Занятие с уо детьми по профориентации – Программа по профориентации для обучающихся с легкой степенью УО

Разнообразный мир профессий. Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат №7»

«Разнообразный мир профессий »

Подготовил воспитатель:

Якубенко А.В

«Разнообразный мир профессий»

 

Цель:  Познакомить учащихся с различными профессиями, расширить знания о многообразии профессий.

  Задачи

Образовательные:

Познакомить воспитанников с понятием «профессии»;

формировать активный познавательный интерес  к окружающему миру;

Коррекционные:

Развивать логическое мышление, концентрацию внимания, зрительное, слуховое восприятие на основе упражнений на внимание

Воспитательные: 

Воспитывать уважительное отношение к профессиям.

                                             Ход занятия.

Вводная часть

1.Организационный момент.  

Психологический прием приветствия.

  Добрый день, ребята!

2.Вступительное слово. Сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. Тема нашего разговора «Разнообразный мир профессий» 

  В 6 классе вы уже должны начинать задумываться о своем будущем, кем вы будете по профессии по окончании школы. Как правило,  в этом возрасте выбор профессии происходит не совсем осознанно.

  Любая профессия требует специальных знаний и предъявляет высокие требования  к человеку.

    Различные профессии почетны на Руси

    Сантехника и слесаря, водителя такси,

     Кондитера и повара, учителя, швеи,

     Врача, конферансье, но, что не говорите вы,

     Они нужны нам все.

Как вы думаете, что такое профессия?  (ответы, рассуждения воспитанников)

определение профессии

 ПРОФЕССИЯ — (от латинского professio), вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

Основная часть

1.Актуализация знаний о профессиях

Задание – “разминка” Скажите,  какие профессии вы знаете? (дети называют, воспитатель записывает на доске). 

2.Стихотворение В. Маяковского «Кем быть»  

(воспитатель читает стихотворение)

О каких профессиях вы сейчас узнали?   (называют профессию и говорят, что делают)

3.Загадки.

 Если вьется пламя,

Дым валит столбом,

«Ноль-один» мы наберем,

Его на помощь позовем. (Пожарный)

 

Он с утра в столовой нашей

Варит суп, компот и кашу. (Повар)

 

Он одет в комбинезон,

Красит рамы, стены.

Он и пол и потолок

В доме выкрасить помог. (Маляр)

 

Из рассыпчатой муки

Он печет нам пироги,

Булки, плюшки, сайки.

Кто он? Угадай-ка. (Пекарь)

 

У него товара горы:

Огурцы и помидоры,

Кабачки, капуста, мед.

Все он людям продает. (Продавец)

 

Феном, щеткой и расческой

Ловко сделает прическу. (Парикмахер)

 (воспитанники разгадывают загадки).

Физминутка

Работа в парах.  Ребята, в школе вас на уроках технологии обучают навыкам   швеи — это девочек  и навыкам столяра – это мальчики.

Задание Девочки должны написать на листке бумаги материалы, инструменты, которыми пользуются швеи.

 мальчики – должны написать на листке бумаги материалы, инструменты, которыми пользуются столяры.

4. Просмотр презентации  «Разнообразный мир профессий»

 

                Заключительная часть

ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС…

ПРОФЕССИЯ — вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.  

КОНДИТЕР   — работник,  изготовляющий кондитерские  изделия

ВРАЧ   специалист с высшим медицинским образованием, имеющий право заниматься  

лечебно-профилактической  деятельностью;

УЧИТЕЛЬ — лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель

ВОДИТЕЛЬ —  тот, кто управляет транспортным средством

ПОВАР — специалист по приготовлению пищи

ПЕКАРЬ  специалист по выпечке хлеба

БИБЛИОТЕКАРЬ — работник библиотеки, осуществляющий обработку,  хранение и выдачу книг.

ПРОДАВЕЦ  работник  магазина,  лавки, отпускающий  товар покупателям

СТОЛЯР  рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него

АВТОСЛЕСАРЬ  занимающийся сборкой и ремонтом автомобилей

ЭЛЕКТРИК   специалист в области электричества, электротехники

    Подведем итог  

   О чем мы сегодня говорили?        — Мы говорили о профессиях. 

 Что такое профессия?        — Профессия – это работа, которой занимается человек

  Какие новые профессии вы узнали?- (Ответы воспитанников.)

 Какая профессия тебе нравится?        — Мне нравится профессия ….

 Профессий очень много. Каждый человек выбирает себе дело по душе.

 Все профессии нужны – все профессии важны

 Сегодня все очень старались, хорошо выполняли задания.

 Молодцы, ребята!

        

        

multiurok.ru

План работы по профориентации для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)

Пояснительная записка

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В условиях жесткого рынка не все работники имеют постоянную оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией. В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов к профессиональной ориентации молодежи, которые заключаются в обучении продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей: познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению.

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (в частности, дети с умственной отсталостью) — это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации главное –  не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются  к выбранной профессии  и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор — это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Умственно — отсталые дети – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам с ограниченными возможностями здоровья (в особенности с умственной отсталостью) трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Они замкнуты, не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период обучения ребенка в общеобразовательной школе повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В нашей общеобразовательной школе есть классы, в которых обучаются умственно- отсталые дети, имеющие отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, затруднения в процессе восприятия, недостаточную сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса.
Часто  при выполнении заданий внеучебного характера такие обучающиеся обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи; испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

В связи с этим, становится очевидной необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость), которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

                              
Основными целями работы  по профессиональному самоопределению являются:

  • актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;

  • развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи работы  по профессиональному самоопределению:

  • повысить уровень психологической компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • способствовать формированию мотивов саморазвития, личностного роста.

При планировании и организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитываются следующие принципы:

Принципы профессионального самоопределения:

  • принцип личностно ориентированного подхода,

  • практико-ориентированный принцип,

  • принцип организации партнерских отношений,

  • принцип системного подхода,

  • принцип дифференциации,

  • принцип интеграции,

  • принцип комплексного подхода.

Направления работы по профориентации:

  • профессиональное просвещение,

  • профессиональная активизация (развитие интересов и склонностей в различных видах деятельности),

  • профессиональная психодиагностика,

  • профессиональная консультация.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей обучающихся к труду.
Профориентационная работа подразумевает многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива, служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.

В работе по профориентации используются  следующие методы:

  • наблюдение, беседа,

  • анализ документов и результатов деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

  • анализ практических действий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

  • анкетирование,

  • рассказ, объяснение, проблемное изложение, учебный диспут, психологические часы

  • профориентационные игры с классом, коррекционно – развивающие задания.

