Совместный тренинг для родителей и детей: Совместный тренинг для родителей и детей «Рука в руке»

Совместный тренинг для детей и их родителей «Идеальный портрет» | Методическая разработка:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеянская средняя общеобразовательная школа»

«ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ»

Методическая разработка

психологического совместного тренинга

для учащихся 5-11 классов и родителей

                                            Автор:

                                                            Педагог-психолог: Чабан А. В.

                                                         

п. Нижнеянск, 2020

 

Участники: ученики и родители

Цели тренинга: 

  1. Антикризисная. Снятие напряженности на уровне «родитель» — «ученик», через организацию совместной деятельности. Создание адекватного эмоционального фона общения, обучение доброжелательности отношений
  2. Развивающая. Формирование коммуникативных компетенций участниками игры.
  3. Воспитательная. Способствовать сплочению родителя и ребёнка

Время на игру и на обсуждение: 40-50 минут

Реквизит и материалы: плейлист, включающий спокойную инструментальную музыку.

Разминка: карандаши и ручки по количеству участников, листочки для комплиментов, коробка с именами всех присутствующих.

Работа над идеальным портретом: силуэты мальчика, девочки, мужчины и женщины; канцелярские наборы по количеству групп (карандаши, фломастеры, мелки).

Ход тренинга:

Разминка «Комплимент»

 На листочках пишем по одному комплименту. Затем по кругу из коробочки вытягиваем имя человека и читаем для него написанный заранее комплимент.

Работа над «Идеальным портретом»

 Родители сидят за одним круглым столом, дети – за другим. На столах имеются силуэты мальчика и девочки (у родителей) и мужчины, и женщины (у детей).  Так же, для каждой группы подготовлены канцелярские наборы.  За 10 минут каждая группа создаёт свои идеальные портреты, только родители находят образы идеальных детей, а дети– идеальных родителей.

   Когда портреты будут готовы, нужно описать их. Например, добрые, весёлые, строгие, любознательные и т. д.

Представление получившихся «Идеальных портретов».

 Каждая команда представляет противоположной свои идеальные образы, рассказывает о том, какими качествами должен обладать идеальный родитель, или идеальный ребёнок.

Обсуждение:

Примерные вопросы:

— Вы познакомились с мнением противоположной группы, что можете сказать? Согласны, что именно так должно быть в идеале?

— Как вы считаете, в нашей школе совпадают идеальные образы с реальными, или не во всём и не всегда?

— Что интересного для себя можете отметить?

— Что не понравилось?

— Что понравилось?

Рефлексия:

Ведущий:  Посмотрите, какие разные портреты, но, сколько в них общего! Добрыми, весёлыми, порядочными и т.д. хотят видеть и родители своих детей и наоборот – дети своих родителей. Значит, мы с вами похожи больше, чем иногда нам кажется, и, согласитесь, не просто, но и не так уж трудно стараться соответствовать идеальному образу!

 Дорогие родители, постарайтесь быть такими, какими хотят видеть вас вашим дети!

 Дорогие дети, стремитесь, пожалуйста, быть такими, какими вас хотят видеть ваши родители!

Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»

Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

Психолог детского сада: Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться вместе избавиться от своих проблем, стать лучше, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться. Слово «общение» является одним из важнейших слов в жизни каждого человека, а для развития ребенка оно является более важным. В процессе общения с родителями формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача показать вам на собственном примере, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее эффективными, а какие — наоборот, заставить задуматься об изменении своего отношения к детям.

1. Приветствие «Передай пакет»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.

Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Предлагаю вам бумажный пакет, на каждом из пакетов, сложенных друг в друга, написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет снимает верхний слой и читает, и выполняет задание. Игра будет продолжать пока все слои пакетов не закончатся.

Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?

Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.

Откройте дневники и заполните первую страницу.

2. Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках)

Имя______________________________________ ____________________________________________________________

Ваше кредо______________________________________________________________________

Ваши семейные ценности____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Для эффективности работы предлагаю вам заполнить бейджи своим именем.

3. Задача «Цветок» (работа в дневниках)

Ведущий: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».

Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.

Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Рефлексия:

— Было трудно?

— Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

— Легко ли Вам было заполнять? Почему?

С какими сложностями Вы сталкиваетесь в воспитании и общении с Вашим ребенком, в этом нам поможет тест на следующей странице нашего дневника.

1. Тест для родителей «Семейное воспитание» (работа в дневниках)

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с содержанием каждого вопроса выберите тот вариант ответа, который совпадает с вашим мнением. Ваши ответы позволят определить состояние семейного воспитания и особенности его влияния на психическое состояние ваших детей. Просьба отвечать честно. Не задумываться долго над вопросами.

На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет» или «не знаю».

Скачать тест «Семейное воспитание»

Вывод: каждый из Вас проанализировал свои ответы и задумался, правильны ли ваши подходы в воспитании детей? В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями в общении и поведении с детьми есть запрещаем то слушать, видеть, трогать, прыгать. Мне очень бы хотелось, чтобы вы поиграли игру «Запрет».       

1. Игровое упражнение «Запрет».

Ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.

Ведущий: посмотрите пожалуйста на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура — треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я — мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот).

Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

— Не завязывать ноги — обуть резиновые сапоги;

— Не завязывать руки — помыть руки после прогулки;

— Не завязывать глаза или уши — разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

— Не завязывать рта — выслушать ребенка;

Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Сделав вывод хочу прочитать сказку Дмитрия Соколова «Фиолетовый котенок».

2. Сказкотерапия «Фиолетовый котенок»

(чтение сказки сопровождается показом)

Скачать сказку

Рефлексия:

— О чем сказка?

— Если перевести ее на тему воспитания, то методы прослеживаются?

class=»eliadunit»>

Вывод: действительно ли это сказка об отношении к воспитанию.

Кошка, кабан и ворона — это методы воспитания, которые используют родители и они не всегда эффективны. В сущности, это вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры, она не воспитывает котенка, а расширяет его мир, его кругозор. И главное совсем не то, что он научился тому, что от него хотели, а то, что луна нашла правильный подход в воспитании.

Ведущий: во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение другого. Люди собственным примером, поощряют, стимулируют к различным видам деятельности, а могут и манипулировать. Общаясь, люди постепенно меняют друг друга. А как мы меняемся узнаем в ходе следующего упражнения.

Загруженные, уставшие после работы родители особенно уязвимы от плохого поведения ребенка на улице, в помещении. Поэтому предлагаю упражнение, которое заставит задуматься об изменении своего отношения к детям.

3. Игровое упражнение «Как тебе лучше?»

Психолог: приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию ​​по ленте.

Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника — «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.

Ведущий: на данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Психологи объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.

4. Упражнение «Модели воспитания»

Ведущий: Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими, где воспитательная роль принадлежит старшим. Они иногда осознанные, иногда не полностью. В некоторых случаях бывает, что вы на словах декларируете одну модель воспитания, а на действиях реализуете другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.

Воспитание бывает более проблемным, спорным, а бывает достаточно удачным и правильным. Возьмите карточки на которых изображены рисунки которые отражают те или иные модели воспитания. Каждой паре следует проанализировать изображения.

Психолог после анализа каждой модели воспитания предлагает ответить на вопрос.

-На ваш взгляд, какая модель воспитания наиболее способствует формированию личности ребенка и его социально-нравственному развитию.

Обсуждение родителей.

Вывод: надеюсь, что после обсуждения данного вопроса каждый из вас определил для себя, что воспитывая в них смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально достойные качества, все это проводит к развитию социально адаптированного и психически здорового малыша в современном обществе.

Ведущий: для того чтобы узнать еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.

5. Упражнение «Стаканы»

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них — это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» — крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

Ведущий: научились, узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.

6. Упражнение «Памятка на каждый день» (работа в дневнике)

 В течение трех минут заполните пожалуйста

1. Я никогда не буду___________________________________________________________

2. Всегда буду знать___________________________________________________________

3. Всегда буду проявлять интерес к________________________________________

4. Я должна______________________________________________________________________

5. Я не могу_____________________________________________________________________

6. Я не хотела бы ______________________________________________________________

7. Я хочу_____________________________________________________________________

Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.

