Ятрогении в работе медицинского персонала – —

Ятрогения в деятельности медицинского работника

Наряду с понятием «врачебная ошибка» для анализа вреда, который врач может причинить пациенту, и его причин используется понятие «ятрогения» (от греч. iatros – врач и gennao – создавать, производить). В настоящее время под ятрогенией понимают все заболевания и патологические процессы, возникающие под влиянием медицинских воздействий, проведенных с профилактическими, диагностическими или лечебными целями. Ятрогенные заболевания могут быть вызваны как ошибочными и необоснованными, так и правильными действиями медицинского работника.

В зависимости от причин, выделяют ятрогении: психогенные и соматогенные.

Психогенные ятрогении

Возникают у больных или у здоровых людей чаще всего вследствие невольного, не­умышленного словесного внушения или неправильного поведения, поступка врача. Как известно, слово может лечить, но может и ранить. Поэтому сообщение больному диагноза, кото­рый в последующем не подтверждается, может индуци­ровать симптомы этого заболевания, и разубедить боль­ного в отсутствии у него данной болезни часто бывает чрезвычайно трудно. Резкие оценочные комментарии врача по поводу «плохих анализов», «выраженных изменений», «неясного состояния», изменение диагноза или даже другое название бо­лезни, двусмысленные заключения в выписках, справ­ках, больничном листе могут индуцировать ятрогению. Нельзя сбрасывать со счетов фи­зическое и психическое перенапряжение, длительные отрицательные эмоции, серьезные и затянувшиеся стрессы, связанные с длительным обсле­дованием, трудностями и неопределенностью диагноза, вызовом к больному большого количества кон­сультантов. Особо хочется подчеркнуть психотравмирующее влияние «медицинского лабиринта». Больной обращается за медицинской помощью, но его направляют от одного врача к другому, везде ему говорят, что он «не по профилю», «относится к другому врачу», с разной степенью вежливости ему отказывают в помощи. У больного нарастает чувство недовольства, напряжения, гнева, он опасается, что его заболевание вследствие этого станет запущен­ным и его труднее будет вылечить. В результате происходит фиксация больного на соматическом состоянии, жалобах, уверенность в неведомом, а потому серьезном характере болезни, что может привести к ипохондрическому развитию личности. Последнее существенно осложняет клиническую картину соматического заболевания, ухудшает прогноз выхода из болезни.

Причиной ятрогений может стать неправильно проводимое медицинское просвещение и популяриза­ция данных медицинской науки. Сейчас тиражи медицинских журналов и книг по специальным разделам медицины растут, большое количество самой современной, полученной в эмпирических исследованиях, а потому нередко еще неуточненной и непроверенной информации, можно найти с использованием сети Интернет. Нередко широко тиражируемые данные содержат «оригинальные», парамедицинские концепции, «объясняющие» генез заболеваний, что также искажает восприятие больными своих симптомов. Возросли требования к врачу в плане знания им новейших исследований в области его специализации (ничто не развеет авторитет врача так быстро, как незнание им профессиональных сведений, если они оказались доступны даже больному). В целом это приводит к тому, что больные часто приходят к врачам с «готовой» концепцией своего заболевания, определенными пожеланиями в плане терапии, а также отягощенные симптомами кардионевроза, канцерофобии и т.д.

Патогенез психогенных ятрогений заключается в том, что стойкие, повторные отрицательные эмоции через вегетативную нервную систему, эндокринный аппарат реализуются соответствующей соматической симптоматикой и ощу­щением наличия болезни. Весомую роль в этом процессе играют особенности личности больного. Боязливые, неуверенные, эмоционально ранимые пациенты склонны к тревожному восприятию обстоятельств, слова, выражения лица или мол­чания врача, которым он порой не придает особого значения. Безусловно, есть больные, особо предрасположенные к ятрогениям, но это не снимает ответственности с врача, увеличивает требования к нему в плане организации беседы и поведения.

Важно помнить, что психогенное ятрогенное заболевание — не притвор­ство больного, не симуляция; такие больные действи­тельно страдают, и их лечение требует вдумчивой и настойчивой терапии. Нельзя недооценивать серьезность ятрогенных психических расстройств, необходимо признать наличие болезни у такого больного, терпеливо и достаточно убедитель­но объяснить, что симптомы заболевания связаны не с тяжелой патологией, а с расстройством функционального характера, которое можно весьма эффективно лечить. В ряде случаев подобные больные должны направляться к психотерапевтам, психиатрам или психо­неврологам.