Основными аспектами работы педагога-психолога по программе являются следующие:

  1. знакомство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;

  2. развитие мотивации самопознания, побуждение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанию собственных индивидуальных особенностей;

  3. оказание содействия социальному становлению старшеклассников.

Эффективность реализации программы.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит:

  • повысить компетентность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о мире профессий;

  • скорректировать некоторые личностные особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказать им помощь в самопознании;

  • увеличить количество выпускников — обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;

  • расширение знаний о профессиях;

  • обеспечение социально-профессиональной мобильности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость).

План проведения мероприятий по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

В программе «Психология и выбор профессии» изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии.

Программа рассчитана на учебный год. Каждая тема укладывается в одно занятие. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов проектной деятельности.

Занятия разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Они сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока. Основная идея: профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель – формирование психологической готовности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной карьере.

Основные задачи программы: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Тематическое планирование курса «Психология и выбор профессии»

Изучение психологических особенностей личности;

Составление индивидуального психологического портрета личности;

Развитие умения видеть свои недостатки и работать над ними.

2

Готовность к выбору профессии.

3

Самооценка и уровень притязаний.

4

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

5

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

6

Стресс и тревожность.

7

Классификация профессий. Признаки профессий.

Знакомство с различными классификациями профессий; профессионально важными качествами и медицинскими противопоказаниями;

Определение профессиональных интересов и склонностей, состояния здоровья каждого обучающегося.

8

Профессия, специальность, должность.

9

Интересы и склонности в выборе профессии.

10

Профессионально важные качества.

11

Профессия и здоровье.

12

Способности общие и специальные.

Определение степени сформированности разных видов способностей у каждого обучащюегося;

Знакомство со степенями профессиональной пригодности человека.

13

Уровни профессиональной пригодности.

14

Мотивы и потребности.

Определение роли мотивов и потребностей в жизни человека;

Анализ рынка труда и образовательных услуг;

15

Ошибки в выборе профессии.

16

Современный рынок труда.

17

Пути получения профессии.

18

Мой выбор — моя ответственность.

19

У меня всё получится.

20

Обобщающее занятие.

Литература

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.

  2.   Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;

  3. Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5 , 2006 год.

  4. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе, Москва , 1988 год;

  5. Наглядно-дидактическое пособие ПРОФЕССИИ.

  6. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.

  7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.

  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений YIII вида , 1-4 классы, Москва,  1999 год;

  9. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений YIII вида , 5-9 классы, сборники 1-2, Москва,  2000 год;

  10. Пряжников Н.С.,Прфориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.

  11. Пряжников Н.С. «Будь готов!», активизирующая профориентационная методика,  г-та «Школьный психолог», №18, 2000 г.

  12. Пряжников Н.С. «Кто? Что? Где?» карточная профконсультационная методика,     г-та «Школьный психолог» №5 , 2004 год;

  13. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития, Москва, 2000 год;

  14. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.

  15. Родионов В.А. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль, 2001 год;

  16. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…, Дубна, 2000 год;

  17. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьнику с проблемами в обучении, Москва , 2006 год;

  18. Солодянкина О.В. Управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением, Ижевск, 2006 год;

  19. Туров В.А. «Человек и общество», Ижевск, 1994 год.

infourok.ru

План-конспект занятия по профориентации для детей с ЗПР «Хочу. Могу. Надо»

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск

План-конспект занятия по профориентации в 8-х классах

«Хочу. Могу. Надо»

Социальный педагог

Белозерцева Т.А.

Тема: Правила выбора профессии. Ошибки, совершаемые при выборе профессии.

Цель: Познакомить с правилами выбора профессии и ошибками, совершаемыми при ее выборе.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Образовательные:

  • 1.Освоить алгоритм принятия решений

  • 3.Расширение кругозора воспитанников

  • 4.Развитие планирующей функции

Воспитательные:

Длительность занятия: 30 мин.

Материалы для занятия: план схема

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация

Категория участников: учащиеся 8-х классов

Этапы и содержание:

1.Вступительный этап. Представление темы занятия -3 мин.

2.Информационный этап. Обсуждение с учащимися правил выбора профессии- 10 мин.

3.Информационный этап. Типичные ошибки при выборе профессии — 7мин.

4.Информационный этап. Обсуждение с учащимися путей получения профессии — 7 мин.

5.Подведение итогов. 3-5 мин.

1. Вступительный этап.

Один философ сказал, что человек совершает 2 главных выбора — это выбор спутника жизни и выбор профессии. Есть такое выражение: счастье- это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой. Только через профессию человек может раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, а устроенная личная жизнь создаст человеку хороший тыл, что очень важно для любой профессиональной деятельности.

Чтобы выбор профессии был осознанным, любому учащемуся необходимо знать, правила выбора профессии и ошибки, совершаемые при выборе профессии.

2.Информационный этап. Обсуждение с учащимися правил выбора профессии- 10 мин.

Демонстрируется презентация: «Правила выбора профессии». При этом делается акцент на необходимость осознанного подхода к ситуации выбора, на принятие ответственности за результаты выбора.

Каждая профессия выдвигает свои требования к качествам человека. Такие требования могут затрагивать различные стороны: физические данные, психологические особенности, уровень образования и другие.

Педагог выслушивает мнения детей какие требования предъявляются к той или иной профессии ( сварщик, автослесарь, водитель, повар, кондитер, медицинская сестра, социальный работник).

Для того чтобы профессия привела Вас к успеху в жизни, Вы должны руководствоваться несколькими простыми правилами.

Во-первых, выбор необходимо строить, исходя из своих интересов. В противном случае Вас поджидают разочарования и скука.

Во-вторых, надо реально оценить свои способности – ведь именно они определят уровень Ваших успехов.

В-третьих, надо приложить необходимые усилия для получения базового образования и затем – непрерывно повышать квалификацию в течение всей жизни.

Конечно, что-то будет зависеть и от других факторов, но без этих трех профессиональных достижений просто не будет.

-Правильный выбор профессии — это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений. Существует формула выбора профессии (или три составляющих выбора профессии): хочу; могу; надо.

-«Хочу»- это желание самих детей, их склонности.

Педагог ведет беседу:

-Ребята у вас наверняка уже есть желания — кто кем хочет быть?

Педагог выслушивает мнения ребят.

