Интересное родительское собрание в детском саду: Как провести интересное родительское собрание в детском саду
Сценарий родительского собрания в подготовительной группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области
Тема конкурса:
«ВОСПИТАНИЕ – НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Номинация:
«ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ»
Название работы:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению»
Воспитатель:
Щербакова Светлана Александровна
Тема собрания: «Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению»
Цель: повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе, совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению
Задачи: — формирование активной педагогической позиции родителей; — вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»; — вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Предварительная работа: выбор темы собрания и определение целей проведения, изучение научно-методической литературы по данной проблеме, определение вида, формы, этапов проведения родительского собрания, подготовить материал для практической части собрания, своевременно и правильно пригласить родителей и гостей собрания, подготовить проект решения собрания, рекомендации родителям, подготовить оборудование и определить время проведения родительского собрания, отправить ссылки участникам на место проведение собрания в сети Интернет.
Участники собрания: родители, педагоги, психолог, медработник
Вид собрания: информационно-просветительское
Форма организации собрания: дистанционное собрание –практикум для родителей
Способы и приёмы для активизации участников собрания: решение проблемных задач, приведение примеров, вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, анализ собственной воспитательной деятельности, видеофрагменты, тестирование, игровые упражнения.
Оформление и оборудование: компьютер или ноутбук, веб-камера, презентация по теме собрания, видеоролик с анализом воспитательной деятельности по теме собрания, список методической литературы для родителей для подготовки ребенка к школьному обучению.
ХОД СОБРАНИЯ:
1. Вступительный этап.
Добрый вечер, уважаемые родители, я рада приветствовать Вас на родительском собрании в формате онлайн –практикума на тему «Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению» . Тема родительского собрания выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс.
И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе. Сегодня участниками нашего собрания будут педагог-психолог и медработник, которые дадут свои рекомендации.
Хочу напомнить вам, что теперь мы — подготовительная группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. Каждое день у нас проходит артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры и ритмическая гимнастика . Она способствует укреплению здоровья, развивает умение согласовывать движения с музыкой; формирует навыки выразительности и пластичности движений. После завтрака у нас начинается НОД по требованию ФГОС.
2. Основной этап
2.1. Теоретическая часть Выступление воспитателя: Как все мы уже знаем, у наших детей менее чем через год начинается новый, большой и основной этап в их жизни – обучение в школе. Хочется напомнить вам , что должны знать и уметь наши дети перед тем, как они пойдут в школу. Сейчас мы об этом коротко расскажем и покажем.
А вы внимательно слушайте и для себя отмечайте: знает ли или умеет ли ваш ребенок, или надо еще с ним поработать. За 9 месяцев многое еще можно повторить. Над всем тем, о чем мы расскажем, мы работаем на повседневных занятиях. Не будет лишним все это повторять еще раз дома.
Готовность ребенка к школе…
Есть еще такое понятие — готовность родителей к школе.
И сейчас давайте проведем небольшой тест «Готовность родителей».
Если Вы испытываете сильное беспокойство перед поступлением ребенка в школу– поднимаете 2 руки, слегка волнуетесь – одну руку, если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребенка – сложите руки перед собой, как ученик.
Демонстрация презентации «Ступеньки к школе»
Эпиграфом своей презентации я взяла слова выдающегося детского психолога, автора практических образовательных программ для дошкольников «Развитие» и «Одаренный ребенок»Леонида Абрамовича Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Проблема для родителей: Как же нам этому учить ребенка?
Слайд Речевое развитие – по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте, одним из важнейших критериев готовности к школе. Что мы должны знать и уметь по этому направлению?
Мы думаем, если ребенок хорошо говорит, то у него с развитием речи все в порядке. Но это далеко не так. Бывают дети, которые знают много, но не могут это рассказать. Потому что у них не развит словарный запас, они не могут построить правильно предложения и согласовывать слова в предложениях. Они не могут подобрать слова, чтобы выразить свою мысль. Они хотят ответить, поднимают руку, встают но… не могут ничего сказать. Поэтому, нужно очень серьезно подходить к вопросу развития речи у ребенка.
А как же проверить, как обстоять дела у ребенка с развитием речи? Дайте ребенку простую сюжетную картинку и попросите его составить рассказ по этой картинке т. е. рассказать, что он видит на картинке. Ответы должны быть развернутыми, а не состоять из одного слова. Еще попросите их пересказать короткий (не более 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма, или интересную историю, которая с ним произошла. Если при рассказе ребенок с трудом согласовывает слова, не может правильно строит предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец, значить, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ – чтение книг вслух. Читайте ребенку сказку или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Ответы, конечно, должны быть развернутыми, а не состоять из одного слова. Расспрашивайте, как прошел день, что интересное он видел. т. е. просто побольше общайтесь со своим ребенком.
Слайд Мелкая моторика
Следующее, не менее важное, что должно быть развито у ребенка – мелкая моторика. Обратите внимание, что должно быть развито у ваших деток в этом направлении. На что нужно еще обращать внимание, смотрим дальше.
Слайд Внимание.
Ребенок должен:
-Уметь находить одинаковые предметы.
— Находить 5-6 отличий между предметами.
-Выполнять задания, не отвлекаясь 30-40 минут.
-Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
-Копировать в точности узор или движение.
-Выполнять задания по предложенному образцу
Слайд Память.
Развивая память, ребенок должен:
— Уметь запоминать не менее 7-8 слов предметов, слов.
— Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки.
— Пересказывать близко к тексту рассказы и сказки.
— Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
— Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов.
— Рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности
Слайд Мышление
— Классифицировать предметы в группы по определённым признакам.
— Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
— Находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
— Решать простые логические задачи.
— Выстраивать логический ряд из фигур.
Слайд Интеллектуальная готовность
На входе в школу мы имеем разных по уровню развития семилеток: одни, условно, не знают даже букв, а другие уже бегло читают художественные тексты. Такой класс сложно обучать в едином темпе, и страдают, как правило, дети, которые знают меньше — им приходится быстро догонять. Плюс программа первого класса довольно насыщенная и сжатая, у детей много самостоятельной работы и почти нет времени на закрепление базовых навыков. В таких условиях учитель не может обучать каждого ребенка в соответствии с его уровнем знаний и умений, он просто задает некое общее направление. При этом одни дети спокойно и самостоятельно работают, а другим это оказывается не под силу. . И на этой почве у ребенка может появиться неуверенность в собственных силах, нежелание ходить в школу, потому что у него не получается как у других детей делать задания правильно и быстро.
