Тренинг для родителей и подростков – Тренинг для подростков и родителей «Путь доверия»

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ «РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

Данные тренинговые упражнения для родителей подростков представляет собой групповое психологическое обучение, направленное на формирование узкого или максимально общего навыка общения родителей с детьми. Цель тренинга - формирование компетентности родителей в общении с подростками.
Занятия проводятся в группах численностью не менее 10 человек. Необходима комфортная обстановка, желательно наличие ковра, столов для проведения письменных и рисуночных занятий.

С целью выявления запроса участников тренинга и получения дополнительной информации о них тренер может провести предварительное анкетирование.

Анкета для родителей

Цель анкетирования: Определить меру необходимости проведения тренинга родительской компетентности.

Цель проведения тренинга. Обучение и приобретение навыков улучшающих детско-родительские отношения.

Ф.И.О.____________________________________________
Дата заполнения____________________________________

1. Участвовали ли Вы когда-нибудь в тренингах?

2. Можно ли назвать Ваше родительство полностью компетентным?

3. Применяете ли Вы по отношению к ребенку эффективные воспитательные меры?

4. Стоит ли совершенствоваться в родительской компетентности родительства?

5. Как Вы считаете, Вашего ребенка интересуют особенности детско-родительских отношений?

6. Готовы ли Вы к постоянной и системной работе на получение положительного результата?

8. Имеете ли Вы возможность в течение недели выделить день, который могли бы посвятить:

А) школе; Б) ребенку;

(указать день___________________)


9. Как Вы считаете, совместными усилиями детей, родителей, учителей и психолога достигнем ли мы положительных изменений в системе воспитательных воздействий?

Основная форма проведения встреч - практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми.
здесь представлено несколько вариантов игр, которые можно использовать в том или ином случае. Выбираются и проводятся те игры, которые в большой степени отражают запросы аудитории и способствуют выполнению конкретных задач. Некоторые упражнения выполняются на каждом тренинге и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и приятный психологический климат.

 

Упражнение-активизация

Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)? (выбирается один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень. Тренер просит помощника, согласно тексту, завязывать платками, шарфами, лентами и т.д. «каналы воспроизведения»):

Рот – чтобы не ругался и не кричал;

Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

Уши – чтобы не слышали лишнего;

Руки – чтобы не дрались;

Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;

Душу – чтобы не страдала.

После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), тренер обращается к участникам с вопросами:

Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!

Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!

Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!

Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!

Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.

Упражнение «5 ситуаций»

Необходимо написать 5 жизненных ситуаций связанных с ребенком, «Чувствую себя хорошо» и «Чувствую себя:вызывающих ощущения плохо».
Обсуждение. Сравнить ситуации, вызывающие те или иные чувства, которые встречаются у родителей. Выделить те, которые встречаются наиболее часто.

 

Упражнение «Без маски»

Тренер раздает заранее приготовленные карточки, на которых написано начало предложений, участники должны их продолжить. После того, когда все ответят, эти карточки передаются по кругу по часовой стрелке до тех пор, пока все родители не продолжат каждое предложение.
«Особенно мне нравиться, когда…», «Мне бывает…», «Думаю, что самое важное для моего ребенка...», «Мой ребенок...», «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...», «Стыдно, когда я...» «Думаю, что самое важное для меня, как для родителя…», «Мне особенно приятно…», «Мне бывает неловко перед ребенком, когда...», «Особенно меня…», «Что мне хотелось бы изменить в себе, так это...», «Когда...», «Иногда ребенок не понимает меня, потому что я...», «Раздражает то, что я...».

Данное упражнение полезно провести и в конце всех занятий, немного изменив начало предложений.

 

Упражнение «Говорящий - Слушающий»

Родители разбиваются на пары. Один участник будет говорить, а другой слушать. Упражнение проходит в три этапа:


1 этап. В течение 5 минут первый участник («говорящий») сообщает о своих трудностях в общении с ребенком. При этом обращает внимание на те моменты, которые порождают эти трудности. Второй родитель активно слушает.
2 этап. Оба участника обсуждают, что в поведении слушающего помогло высказаться, а что мешало. (1 минута).

