5 советов татьяны черниговской родителям: 9 секретов обучения от нейропсихологини Татьяны Черниговской
Родителям
Напишите мне
Vkontakte Mail PhoneРодителям
материалы, рекомендации,
пособия для родителей школьников
Содержание страницы:
- полезные сайты
- подготовка к экзаменам
- полезная литература
- видеоматериалы
- олимпиады и конкурсы
- учебные материалы
Полезные сайты
www.sch3000.ru
перейти на сайт
school1273.ru
перейти на сайт
school37ufa.ru
перейти на сайт
Подготовка к экзаменам
9 главных советов, как помочь ребенку подготовиться к экзамену
sobesednik.ru
КАК ПОМОЧЬ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ. Практические рекомендации для родителей. psy.1sept.ru
Как помочь ребенку подготовиться к ЕГЭ: советы родителям
www.ya-roditel.ru
Помочь ребенку подготовиться к экзаменам
www.psychologies.ru
Психологический настрой: как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам
aif. ru
Полезная литература
Литература для родителей. Чтобы правильно выбрать траекторию воспитания ребенка, пережить вместе с ним переходный возраст, школьные трудности и подготовить к взрослой жизни.
10 книг для родителей о воспитании школьников
riamo.ru
11 полезных книг для родителей, которые вы прочитаете за час (или меньше)
mel.fm
50 сайтов и книг для родителей.
deti.mann-ivanov-ferber.ru
Книга «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации»
www.rulit.me/books
Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни
fb2bookdownload.ru
Переходный возраст. Не упустите момент.
litportal.ru
Макаренко Антон — Педагогическая поэма
royallib.com
4. Видеоматериалы
Татьяна Черниговская. Мы и наши дети
Как повысить самооценку ребёнка
Как готовиться к экзаменам ЕГЭ и ОГЭ ? 5 советов психолога
Вебинар: «ЕГЭ и ОГЭ(ГИА) без волнения! Как помочь ребенку подготовиться к экзамену?»
Олимпиады и конкурсы
Ссылки на различные олимпиады и конкурсы по физике. Можно посмотреть положения,
подать заявку и принять участие
Научно-образовательный центр «Эрудит»
Предметные олимпиады, творческие конкурсы, онлайн-викторины для дошкольников, школьников, студентов и педагогов
перейти на сайт
Проект «Занимательная физика»
Интернет-проект «Занимательная Физика» – это новый телекоммуникационный образовательный проект для школьников 1-11 классов.
перейти на сайт
МАН «Интеллект будущего»
Интеллектуально-творческий потенциал России. Конкурсы, олимпиады, конференции для школьников
перейти на сайт
Научный конкурс ЛЕСТНИЦА НАУК
Всероссийские конкурсы для учащихся (Лестница наук, Гений XXI века, наследие моей страны, Поколение науки и т.д.).
перейти на сайт
Фоксфорд
Олимпиада Фоксфорд
перейти на сайт
Всероссийский образовательный центр Сириус
Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей.
перейти на сайт
Турнир «Умножая таланты» от Газпром Нефти
Мы обогащаем мир энергией, знаниями и технологиями для уверенного движения к лучшему.
перейти на сайт
Всероссийская олимпиада по физике
перейти на сайт
Здесь вы можете написать мне свои вопросы, комментарии, пожелания
Учебные материалы
Ученикам
полезные ссылки, видео уроки для школьников
перейти |
Коллегам
методические пособия, выступления, материалы для педагогов
перейти |
Авторские разработки
Презентации, статьи, видеоматериалы
перейти |
Связь со мной
WhatsApp Viber VK Skype Email +79224707060
Главная
обо мне
видеовизитка
мои достижения
учебные материалы
новости
анонс мероприятий
достижения моих учеников
СМИ
олимпиады и конкурсы
фотогалерея
Авторские разработки
статьи
презентации
программы, рабочие листы, индивидуальные образовательные маршруты, задания
проектные и творческие работы учеников
видео
другие учебные материалы
Коллегам
методические материалы, учебные программы
полезные сайты
для учителей физики
карточки для проверки знаний учеников
особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики
олимпиады и конкурсы
видеоматериалы
нормативно-правовая база
фотогалерея
другие учебные материалы
Ученикам
ссылки на учебники
тесты по физике
дистанционные уроки
видеоматериалы
мультфильмы
вопросы к зачетам
экзаменационные билеты
подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
описание опытов и экспериментов, которые можно повторить дома
другие учебные материалы
9 секретов обучения от нейропсихологини Татьяны Черниговской
Многие родители хотят дать своим детям самое лучшее образование, и для этого вовсе не обязательно иметь много денег или отправлять ребенка в самую крутую школу в городе. AdMe.ru записал советы нейропсихологини Татьяны Черниговской о том, как можно облегчить обучение ребенка и сделать его максимально эффективным.
