Роль родителей в воспитании детей – что привить, а что пресечь

Статья на тему: Роль родителей в воспитании ребенка

 

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

 

  У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение  часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители.

 Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей. По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.  Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу — воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь

nsportal.ru

Семья и ее роль в воспитании детей.

На чтение 8 мин.

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

 

Роль семьи в воспитании детей

 

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа). Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой. В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.

Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.

Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача  — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел. Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей. Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

 

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

 

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет стиль семейного воспитания.
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий стиль не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика. Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента. Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

 

Традиционные роли родителей.

 

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить. Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность. Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.

 

Роль матери в воспитании ребенка.

 

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом. Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности. Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано. Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну. Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.

Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

 

Роль отца в воспитании ребенка.

 

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями. Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации.  Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения.

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

detiivzroslie.ru

Статья на тему: «Роль родителей в воспитании и развитии ребенка»

Консультация для родителей

«Роль родителей в воспитании и развитии ребенка»

Каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок был умным, любознательным, эрудированным, чтобы он быстрее начинал читать, считать, решать задачи. И для этого многие не жалеют собственных сил и времени. Причем, мы уверены, что с ребенком нужно регулярно заниматься, запастись для этого терпением. А поскольку ему самому гораздо интереснее смотреть мультики или играть в машинки, то нужно сделать занятия максимально завлекательными. Между тем, ребенок по природе своей чрезвычайно любознателен, в нем изначально заложено стремление к развитию так же, как в его организме запрограммированы рост и взросление. И только наше неуклюжее, не учитывающее возрастных и индивидуальных особенностей вмешательство, способно подавить в ребенке это стремление. Разрабатываются все новые и новые программы и методики обучения и развития детей, все они опираются на психологические и педагогические исследования, пытаются учесть возрастные особенности психического развития и интересы детей. Но каждый ребенок своеобразен, каждый развивается в своем темпе, у каждого свои задатки, своя история и своя судьба.  Если ничему не учить ребенка, то он ничему и не научится. А чему и как учить, если ни одна составленная педагогами и учеными программа не может подойти именно вашим Пете или Маше? Выход может быть только один: программа должна быть составлена самими Петей и Машей. А чтобы они смогли это сделать, им следует предоставить для этого возможность самостоятельно выбирать себе занятия и создать такую обучающую среду, в которой есть из чего выбирать. Вот здесь-то и пригодятся исследования педагогов-ученых и опыт педагогов-практиков. И, конечно, ваше дружелюбное, заинтересованное внимание, интерес к тому, чем занимается ваш ребенок, готовность прийти на помощь и умение эту помощь оказать в нужное время и в нужном объеме.

ЧТО ТАКОЕ ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА  ДОМА?

Для того, чтобы ваш ребенок сам построил и реализовал программу собственного обучения и развития, ему необходимо предоставить свободу выбора занятий, их продолжительности, частоты, содержания, партнеров по работе, возможность обратиться за помощью или отказаться от нее. А для этого нужна соответствующим образом подготовленная среда. В это понятие включается все то, что непосредственно окружает ребенка: помещение, вещи, организация пространства, времени, цвета, формы, растения, животные, люди и психологическая атмосфера.

 Начнем разговор с помещения. Конечно, ребенку необходимо свое рабочее место, в котором он был бы действительно хозяином: мог бы без посторонней помощи что-то достать или убрать на место, знал, где что находится и что с этим можно делать. То есть полки с детскими вещами должны располагаться низко и быть открытыми или легко открывающимися. И, наоборот, то, что не предназначено для ребенка, должно находиться однозначно вне пределов его досягаемости. Хорошо, если ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать себе одежду, накрывать на стол (хотя бы для себя). И кроме того, при оборудовании помещения необходимо учитывать ограниченные пока возможности ребенка в обращении с отдельными вещами и в поддержании порядка. А значит, это помещение не должно быть перегружено вещами, вещи должны быть функциональными и красивыми. Они могут быть хрупкими, но не должны при этом быть ценными, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно, но не возникало бы семейных драм из Если вы хотите, чтобы ум вашего ребенка был хорошо организованным, то организуйте для начала пространство вокруг ребенка и помогите ему организовать свою деятельность в этом пространстве. Дело в том, что содержание и способ хранения нашего умственного багажа задается нашими практическими предметными действиями, их содержанием, полнотой и структурированностью. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно — за неизбежных на первых порах поломок.

