Женщина муза: Муза для мужа

Муза для мужа

 

В современном мире, где женщины приобрели не только равные права с мужчинами, но и равные обязанности, роль женщины-музы кажется безумно романтичной и слегка архаичной. Но эти чудесные создания по-прежнему существуют, вдохновляя своих возлюбленных на самые настоящие подвиги. Психологи уверены: стать музой для своего мужа может любая женщина, вне зависимости от типа характера и внешности.

 

Вдохновляя на подвиги

Музы известны нам из древнегреческой мифологии: это 9 дочерей бога Зевса, покровительницы искусств и наук. От них происходит слово «музыка», первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Античные поэты полагали, что вдохновение приходит к ним только после поцелуя Музы. Средневековые рыцари воспевали прекрасных дам, ради которых совершали подвиги. В XVIII–XIX веках музами стали именовать спутниц поэтов, писателей, художников, чей образ вдохновлял их создавать музыкальные шедевры и слагать стихи. Классической музой этого периода можно назвать супругу Михаила Врубеля, оперную диву Надежду Забелу. Именно она взирает на нас своими бездонными глазами со знаменитой картины художника «Царевна-Лебедь».

В узком понимании муза – это прекрасная женщина, вдохновляющая на творчество. Сегодня понятие музы гораздо шире. Это земная женщина, ставшая идеальной «подругой жизни» для своего мужчины – не только поэта, музыканта или художника, но и просто умного и успешного человека. Она может вдохновлять его на подвиги своей красотой, умом, сексуальностью, лаской и нежностью.

Исторический опыт показывает, что за спиной успешного мужчины часто стоит муза, помогающая ему двигаться вперед. У Наполеона была любящая и понимающая Жозефина, сначала превратившая его в императора, а потом согласившаяся на развод ради блага любимого. Дело в том, что Жозефина долгие годы не могла забеременеть, а императору нужен был наследник престола. Терпеливая и скромная Софья Андреевна не только обеспечивала комфортный быт, но фактически была личным секретарем для Льва Толстого. Возможно, именно благодаря ее фантастическому терпению мы обязаны тем, что роман «Война и мир» так продуман и гармоничен. Изящная интеллектуалка Раиса Максимовна Горбачева полностью поддерживала прогрессивные начинания мужа. Особой популярностью на Западе Михаил Горбачев во многом был обязан супруге: своей элегантностью и просвещенностью она демонстрировала новый образ советской женщины и целой страны. И этому образу доверяли видные политические деятели эпохи.

В конце 2012 года весь мир облетели снимки, на которых счастливые Барак и Мишель Обама узнают о победе на выборах. То восхищение, с которым Мишель всегда смотрит на мужа, невольно передается и окружающим. И, несомненно, служит мощным подспорьем для самого Барака во всех его начинаниях.

Что общего у всех этих женщин и как именно они помогли своим мужьям добиться успеха? Давайте попробуем разобраться.

 

Мастерство без волшебства

Пособием для начинающей музы может стать бестселлер американского психолога, доктора философии Джона Грэя «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Эта книга, переведенная более чем на 20 языков, стала настоящей революцией в гендерной психологии. Автор в простой и доступной форме рассказывает о том, как наладить взаимопонимание с противоположным полом. По мнению специалиста, среди общих черт женщины, помогающих мужчине двигаться вперед, будь он президент или менеджер среднего звена, можно выделить следующие.

Вера в успех. Настоящая муза искренне верит в своего мужчину и говорит ему об этом. Особенно в трудную минуту. Потом, когда успех придет, он будет ей особенно благодарен.

Спокойствие и оптимизм. Движение вперед не обходится без напряженной борьбы, и в своей музе мужчина хочет находить «тихую гавань», «островок безопасности».

Благодарность. Пожалуй, умение быть благодарным важно для любых отношений, но для вдохновляющих отношений это особенно актуально. Настоящая муза не принимает любовь и заботу как что-то должное, а благодарит за них своего мужчину. От этого у него вырастают крылья.

Принятие мужчины целиком. «Когда женщина встречает мужчину любовью, не пытаясь переделать его, он чувствует, что его принимают со всеми его плюсами и минусами. Партнерша вовсе не считает его идеалом, но дает понять: она не собирается “усовершенствовать” его, веря, что мужчина сделает это сам», – пишет Грэй.