Слайд Волевая готовность
Совет для вас: Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные игры.
На что еще следует обратить внимание при подготовке к школе?
Слайд Развитие самостоятельности.
— Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
— Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
— Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
— Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы.
— Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять.
— Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.
Слайд Развитие мелкой моторики
Подготовка руки к письму предполагает развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются ее движения.
При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.
Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики:
1. Лепка из глины и пластилина.
2. Рисование или раскрашивание картинок
3. Изготовление поделок из бумаги,
4. Изготовление поделок из природного материала;
5. Конструирование.
6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
9. Всасывание пипеткой воды.
10. Нанизывание бус и пуговиц.
11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
12. Переборка круп.
13. «Показ» стихотворения.
14. Театр теней.
15. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой
А теперь, чтобы закрепить все просмотренное, прослушайте некоторые рекомендации при подготовке ребёнка к школе. На что вам обращать внимание, расскажет наш медработник.
Выступление медработника:
Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья:
-Четкое и строгое выполнение режима дня (приучает ребенка к определенному распорядку)
-Достаточная продолжительность ночного и дневного сна (в сумме примерно 12 часов) предотвращает утомляемость.
Свежий воздух – подлинный эликсир здоровья
Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд. Воспитатель:
Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.
А теперь свои пожелания к вам в процессе подготовки ребенка к школе даст педагог-психолог
Выступление педагога –психолога:
— Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю, занятия желательно проводить в одно и то же время.
— Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
— Рисовать (писать, читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
— Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
-Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
— Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
— Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
— Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
— Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
-Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями. Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания. Учите малыша играть в домино, шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания». Развивайте у дошкольника наблюдательность.
2.2. Практическая часть
А теперь я предлагаю вам познакомиться поближе с тем, чем мы с детьми занимаемся в детском саду.
Развитие речи:
Игра с родителями «Я – вам, вы – мне». Ее правила: «Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении „ Поспевает брусника, стали дни холоднее“.
ФЭМП:
Игровая ситуация «Поход в лес».
Поочередно достаю карточки с изображением предметов:
— Определите, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. Родители показывают или называют соответствующие геометрические фигуры.
Обучение грамоте:
Начинаем занятия с артикуляционной разминки – выучим скороговорку.
Женя на скамейку села
Справа – Сева
Слава – слева.(родители говорят скороговорку)
Игра «Назови слова со звуком ц». (называют слова).
А теперь посмотрите небольшой видеофрагмент «Один день из жизни детского сада» (утренняя зарядка, завтрак, музыкальное занятие, прогулка, изобразительная деятельность, конструирование и т.п.»
3.Заключительный этап. Рефлексия. Обратная связь. Принятие решения.
А сейчас предлагаю Вам поиграть в серьёзную игру:
«Каким вы хотите видеть ребенка в конце учебного года?» Задание такое:
Обведите ладошку Вашего ребенка и напишите на каждом пальчике, каким Вы хотите видеть Вашего ребенка в конце учебного года.
Сфотографируйте и поднесите к экрану.
Варианты надписи на пальчиках
Умным – ? человек
Спортивным – ? человек
Здоровым – ? человек
Послушным – ? человек
Усидчивым – ? человек
Подготовленным к школе – ? человек
Любопытным — ? человек
Уверенным – ? человек
Самостоятельным – ? человек
Активным – ? человек
Умеющим читать и писать — ? человек
Мог выражать свои мысли полным ответом – ? человек.
Итог: Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребенок.
Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение.
Сейчас мне хотелось бы поблагодарить родителей, которые принимают самое активное участие в различных творческих конкурсах, акциях — как в очном формате, так и в дистанционном (назвать родителей, которые вместе с детьми приняли участие в мероприятиях различного уровня).
Спасибо вам за то, что стараетесь быть примером для своих детей!!!
В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение.
Условиями гapмоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость. Как показывает время и наше общение друг с другом, то мы можем назвать себя командой.
И поэтому я предлагаю нашей команде обсудить проект решения нашего собрания:
1. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе.
2. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
3. Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе.
4. Во втором полугодии провести дистанционный обмен мнениями по результативности работы по подготовке детей к школе.
5. Принимать участие вместе с детьми в дистанционных мероприятиях познавательной и эстетической направленности.
Пожалуйста, выскажите свое мнение и проголосуйте – поставьте сердечки! Решение принято.
Спасибо, что приняли активное участие в нашем таком необычном собрании.
Видеоматериалы собрания, а также список методической литературы и рекомендации можете посмотреть на странице нашей группы ВК
Приложение
Рекомендации родителям будущего первоклассника.1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.
2. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.
3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий.
4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).
5. Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.
6. Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и вязать толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой.
7. Лепите из пластилина — это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.
8. Купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти).
9. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.
10. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.
11. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.
Мудрые советы Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех»
Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития:
• Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
• Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.
• Не дерись без обиды.
• Не обижайся без дела.
• Сам ни к кому не приставай.
• Зовут играть — иди, не зовут — попросись, это не стыдно.
• Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
• Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
• Не ябедничай за спиной у товарищей.
• Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
• И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
• Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
• Дорогу переходи внимательно, не торопись.
Список литературы для родителей
· Абельмас Н. В. Занимательные игры и задания на развитие логического мышления. Математика. Русский язык. – Феникс, Кредо, 2007
· Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М., АРКТИ, 2006
· Логические задачи. Серия «Умный малыш». – ИП Бурдина С. В., г. Киров
· Майерс Б. Развиваем мышление. Лучшие логические игры. – Эксмо, 2010
· Николаева Е. Н. Я в мире других. Книга для размышления. – Мой учебник, 2007
· Рогалевич Н. Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе. – Минск, Харвест, 2004
· Самоукина Н. В. Игры в школе и дома.
· Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Академия развития, 1997
· Пятак С.В. «Узнаю буквы и звуки»
· Пятак С.В. «Читаю слова и предложения»
· Володина Н.В. «Пишу красиво»
· Сорокина Т.В. «Занимаюсь математикой»
· Пятак С.В., Мальцева И.М. «Готов ли я к школе?»
· Пьянкова Е. А., Володина Н.В. «Начинаю считать»
Родительское собрание в детском саду «Знаете ли вы своего ребёнка?»
Знаете ли вы своего ребёнка?
Родительское собрание в детском саду
( 2-я младшая и средняя группы).
Педагог-психолог
МДОУ д/с №4 «Солнышко»
г. Пятигорска
Командин Е.Н.
Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.
Задачи: знакомство родителей с особенностями психического развития ребенка, особенностями протекания кризиса 3-х лет, научить родителей разделять понятия «негативизм», «упрямство», «капризность», «обесценивание».
Стимульный материал: карточки с ситуациями и вариантами их решений, работы детей, мяч небольшого размера.
План собрания:
- Выполнение упражнения «Комплименты по кругу».
- Выполнение практического задания «Знаю ли я своего ребенка».
- Сравнение результатов работы с результатами детей.
- Теоретическая часть с элементами анализа ситуаций «Основные признаки кризиса развития».
- Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей»
Ход проведения собрания в детском саду:
- Выполнение упражнения «Комплименты по кругу».
Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психического и психологического развития ваших детей.
Ваши дети, наверное, уже рассказывали вам о психологических занятиях, которые проводятся в группе. Перед началом каждого занятия проводится так называемый «ритуал приветствия», который помогает детям настроиться на дальнейшую работу, снять психоэмоциональное напряжение.
Чтобы лучше понять, как это происходит, предлагаю вам побывать в роли детей и провести ритуал приветствия, который называется «Комплименты по кругу». Прошу всех встать. Вам необходимо будет передавать мяч по кругу своему соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь приятное.
(родители выполняют упражнение «Комплимент по кругу»)
- Выполнение практического задания «Знаю ли я своего ребенка».
Психолог: Большое спасибо, прошу всех сесть. Перед началом нашего разговора мы выполним с вами небольшое задание «Знаю ли я своего ребенка». Перед вами лежат листики, на которых вы будете работать. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей.
1. Самое любимое занятие вашего ребенка?
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
4. Любимая сказка вашего ребенка?
5. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.
- Сравнение результатов работы с результатами детей.
- Теоретическая часть с элементами анализа ситуаций
«Основные признаки кризиса развития».
Психолог: Родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка. Что же характерно для ребенка 3-4,5 лет? Прежде всего, физическое развитие, его бурный физический рост. У детей этого возраста велика потребность в движении, детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.
- Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности. Если да, то в чем это проявляется?
Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. Кстати, не все родители замечают появление этой особенности. Ребенок хочет быть взрослым. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Возможность этого осознания себя как отдельного человека ему дает общение со взрослым.
В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому. Ребенок развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы.
Кризисы необходимы, они – движущая сила развития. И как раз в этом возрасте у ребенка происходит этот кризис развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, капризным. Протекание данного кризиса у всех детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже. У одних детей кризис развития длится непродолжительное время, у других – до 4-4,5 лет.
Вы не должны пугаться остроты протекания кризиса, этот вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.
В этот момент опасны не сами кризисы, а проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? – Да. Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.
От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Кризис называют трудным возрастом, который отмечен повышенной конфликтностью. Взрослым становится все сложнее управляться с возрастающей строптивостью и несговорчивостью малыша. Однако, и самому малышу в этот период нелегко. Трудный возраст в первую очередь труден для него самого.
В это время ребенку свойственно проявление некоторых отрицательных качеств, таких как негативизм, упрямство, капризность, симптом обесценивания.
Давайте разберемся в этих понятиях, в особенностях проявления этих качеств и в решениях их преодоления.
Негативизм.
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса – возникновение негативизма.
Негативизм – это желание ребенка делать наоборот, ни в коем случае не подчиняться воле взрослого, даже вопреки собственному желанию. В ребенка как будто вселяется бес. Ему предлагают погулять, а он отказывается, хотя очень любит прогулки, просьбы мамы начинает выполнять с точностью до «наоборот».
Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.
При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.
Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», — и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать наоборот, по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.
Хочется вас успокоить. Первичный негативизм не является признаком испорченного характера или изощренным желанием досадить взрослому. Напротив, он отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша, его попытку выделить свое «Я». У ребенка возникают свои собственные желания и намерения, которые очень часто не совпадают с желаниями и намерениями взрослых. Ребенок как бы дает нам понять, что он тоже имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались.
Задача взрослых – поддержать его, превратить негативизм в игру, одновременно обучая его выражать свои желания и намерения. Например, при проявлении негативизма воспользуйтесь моментом и поиграйте в специальную игру «Делай наоборот»:
Показываем на нос и комментируем:
— Это мой рот.
Задача ребенка – раскрутить цепочку в обратном направлении, т.е. показать на свой собственный рот и сказать: «А это мой нос».
Теперь показываем на левую ногу и сообщаем:
— А это моя правая нога.
Ребенок показывает свою правую ногу и говорит:
— Это моя левая нога.
В бытовых ситуациях предложите упрямцу надеть что-нибудь, только не красный костюм. Цель будет достигнута, вот увидите! В итоге – негативизм быстро исчезнет и не закрепится в его поведении.
Детский негативизм надо уметь отличать от обычного непослушания. Вот основные их различия:
НЕГАТИВИЗМ |
НЕПОСЛУШАНИЕ |
Ребенок поступает наперекор своему желанию. |
Ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого. |
Избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, только мамы или папы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. |
Не избирательно. |
Мотив: сделать как угодно, лишь бы не так! |
СОВЕТ: — не давить на ребенка;
— не разговаривать в приказном тоне.
Упрямство.
Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы». Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых, не восприятие ребенком мнения других людей, а настаивание на своем.
Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный. Малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый сок. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах). Как же поступить маме в этой ситуации? (Не придавать большого значения – во время приступа не пытайтесь что-то внушать ребенку, это бесполезно, ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат – не прибегайте к помощи посторонних, ребенку только это и нужно – просто возьмите его за руку и уведите – будьте в поведении с ребенком настойчивы).
Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал. Это явление закономерное, нормальное в известных пределах.
Часто родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым закрепляя проявление упрямства и лишая ребенка возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Одной из ошибок воспитания в семье, ведущей к появлению упрямства является повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Родители выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его возрастных и индивидуальных возможностей. Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился не колени в новой одежде и т.д. У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребенка к опрятности.
Упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.
Если дети после 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, как удобном способе манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Как преодолеть упрямство? Прежде всего, не придавайте ему большого значения. Примите это как необходимость. Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Капризность.
Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и провести четкую границу между ними очень сложно. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов в следующем:
— в желании продолжит начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
— в недовольстве, раздражительности, плаче,
— в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система ребенка.
Часто капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы.
