностных взаимоотношений рефлексия является важным компонентом нравственности поведения индивида. По мнению В.А. Роменця, это явление последействия, в нем проясняется сущность деяния.

Рефлексия ума, совести часто отстает от актов выбора. Акт, действие выбора обусловлены решением воли, последействие — рефлексией, самооценкой правильности выбора решения.

В рефлексии оказывается борьба мотивов, нравственность личности. Чем глубже у человека рефлексия, тем труднее для нее разрешения конфликтов.

Способность к рефлексии объединяет функции поведения и управления человеком своими поступками.

Развитие САМОСОЗНАНИЯ человека оказывается в самоспостереженні, критическом отношении к самой себе, в оценке своих положительных и отрицательных качеств, самовладанні и ответственности за свои поступки.

Собственное самосознание связана со способностью к рефлексии, к взгляда на себя как бы «со стороны». Благодаря самосознания человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Она становится доступной не только для других, но и для себя.

Самосознание имеет свою собственную структуру. С одной стороны, в ней можно выделить систему психических процессов, связанную с самопознанием, переживанием собственного отношения к себе и регулированием собственного поведения. С другой стороны, можно говорить о системе относительно устойчивых образований личности, которые возникают как продукты этих процессов. Через самопознание человек приходит к определенному знания о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как ее сердцевина. Сначала они предстают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, возникающих в конкретных условиях общения и деятельности. Далее эти образы интегрируются в более или менее целостное и адекватное понятие собственного «Я». Однако любой объект познания, а также человек в этой роли является неисчерпаемым. Поэтому самопознание, как и любая другая форма познания, не предопределяет конечное, абсолютно завершено знания. Не достаточно четко осознавая то новое в себе, что появилось, человек как бы с опозданием его «открывает» и к тому времени пользуется старыми знаниями о себе, старыми оценкам, хотя они на самом деле уже не соответствуют содержанию нового психологического образования и объективном его проявления.

Самопознания отражает субъективное представление о себе. Вследствие этого представления человека о самом себе не всегда адекватное. Например, мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед собой свое поведение (даже и тогда, когда она стремится правильно осознать собственные побуждения и субъективно совершенно искренняя), отнюдь не всегда отражают эти побуждения, что реально предопределяют ее действия.

Переживания различных эмоций, сопровождающих процессы самопознания, формируют у человека отношение к себе.

Знания о себе, сопряжено с определенным отношением к себе, составляет САМООЦЕНКУ личности.

В современной психологической науке различают несколько видов самооценки. Они отражают особенности объектов оценки, их сложность, а также некоторые качественные и количественные характеристики самой оценки. В зависимости от того, что подлежит оцениванию — отдельные аспекты личности, конкретные свойства, которые проявляются только в некоторых особых видах деятельности, или личность в целом, — различают два вида самооценки: а) общую, под которой понимают общую недиференційовану самооценку личности; б) частичную, которая входит в разных уровней познания свойств личности.

Еще одним основанием для выделения видов самооценки есть такая ее характеристика, как адекватность. Согласно степени адекватности обычно различают два вида самооценки: адекватную и неадекватную. В свою очередь неадекватная самооценка относительно эталона, с которым она сравнивается, может быть завышенной или заниженной.

Самооценки человека формируются под влиянием различных факторов. Это и сравнения образа реального «Я» с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, какой человек хотел бы быть. Это и присвоения человеком тех оценок и стандартов, которые она получает от других людей, в первую очередь от своего ближайшего окружения. И, наконец, это успешность действий человека — как реальная, так и мнимая. Независимо от того, лежат в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, она всегда носит субъективный характер.

Содержание знаний человека о себе и отношение к себе с начальных этапов формирования имеют свой «выход» через процесс саморегулирования и самоорганизации личностью своего поведения. Для этого процесса характерна специфическая активность, направленная на соотношение поведения личности с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, на актуализацию психологических резервов в соответствии с особенностями ситуации общения, межличностного взаимодействия. Обязательной чертой саморегулирования является постоянное внутреннее оценивание протекания акта поведения, которое соотносится с прямым или предполагаемым оцениванием его другими людьми.

Функцию корректировки действий или вербальных компонентов поведения в саморегулировании выполняет механизм самоконтроля, что составляет внутренний отчет о личности соотнесенность мотива, цели действия и ее хода. Механизм самоконтроля проявляется в готовности перевести действие в другое русло, внести в нее дополнительные элементы. Это как общение внутри самой личности — между личностью в действия и личностью, что планирует действие с определенной целью.