Если вы хотите, чтобы ум вашего ребенка был хорошо организованным, то организуйте для начала пространство вокруг ребенка и помогите ему организовать свою деятельность в этом пространстве. Дело в том, что содержание и способ хранения нашего умственного багажа задается нашими практическими предметными действиями, их содержанием, полнотой и структурированностью. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом  на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно.

Отдельный вопрос — какие же именно вещи нужны вашему ребенку для его занятий и игр. Сейчас нас окружает большое количество ярких, забавных, дорогих импортных игрушек. Мы часто сами готовы с удовольствием играть ими, их же стремимся покупать и для наших детей. Но очень часто эти игрушки при всей их внешней привлекательности достаточно быстро надоедают нашим детям. И мы сердимся на них, грозимся никогда больше ничего не покупать и, конечно же, опять покупаем и с тем же успехом. Но попробуйте понаблюдать за своим ребенком, что его привлекает больше всего, с чем он готов играть день за днем? Что он только не приносит домой? : палочки, гвоздики, проволочки, камушки… Из вредности? Да ничего подобного! Просто именно эти вещи предоставляют максимальный простор для самостоятельного творчества ребенка. Он может их комбинировать, воображать с их помощью что-то свое, приспосабливать к своим замыслам. Огромное достоинство этого бросового материала, который так превращает наши квартиры — его универсальность. При оперировании этим материалом развивается знаковая функция мышления ребенка, которая так понадобится ему при последующем обучении чтению и математике. Как число 1 может обозначать и одно яблоко, и одного ребенка, и один ящик яблок, так и палочка может быть и градусником при игре в больницу, и рукояткой переключения скоростей в автомобиле, и даже принцессой, которую можно наряжать.

Выбирая игрушки в магазине, вспомните об этом стремлении ребенка к творчеству и комбинированию. Чем менее жестко закреплена функция игрушки, чем больше существует самых разных возможностей и вариантов ее использования, тем дольше она не надоест вашему ребенку и тем полезнее окажется для его развития. Лучше воздержитесь от покупки дорогой игрушки, если не готовы позволить ребенку экспериментировать с ней. И отнеситесь терпимее к детскому пристрастию к бесполезному на ваш взгляд хламу. Отведите для него определенное, удобное для хранения место Большое значение имеет также общее количество игрушек. Их должно быть столько, чтобы ребенок имел достаточный выбор, но и не слишком много, чтобы его внимание не распылялось слишком сильно. Лучше периодически убирать часть игрушек, а потом снова доставать их. Тогда они будут восприниматься ребенком с новым интересом.

О специальных обучающих материалах для ребенка мы будем говорить отдельно. Здесь лишь остановимся на основных правилах их размещения. Здесь фактически остаются справедливыми те же требования, которые были описаны выше для игрушек и других вещей. При этом важно учитывать и уровень развития вашего ребенка, способность его работать с тем или иным учебным материалом. Нежелательно выставлять тот материал, который еще слишком сложен и явно недоступен для вашего ребенка, чтобы не обескураживать его и не погасить интерес к занятиям. В то же время всегда наготове должен быть тот материал, который может вот-вот понадобиться. Если бы у вашего ребенка была возможность самостоятельно выбирать себе партнеров для занятий, то такими партнерами могут быть и родители, и бабушки с дедушками. Ребенку очень нужны внимание и интерес старших. Это зачастую придает смысл тому, что делает ребенок, помогает ему почувствовать значительность свою и своих занятий. Однако при этом важно и не переусердствовать, не оставив ребенку возможности заниматься самостоятельно, превратив интерес к содержанию занятия в интерес к нашей оценке и одобрению.

Помимо взрослых, ребенку для совместных занятий очень нужны другие дети, ровесники и те, кто на год-два старше или моложе. Это могут быть братья и сестры, друзья, соседи. Близкие по возрасту, дети зачастую понимают друг друга лучше, у них схожие проблемы. Даже учебный материал они могут объяснить друг другу лучше, чем взрослые. Объясняя что-то младшим, старший ребенок по-новому осознает это. Наблюдая за занятиями старшего, младший что-то перенимает у него, стремится научиться чему-то новому. Кроме того, при этом происходит обучение и в другой сфере, о которой мы нередко забываем: в сфере социальных отношений.. Ведь никак нельзя собрать урожай с посаженного сегодня растения, необходимо дождаться его времени. Ухаживая за ними, ребенок учится ответственности. Ведь если не полить растение или не покормить животное, то они могут погибнуть. Очень хорошо, если у ребенка есть его растение, его животное. И хорошо, если это не бессловесные и не доставляющие хлопот взрослым рыбки, а живое существо, которое может быть другом, которое можно погладить, которое может радоваться и грустить. Конечно, самостоятельно ребенку будет трудно ухаживать за таким животным, потребуется ваша помощь. Но разделенные с вами хлопоты, совместные заботы еще нужнее вашим детям.