1. Занятия музыкой — чем раньше, тем лучше
Когда ребенок обучается музыке, он начинает замечать больше мелочей, лучше концентрируется, учится различать звуки и длительности нот и пауз, у него улучшается память. Музыкальные упражнения сильно влияют на развитие головного мозга: основные зоны, которые заняты обработкой музыки, тесно соседствуют с участками, отвечающими за развитие речи.
Обучение музыке положительным образом сказывается на состоянии мозга в пожилом возрасте. Ведь нередко пожилые люди начинают плохо разбирать речь, а занятия музыкой способны предупредить подобные проблемы либо уменьшить их. Нет возможности заниматься музыкой — слушайте ее: прослушивание классической или инструментальной музыки сделает вас умнее, счастливее и продуктивнее.
2. Перерывы и сон — лучшие помощники в запоминании информации
Мы привыкли считать, что обучение должно проходить только за письменным столом и в это время ни в коем случае нельзя отвлекаться. Но на самом деле отвлечение, перерывы и сон вовсе не мешают процессу обучения, а помогают. Самое лучшее, что можно сделать для усвоения информации, — это быстро выучить материал и лечь спать. Ведь для того, чтобы информация попала в долговременную память, необходимы время и определенные химические процессы, которые протекают в организме как раз тогда, когда он находится в состоянии сна.
3. Движение помогает обучению, а не мешает
Процесс обучения идет всегда, и поэтому совершенно неважно, сидите вы за столом, лежите на диване или гуляете по парку: главное, чтобы вам было удобно.
Движения очень помогают процессу обучения: так тело лучше запоминает информацию. Если в момент обучения вы стояли, ходили или даже ехали на велосипеде, это включает дополнительный фактор запоминания.
Исследования доказывают, что физические упражнения улучшают память и в целом положительно сказываются на активности мозга. Также можно заниматься специальными упражнениями на улучшение памяти: к примеру, перед сном можно максимально подробно вспоминать, чем вы занимались с момента пробуждения.
4. Метанавыки важнее уровня IQ
Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством информации, и запомнить все, конечно же, невозможно. Но это и не обязательно: гораздо важнее научить ребенка понимать принципы действия тех или иных вещей, объяснить ему, как учиться, как удерживать внимание, как сохранять в памяти то, что действительно важно, как справляться с информационной нагрузкой и как правильно отдыхать.
Марти Ньюмейер в своей книге «Метанавыки. 5 талантов в эпоху роботизации» рассказал о тех талантах (метанавыках), которые особенно важны в информационную эпоху. В этот перечень вошли эмпатия и интуиция, системное мышление, умение мечтать, умение воплощать планы в жизнь и обучаемость. Для этих навыков гораздо большее значение имеют творческое мышление и коммуникативные навыки, а не высокий уровень IQ и владение большими объемами информации.
5. Дайте ребенку возможность попробовать себя в разных сферах
Мир вокруг интересен и разнообразен. Позвольте ребенку увидеть и изучить его с разных сторон: это разовьет его как личность и поможет лучше узнать себя, найти свое призвание.
Нужно стремиться к тому, чтобы у детей был свободный от стереотипов мозг. Они не должны действовать только по указке родителей и учителей. Необходимо, чтобы у детей всегда оставалась свобода для творчества, самовыражения. «Вся палитра всякого искусства — и музыкального, и живописного, и балет — должна быть доступна людям», — говорит профессор Черниговская.
Читай также Как помочь ребенку найти его призвание, или Что такое икигай
6. Не бойтесь ошибок
Чтобы свободно и полноценно познавать мир и проявлять себя в творчестве, нельзя бояться ошибок. Постоянный контроль, которому мы себя подвергаем из-за боязни сделать что-то неправильно, показаться смешным, уменьшает наши возможности, мешает добиваться успеха и получать радость от жизни. «Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит — это худшее, что вы можете себе причинить», — считает Татьяна Черниговская.