 

1.  Боришевский М. Духовность в государственном строительстве / / Развитие государства. — 1996. — №2.

2. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 3-х томах. — Т. 1. — Тбилиси, 1978.

3.  Вари М.Й. Психологическая структура личности Вооруженных Сил Украины и ее особенности / / Военно-научный вестник. — Вып.1 — Львов: Военный институт, 2000. — С.121-129.

4.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. — Львов: Край, 2005.

5.  Грофф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Моск-го Трансперсонального центра, 1993.

6.  Донченко Е.А. Социэтальная психика. — К.: Наукова думка, 1994.

7. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. — К.: Форум, 2000.

8. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. — К.: А.Г.Н., 2002.

9.  Занюк С.С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособ. — Луцк: Волынский гос. ун-т им. Л. Украинки, 1997.

10.  Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.

11.  Орлов ЮМ. Самосознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987.

12. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. — К.: Лыбидь, 1996.

13. Психология: Учебник. / Под ред. Ю.Л. Трофимова — 3-тэ издание, стереотипное. — К.: Лыбидь, 2001.

14.  Франт В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

15.  Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Прогресе, 1990.

16.  Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992.

17.  Юнг К.Г. Пробелы души нашего времени. — М., 1993.

18.  Юнг К.Г. Коллективное бессознательное: Письма. — Кюснахт-Цюрих, 1916.



Назад  

Что такое системы убеждений? | СпрингерЛинк

В убеждениях мы живем, движемся и мы […] убеждения составляют основу нашей жизни, землю, на которой мы живем […] Все наше поведение, в том числе и интеллектуальная жизнь, зависит от системы наши подлинные убеждения. В них […] скрыто, как следствия того, что конкретно мы делаем или думаем […] человек в глубине души верит или, что равносильно, глубочайший пласт нашей жизни, дух, который поддерживает и несет в себе все остальные, формируется убеждениями. .. (Ортега-и-Гассет)

Мы знаем, что человек — социальное животное. Это общеизвестный факт. Более того, человек определяется как разумное существо. Ясно, и никто не может отрицать, что человеческие творения включают в себя логику, математику, философию, науку и юриспруденцию. Все это продукты рациональности или абстрактного мышления. Тем не менее, человеческая общительность идет дальше, чем общительность стада животных. Общества основывались, объединялись, развивались, вырождались и умирали на основе своих систем убеждений. Разум не может доказать убеждения, на которых он основан. Убеждения возникают через опыт. Опыт нуждается в усвоении предыдущих убеждений и разума, а разум нуждается в опыте для формирования, так же как и убеждения нуждаются в разуме. Убеждения, разум и опыт основаны друг на друге. Контекст динамичен и формируется на основе убеждений, разума и опыта. Вот где относительное понимание. Поскольку относительное понимание не зависит от нашего контекста, оно также зависит от наших убеждений, рассуждений и опыта. Контексты динамичны, потому что они постоянно меняются по мере того, как мы получаем новый опыт и меняем наши убеждения и способы рассуждений.

Использование термина «система убеждений» может сбивать с толку. Психологи, политологи и антропологи склонны использовать этот термин в довольно разных смыслах. Существует некая сеть взаимосвязанных понятий и утверждений на различных уровнях общности, а также некоторые процессы, с помощью которых человек или компьютер получают доступ к этим знаниям и манипулируют ими в текущих активирующих обстоятельствах и/или для служения конкретным текущим целям. Системы убеждений представляют собой структуры норм, которые взаимосвязаны и различаются главным образом степенью системности. Системным в системе убеждений является взаимосвязь между несколькими убеждениями. Какие особенности дают право называть эту сохраненную совокупность понятий системой убеждений? Системы убеждений — это истории, которые мы рассказываем себе, чтобы определить наше личное ощущение реальности. У каждого человека есть система убеждений, которую они используют, и именно с помощью этого механизма мы индивидуально «придаем смысл» окружающему миру. Воспринимаемая Реальность конструируется с помощью систем знаков, подвергается воздействию и изменяется с помощью систем Убеждения. Субъект не может понять знак, не говоря о системе, которая изучается в обществе и которая позволяет ему осмыслить восприятие. Точно так же классификация знаков в закрытых типологиях может быть обманчивой, поскольку статус знака сильно зависит от формы, в которой знак используется в системе Верований. Тем не менее означающее может быть иконическим в контексте убеждений и символическим в другом контексте. Из этого мы можем видеть, что люди способны конструировать всевозможные индивидуальные убеждения, с помощью которых они рассказывают истории о том, как устроен мир. Как люди, мы склонны использовать все эти системы убеждений в той или иной степени, чтобы справиться с событиями в нашей жизни. В конечном счете, нам нужен мир, чтобы иметь смысл. Следовательно, те области, где это «чувство реальности» подвергается наибольшему сомнению, как правило, являются областями, в которых существует больше всего противоречий.