-Рассмотрим следующее правило:

-«Могу» — это способности воспитанников, их состояние здоровья, профессиональная квалификация. Необходимо соотносить «Хочу» и «Могу». Педагог выслушивает мнения ребят.

-И наконец, последнее правило:

«Надо»- это спрос на рынке труда и возможность трудоустройства.

Как вы думаете ребята, что такое возможность трудоустройства?

Педагог выслушивает мнения ребят, акцентируя внимание на том, востребованные специальности это такие по которым легче всего устроится на работу.

Рассмотрим основные требования к выпускнику для дальнейшего устройства в жизни:

-Отсутствие наркотической, алкогольной и других зависимостей. Состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений. – Я способен жить в обществе

-Жизнь в рамках закона. — Я не нарушаю закон

-Наличие стремления жить.- Я хочу жить

-Обучаемость, компьютерная грамотность; знание иностранных языков; наличие образования.

3.Информационный этап. Типичные ошибки при выборе профессии – 7 мин.

На фоне презентации обсуждаются основные ошибки при выборе профессии:

1) выбор профессии за компанию. Многие выпускники, не имея ярко выраженной направленности и собственных интересов, идут учиться в учебное заведение потому, что туда поступает друг или несколько друзей. Часто такого человека постигает разочарование- ведь жизнь прожить надо свою, а не чужую.

2) подчинение влиянию взрослых (родственников, воспитателей). С одной стороны, важно понимать, что близкие желают вам лучшего, но с другой -необходимо прислушаться к своим личным желаниям и интересам, т.к. работать в будущем по выбранной специальности придется именно вам. Необходимо принять ответственность на себя за свой профессиональный выбор.

3) отождествление учебного предмета с профессией. Бывает, что учащиеся выбирают профессию и учебное заведение по принципу «меньшего зла»-куда легче всего поступить. Но ведь к любому экзамену, приложив усилия можно подготовиться и поступить учиться на подходящую именно вам специальность.

4.Информационный этап. Обсуждение с учащимися путей получения профессии после окончания 9 класса – 7 мин.

На фоне презентации педагог вместе с учащимися перечисляет основные пути получения профессии после окончания 9 класса:

1) профессиональные лицеи, училища — это образовательные учреждения начального профессионального образования, осуществляющие завершение общего среднего образования и обеспечивающие получение рабочей профессии. Принимаются лица, имеющие образование в объеме основной общей (9кл) или средней (полной) общей (11 кл.) образовательной школы. Зачисление в профессиональные училища проводится без экзаменов. По усмотрению приемной комиссии с поступающими могут проводиться собеседования, конкурсы аттестатов.

2)техникумы, колледжи.

Техникумы — это образовательные учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования. Прием проводится по личному заявлению граждан, имеющих основное общее, среднее(полное) общее или начальное профессиональное образования по результатам ЕГЕ или вступительных испытаний.

Колледжи — это образовательные учреждения, обеспечивающие завершение среднего (полного) общего и получение среднего профессионального образования. Подготовка специалистов осуществляется по двум ступеням:

1 ступень — начальное профессиональное образование;

2 ступень-среднее профессиональное образование.

5. Подведение итогов 3-5 мин.

Рассуждения учащихся о выборе дальнейшего пути.

Вывод: профессия предоставляет нам возможность удовлетворять основную гамму своих потребностей, часто становится главным стержнем выстраивания отношений с людьми, дает возможность самореализоваться.

Проблема профессионального самоопределения — одна из важнейших в жизни каждого человека, поэтому очень важно избежать ошибок, выбрать правильный путь получения профессии.

videouroki.net

План-конспект занятия по теме: Блок занятий по профориентации

          Занятие № 3  «Требование профессии к человеку»

       Цели: 1.Знакомство воспитанников с классификацией профессий и      

                  требованиями профессии к человеку;

                  2.Формирование представления о проведении анализа  

                  профессий на основе классификации типов профессий;

           3.Формирование навыков и качеств, способствующих

              успешному взаимодействию с социумом, активной жизненной

              позиции.

    Заявленные и обсуждаемые вопросы:

1.Основные понятия по теме;

2.Классификацией профессий;

     3.Основные критерии анализа профессий.

Оборудование: таблица классификации профессий.     

Ход занятия:

1.Вводная часть:

          Ведущий: Выбор профессии — твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

2.Классификация типов профессий.  

      Ведущий: Рассмотрим классификацию

по предмету труда: По предмету труда выделяют пять типов профессий: “Человек — Природа”, “Человек — Техника”, “Человек — Человек”, “Человек — Знаковая система”, “Человек — Художественный образ”;

  К типу «человек – природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, су ходом за растениями, животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных, например: агроном, ветеринар, геолог, микробиолог, озеленитель и др.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

           развитое воображение, наглядно-образное мышление;

           хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность;

           способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

           терпение, настойчивость;

           готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.

  Тип «человек — техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники, например: инженер-строитель, инженер-механик, мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры, монтажник, слесарь и др.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

         точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

         хорошая координация движений;

         развитое техническое и творческое мышление и воображение;

         умение переключать и концентрировать внимание;

         наблюдательность.

  К профессиям типа «человек- человек» относятся профессии связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой, управлением, например: педагог, врач, юрист, продавец и др.

Психологические требования профессии этого типа к человеку:

           стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

           устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;

           способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать;

           способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие, умение улаживать разногласия , учитывать мнение другого человека;

           развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами;

           аккуратность, пунктуальность, собранность.

  Тип «человек – знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами. С чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами, например: программист, оператор ЭВМ, лингвист, переводчик, бухгалтер.

      Психологические требования профессий этого типа к человеку:

         хорошая оперативная и механическая память;

         способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

         хорошие переключаемость и распределение внимания

         точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

         усидчивость и терпение.

  К типу «человек – художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием моделированием художественных произведений, в воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образу. например: модельер, дизайнер, актер театра и кино, художник, музыкант.

          Психологические требования профессий этого типа к человеку:

         художественные способности, развитые эстетические чувства;

         развитое зрительной восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;

         наглядно-образное мышление, творческое воображение;

         знание законов эмоционального воздействия на людей;

         нестандартное мышление;

         креативность

          Ведущий обращает внимание детей на  схему классификации, говорит о  том, что ребята уже знакомились с ней ранее. Им предлагается самим привести примеры конкретных профессий. Они называют профессии, вместе с ними педагог определяет их место в данной классификации. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности однозначного отнесения той или иной профессии только к одному типу, виду или классу. Идет обсуждение существования так называемых «смешанных» профессий. Например, профессию «библиотекарь» можно отнести и к сфере «человек-человек», и к сфере «человек — знаковая система».

