План работы психолога с родителями: План работы педагога-психолога с родителями в ДОУ.

Содержание

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ | Материал на тему:

План работы педагога — психолога

МАДОУ ДСКВ «Солнышко» с родителями

Период проведения

Вид деятельности

Участники/ группы

Форма проведения

Работа с родителями

Сентябрь

«Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»

Родители / «Колобок»

Анкетирование

«Знакомство»

Родители / «Колобок»

Анкетирование

«Как подготовить ребенка к ДОУ»

Адаптация в ДОУ»

Родители/ «Колобок»

Памятки

Октябрь

Сбор соглашений для работы с вновь прибывшими детьми в ДОУ

Родители

Опросник

«Кто такой психолог?»

Родители/ «Колобок», «Солнышко»

Буклеты

Выявление семей группы риска

Родители, педагогический состав

Анкетирование  

Ноябрь

«Расскажите о своем ребенке»

Родители / «Светлячок», «Лучик», «Семицветик»

Анкетирование

«Возрастные особенности»

Родители/ «Росинка», «Брусничка»

Памятки

Январь

«Насколько вы внимательны к своему ребенку»

Родители/ «Радуга», «Солнышко»

Тест

«Родительский авторитет»

Родители/ «Семицветик», «Камипитошка»

Буклеты

Февраль

«Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»

Родители/ «Улыбка», «Капитошка»,

Анкетирование

«Гендерное воспитание в семье»

Родители/ «Улыбка», «Лучик»

Буклеты

Март

«Определение степени развития познавательной потребности у ребёнка»

«Психологическая готовность к школе»

Родители/ «Росинка», «Брусничка»

Родители / «Росинка», «Брусничка», «Улыбка»

Тест

Буклеты

В течении учебного года

  • Лекции и выступления на родительских собраниях;
  • Проведение мини- тренингов  во время общих детсадовских и групповых,  родительских собраний ;
  • Индивидуальные консультации родителей по различным проблемам психологического содержания;
  • Консультации по результатам диагностики интеллектуального, психического развития  и эмоциональной сферы;
  • Оформления папок передвижек для родителей всех возрастных групп;
  • Составление и распространение памяток и рекомендаций.

Готовые материалы по работе психолога с родителями в ДОУ

Уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами своими наработками в работе с родителями и представить вам комплект готовый к применению «Работа психолога с родителями»

Содержание

  1. Что входит в комплект?
  2. Семейный клуб «Содружество»
  3. Памятки для родителей:
  4. Стендовая информация для родителей:
  5. Информационные листовки для родителей подготовительной группы «Скоро в школу» (5 выпусков)
  6. Страничка психолога «Адаптируемся вместе» (5 выпусков)
  7. Анкеты для родителей.
  8. Дополнительная информация о товаре

Что входит в комплект?

Семейный клуб «Содружество»

  • Тематическое планирование, ориентированное на детей старшего дошкольного возраста (можно посмотреть в статье «Семейный клуб в ДОУ»)
  • Конспекты мероприятий (5 конспектов готовых к работе).

Памятки для родителей:

  • «Адаптация к детскому саду. Рекомендации психолога.»
  • «Несколько слов про детскую дружбу»
  • «Детская истерика. Как реагировать родителям?»
  • «Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик?»
  • «Когда идти к детскому психологу?»
  • «Ребёнок дерётся. Что делать родителям?»
  • «Семь причин детской агрессии»
  • «Как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка?»
  • «Как научить ребёнка выражать свои эмоции?»
  • «Как слушать ребёнка?»

Стендовая информация для родителей:

  • «Адаптация к детскому саду»
  • «Кризис 3-х лет»
  • «Запреты и наказания»
  • «Темперамент-основа поведения ребёнка»
  • «Детская ложь. Как быть родителям?»
  • «Патологические привычки у ребёнка. Как вести себя родителям?»

Информационные листовки для родителей подготовительной группы «Скоро в школу» (5 выпусков)

В информационных листовках раскрываются следующие темы:

  • Что такое готовность к школе?
  • Психологические аспекты готовности к школе.
  • Мифы и реальность. Как подготовить ребёнка к школе?
  • Кризис семи лет и как с ним справиться.
  • Адаптация к школе. Психологические аспекты.
  • Физиологическая адаптация к школе.
  • Мотивационная готовность к школе.