Более того, эти знаки не рациональны. Вид Homo sapiens разработал так называемые системы убеждений. Эти наборы убеждений подкрепляются культурой, теологией, а также опытом и обучением тому, как общество работает с культурными ценностями, стереотипами, политическими точками зрения и т. д. Убеждения часто рассматриваются как убеждения или религиозные убеждения, но у ученых есть также философские убеждения, относящиеся к в сферу повседневной жизни. Если стимул получен, он может быть интерпретирован через систему убеждений как то, что система убеждений может привести к рационализации получателя. Система убеждений не обязательно должна иметь под собой реальную основу, если она постоянно дает адекватные объяснения. Нам нужно определить человека как Человек религиозный .

1 Характеристики систем убеждений

Системы убеждений обладают следующими свойствами, а через них и социальной значимостью. Некоторые характеристики систем убеждений:

  1. (1)

    Личная приверженность — одна из наиболее заметных и интересных особенностей идеологии. Если бы не факт личной приверженности, системы верований не могли бы иметь сильных социальных последствий, и изучение социальных систем не было бы столь интересным.

  2. (2)

    Системы верований имеют существование , которое не зависит от преданных им сторонников . Верующие не полностью содержат систему верований; на самом деле, они вряд ли осознают что-то большее, чем малую ее часть, и, сознательно или неосознанно, они должны принять остальную часть системы верований на веру.

  3. (3)

    Психологические механизмы, такие как когнитивная конгруэнтность , могут помочь объяснить индивидуальную приверженность, но они не обязательно объясняют связанность системы убеждений в человеческом обществе.

  4. (4)

    продолжительность жизни системы убеждений потенциально больше, чем продолжительность жизни верующих.

  5. (5)

    Системы верований варьируются почти бесконечно по содержанию.

  6. (6)

    границы системы убеждений обычно, хотя и не всегда, не определены. Наборы убеждений обычно не имеют четких границ.

  7. (7)

    элементов (концепций, утверждений, правил и т. д.) систем убеждений не являются согласованными. То есть элементы одной системы могут сильно отличаться от элементов второй в той же предметной области. И третья система может отличаться от каждой. Индивидуальные различия такого рода обычно не характеризуют обычные системы знаний, за исключением тех случаев, когда кто-то может захотеть представить различия в возможностях или сложности. Системы убеждений также могут различаться по сложности, но наиболее отличительной чертой является концептуальная вариация примерно сопоставимого уровня сложности. Интересным побочным аспектом вопроса консенсуса является вопрос о том, «осознает» ли система убеждений в каком-то смысле, что возможны альтернативные построения. Для когнитивной науки смысл этого обсуждения заключается в том, что отсутствие согласия следует каким-то образом использовать, если системы убеждений должны быть интересны сами по себе, а не системы знаний. Системы верований часто имеют четкие границы, тогда как на самом деле разделение происходит между социальными группами.

  8. (8)

    Системы убеждений частично связаны с существованием или небытием некоторых концептуальных объектов . Примерами таких сущностей являются Бог, родина, ведьмы и заговоры с целью убийства. Эта особенность систем убеждений, по существу, является частным случаем особенности неконсенсуальности. Настаивать на том, что какая-то сущность существует, означает осознавать других, которые верят, что она не существует. Более того, эти объекты обычно являются центральными организующими категориями в системе верований, и как таковые они могут играть необычную роль, которую обычно нельзя найти в концепциях простых систем знаний.

  9. (9)

    Системы убеждений часто включают репрезентации альтернативных миров , как правило, мир таким, какой он есть, и мир таким, каким он должен быть. Революционные или утопические системы верований особенно носят этот характер. Мир должен быть изменен, чтобы достичь идеализированного состояния, и в дискуссиях о таких изменениях необходимо выяснить, как нынешняя реальность функционирует несовершенно, и какими политическими, экономическими, социальными (и т. д.) факторами необходимо манипулировать, чтобы устранить недостатки.