Не путайте упрямство и капризы! Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад. Капризный ребенок стремиться добиться еще большего внимания к себе, ему нравиться быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», капризного – «Я не хочу».
Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.
Ситуация для анализа:
Двухлетний Илюша с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, по ее мнению, «эту бесцельную возню» и быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!». Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы:
— Что это капризность или упрямство? (капризность и своеволие)
— Правильно ли поступила мама?
— Какие последствия такого поведения мамы?
— Что бы вы посоветовали маме?
Хочется подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление ребенка к самостоятельности. Это можно наблюдать даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, а иначе дети могут вырасти пассивными и ленивыми.
Если достижения достижения ребенка становятся предметом внимания взрослого и его доброжелательной оценки, его личность своевременно и полноценно развивается, а это залог психического здоровья и успешного развития в дальнейшем. В противном случае при ограничении самостоятельности в действиях детей или полном устранении от помощи ребенку в его бурно развивающихся, но еще плохо скоординированных действиях, а также при небрежном или безразличном отношении к его пока еще элементарным достижениям в поведении ребенка возникают негативные симптомы:
— дети становятся раздражительными и гневливыми;
— легко впадают в аффект;
— капризничают;
— стремятся все сделать наоборот.
Ситуация для анализа:
Мать зовет дочку купаться.
— Не буду! Не хочу! – отвечает дочь.
— Но ты же сама только что просилась, я уже ванну с пеной сделала!
— Не хочу с пеной, хочу с солью!
— Но с солью мы сделаем завтра, а сейчас смотри, какая пена!
Тут в ванную заглядывает папа:
— Я сейчас сам буду купаться!
— У- у – у ! Хочу купаться! Папа, уйди!
Вопросы:
— Определите, в данной ситуации в больше степени проявляется капризность или упрямство? Обоснуйте свой ответ. (капризность).
Замечено, что:
— девочки капризничают чаще, чем мальчики;
— мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Ситуация для анализа:
Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно высказывает свое недовольство тем, что суп теплый и т.д. Мать идет у нее на поводу, она предлагает ей другие блюда, пытается ее заинтересовать, рассказывает сказку и т.п., но все бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.
Вопросы:
— Определите, в данной ситуации в больше степени проявляется капризность или упрямство? Обоснуйте свой ответ. (капризность).
— Как можно выйти из этой ситуации?
Хочется подчеркнуть, что при приступе капризности, не надо идти на поводу у ребенка.
Истерика.
Очень часто за капризом ребенка, в случае невыполнения его требований, наступает истерика. Для истерик у детей характерны:
— невероятная яркость, гротескность,
— своего рода «игра на публику»,
— зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей.
Детская истерика сопровождается малыми припадками:
— громогласный плач,
— крики,
— битье головой о стену или пол,
— расцарапывание лица.
Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.
Ситуация для анализа:
Дочка требует: «Купи мне шоколадку». Мама купила именно ту, на которую она показала. Дочка ее развернула и сказала, что эту не хочет, хочет другую. Мама ответила: «Ешь, что купили». После этих слов дочь завизжала, закричала, затопала ногами, упала на пол, сопли-слюни… Чего только мама не наслушалась. Хотела ее унести, но не смогла, так как в обеих руках сумки. Никто вокруг ее не поддержал! Самое мягкое высказывание продавцов было: «Выведите ребенка, он мешает работать!». Мать кое-как вытащила дочь на улицу, там она еще минут 15 орала. Мама еле-еле поймала машину. Только заехали во двор – истерика прекратилась.
Вопросы:
— Что же послужило тому, что истерика прекратилась?
— Бывали ли подобные ситуации у вас?
— Как вы выходили из них?
Благоприятными условиями для возникновения капризов являются:
— переутомление;
— некомфортная обстановка;
— плохое самочувствие;
— повышенная эмоциональная возбудимость;
— чувствительность.
Регулярные детские капризы и истерики ведут к изменениям характера, расшатывают нормальную психику, порождают такие стойкие психопатические наклонности, как:
— нетерпеливость;
— нетерпимость к мнению окружающих;
— требовательность;
— подозрительность;
— обидчивость;
— мстительность;
— неадекватность эмоциональных реакций.
Бывает так, что ребенок при одном из родителей не позволяет себе капризы и истерики. Здесь корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, «только бы он не расстроился», то последствиями такого воспитания становятся: избалованность, вседозволенность.
Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повториться нечто подобное, только с еще большей силой.
Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета.
Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, потому что он покупает «запрещенную» газировку, а если устроить бабушке истерику, можно получить все и немножко больше.
Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.
Как предотвратить приступы истерики у детей.
- Научитесь предупреждать вспышки. Дети скорее раздражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.
- Переключайте детей на действия. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик.
- Назовите ребенку его эмоциональное состояние.Ребенок может оказать неспособным выразить словами свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.
- Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».
Если истерика все же началась:
- прежде всего не раздражаться, взять себя в руки;
- не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;
- постарайтесь отвлечь малыша. Как только начнется истерика, резко переключите его внимание на что-нибудь загадочное.
- твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;
- постарайтесь не реагировать на советы посторонних;
- не поддавайтесь на провокации. Как только начинается истерика – встаньте и выйдите из комнаты. Пусть кричит, пусть падает на пол и стучит ногами. Подобное шоу рассчитано на зрителя. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам. Сразу же переключите его внимание на какое-то действие.
- научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой.
- выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.
Симптом обесценивания.
Наблюдая за ребенком в этом возрасте, можно заметить еще одно проявление. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающим. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан «симптом обесценивания», который проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение останется незамеченным, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Симптом обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
С этим симптомом также связано обесценивание игрушки и отказ от нее, хотя совсем недавно это была любимая игрушка ребенка.
Завершение тренинга.
Вручение «Памяток для родителей».
Психолог: Уважаемые родители, хочется еще раз обратить ваше внимание, на то, что нельзя расценивать все эти проявления в развитии ребенка только со знаком «минус». Отрицательность в скрытом виде присутствует во всех личностных проявлениях, поскольку без потенциала негативности нет свободы воли. Без возможности отрицательного действия невозможно позитивное, социально одобряемое действие.
Ребенок как будто бы знает: если он сейчас не сломает всю систему взаимоотношений со взрослым, не отстоит свое право действовать по-своему, даже если это не одобряется окружающими, он не состоится как личность.
Другие дело, что отрицательные деяния не должны перевешивать позитивные личностные проявления, не должны становиться единственным способом проявления личностной индивидуальности.