Страничка психолога «Адаптируемся вместе» (5 выпусков)

Страничка психолога «Адаптируемся вместе» представляет собой листовки с кратной информацией, которая будет полезна родителям в период адаптации к детскому саду.

Анкеты для родителей.

  • Анкета по адаптации к детскому саду.
  • Анкета по готовности к школе.
  • Анкета «Поощрение и наказание».
  • Анкета «Половое воспитание дошкольников».
  • Анкета «Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду».
  • Категория товара: электронный товар
  • Формат отправления: Microsoft Word
  • Автор комплекта: Королёва М.В.

Приобретая комплект помните, что все материалы только для личного пользования. Размещение их в сети интернет запрещено.

Воспитание, которое работает

Поищите книги по воспитанию детей на Amazon.com, и вы получите десятки тысяч наименований, оставив молодых родителей в море часто противоречивой информации. Но благодаря накопленным результатам десятилетий эмпирических исследований психологи знают больше, чем когда-либо прежде, о том, что такое успешное воспитание детей.

Монитор обратился к лидерам детской психологии с просьбой поделиться их лучшими эмпирически проверенными идеями по управлению поведением детей. Вот что они сказали.

1. Примите похвалу

Проще говоря, уделение внимания нежелательному поведению увеличивает нежелательное поведение, в то время как внимание к хорошему поведению увеличивает хорошее поведение, говорит Алан Э. Каздин, доктор философии, профессор психологии Йельского университета и директор Йельского родительского центра. и Клиника детского поведения.

«Когда дело доходит до придирок, выговоров и других форм наказания, чем больше вы это делаете, тем больше вероятность того, что вы не получите желаемого поведения», — говорит Каздин, президент АПА в 2008 году. «Например, лучший способ заставить детей убраться в своей комнате или сделать домашнее задание — это смоделировать такое поведение самостоятельно, поощрять его и хвалить, когда вы его видите».

Но родители не должны хвалить детей без разбора, говорит Шейла Эйберг, доктор философии, профессор психологии в Университете Флориды, которая занимается исследованиями отношений между родителями и детьми. Эйберг рекомендует родителям давать своим детям много «помеченной похвалы» — конкретной обратной связи, которая сообщает ребенку, что именно он или она сделали, что понравилось родителю. Хвалите ребенка с ярлыками, например: «Мне очень нравится, как тихо ты сидишь на стуле», когда ребенку трудно успокоиться. Эйберг говорит, что родитель сосредотачивается на том, что имеет отношение к проблеме поведения. Несколько исследований подтверждают ее мнение: психолог Карен Бадд, доктор философии, обнаружила, что обучение воспитателей дошкольных учреждений использованию маркированной похвалы улучшает отношения учитель-ребенок и помогает учителям лучше управлять поведением в классе (9). 0005 Образование и лечение детей , 2010 г.).

Каздин также рекомендует подкреплять похвалу улыбкой или дружеским прикосновением. И отзывы должны быть честными, говорит Дэвид Дж. Палмитер-младший, доктор философии, практикующий врач из Кларкс-Саммит, штат Пенсильвания, и автор книги 2011 года «Работающие родители, процветающие семьи».

«Недавно я был на игре по софтболу для девочек, и у меня начала болеть голова от всех похвал за плохое выступление», — говорит он. «Это часто может лишить ребенка прекрасного обучения, которое приходит после неудачи».

2. Смотреть в другую сторону

Исследования также показывают, что родители должны научиться игнорировать незначительные проступки, которые не представляют опасности, такие как нытье о том, что брат или сестра не делят друг друга, или малыш, бросающий еду на пол.

В ходе нескольких исследований Каздин и его команда обнаружили, что когда родители меняли свою реакцию на поведение — например, они игнорировали крики, но уделяли много внимания своим детям, когда те о чем-то вежливо просили, — ребенок усваивал, что вежливо просить — это лучший, более надежный способ привлечь внимание («Метод Каздина для воспитания непослушного ребенка», 2008).

3. Узнайте о развитии ребенка

Родители также более эффективны, если они читают о развитии ребенка, чтобы понять неправильное поведение, характерное для каждой стадии развития, говорит Эйберг. Часто, когда ребенок демонстрирует поведение, которое не нравится родителю, например, устраивает беспорядок во время еды, это происходит потому, что ребенок просто осваивает новый навык, говорит она.