  10. (10)

    Системы убеждений в значительной степени зависят от оценочных и аффективных компонентов . Есть два аспекта: один «познавательный»; «Другой «мотивационный». Системы убеждений обычно имеют большие категории понятий, которые так или иначе определяются как «хорошие» или «плохие», или как ведущие к хорошим или плохим результатам. Эти полярности, оказывающие сильное организующее влияние на другие понятия внутри системы, могут иметь очень густую сеть связей, редко встречающуюся в обычных системах знаний. Однако с формальной точки зрения понятия «хороший» и «плохой» могут для всех намерений и целей рассматриваться как холодные когнитивные категории, как и любые другие категории системы знаний.

  11. (11)

    Системы верований, вероятно, включают значительное количество эпизодического материала либо из личного опыта, либо (для систем культурных верований) из фольклора или (для политических доктрин) из пропаганды.

  12. (12)

    9Набор контента 0004 , который должен быть включен в систему убеждений, обычно очень «открыт». То есть непонятно, где провести границу вокруг системы верований, исключив как несущественные понятия, лежащие вовне. Особенно это актуально, если в системе важен личный эпизодический материал. Рассмотрим, например, систему родительских представлений о безответственности и неблагодарности современного поколения молодежи. Предположим, что вполне может быть так, что центральным элементом этой системы является серия болезненных эпизодов, связанных с собственными детьми верующего. Чтобы эти эпизоды были понятны, необходимо, чтобы система содержала информацию об этих конкретных детях, об их привычках, их развитии, их друзьях, где жила семья в то время и так далее. И нужно было бы иметь подобное концептуальное расширение о «я» верующего.

  13. (13)

    Убеждения могут поддерживаться с различной степенью достоверности . Верующий может быть страстно привержен какой-либо точке зрения или, с другой стороны, может рассматривать положение дел как более вероятное, чем нет. Это измерение вариации отсутствует в системах знаний. Нельзя сказать, что сильно знал факт. Существует несколько примеров попыток смоделировать переменные уровни доверия или «веса уверенности» убеждений и то, как они меняются в зависимости от новой информации. Следует проводить различие между уверенностью, связанной с одним убеждением, и силой привязанности к большой системе убеждений.

2 Элементы систем убеждений

Следующие элементы перечислены в том порядке, который логически необходим для понимания системы убеждений. Это не означает приоритета в ценностном, причинно-следственном или историческом смысле.

  1. (1)

    Ценности Неявно или явно системы убеждений определяют, что является хорошим или ценным. Идеальные ценности, как правило, представляют собой абстрактные сводки поведенческих атрибутов, которые вознаграждает социальная система, сформулированные постфактум. Социальные группы, однако, считают себя излагающими различные вещи для реализации своих ценностей. Ценности воспринимаются как априорные, тогда как на самом деле они являются апостериорными по отношению к действию. Абстрагировав идеальную ценность из социального опыта, социальная группа может затем обратить этот процесс вспять, выведя новый образ действий из этого принципа. На коллективном уровне социальной структуры это аналогично способности к абстрактному мышлению у отдельных субъектов и обеспечивает большую (или нет) гибкость в адаптации к событиям. Конкретные системы убеждений часто заменяют неизмеримые абстрактные идеальные ценности наблюдаемыми социальными событиями, чтобы придать ценностям непосредственную социальную полезность.

  2. (2)

    Существенные убеждения (Sb ) Это наиболее важные и основные убеждения системы убеждений. Утверждения типа: вся власть народу, Бог существует, Черный прекрасен и т. д. составляют реальное содержание систем верований и могут принимать практически любую форму. Для верующих в центре внимания находятся содержательные убеждения.

  3. (3)

    Ориентация Верующий может предполагать существование рамки предположений вокруг своей мысли, ее может и не быть на самом деле. Ориентация, которую он разделяет с другими верующими, может быть иллюзорной. Например, рассмотрим практически любую политическую и социологическую систему убеждений. Такая система развивает очень подробные и очень систематические доктрины спустя долгое время после того, как они возникли, и они возникли для довольно специфических субстантивных верований. Верующие взаимодействуют, разделяют определенные консенсусы и дают себе определенное имя: марксизм, социализм, нацизм и т. д. Затем профессионалы этой системы убеждений вырабатывают ориентацию, логику, наборы критериев достоверности и т. д.