Конечно, все эти рекомендации напоминают отрывок из пособия для идеальных «Стэпфордских жен» эпохи шестидесятых. Никто и не обещал, что быть музой – легко. Но результат того стоит. «Женщины всегда вдохновляли мужчин и будут вдохновлять. Отношения — это та сфера, в которой мы растем и учимся всю жизнь. Можно учиться гвозди забивать, а можно учиться вдохновлять. И то и другое — навык, которым можно овладеть несмотря на возраст и природные склонности», – считает Ольга Малахова, практикующий психолог, системный семейный терапевт (Новосибирск).

В попытках вдохновить мужчину легко впасть в крайности и переборщить с восхищением. Поддерживая супруга, помните, что вы не восхищенный подросток, а взрослая женщина. Да, его карьера и успехи для вас сейчас в приоритете, но при этом вы остаетесь интересной, самодостаточной личностью. Обязательно сохраняйте индивидуальное пространство: хобби, друзей. Иначе вы очень быстро почувствуете себя жертвой, положившей жизнь на алтарь карьеры мужа. А позиция жертвы никогда не бывает выигрышной. Очень быстро вы поймаете себя на том, что часто вслух или про себя упрекаете мужа: «Я всю жизнь тебе отдала, а ты…» Такие упреки не способствуют ни мужской мотивации, ни укреплению отношений в целом. Иван Попов, психолог, групповой психотерапевт (Новосибирск), расставляет акценты: «Становясь музой, женщина часто задвигает себя на задний план, не развивает свой потенциал, и это неправильно. Такая ситуация грозит очень быстрым эмоциональным выгоранием. К тому же роль музы накладывает большую ответственность. И, если вдруг не получится мотивировать мужчину, женщина может чувствовать напряжение, ощущать, что его неуспех – это ее вина. Важно помнить, что в отношениях все зависит от двоих».

Вдохновляющая практика

Каждый день отмечайте успехи мужчины, даже незначительные.

Интересуйтесь его делами, разбирайтесь в деталях. Это может быть приятной ежевечерней традицией.

Чувствуйте его настроение, умейте подбодрить в трудный момент. Чем быстрее мужчина переживет поражение, тем быстрее вновь пойдет к победе.

Регулярно рассказывайте о своих мечтах и желаниях: у мужчины будет стимул, чтобы их исполнить. Делайте это в приятной атмосфере: например, за вкусным воскресным завтраком.

Никогда не сравнивайте своего мужчину с другими, более успешными на данный момент.

По мотивам книги Джона Грэя «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»

 

Музы разные нужны

Выбирая тактику вдохновения, нужно учитывать не только теоретические аспекты, но и практическую составляющую: тип темперамента, особенности характера мужчины. То, что «работает» с одним, может оказаться совершенно неподходящим для другого. Поэтому и сценарии поведения музы могут быть различными. Главное – это умение почувствовать, что нужно именно вашему мужчине в данный момент.

«Всё для тебя!»

Ирина (29 лет) рассказывает: «Несколько лет назад я убедила мужа оставить стабильную, но не слишком доходную должность видеорежиссера на телеканале и основать собственную видеостудию. Сказала, что верю в него и готова поддерживать на всех этапах. Да, когда бизнес вставал на ноги, мы пережили непростые времена, но я ни разу не дала мужу почувствовать, что он принял неправильное решение». Сейчас Ирина пожинает плоды своих усилий: они с мужем поменяли квартиру на более светлую и просторную без помощи ипотеки, купили новую машину и часто ездят отдыхать всей семьей на шикарные курорты. Муж Сергей много работает, но всегда знает, что дома его ждут заботливая жена, вкусный ужин и искреннее внимание. Правда, чтобы постоянно поддерживать мужа и обеспечить ему комфортный быт, Ирина была вынуждена оставить работу, но нисколько об этом не жалеет. Муж очень ценит ее усилия и полностью ориентирован на семью.

Комментарий психолога

Ольга Малахова: «Ирина честно “обменивается” с мужем: дарит ему вдохновение и комфорт, взамен получая признание, материальную защищенность». Такие девушки, как Ирина, являются классическим воплощением музы – они готовы жертвовать ради своего мужчины, ради того, чтобы ничто не помешало ему добиться успеха. Но и в своей жертве они находят радость.

 

«Делай, как я»

Моя коллега Татьяна (32 года), руководитель отдела продаж, избрала нестандартную тактику. Она не «серый кардинал», тихо стоящий за спиной своего успешного мужа. Татьяна предпочитает мотивировать собственным примером. Она эффективный управленец, чьи доходы из года в год только растут. Мужу, который очень любит свою красавицу-жену, приходится постараться, чтобы впечатлить и удивить ее, соответствовать ей. Как итог двухлетнего брака – хороший карьерный рост и радужные дальнейшие перспективы для обоих. Татьяна по секрету признается подругам, что статус успешной бизнес-леди для нее не является самоцелью, но эффект, который он оказывает на мужа, ей очень нравится. И она никогда не забывает дать ему почувствовать, насколько ценит его усилия. Правда, выражает она свое восхищение с помощью интимной стороны брака.