Поэтому способ разрешения кризиса развития невероятно важен для дальнейшего развития ребенка. Ребенок должен выйти из этого кризиса с набором положительных качеств и главная задача родителей – не допустить закрепления их негативных или крайних проявлений.
И в заключении нашей встречи хочется всем вам вручить небольшие памятки с рекомендациями, которые помогут ребенку пережить кризис.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку пережить кризис».
1. Кризис может начаться уже с 2,56 лет, а закончиться в 3,5-4 года.
2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.
4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.
8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него.
10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
Скачать презентацию к родительскому собранию в детском саду
Родительское собрание в детском саду
«Знаете ли вы своего ребёнка?»
1
Первый слайд презентации: Общее родительское собрание «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, его воспитанников и родителей» 2020 г
Детский сад № 2 «Солнышко» филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 г. Пыталово»
Изображение слайда
2
Слайд 2: Цель собрания: — расширение контакта между педагогами и родителями; — моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; — повышение педагогической культуры родителей
Задачи: познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;
Изображение слайда
3
Слайд 3: Повестка дня:
Вступительная часть. Заведующий ДОУ – Ирина Владимировна Буянова 2. Ознакомление родителей с приоритетными направлениями работы детского сада на 2020-2021 учебный год. Старший воспитатель – Михайлова Татьяна Петровна 3. Как защититься от гриппа, коронавируса и ОРВИ Медсестра детского сада Павлова В.В. 4.Презентация «Как мы летом отдыхали» (см. отдельную презентацию)
Изображение слайда
4
Слайд 4
Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная. Проходят увлечения, меняются привязанности, но любовь к родителям и потребность в ответной любви остаются до конца дней. Дорогие родители наших детей ! Мы очень рады общаться с вами в дистанционном формате на общем родительском собрании нашего детского сада «Солнышко», потому что мы понимаем : без союза с семьями воспитанников, без вашей поддержки и помощи в воспитании и развитии детей, создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в саду была радостной, насыщенной и интересной?
Изображение слайда
5
Слайд 5: Что такое современный детский сад?
Детский сад – это большой дом, где «проживают» и «творят» дети, педагоги, родители. Детский сад будущего – это замечательная идея, это наш завтрашний день. Это детский сад, в котором ребенку предоставляется больше возможностей: свободы выбора в самовыражении, в развивающей среде, в общении, в направлениях развития
Изображение слайда
6
Слайд 6: Как вы представляете себе современных детей?
Современные дети разные такие: Есть дети – непоседы, Есть дети озорные, Есть дети почемучки, Хотят о многом знать, Мечтают, когда вырастут, На луну слетать. Дети есть спокойные, Тихие и скромные, Любят они с мамами Целый день играть, Друзей не обижают, Взрослых уважают. О таких детишках можно лишь мечтать!
Изображение слайда
7
Слайд 7: Что вы вкладываете в понятие «современный воспитатель»
Современный воспитатель – Это чудо – педагог: Много знает и умеет, Преподаст он всем урок. Для детей – вторая мама, Для сотрудников он друг, Для родителей – наставник, Он заменит всех вокруг. Он и дворник, и маляр, Современный воспитатель –Он имеет Божий дар.
Изображение слайда
8
Слайд 8: Давайте попробуем составить портрет современного родителя
Современный родитель – В чем его укорить? Есть родитель – «заказчик» — Любит он говорить, Наблюдатель – родитель Будет только лишь зрить. Активист и помощник – Детям радость дарить.
Изображение слайда
9
Слайд 9
Ребенок Педагог Родитель
Изображение слайда
10
Слайд 10
Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я могу, умею, на что способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребенка. — Как вы думаете, что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? (Упадет) Вспомните басню И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» : «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Отсюда следует вывод, что нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду.
Изображение слайда
11
Слайд 11: Перспективы развития детского сада «Солнышко» на 2020-2021учебный год
Цель: Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста. Задачи на новый 2020 – 2021 учебный год. 1.Создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича ». 2. Формировать у детей экологическую культуру и культуру природолюбия в рамках природоохранного социально-образовательного проекта « Эколята – Дошколята» 3.Продолжать работу ДОУ по сохранению и укреплению здоровья посредством создания условий для формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у всех участников образовательных отношений.
Изображение слайда
12
Слайд 12: Первая годовая задача
1. Создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича».
Изображение слайда
13
Слайд 13: Для выполнения этой задачи в детском саду приобретено большое количество развивающих игр В.В.Воскобовича,
Изображение слайда
14
Слайд 14: Вторая годовая задача
2.Формировать у детей экологическую культуру и культуру природолюбия в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята». 13 ноября 2020г. мы все дружно стали участниками природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята–Дошколята».
Изображение слайда
15
Слайд 15: Эколята-Дошколята
Изображение слайда
16
Слайд 16: Третья годовая задача
3. Продолжать работу ДОУ по сохранению и укреплению здоровья посредством создания условий для формирования культуры здоровья и образа жизни у всех участников образовательных отношений.
Изображение слайда
17
Слайд 17
Изображение слайда
18
Слайд 18: 27 ноября 2020 года у нашего Детского сада «Солнышко» юбилейный ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ !
Изображение слайда
19
Слайд 19: Решение родительского собрания:
1. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для здоровья и образования детей. 2. Принять к сведению перспективы развития детского сада на 2020-2021 учебный год
Изображение слайда
20
Последний слайд презентации: Общее родительское собрание «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни
Желаем вам успехов! До новых встреч!
Изображение слайда
вопросов, которые нужно задать во время вашего следующего родительского собрания
от Little Sunshine’s Playhouse and Preschool
0 комментариев
Вопросов, которые нужно задать во время вашего следующего родительского собрания
5 90 может быть много вещей. Они могут быть продуктивными.
через GIPHY
Они могут быть скучными.
через GIPHY
Они могут вызывать стресс.
через GIPHY
В большинстве случаев они представляют собой странную комбинацию всех трех.
Однако когда дело доходит до родительских собраний, все участники хотят, чтобы они были как можно более содержательными. К сожалению, это добавляет им уникальное давление. Как за 30 минут поделиться достаточной информацией, чтобы школьный опыт вашего ребенка был как можно более позитивным?
через GIPHY
Не нужно паниковать. В Little Sunshine’s Playhouse® мы считаем, что родители и учителя являются партнерами в образовании. Совместная работа — лучший способ дать вашему ребенку качественное образование, которого он заслуживает, и родительские собрания с учителями играют важную роль в этом партнерстве.