Соматогенные ятрогении

Это органические заболе­вания, вызванные неправильными (ошибочными) дей­ствиями врача или среднего медперсонала. Они развиваются вследствие применения дефектной аппаратуры, неправильного проведения инструментального исследования, введения лекарств (превышение дозиров­ки и длительности введения, неправильный путь введе­ния и т. д.), некоторых ошибок при выполнении опера­ций. Наиболее актуальной проблемой соматогенной ят­рогении является лекарственная патология, «болезнь от лечения» препаратами химической и биологической природы. В этом плане профилактика ятрогений должна строиться на тщательном изучении механизма действия применяемых препаратов, выработке строгих показаний и противопоказаний и индивидуальном под­ходе к их назначению. Манипуляции и оперативные вмеша­тельства, повлекшие за собой развитие нового заболева­ния или тяжелого осложнения вследствие диагностиче­ской ошибки или технической неграмотности, также относят­ся к ятрогении.

Несмотря на разногласия, которые существуют по проблеме ятрогении в медицинском сообществе (определение, классификация, соотношение с понятием «врачебная ошибка»), профессиональный долг врача заключается в том, чтобы принимать всевозможные меры к сокращению ятрогений путем повышения своего профессионального уровня и соблюдения основных принципов и норм медицинской этики.

Сложность медицинской профессии заключается и в том, что она требует от врача активных действий по предотвращению вреда здоровью пациента и сохранению его жизни, которые, как правило, связаны с врачебным риском. В любых лечебных ситуациях врач должен принимать решение на основе оценки степени риска и пользы для пациента, что часто сопровождается моральными раздумьями и переживаниями. При этом этические нормы предполагают стремление врача к минимизации риска за счет адекватной оценки своих возможностей и способностей и тщательного анализа методов лечебного и диагностического воздействия.

studfile.net

3.Профилактика ятрогений

Ятрогенные заболевания проявляются гл. обр. невротическими реакциями, включающими различные варианты вегетативной дисфункции. В зависимости от характера психотравмы и особенностей личности вегетативные расстройства могут иметь генерализованный характер или выражаться преимущественной дисфункцией сердечно-сосудистой (аритмия сердца, изменения АД и др. ), пищеварительной (изжога, рвота, расстройства стула) и других систем в сочетании с различными патол. ощущениями и депрессивным состоянием. Основной метод лечения ятрогений — психотерапия, дополняемая при необходимости симптоматическим лечением — применением транквилизаторов, антидепрессантов и других психотропных средств. Недопустимо сообщать больному, что заболевание у него отсутствует и лечиться не надо. Медработники должны помнить, что ятрогения — это заболевание, требующее тщательного изучения особенностей личности больного, знания его социальной среды. При тяжелом течении Я. з. требуется помощь психотерапевта или психиатра. Прогноз ятрогений в большинстве случаев благоприятный, при своевременной и правильной терапии выздоровление наступает через несколько недель или месяцев. Позднее распознавание ятрогенных заболеваний способствует затяжному ее течению и ухудшает прогноз. Профилактика начинается с высоконравственного, гуманистического воспитания медиков в процессе их обучения и деятельности, с глубокого усвоения будущими медработниками принципов мед. деонтологии, в основе к-рых лежат чуткое отношение, сострадание к больному. Медработники должны сознавать ответственность за «словесную асептику», необходимость постоянного контроля своего поведения (интонаций, взглядов, жестов), к-рое может быть неправильно истолковано пациентом. Продуманным должно быть содержание выдаваемой больным мед. документации. Особую осторожность надо проявлять при оказании медпомощи самим медработникам, у к-рых ятрогении относительно часты, а их лечение представляет трудности в связи с нередко повышенной устойчивостью к психотерапии. Для предупреждения Я. з. необходимо проводить систематическую воспитательную работу со всем персоналом, общающимся с больными. Система мед. воспитания населения должна исключать поверхностное, дилетантское обучение самодиагностике, способствующее распространению ятрогенных заболеваний.

Заключение

Высокий риск развития заболеваний в процессе получения медицинской помощи, использование психиатрии в целях преследования политических противников, закрытость работы медицинских учреждений, полная зависимость пациента от врача в отношении его здоровья и жизни, корпоративность поведения многих врачей, множество конфликтных ситуаций между медицинскими работниками и больными привели к снижению и даже утрате доверия к некоторым врачам и медицине в целом. Доверие к врачу больше не выполняет в полной мере роль нравственного регулятора отношений между врачом и пациентом, между населением и здравоохранением. Второй нравственный регулятор — совесть и долг врача — в силу ряда обстоятельств снизил свой порог и больше не является достаточно надежным критерием безопасности медицинской помощи.

Невозможность решить сложные этические проблемы современной медицины призывами к пациентам о доверии к врачам и к врачам об их долге и совести привела к выдвижению новой концепции оказания медицинской помощи, которая получила название «модель партнерства» (сотрудничества). Согласно этой модели, отношения между врачом и пациентом должны определяться информированным и добровольным согласием больного (а иногда и его родственников) на все элементы медицинской помощи, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой.