3 этап. В течение 5 минут первый участник говорит о своих сильных сторонах в общении с ребенком, о том, что помогает устанавливать контакт.
Затем участники меняются ролями. (Это упражнение помогает родителям по-новому взглянуть на свое общение с ребенком).

 

Упражнение «Связь»

Снимает напряжение в группе, прогнозирует групповую динамику.
Участники перебрасывают мяч или передают его друг другу, предварительно называя имя того, кому кинули мяч, и называют то качество или состояние, которое объединяет их. «Я согласен», если же не согласен, то он говорит «Я подумаю».

В конце занятия участники тренинга по кругу обмениваются своими впечатлениями.

Упражнение «Снежинка индивидуальности»

Упражнение, которое показывает, что все мы разные (все делают задание и потом показывают, что у всех разные снежинки, т.е. каждый - индивидуален). Тренер раздает всем участникам одинаковые по размеру и цвету квадратики бумаги и берет сам.. Дает инструкцию, что все должны без вопросов выполнять задание вслед за тренером. Тренер отворачивается и поэтапно дает задание, одновременно выполняя его сам: 1. Сверните листок бумаги пополам. 2. Оторвите верхний правый угол. 3. Еще раз сверните лист и оторвите верхний левый угол. 4. Вновь сверните бумагу и оторвите нижний правый угол. 5. В последний раз сверните бумагу и оторвите нижний левый угол. После этого тренер поворачивается к аудитории и просит всех развернуть свои «снежинки», поднять их и показать всем. Тренер: «Попробуйте найти копию своей «снежинки». Ее нет! – Точно также нет одинаковых детей (подростков, людей). Все мы индивидуальны!

«Оренбургский платок» – все снежинки прикрепляются на доску в форме платка, который может согреть (мамин платок?)

Возвращаемся к «снежинке» и рассматриваем вопрос о том, что сложность взаимопонимания возникает из-за того, что восприятие у всех разное. Для демонстрации можно проиграть одно из следующих упражнений:

1. Испорченный телефон (вербальная информация) – 4-5 человек выходят из аудитории, тренер зачитывает любой текст, затем заходит 1-й – ему тоже зачитывается текст (он должен запомнить и пересказать содержание текста следующему), приглашаются все по очереди и каждый, получив устную информацию старается передать ее другому в таком виде, в каком запомнил. Затем вновь зачитывается информация. Слушатели обсуждают ситуацию (взаимопонимание между родителями и подростками).

2. Невербальная – мимика, жесты и т.д. Слушателей делят на группы по три человека. Они должны по очереди выразить свое настроение, состояние мимикой и жестами. Другие должны определить, что пытался им «сказать» собеседник. Обсудить свои ощущения. Правильно ли Вас поняли? Сложно ли было понять?

Упражнение «Клубок проблем»

Клубок ниток начинает наматывать на указательный палец тот, кто первый назвал проблему. Затем все, по очереди, кто считает, что такая проблема действительно существует, наматывают на свои пальцы нить, передавая клубок на противоположную сторону или соседу (лучше на противоположную сторону круга). Так, с перечислением ряда проблем формируется «паутина», из которой порой трудно освободиться! Идет обсуждение!

 

Упражнение «Семейная социограмма»

Родителям раздаются бланки с нарисованной окружностью (диаметром 110 мм). Дается инструкция: “На листе перед вами нарисован круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форе кружков и подпишите их именами”. Эта методика хорошо выявляет семейные коалиции, подсистемы, симбиотические связи, а так же влияние одних членов семьи на других.

Участникам предлагается проанализировать свои рисунки в соответствии с интерпретацией методики, при желании обсудить их.

