Женская подвеска на руси: Женская подвеска на Руси, 4 (четыре) буквы

Женская подвеска на Руси, 4 (четыре) буквы

Вопрос с кроссворда

Ответ на вопрос «Женская подвеска на Руси «, 4 (четыре) буквы:
колт

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова колт

Женское украшение встарь

Древнерусское женское украшение 11-13 вв., полая привеска, часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью

Др.-рус. женск. украшение

Древнерусское женское украшение, которое привешивалось к головному убору с каждой стороны

Древнерусское женское украшение XI-XIII веков — полая привеска, часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью

Древнерус. женское украшение XI-XIII вв

Древнерусское женское украшение, которое привешивалось к головному убору с каждой стороны (XI—XIII вв.)

Определение слова колт в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия

Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв. , по́лая металлическая или золотая подвеска , прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью , сканью , эмалью ,серебром, чернью . Предположительно, во внутреннюю полость закладывался кусочек …

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
древнерусское женское украшение 11-13 вв. — полая привеска, часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Парные колты привешивались к головному убору с двух сторон.

Примеры употребления слова колт в литературе.

И сюда забредал деревенский кузнец, ладя купить дорогой колт с зернью, чтобы потом, у себя, по отдавленной восковой форме, отливать грубые подобия городского узорочья для деревенских красавиц, но чаще попадались боярышни, щеголихи посадские и молодые щеголи, что прохаживались, заломив собольи шапки, лениво выбирая сканую и волоченую кузнь и стреляя глазами на красавиц.

Мне и раньше доводилось с ней встречаться, зато другую, Салли Колт, я виден впервые и узнал ее имя лишь потому, что один из собравшихся, Джей Керр, предложил всем представиться.

Мисс Колт взглянула вопросительно на мисс Боннер — как-никак та была ее начальницей.

В монолите моего отношения к женщинам-сыщикам намечалась серьезная трещина — прежде всего из-за мисс Колт, чья наружность и манера держаться произвели на меня весьма приятное впечатление, и я жаждал проверить его.

Джей Керр, решив, видимо, сделать обстановку более непринужденной, предложил всем представиться, но на этом общение и кончилось, хотя все мы были членами СЛЧСШН — Сообщества лицензированных частных сыщиков штата Нью-Йорк — кроме, конечно, Салли Колт, которая была просто наемным оперативником.

Когда мы с Салли Колт отправились за кофе, он приподнялся было в кресле, словно собираясь составить нам компанию, но потом передумал.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Традиционные женские украшения на Руси

С незапамятных времен женщины носили украшения серьги, ожерелья, просто ленты или полоски ткани. Каждая старалась подчеркнуть свою индивидуальность, показать свой художественный вкус и мастерство, а иногда указать на материальное благополучие семьи. Назначение украшений было разным: для привлечения внимания к себе, для создания дополнительного эффекта костюма, для защиты от злых чар и сил.

I. Серьги.

 

 

1. Колты (другие названия — колтки, колтуши) – древне русские (XI – XIII ст..) женские украшения: золотые или серебряные литые подвески, которые крепились летами у височной части женских головных уборов, заменяли серьги и, зачастую, кроме украшения выполняли еще и роль оберега. Конструкция незамысловатая: две пластины, выпуклой формы, спаянные между собой и в верхней части, прикрепленные к дужке для подвешивания. Встречаются в форме круга или звезды. На украшения круглой формы с помощью перегородчатой эмали наносили изображения замысловатых птиц, сиринов, цветов, древа жизни, в более позднее время – христианские мотивы.

Золотые и серебряные колты в форме звезд украшали зернью и сканью.

 

 

2. Пясы – использовались в период позднего средневековья (приблизительно с XIV ст.). Являют собой тяжелые увесистые подвески, закрепленные на кольце-швензе, дополненные по нижнему краю колокольчиками. Подвески или крепились к головному убору при помощи лент, или прикреплялись к уху. В более позднее время их стали изготавливать из бисера.

 

 

3. Одинцы, двой- и тройчатки – висячие длинные серьги с одним, двумя или тремя стержнями (откуда и происходит соответственное название). К стержням крепились костяные, сердоликовые или перламутровые небольшие шарики или цилиндры, речной жемчуг или стеклянные бусины. Использовались в центральны и х северных областях Европейской части России, приблизительно с XV ст.

 

 

4.