В Вашем доме, наверняка, есть место для Вашего ребёнка, где имеется:

  мебель, подходящая по росту ребёнку, низкий стол, низко расположенное зеркало, легко открывающиеся шкафы, легкий стул, низко расположенные крючки для одежды ребёнка;

  собственные предметы для уборки: маленькая щётка для одежды, щётка для обуви, тряпочка для пыли;

  предметы личной гигиены ребёнка: мыло, зубная щётка, расчёска, полотенце;

  материалы для ручного творчества: пластилин, краски, клей, ножницы, бумага, хранящиеся в отдельных коробках, доступных для самостоятельного пользования ребёнка;

  в кухне ребёнок сам может достать необходимую ему посуду, поставить её на стол;

  всё устроено так, чтобы в простых вещах он мог себя обслужить самостоятельно.

nsportal.ru

Консультация на тему: Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

 Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. 
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. 
^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. 
^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать. 
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. 
 Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. 
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитани,забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

nsportal.ru

Материал на тему: Роль родителей в воспитании ребенка.

Роль отца в воспитании ребёнка.                                     

    «Зачем нужен папа?»-спросила как-то семилетняя дочь свою маму. «Без него не было бы тебя. А еще он о нас заботится, чтобы нам было хорошо»-ответила мать, а сама задумалась.

      Современная женщина стремится к самостоятельности и независимости. Опыт бабушек, мам, подруг учит тому, что на мужчин нельзя надеяться. Их убивают на войне, они спиваются, уходят к другим женщинам, меняют половую ориентацию, их засасывает игровая зависимость. В сознании возникает образ мужчины как чего-то нестабильного, и появляется желание избежать ошибок других женщин, когда хозяйка везёт весь груз забот на себе.

      « Уж лучше воспитаю одна, чем с таким».

        Рассказывают, что аисты очень скоро и просто приучают птенцов к самостоятельности: однажды выталкивают их из гнезда, сбрасывая из жилища. Летите! Вот и все! На этом воспитание заканчивается. Люди – не аисты. Мы должны не только свить гнездо и разжечь в нем семейный очаг, но и воспитать гражданина, борца, мечтателя еще сильнее нас самих, еще смелее, еще зорче, чем мы.

        Говорят отцовство, как и материнство — талант. Коли это так, нужно признать, что этот талант, как и любой другой имеет свое начало, способен развиваться. Мужчина стал отцом! Ни с чем не сравнимые чувства и радость. Но вместе  с радостью отцовства приходит ответственность за судьбу своего ребёнка. Хорошо, когда это чувство не угасает, горит постоянно, растёт вместе с ребёнком, до тех пор, пока он не улетит в большую жизнь.

Именно отец является кузнецом счастья своих детей, залогом их успеха. Ведь его одобрения нужно заслужить. Это важно для стимулирования у ребёнка желания достигать результата своих действий. Отец обращает внимание на воспитание тех качеств, которые помогают ребёнку справляться с жизненными трудностями. В первую очередь он учит его самостоятельности. Подрастая ребёнок начинает нуждаться в отцовском руководстве, авторитете и одобрении. Похвалы папы — залог уверенности малыша в собственных силах.

        Зигмунд Фрейд говорил: «У ребёнка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите. С самого раннего возраста ребёнок должен знать, что у него есть отец, который его защитит. Ребёнок нуждается в защите в трёх главных областях своей жизни: от опасностей, связанных с его внутренними страхами, и в защите от избыточной любви матери».

        И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету. А еще хуже, если отец пришел домой, мягко скажем «пьяный», то здесь и речи нет о нежности и ласке. Лучше подальше держаться от такого отца, чтобы ненароком не получить от него подзатыльника или не услышать грубого слова. Но если бы отец  понимал, как ценно его общество для реёенка, то почувствовал большее желание преодолеть свою усталость, прийти домой трезвым.

