Детско родительские тренинги: Тренинг детско-родительских отношений «Пять путей к сердцу друг друга» | План-конспект по психологии:

Тренинг детско-родительских отношений «Пять путей к сердцу друг друга» | План-конспект по психологии:

Тренинг детско-родительских отношений  «Пять путей к сердцу друг друга»

Место проведения: ТОГБУ Центр «Приют надежды»

Время проведения: 10-13 ч.

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

— создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
— обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
— научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
— формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
— формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Возраст детей: 11-14 лет

Ход мероприятия

Приветствие. Я рада приветствовать всех, рада, что мы все собрались для интересной и познавательной работы. Работы, которая поможет вам лучше узнать своих детей и понять их. Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Здесь мы будем общаться друг с другом, узнавать друг друга с разных сторон, определять проблемы и решать их.

  1. Упражнение  «Знакомство»

Цель: познакомить участников тренинга друг с другом, помочь им адаптироваться в новой среде. Упражнение проводится в кругу.

Инструкция: Каждый участник называет себя по имени и говорит о себе несколько слов. Он может назвать свое главное (положительное) качество  Участники, стоящие по бокам (соседи) берутся за руки и делают рамку для представляющегося участника.

  1. Упражнение «Круг добрых слов».

Участники становятся в два круга (круг детей, круг родителей) лицом

друг к другу. Участники внутреннего круга берут за руки своего партнера и в

течение минуты говорят ему добрые слова, пожелания. Внешний круг делает

шаг влево и задание повторяется до тех пор, когда все участник не пройдут

весь круг. Затем смена кругов, внешний стал внутренним, внешний –

внутренним. Задание повторяется.

  1. Детско-родительская игра «Цветики — семицветик»

(развитие нравственных качеств личности)

Каждая семейная пара получает цветик-семицветик. Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три: желания задумывает ребенок для родителей, три — взрослый для ребенка, одно желание будет совместным {желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

  1. «Рисование по инструкции»

Пара родитель-ребенок садятся спиной друг к другу. Один участник каждой пары получает карточку с изображением рисунка. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести изображение. Затем участники меняются местами.

  1. Упражнение «Весы обязанностей». Предлагается составить два списка: первый – «Мои обязанности по отношению к ребенку»; второй – «Обязанности ребенка по отношению к родителям». Сопоставление, «взвешивание» этих списков дает повод для обсуждения степени справедливости сложившейся ситуации.
  1. Упражнение «Лавина». Это упражнение описано в книге Ф.Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и телефона». После того, как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?».
  1. «Проблема из воздуха»

Каждый участник тренинга пишет на листочке какую-нибудь актуальную для него проблему на сегодняшней день. Кладет эту записку в воздушный шарик, надувает шарик. Шары запускаются в воздух. Далее каждый ловит любой шар, который ему достанется, лопает его, зачитывает проблему, которая ему досталась и предлагает свои пути решения этой проблемы. Другие могут дополнять, обсуждать.

  1. Упражнение «Путешествие во времени».

Инструкция для родителей: «Предлагаем вам немного попутешествовать во времени… Представьте, что вы направляетесь в будущее, в то время, где ваш ребенок уже взрослый. Нарисуйте или расскажите, каким вы представляете ребенка, когда он станет взрослым».

Инструкция для детей: «Предлагаем немного попутешествовать во времени… Представь, что ты направляешься в прошлое, в то время, когда твои мама и папа были маленькими. Нарисуй или расскажи, какой (каким) ты представляешь маму (папу) в детстве». Каждый из участников рассказывает о своем рисунке в общем круге.

  1. Действуем сообща «Солнечный круг»

Вырезать круг, при этом каждый участник прячет по одной руке за спиной.

В завершении Упражнение «Аплодисменты».

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Чаепитие

Аффирмации

Комплекс тренинговых упражнений для коррекции детско-родительских отношений «Прикоснись к моей душе»

Комплекс упражнений подготовлен для психологов, но некоторые задания при желании могут использоваться и педагогами в работе с родителями и детьми.

Актуальность. Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей, как известно, особенно обостряются в подростковом возрасте. Это часто усугубляется большой занятостью родителей. Усиление протестного поведения детей иногда приводит к разрыву эмоциональных связей в семье, серьезным конфликтам.