Свобода решения в клинической деятельности врача в современной модели сотрудничества ограничивается и приобретает гласность. Врач выполняет в ней функцию информатора о состоянии здоровья пациента, советника по выбору оптимального решения, касающегося восстановления здоровья, и исполнителя этого решения. Наряду с другой информацией пациент должен знать о риске развития, степени и характере возможных осложнений в случаях его госпитализации и проведения медицинских вмешательств, а также о результатах расследования, если таковое возникло. Это накладывает на врача дополнительную моральную ответственность, заставляет его еще и еще раз проанализировать состояние больного и пути лечения и в то же время снижает моральный груз, так как мера ответственности за неблагоприятный исход заболевания и лечения делится между врачом и больным.

Полная информированность пациента о состоянии своего здоровья, его активное участие в выборе путей восстановления здоровья устанавливают необходимую степень доверия к врачу, повышают ответственность больного за исход лечения, снижает частоту конфликтных ситуаций между врачом и пациентом на этической почве. Модель сотрудничества делает более реальной юридическую ответственность врача за допущенные ошибки вплоть до материальной компенсации и уголовного преследования. Все это важные предпосылки для резкого снижения числа ятрогенных заболеваний.

Широкое распространение ятрогении требует несколько иной трактовки таких вопросов медицинской этики, как врачебная тайна, принудительное оказание медицинской помощи, апробация новых методов и лекарств на людях и др.

Литература

1. Балясный М.М. О расширении понятия ятрогения и ее новой классификации // Новые методы диагностики, лечения и профилактики нервных и психических болезней. — Харьков, 1982. — С. 375.

2. Белозеров Е.С. Медикаментозные осложнения. — Алма-Ата, 1981. — 192 с.

3. Гайдук Ф.М., Скугаревская Е. И., Важенин М.М., Скугаревский О.А. Параятрогенные психические нарушения // Неблагоприятные эффекты современных методов лечения. — Мн., 1993. — С. 52.

4. Долецкий С.Я. Ятрогении. — М., 1989. — 32 с.

5. Красильников А. П. Проблема безопасности медицинской помощи // Неблагоприятные эффекты современных методов лечения. — Мн., 1993. — С. 14.

6. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и постятрогенные заболевания. — М., 1977. — 112 с.

7. Интернет.

studfile.net

Ятрогении | Сестринское Дело

Опубликовано: 29.03.2016

Данный термин образован от двух греческих слов:

• Iatros – врач;
• Gennao – порождаю;

и определяет любые заболевания пациента, вызванные неумелыми и непрофессиональными действиями врача, медицинской сестры или медработника.

Ятрогении

Сам термин был введен еще в 20-е годы прошлого столетия и использовался для определения неумелого обращения медицинского сотрудника со словом, вызывающего ипохондрические жалобы у больного.

На сегодняшний день ятрогении значительно расширили свой диапазон.

Сейчас под данное определение попадает любой вред, нанесенный пациенту медицинскими факторами.

Например, к ятрогениям можно отнести заражение пациента в условиях больницы, стационара или любого другого медицинского учреждения.

Лекарственные ятрогении

Этот тип ущерба достаточно часто встречается в современной медицине.

Известны случаи, когда из-за приема новых лекарственных препаратов беременные матери рождали детей с врожденными уродствами и отклонениями (случай с транквилизатором «Талидомид», нашумевшим в 60-е годы прошлого века).

Ятрогении и профессиональные ошибки

Эти два термина очень схожи по своей сути и неразлучно следуют друг за другом. К примеру, медицинская сестра, допустившая профессиональную ошибку, может стать причиной возникновения ятрогении.

Во избежание подобных ситуаций медицинский сотрудник не может и не должен останавливаться в своем профессиональном росте.

Еще М.Я. Мудров утверждал, что «нет врачей, окончивших свою науку». А И.В. Давыдовский все время настаивал на том, что медицина является, прежде всего, наукой, а значит, процесс обучения должен быть постоянным и непрекращающимся.

Не вызывает сомнений, что подобные утверждения напрямую касаются и медицинских сестер, как представителей великой науки – медицины!

Читайте также: Ятрогенные заболевания у детей и их профилактика.

xn—-7sbbnedsaspp4bidbq2d6j.xn--p1ai

Понятие о ятрогениях. Ятрогении, вызванные действиями медицинской сестры.

Нарушение деонтологических принципов общения с больным может привести к развитию

у него так называемых ятрогенных заболеваний (греч. -iatros – врач, -gепеs – порождаемый, воз-

никающий). Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называют патологическое состояние пациен-

та, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицин-

ского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболе-

вания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Неадекватные, ранящие и вредящие па-

циенту словесные контакты могут привести к различным психогенным ятрогениям.

