Советы родителям пятиклассников: Родителям пятиклассников
Советы родителям пятиклассников
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Вчера он ещё был маленьким, а завтра будет солидным пятиклассником. В пятом классе ребенка ждет новая взрослая жизнь, новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
возросший объем работы как на уроке, так и дома;
новые требования к оформлению работ;
необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Причины психологических трудностей:
Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
Повышение уровня тревожности самого ребенка.
Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей (учителей, сверстников).
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ ПЯТИКЛАССНИКУ:
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем ДОМОЙ.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Рекомендуемая литература:
Джинотт Х.Дж. Между родителем и подростком. М., 2000.
Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
Соcова Н.Л. В пятый раз — в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет. СПб., 2001.
Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. Вопросы психологии, 1998, № 3.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
Е.Г. Коблик, Первый раз в пятый класс, программа адаптации детей к средней школе, М.: 2003, Генезис.
. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — №4.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: Изд-во РОУ, 2006.
Овчарова Р.В. Технологи практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Основи практичної психології / В.Панок, Т.Титаренко, Н.Чепелєва та ін.: Підручник. — К.: Либідь, 2003.
Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.
Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Под ред. Л.П.Пономаренко. — Одесса: Астро Принт, 2004.
Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987.
Советы родителям пятиклассника | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 24 имени М.В. Октябрьской г. Томска
РЕКОМЕНДАЦИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ
1.Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных .со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
З. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений; например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие, Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
4. 3найте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
6.Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
7.Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Переход в 5 класс
Перейти к основному содержанию
Инес Фрейре де Андраде (Она/Она)
Инес Фрейре де Андраде (Она/Она)
Социальный предприниматель.
Президент и дальновидный пацифист @No Bully PortugalОпубликовано 17 сентября 2019 г.
+ Подписаться
Возвращение в школу после более чем 2 месяцев каникул может быть очень увлекательным для некоторых детей, но очень напряженным для других. Особенно если они поменяют школу, цикл или класс! Столько перемен за одну ночь. Поэтому
[5-й класс работает над рисунками о травле, на одном из наших занятий]
Помимо изменений во внешности, меняется и их интерьер. Начало полового созревания, у кого-то раньше, у кого-то позже, обычно возникает любопытство к сексуальности, влюбленности и свидания становятся центральной темой разговоров. Вместе с этим возникает и потребность принадлежать к группе, быть популярным, найти свое место в «социальной иерархии». И оттуда может начаться агрессивное поведение, о котором никто не узнает.
Успокойтесь, я не пугаю родителей! Но если вы думали, что ваши дети уже на «автопилоте», и вам просто нужно было напомнить им, чтобы они делали домашнее задание, мне жаль говорить вам, что вы ошибаетесь… Это ключевой возраст, когда вашим детям понадобится поддержка , даже если кажется, что они больше не хотят этого. В этот переходный период от детства к юности у них будет много сомнений, много испытаний и много ошибок! Поэтому вы, как родитель, должны помочь им создать здоровые привычки и позитивные отношения.
[5-й класс говорит о буллинге, на одном из наших занятий]
Каждый ребенок проходит этот этап по-разному , для кого-то это лучшие годы юности, для других это темные годы, которые они предпочитают забыть .
Сейчас, когда я работаю инструктором No Bully Portugal, я провожу время со многими учениками 5-го класса и старше, и я легко вижу похожие ситуации, когда некоторых учеников исключают из-за того, что они новые или другие, когда старшие коллеги используют молодых чтобы купить им обед или украсть их футбольный мяч, где повторяются агрессия и оскорбления в адрес более слабых.
Несмотря на все это, что я наблюдаю, я также вижу в этих детях большой потенциал для доброты, привязанности, уважения и дружбы , это не маленькие монстры! Но такой потенциал раскрывается только в том случае, если их окружение позитивно, а родители являются их первыми примерами и сторонниками.[Рисунок пятиклассника с надписью «Травля — это не решение», сделанный на одном из наших занятий]
Вот несколько советов, как поддержать ребенка на этом этапе:
1 . Расскажите об их ожиданиях и страхах — Как бы мы ни хотели обобщить, каждый ребенок уникален, только если вы поговорите со своим ребенком, вы узнаете, что у него на уме. Не будучи слишком любознательным, спросите их, каким, по их мнению, будет этот новый год, чувствуют ли они себя готовыми, не беспокоит ли их что-то. Такие темы, как дружба, классы, учителя, внеклассные мероприятия и другие, могут быть интересны для изучения. Постарайтесь вспомнить свой опыт в этом возрасте: что вас беспокоило? Что помогло вам преодолеть это?
2. Напомните им, что они могут рассчитывать на вас — всегда приятно знать, что наши родители всегда рядом, чтобы поддержать нас, когда дела идут плохо! Покажите им, что они могут поговорить с вами о любой проблеме, и вы поможете им найти решение, даже если они сделают что-то не так. Если они боятся наказания или резкого выговора, они предпочтут не говорить вам об этом, и таким образом доверие и общение между ними будут прерваны. При этом я не имею в виду похлопывать их по плечу, если они без причины пропускают занятия, конечно! Но понять, почему они это сделали (это может быть потому, что они чувствуют себя исключенными в классе, или чтобы произвести впечатление на коллегу, или потому, что учитель плохо к ним относится), и найти способ не повторять ошибку — это самое важное.