7. Развивайте мелкую моторику
В современном мире мы практически не пишем тексты, реже читаем книги — это формирует другой тип человека, другой тип мышления.
Для маленького ребенка важно делать руками как можно больше мелких филигранных операций: вырезать ножницами, лепить из пластилина, играть в пальчиковые игры, перебирать бисер, завязывать шнурки. Только так развивается мелкая моторика, а это то, что имеет огромное значение для формирования и развития речи.
8. Не разрешайте мозгу лениться
Все мы рождаемся с разными способностями, этого никто не отменяет. Но это не значит, что хорошие способности от природы сами по себе гарантируют нам успех. Если мы не будем прикладывать усилия — все пойдет насмарку. Мозг деградирует, когда у него нет познавательной нагрузки. Например, если вы полгода не будете вставать с кровати, ваши мышцы атрофируются. То же самое происходит и с мозгом. Старайтесь чередовать отдых с нагрузками — так вы сможете по-настоящему отдохнуть и мозг не потеряет «спортивную форму».
9. Учите мальчиков и девочек по-разному
Мальчиков стоит вовлекать в активную деятельность прямо во время занятий: им очень сложно сидеть спокойно. Им нужно больше свободы и пространства вокруг. Также очень важно говорить с ними кратко и конкретно, устраивать им больше соревнований, ставить больше реальных задач, а скучных письменных заданий давать как можно меньше.
Мальчики очень любят похвалу: это подогревает их старания. Им лучше находиться в более прохладных помещениях, иначе во время занятий им будет сложно сконцентрироваться.
Для девочек важна работа в группе, общение, эмоции, возможность помогать учителю. Не нужно бояться позволять им идти на «контролируемый риск»: девочкам важно научиться справляться с ошибками. Они любят тепло и яркие краски — хорошо, если класс для занятий будет именно таким.
И еще важно помнить, что индивидуальный подход может даже из двоечника сделать отличника.
Джерело фото pexels
Читай также Татьяна Черниговская: «Можно родиться Моцартом, но никогда им не стать»
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram
Читайте також
«Детей надо учить метанавыкам: как держать внимание, как не тронуться умом от всего этого»
Когда вам письмо приходит, вы уверены, что это писал человек? Что это один человек, а не 200? Лингвист Татьяна Черниговская — о том, как выжить в «нечеловекомерном» мире, где границы личности размыты.
22.06.2017 3230 0
7 секретів від нейробіолога, як зробити процес навчання для дитини простішим
Чому хлопчиків та дівчат ок треба вчити по-різному
13.03.2018 6412 0
Почему для ребенка вредно, когда на него кричат
И как научиться держать себя в руках
21.10.2020 7970 0
«В мире рухнуло сразу всё». Татьяна Черниговская о цивилизации праздности и недоверии к информации
Раскачиваем свой мозг
09.10.2019 4555 0
Трудному ребенку очень нужна поддержка старших
История от Катерины Мурашовой
29.10.2020 1391 0
‘Все мы рождаемся с некой нейросетью, но развивает ее жизненный опыт’: Татьяна Черниговская прочитала открытую лекцию о цивилизации книги
Лекция прошла в рамках фестиваля «Письмо: ценности и смыслы», приуроченная ко Дню русского языка, в мультимедийном историческом парке «Россия: Моя история».
Начиная свою лекцию, Татьяна Черниговская сослалась на слова Юрия Лотмана о том, что человек – единственное существо на планете, способное к рефлексии. Попытка понять смысл человеческих поступков и их цель привела к созданию символического мира, семиосферы, существующей наравне с миром материальных предметов. Мир смыслов связан не только с культурой книги. Татьяна Черниговская считает, что возникшая тысячи лет назад идея вывести накопленные знания за пределы биологического субстрата — нашего мозга — и зафиксировать их в рисунках или символах стала главным открытием человечества и обеспечила существование нашей цивилизации.
Наш мозг — это больше, чем просто сумма ста миллиардов нейронов. Мы все рождаемся с какой-то нейронной сетью, которая расширяется за счет жизненного опыта. Вот почему так важно, чтобы дети знали, где и с кем они находятся, что они видят и что слышат.