Занятие № 4 «Навыки самопрезентации»

Цели: 1. Знакомство с навыками самопрезентации;

   2. Развитие познавательных способностей, способностей к анализу,          

                синтезу, классификации и обобщению; расширение кругозора и  

                обогащение словарного запаса;

3.Формирование устойчивого интереса к получению знаний,

                 необходимых для успешного профессионального самоопределения.

 Заявленные и обсуждаемые вопросы:

         Знакомство с понятиями «самопрезентация», «интервью»;

         Формирование умений и навыков установления контактов;

         Развитие навыков аргументации, невербальных методов общения;

         Обучение навыкам делового общения, технике ведения переговоров,  

      постановке вопросов;

         Обучить навыкам самопрезентации.

    Оборудование: таблица «типы темперамента», таблица «Стратегии самопрезентации», таблица «Деловые качества».

Ход занятия:

  1. «Типы темперамента».

          Ведущий: По окончании школы или профессиональных учебных заведений вы придёте устраиваться на работу. Вам необходимо заявить о себе как о потенциальном работнике, т.е. сделать собственную презентацию.

Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этими впечатлениями можно управлять сознательно.

Важность самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомните пословицы и поговорки на эту тему («Встречают по одежке — провожают по уму», «По одежке протягивай ножки», «По Сеньке шапка», «Не в свои сани не садись» и т. д.). Как вы понимаете эти пословицы?

           На различных занятиях вы получили знания о своём типе нервной системы, темпераменте, характере, используя эти знания, вы можете показать себя с положительной стороны перед работодателем.

В некоторой степени успешность самопрезентации человека зависит от его типа нервной системы и темперамента. Давайте рассмотрим таблицу «Типы темперамента».    

             Ведущий: Сангвинику легче собраться с мыслями при устройстве на работу, продумать предстоящую беседу с работодателем.

          Холерики очень импульсивны, деятельны, активны, возбудимы, эмоциональны. Им труднее сдерживать свои эмоции и чувства.

            Флегматикам нужно активизировать свою мыслительную деятельность, мобилизовать внутренние ресурсы своего организма. Иначе они могут произвести впечатление людей безынициативных, вялых.

            Для меланхолика, который незначительный пустяк может воспринять как жизненную драму, устройство на работу — экстремальная ситуация.

Особенности темперамента и нервной системы необходимо учитывать, но не стоит абсолютизировать. Уверенный и раскованный сангвиник может произвести на работодателя отвратительное впечатление, если он бестактен и невоспитан, а меланхолик будет принят на работу, несмотря на робость и неуверенность, если произведет впечатление серьезного, интеллигентного человека и профессионала. Влияние воспитания и уровня образования, подкрепленное специальными навыками, способно «перевесить» все остальное.

  1. «Самопрезентация.»

          Ведущий: Каждая культура хранит традиции того, как следует себя вести и как научиться себя вести, любой социум озабочен проблемой, как произвести нужное впечатление.

Особенно актуальной становится эта проблема тогда, когда меняются социальные условия: старые традиции умирают, появляются новые правила поведения и, соответственно, требуются новые формы обучения. Изменилось лицо многих востребованных профессий.

          Самопрезентация (или управление впечатлением) — это многочисленные стратегии и техники, применяемые человеком при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим, чтобы представить себя наиболее выгодным образом и произвести наилучшее впечатление, а затем сформировать собственное представление о себе.

          Выделяют пять стратегий самопрезентации, каждая из которых направлена на получение определенного вида власти.

1. Стараться понравиться. Такая стратегия обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными к субъекту, таким образом, достигается власть обаяния.

2. Самореклама, или самопродвижение человеком своей компетентности дает власть эксперта.

3. Запугивание – демонстрация силы обязывает окружающих подчиниться, таким образом, достигается власть страха.

4. Пояснение примером- демонстрация духовного превосходства, достигается власть наставника.

5. Мольба – демонстрация слабости, дает власть сострадания.

Самое главное в эффективной самопрезентации – добиться того, чтобы у работодателя на момент расставания возникло ощущение, что без дальнейшего сотрудничества никак не обойтись. Чтобы владеть ситуацией общения в полной мере –необходимо иметь определенный набор качеств.    

          Ведущий: Рассмотрим таблицу «Деловые качества»:

         умение быстро и точно распознавать свойства и состояние конкретного человека;

         умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и риторическими оборотами;

         умение связно объяснять, ненавязчиво показать конкретному человеку те новые возможности, которые он получит после начала сотрудничества;

         умение показать навыки делового взаимодействия с тем, чтобы продемонстрировать свою способность ценить свое и чужое время, оптимальным образом оптимизировать деловую деятельность.

  1. «Интервью»

           Ведущий: Один из основных этапов при приёме на работу — это собеседование, или интервью. Это своеобразная психологическая дуэль, в которой обе стороны останутся в выигрыше, если вам удастся найти общий язык с работодателем. От впечатления, которое вам удалось произвести в первые 30 секунд, зависит успех вашего предприятия. Обдумайте ответы на вопросы, которые вам обязательно зададут.

             Будьте готовы к сюрпризам. Это может быть вполне обычный вопрос, заданный в неожиданной форме: «Какие у вас преимущества по сравнению с другими претендентами?» Не считайте, что в ваших способностях сомневаются. Просто о них недостаточно информированы. Приготовьте краткие и убедительные примеры, свидетельствующие, что у вас есть необходимые для данной вакансии качества. Ваша речь должна быть предельно корректна и стилистически нейтральна.

             Чаще всего вакансия достается человеку, который не только компетентен, но и способен устанавливать контакты. Поэтому ваша основная задача — найти общий язык с работодателем, произвести на него благоприятное впечатление.

Ролевая игра «Интервью» (осуществляется парная работа, остальные учащиеся выступают в роли зрителей).

           В течение нескольких минут побудьте в роли работодателя и соискателя. В ходе беседы вы можете воспользоваться следующими вопросами:

  • Расскажите о себе (кратко).
  • Почему вы хотите здесь работать?
  • Выполняли ли вы такую работу раньше?
  • Расскажите о вашем прежнем работодателе.
  • Почему ушли с последнего места работы?
  • Почему так долго оставались без работы?
  • Каковы ваши сильные стороны?
  • Каковы ваши слабые стороны?
  • Какие свои негативные качества вы хотели бы исправить?
  • Как бы вы описали себя с помощью трех прилагательных?
  • Что любите читать?
  • Какую зарплату вы хотели бы получать?
  • Как вы снимаете напряжение?
  • Вы курите?
  • Почему вы выбрали эту профессию?