Вот список вопросов, которые вы можете задать во время родительского собрания, чтобы максимально эффективно проводить время с учителем вашего ребенка.
Общие вопросы
- Как ведет себя мой ребенок в классе?
- Мой ребенок разговорчив или тих?
- Есть ли у моего ребенка любимое занятие?
- Есть ли занятия, которые ему/ей не нравятся?
Сильные и слабые стороны
- В каких видах деятельности преуспевает мой ребенок?
- В каких отдельных предметах (математике, естественных науках, чтении и т. д.) они хороши? В каких предметах у них проблемы?
- Что касается слабых мест, как вы (учитель) адаптируете уроки, чтобы помочь моему ребенку легче учиться?
Социальное/эмоциональное развитие
- Является ли социальное и эмоциональное развитие моего ребенка типичным для его/ее возраста?
- Понимает ли мой ребенок, как делиться и чередоваться?
- Выражают ли они сочувствие и заботу о других людях?
- Если вы, как родитель, считаете это необходимым, спросите о конкретном взаимодействии с определенными учителями и одноклассниками.
Общение со взрослыми
- Умеет ли мой ребенок вежливо попросить о чем-то?
- Как сотрудники реагируют, когда у моего ребенка возникает проблема?
- Слушает ли мой ребенок инструкции и следует ли им?
Общение со сверстниками
- Мой ребенок больше склонен играть с другими детьми или сам по себе?
- Что происходит во время групповых занятий? Много ли мой ребенок хочет сказать? Больше всего говорят другие дети?
- Есть ли у моего ребенка лучший друг?
- Есть ли дети, с которыми мой ребенок не ладит?
- Это также время, когда вы, как родитель, можете (и должны) поднимать вопросы о взаимодействии вашего ребенка с его/ее одноклассниками, если они у вас есть.
Поведенческие проблемы
- Мой ребенок вел себя агрессивно по отношению к одноклассникам? Одноклассник вел себя агрессивно по отношению к моему ребенку?
- Если возникло какое-либо агрессивное поведение, как вы (учитель) отреагировали?
- Прекратилось ли агрессивное поведение после вмешательства или оно сохраняется?
- Есть ли ситуации, которые расстраивают моего ребенка и провоцируют плохое поведение больше, чем другие?
Как вы можете помочь?
- Какие мероприятия могут помочь в обучении дома? Есть ли хорошие истории для чтения или игры, которые могут помочь моему ребенку легче освоить тему?
- Как я могу помочь вам (учителю) в развитии хорошего поведения и социальных навыков?
- Если есть постоянные проблемы с развитием или поведением, которые, кажется, не улучшаются, есть ли специалисты, которых вы (учитель) рекомендуете, которые могли бы помочь?
Последний вопрос…
Последний вопрос, который вы задаете (или, может быть, первый вопрос, если вы считаете это необходимым), может быть: «Могу ли я рассказать вам о том, что происходит дома?»
Рождение ребенка, смерть члена семьи, недавний переезд, развод, болезнь или множество других жизненных событий могут быть серьезными причинами, по которым ваш ребенок может испытывать трудности в школе или вести себя по-другому. Если вы сообщите об этом учителю вашего ребенка, это очень поможет ему! Если ваш учитель знает, что в личной жизни вашего ребенка происходят определенные вещи, которые могут повлиять на его время в школе, он может приспособиться и найти решение. Если они полностью в неведении, они не смогут эффективно помогать вашему ребенку изо дня в день.
Нет необходимости вдаваться в подробности, если вы этого не хотите. Краткое описание ситуации — это все, что им нужно для начала. Если у них есть дополнительные вопросы, они зададут их.
Встречи родителей с учителями в Little Sunshine’s Playhouse
В Little Sunshine’s Playhouse два раза в год проводятся родительские собрания с учителями, которые играют большую роль в поощрении участия родителей и поддержании открытого обмена информацией об успехах наших учеников.
Для получения более подробной информации свяжитесь с ближайшим к вам офисом сегодня!
- дошкольное образованиедошкольная учебная программаобучение дошкольников
Весна/лето 2005 г.
, выпуск № 48: Преобразование наших родительских собранийСкачать статью: Преобразование наших родительских собраний
приближается, учителя чувствуют себя обремененными и опасаются встречи с родителями, а родители обременены еще одним делом в их и без того утомительный день. Многие родители не хотят оставлять своих детей с нянями или чувствуют себя слишком уставшими к 8 часам вечера. снова ехать в школу, а учителя, которые отдали все свои силы в течение дня, боятся поздней ночи, когда на следующее утро у них в школе. Хотя мы все слишком заняты для нашего же блага, я думаю, что это воздержание друг от друга также указывает на непростые отношения, которые у нас есть друг с другом; учителя могут спросить себя: «Что, если родитель задаст вопрос, на который я не смогу ответить?» или «Как мне выразить словами то, что я делаю с их детьми каждый день?» Родители иногда могут чувствовать себя осужденными или виноватыми, или, давайте посмотрим правде в глаза. . .скучающий.
Теперь, когда я преподаю почти двадцать лет, я понимаю, что один из величайших даров, которые я получил (и самый неожиданный), — это знакомство со взрослыми, которых я иначе никогда бы не знал, либо из-за образа жизни, либо из-за поколения. различия. Я так благодарен этим смелым и интуитивным родителям, которые отправляют своих детей в вальдорфскую школу, что позволяет мне раскрыть дело моей жизни и дает мне возможность быть тесно связанным с их семьями в очень формирующий период роста и развития. Как известно, каждый ребенок «выбирает» ту семью, где он может лучше всего подготовиться к задачам, ожидающим его в жизни; точно так же каждая семья, которая приходит на мой урок, помогает мне развивать способности и преодолевать внутренние препятствия, которые в противном случае у меня никогда не было бы возможности сделать. Из нашей взаимной благодарности мы можем развивать отношения, основанные на доверии и уважении, тем самым поддерживая детей так, как мы никогда не смогли бы сделать по отдельности.