Профессор Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО
‘Если ребенка с раннего возраста обучают музыке или дают хорошие книги, его сеть настроена на совсем другой уровень. У комара и лягушки тоже есть нейронные сети, но чтобы развиться в высокоуровневое существо, надо потреблять высокоуровневую интеллектуальную пищу, иначе настройки не происходит», — подчеркнула Татьяна Черниговская. Вот почему восприятие как активное извлечение знаний из окружающего мира происходит у тех, кто через образование владеет определенными «шифрами» или «ключами» к нему. Тот, у кого их нет, в той же ситуации просто не сможет обработать информацию.
Все живые существа имеют собственные системы коммуникации, но ни одна из них не сравнима по сложности с человеческой. Причина этого кроется в появлении особого средства общения – языка, инструмента, позволяющего создавать новые смыслы, считает Татьяна Черниговская.
Человеческий язык — дар эволюции. Она устроена иначе, чем все другие коммуникационные системы, и имеет иерархическую структуру.
Профессор Татьяна Черниговская
«Эта структура состоит из некоторого конечного числа составных элементов, условно называемых фонемами (в некоторых языках вместо фонем есть слоги), из которых, как из конструктора, можно построить бесконечное количество новых форм», — сказала Татьяна. Черниговская. «Это генетически заложено в человеке: иными словами, люди — это те, кто имеет биологическое право говорить, а затем писать и читать». , так как не только письменные знаки позволяли поместить накопленные знания в так называемую внешнюю память – надписи на папирусе, петроглифы (рисунки на стенах пещер или скалах). Чтение — работа огромной сложности: в ней задействовано не менее 17 областей мозга. При чтении люди запоминают, какому звуку соответствует каждая графема, следят за порядком их появления и сохраняют в памяти слово целиком, не задумываясь о нем.
Дислексия и дисграфия признаны крупной мировой проблемой, и попытки их решения набирают обороты: в России, например, этим вопросом занимается Ассоциация родителей детей-дислектиков. Татьяна Черниговская рассказала, что дети с такими нарушениями часто воспринимаются как ленивые, или как люди с низким интеллектом, но на самом деле им просто нужно больше внимания. Нарушение письма никак не связано с уровнем интеллектуального развития.
Это вызвано тем, что некоторые области человеческого мозга остаются неактивными.Почерк способствует улучшению качества нейронной сети человека и развитию мелкой моторики, что особенно важно для детей с задержкой речевого развития.
Татьяна Черниговская отметила, что письмо — это сложная двигательная работа, которая настраивает те же области мозга, которые необходимы для речи. Набоков использует выражение «тактильное наслаждение тщательного наброска». Под этим он подразумевал также письмо, каллиграфию. Те из нас, кто постарше, помнят, как нас мучили в школе, когда сначала у нас были тетради с диагональными линиями, а потом с широкими. В настоящее время мы можем обойтись без него, конечно. Но дело не в том, что писать не надо, а в том, какое качество нейросети хочется иметь», — рассказала Татьяна Черниговская. «Если вы хотите иметь качественную сеть, напомню, что в Древнем Китае претенденты на высокие официальные должности должны были сдавать два экзамена. И это было не знание законов, а каллиграфия и поэзия».
В завершение своей лекции Татьяна Черниговская дала ответ на главный вопрос, вынесенный в название лекции – выживет ли цивилизация книги в 21 ст веке. В современном цифровом мире приходится многое читать в электронном виде, но, как отметил директор Института когнитивных исследований, это техническое чтение, отличное от взаимодействия с печатным изданием: «Мы смотрим в книгу, чувствуем бумагу, понюхать ее, и если это старая книга, изданная давным-давно, мы думаем о том, сколько людей держало ее в руках. Иногда даже страшно брать его в руки. Так что, конечно, бумажная книга будет существовать, если наша цивилизация выживет. Если искусственный интеллект когда-нибудь напишет для нас музыку, картины и книги, то с этой темой будет покончено».0003
Наш мир во время перемен
Текчен Чолинг, Дхарамсала, Химафория, Индия. Сегодня утром прибыл Его Святейшество Далай-лама, широко улыбаясь. Он вглядывался в лица студентов в России, смеялся, махал рукой и садился.Профессор Николай Янковский, член Российской академии наук, представился и пояснил, что модерировать сегодняшнюю беседу будет вместо потерявшего голос профессора Татьяны Черниговской, директора Института когнитивных исследований СПбГУ. Он уточнил, что основными участниками сегодняшней встречи стали студенты российских вузов. Он надеялся, что этот опыт будет для них таким же важным, как встреча с Его Святейшеством для него.