Комментарий психолога

Иван Попов: «Татьяна демонстрирует современный подход, подстегивая в своем муже соревновательный инстинкт и стремление соответствовать. Хотя похожий прием использовали средневековые дамы сердца – рыцари были готовы совершать любые подвиги, чтобы завоевать их. При этом музе не приходилось ничем жертвовать и поступаться, а только вдохновлять».

Ольга Малахова: «Тактика нашей второй героини — это тактика боевой подруги-лидера, которая ведет мужчину за собой. И что будет, если она вдруг устанет и перестанет быть для него образцом и лидером, покажет время».

 

Взрослые дети

Елене (43 года), преподавателю вуза, повезло меньше, чем другим героиням. Еще будучи аспиранткой, она познакомилась с талантливым студентом. Его единственным недостатком была отчаянная лень. Но Елена разглядела в нем самородок, взяла над ним «шефство» и успешно помогла ему отучиться сначала в аспирантуре, затем написать кандидатскую… Где-то в процессе ее написания Елена и Сергей поженились. А вот как только была защищена докторская, развелись.

Сейчас Елена одинока, но бывший муж, широко известный в своей сфере ученый, по-прежнему сохраняет с ней дружеские отношения. И не устает рассказывать молоденьким студенткам, что обязан своей карьерой именно бывшей жене – мудрой женщине, буквально заставлявшей его делать шаг за шагом на пути к карьере и не сворачивать с правильной дороги. Елена была активной музой, музой-учителем. Видимо, ее профессия является ее истинным призванием во всех сферах жизни, и пестовать и обучать – ее главный талант.

Комментарий психолога

Ольга Малахова: «Третья наша героиня – это классический пример “женщины-матери”: вырастила “мальчика”, и он ушел, когда стал взрослым и успешным, а “маме” досталась лишь благодарность».

 

Мотивирую или манипулирую?

Если вы решились вдохновлять своего мужчину на подвиги, не совершите главной ошибки, а именно – не подменяйте в отношениях мотивацию на манипуляцию. Если опираться на классическую теорию, заложенную еще знаменитым Абрахамом Маслоу, автором одноименной пирамиды потребностей, мотивация – это поведение человека в рамках свободного выбора, когда он действует в согласии с собственными желаниями. То есть вы вдохновляете человека осуществить его давнюю мечту, заветное желание, и просто обеспечиваете ему надежный тыл, разрешаете сомнения, оказываете поддержку, помогаете увидеть открывающиеся перед ним возможности. Психолог Иван Попов уточняет: «Вдохновение – это способность угадать, чего хочет мужчина, и поддержать его в этом. Похоже на то, как помочь ребенку скатиться с ледяной горки: немножко толкнули, и процесс пошел, легко и с радостью».

Однако бывает так, что способом общения с мужчиной становится манипуляция, принуждение к принятию решения с помощью психологического давления. Манипулируя человеком, мы заставляем его делать что-то против его воли, но согласно нашим желаниям. Человек, идущий на поводу у манипулятора, испытывает огромный психологический дискомфорт, и даже достигнутый успех не приносит ему удовлетворения.

 

Вероника (27 лет), тихоня и скромница с русой косой, познакомилась с мужем в институте. Он был ярким и заметным парнем, играл в команде КВН и пользовался повышенным вниманием девушек. Когда Егор начал встречаться с Вероникой, никто из его друзей не воспринимал ее всерьез. Очень уж неподходящей она им казалась. Но через год сыграли студенческую свадьбу. Егора все реже видели на репетициях команды, постепенно он перестал выступать совсем. Ему прочили карьеру телезвезды или шоумена, но, когда родилась дочь, он пошел работать региональным представителем в крупную компанию. Вероника рассказывала, что это было ее решение: «Кривлянием на сцене много не заработаешь. А нам дочь растить надо. Да и мне спокойнее, когда вокруг него не вертится куча девиц. Я все время ему говорила, что шоуменство – это детское баловство, что и через 5 лет он так же будет капитаном неизвестной команды КВН, и есть нам будет нечего. Вот, добилась своего, теперь живем как люди». Счастлив ли при этом Егор – неизвестно.