Однако ещё более 300 лет назад «английский Гиппократ» Томас Сиденхем (1624–1689)

подчёркивал опасность для пациента не только действий медицинского работника, травмирующих

психику больного, но и других возможных факторов – нежелательных последствий медицинских

манипуляций. Поэтому в настоящее время к ятрогенным относят любые заболевания, возникнове-

ние которых связано с теми или иными действиями медицинских работников. Так, кроме описан-

ной выше психогенной ятрогении (ятропсихогении), выделяют:

• ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействия на больного – например,

побочные действия препаратов;

• манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его

обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии;

• комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов;

• так называемые немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.

8.Документ, регламентирующий права пациентов в России. Роль сестринского персонала в защите прав пациентов.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;



7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12 допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

14) непосредственноe знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;

15) обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав.

9.Основные права пациентов, информация о них, следствия их нарушения.

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;



4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12 допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

14) непосредственноe знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;

15) обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав.

 

10.Техника безопасности в работе сестры.

1. Общие требования безопасности


1.1. К работе в качестве медсестры допускаются лица, прошедшие медицинскую комиссию и инструктаж по охране труда на рабочем месте.
1.2. Медсестра должна быть обеспечена спецодеждой, СИЗ согласно типовых норм бесплатной выдачи спецодежды и спецобуви.
1.3. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
1.4. Использовать по назначению и бережно относиться к выданным СИЗ.


2. Требования безопасности перед началом работы


2.1. Правильно надеть полагающуюся по нормам чистую, исправную спецодежду, спецобувь. Спецодежда не должна иметь развивающихся концов, рукава и ворот должны быть завязаны.
2.2. Подготовить рабочий инструмент,
2.3. Проверить достаточность освещения проходов и коридоров.


3. Требования безопасности во время работы


3.1. Быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами, разговорами.
3.2. Помещение стоматологического кабинета содержать в безупречной чистоте.
3.3. Следить за целостностью стеклянных приборов и посуды, запрещается мыть их при нарушении целостности.
3.4. При работе с раствором хлорамина, хлорной извести пользоваться резиновыми перчатками.
3.5. При мытье посуды из под кислот, щелочей пользоваться защитными резиновыми перчатками.
3.6. При работе с электроприборами:
-Не работать с неисправными электроприборами;
-Не производить ремонт неисправных приборов;
-Не включать и не выключать электроприборы влажными руками;
-При работе с сушильным шкафом не производить загрузку и выгрузку посуды без предварительного выключения сушильного шкафа.
3.7. Соблюдать правила пользования газовыми приборами.
3.12. Разрешается переносить груз не более 10кг.
3.13. Бутыли с кислотами, щелочами следует переносить вдвоем в специальных ящиках или корзинах, предварительно проверив исправность тары.
3.14. Загрязненные тряпки, ветошь убирать в специально отведенное место или выносить на улицу в специальный контейнер.


4. Требования безопасности в аварийных ситуациях


При химическом ожоге необходимо пораженное место промыть большим количеством проточной холодной воды из под крана или ведра в течение 15-20мин. При химическом ожоге полностью смыть химические вещества водой не удается. Поэтому после промывания пораженное место необходимо обработать раствором питьевой соды (чайная ложка соды на стакан воды).
При попадании брызг щелочи или паров в глаза и полость рта необходимо промыть пораженные места большим количеством воды, а затем раствором борной кислоты (половина чайной ложки кислоты на стакан воды). После обработки вызвать скорую медицинскую помощь.


5. Требования безопасности по окончании работ


5.1. Обойти свой участок, проверить чистоту и порядок.
5.2. Спецодежду повесить в отдельный шкафчик.
5.3. Вымыть лицо, руки теплой водой с мылом.

 

cyberpedia.su

Практике медицинской сестры. Моральная и правовая ответственность медицинских работников»

План лекции № 6:

Ø Ятрогении: причины возникновения. Профилактика.

Ø Сестрогении. Причины возникновения (недостаток внимания, недостаточная общая культура, амбициозность характера).

Ø Классификация ятросестрогений (психоятрогении, физиоятрогении, фармакоятрогении), причины возникновения, профилактика.

 

Пациент ощущает определенное влияние со стороны медицинского персонала, негативное влияние, которое называется — ятрогении, средний медицинский персонал — сестрогении. Отсюда можно сделать вывод: с одной стороны, медицинские работники должны осуществлять контроль за пациентами, за взаимоотношениями между ними, а с другой — строго контролировать свои действия, речь, поведение, чтобы не вызвать нежелательных осложнений.

Таким образом, ятрогенией в более узком смысле слова следует называть неблагоприятные изменения психики больного, развивающиеся в результате ошибки врача, в частности несоответственного, ошибочного использования врачом психологических, словесных форм общения с больным.

От медицинской сестры не в меньшей степени, чем от врача, требуются гуманизм, любовь, сострадание, милосердие, профес­сионально развитое чувство долга, обязательность, аккуратность.