«Если родители понимают, что ребенок не нарочно устраивает беспорядок, а вместо этого учится тому, как использовать свои развивающиеся моторные навыки по-новому, они, скорее всего, будут думать о том, чтобы хвалить каждый шаг, который ребенок делает на пути к конечному результату. цель», — говорит она. Родители, которые знают, что ребенок способен понимать, чувствовать и делать в разном возрасте и на разных стадиях развития, могут более реалистично относиться к ожидаемому поведению, что ведет к меньшему разочарованию и агрессии.

4. Делайте тайм-аут правильно

Три десятилетия исследований тайм-аутов показывают, что они работают лучше всего, когда они короткие и незамедлительные, говорит Каздин. «Способ использовать тайм-аут для работы зависит от «тайм-аута», то есть от того, что родители хвалят и моделируют, когда ребенка не наказывают», — говорит Каздин.

Исследования также показывают, что родители должны сохранять спокойствие, когда дают тайм-ауты — что часто бывает трудным делом в пылу неподобающего поведения — и хвалить ребенка, когда он его выполняет. Кроме того, по его словам, родители не должны ограничивать ребенка, чтобы заставить его или ее взять тайм-аут, потому что смысл этой дисциплинарной стратегии состоит в том, чтобы дать ребенку время от любого подкрепления. «Если происходящее больше похоже на драку в баре, родитель поощряет неадекватное поведение», — говорит Каздин.

5. Предотвращение плохого поведения

Джон Лутцкер, доктор философии, который руководит Центром здорового развития в Университете штата Джорджия, даже перестал советовать родителям использовать тайм-ауты. Вместо этого он учит родителей планировать и структурировать действия, чтобы предотвратить нежелательное поведение ребенка, основываясь на предыдущих исследованиях:

  • Планируйте заранее, чтобы предотвратить возникновение проблем.

  • Научите детей эффективно справляться с требованиями ситуации.

  • Найдите способы помочь детям оставаться занятыми, занятыми и активными, когда в противном случае они могли бы заскучать или нарушать порядок». В ходе нашей работы за последние 20 лет мы обнаружили, что если вы хорошо обучаете родителей запланированным занятиям, в этом нет необходимости. для тайм-аутов», — говорит Лутцкер.

6. В первую очередь позаботьтесь о себе

Родители получают один из лучших родительских советов каждый раз, когда взлетают в самолете, говорит Пальмитер: Если в салоне падает давление и вам необходимо надеть кислородную маску, сначала наденьте ее на себя прежде чем помочь своему ребенку.

«Я вижу семьи по всей Америке, где кислородные маски давно сняты, и весь кислород идет детям», — говорит Палмитер.

Тем не менее, исследование ясно показывает, что на детей негативно влияет стресс родителей. Согласно исследованию «Стресс в Америке», проведенному APA в 2010 году, 69 процентов респондентов признали, что их личный стресс влияет на их детей, и только 14 процентов детей заявили, что стресс их родителей их не беспокоит. Кроме того, от 25 до 47 процентов подростков сообщили, что чувствуют грусть, беспокойство или разочарование из-за стресса своих родителей. Другое исследование, опубликованное в прошлом году в 9Исследование 0005 Child Development обнаружило, что стресс родителей отпечатывается на генах детей, и последствия длятся очень долго.

Вот почему моделирование правильного управления стрессом может очень положительно повлиять на поведение детей, а также на то, как они сами справляются со стрессом, говорят психологи.

Palmiter рекомендует родителям уделять время физическим упражнениям, хобби, поддерживать дружеские отношения и общаться со своими партнерами. Это может означать, что вы будете регулярно проводить время в спортзале или сделаете вечерние свидания приоритетом.

«Инвестиции в отношения со своим партнером — одна из самых полезных вещей, которые может сделать родитель», — говорит Палмитер. Родители-одиночки должны устанавливать и развивать значимые связи в других контекстах. Удовлетворительные отношения с коллегой, соседом, членом семьи или другом могут помочь восстановить силы для решения родительских задач.

7. Находите время

Слишком часто, говорит Палмитер, время один на один, которое родители предлагают своим детям каждую неделю, — это время, которое остается после выполнения жизненных обязательств, таких как работа по дому и оплата счетов.

«Мы часто относимся к нашим отношениям — которые подобны орхидеям — как к кактусу, а затем, когда неизбежно орхидея увядает или у нее возникают проблемы, мы склонны думать, что с орхидеей что-то не так», — говорит он.