Комментарий психолога

Иван Попов: «Если говорить метафорами, это похоже на то, как будто вы тянете мужчину веревкой в гору. Главная сложность – тянуть нужно постоянно. В таких отношениях, основанных на манипуляции, как правило, есть много напряжения, обид и взаимных упреков».  

Не выйдет!

1. Разумеется, даже будучи идеальной музой, вы можете потерпеть поражение. С чем это может быть связано? Отсутствие стремления добиться успеха.

Каждой влюбленной женщине ее мужчина кажется идеальным. Но не всегда ваши представления соответствуют действительности. Например, если бы муж преподавателя Елены, Сергей, был просто отъявленным лентяем, без искры таланта, никакие усилия жены не заставали бы его стать доктором наук. Если нет исходных данных – таланта, ума, стремления к лучшему, – мужчину невозможно мотивировать. Вы обеспечите ему идеальный быт – он ляжет на диван и возьмет пульт. Вы уберете с его пути все препятствия – он свернет на кривую дорожку.

Иван Попов объясняет: «Вдохновлять мужчину можно, лишь поддерживая его настоящие желания. Выбирайте мужчину с жизненными ценностями и приоритетами, сходными с вашими. Тогда шансов стать музой у вас будет значительно больше».

2. Нелюбовь

Другой случай, когда все усилия музы будут бесполезны – если тот, кого она пытается вдохновить, не любит ее и не ценит. Восхищение и благодарность окрыляют только по-настоящему влюбленного мужчину, заставляя его сворачивать горы.

Ольга Малахова уточняет: «Критерием того, являются ли отношения отношениями Музы и Создателя, является обмен. Если вы вкладываетесь в мужчину и не получаете обратно материального, физического воплощения ваших усилий — не обольщайтесь, этот мужчина вас использует. И нужно сказать, что биологически мужчина ориентирован «брать», и именно женщина может сделать так, чтобы он научился быть дающим и созидающим. Это возможно только в том случае, если сама женщина находится в контакте со своей женской созидающей природой».

От себя могу добавить, что вдохновлять и мотивировать – легко. Но только в том случае, если вы сами вдохновлены своей затеей.

 

Женщина-муза: как вдохновлять Любимого

Нравится

9

0

Больше идей

Как встречать год Желтой Свиньи: 10 идей

Готовимся к Новому году и экономим: 9 идей

Находим гармонию в быстро меняющемся мире

Дети выросли и разъехались? Вспоминаем жизнь вдвоем

Согревая душу и тело: лучшие осенние рецепты

12 идей для уютных вечеров с Любимым

Кулинарное свидание: готовим вместе с Любимым

Сказочная тыква: сезонные рецепты с любовью

Обязательно к просмотру: 15 фильмов о зрелой любви и счастье

Почему отдых друг от друга — это не преступление?

Как сохранить тепло в отношениях?

Яблочный рай: 3 рецепта для осени

Храним воспоминания: 7 творческих приемов

Творческий подход: нестандартные способы проявить чувства

9 признаков зрелых отношений

Как сделать любимому приятно: идеи для влюбленных пар от Розы Сябитовой

Летняя выпечка: самые аппетитные рецепты

Как добавить романтики и сохранить отношения: советует Роза Сябитова

Что Любимому хочется услышать от вас

Райский уголок на 6 сотках: украшаем дачу с Любимым

С любовью к лету: 5 лучших сезонных салатов

Нужно ли отдыхать друг от друга?

С любовью и без лишних калорий: летние перекусы

92 идеи приключений этого лета для Вас и Любимого

Отношения после 20 лет брака ухудшились? Узнайте почему

Просто и со вкусом: 5 рецептов для барбекю

Выходные с пользой: 10 идей для двоих

Как провести время вдвоем с любимым человеком: советы от Розы Сябитовой

Загородная романтика: 7 идей на весну

5 завтраков из разных стран

Весеннее обновление: как освежить отношения

Компромиссы в отношениях между мужчиной и женщиной: советы от Розы Сябитовой

Отношения мечты: избавляемся от лишнего

Ничего лишнего, только любовь: 5 легких десертов на весну

7 приятных способов быть в форме

7 способов поднять друг другу настроение

3 необычных романтических десерта

Языки любви: на каком говорите с Любимым?

Научиться слушать любимого и улучшить отношения: советы от Розы Сябитовой

Гармония отношений мужчины и женщины: советы от Розы Сябитовой

Парадокс женщины-музы

Во второй колонке Элеонора Антониу исследует попытки современных художников воссоздать образ женщины-музы

Иллюстрация Даниэль Джамп

Элеонора Антониу

У женщин-творцов уже давно сложные отношения с фигурой музы. В древнегреческой мифологии девять муз были богинями, вдохновившими создание искусства, литературы, музыки и науки. Это, кажется, предполагает, что они должны быть активными субъектами, создателями, а не созданными объектами. И все же, когда мы думаем сегодня о музе, мы чаще всего представляем себе пассивную, лежащую женскую модель; она бессильна, возможно, обнажена и молча позирует перед мужчиной. Традиционно музой всегда является женщина, а творцом, использующим ее для своего искусства, является мужчина.