Ведущий: сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Хотелось и мне узнать Ваше мнение о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал? Запишите свое отношение на цветочках. У каждого из вас они есть. На обратной стороне прошу заполнить предложения и озвучить их, передавая друг другу цветок образуя венок.

7. Упражнение «Венок желаний»

Подведение итогов тренинга.

Я узнала, что____________________________________________________________________

Было интересно _______________________________________________________________

Всегда буду ____________________________________________________________________

Вывод: очень благодарна за нашу встречу, спасибо за активное, продуктивное участие. Напишите пожелания, может быть проблему нашей следующей встречи.

Приложения к тренингу психолога детского сада для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»

Скачать приложения

Совместное планирование | ECLKC

Одной из основных целей обучения на дому является помощь родителям в изучении и ознакомлении с тем, на каком этапе развития находится их ребенок, что ему интересно, как ребенок учится в каждой области и как поддерживать это обучение с помощью повседневных дел и занятий. опыт. Вы можете помочь родителям понять раннее обучение и развитие, а также то, что они могут сделать, чтобы их ребенок был здоров и защищен от травм. Это подтверждает их роль в обеспечении готовности к школе и положительных результатах в отношении здоровья.

Второй важной целью является поддержка семьи в достижении их собственных целей. Совместное планирование является одним из ключей к успешному посещению семьи на дому. Важным средством совместного планирования является развитие позитивных, целенаправленных отношений между вами и семьей. Обсуждая, что ребенок делает в настоящее время и что он собирается делать в своем развитии, вы можете обратиться к интересам ребенка и семьи и к будущим целям. Планируйте визиты вместе. Используя процесс «Соглашение о семейном партнерстве», патронажник может опираться на цели семьи в отношении себя и своего ребенка, задавая простые наводящие вопросы, которые помогут им каждую неделю думать о том, чего они хотят для своего ребенка. Когда родители вовлечены в процесс планирования и сбора материалов, они, скорее всего, возьмут на себя руководящую роль во взаимодействии со своим ребенком.

Как сделать

Вы можете поддержать совместное планирование, позвонив по телефону:

  • Внимательно объяснив с самого начала, что основная цель визита на дому — работа с семьей, чтобы изучить множество способов, которыми родители могут поддержать обучение и развитие своего ребенка
    • Это можно сделать в устной форме, в брошюрах или в виде контракта
    • Вам, вероятно, потребуется регулярно укреплять это совместное усилие с помощью нескольких стратегий
    • Посещения на дому также дают семьям возможность работать над целями, совместно поставленными в рамках Соглашения о семейном партнерстве
  • Совместный просмотр того, что произошло во время и что произошло после последнего визита
  • Повторение опыта последнего посещения, если это уместно
  • Убедитесь, что у родителей есть возможность обсудить, как этот опыт может работать и почему вы предлагаете его, просмотрев совместный план, составленный для этого визита
  • Использование материалов из дома, поддержка родителей через события или взаимодействия, запланированные на это посещение;
  • Наблюдение и обсуждение с родителями во время занятия
  • Запрос информации во время любого и всех аспектов визита на дом (например, «Интересно, кажется ли это хорошим выбором?» «Имеет ли это смысл для вас?» «Мне кажется, что я не ясно выразился». )
  • Обзор и размышление о визите с родителями
  • Спросить, что родители надеются сделать до следующего визита
  • Спросить родителей, что может быть полезно для следующего визита, и предложить идеи, особенно если вам нужно внести другие аспекты комплексных услуг
  • Изучение убеждений, ценностей и потребностей семьи в отношении здоровья по мере необходимости
  • Обсуждение и составление плана следующего визита
  • Оставление копии плана визитов на дому у родителей

Опыт 

Посмотрите, как патронаж и мать обсуждают развитие навыков своего ребенка. Вместе они планируют, что они могут сделать во время следующего посещения дома, чтобы поддержать навыки Мэйсона с использованием домашних материалов.

Совместное планирование

Скачать видео