Его Святейшество начал свою речь с замечания, что все мы такие же, как люди.
«Мы все хотим жить счастливо. Мы не хотим страданий. Как и другие животные, даже такие маленькие, как насекомые, мы хотим вести безмятежную счастливую жизнь. Разница в том, что люди разумны, и мы пытаемся использовать свой интеллект, чтобы обрести счастье. Но иногда мы недальновидны и недалеки от этого. В прошлом, например, мы, тибетцы, молились о благополучии всех живых существ, но на самом деле нас интересовали только тибетцы. Я полагаю, что то же самое было и с вами, русскими.
‘Двадцатый век видел две мировые войны. Мы использовали наш человеческий интеллект и научные знания в военных целях. Мы разработали еще более разрушительное оружие, включая ядерные бомбы и ракеты с ядерными боеголовками. Мы думали только о себе. Теперь мы должны думать обо всем человечестве, а не только о той или иной нации. Поскольку мы все должны жить вместе на этой одной планете, нет места для борьбы на основе разделения на «своих» и «чужих» — это старый способ мышления.
«Когда дело доходит до построения более счастливого мира, мы должны рассматривать культурные и языковые различия между собой как второстепенные. Мы должны принимать во внимание все человечество. Раньше, из-за того, что мы мыслили узко, мы ввязались в войну со всеми вытекающими из нее страданиями.
«Россия — великая нация с огромным потенциалом для того, чтобы сделать мир более счастливым. Я счастлив, что сегодня у меня есть возможность поговорить с вами, учениками, и ответить на ваши вопросы».
Студент Калмыцкого государственного университета рассказал, что он и его друзья вызвались помогать нуждающимся во время пандемии. Он спросил, должны ли они рисковать своей жизнью из сострадания. Его Святейшество ответил, что если вы действительно практикуете сострадание, вы в первую очередь заботитесь о других, а не о себе.
«Я очень восхищаюсь теми, кто помогает больным или одиноким людям, несмотря на риск для себя. Активная забота о других, даже жертвование собственной жизнью, является выражением настоящего сострадания. Те из нас, кто следует индийским духовным традициям, таким как буддизм, верят, что мы живем жизнь за жизнью. Если вы откажетесь от своей жизни ради кого-то другого, вы можете быть уверены в хорошей жизни в будущем. Это перекликается с христианской, мусульманской и иудейской верой в то, что если вы жертвуете собой ради других, Бог позаботится о вас».
Его Святейшество сказал студентке Бурятского государственного университета, что вера должна сочетаться с мудростью. Это означает рассмотрение учения в свете разума. Говорят, что люди с ограниченным образованием полагаются на слепую веру. Те, кто более способен использовать свой интеллект, полагаются на разум.
На вопрос студента СПбГУ, есть ли что-нибудь прекрасное для всех, Его Святейшество ответил:
«Сердечность. Даже животные это ценят. Если вами движет любящая доброта, это отразится на счастливом выражении вашего лица. Настоящая красота — это внутренняя красота».
Студент Тувинского государственного университета поинтересовался, есть ли противоречие между стремлением к технологическому развитию и духовностью.
«Технологии создаются и используются людьми», — отметил Его Святейшество. «Если использовать его разумно и с чувством альтруизма, результат будет хорошим. У компьютера нет собственной эмоциональной реакции. Эффект, который он может иметь в той или иной ситуации, во многом зависит от человека, который его использует. Если человек, который использует его сегодня, щедр и добр, эффект, скорее всего, будет положительным. Но если то же самое оборудование завтра будет использовать кто-то злой и злобный, результат, скорее всего, будет пагубным.
«Мы, люди, сострадательны по своей природе. С самого рождения мы защищены материнской любовью. Мы зависим от других в нашем выживании. Ученые отмечают, что, поскольку мы социальные животные, мы, естественно, заботимся о нашем собственном сообществе, и все же современное образование концентрируется на внешних вещах. Если бы мы культивировали чувство эмоциональной гигиены, как мы соблюдаем физическую гигиену для сохранения нашего здоровья, мы научились бы справляться с нашими деструктивными эмоциями и воспитывать чувство альтруизма».
Девушка из МГУ задалась вопросом, каким было бы человечество, если бы все стали просветленными. Его Святейшество пояснил, что состояние будды — это состояние, в котором ум полностью очищен от отрицательных эмоций. Природа ума — ясный свет и сострадание, тогда как разрушительные эмоции коренятся в невежестве. Однако именно потому, что негативные эмоции не имеют прочной основы, они могут быть устранены и раскрыта природа ясного света ума.