Чтобы решить эту проблему, Palmiter рекомендует, чтобы каждый родитель проводил по крайней мере один час в неделю — все сразу или по частям — один на один с каждым ребенком, ничего не делая, а обращая внимание на позитивные мысли и выражая их. чувства к нему или к ней.

«Буквально примерно 0,5% времени в неделю срабатывает», — говорит он. Наиболее эффективное время для родителей, чтобы создать эти особые моменты, — это когда ребенок делает что-то, за что его или его можно похвалить, например, конструирует из конструктора Lego или стреляет в корзину. В течение этого времени родители должны избегать обучения, расспросов, обмена альтернативными точками зрения или внесения исправлений.

Пальмитер говорит, что многие семьи, которым он рекомендовал эту стратегию на протяжении многих лет, говорили ему, что добавление часа особого времени в дополнение к качественному времени, которое они проводят со своими детьми, например, совместное посещение бейсбольного матча, значительно улучшило родительские отношения. детские отношения. Кроме того, исследование, опубликованное в январе в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences , показывает, что, особенно среди детей младшего возраста, демонстрация родительской любви, проявляемая через заботливое поведение и выражение поддержки, может улучшить развитие мозга ребенка и привести к к значительно большему гиппокампу, компоненту мозга, который играет ключевую роль в познании.

«Метафора, которую я использую, такова: яблоко для врача — это то же самое, что и яблоко в день, — для детского психолога особое время», — говорит Пальмитер.


Эми Новотни — писательница из Чикаго.

Вот что делает родителей успешными, говорят психологи: «Это «долгосрочный» процесс

Когда Лорен Б. Кетч и Тим Кавелл спорили о возможных названиях для своей недавно выпущенной книги, Кетч предположил: Я люблю своих детей, но…»

И Кетч, и Кавелл — профессора психологии Арканзасского университета, специализирующиеся на детской психологии.

Название было сочтено «слишком негативным», сказал Кетч, и в конце концов они остановились на «Достаточно хорошем воспитании: план из шести пунктов для более крепких отношений с вашим ребенком».

Название и содержание книги, по словам Кавелла, призваны опровергнуть широко используемую фразу «эффективное воспитание».

«Мы утверждаем, что миф об эффективном воспитании иногда может быть бременем для родителей», — сказал он. «Это кажется действительно несправедливым, потому что не учитывает так много факторов, особенно культурный, семейный контекст».

Мы утверждаем, что миф об эффективном воспитании иногда может быть бременем для родителей.

Тим Кавелл

«Достаточно хорошее воспитание» признает, что быть родителями не только трудно, но и удивительно — и много раз вам захочется сказать: «Я люблю своих детей, но…»

Часто наука Книги, которые собирают и обобщают данные в короткие шутки о том, как быть эффективным родителем, на самом деле не учитывают, насколько вы, как родитель, можете ошибаться.

«Достаточно хороший родитель потерпит неудачу только из-за характера своих усилий», — сказал он. «Они не будут удовлетворять потребности своего ребенка, но это возможность для ребенка учиться чему-то самостоятельно. Быть достаточно хорошим родителем означает дать своему ребенку подарок, который поможет ему учиться».

Такие действия, как ограничение времени, проводимого перед экраном, или обучение ребенка второму языку, могут быть замечательными, но также могут отвлекать внимание от того, что, по мнению Кетч и Кавелл, является наиболее важной частью воспитания: научиться ладить со своим ребенком.

«Это долгосрочная односторонняя работа, — сказал Кавелл. «Речь идет об управлении отношениями, а не об управлении поведением».

Чтобы помочь родителям создать хорошие отношения со своим ребенком, Кетч и Кэвелл определили шесть столпов, которые сосредоточены на том, как установить связь.

Используйте эти 6 столпов, чтобы лучше общаться со своими детьми

1. Цели

При каждом другом начинании в вашей жизни у вас, вероятно, есть личные цели. Однако в отношении детей многие родители думают только о том, чего они хотят, чтобы их дети достигли.

В своей книге Кетч и Кавелл предлагают подумать о том, чего вы как родитель хотите достичь.

Тогда, когда вы задаетесь вопросом, «хорошо ли вы это делаете», вы не сравниваете себя с прочитанными книгами или с другими родителями, которых видите. Вы можете проверить свои собственные цели.

Не ставьте перед собой цель, которая не имеет смысла, когда ваш ребенок растет, сказал Кетч.