«Современные художницы сопротивляются, чтобы вернуть ее и восстановить ее творческую силу»

Таким образом, в основе концепции музы лежит парадокс. Представление о древних музах, кажется, способствует женскому творчеству: музы — это богини, которые, в свою очередь, вдохновляют других на создание искусства. Однако по мере того, как мужчины-писатели и художники начинают формировать свои собственные творения, они также формируют и саму музу.

Она становится еще одной частью их творения, когда они начинают ее присваивать, так что наше современное понимание музы — это пассивная и объективированная женщина. Она по-прежнему является источником вдохновения для творца-мужчины, но вдохновляет как бессильный объект, как символ идеализированной женской красоты, а не как самостоятельный активный творец.

Даже Сапфо, самая известная поэтесса древности, была названа десятой музой. В пассивном понимании музы это ограничивает Сапфо до объекта, который могут использовать писатели-мужчины. Она становится объектом поэзии, а не поэтом. Действительно, именно версия Овидия о Сапфо повлияла на то, как многие люди думают о ней сегодня: страдающая от любви девушка, которая бросилась со скалы навстречу гибели из-за своей всепоглощающей любви к Фаону. В своей собственной поэзии Сапфо представляет женщин как субъектов, и все же она сама стала историей и объектом благодаря исторической интерпретации ее: патриархальный миф, окружающий ее жизнь, слишком часто упускает из виду собственное субъективное творчество Сапфо.

В то время как история искусства, в которой доминируют мужчины, превратила музу в бессильную фигуру, современные женщины-художницы сопротивляются, чтобы вернуть ее и восстановить ее творческую силу: они перепозиционируют себя как субъекты и привлекают внимание к парадоксу субъекта/объекта. дихотомия, которая определяла музу на протяжении всей истории.

В своих автопортретах Фрида Кало создает себя как собственную музу. Она классно сказала: «Я сама себе муза. Я тот предмет, который знаю лучше всего. Предмет, который я хочу знать лучше». Кало приписывает себе уникальную силу, восстанавливая свой образ и черпая творческое вдохновение внутри себя.

«Мужской взгляд здесь отменяется, поскольку женщины принимают обнаженное тело для себя»

Яёи Кусама делает что-то подобное, представляя себя в своих работах одновременно и субъектом, и объектом. Она становится как источником вдохновения для искусства, так и видимым образом, приглашая зрителей посмотреть на свое тело, иногда обнаженное, но всегда сохраняющее свою силу как создателя самого образа. Бесконечные зеркальные комнаты Кусамы еще больше обыгрывают дихотомию субъекта и объекта, поскольку те, кто проходит через них, не могут сфотографировать искусство без себя в кадре. Нас непреодолимо тянет посмотреть на себя в бесконечно сверкающих отражениях, не в силах отделить себя как зрителя искусства от объекта, который мы созерцаем. Мы становимся почти частью инсталляции, занимая позицию традиционной музы, но всегда сохраняя способность свободно двигаться и смотреть на произведение так, как нам хочется.

Посмотреть этот пост в Instagram

Пост, которым поделилась Ева, позирующая обнаженной (@evetakinganude)

Сегодня, пожалуй, женская обнаженная натура больше всего вызывает в памяти образы пассивной женской музы, позирующей художнику-мужчине. Но прекрасные акварельные картины, созданные Бланкой Шофилд Легорбюро на ее странице в Instagram «Ева, снимающаяся обнаженной», воспевают женское тело и прославляют его. Мужской взгляд здесь отменяется, поскольку женщины принимают обнаженное тело для себя. Картины размещены вместе с голосами каждой модели, чьи собственные слова сопровождают каждый портрет, что резко контрастирует с молчаливыми женщинами, которые на протяжении всей истории позировали для художников-мужчин.