     Иногда отцы начинают воспитывать ребенка, предъявляя ему слишком большие требования, принижая его достоинства, упрекая и насмехаясь. Очень часто у отцов слова расходятся с делами.

   Не кури! Не пей! Уважай!

Говорит папа, что курить нельзя с сигаретой в зубах. Воспитывает, говорит о вреде алкоголя в пьяном состоянии. Требует уважения к себе, но при этом никого не уважает сам.

И понятно, что из такого мальчика не вырастет настоящий мужчина. Ведь мальчик не становится мужчиной только потому, что родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец все время нетерпелив по отношению к ребёнку, мальчик испытывает неловкость не только в обществе своего отца, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой потянется ближе к матери и воспримет женские манеры и интересы. Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, однако и в развитии девочки отец играет важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье, прическу, или что-то, что она сама сделала своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел.

   А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец к ним хорошо отнесся, даже если считает, что они его дочери  не подходят. Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.

  Счастливы отцы, имеющие дочерей! Им выпала великая честь стать не только свидетелем, но и участниками становления женщины с самых первых дней ее жизни.  При  этом их родительское участие в воспитании и развитии необходимо не только девочкам, оно также обогащает и отцов.

      Кто же такой хороший отец? Это человек, который все лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, умеет передать детям. Который не дрессирует правильного и угодного пай-мальчика, а воспитывает способного видеть красоту мира человека, способного видеть доброе и дающего добро другим. Чтобы привить эти качества ребенку, надо обладать самому ими, вырабатывать их у себя. Пусть каждый отец заглянет в свою душу. Что в ней?

          Сегодня отцы и дети не те, что были вчера. Многие отцы —  это люди, имеющие хорошее образование, люди вооруженные знаниями, делающие деловую карьеру. Но не только знания нужны для воспитания ребенка. Для этого нужно что-то еще. Что же?

       Каким же внимательным, бережным нужно быть, когда в твоих руках человеческий материал, когда перед тобой такое поле, как душа ребёнка, такой лист, как его сознание, когда пред тобой целый мир сложный и изменчивый, чуткий к внешним воздействиям. Но если отцу этот мир не знаком, если он и не пытается войти в него, чтобы стать добрым, умным советчиком, все его воспитательные усилия не принесут пользы. Для этого нужно чаще быть с детьми, уметь их слушать, наблюдать, подмечать то неожиданное, новое, хорошее, что появляется в их характере, и поддерживать, взращивать это. Но папам всегда так некогда! Они так заняты, что не позволяют себе выходной день или хотя бы вечер, или всего один час своему ребенку, который стоит рядом и с мольбой заглядывает в глаза. Хороший отец без колебания откладывает в сторону недоконченную работу, когда его зовут дети, если он чувствует, что им сейчас необходим, что поиграв час, другой доставит им радость. Человечество далеко шагнуло вперед. Люди одолели земное тяготение и продолжают стремительный полет к звездам, а в педагогике, в вопросах воспитания частенько возвращаемся к древним обычаям и правилам: растёт ребенок — ну и пусть растет, как дерево в лесу; вырос — бросай его в воду. Ничего, выплывет, к какому-нибудь берегу прибьётся. И  каждый отец должен побороть в себе это равнодушие. Должен сделать все, чтобы велик и прекрасен был тот, в ком он повторил себя, чтобы люди дивились ему, а значит и отцу.

   К родителям считающим: « Мы намаялись, пусть наши дети понежатся»,- нужно относиться с глубоким сожалением. Конечно, они хотят своим детям добра. А стоило бы помнить мудрую поговорку «зерно гнилое посеешь — не жди урожая». Ребёнка нужно к жизни готовить. Дети помнят всё хорошее и плохое, что дали им родители. Они ничего не забывают. Многие отцы считают, что воспитывать малышей – дело женское. Нет, это не так — это дело  и мамы, и папы! Отец должен оберегать семью, учить детей уважать и любить мать, быть для них примером, гордостью. В этом счастье и призвание отца. Ребёнок должен воспитываться в любви к своему дому, к своей семье. Но от взрослых зависит, чтобы этот дом не обратился в мещанский мирок, не калечил душу ребенка.

  Отец! Какое это гордое звание. В нем всё — и сердечная доброта, и ласка, и мужская сила, и справедливость. И, конечно, любовь к жене, к детям. Много хороших отцов на нашей земле, о них стоит рассказывать.