Причинами, вызывающими сестрогению, могут быть:

Ø недостаток внимания медицинской сестры к пациентам, недостаток гуманизма, нежелание признавать и исправлять свои ошибки;

Ø недостаток общей культуры, душевной тонкости и чуткости. С такими качествами медицинская сестра и сама может не заметить, что ведет себя грубо, играет роль, дает одно сложные ответы пациенту;

Ø амбициозность характера медицинской сестры, переоценка своих знаний, личностно-гипертрофированное самолюбие. Она начинает брать на себя функции врача: дает разъяснение относительно диагноза, лечения, прогноза и т.д.

Ятрогении можно разделить на три группы:

психоятрогении,

фармакоятрогении,

физиоятрогении.

В последнее время выделяют группу «немых» ятрогении, которые возникают от бездействия медицинских работников.



Психоятрогении — отрицательное воздействие на психику пациента. Это наиболее часто встречающиеся ятрогении.

Причинами психоятрогении могут быть:

Ø поспешная и необоснованная трактовка диагноза и прогноз заболевания;

Ø неправильная трактовка диагностических и лечебных процедур;

Ø «немая» ятрогения.

С целью профилактики такого рода ятрогении медицинская сестра особенно внимательно должна относиться к ответам на вопросы пациентов, связанные с трактовкой тех или иных диагностических исследований. Иногда медицинские сестры, желая показать свою эрудицию перед пациентами, информируют их об отдельных признаках рака, инфаркта миокарда и других грозных заболеваний, не думая о последствиях, которые может повлечь за собой бездумно проведенная просветительная беседа.

В беседах с пациентами следует избегать, как уже отмечалось, непонятных для них специфических терминов.

Фармакоятрогении — это заболевания, обусловленные действием на организм пациента лекарственных препаратов. Наиболее распространенным и опасным видом фармакоятрогении являются аллергические реакции. Примером грозного проявления аллергии может служить анафилактический шок, который развивается при введении даже небольших доз лекарственных препаратов (антибиотики, при лечении сыворотками, введении кровеза­менителей и др.). Снижению вероятности фармакоятрогении значительно способствует тщательный сбор аллергологического анамнеза. Абсолютно надежные средства профилактики фармакоятрогении отсутствуют, потому что реакция организма на любое медикаментозное средство может быть сугубо индивидуальной и непредсказуемой. Поэтому в своей санитарно-просветительной работе медицинская сестра должна напоминать пациентам о недопустимости самолечения, об опасности бесконтрольного, необоснованного приема лекарств.

Физиоятрогении — болезненные состояния, обусловленные воздействием на организм человека физических факторов, вследствие проведения диагностических и лечебных процедур. Простейшими примерами физиоятрогений могут служить подкожная гематома, возникающая при нарушении правил забора крови из вены или при внутривенной инъекции, появление постинъекционного инфильтрата.

В практике фельдшера, медицинской сестры предупреждение физиоятрогений обеспечивается высоким профессиональным уровнем подготовки, щадящим подходом к пациентам при выполнении медицинских манипуляций.

 

 

Проверь себя

1. Дайте определение ятрогении.

2. Назовите причины возникновения ятрогении

3. Какая профилактика ятрогений проводится?

4. Дайте определение сестрогениям.

5. Какие причины возникновения ятрогений вы знаете?

6. Назовите профилактику сестрогении.

7. Назовие классификацию сестро – ятрогений

8. Дайте определение психоятрогении.

9. Что такое физиоятрогения, причины возникновения, профилактика?

10. Дайте определение фармакоятрогении.

11. Назовите причины возникновения и меры профилактики фармакоятрогений.

 

 

Тема № 2: «Медицинская этика и деонтология в

megaobuchalka.ru

Профилактика ятрогений — Медицинский справочник

13.11.2011 06:38

Деонтология

Совокупность действий, связанных с лечением и уходом за больными, всегда должна быть на высочайшем уровне и способствовать скорейшему выздоровлению и нормализации их состояния.

Однако в некоторых случаях действия врачей и медсестер могут, напротив, стать причиной ухудшения состояния здоровья пациентов. Это явление называется ятрогенией.

Ятрогения — это особый термин, который включает неблагоприятные последствия лечебной деятельности медицинских работников.

Для того чтобы избежать ятрогении, необходимо соблюдать несколько важных принципов.

1. Медсестра, приступая к какой-либо процедуре или манипуляции, должна быть уверена в том, что точно и досконально знает, как она проводится, т. е. быть достаточно квалифицированной в вопросах, связанных со своей деятельностью. Не следует быть излишне самоуверенной и пытаться выполнять те процедуры, которые она знает только в теории или всего лишь несколько раз наблюдала со стороны.