ПОДРОБНЕЕ

«Исчезающие женщины» Хенни Бомонт

Наконец, в прошлом семестре, коллекция произведений искусства New Hall в Мюррее Эдвардсе раздвинула границы и парадоксы, окружающие современную музу, посредством своей выставки The Center of Frame , в котором была представлена ​​​​серия Мод Салтер, изображающая девять греческих муз, переделанных в чернокожих женщин, вызывая западные стандарты красоты, которыми была обременена муза. Важно отметить, что все женщины Салтера сохраняют чувство свободы действий, а сама Салтер появляется как одна из муз, Каллиопа. Она помещает себя в раму, представляя себя наравне с другими своими моделями, каждая из которых сопровождается собственной поэзией Салтера: она здесь и художник, и муза.

Таким образом, первоначальная творческая сила музы окончательно восстанавливается благодаря работам женщин-художниц, а объективированная и патриархальная фигура музы исчезает благодаря искусству мелиорации.

Varsity — независимая газета Кембриджского университета, основанная в ее нынешнем виде в 1947 году. Чтобы сохранить нашу редакционную независимость, наша печатная газета и новостной веб-сайт не получают финансирования от Кембриджского университета или входящих в его состав колледжей.

Таким образом, мы почти полностью полагаемся на рекламу в плане финансирования, и мы ожидаем, что впереди нас ждут трудные месяцы и годы.

Несмотря на эту ситуацию, мы будем искать изобретательные способы обслуживания наших читателей цифровым контентом и, конечно же, печатными изданиями!

Поэтому мы просим наших читателей, если они желают, сделать пожертвование всего от 1 фунта стерлингов, чтобы помочь с нашими текущими расходами. Большое спасибо, мы надеемся, что вы можете помочь!

  • Самые читаемые
  • Последние новости
  • Новости / Студенты-архитекторы требуют возврата платы за обучение

    7 марта 2023

  • Искусство / Думаешь, ты уже все видел? Подумайте еще раз с «Скрытым Кембриджем»

    3 марта 2023 г.

  • Образ жизни / Дом детства и Кембриджский пузырь

    3 марта 2023

  • Комментарий / Горячие выводы: худший Cambridge flex

    3 марта 2023

  • Комментарий / Культура Camfess разрушает вашу социальную жизнь

    3 марта 2023

  • Спорт / Орлы взлетают к университетской победе

    9 марта 2023

  • Комментарий / Нельзя осуждать консалтинг, если не знаешь, что это такое

    9 марта 2023

  • Театр / Потрясен молчанием во время «Интервенции»

    9 марта 2023

  • Театр / #ЖенщиныПоддерживающиеЖенщины — многозначительный гобелен

    9 марта 2023

  • Образ жизни / Йога – «союз тела и разума»

    9 марта 2023

Проблема с музой в истории искусства

Хотя слово «муза» часто используется для описания вдохновения или влияния, стоящего за произведением искусства, оно обычно означает, что мы либо идеализируем женщину, либо игнорируем достижения художницы.

Хотя слово «муза» часто используется для описания вдохновения или влияния, стоящего за произведением искусства, оно обычно означает, что мы либо идеализируем женщину, либо игнорируем достижения художницы.

Wikimedia commons

Густав Климт (1862–1918), Портрет Эмили Луизы Флёге, 1902. Холст, масло.

Эти женщины были не только музами, но и представителями своей культурной среды.

 

Изначально музами называли девять греческих богинь, каждая из которых руководила определенной формой искусства. Хотя три разные музы владели разными формами поэзии, любопытно, что изобразительное искусство не входило в их сферу деятельности. Тем не менее, греко-римский троп, который заставлял поэта начинать стихотворение, вызывая музу для вдохновения, широко применялся к другим формам искусства.

В изобразительном искусстве, особенно в гетеронормативном, термин муза имеет гендерное значение. «Муза в ее наиболее чистом аспекте — это женская часть художника-мужчины, с которой он должен вступить в связь, если хочет создать новое произведение. Она — анима для его анимуса, инь для его ян, за исключением того, что при смене гендерных ролей она проникает в него или вдохновляет его, а он вынашивает и рождает из чрева разума», — писала писательница-феминистка Жермен Грир. .

В то время как мы свободно используем слово «муза» для описания вдохновения или влияния, стоящего за произведением искусства, в популярной культуре мы виновны либо в идеализации женщины как музы, либо в понижении статуса опытной художницы до нее. Это все еще происходит сегодня и имело место на протяжении веков.

Wikimedia commons

Данте Габриэль Россетти (1828–1882), Бокка Бачиата, 1859. Масло на панели.