  4. (4)

    Язык Это логика системы убеждений. Язык L системы убеждений состоит из логических правил, связывающих одно существенное сноска 1 убеждение с другим в рамках системы убеждений. Язык должен быть выведен из закономерностей в том, как используется набор существенных убеждений. Язык будет неявным, и он может применяться непоследовательно. Пусть Sb будет содержательным убеждением. Мы предлагаем следующие правила генерации систем убеждений: 9{n}, n\ge \emptyset \\&R5\стрелка вправо \& =\left\{ {{\begin{array}}{l} \wedge \\ \vee \\ \equiv \\ \end{array}}} \верно. \\ \end{aligned}$$

    Аргумент формируется суммой двух характеристик: (а) гипотеза, то есть, что же такое эта физическая и социальная реальность? И (б) цель: мы хотим, чтобы это общество достигло своего «совершенства» (утопии).

  5. (5)

    Перспектива Перспектива системы убеждений или их когнитивная карта представляет собой набор концептуальных инструментов. Центральным в большинстве точек зрения является некое утверждение о том, где система верований и / или социальная группа, которая ее несет, находится по отношению к другим вещам, особенно к природе, социальным событиям или другим социальным группам. Мы равны? Враги? Правители? Друзья? Перспектива как описание социальной среды есть описание самой социальной группы и места в ней каждого индивида. Перспектива может быть заявлена ​​как миф. Она объясняет не только то, кто такие субъекты и как они появились с точки зрения познания, но также и то, почему субъекты существуют с точки зрения идеальных ценностей. Смысл и идентификация предоставляются вместе с когнитивной ориентацией.

  6. (6)

    Предписания и запреты Сюда входят альтернативы действий или рекомендации по политике, а также деонтические нормы поведения. Историческими примерами предписаний являются «Коммунистический манифест » Маркса, «Что делать» Ленина или «Майн кампф» Гитлера. Деонтические нормы представляют собой чистейшую связь между абстрактными идеями и конкретными прикладными убеждениями, поскольку они относятся к поведению, которое можно наблюдать. Они представляют собой наиболее отзывчивые условия для непосредственного проведения социальной группой через механизмы социального вознаграждения и наказания.

  7. (7)

    Идеологическая технология Каждая система убеждений содержит связанные убеждения, касающиеся средств достижения идеальных ценностей. Некоторые такие связанные убеждения касаются субъективной легитимности или уместности d-значений, сноска 2 , в то время как другие касаются только эффективности различных d-значений. Например, политические активисты и организационная стратегия и тактика правильно называются технологией системы убеждений. Идеологическая технология состоит из связанных верований и материальных инструментов, обеспечивающих средства для достижения непосредственных или отдаленных (утопических) целей системы убеждений. Идеологическая технология не используется для обоснования или проверки других элементов системы убеждений, хотя существование идеологических технологий может ограничивать альтернативы среди существенных убеждений. Идеологическая технология вызывает у верующих меньшую приверженность, чем другие элементы. Изменение идеологической технологии ( стратегия ) может быть ответственна за изменения в логически предшествующих элементах системы убеждений. Идеологическая технология, такая как принадлежность к Структурной Основе (Usó-Doménech and Nescolarde-Selva 2012; Nescolarde-Selva and Usó-Doménech 2013a, b) и наличие ряда предписаний относительно выполнения , может влиять на условия жизни верующих, тем самым заставляя адаптация в самой системе убеждений. Еврокоммунизм в Западной Европе дает хороший исторический пример. Идеологическая технология может стать символической и вызвать более фундаментальные различия между системами убеждений и, следовательно, стать источником конфликта. Примерами могут служить конфликты между анархистами и коммунистами во время гражданской войны в Испании или идеи Троцкого и Сталина в СССР. Много крови было пролито между мусульманами и индуистами из-за того, что в их религиях есть разные диетические ограничения (деонтические запреты).