Анализ ситуации:

Ведущий: Что вы чувствовали, находясь в роли работодателя и соискателя работы?

Довольны ли вы результатами собеседования?

Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии и трудоустройству?

Занятие № 5 «Резюме»

Цели: 1.Знакомство  с требованиями к оформлению современного резюме,  

              его ролью при поиске работы;

Заявленные и обсуждаемые вопросы:

  • Знакомство с понятием «Резюме»;
  • Структура резюме;

    Оборудование: таблица «Требования к оформлению резюме» (на листе А-4, раздается каждому).

Ход занятия:

  1. «Резюме».

          Ведущий: Перед приёмом сотрудника на работу руководство предприятия изучает его квалификационные характеристики. В настоящее время, особенно в коммерческих предприятиях, распространена первичная форма знакомства с претендентом на должность в виде резюме.

          Резюме – не является официальным документом, но достаточно распространено на практике. Оно содержит краткое изложение сути написанного в заявительных документах.

          Резюме — это не детальная история жизни, а внимательно составленный документ, построенный так, чтобы произвести положительное впечатление на потенциального работодателя.

Резюме – это личная реклама. Его можно использовать как приложение к заявлению о приёме на работу, как источник информации для заполнения анкет, для справки при общении с работодателем по телефону и, наконец, как список своих достижений для самоодобрения.

           Рассмотрим таблицу «Требования к оформлению резюме».Резюме должно быть составлено так, чтобы дать человеку лучший шанс из всех возможных получить приглашение на собеседование.  Не существует строгих нормативных правил, как составлять резюме, но работодатели должны увидеть Ваши сильные стороны и разнообразие Ваших талантов.

Резюме должно удовлетворять следующим требованиям

Краткость

Объём текста равен 1 странице

Уместность

Пишите только о том, что имеет отношение к данной работе, избегайте ненужных деталей и подробностей

Правдивость

Представляйте только ту информацию, которую Вы можете полностью подтвердить.

Сведения, сообщаемые в резюме, могут в последующем проверяться

Уникальность

Пишите о том, что характеризует именно Вас, отличает Вас от большинства других кандидатов

Хороший стиль изложения

Пользуйтесь точными формулировками, избегайте непонятных сокращений и жаргона

Грамотность

Грамматические ошибки недопустимы

Приятное оформление

Используйте только белую бумагу хорошего качества формата А4, чёткий шрифт, текст печатайте на качественном принтере.

2. «Структура резюме»

          Ведущий: Резюме содержит несколько разделов, вот примерная памятка:

  • ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

— Фамилия, имя, отчество

— Дата рождения

— Гражданство

— Домашний адрес: индекс, город, улица, дом, квартира

— Телефон

-На получение какой должности и почему Вы претендуете

ОБРАЗОВАНИЕ (в обратном хронологическом порядке)

— Год окончания последнего учебного заведения, его название, специальность, квалификация.

-Год окончания предпоследнего учебного заведения, его название, специальность, квалификация и т.д.

ОПЫТ РАБОТЫ (в обратном хронологическом порядке)

— Годы работы на последнем месте работы, занимаемая должность и краткая характеристика содержания работы.

— Годы работы на предпоследнем месте работы, занимаемая должность и краткая характеристика содержания работы и т.д.

— Помимо этих основных разделов можно указать круг интересов, дипломы и сертификаты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

— Знание иностранного языка.

— Компьютерная грамотность.

 Для связи: домашний адрес и телефон.

        Дата и подпись.

РЕКОМЕНДАЦИИ (от ср.век. лат. RECOMMENDATIO) — письменный или устный благоприятный отзыв; совет).

— Ваши уникальные способности (это самый сложный раздел).

— Размер предполагаемой заработной платы (но, не забывайте о чувстве меры — завышенная или чересчур скромная цифра произведёт о вас неблагоприятное впечатление).

Храните подготовленное резюме в электронном варианте как один из важных документов. Когда в Вашей жизни происходят те или иные события, подлежащие отражению в резюме, введите сведения о них в хранящийся документ и снова сохраните его.

3. Упражнение «Резюме» (осуществляется индивидуальная работа) — знакомство с образцами резюме; оформление своего резюме.

Ведущий: В течение 10-15 минут, пользуясь памяткой «Структура резюме», составьте свое резюме.

       Несколько учащихся (по желанию) зачитывают своё резюме. Примеры обсуждаются.

 4.  Подведение итогов занятия:

— Что нового вы узнали на занятии?

— Что понравилось?

— Что нет?

— Что вызвало затруднения?

nsportal.ru

Конспект занятия по профориентации

Занятие по профориентации

тема: «Моя будущая профессия»

Пояснительная записка к открытому занятию.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать — не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают его собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка, как в эмоциональном, так и в личностном плане.

Отличительной особенностью молодого человека, перешедшего в 9-й класс, является то, что именно в этот период обучения в школе стоит сложная задача — самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее. И здесь главное — не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор. Этот выбор должен соответствовать интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

  • Задачи:

  • Закрепить знания о понятии “профессия”;

  • Расширить знания о мире профессий;

  • Развить общий кругозор учащихся;

  • Учить анализировать, делать выводы.

Ход занятия

Слово учителя.

Сегодня мы с тобой поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала заполним кроссворд.

  1. Скажи, кто так вкусно
    Готовит щи капустные,
    Пахучие котлеты, 
    Салаты, винегреты? (Повар)

  2. Кто снимается в кино или выступает на сцене? (Артист)

  3. Кто строит нам жилье? (Строитель)

  4. Встаем мы очень рано,
    Ведь наша забота – 
    Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)

  5. Кто нас одевает в красивые платья, 
    Кто шьет нам наряды,
    Чтоб было приятно? (Швея)

  6. Кто дарит нам сказки,
    Рассказы и басни,
    Кто мир для читателей
    Делает прекрасней? (Писатель)

  7. Кто рано встает и коров выгоняет,
    Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)

  8. Мы учим детишек читать и писать,
    Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

  9. Кто знает дороги отлично воздушные,
    И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик)

Слово учителя. Какое ключевое слово в этом кроссворде?