Упражнение «Мозговой штурм»

Психолог зачитывает родителям различные трудные жизненные ситуации, по вопросам которых они чаще всего обращаются к психологу. Например: “Как уложить ребенка спать, если он этого не хочет?”; “Как реагировать на детские страхи (страх разлуки, боязнь чужих, страшные сны)?”; “Почему ребенок такой вредный, перечит всем?”; “Ребенок все время всех задирает, дерется со всеми. Что делать?”; “Ребенок скрывает от родителей плохие оценки. Как поступить?”; “Ребенок постоянно просит у родителей деньги. Давать ему или нет?” и т.д. На основе вышеописанных рекомендаций и приемов, с помощью обсуждения и мозгового штурма родители сами отвечают на волнующие их вопросы. Это упражнение учит родителей анализировать проблемы своих детей, помогает взглянуть на них со стороны и найти правильный способ решения трудных ситуаций.

Упражнение “Прогноз”

Родителям необходимо действуя по следующему алгоритму “Проблема – Поиск- Вывод” предположить, как может развиться определенное событие в отношениях “Родитель- Ребенок”. Для обсуждения взяты часто встречающиеся причины конфликтов. В работе возможно использование шестерки слуг “Что?, Кто?, Как?, Почему?, Где?, Когда?”.

1 ситуация:

Проблема- упорство родителя в решении конфликтной ситуации. Поиск- групповое рассуждение (варианты ответов можно записывать на доске). Вывод: ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и принять форму хронического конфликта. Трудности нарастают, конфликт углубляется.

2 ситуация:

Проблема- деспотизм родителя. Поиск– групповое рассуждение. Вывод: деспотизм может вызвать у подростка стремление отплатить ему за подавление личности, “отыграться” на других, на слабых.

3 ситуация:

Проблема- обилие запретов. Поиск – групповое рассуждение. Вывод: - подросток находит способы обойти их, начинает лгать, приспосабливаться, притворяться.

4 ситуация:

Проблема- подросток Вам мстит.

Поиск – групповое рассуждение. Выводы: - ищите причину. Может быть, все дело в том, что вы не решили свои собственные взрослые проблемы (развод и т. д.).

5 ситуация:

Проблема- родители видят в подростке ребенка. Поиск – групповое рассуждение. Вывод: “перестройка” отношений, возможность выхода из конфликтной ситуации.

Анализ упражнения:

1. К каким выводам пришли в ходе работы?

2. Предложения каких родителей, по прогнозам и вариантам решения проблемы, показались вам эффективными?

Упражнение “Шаг за шагом”

Для достойного решения конфликта в отношениях с подростком мы должны пройти ряд этапов. Психологи вам предлагают шаг за шагом прийти к конструктивным взаимоотношениям. В ходе изучения этапов, вами могут быть высказаны свои точки зрения и убеждения.

Этапы выхода из конфликтных ситуаций:

Первый этап “ Прояснение”

1. Сначала необходимо выслушать ребенка.

2. Уточнить - в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.

3. Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.

4. Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.

5. Понять, какая потребность ребенка ущемлена.

6. Попытаться доступно объяснить ваш запрет.

Второй этап “Банк идей”

1. Начать с вопроса: “Как же нам быть?”, “Как поступить?”

2. Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.

3. Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.

4. Если предложений много, их можно записать на бумаге.

Третий этап “Важный выбор”

1. Провести совместное обсуждение предложений.

2. При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.

3. Определить и осознать истинные желания друг друга.

4. Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать “трудные” вопросы.

Четвертый этап “Контроль”

1. Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.

2. Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.

3. Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.

Анализ упражнения:

1. Использовали ли вы в общении с ребенком какую-нибудь технологию разрешения конфликта?

2. Какой из этапов вам показался более сложным?

3. Какие методы вы используете для разрешения конфликтов в вашей семье и можете сказать, что добиваетесь хороших результатов?

4. Прислушиваетесь ли вы к мнению своего ребенка в ситуации конфликта?