3 Выводы

Конфликт между двумя группами, включая войну, может быть определен как битва между системами убеждений . Символы сильно проявляются в таких конфликтах: они могут быть почитаемыми объектами, такими как камни, письмена, здания, флаги или значки; какими бы они ни были, они могут символизировать центральное ядро ​​системы убеждений. Когда люди становятся символами, реальная личность может быть скрыта за спроецированным символическим изображением или личностью. Организации также развивают свою собственную внутреннюю культуру и систему убеждений, что приводит к тому, что они действуют и ведут себя таким образом, который постороннему может показаться не совсем рациональным. Тогда: (а) Конфликты возникают не из-за Идеологической Технологии, а из-за того, что символизирует технологическое различие. (б) Существенные убеждения понимаются только с точки зрения идеальных ценностей, критериев достоверности, языка и точки зрения. (c) Верующий обычно лучше способен вербализовать содержательные убеждения, чем ценности, критерии, логические принципы или ориентацию, которые могут быть неоспоримой основой, из которой он исходит. (d) Идеальные ценности, критерии достоверности, язык и перспектива могли быть построены вокруг существенного убеждения, чтобы придать ему значимость и оправдание.

Системы убеждений | Разговорное лидерство

Blook Post: Системы убеждений @ДэвидГуртин

Опубликовано

ГЛАВА: Заблуждение знания

Прокрутите вниз, чтобы увидеть больше контента

Время чтения: 2 минуты


Система убеждений — это набор убеждений или принципов, которые помогают нам интерпретировать нашу повседневную реальность, понимать, организовывать и придавать смысл миру.


Система убеждений — это сеть представлений каждого из нас о том, что является или должно быть правильным и неправильным, а также тем, что является или должно быть истинным и ложным.

Это в высшей степени, хотя и не полностью последовательная, система убеждений, основанная на нескольких основополагающих предположениях (основных убеждениях) о реальности, которые могут быть или не быть правдой. Таким образом, это не обязательно точно отражает реальность. На самом деле, никогда не бывает.

Письмо о знаниях Gurteen
Письмо о знаниях Gurteen — это бесплатный ежемесячный информационный бюллетень с более чем 20 000 подписчиков, который я публикую по электронной почте более 20 лет.
Узнайте больше о новостной рассылке и зарегистрируйтесь здесь.

Системы верований не обязательно религиозны

О системах верований часто говорят так, будто они носят исключительно религиозный характер, но они не обязательно должны быть религиозными или духовными.

Среди прочего у нас есть религиозные, политические, социальные, философские или духовные системы верований.

Что понимается под системой верований?

Система убеждений — это больше, чем набор убеждений. Отличие заключается в том, что убеждения взаимосвязаны друг с другом. Это система убеждений.

Это очень согласованная, но не полностью последовательная сеть, в которой составляющие убеждения логически поддерживают друг друга и в значительной степени не противоречат друг другу.

Учитывая это, принятие нового убеждения или изменение существующего, вероятно, повлияет на всю систему и потенциально повысит уровень непоследовательности.

Предположим, что убеждение в том, что происходят изменения, является глубоко укоренившимся основным убеждением. Другими словами, оно тесно связано с другими убеждениями, целостность которых зависит от него. В этом случае изменение, скорее всего, будет очень разрушительным, поскольку многие другие убеждения должны быть изменены, чтобы восстановить согласованность системы.

Как работают системы убеждений | Ближе к истине | Роберт Лоуренс Кун

Наши убеждения — это не отдельные фрагменты данных, которые мы можем брать и отбрасывать по своему желанию.

Вместо этого убеждения глубоко переплетены с другими убеждениями, общими культурными ценностями и нашей идентичностью.

Отказаться от одного убеждения означает отказаться от целого ряда других убеждений, покинуть наши сообщества, пойти против тех, кому мы доверяем и любим, и, короче говоря, бросить вызов нашей идентичности.

В соответствии с этой точкой зрения, стоит ли удивляться тому, что предоставление людям небольшой информации о ГМО, вакцинах или глобальном потеплении мало влияет на их убеждения и взгляды?

Власть, которую культура имеет над познанием, просто захлестывает эти попытки образования.

Авторы и права: Стивен Сломан


Наши системы убеждений помогают нам понять мир вокруг нас и определить нашу роль в нем.


Посты, которые ссылаются на этот пост
  •  Что такое убеждения? Идеи, которые считаются верными, но не обязательно подтверждаются какими-либо доказательствами
  • Разговор с незнакомцами Почему и как следует разговаривать с незнакомцами?
  •  Разговорные способности Необходимые условия для хорошего разговора
НАВИГАЦИЯ ПО ГЛАВАМ
ПОИСК

Поиск в Blook

Искать:

Веб-поиск Google

Авторы фотографий:  Браден Тавелли (Unsplash)

Эта страница является частью блока по разговорному лидерству.