Флоренция 15 века была полна знаменитых красавиц: дворянка Джованна дельи Альбицци, жена Лоренцо Торнабуони, несколько раз изображалась Доменико дель Гирландайо; Филиппо Липпи придал своим версиям Мадонны подобие своей жены Лукреции Бути; Андреа дель Сарто любил свою жену Лукрецию. Одной из самых известных красавиц была дворянка по имени Симонетта Веспуччи, объект увлечения Джулиано Медичи. Поэт Пьетро Довизи да Биббиена определил ее как 9.0048 puellam formosissimam, «самая красивая девушка», что отражало как ее известную внешнюю красоту, так и ее моральные достоинства. «Основываясь на главных идеалах Флоренции 15-го века, это должна была быть красота, основанная на гармонии между противоположными концепциями, сочетающей красоту и скромность, женское очарование и pudore », — говорит куратор Уффици Даниэла Паренти. Поэт Аньоло Полициано в своей книге Giostra, описал ее как длинноволосую блондинку со светлыми глазами.

«Большинство итальянцев имеют темную окраску волос, живущих в странах Средиземноморья, но […] среди модниц кватроченто Италии был только один приемлемый цвет волос, и он не был каштановым. Даже в эпоху Возрождения, кажется, синьоры предпочли блондинку», — пишет Джоанна Вудс-Мардсен в эссе «Портрет дамы» в каталоге Добродетель и красота, выставка женских портретов эпохи Возрождения, проходившая в Национальной галерее в 2003 году.

История называет Симонетту главной музой Сандро Боттичелли на основании рассказа искусствоведа и биографа XVI века Джорджо Вазари, который утверждает, что он изобразил ее. Мы можем видеть ее в лице Венеры в г. Рождение Венеры, г.Флора в Аллегория Весны, Паллада в Паллада и Кентавр, и в нескольких профильных портретах женщин. «Для женских фигур Боттичелли характерен идеальный тип красоты, отдельный от природы и ищущий совершенства в форме, — говорит Паренти, — я весьма сомневаюсь, что черты нарисованных им божеств и мадонн несут действительные черты реально- модель жизни».

Wikimedia commons

Данте Габриэль Россетти (1828–1882), Беата Беатрикс, 9 лет0053 между 1864 и 1870 годами. Холст, масло.

Wikimedia commons

Эдвард Мунк, Мадонна, 1894-95. Масло на холсте.

Wikimedia commons

Доменико Гирландайо (1449–1494), Портрет Джованны Торнабуони, ок. 1489. Панель, темпера.

Wikimedia commons

Пьеро ди Козимо (1462–1522), Портрет Симонетты Веспуччи, 1490. Дерево, темпера.

Симонетта Веспуччи была очень популярна в кругах Медичи, но культ личности вокруг нее создала не только ее красота, но и ее преждевременная смерть: большая часть посвященных ей стихов носит, по сути, памятный характер. Другие художники, которые были загипнотизированы Веспуччи, — это, предположительно, Пьеро ди Козимо, нарисовавший ее в образе Клеопатры с шеей, украшенной змеями. Ди Козимо было всего семь лет, когда она умерла, и его портрет был создан посмертно, но ее красота оставалась легендарной спустя десятилетия после ее смерти.

Таинственность Симонетты Веспуччи как музы была возрождена в 19 веке историком искусства Джоном Раскином, который утверждал, что она олицетворяла собой идеальную женщину Боттичелли и что боги и мадонны, которые он рисовал, имели именно ее сходство. Раскин был поборником прерафаэлитского искусства и художников, стремившихся воссоздать эстетику искусства раннего Возрождения.

Братство прерафаэлитов во многом воссоздало своими моделями культ личности красавиц эпохи Возрождения. Алекса Уайлдинг, Фанни Корнфорт, Элизабет Сиддал и Джейн Моррис стали тремя самыми известными лицами в искусстве. Фанни Корнфорт обладала сладострастной красотой, которую мы видим в Бокка Бачиата, и Ярмарка Розамунд. Алекса Уайлдинг имела более тонкие черты лица и выдавала себя за Леди Лилит, , в то время как Элизабет Сиддалл, которая была менее привлекательной, но разносторонней актрисой и высококвалифицированной моделью, изображала из себя Офелию для Джона Эверетта Милле и Беатрис для Данте Габриэля. Россетти.

Ученый Кирсти Стоунелл Уокер приписывает нашу одержимость этими женщинами 1960-м годам. «Именно в этот момент женщины-прерафаэлиты, их жизнь и их внешний вид прекрасно вписывались в контркультуру, дитя цветов, рок-н-ролл», — сказала она. «Сомнительно, что если бы вы спросили аудиторию 1860 года, что имели в виду прерафаэлиты, они бы вообще упомянули женщин. Для людей, которые обратили внимание на прерафаэлитов, а вначале не было большого интереса, кроме новизны, это была правда к природе, каждый лепесток каждого изображенного цветка. Женщины были случайными. Пройдет сто лет, и мы узнаем больше об этих женщинах и их жизни: время и сплетни сделали женщин суперзвездами и унесли с собой искусство прерафаэлитов».