Упражнение «Хороший или плохой»

 

Упражнение показывает роль установки на восприятие (родителям предлагаются фотографии подростков «плохих» и «хороших»). Они должны описать по фотографии возможное поведение подростка с точки зрения родителей, как он может учиться и т.д., т.е. дать характеристику? Участников необходимо разделить на группы (числу фотографий - 5), дать 10 минут на обсуждение, затем заслушать представителей от каждой группы. После того как все группы дадут свою характеристику, предоставить им противоположную. Обсудить их ощущения во время работы над фотографией и после того, как они узнали «правду».

Упражнение «Зонтик качеств»

 

Родители по группам рисуют по 4 зонтика: два зонтика с положительными качествами: своими и своего ребенка, два других – с отрицательными. По желанию зачитываются качества родителей и детей. Идет обсуждение: Что ощущал родитель, когда выполнял задание? Затем на ватмане или доке строим общие зонтики и смотрим, каких качеств больше. Идет обсуждение! Это упражнение помогает увидеть положительные качества – найти «свет» в душе ребенка!

Упражнение «Способы выражения недовольства своим ребенком и способы похвалы»

Родители встают в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Участники внешнего круга вначале ругают, а затем хвалят своего партнера (затем они меняются ролями). Обсуждение:

× что чувствовали в первом и втором случаях?;

× чего было больше?;

× что было проще?;

× что лучше удавалось партнеру?;

× конфликт – чья это проблема?

Упражнение «Части целого»

Фрагменты фотографии показываются участникам семинара. Они должны постараться определить, что на них изображено. Обсуждение! Затем показывается фотография и делается вывод о том, что, несмотря на то, что мы все разные – необходимо видеть целое (личность). Частности часто дают искаженное представление о целом, если они «вырваны из контекста» личности?

Упражнение «Копилка идей по укреплению семейных традиций»

Все участники пишут на листке бумаги идею, которая по их мнению способствует укреплению семьи и налаживанию отношений с детьми и опускают ее в ящик или мешок. Затем по очереди вытаскиваю идею, озвучивают ее и дают анализ (может ли такая идея оказаться успешной?). Идет обсуждение!

Упражнение «Сходства и различия»

Участники объединяются по 3 человека, опираясь только на внешнее сходство (цвет одежды, глаз, волос, длина одежды и т.д.) В течение 10 минут найти как можно больше внутренних (интересных и неожиданных) сходств и различий между собой и записать их на листочке. Обсуждение (слово предоставляется каждой группе): Какие сходства (различия) нашли между собой? Сходства (различия) мешают или помогают вам в общении? Что объединяет людей – сходства или различия? Как иначе можно назвать отличие одного человека от другого? За что мы ценим друг друга – за общее или индивидуальное?

 

Упражнение «Зеркало»

Участники разбиваются парами (желательно взрослый + ребенок) и попеременно (по 3 минуты) выполняют роль зеркала, копируя в точности все движения и мимику напарника. Возможные варианты: собираемся в театр, занимаемся спортом, строим дом, готовим обед, танцуем и т. д. Обсуждение:

§ Трудно ли было выполнять движения другого? Почему?

§ Что ты чувствовал, когда тебе обязательно надо было выполнять движения другого?

§ Как вам хочется поступить в ситуации, когда вы вынуждены делать то, что вам не хочется или вы не можете?

 

Упражнение «Погружение в детство»

Каждый вспоминает и рассказывает самый запомнившийся момент из детства (дети рассказывают об одном из ближайших событий). Обсуждение:

§ Что общего в воспоминаниях детей и взрослых? (вопрос взрослым).

§ Как Вы оценивали эту ситуацию тогда и сейчас? (вопрос детям).

§ Можете ли вы понять своих родителей тогда?

§ Что бы вы им посоветовали, если бы были их друзьями в их детстве?