Нет ничего плохого в том, что молодой медработник обратится к более опытному с просьбой руководить его деятельностью и наблюдать за правильностью проведения манипуляции. Например, неправильное заведение желудочного зонда требует многократного повторения этой процедуры, что может вызвать повреждение слизистой оболочки полости рта и носа у больного, а при определенном его состоянии даже спровоцировать приступ удушья.

2. От медсестры требуется большая внимательность. Любая, даже самая простая манипуляция требует определенной подготовки, в ходе которой нужно определить наличие всех необходимых для нее предметов, их пригодность в качественном (целостность инструментов, стерильность перевязочных материалов) и количественном отношении.

Зачастую отсутствие или поломка какого-то предмета способны затормозить ход процедуры, а за то время, пока будут искать замену недостающему предмету, могут произойти неблагоприятные для больного явления, например микробное загрязнение раны, если перевязка проводится в пределах палаты.

Перед тем как использовать запечатанные предметы и лекарственные средства, надо убедиться в том, что они представляют собой именно то, что значится на упаковке. Всегда должна осуществляться проверка на производственный брак. Если используются уже открытые пузырьки с лекарственными средствами, нужно перед их применением оценить запах и внешний вид этих лекарств, чтобы точно знать, что это именно они.


Похожие статьи:

Следующие статьи:

Предыдущие статьи:


www.medspravoch.ru

Ятрогенная болезнь

План

Введение

  1. Врачебная ошибка

  2. Особенности СОВРЕМЕННЫХ ятрогений

  3. Специальности медицинских работников, допустивших дефекты мед.помощи

  4. Врачебные ошибки в стоматологии

Заключение

Литература

Введение

Ятрогения (греч. Iatros – врач, Genes – порождаемый, возникающий) — болезни ятрогенные, этот термин имеет 2 значения: 1. заболевание ятрогенное – болезни возникающие в связи с неосто- рожными высказываниями врачей или других представителей медицинского персонала, оказавшими действие на психику больного. 2. Патология терапии – патологические состояния и болезни, обусловленные диагностическими, профилактическими и лечебными действиями.

Негативные последствия лечебно-диагностического процесса суще- ствовали всегда. В разное время они обозначались как «ошибки и осложнения», «врачебные ошибки», «ошибки по небрежности», «несчастные случаи в медицине», «лекарственные», «вторые» болезни» и т.д. Уже только перечисление приведенных терминов указывает на значительное разнообразие ситуаций, при которых эти «ошибки» и «дефекты» возникают, а также разноречивость их оценок.

Современная медицина характеризуется необычно широким и не всегда достаточно оправданным применением разнообразных силь-но действующих препаратов, биологически активных веществ, им-мунодепрессантов, многочисленных инструментальных методов исследования, выполнением сложных оперативных вмешательств и т.д.

Врачебная ошибка

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.»

Врачебная ошибка- это неумышленное действие или бездействие медицинского работника (лечащего врача), субъективно характеризующееся как, преступная самонадеянность или преступная небрежность, по отношению к исполнению своих обязанностей, в отношении обратившегося за медицинской помощью, причинившее последнему физический, материальный или моральный вред.

Врачебная ошибка — неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике.

Однако с этими определениями нельзя согласиться. Складывается впечатление, что подобные определения составлены теми, кто давно уже профессионально деформировался как врач и превратился в рубщика мяса и для них человек всего лишь выпускаемая ими продукция, которую в случае некачественного исполнения можно поменять .

Если медицинский работник (лечащий врач) будет добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям, грамотно применять полученные им знания, постоянно повышать уровень своей квалификации, на имеющемся уровне развития медицины, то вероятность совершения врачебной ошибки будет минимальна.

Врачебная ошибка может содержать преступную самонадеянность, но чаще всего небрежность содержащую состав уголовно наказуемого, административного правонарушения, этического проступка, ставшее следствием неосторожных действий (бездействия), несчастного случая, ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, непреодолимой силы или добросовестного заблуждением в отношении естественного развития болезни или нежелательных последствий лечения.

Под небрежностью понимают те ситуации, когда лечащий врач не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий или бездействия для пациента, хотя при необходимой внимательности, предусмотрительности и должном отношении к своим профессиональным обязанностям и долгу, он был обязан и должен был предвидеть эти последствия. Профессионализм медицинских работников выражается в том, что на занимаемой должности врач обязан знать не только определенный раздел медицины, но и смежные с ней разделы медицины.

Чтобы привлечь медицинского работника к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности, необходимо доказать наличие причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, то есть факт виновности в совершенной врачебной ошибке. А это очень сложно.

Медицинская помощь оказывается в полном соответствии со стандартами диагностики и лечения конкретной болезни. При доказывании врачебной ошибки, необходимо установить недостатки оказания медицинской помощи, медицинских услуг, несоответствие действий медицинского работника существующим в современной медицине правилам, нормам, стандартам.