Слово «Муза» оказывает медвежью услугу другим выдающимся женщинам конца 19-20 веков, тесно связанным с художниками. Эмили Луиза Флёге, которую мы знаем как женщину в голубом и сиреневом, нарисованную Густавом Климтом в Эмили Флёге и, предположительно, Поцелуй, , была выдающимся модельером-авангардистом и имела большое количество поклонников в интеллектуальных кругах Вены. . Дагни Джуэль-Пшибышевска, предположительно лицо преследуемой Эдвардом Мунк Мадонны и Ревность и любовница драматурга Августа Стриндберга, была норвежским интеллектуалом, чье превосходство в поэзии сильно недооценивалось. Сару Бернар, актрису, изображали Жорж Кларен, Альфонс Муха и Джованни Больдини, обычно в образах Саломеи или леди Макбет: при жизни ее достижения стояли сами по себе.

Определение музы усложняется, когда женщина, о которой идет речь, не просто источник вдохновения, а сама вдохновлена. «Muse» предполагает улицу с односторонним движением, — говорит Стоунл Уокер. Эти женщины были не просто музами, они представляли свою собственную культурную среду, в том числе Симонетту Веспуччи, которая была любимицей круга Медичи. Вернее было бы сказать, что этих художников вдохновляла определенная среда или абстрактная идея, а их музы были воплощением культурных идеалов, а не просто красивыми ликами.

Об авторе

Анжелика Фрей — писательница и переводчик, проживающая в Бруклине. Она пишет об искусстве, культуре и еде.

Подробнее о

Боттичелли

Прерафаэлит

Густав Климт

муза

история искусства

Симонетта Веспуччи

Подпишитесь на нашу бесплатную электронную рассылку!

Веб-форма

Ваш адрес электронной почты

Твоя роль Коллекционер произведений искусства/энтузиастХудожникArt World ProfessionalAcademic

Country

USAAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua & BarbudaArgentinaArmeniaArubaAscension IslandAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia & HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCanary IslandsCape VerdeCaribbean NetherlandsCayman IslandsCentral African RepublicCeuta & MelillaChadChileChinaChristmas IslandClipperton IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo — BrazzavilleCongo — KinshasaCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzechiaCôte d’IvoireDenmarkDiego GarciaDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFalkland IslandsFaroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГуата malaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard & McDonald IslandsHondurasHong Kong SAR ChinaHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKosovoKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacao SAR ChinaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesiaMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmar (Burma)NamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorth KoreaNorth MacedoniaNorwayOmanOutlying OceaniaPakistanPalauPalestinian TerritoriesPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarRomaniaRussiaRwandaRéunionSamoaSan MarinoSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint MaartenSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia & South Sandwich Isla ndsЮжная КореяЮжный СуданИспанияШри-ЛанкаSt. Бартелеми Св. ЕленаСв. Китс и НевисСент. Люсия Св. МартинСт. Пьер и МикелонСв. Винсент и ГренадиныСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенШвецияШвейцарияСирияСан-Томе и ПринсипиТайваньТаджикистанТанзанияТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТристан-да-КуньяТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуСША. Отдалённые островаСША Виргинские островаУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияУругвайУзбекистанВануатуВатиканВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабвеАландские острова

Я согласен получать сообщения по электронной почте

Джон Констебл: британский мастер ландшафтного дизайна

Джон Констебл, британский …

Смитсоновский институт объявляет о подарке в размере 55 миллионов долларов Американскому музею истории женщин

В течение последних двух лет Смитсоновский институт…

Цвета как преступление на фестивале Холи

Учитывая Холи и Дивали…

Непреходящее наследие куратора Оквуи Энвезора

Оквуи Энвезора (1963–2019) было так много…

Акрополь, каким мы его знаем сегодня, никогда не существовал

Афинский Акрополь часто называют…

Искусство коренных народов

9 аккаунтов искусства коренных народов, на которые стоит подписаться в Instagram

Что делать с памятниками Христофору Колумбу?

Эволюция взглядов на стеганые одеяла как народное искусство

Фотография

Разговор с Уильямом Кентриджем

Вольфганг Тильманс: смотреть без страха

Фотографирование Вьетнама: первая и последняя война без цензуры

Ренессанс

Темно-красная драма Караваджо

Мы спросили ИИ, что он думает об искусстве.