 

Упражнение «Письмо»

Две группы (родители и дети) пишут письмо друг другу с пожеланиями. Чтение писем вслух. Высказывания после чтения (по желанию). Упражнение

«Аукцион идей»

Обсуждение внутрисемейных ситуаций:

  • Ребенок обижает младших в доме детей.
  • Сын (дочь) дружит с ребятами, которые не нравятся родителям, т.к. те сквернословят, пропускают школу.
  • Родителей не устраивает успеваемость ребенка в школе.
  • Сын (дочь) разбивает любимую вазу или ломает магнитофон …
  • Сын (дочь) не хочет идти в школу.
  • Сын (дочь) стал(а) грубо разговаривать с родителями, постоянно пререкается, спорит …

Упражнение «Я очень хочу …»

Упражнение выполняется в несколько этапов.

1. Всем участникам раздаются по 1-2 бланка, в которых они должны закончить предложение “Я очень хочу …”.

2. На доске вывешиваются два шаблона – силуэты взрослого и ребенка. Рядом с этими силуэтами прикрепляются заполненные бланки детей и родителей.

3. Выбираются бланки, где желания детей и родителей совпадают.

4. Несовпадающие желания анализируются следующим образом: дети анализируют желания родителей и наоборот.

Основные вопросы по анализу:

  • Как помочь исполнению желания?
  • Можно ли вообще исполнить это желание?
  • Ущемляет ли какое-либо желание ваши права?

Каждая группа высказывает свою точку зрения. Обсуждение спорных вопросов. Заключительный этап упражнения: все участники выбирают по одному из анализируемых желаний и высказываются по кругу “Для исполнения желания …… я мог бы ……”.

Упражнение «Вопрос соседу»

Участники сидят в круге. Передавая мяч соседу, каждый задает любой вопрос. Примерные вопросы: Как Вы себя чувствуете? Что с Вами интересного произошло сегодня (вчера)? Чем порадовал Ваш ребенок?

 

Упражнение «Телефон доверия»

Участники “звонят” друг другу по очереди (дети родителям и наоборот), называя конкретную проблему прав и обязанностей в семье между детьми и родителями.

 

Упражнение «Ассоциации»

Взрослые и дети на отдельных листочках пишут ассоциации на нескольких (по выбору) участников игры. Ассоциации должны быть обыграны как имена древних индейских племен и совпадать с личным восприятием того или иного человека. Например: Хрустальный голос, Высокая гора, Прозрачный ручей, Умелая рука и т.д. Листочки с надписями поочередно (без свидетелей) раскладывают сами участники на места, где сидят их избранники. После ознакомления с “именами” - обсуждение. Каждый читает свои “имена”. Говорит, какое имя понравилось или не понравилось. Почему? Любой участник может задать вопросы: Кто написал именно эту ассоциацию? Почему?

Упражнение «Сиамские близнецы»

Каждой паре (семье) дается большой лист бумаги. Один партнер с завязанными глазами рисует, другой с открытыми глазами управляет его рукой. Руки участников связаны бинтом или лентой. Затем происходит обмен ролями. Обсуждение:

1. Почему вы выбрали именно этот рисунок?

2. Легко ли было выполнять задание с человеком, кому доверяешь?

Упражнение «Семейная история»

Для проведения этой игры детям и родителям на предыдущем занятии было дано задание – принести такой предмет, который уже давно хранится в их семье и является его гордостью. Это может быть фотография, старинный документ, награда, ценный предмет (или его рисунок)и т.д. Семейные реликвии должны лежать в пакетах или сумках, что бы их никто не видел.

 

Упражнение «Кулачок»

Участники работают в парах (родитель, ребенок). Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются). По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания. Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

5. Что ждет человек, когда он переживает горе, неприятность?

6. Как еще можно помочь человеку пережить неприятные ситуации?

Упражнение «Давление»

Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 50-70 см, вытягивают на уровне груди руки и соприкасаются ладонями. Задача каждого – слегка надавить на ладони партнера, меняясь ролями.