В случае смерти пациента, при проведении экспертизы устанавливается причина, приведшая к летальному исходу. Патологоанатомическая экспертиза при вскрытии производится в отделениях лечебно-профилактических учреждений в соответствии с законодательством в следующих случаях: при невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания приведшего к смерти, при подозрении на передозировку или непереносимость лекарств или диагностических препаратов; в случаях смерти, связанных с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий во время или после операции переливания крови.

Особенности СОВРЕМЕННЫХ ятрогений

Большая роль «человеческого фактора» в условиях дефицита времени, оборудования и информации (субъективные и объективные причины) Недостатки преемственности в оказании медицинской помощи (оказанная ранее – в настоящее время- после транспортировки в стационар – после перевода в другое отделение).

Недостаточная информированность больного и непонимание им своего заболевания и лечения Разнообразные лекарственные ятрогении (развившиеся по объективным и субъективным причинам) – 50-70% ятрогений Из них 35% — при соблюдении стандартов, а около 50% были предотвратимы Риск в 3 раза выше у больных старше 60 лет.

Существует несколько классификационных схем ятрогений, пред- ложенных разными авторами, но наиболее полной является клас-сификация предложена П.Ф. Калитиевским с соавторами в основе которой лежит систематизация причин возникновения ятрогений. Авторы выделяют следующие причины:

I Ятрогении, связанные с лечением. А. Лекарственные 1. Обусловленные побочным действием лекарственных средств или их индивидуальной непереносимостью 2. Обусловленные неадекватным или ошибочным применением лекарственных средств Б. Хирургические 1. Обусловленные риском и тяжестью оперативного вмешатель- ства или анестезии 2. Обусловленные погрешностями техники операции и анестезии или неправильным выбором хирургических методов и тактики В. Связанные с физическими методами лечения 1. Обусловленные побочным действием (непосредственным или отдаленным) лучевого или других физических методов лече-ния или их индивидуальной непереносимостью 2. Обусловленные неадекватным или неправильным применением лучевого или других методов лечения или или неисправностью аппаратуры. Г. Прочие

II Связанные с диагностическими исследованиями 1. Обусловленные риском применения самого диагностического метода и различных диагностических средств 5 2. Обусловленные погрешностями при проведении манипуляций или неисправностью аппаратуры. 3. Избыточные диагностические исследования

III Ятрогении связанные с профилактическими мероприятиями, главным образом прививками 1. Обусловленные риском побочного действия апрепарата или самого метода 2. Обусловленные ошибками при проведении профилактических мероприятий

IV. Информационные ятрогении 1. Обусловленные неблагоприятным воздействием медицинского работника на психическое состояние больного 2. Обусловленные широкой медицинской информацией 3. Обусловленные применением лекарств, в настоящее время не назначенных больному (самолечение)

V. Ятрогенные псевдоболезни 1. Статистически регистрируемые, но не приводящие к вредным последствиям для пациентов. 2. Установление ошибочного диагноза привело к вредным последствиям для больного

VI . Прочие ятрогении

В.В. Некачалов предлагает разделить ятрогении на 3 категории, что позволяет определить их место в клиническом и патологоанатомиче-ском диагнозе – в виде основного заболевания, осложнения или сопутствующего процесса.

Ятрогения 1 категории – патологические процессы, реакции, не связанные патогенетически с основным заболеванием или его ос-ложнением и не играющие существенной роли в общей танатоло-гической оценке случая. В диагнозе ятрогения 1 категории занимает место сопутствующего заболевания.

Ятрогения 2 категории – патологические процессы, реакции и осложнения, обусловленные медицинским воздействием, проведен-ным по обоснованным показаниям и выполненные правильно

Ятрогения 3 категории – патологические процессы, необычные смертельные реакции, в т.ч. обусловленные неадекватными, оши-бочными или неправильными медицинскими воздействиями, явив-шиеся причиной летального исхода.

В диагнозе ятрогении 3 категории занимают место основной причины смерти (основного заболевания). Заболевания, по поводу которых были предприняты медицинские воздействия, занимают место второго заболевания в комбинированном основном диагнозе.

Специальности медицинских работников, допустивших дефекты мед.помощи

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Абс. %

Стоматология 27 16,7

Офтальмология 17 10,5

Неврология 15 9,3

Хирургия 14 8,6

Акушерство и гинекология 13 7,0

Терапия 11 6,8

Травматология 10 6,2

Анестезиология и

реаниматология 7 4,3

Косметология 7 4,3

Профпатология 7 4,3

Психиатрия 5 3,1

Педиатрия 4 2,5

Оториноларингология 4 2,5

Урология 4 2,5

Рентгенология 4 2,5

Эндокринология 4 2,5

Фтизиатрия 3 1,9

Иные специальности 3 1,9

Нейрохирургия 2 1,2

Онкология 1 0,6

ВСЕГО 162 100,0

Врачебные ошибки в стоматологии

В идеале стоматолог должен подробно обсуждать с пациентом стратегию лечения, информировать его о существовании альтернативных методов, четко предупреждать о возможных последствиях тех или иных манипуляций. Сознательно выбирая рискованный метод лечения, пациент снимает с врача ответственность за неудовлетворительный результат лечения — говорить о врачебной ошибке в данном случае было бы явной несправедливостью.