В прошлом году я разослал неофициальный опрос четырнадцати вальдорфским программам для детей младшего возраста от Теннесси до Мэна. Задаваемые вопросы касались количества классных собраний в год и их посещаемости, включения родителей в класс и школу, темы классных собраний, родительско-педагогических собраний, регулярности общения между родителями и учителями, изменений, воспринимаемых учителями в родительском коллективе и радости и трудности, которые испытывают учителя в работе с родителями. То, что я обнаружил, было интересным и подтверждало мое мнение о том, что необходимы изменения (и они уже начались) в отношениях между родителями и учителями. Большинство учителей согласились с тем, что помощь родителям в осуществлении позитивных изменений в их семейной жизни доставляла большое удовлетворение, а создание сообщества среди родителей класса доставляло учителям большую радость. Многие учителя также отметили, что родители сегодня имеют больше доступа к классу, сопровождая детей на прогулках, присоединяясь к ним в их повседневной работе и вместе отмечая праздники. Учителя также отметили, что родители беспокоятся, испытывают стресс и перегружены больше, чем когда-либо прежде, и что посещаемость классных собраний является спорадической и в целом низкой. Многие учителя признались, что звонят родителям только тогда, когда их ребенок плохо учится в классе, и никогда, когда у него все хорошо. Несколько учителей упомянули, что родители более критичны и не решаются откровенно говорить о проблемах или трудностях своего ребенка. И все учителя упомянули о постоянной проблеме, с которой сталкиваются родители, чтобы защитить своих детей от средств массовой информации, установить домашние ритмы и защитить своих детей от чрезмерной стимуляции. Сегодняшнее образование для родителей, как и любое образование для взрослых, должно основываться на опыте. Взрослые больше не довольствуются тем, что верят кому-то на слово, им нужно найти собственное отношение к новым идеям. Как новый родитель, я часто был глубоко тронут красноречивыми словами и ясными мыслями различных ораторов и покидал лекцию, вдохновленный мудростью этого человека. Обратной стороной этого, однако, было то, что я ушел с лекции, чувствуя, что знаю меньше, чем я думал, что знаю, и если бы я только мог быть таким же мудрым, как лектор, которого я только что услышал. . .вы поняли идею.
Я хочу, чтобы на моих родительских собраниях у родителей оставалось ощущение, что они знают больше, чем им казалось; Я хочу, чтобы они ушли, чувствуя себя более сильными в своей роли родителей и более уверенными в своем понимании своего ребенка. Я стремлюсь создать ситуацию, в которой я могу дать родителям возможность получить определенный опыт и на его основе сделать собственные выводы. Примером такого способа работы является то, что я назвал Мастерской игрушек, разработанной задолго до того, как я начал свою карьеру вальдорфского учителя. Это произошло из-за моего вопроса как родителя о том, какие игрушки способствуют здоровой игре и поддерживают творческое воображение моих детей.
На собрании класса я представляю нашу совместную работу, говоря, что мы будем играть с игрушками и что цель нашего исследования игрушек не в том, чтобы сравнивать вальдорфские игрушки («хорошие игрушки») с «плохими игрушками», а в том, чтобы достичь понимания роли игрушек в определении того, насколько наши дети удовлетворены своей игрой. Каковы возможности и ограничения различных видов игрушек? Я начинаю нашу встречу с рассказа о восприимчивости и свежести детских чувств и о том, что именно через их чувства дети начинают формировать отношения с миром. Затем я прошу родителей закрыть глаза и раздаю предметы природного и искусственного происхождения, прося родителей попытаться не идентифицировать объект, а ощутить его, понюхать и т. д. Что приятно держать в руке? Что хочет провести? А что кажется слишком твердым или слишком холодным? Я раздаю пластмассовые и шерстяные игрушки, сосновые шишки, ракушки, куклы, камни — все, что дает интересный тактильный опыт. Родители спокойно передают вещи друг другу по кругу, не комментируя их, и, как они заканчивают, я кладу предметы в центр нашего круга. Затем родители открывают глаза, и я прошу их прокомментировать свой опыт. Были ли сюрпризы? Были ли неприятные чувственные впечатления? (Возможно, вы удивитесь, обнаружив, что некоторые из вальдорфских игрушек не так дружелюбны, как вы думали!) Что вам особенно понравилось?
Затем я делю родителей на группы по четыре-пять человек (разделяя пары) и отправляю их (в идеале) в разные классы. В каждой комнате есть накрытая куча игрушек. Я пытаюсь сделать довольно типичный набор пластиковых и более натуральных игрушек — то, что можно найти в обычном ящике для игрушек дома (таким образом, есть сломанные игрушки, несоответствующие игрушки и т. д.). В одну кучу я кладу пластиковые популярные игрушки, а в другую — игрушки из своего класса. В идеале эти стопки должны быть в разных комнатах. Я прошу группы составить сюжетную линию из того, что они найдут в своей куче, и разыграть ее, используя имеющиеся у них игрушки. Важно дать им понять, что меня не интересует, какова их сюжетная линия: что им не придется потом повторять эту историю. Что меня интересует, так это то, как они передают историю через игрушки, которые у них есть. Затем у них есть пятнадцать-двадцать минут, чтобы поиграть в своих группах, а я перехожу от одной группы к другой, поддерживая их в нужном русле. Как мы все знаем, когда взрослые собираются вместе, мы, как правило, болтаем, и моя работа состоит в том, чтобы убедиться, что они не говорят о своих детях или своих планах на выходные, а сосредоточены на том, чтобы облечь свои истории в форму. Иногда, особенно с более сформированными игрушками, игра заканчивается раньше положенных пятнадцати минут, но я прошу их продолжать, пока не истечет время. Затем они разбирают то, что они создали, снова накрывают кучу, идут в другую комнату и делают то же самое снова, но с другим типом игрушек. Через пятнадцать-двадцать минут мы снова все закрываем, собираемся в круг, и я спрашиваю их, что они пережили. Я провел этот эксперимент с сотнями людей, многие из которых не были связаны с вальдорфским образованием, и результаты всегда были одинаковыми. Игрушка типа «Toys-R-Us» усложняет продолжение сюжетной линии и неизменно заканчивается более жестокой, громкой и разрушительной игрой. Я обнаружил, что все, что мне нужно сделать, это задать вопросы, и родители на основании собственного опыта обнаруживают, что чем более фиксированной является форма игрушки, тем труднее поддерживать воображение. После обсуждения я говорю об образе человека, и мы сравниваем несколько видов игрушек, изображающих человека. Что сильнее: пластиковый Халк цвета дневного света или простая настольная кукла принца, которую моему сыну подарила на день рождения его воспитательница в детском саду? Что женственнее: Барби или принцесса-марионетка? Кто человечнее: трансформер или маленькая кукла-узловка? В этой части я очень мало говорю; Я просто задаю вопросы, а родители делают собственные выводы. Опять же, повторяю, речь идет не о хороших и плохих игрушках; речь идет о том, чтобы более осознанно относиться к тому, что мы приносим в наши дома, и к тому, как мы даем возможность нашим детям полностью и творчески выражать себя через то, с чем они играют. Обычно на следующий день у меня остаются мешки с выброшенными игрушками! Благодаря совместной работе родители сформировали связь, и сообщество, которое мы, учителя, стремимся создать среди родителей, укрепилось.