Голубцы (орлики) тяжелые серьги, формой напоминающие одну или двух птиц, повернутых одна к другой спинами. Использовались в XVI — XVII столетиях.

 

 

5. Бабочки – двухлопастной металлический стержень, оплетенный жемчугом

Ажурным узором, напоминающем крылья бабочки. Жемчужины нанизывались на тонкую проволоку или конский волос и крепились к нижней части подвески в форме капли или колокольчика. Основу детали изготавливали из латуни, сплава металлов: цинка и меди, с добавлением других элементов, дужку изготавливали из серебра. Окончательная форма сережек и используемые материалы определилась к концу XVIII столетия, однако в XIX ст. – натуральный жемчуг заменили стеклярусом и бисером с перламутровым покрытием.

II. Ожерелья и их виды.

Большое место в народных костюмах занимали шейные украшения.

 

 

1. Гайтан (в других местностях – титан, гердан, королеска, итан, почепка, чапочка и др.) – первоначально нагрудное украшение, в некоторых случаях переходящее в наспинное или соединяющееся с ним

Сначала изготавливался в виде полосы-цепочки из металлических колец, сплетенных между собой, кулоном служил прикрепленный к ней крест или икона. Позже, народные умельцы начали изготавливать такие украшения из нитей или бисера, что значительно упростило работу и уменьшило стоимость украшения.

В наше время гайтаны – длинные плетенные полоски из бисера (наибольшая длина – до талии), шириной не больше 10 см. Оба конца бисерной ленты соединены с помощью подвески, которая, в свою очередь, украшена бисерной бахромой или кистями, медальоном. В далекой древности, с целью придать гейтану специальный обереговый смысл – к нему вместе с подвеской прикрепляли кость куриного крыла – вставаранку.

 

 

2. Грибатка – похож на гердан, только бисерные нити или цепочки разделен на ровные отрезки с помощью элементов формой ивнешним видом, напоминающие главный медальон. Может замыкаться большой подвеской –медальоном, а может оставаться не замкнутым.

 

 

3. Колодочки или жгут – туго сплетенное объемное кольцо из бисера или цепочки, очень похожее на тело змеи. Чаще всего использовалось молодыми женщинами и девушками на территории Тульской, Рязанской и Калужской губерний. Лариат – также тугой объемный бисерный жгут, только более длинный. Использовался в качестве пояса или как бусы. По неизвестным причинам часто их путают с герданами.

 

 

4. Гривна – старинное, известное со времен Киевской Руси, женское шейное украшение: кольцо с широкой золотой или серебряной пластинчатой вставкой. Пластину украшали орнаментом, насечками или изысканной резьбой. Украшение чаще всего не имело застежки, а зажималось прямо на шее.

 

 

5. Перлы (также – прутики, пруты) – украшение, изготовленное из, нанизанного на конский волос, речного жемчуга. Его применяли для украшения одежды и головных уборов, изготовления бус и сережек, традиционные техники использования для отделки народного костюма бытовали до начала ХХ столетия. Жемчуг добывался в реках на севере Европы. Образуется он в речных раковинах, которые называются «жемчужница пресноводная» или латинское — «margaritana margaritifera». Раковины имеют почковидную форму, размеры жемчужин варьируются от маленьких зернышек до шариков диаметром от 10 до 14 мм. В праздники в отдельных районах Воронежской губернии пруты составлялись из нескольких нитей, а по особо большим и важным – их число доходило до десяти.

 

 

6. Монисто (также – маниста, монисты) – бусы из нескольких, соединенных между собой нитей, к которым в редких случаях крепились небольшие монеты в качестве подвесок.

 

 

7. Ленки (также – ожерелок, брода, жарелок, шейная лента, подгорлок и др. ) – искусно расшитая и богато украшенная полоска ткани, одеваемая на шею. Нижний край украшался сложенными лентами, кистями или бахромой бусинами, бисером или стеклярусом.

 

 

8. Наборушник (также глунец, оплечье) – круглое шейное украшение, лицевая сторона которого богато украшена серебряным или золотым шитьем, изысканной национальной вышивкой, канителью, жемчугом, бисером или аппликацией из цветной фольги.

← Украинский анекдот. История появления  |  Символическое значение орнаментов на украинских рушниках →

Русская подвеска — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Ювелирные изделия России : Музей ювелирного искусства

    Ювелирные изделия России : Музей ювелирных изделий перейти к содержанию

    Бесплатная доставка.