    Сейчас обычно в каждой семье работают и мама, и папа. Но еще многие мужья, возвращаясь с работы вместе с женой, перекладывают на ее плечи все домашние хлопоты, заботы по воспитанию детей. Устраняясь от домашних забот, мужчина обедняет не только жизнь женщины, но и жизнь детей, мешает нравственному воспитанию ребенка. Не будем говорить, о том, какое влияние может оказать на ребенка пример отца, ни в чем не помогающего матери. Это каждому понятно. В сутках 24 часа, не больше. Мудрено ли, что у женщины, которая и работает, и несет все заботы по дому, и воспитывает детей, не остается времени на то, чтобы почитать новую книгу. Вот и выходит, что уклоняясь от отцовских забот, мужчина не вносит свой вклад в воспитание ребенка. Это сказывается на формировании личности ребенка, на его  нравственное развитие. Много может сделать мужчина в семье, его роль в воспитании детей: хорошим отцам дети благодарны всю жизнь.

       Быть хорошим отцом и мужем — долг мужчины. В семье, где любовь сопутствует людям всю жизнь, и дети будут расти в радости и хорошо воспитываться. Отец — цементирующая сила в семье, глава семьи. О это главенство должно быть гуманным, по-мужски добрым и красивым. Отец в семье- носитель справедливости, источник счастья- должен вызвать к жизни все то  хорошее, чем богаты жена, дети, бабушка и дед. Отец в семье- старший друг, советчик, помощник жене, детям во всех радостях и бедах. Есть отцы, которые, ссылаясь на занятость, снимают с себя ответственность за воспитание детей. Ребенок с детства видит в отце человека, на плечо которого он всегда может опереться. Но нужно, чтобы это плечо не было шатким. Мы, родители, мечтаем, что наши дети продолжат то, что начали мы, доделают то, что мы не успели. А хорошее дело могут продолжать только хорошие люди. И мы должны уметь их такими воспитать. Конечно, это требует немало сил. Об этом знают родители, но не знают соседи, которые могут сказать: «Сам хороший и сын в него». Но по наследству это не передается. Ребенка воспитывают родители и воспитывают всей своей жизнью.  Вот, что говорит о своем отце дочь: «Когда говорят, что есть отцы, которые устраняются от домашних дел, мне это кажется странным. У нас в семье папа всегда выполнял самую трудную  работу- дров наколет, и огород вскопает, и отремонтирует, что надо. А ведь у него немало и разных общественных дел: он часто выступает, передает свой опыт товарищам, много читает, вечерами учится. Много у него дел, но в семье он труженик, помощник маме. Я хочу быть похожей на отца. Я подражаю ему, учусь у него жить».

  А вот другой пример. Рассказывает дочь. «Мне 20 лет. Учусь на 4 курсе педагогического университета. Есть родители. И вот все самое плохое, постыдное, унизительное, что было в моей жизни от отца. Когда была маленькой, забывала об этом за книгой, в игре, в школе. Теперь- не могу. Я не помню отца трезвым. Мама моя учительница. Когда он уезжал, это были единственные спокойные дни. Но потом он возвращался. И сейчас холодею, вспоминая, как пугалась девочкой, вдруг услышав из прихожей пьяный голос отца: «Эй, ты! Помоги раздеться, дай воды!» недавно я вышла замуж. Я счастлива, что не ношу теперь фамилию этого человека. У меня теперь своя жизнь. Но как быть маме? Кто защитит ее?»

       Некоторые говорят, что надо держать детей в строгости, наказывать. Но это не так. Страх- спутник лицемерия, обмана. Побои не укрепляют сознание ребенка- калечат психику. В раннем детстве родители балуют детей, позволяют делать все, что им вздумается, а ребенок подрастает и баловство перерастает в характер, тогда родители призывают на помощь ремень. Детей надо воспитывать на хороших семейных традициях. От традиции семьи надо переходить к воспитанию детей. Вот разговор наших детей о папе:

— Мой папа может одной рукой мешок поднять.

— А мой- целый дом.

Мой папа сильнее всех- глубокое убеждение каждого ребенка. Вот идет по улице женщина, нагруженная покупками, а рядом шагает муж налегке. Он считает неприличным нести сумку. Семилетний сын, подражая отцу, тоже не прикасается к женской работе: в его понимании это стыдно. Но зато нисколько не зазорно поколотить младшую  сестренку, отказаться от помощи маме по хозяйству.