Итак, для ваших классных собраний найдите интересную тему, а затем посмотрите, как вы можете превратить ее в опыт с родителями в качестве активных участников. Вы и они прекрасно проведете время!
Луиза де Форест недавно вошла в состав правления WECAN. В следующем году она возьмет творческий отпуск после многолетней работы в детском саду в школе Green Meadow Waldorf School.
Переосмысление конференции родителей и учителей / Публикации и ресурсы / Участие семьи / HFRP
Октябрь 2015 г. Хизер Б. Вайс |
Это осенняя сцена, столь же знакомая, как яркие желтые школьные автобусы, которые снова появляются и усеивают проезжую часть в это время года: родитель и учитель сидят друг напротив друга, колени упираются в парту, которая совсем немного слишком маленький. Они говорят в течение отведенного им 15-минутного интервала, быстро обсуждая цели, потребности и наблюдения. В то время как учитель пытается втиснуть всю важную информацию, родитель усваивает как можно больше, пытаясь разобраться в данных и жаргоне. После этого каждый уходит в свое место только для того, чтобы снова встретиться через шесть месяцев, если вообще встретится. Как директор Гарвардского исследовательского проекта семьи в течение последних 30 лет и как родитель, я знаю, что, хотя конференция родителей и учителей может быть временем волнения, она также может быть временем стресса и беспокойства. Есть ли способ лучше?
Исследования, проведенные за последние пять лет, показывают, что традиционная родительская конференция, этот ежегодный ритуал, является необходимой, но недостаточной моделью обмена сильными сторонами и трудностями ученика. 1 Необходимо, поскольку родители и учителя должны совместно обмениваться информацией об успеваемости учащегося и планировать будущие цели и действия, но недостаточно, поскольку учителям и семьям необходимо наладить партнерские отношения для поддержки обучения с течением времени. Настоящая семейная встреча — это не разовое мероприятие. Это общая ответственность, при которой регулярное двустороннее общение гарантирует, что учащийся находится на пути к выполнению требований уровня своего класса. Он основан на доверии и взаимном уважении и признает, что у всех семей есть цели, ценности и навыки, чтобы помочь своим детям добиться успеха от дошкольного до старшего школьного возраста и далее.
На протяжении многих лет мы наблюдаем ряд интересных тенденций в округах по всей стране, которые переосмысливают родительские собрания как ключевой элемент постоянного взаимодействия с семьей. Одной из тенденций является то, что школы начинают содержательные беседы с семьями еще до начала занятий. Например, здесь, в Бостоне, в рамках инициативы под названием «Обратный отсчет до детского сада» Бостонский детский музей ежегодно проводит праздник детского сада, на котором дети и семьи могут доехать до музея на автобусе, поговорить с учителями, которые ходят по классу, и получить информацию от округа. персонал о зачислении в детский сад и подготовке.
Вторая тенденция, которая, как мы видим, переосмысливает конференции родителей и учителей, заключается в том, что школы сосредотачиваются на обмене данными как об учениках, так и о классе, углубляя обсуждение прогресса ребенка. Модель «Академическая команда родителей и учителей», например, объединяет родителей и учителей во время трех групповых собраний в течение учебного года. Семьи получают информацию о том, что и как учатся их дети, данные об успеваемости в классе и конкретные занятия, некоторые из которых предложены другими родителями, которые они могут выполнять дома, чтобы помочь своему ребенку выполнить 60-дневные академические цели. Исследования показывают, что эта расширенная форма родительского собрания информировала и улучшила способы, которыми родители помогают своим детям дома, укрепила отношения между родителями и учителями и повысила успеваемость учащихся. 2
Третья тенденция, которую мы наблюдаем, — это продолжение диалога между школами и семьями за рамками родительского собрания с использованием технологий. Недавнее исследование, проведенное Мэтью Крафтом и Тоддом Роджерсом, показало, что старшеклассники, участвовавшие в программе летней школы с восстановлением зачетных единиц, чьи родители еженедельно получали короткие индивидуальные сообщения от своего учителя, с большей вероятностью получали зачет к окончанию школы, чем учащиеся, родители не получали сообщения. 3 Другая программа, Message from Me in Pittsburgh, позволяет детям дошкольного возраста отправлять фотографии, звуковые сообщения или электронные письма своим семьям, рассказывая о своем дне через информационные киоски, установленные в классах для детей младшего возраста. Благодаря сообщениям семьи получают более четкое представление о том, что произошло за день, и могут задать конкретные вопросы позже дома, борясь с вызовом: «Что вы делали сегодня?» «Ничего» или «Я не знаю. Я забыл.» Для семей, чей родной язык не английский, это может быть особенно эффективным способом обмена конкретной информацией, чтобы они могли следить за ней дома – практика, связанная с успеваемостью в школе.
Последняя тенденция заключается в том, что значимое общение происходит за пределами школы. Посещения на дому, например, дают семьям и учителям возможность познакомиться друг с другом на территории семей. Посещения на дому часто проводятся два раза в год и в некоторых случаях дополняются семейными обедами. Благодаря этим посещениям учителя получают ценную информацию о доме и семье ребенка, узнают о целях и ценностях семьи, а также о том, как семья поддерживает обучение учащихся дома, в школе и в обществе. Семьи знакомятся с учителем и узнают о целях обучения ребенка в более неформальной обстановке. Посещения показывают, что школа и учителя приветствуют семьи, и это начинает укреплять доверие, которое позволяет семьям и учителям работать вместе на благо ребенка. Хотя эти действия кажутся простыми, визиты на дом связаны с улучшением посещаемости, поведения и результатов тестов учащихся.
Родительское собрание, вероятно, будет более значимым, менее пугающим и напряженным, если семьи и учителя будут рассматривать его как часть продолжающегося в течение года разговора, основанного на всевозможных данных об обучении и прогрессе учащихся. Обсуждение также может включать в себя то, как послешкольные и другие общественные развивающие программы могут основываться на интересах ребенка и тем самым способствовать школьному обучению.