3. Научите их, как быть в группе и выбирать хороших друзей — «Как я узнаю, действительно ли он мой друг?» Не все из нас рождаются со способностью заводить друзей везде, куда бы мы ни пошли, некоторым нужна небольшая помощь! Одни слишком агрессивны и отталкивают тех, кто может быть их друзьями, другие легко становятся покорными и принимают оскорбления от сверстников, а есть и такие, которые отгораживают себя от мира и ждут, пока к ним придут другие. Такое поведение не вечно и может варьироваться в зависимости от среды, в которой находится ваш ребенок. Следите за признаками раздражительности, повышенной грусти или большей агрессивности, которые могут означать, что дела в школе идут плохо. Спросите их об их одноклассниках, с кем они чаще всего бывают, что они любят делать на переменах, кто сидит с ними в классе… Расскажите им, что такое хороший друг и как быть милым и открытым для встречи с людьми, которые отличаются от них. . Поощряйте их организовывать мероприятия со своими коллегами, а также знать, когда сказать «нет» тому, что им не нравится.
4. Покажите им, что обучение может быть веселым и захватывающим — по мере того, как вы переходите в 5-й класс, требования от учителей намного выше, количество домашних заданий увеличивается, а игровое время значительно сокращается. «Как скучно!» Большинство детей сказали бы. Правда, некоторые занятия могут быть скучными, и никто не любит работать за одну ночь. Хотя для вашего ребенка важно не отставать от занятий и не отставать по предметам, также полезно справляться с давлением дома, смириться с тем, что ему не обязательно иметь высшую оценку по всем предметам.
Когда вы чувствуете себя более расслабленно и комфортно, у вас больше возможностей для изучения приложений, которые предметы имеют в реальной жизни, например, математика в счетах за продукты, или наука в парке возле дома, или английский язык в фильмах, которые они любят — так много интересных вещей. учить! Покажите им, что они могут быть хороши практически во всем, им просто нужно работать и верить в себя. Хвалите их усилия и заставляйте гордиться собой за маленькие победы. Объясните им важность образования для их будущей жизни, для того, чего они могут достичь, если захотят — нет предела! (кроме того, если они хотят быть космонавтами, то тут вообще ограничений нет).5. Мотивируйте их заниматься в клубах и заниматься спортом
С помощью этих 5 советов, не требующих много усилий и времени, вы можете значительно изменить жизнь вашего ребенка на этом очень важном этапе адаптации! Вы попробуете это? Я хотел бы знать, как это работает с вашими детьми!
Inês Andrade
Visionary Pacifist No Bully PortugalДополнительные вопросы о предотвращении и разрешении травли: [email protected]
www.nobully.pt | www.nobully.org
Лучший сон для лучшей жизни
31 августа 2020 г.
Как добиться успеха в качестве удаленного руководителя
8 июля 2020 г.
Важность обучения эмоциям
4 июня 2019 г.
Должны ли мы присоединиться к революции гибкой работы?
8 апр. 2019 г.
Educação нет сек.
XXI — estamos preparados para o futuro?10 февраля 2018 г.
«Веб-саммит» или «Саммит будущего»?
24 ноября 2017 г.
4 тренда маркетинга на Web Summit 2016
3 декабря 2016 г.
Запугивание — Вы поможете мне остановить это?
12 февраля 2016 г.
Увидеть все
советов по социальной осведомленности для пятого класса
Социальные навыки
Вот советы о том, как помочь вашему пятикласснику развить социальную осведомленность.
Getty Images
Мишель Балани
Хотите помочь своему пятикласснику с его навыками социальной осведомленности? Вот несколько советов, которые предлагают специалисты.
Моделирование хорошего поведения
Социальное поведение ребенка лучше всего укрепляется, когда родители добрые, искренние и не осуждающие. Помните, что ваш ребенок хочет, чтобы вы подали пример того, как взаимодействовать с другими, и что уделение времени тому, чтобы подумать о том, как вы взаимодействуете с другими, является важной частью развития социальных навыков вашего ребенка.
Поделитесь с ребенком своими семейными ценностями
Чтобы помочь вашему ребенку узнать о необходимости уважительного поведения, помогите ему создать семейное кредо, герб или герб. Поговорите с ним о своих убеждениях и ожиданиях и вместе с ним составьте список ценностей вашей семьи, таких как доверие, уважение, доброта и щедрость. После того, как вы получите этот список, попросите вашего ребенка определить три различных способа, которыми ваш ребенок может применять эти ценности в социальных ситуациях. Вы также можете написать всю эту информацию на доске для плакатов и повесить ее в центре вашего дома в качестве напоминания о ценностях и ожиданиях вашей семьи.
Обсуждайте различные точки зрения
Чтобы помочь вашему ребенку понять и уважать точки зрения других, поговорите с ним о книге, которую он читает, о телевизионном шоу или фильме, который ваш ребенок недавно смотрел, и спросите его, что произошло бы, если бы эта история была написано с другого ракурса.