Обсуждение:

§ Что Вы чувствовали, когда испытывали давление другого человека?

§ Что Вы чувствовали, когда побеждали?

§ В какой ситуации вам было комфортнее: когда Вы давили или когда на Ваши ладони давил партнер?

 

Упражнение «Анализ воспоминаний»

Родители сидят в круге и отвечают на вопросы:

§ В честь кого Вы назвали своего ребенка?

§ Каким Вы представляли своего ребенка еще до рождения?

§ Оправдал ли он Ваши ожидания?

§ Каким Вы представляете своего сына (дочь) через 10 лет?

§ Какие основания позволяют Вам верить, что эти ожидания сбудутся?

Очень часто ожидания родителей от детей не полностью их удовлетворяют: мечтали об интеллектуале, а сын имеет обычные способности, видели в ребенке будущего спортсмена, а он еле-еле сдает нормативы и т.п. Как смириться с таким положением? Где искать “виновных” в том, что идеальное представление далеко от реального? А, может быть, научиться принимать ребенка таким, каков он есть и, продолжая любить его, способствовать его совершенствованию?

Игра – дискуссия «Где вы стоите?»

Цель: обучение ведению бесконфликтной дискуссии на предложенную тему, используя знания, совершенствование умения слушать, слышать и уважать чужую точку зрения, умение убедить другого. Аудитория с помощью мела делится на две части, проставляются знаки “+” и “-“. Участники занимают позицию нейтралитета (вне обозначенных сторон). Психолог произносит то или иное остро поставленное утверждение, участники выбирают и встают на позиции “+” (согласен) или “-” (не согласен). Если кто-то из участников не определился, то пока остается в нейтральной позиции.

Примерные утверждения:

1. Родители обязаны всегда нести ответственность за поступки своих детей.

2. Если ребенок спорит с родителями – он дурно воспитан.

3. Защищать своего ребенка от всех бед – родительский долг!

4. Чем больше проблем встречается в жизни ребенку, тем самостоятельнее он будет во взрослой жизни.

5. Каждый участник, занявший позицию, высказывает свое мнение точно и лаконично.

Вначале высказывается одна сторона, затем другая. Участники могут изменить свое мнение и перейти на другую сторону.

 

Упражнение «Отдайте часть ответственности»

Каждому участнику тренинга дается список черт. Задание: выбрать те качества, которые беспокоят Вас в Вашем ребенке, и записать их на отдельном листочке.

× Не делает уроков

× Не следит за домашними животными

× Отказывается от коллективных игр и дел

× Оставляет грязную посуду

× Имеет завышенные требования к себе

× Не понимает чувств и переживаний других людей

× Много смотрит телевизор

× Плохо учится

× Имеет низкую самооценку

× Приводит друзей домой, когда нет родителей

× Убегает из дома

× Дерется с братьями или сестрами

× Часто спорит с взрослыми

× Отказывается выполнять просьбы

× Имеет нежелательных друзей

× Часто теряет контроль над собой

× Кажется безразличным к окружающим

× Грубит учителям

× Часто дерется в школе

× Часто специально раздражает взрослых

× Закатывает истерики

× Не убирается в своей комнате

× Курит

× Лжет

× Мало и беспокойно спит

× Требует денег

× Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Выбранные качества распределить в предложенную таблицу.

Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка
   

В разделе “Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка” каждый пункт обговорить с ребенком и составить договор, учитывающий интересы и ребенка, и Ваши.

Например: В пункте “Много смотрит телевизор” совместный договор оговаривает темы и время просмотра телевизионных программ. Особо следует выделить последствия, если договор частично или в целом будет нарушаться. Виды последствия могут быть разнообразными: время сна (более раннее), лишение развлекательных телепередач и т.п.