Ученик.  Профессии!

Слово учителя.

Разговор у нас с тобой пойдет о профессиях. После 9-ого класса тебе предстоит выбрать ту профессию, по которой ты продолжишь своё дальнейшее обучение. Тема нашего занятия “Все профессии нужны, все профессии важны”.

(Ученик читает стихотворение)

1.

У меня растут года ,
Будет мне семнадцать
Кем работать мне тогда
Чем заниматься?

2.

Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.

3.

Костюм нарядный выходной
Искусно нам сошьёт портной.

4.

Даст книги нам библиотекарь, 
Хлеб испечет в пекарне пекарь.

5.

Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.

6.

Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.

7. Я думаю, ты подрастешь,
И дело по душе найдешь.

Слово учителя.

А что же такое профессия? (ответ ученика). Вот какие сведения дает нам Толковый словарь: “Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования” (читает педагог).

Не далек тот час, когда ты вступишь в новую пору своей жизни. Сейчас главным для тебя является учеба, чем больше ты получишь знаний сейчас, тем будет тебе легче в дальнейшей жизни. Пришла пора серьезно задуматься о выборе своей профессии.

А теперь давай попытаемся угадать, о каких профессиях идет речь? (загадки о профессиях).

Что ты знаешь об угаданной профессии ?

Молодец! Ты верно угадал все профессии.

Несмотря на то, что все профессии привлекательные, каждый человек выбирает себе дело по душе. Выбранная профессия важна не только для себя, но и для окружающих. Почему? (ответы ученика).

  • Кто хочет есть горький хлеб?

  • Кто хочет носить красивую одежду? А дырявые башмаки?

  • Кто хочет, чтобы автобус, едущий по дороге, подбрасывало на кочках?

  • Кто хочет, чтобы на наших улицах валялся мусор?

  • Кто хочет жить в красивом и прочном доме?

Делаем вывод: хорошая работа приносит радость всем людям.

А сейчас я тебе предлагаю выполнить тест. Постарайся правильно определить, кто чем занимается. Нужную профессию подчеркни.

Ремонтирует машины:

Медицинская сестра, автослесарь , парикмахер.

Еду готовит:

Воспитатель, повар ,шофёр.

Делает оконные рамы и полы из дерева:

Писатель, читатель, плотник.

Дом строит:

Врач, каменщик, токарь.

Хлеб печет:

Актер, лесник, пекарь.

Двор подметает:

Хозяин, дворник, летчик.

Платье шьет:

Портной, швея, шофер.

Корову доит:

Пастух, телятник, доярка.

Игрушки продает:

Директор, продавец, парикмахер.

Книги изготавливает:

Переплётчик, врач, сапожник.

Ухаживает за уличными цветами и растениями:

Санитар, садовник, механик.

Сваривает металлические конструкции:

Сварщик, врач, кассир.

Где можно получить образование по данной профессии?

Плотник – профессиональное училище№7

Повар – колледж №32, колледж №10

Дворник – профессия, не требующая специальных навыков;

Швея – колледж №10

Доярка — профессия, не требующая специальных навыков;

Столяр — профессиональное училище №7, колледж №52

Авто-слесарь- профессиональное училище№7

Сварщик – профессиональное училище №7

Переплётчик- колледж № 56

Швея — колледж №10

Садовник — колледж№18.

Проверяем вместе. Спасибо за ответы.

Русская пословица гласит “Всяк кузнец своего счастья”. Как ты понимаешь? (ответы ученика) Каждый делает свое счастье. Счастье — это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией).

1.А теперь игра:

На слайдах 15-20 перепутаны буквы в словах. Поменяй местами буквы, чтобы получились слова.

С какими профессиями связаны эти слова?

2.Следующая игра – “Начни пословицу”: нужно дополнить пословицу по ее концу.

25 слайд (карточки с началом и концом пословицы).Нужно соединить.

3.Объяснение учителем пословиц (написаны в тетради):

  • Умелые руки – не знают скуки;

  • Делу время, потехе час;

  • Какие труды, такие плоды;

  • Труд человека кормит, а лень портит;

  • Кто любит труд, того люди чтут;

  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи;

  • Кто не работает, тот не ест;

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда;

  • Если есть работа, спать не охота.

(Ответы ученика и объяснение каждой пословицы).

Слайды 23 и 24- А теперь сам прочитай и объясни пословицы.

Слово учителя.

Теперь давай перечислим профессии, которые мы с тобой упомянули на нашем занятии (ученик перечисляет).

Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Обдумать вопрос о будущей профессии – полезно. Ведь если неправильно выбрать себе будущую профессию, то ты всю свою дальнейшую жизнь будешь заниматься “нелюбимым” делом. А ведь в жизни так важно иметь любимое дело, приносящее радость. Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь.

На этом наше занятие закончено. Желаю тебе больших успехов в учебе, в труде и крепкого здоровья!

infourok.ru

«Профориентационная работа с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, как важный фактор их социализации»

«Профориентационная работа с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, как важный фактор их социализации»

педагог-психолог, заместитель директора

по УВР ОГКОУШ № 39

г. Ульяновск

Воецкая Л.М.

Одним из приоритетного направления ОГКОУШ № 39, это обучение детей с отклонениями в развитии с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено тем, что большинству выпускников только трудовое обучение, направлено на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития. обеспечивает возможность трудоустройства.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель профориентационной работы

— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы

получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Направления профориентации:

  • Профинформация

  • Профдиагностика

  • Профпросвещение

  • Профагитация

  • Профконсультация

Структура профориентационной работы

Организация допрофессиональого обучения :

  • 1 уровень 1-3 кл. Ручной труд.

  • 2 уровень 4 кл. Трудовое обучение на базе школьных мастерских. (квилинг)

  • 3 уровень 5-8 кл. Профессиональное трудовое обучение в учебных мастерских

5 кл. – слесарное дело, швейное дело, обслуживающий труд

6 кл. – слесарное дело, швейное дело. обслуживающий труд

7 кл. – слесарное дело, швейное дело.

8 кл. – слесарное дело, швейное дело.

  • 4 уровень 9 кл. Допрофессиональная подготовка. Обучение по профилю – «Картонажно-переплётное дело» со сдачей выпускного экзамена 9 класса

  • 5 уровень 10-11 кл. Углубленная трудовая подготовка. Обучение по профилю «Ландшфтный дизайн» со сдачей выпускного экзамена 11 класса

Помещения мастерских разделены на 2 части: учебную комнату для занятий по теории и мастерскую для выполнения практических работ. Мастерские по каждому профилю оснащены специализированным техническим оборудованием и материалами.