«Мы можем иметь представление о том, как мы хотим воспитывать детей, и говорить об этом, — сказала она, — но когда вы на самом деле вникаете в это, ваши дети передают вам свой темперамент, а вы думали, что у вас есть все». понял, а может и нет».

Скорее всего, ваши цели со временем изменятся. «Это продолжающееся обсуждение», — сказала она.

2. Здоровье

Как и цели, «здоровье» касается вашего здоровья, а не вашего ребенка. Кетч и Кэвелл считают важным поддерживать хорошее физическое здоровье, но также уделяют большое внимание заботе о своем эмоциональном здоровье.

Практика осознанности как до, так и после рождения ребенка является ключом к тому, чтобы быть настоящим родителем.

У нас может быть представление о том, как мы хотим воспитывать детей, и мы можем говорить об этом, но когда вы действительно этим займетесь, ваши дети наделят вас своим темпераментом.

Lauren Quetsch

3. Структура

Подходит ли ваша жизнь сегодня для детей? Какие существуют правила и ритуалы?

Это то, о чем вы должны подумать еще до рождения вашего ребенка.

«Ваша жизнь хаотична или дает ощущение безопасности?» — спросил Кавелл.

Когда у вас появится ребенок, вам, вероятно, придется внести некоторые изменения в свой образ жизни, но хорошо знать, в какую структуру вы приводите ребенка.

4. Принятие

Прилагая усилия, чтобы понять и полюбить своего ребенка и не уводя его от того, кем он хочет быть, вы передаете сообщение о принятии. Когда ребенок чувствует, что его приняли, он не задается вопросом, каково его отношение к вам или насколько вы его цените.

Кавелл призывает родителей занять «позу открытия» в отношениях со своим ребенком.

«У вас предвзятое мнение об этом ребенке», сказал он. «Мы думаем, что они будут в одну сторону, а потом они прибывают. Давайте узнаем, кто этот ребенок и сможем ли мы войти в ритм с этим ребенком».

Как именно выглядит принятие в повседневной жизни?

Кетч приводит пример пары, которую она консультировала, чей ребенок хотел играть только с часами. Пара была обеспокоена тем, что их ребенок не увлекался другими видами деятельности, которые, казалось, нравились детям их возраста.

Совет Кетча: просто поиграйте с часами.

Ваша жизнь хаотична или дает ощущение безопасности?

Тим Кавелл

5. Содержит

Некоторые дети будут плохо себя вести больше, чем другие. Родители, которые слишком наказывают, могут подорвать отношения между ними и ребенком, но слишком легкие родители могут потерять уважение своего ребенка.

Между контролем непослушного ребенка и его умиротворением есть третий вариант: содержание.

Содержать означает встретить ребенка там, где он есть. Будьте избирательны в выборе боев.

В одном предложении вы можете выразить сочувствие своему ребенку, не желающему идти в школу, а также обеспечить выполнение правила, согласно которому ему нужно выйти за дверь.

6. Ведущий

Ведущий концептуально находится между принятием и содержанием.

Родитель моделирует ценности, которые они хотели бы иметь у своего ребенка, но не вмешивается, если поведение ребенка не соответствует этим ценностям.

Это особенно важно для родителей детей старшего возраста, которые экспериментируют со своей автономией.

«Речь идет о том, как строить отношения»

Интеграция этих столпов в ваше воспитание не будет иметь краткосрочных результатов, сказал Кавелл.

Если вы примете истерику вашего ребенка в продуктовом магазине, она не закончится раньше.

Внимательность может не дать вам достаточно терпения, необходимого для суетливого малыша.

В конце концов, как сказал Кавелл, «вы не хотели бы стать жертвой плохого поведения независимо от того, в каких отношениях вы находитесь, и быть родителем ничем не отличается от этого».

Но сосредоточение внимания на том, что происходит между вами и вашим ребенком, а не на том, как в книгах для родителей говорится о воспитании детей, поможет вашему ребенку почувствовать себя ценным и независимым.

«Дело не в том, чтобы много знать о воспитании детей, — сказал Кавелл. «О том, как строить отношения».

НЕ ПРОПУСТИТЕ:  Хотите быть умнее и успешнее в отношении денег, работы и жизни? Подпишитесь на нашу новую рассылку

!

Получите бесплатно Руководство Уоррена Баффета по инвестированию CNBC , в котором собраны лучшие советы миллиардера № 1 для постоянных инвесторов, что можно и чего нельзя делать, а также три ключевых принципа инвестирования в ясном и простом руководстве.