Цель: гармонизация эмоциональных связей между матерью и ребенком, помощь в установлении между ними более теплых и доверительных отношений.

Принципы выполнения упражнений:

– Корректность общения обеих сторон (воздерживаются от претензий, замечаний, не перебивают друг друга).

– Свобода выбора заданий участниками.

– Конфиденциальность.

Задание 1. «Пожалейте друг друга…»

Представьте себе, что ваш ребенок упал, разбил коленку. Пожалейте его, помогите ему.

Представь себе, что твою маму укусила собака. Пожалей ее, помоги.

Задание 2. Создание «Семейного герба»

Маме и ребенку предлагается создать герб своей семьи. С давних пор люди составляют семейные гербы из разных символов, которые отражают жизненную философию, главные ценности семьи (увлечения, профессии). В гербе обычно присутствует жизненный девиз семьи, который отражает главные устремления, принципы, цель семьи (пословица, поговорка, крылатое выражение). Бланк с контуром герба выдает психолог. Задание выполняется примерно 20 минут. Можно предложить выполнить его дома.

Задание 3. «Дерево достижений» ребенка (для повышения самооценки)

Бланк с изображением дерева достижений выдает психолог.

Корни – положительные качества ребенка, которые позволяют ему достигать успехов (ответственность, щедрость, трудолюбие, честность, упорство, усидчивость, творческие способности, доброта…).

Крона – успехи ребенка (отличные оценки по предметам, призовые места в спорте и других видах деятельности, активная общественная работа, отдельные умения…).

Эту информацию мама и ребенок заполняют вместе, при необходимости психолог помогает наводящими вопросами.

Задание 4. «Создаем общую картину»

Маме и ребенку предлагается выбрать один фломастер на двоих. Они рисуют картину одним фломастером, предварительно обсуждают вместе тему и название рисунка. По звуку колокольчика передают фломастер друг другу. На работу – 5 мин.

Задание 5. «Слепой и поводырь»

Сначала мама – «слепая», ребенок – «поводырь». Мама закрывает глаза, ребенок аккуратно ведет ее между партами, стульями, дает потрогать некоторые вещи. Затем меняются местами.

«Поймите, если с вами что-то случится, то скорее всего помогать друг другу будете именно вы».

Задание 6. «Коробка переживаний»

Проговорите по очереди шепотом в коробку свои переживания и заботы. Эту коробку надо закрыть, вынести на улицу и там открыть, чтобы переживания «растворились в воздухе».

Задание 7. «В нашем доме живет счастье»

Мама и ребенок вместе раскрашивают готовый рисунок с надписью «В нашем доме живет счастье». Забирают его себе на память.

Задание 8. «Пообщайтесь руками…»

Поздоровайтесь,

Поборитесь,

Помиритесь,

Потанцуйте,

Попрощайтесь.

Задание 9. «Ладошки»

Обвести на двух листах ладонь мамы и ладонь ребенка.

Мама пишет пять лучших качеств на пальцах ребенка, ребенок пишет лучшие качества мамы на ее ладони (список возможных качеств можно предложить).

Можно просто предложить участникам говорить по очереди комплименты друг другу, держась за руки.

Задание 10. «Наше наследие»

Написать в таблицу самые характерные черты, увлечения и профессии ваших родных, найти общее. У ребенка найти общие и особые черты, подчеркнуть его уникальность.

Бабушка                     дедушка

Бабушка       дедушка

Мама                           папа

ребенок

Задание 11. «Доверие»

Сын или дочь, стоя спиной к матери, падают назад. Мама удерживает от падения.

Задание 12. «Секретное письмо»

Каждый пишет письмо (без обсуждения)

«Мама, я хочу попросить тебя…»

«Дочка (сынок), я хочу попросить тебя…»

Конверты вскрывают дома.

Задание 13. «Как вы знаете друг друга…»

Какие цвет, блюдо, цветок, место отдыха, занятие любимые у мамы?

Какие блюдо, цвет, игра, урок, занятие любимые у ребенка?

Каждый пишет ответы на своем листочке.

Сколько совпадений? Обсуждаем результат в позитивном ключе.

Задание 14. «Перейти мост»

На пол кладется веревка – это мост. Мама и ребенок идут навстречу друг другу. Смогут ли они перейти мост, не сойдя с веревки? (Задача – уступить друг другу или, обнявшись, обойти друг друга).