Трудовая подготовка учащихся с умеренной умственной отсталостью:

Профили:

-обслуживающий труд

-работа с солёным тестом

Методы и технологии профориентационной работы:

  • Знакомство с миром профессий с использованием методической, научно-популярной и художественной литературы и Интернет ресурсов

  • Экскурсии на предприятия

  • Диагностика интересов и склонностей, а также личностных особенностей воспитанников

  • Профориентационные игры и упражнения с элементами тренинга

 Социальным педагогам устанавливаются связи с учебными заведениями, куда предположительно пойдут учиться выпускники. Социальным педагогом, педагогом -психологом школы проводится  опрос выпускников для выявления их профессиональных интересов и дальнейшего обучения в учебном заведении в начале и в конце учебного года. В течение всего года обучения проводится    работа над формированием социально – необходимых знаний и навыков для подтверждения  профессионального  выбора воспитанников. Работа проводится  в виде бесед, ролевых игр, круглых столов, встреч с представителями учебных заведений; экскурсий в учебные заведения, Центр занятости населения. Одновременно социальный педагог проводит определенную работу  по формированию пакета документов выпускников.

Диаграмма №1 Предпочитаемые типы профессий
(по результатам опроса учащихся 9 – 11 класса)

В ОГКОУШ № 39 с 2010 года организован Школьный Профцентр

  • Основной целью Центра профориентационной работы на базе МО учителей трудового обучения (далее — Профцентр) является привлечение педагогических работников школы и учреждений профессионального образования, учащихся и их родителей, руководителей предприятий и организаций к активной работе по профессиональной ориентации молодежи, приведению образовательных интересов школьников в соответствие с потребностями рынка труда

Направления и формы работы школьного Профцентра

  • Работа Профцентра реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования и руководителями предприятий (организаций). Она проводится на базе кабинета СБО, оборудованного в соответствии с современны­ми достижениями науки и техники и требованиями к образовательному процессу.

  • 1. Работа с учителями:

  • -обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся трудовых навыков;

  • -эффективное использование материально-технических и учебных ресурсов библиотеки, школьных мастерских «швейного дела» и «слесарного дела», кабинета СБО и учебно-производственных мастерских

  • 2. Работа с учащимися:

  • -индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • -консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;

  • -посещение Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

  • -тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • -встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;

  • -встречи с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

  • -творческие конкурсы учащихся школ и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования;

  • -посещение традиционной выставки-ярмарки продукции учреждений начального профессионального образования, участие в ее работе;

  • -оформление информационных стендов по профориентационной работе по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда.

  • 3. Работа с родителями:

  • -собрания по профессиональному самоопределению учащихся;

  • -вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профориентационную работу;

  • -проведение совместных мероприятий родителей и учащихся в рамках плана работы Профцентра;

  • -информирование родителей о возможности временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

  • -пропаганда рабочих профессий среди родителей.

Формы организации работы в кабинете:

  • урок — лекция,

  • беседа,

  • собрание,

  • классный час,

  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений,

  • работа с литературой и справочным материалом,

  • прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов,

  • психофизиологические обследования,

  • организация выставок, анкетирование.

Перспективы профориентационной работы:

— Выработка системы тесного сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
— Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
— Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

Таблица № 1 Мониторинг трудоустройства выпускников за 3 года

Учебный год

кол-во

выпускников

10класс

техникум

Инвалидность

( I-II степени ограничения до нетрудоспособности)

трудоустройство

2011/2012

19

3(15%)

10 (53%)

5 (27%)

1(5%)

2012/2013

11

2 (18,1)

4 (36,3)

5 (45,1)

2013/2014

19

2 ( 11%)

11(58%)

5 (26%)

1(5%)

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей Поэтому главным направлением профориентационной работы в ОГКОУШ № 39 является воспитание учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда с учётом их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

infourok.ru

План-конспект занятия (8, 9 класс) на тему: Конспект занятия по профориентации для воспитанников детского дома «Кем быть?»

Конспект занятия по профориентации

для воспитанников детского дома «Кем быть?»

Цель: оказание помощи воспитанникам  в профессиональном самоопределении.

Задачи:

  • Углублять  знания воспитанников о профессиях;
  • Учить воспитанников ориентироваться в мире профессий;
  • Содействовать сознательному профессиональному самоопределению;

Ход занятия:

Тема нашей встречи – выбор будущей профессии. Для начала давайте вспомним, кем вы  мечтали стать в детстве. Почему именно эта профессия вас привлекала?

Скажите, ваши детские представления о профессии, о которой мечтали,  изменились? Если да, то в связи с чем это произошло? А теперь вы хотели бы получить ту же профессию или выбрали себе другую? Почему? Откуда вы узнаете информацию о разных профессиях? Вы сами проявляете интерес и инициативу в знакомстве с новыми профессиями или ждете, когда вам о них расскажут и покажут?

Как вы думаете что нужно делать, чтобы выбрать свою будущую профессию?

Послушайте притчу «Три каменщика».

— Монах путешествовал по миру и однажды встретил он трёх каменщиков. Он подошёл к первому каменщику и сказал:

— Брат мой, расскажи мне о твоей работе.

Каменщик оторвался от работы и ответил срывающимся голосом, полным злобы и негодования:

— Как видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту, полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по этому камню я чувствую, как уходит частичка моей жизни. Посмотри, мои руки натружены и покрыты мозолями. Моё лицо осунулось, а волосы поседели. Эта работа никогда не кончится, она продолжается бесконечно, изо дня в день. Это изнуряет меня. Где удовлетворение? Я умру задолго до того, как собор будет построен.

Монах подошёл ко второму каменщику.

— Брат мой, — сказал он, — расскажи мне о своей работе.

— Брат, — ответил каменщик тихим, спокойным голосом, — как ты видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по камню я чувствую, что я создаю жизнь и будущее. Смотри, я смог сделать так, чтобы моя семья жила в комфортабельном доме, гораздо лучшем, чем тот, где я вырос. Мои дети ходят в школу. Без сомнения, они достигнут в жизни большего, чем я. И всё это стало возможным благодаря моей работе. Я отдаю собору своё умение, и он тоже одаривает меня.

Монах подошёл к третьему каменщику.

— Брат,- сказал он, — расскажи мне о своей работе.