По каждому пункту раздела “Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка” составляется договор. Таким образом, родители начинают отдавать решение проблем самим детям. Главное – форма передачи строится на доверии к ребенку, что позволит ему проявить интерес к самостоятельным действиям. Если же реакция ребенка оказывается неожиданной для Вас (раздражение, отказ, просьба избавиться от ответственности), то лучше спокойно выслушать ребенка и мягко повторить, что это именно то, что Вы хотите сделать.

Упражнение «Любопытные и слон»

Тренер зачитывает текст: «Слона выставили для обозрения ночью и в темное помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощупывать, чтобы представить себе как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить свое представление о нем. Один из посетителей, ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка».

Воспринимайте подростка как целостную личность!

 

 



infopedia.su

Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»

тренинги для родителей садаЦель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

Психолог детского сада: Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться вместе избавиться от своих проблем, стать лучше, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться. Слово «общение» является одним из важнейших слов в жизни каждого человека, а для развития ребенка оно является более важным. В процессе общения с родителями формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача показать вам на собственном примере, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее эффективными, а какие - наоборот, заставить задуматься об изменении своего отношения к детям.

1. Приветствие «Передай пакет»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.

Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Предлагаю вам бумажный пакет, на каждом из пакетов, сложенных друг в друга, написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет снимает верхний слой и читает, и выполняет задание. Игра будет продолжать пока все слои пакетов не закончатся.

Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?

Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.

Откройте дневники и заполните первую страницу.

2. Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках)

Имя______________________________________ ____________________________________________________________

Ваше кредо______________________________________________________________________

Ваши семейные ценности____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Для эффективности работы предлагаю вам заполнить бейджи своим именем.

3. Задача «Цветок» (работа в дневниках)

Ведущий: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».

Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.

тренинги для родителей сада

Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Рефлексия:

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?

С какими сложностями Вы сталкиваетесь в воспитании и общении с Вашим ребенком, в этом нам поможет тест на следующей странице нашего дневника.

1. Тест для родителей «Семейное воспитание» (работа в дневниках)

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с содержанием каждого вопроса выберите тот вариант ответа, который совпадает с вашим мнением. Ваши ответы позволят определить состояние семейного воспитания и особенности его влияния на психическое состояние ваших детей. Просьба отвечать честно. Не задумываться долго над вопросами.

На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет» или «не знаю».

Скачать тест «Семейное воспитание»

Вывод: каждый из Вас проанализировал свои ответы и задумался, правильны ли ваши подходы в воспитании детей? В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями в общении и поведении с детьми есть запрещаем то слушать, видеть, трогать, прыгать. Мне очень бы хотелось, чтобы вы поиграли игру «Запрет».       

1. Игровое упражнение «Запрет».

Ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.

Ведущий: посмотрите пожалуйста на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

- Не завязывать рта - выслушать ребенка;

Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Сделав вывод хочу прочитать сказку Дмитрия Соколова «Фиолетовый котенок».

2. Сказкотерапия «Фиолетовый котенок»

(чтение сказки сопровождается показом)

Скачать сказку

Рефлексия:

- О чем сказка?

- Если перевести ее на тему воспитания, то методы прослеживаются?

class="eliadunit">

Вывод: действительно ли это сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона - это методы воспитания, которые используют родители и они не всегда эффективны. В сущности, это вина, угроза и насмешка. А Луна - это символ веры, она не воспитывает котенка, а расширяет его мир, его кругозор. И главное совсем не то, что он научился тому, что от него хотели, а то, что луна нашла правильный подход в воспитании.

Ведущий: во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение другого. Люди собственным примером, поощряют, стимулируют к различным видам деятельности, а могут и манипулировать. Общаясь, люди постепенно меняют друг друга. А как мы меняемся узнаем в ходе следующего упражнения.

Загруженные, уставшие после работы родители особенно уязвимы от плохого поведения ребенка на улице, в помещении. Поэтому предлагаю упражнение, которое заставит задуматься об изменении своего отношения к детям.

3. Игровое упражнение «Как тебе лучше?»