Конечно, ошибки стоматолога тоже имеют место быть. Например, бывает, что врач недостаточно тщательно препарирует полость зуба или пломбирует корневые каналы. И даже если причина этому отсутствие современного оборудования — пациенту это не поможет, ведь в результате плохого лечения у него вполне вероятно разовьется вторичный кариес. Распространенными ошибками также являются неправильный выбор препаратов для анестезии, неправильно поставленный диагноз, неправильная установка имплантанта зуба, попытка сохранить зуб, явно подлежащий удалению, чрезмерное лечение зубов, при котором требуется снять коронки так далее.

Ошибки, допущенные при диагностике и лечении стоматологических больных, нередко приводят к развитию нейростоматологических заболеваний. Диагностика их чрезвычайно сложна и разнообразна, поскольку они характеризуются как неврологической, так и стоматологической симптоматикой. Больные годами безуспешно обследуются и лечатся у различных специалистов — стоматологов, невропатологов, оториноларингологов, и в конечном счете это ведет к психологической, а затем и к физиологической дезадаптации, депрессии, потере трудоспособности, снижению качества жизни.

Целью настоящей работы явился анализ врачебных ошибок, ведущих к развитию неврологических осложнений. Наши 13-летние наблюдения за больными с нейростоматологическими заболеваниями позволили выделить среди них ятрогенные, связанные с врачебными ошибками. Наиболее типичные из них отражены в разработанной нами классификации.Классификация врачебных ошибок, ведущих к развитию нейростоматологических заболеваний.

I. Диагностические ошибки:1.Несвоевременная диагностика из-за:а) некомпетентности врача в области нейростоматологии;б) недооценки неврологических жалоб стоматологических больных;в) желания врача скрыть свою ошибку от больного и руководства лечебно-профилактического учреждения.2. Неправильная диагностика из-за:а) недостаточной квалификации врача, незнания схемы обследования неврологического больного;б) невнимательности врача при обследовании;в) недостаточного применения дополнительных методов обследования.

II. Ошибки лечебного характера:1.Чрезмерное выведение пломбировочного материала за верхушку корня зуба.2.Осложнения местного обезболивания (ранение нерва, мышцы).3.Грубое, травматичное, множественное удаление зубов.4.Незаконченное удаление зубов.5. Неправильная обработка краев лунки после удаления зуба.6.Длительные стоматологические манипуляции в полости рта без использования роторасширителя.7.Необоснованные оперативные вмешательства при отсутствии показаний.8.Осложнения операций на альвеолярном отростке, в том числе — имплантации.9.Неэффективное лечение патологических реакций на введение карпульных анестетиков.10.Нерациональное протезирование зубов.11.Осложнения ортодонтического лечения.12. Неадекватное или не в полном объеме лечение развившегося неврологического осложнения.

III. Организационные ошибки:1.Недооценка неврологических осложнений врачами и руководством поликлиник или частных клиник.2.Недостаточное использование консультативной помощи врачей смежных специальностей.3.Несвоевременное направление больных с нейростоматологическими заболеваниями на консультацию и лечение к специалисту.4.Отсутствие в крупных городах центров или отделений нейростоматологии.В настоящей работе приведены результаты анализа 112 амбулаторных карт больных с нейростоматологическими заболеваниями (исключая истинную невралгию тройничного нерва) за последние 3 года, которые в 60 (53,6%) случаях связаны с врачебными ошибками.

Заключение

Известно, что в реалиях сегодняшнего дня нельзя говорить о том, что единственным судьей действий врача является его совесть. Современное развитие здравоохранения и медицинского права свидетельствует об адекватном состоянии механизмов его регулирования, придает самой медицине упорядоченного сбалансированного характера.

Любой медицинский работник, выполняя профессиональные функции, должен представлять свои права и обязанности и ту грань, за которой наступает ответственность. Не является исключением и ятрогенные повреждения, которые, по определению, подразумевают тесную связь с процессом оказания медицинской помощи.

Литература

  1. Вовк, Е. И. Ятрогенные заболевания как ядро проблемы неблагоприятных последствий лечения в современной клинике 2006

  2. Кактурский, Л. В. Формулировка диагноза при ятрогенных патологических процессах 2008

  3. Зайратьянц, О. В. Особенности диагноза при ятрогенных патологических процессах 2006

studfile.net