Задание 15. «Лестница радости» для мамы и ребенка

Чем Вы порадуете себя сегодня вечером?

Чем порадуете себя в выходной?

На весенних каникулах?

Радостный план на лето!

Проговорить устно или написать на листе.

Задание 16. «Значение ваших имен»

Узнайте, что означает ваше имя (используйте смартфон), откуда оно произошло, какие легенды с ним связаны.

Эта работа – домашнее задание, но психолог может предоставить и готовую информацию.

Итоги можно подвести в рефлексивной беседе за чаем в конце встречи. Можно также проводить рефлексивное обсуждение после каждого задания, но это необязательное условие. Список приведенных заданий, естественно, не может быть реализован в течение одной встречи. Для каждого конкретного случая вы можете выбирать 1-2-3 задания по своему усмотрению.

Успехов Вам в работе, дорогие коллеги!

Список литературы

1. Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.

2. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 314 с.

3. Эйдемиллер Э., Юстицкис В.Психология и психотерапия семьи. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 672 с.

Что такое ПКИТ?

Устали от телефонных звонков из школы
о поведении вашего ребенка?

Ваш ребенок деструктивен?
        Например, он/она намеренно ломает вещи?

Чувствуете подавленность из-за истерик вашего ребенка?

Смущенный   по поведению вашего ребенка когда он публично ?

Любите своего ребенка, но не любите своего ребенка 
из-за проблемного поведения?

МОЖЕТ БЫТЬ ДЛЯ ВАС!

PCIT — это научно обоснованный метод лечения маленьких детей с поведенческими проблемами.

​Решение о том, является ли PCIT наиболее подходящим методом лечения для вас и вашего ребенка, принимаете вы и ваш специалист по психическому здоровью.

PCIT проводится посредством «коучинговых» занятий, во время которых вы и ваш ребенок находитесь в игровой комнате, а терапевт находится в комнате наблюдения, наблюдая за вашим взаимодействием с ребенком через одностороннее зеркало и/или видеотрансляцию в прямом эфире. Вы носите устройство «жучок в ухе», с помощью которого терапевт обеспечивает мгновенную тренировку навыков, которые вы изучаете, чтобы управлять поведением вашего ребенка.

PCIT

проводится в два этапа лечения. Первый этап лечения направлен на установление теплоты в ваших отношениях с ребенком посредством обучения и применения навыков, которые, как доказано, помогают детям чувствовать себя спокойно, уверенно в отношениях с родителями и хорошо относиться к себе.

Увеличенное крепление

Больше положительных взаимодействий

Повышение концентрации внимания

Повышенное просоциальное поведение

Желаемые результаты первой фазы лечения ПКИТ включают:

  • Снижение частоты, серьезности и/или продолжительности истерик
  • Снижение уровня активности
  • Снижение негативного поведения, направленного на привлечение внимания (например, нытье и властность)
  • Уменьшение родительской фрустрации
  • Повышение чувства защищенности, безопасности и защищенности привязанность к основному опекуну
  • Повышение концентрации внимания
  • Повышение самооценки
  • Повышение просоциального поведения (например, совместное использование и чередование)

На втором этапе лечения вы научитесь справляться с наиболее сложным поведением вашего ребенка, сохраняя при этом уверенность, спокойствие и последовательность в своем подходе к дисциплине. На этом этапе вы научитесь проверенным стратегиям, которые помогут вашему ребенку принять ваши ограничения, выполнять ваши указания, уважать правила дома и демонстрировать надлежащее поведение на публике.​

Настройка эффективного предела

Повышенная совместимость

Желаемые результаты второго этапа лечения PCIT включают:

  • Снижение частоты, тяжести и/или продолжительности агрессивного поведения
  • Снижение частоты деструктивного поведения (например, намеренного ломания игрушек)
  • Снижение неповиновения
  • Большее выполнение требований взрослых
  • Большее уважение к домашним правилам
  • Улучшение поведения на публике
  • Повышение родительского спокойствия и уверенности во время наказания

При постоянном посещении и выполнении домашних заданий PCIT можно пройти за 12-20 сеансов, хотя время лечения не ограничено. Лечение считается завершенным, когда вы овладели обоими наборами навыков и оцениваете поведение вашего ребенка в пределах нормы по шкале оценки поведения.