   Ваш ребенок, в какой- то мере, ваша копия. Поэтому воспитывать нужно не детей,  а себя. Читая в книгах и журналах советы специалистов, применяйте их в первую очередь не к детям, а к себе.

    Чаще смотритесь в зеркало общественного мнения: сказали что- то нелестное о вашем ребенке, пусть самое маленькое, пустячное – волнуйтесь! Ищите причину в себе…

Иметь детей- великое счастье! Только дети не забава, и воспитывать детей очень трудно. Труднее чем построить дом, писать романы, плавить сталь. В воспитании больше, чем где-нибудь, нужны воля, ум, терпение, благородство души.

    Говорят, что отец- высокая должность на Земле. Это не  должность, это зов сердца, веление совести. Вот, что такое отцовство!

Хочется крикнуть папам:

Будьте щедрей на ласку.

Путь человека труден-

Мало похож на сказку.

В мире без ласки знайте-

Слезы, дожди, морозы.

Женщинам и детям, знайте-

Ласка нужна, не угроза.

        Итак, нужен ли отец ребенку  в современном мире? И какой он хороший отец?

     Ответ за вами!

 

nsportal.ru

Материал на тему: Роль родителей в воспитании и становлении личности ребенка.

МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Тема:

«Роль родителей в воспитании и становлении личности детей».

Подготовила:                    

Трефилова Ирина Дмитриевна

учитель, изо и искусства

        

с. Пристень- 2018

   Существует мнение, что у хороших родителей всегда вырастают хорошие дети. Но что же такое хорошие родители? Ведь у каждого свое понимание хорошего. Мы попробуем разобраться, какая  роль родителей в воспитании детей.

Что такое хорошие родители?

Перед рождением малыша, чтобы стать хорошими родителями многие будущие мамы и папы изучают множество педагогической и психологической информации. Но, как показывает практика, знания, конечно, — хорошо, но теория без практики существовать не может.

  В разных семьях роль родителей в воспитании детей абсолютно разная. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети.

  К сожалению, и те, и другие родители хорошими считаются только с их точки зрения, хотя на самом деле, ни повышенная родительская уверенность, ни излишняя тревожность не содействуют успешному воспитанию хороших детей.

  У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

   Главная роль родителей в воспитании детей

   Но как же тогда правильно воспитать ребенка? Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
  Главная роль родителей в воспитании ребенка – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте ребенка не оставлять его наедине самим с собой.

Основа для сохранения душевного единения — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

 Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

    Стили воспитания детей

Роль родителей в воспитании детей зависит от становления самооценки ребенка. В связи с этим существуют определенные стили семейного воспитания.
3 стиля семейного воспитания:

— демократический

— авторитарный

— попустический

  При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка.

Стиль “согласия”.

 При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку.

 Стиль “подавления”.

 При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

  Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по    сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

    Главные правила воспитания ребенка        

   Для того, чтобы роль родителей в воспитании детей несла положительный результат, необходимо помнить основные внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

·         принимать активное участие в жизни семьи;

·         всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

·      интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

·         не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

·         иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

·         уважать право ребенка на собственное мнение;

·    уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

·       с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Литература

1. Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2005.

2. Герасимова И. А. Структура семьи. М., 1974.

3. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., « Просвещение», 1988

4. Макаренко А.С. О воспитании. М., Полит.литер., 1988

5. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М., « Просвещение», 1988

6. Чередов И.М. О работе с родителями учащихся. Омск-1975

7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учебн. завед.- М.: «Просвещение»: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996

8. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия « Учебники, учебные пособия.»-Р.-на-Д.: «Феникс», 2000

9. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. уч-щ.- М.: « Просвещение», 1987

10. Андреева Г.М. 1980        

11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч.8т.М.1984

nsportal.ru

Статья на тему: Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. 

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) 

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. 

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. 

Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. 

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). 

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. 

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 

2) Взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 

3) Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. 

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) 

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) 

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее. 

Типы семейных взаимоотношений 

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.) 
можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. 

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. 

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. 

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. 

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. 

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. 

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. 

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) 

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. 

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. 

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. 

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?” , “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”. 

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. 

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. 

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. 

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. 

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. 

Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. 

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. 

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. 

4 способа поддержки конфликтных ситуаций: 

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение) 

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка. 

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы
4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения. 

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей. 

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

* Принимать активное участие в жизни семьи; 

* Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 

 * Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 

* Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 

* Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 

*Уважать право ребенка на собственное мнение; 

* Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 

* С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

nsportal.ru