— Брат, — ответил каменщик, широко улыбнувшись, голосом, полным радости. — видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в длину и ширину. И с каждым прикосновением резца к камню я чувствую, что я высекаю свою судьбу. Посмотри, ты видишь, какие прекрасные черты проступают из камня. Сидя здесь, я не только воплощаю своё умение и своё ремесло, я делаю свой вклад в то, что я ценю и во что я верю. Вселенная, отражённая в соборе, воздаст каждому из нас. Здесь, около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не увижу этого собора завершённым, он будет стоять ещё тысячу лет, олицетворяя то, что истинно в нас, и служа цели, ради которой всемогущий послал на эту землю и меня.

Чем работа является для каждого из каменщиков? Почему  каждый из каменщиков по-разному отзывался о своей работе?  

Вывод: Нужно постараться найти для себя такое дело, которое будет  приносить радость, удовольствие, удовлетворение. Как же это сделать?

Я прошу выйти трёх добровольцев. Ваша задача выйти из помещения и затем по очереди вернувшись в группу с завязанными глазами, пройти  до противоположной стены, подняв с пола книгу, лежащую на середине пути, и в конце маршрута  положить ее на полку в шкафу.

(Пока участники упражнения находятся за дверью, на их предполагаемом пути расставляют разного рода препятствия. Каждого зашедшего в помещение воспитанника педагог проводит по группе разными способами: одного бережно, предупреждая о каждом препятствии, придерживая, не давая оступиться; второму даются устные подсказки, что и как надо сделать; третьего отвлекают, разными способами, подталкивают то в одну сторону, то в другую, мешают его продвижению к цели.)

Обсуждение: Расскажите, что вы чувствовали во время выполнения задания. А теперь представьте, что тот путь, который вы проделали от двери до стола — это ваш путь в поиске профессии. Какой вариант вы бы выбрали для себя и какой посоветуете своим товарищам?

В жизни вы так и поступаете? В ваших руках выбрать именно тот путь, который важен для вас. Жизнь потому и прекрасна, что в любой момент её можно изменить.

   

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в игре, которая называется «Кто есть кто».

 (В ходе этого упражнения у воспитанников появляется возможность соотнести свой образ со знакомыми профессиями на основании знания детей друг о друге. Участники встают в круг. После того, как ведущий произнес название профессии каждый должен определить кому из товарищей она подходит в наибольшей степени. Далее по хлопку ведущего все одновременно указывают рукой на выбранного человека и замереть на несколько секунд. В это время ведущий ведет подсчет кому из воспитанников по мнению большинства больше подходит названная профессия.)

Примерный перечень профессий:

  • Парикмахер
  • Повар
  • Бухгалтер
  • Печник
  • Электрик
  • Плотник
  • Машинист
  • Дизайнер
  • Юрист
  • Воспитатель
  • Врач
  • Учитель
  • Грузчик
  • Бармен
  • Менеджер
  • Певица
  • Медсестра

Спасибо за участие.

Обсуждение: Как вы считаете, тот образ, который выбрали для вас товарищи, подходит вам? Согласны ли вы с мнением товарищей? Какие профессии вы бы выбрали сами.

Многие из вас уже примерно определились со своей будущей профессией. Итак, представьте себе, что вы уже получили образование  и собираетесь устраиваться на работу.

Каждый человек желает найти хорошую работу. Для этого нужно использовать как можно больше способов поиска работы.

Давайте рассмотрим разные способы:

— можно просматривать объявления в газетах;

— обращать внимание на объявления по радио;

— иногда можно увидеть объявления на телевидении;

— много информации можно почерпнуть в сети Интернет;

— не стоит забывать про общение со своими знакомыми, которые могут располагать нужной информацией;

— можно ходить самостоятельно по организациям;

— не проходить мимо объявлений, размещенных на доске объявлений;

— помогут трудоустроиться при обращении в государственную службу занятости.

Обращение в центр занятости  своего района может стать первым шагом в поиске работы: это значительно сэкономит ваше время. Там не только помогут  найти временную или вторую работу, но и могут предложить устроиться на учебу. Также вы сможете получить бесплатную консультацию юриста, психолога, социального работника.

Если вы получили приглашение на собеседование, то несколько следующих советов можете взять на заметку:

  • Возьмите с собой все документы, которые могут понадобиться, а также ручку и чистую бумагу;
  • Все документы и их копии уложите в приличную папку, на которой вы можете написать свою фамилию и телефон, по которой с вами можно связаться;
  • Перед собеседованием хорошо выспитесь;
  • Ваша одежда должна выглядеть так, как принято в организации, в которую вы идете, а если вы этого  не знаете, ваша одежда должна быть достаточно официальной, но не броской, без экстремальных аксессуаров;
  • Не забудьте про вежливость, говорите спокойным тоном, будьте внимательны.

Во время собеседования вы должны убедить работодателя в том, вы нужны данной, конкретной организации и доказать почему именно вы.

Именно собеседование является хорошей возможностью показать свои самые лучшие качества.

А сейчас я хочу предложить вашему вниманию одну притчу

          Рождение бабочки

Однажды в коконе, из которого должна была появиться на свет божий бабочка, образовалась маленькая щель. Случайно оказавшийся рядом человек стал наблюдать, как бабочка через эту щелочку пытается выйти наружу. Прошло достаточно времени: бабочка как ни силилась, а щель оставалась такой же узкой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и силы совсем покинули ее.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, а ее крылья — прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, ожидая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Но ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце и свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал важного. Усилие, прилагаемое при выходе через щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья. И тогда бы бабочка смогла летать. Жизнь заставляет бабочку с трудом покидать оболочку, чтобы она могла расти и полноценно развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Обсуждение: Чему учит нас эта притча? Чтобы быть  сильным, нужно преодолевать трудности.

Итог занятия:

  • То, что вчера казалось невозможным, сегодня может оказаться реальностью.
  • Долго ли ждать перемен к лучшему? Если ждать – то долго.
  • Кто знает «Зачем?» обязательно придумает «Как».
  • Кто хочет добиться цели – ищет возможности, кто не хочет – ищет оправдания.
  • Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в нее.
  • Трудно – не значит невозможно, это просто значит, что придется немного потрудиться.
  • Нет недостижимых целей, есть слабые характеры.
  • Желай (делай).
  • Пусть книга жизни открывает для вас только счастливые страницы.

Я желаю вам смело и уверенно шагать по жизни. Ставить цели, добиваться их. Преодолевать препятствия, возникающие на вашем пути. Быть счастливыми и успешными.

nsportal.ru