Посмотрите следующие видеоролики, чтобы узнать больше о PCIT:

Найдите провайдера!

Узнайте больше о PCIT!

Сертификация PCIT

Компания PCIT International рада сообщить, что теперь мы принимаем заявки на сертификацию от терапевтов и инструкторов внутри агентства, прошедших обучение по программе PCIT.

Зачем проходить сертификацию?
Сертификация была разработана в ответ на вопросы терапевтов, агентств и сторонних плательщиков, которые давно задавались вопросом, как поставщики PCIT могут документально подтвердить соответствие набору стандартов для компетентного предоставления лечения. Сертификация — это один из способов, которым PCIT International способствует эффективному распространению PCIT на национальном и международном уровнях.

Как подать заявку на сертификацию?
Терапевты

  • Чтобы пройти сертификацию, терапевты PCIT должны соответствовать определенным требованиям к обучению, изложенным в Требованиях к обучению для сертификации в качестве терапевта PCIT (нажмите ЗДЕСЬ).
  • Нажмите ЗДЕСЬ для просмотра описания дополнительного семинара по подготовке к сертификации.
  • Если вы прошли обучение по программе PCIT Therapist, вы можете загрузить заявку на сертификацию терапевта ЗДЕСЬ:

Для инструкторов агентства 

  • Чтобы получить сертификат, инструкторы PCIT должны соответствовать определенным требованиям к обучению, изложенным в Сертификация тренера внутри агентства (Нажмите ЗДЕСЬ для получения дополнительной информации).
  • Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы ознакомиться с описанием необходимого семинара для инструкторов в агентстве.
  • Если вы прошли курс обучения PCIT Within Agency Trainer, вы можете загрузить заявку ЗДЕСЬ: 

Что такое процесс сертификации?
После подачи ваша заявка будет рассмотрена. Когда все критерии будут выполнены, кандидатам будет предоставлен доступ к Сертификационному опыту, викторине с несколькими вариантами ответов, которая гарантирует, что терапевты знают самые последние версии протоколов PCIT и DPICS (Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы приобрести новейшие руководства по лечению и кодированию).

Это обучение поможет клиницистам овладеть основными компетенциями терапии взаимодействия родителей и детей, которые оцениваются в рамках экзамена PCIT Certification Experience Homestudy Exam.
 
Этот курс домашнего обучения включает в себя самостоятельное изучение основных материалов PCIT (протокол лечения, руководство по кодированию), а также статью по истории PCIT. Курс представлен через модуль онлайн-класса Moodle. В Moodle участники выполняют обучающее онлайн-упражнение, предназначенное для формирования и углубления понимания концепций и методов PCIT с помощью серии вопросов с несколькими вариантами ответов, с отзывами о правильных и неправильных ответах для содействия обучению.
 
Целевой аудиторией этого онлайн-обучения являются начинающие квалифицированные терапевты и аспиранты, прошедшие курс терапии взаимодействия родителей и детей.
 
Это занятие является самостоятельным. Материалы можно прочитать в любое время, а онлайн-викторина доступна в любое время.

Какие преимущества дает сертификация?
Терапевты, сертифицированные PCIT International, прошли ряд стандартов обучения и компетентности, которые помогают поддерживать эффективность лечения. Получив сертификат, вы:

  • Имейте сертификат для предоставления сторонним плательщикам, который показывает, что вы изучили текущий, основанный на доказательствах протокол PCIT.
  • Размещение на веб-сайте PCIT International и включение в международную базу данных в качестве сертифицированного терапевта, чтобы семьи и другие специалисты могли вас найти. Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы просмотреть текущий список сертифицированных терапевтов и тренеров.
  • У вас есть возможность посетить часы приема звонков, организованные международными сертифицированными тренерами PCIT.
  • Получите приглашение присоединиться к спискам рассылки с другими сертифицированными специалистами.
  • Получите доступ к возможностям непрерывного образования на веб-сайте PCIT International, которые помогут вам оставаться в курсе событий PCIT, а также могут соответствовать требованиям APA для непрерывного образования.
  • Получите льготную плату за кредиты непрерывного образования на съездах, проводимых раз в два года.

Что делать, если я прошел обучение до введения действующих правил обучения (2009 г. или ранее)?
Терапевтам, прошедшим обучение до разработки Международных требований к обучению PCIT (т.