Его Святейшество заявил, что это была практика великих мастеров прошлого, которой он сам следовал. Именно потому, что природа ума — это ясный свет, мы можем уменьшить и устранить невежество. Это делает нас хозяевами своей судьбы.
Другой бурятский студент поинтересовался, почему больше женщин, чем мужчин, интересуют духовная жизнь. Его Святейшество признал, что заметил, например, что на Западе христианских монахинь больше, чем монахов. Он предположил, что женщины могут лучше осознавать, насколько мы все зависим друг от друга. Он заявил, что Будда дал равные возможности мужчинам и женщинам, поскольку и те, и другие могли получить монашеское посвящение.
Молодой женщине из Москвы было интересно узнать, как на буддизм повлияло большее взаимодействие с другими культурами и системами знаний в последнее время. Его Святейшество сказал ей, что во времена Будды последователи того, что позже стало палийской традицией, не вникали в то, чему он учил. Позже мастера Традиции Наланды широко использовали разум. У таких людей, как Нагарджуна и Чандракирти, был очень острый и независимый ум. Чандракирти учил, что ничто не существует само по себе; вещи существуют только посредством обозначения, что является очень тонкой интерпретацией Срединного Пути. Другие великие ученые не могли принять это из-за боязни того, что ничто не существует таким, каким кажется.
Его Святейшество подчеркнул, что, поскольку мудрость является противоядием от невежества, чрезвычайно важно исследовать различные способы мышления в свете разума. Такой подход, типичный для традиции Наланды, позволил Его Святейшеству и тысячам ученых из монастырских учебных центров Южной Индии плодотворно сотрудничать с современными учеными.
После года, в течение которого студенты общались со своими учителями и обучались онлайн, а сам Его Святейшество регулярно преподавал онлайн, он сказал молодой калмычке, что, когда это возможно, прямое личное общение имеет свои преимущества. Однако ни один из ныне живущих буддистов не встречал Будду. То, чему он учил, сохранилось на тибетском языке в 100 томах, в которых записаны его слова, 220 томах последующих индийских трактатов и 10 000 работ тибетских ученых и умов тех, кто их читал. Это живая традиция.
Его Святейшество заверил петербургского студента, что с буддийской точки зрения все зависит от нас. Эта галактика возникает из-за нашей кармы. Если мы тренируем свой ум, культивируя альтруизм и мудрость, мы можем положить конец циклу существования. У ума нет ни начала, ни конца. Пока оно окутано невежеством, мы остаемся разумными существами. Но как только невежество устранено, наш ум становится умом Будды.
Однако Его Святейшество отказывается поддаваться трудностям, которые могут возникнуть, потому что они являются «результатом нашей кармы». Он подчеркнул, что есть несколько ситуаций, которые нельзя изменить, и что негативной карме можно противостоять, создавая позитивную карму. Его Святейшество объяснил, что, столкнувшись с обстоятельствами, не зависящими от нас, хорошо быть терпеливым, но не следует терпеть страдания в целом. Поскольку у каждого из нас есть природа Будды, гораздо лучше попытаться реализовать ее, преодолев невежество и страдание.
Что касается отношений между наукой и буддизмом, Его Святейшество заметил, что, когда он был в Тибете, он практически не контактировал с учеными, хотя в детстве был от природы любопытен. В Индии и других местах ему удавалось встречаться с учеными и участвовать в дискуссиях с ними. Впоследствии изучение науки было включено в учебную программу монастырских учебных центров. Монахи и монахини узнали о физическом мире. Ученые узнали о работе разума и эмоций, а также о способах культивирования и сохранения душевного спокойствия. Его Святейшество обрисовал в общих чертах различную тонкость различных состояний ума.
Говоря о том, как сохранить душевный покой, когда в мире столько бед, Его Святейшество привел в пример проблемы, возникающие из-за глобального потепления. Многие из них, такие как ураганы и лесные пожары, находятся вне нашего контроля. Однако, сократив использование ископаемого топлива и обратившись вместо этого к возобновляемым источникам энергии, таким как солнечная энергия и энергия ветра, мы можем сократить выбросы углерода, которые лежат в основе проблемы.
Модератор, профессор Николай Янковский поблагодарил Его Святейшество за полезные ответы.