Психолог: приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию ​​по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.

Ведущий: на данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Психологи объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.

4. Упражнение «Модели воспитания»

Ведущий: Модели воспитания - это стабильные отношения между старшими и младшими, где воспитательная роль принадлежит старшим. Они иногда осознанные, иногда не полностью. В некоторых случаях бывает, что вы на словах декларируете одну модель воспитания, а на действиях реализуете другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.

Воспитание бывает более проблемным, спорным, а бывает достаточно удачным и правильным. Возьмите карточки на которых изображены рисунки которые отражают те или иные модели воспитания. Каждой паре следует проанализировать изображения.

тренинги для родителей сада

тренинги для родителей сада

тренинги для родителей сада

Психолог после анализа каждой модели воспитания предлагает ответить на вопрос.

-На ваш взгляд, какая модель воспитания наиболее способствует формированию личности ребенка и его социально-нравственному развитию.

Обсуждение родителей.

Вывод: надеюсь, что после обсуждения данного вопроса каждый из вас определил для себя, что воспитывая в них смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально достойные качества, все это проводит к развитию социально адаптированного и психически здорового малыша в современном обществе.

Ведущий: для того чтобы узнать еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.

5. Упражнение «Стаканы»

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

Ведущий: научились, узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.

6. Упражнение «Памятка на каждый день» (работа в дневнике)

 В течение трех минут заполните пожалуйста

1. Я никогда не буду___________________________________________________________

2. Всегда буду знать___________________________________________________________

3. Всегда буду проявлять интерес к________________________________________

4. Я должна______________________________________________________________________

5. Я не могу_____________________________________________________________________

6. Я не хотела бы ______________________________________________________________

7. Я хочу_____________________________________________________________________

Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.

Ведущий: сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Хотелось и мне узнать Ваше мнение о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал? Запишите свое отношение на цветочках. У каждого из вас они есть. На обратной стороне прошу заполнить предложения и озвучить их, передавая друг другу цветок образуя венок.

7. Упражнение «Венок желаний»

Подведение итогов тренинга.

Я узнала, что____________________________________________________________________

Было интересно _______________________________________________________________

Всегда буду ____________________________________________________________________

Вывод: очень благодарна за нашу встречу, спасибо за активное, продуктивное участие. Напишите пожелания, может быть проблему нашей следующей встречи.

Приложения к тренингу психолога детского сада для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»

Скачать приложения

psichologvsadu.ru

Семинар- тренинг для родителей "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с подростками".

                                Семинар- тренинг  для родителей

« Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с подростками.»

Цель:  Повышение  психологической  культуры родителей  при общении с подростками.

Задачи:

1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.

2. Выявить условия, необходимые  для:

-   построения нормальных отношений с подростком;

- выявить условия, необходимые для воспитания у  подростка самодисциплины;

Форма проведения: семинар-тренинг.

Категория: родители учащихся 6-х и 7-х классов.

                                           Ход собрания.

 (Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу)

1.Упражнение-приветствие «Я рад вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).

- Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой- как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.

Теоретическая часть.

- Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правила.

(вывешиваются поочередно на доске)

1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

2. Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

4. Дайте свободу.

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

5. Никаких нотаций

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный , вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

6. Уступает тот, кто умнее.

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

7. Не надо обижать.

Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:

  1. Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).
  2. Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)
  3. Ограничение должно быть выполнимым.

Практическая часть.

Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).

Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».

1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»

(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)

2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»

(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)

3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»

(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)

4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»

( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)

После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:

  1. любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
  2. дети, слушая , что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
  3. высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также
    формируют у него и чувство ответственности.

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Причины отклонения в поведении детей.

( наглядно вывешивается поочередно на доске)

1.Борьба за внимание.

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

2. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

3. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.

Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Упражнение «Эмоциональное восприятие».

- Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте , что вы встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

Упражнение «Чаша чувств»

(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет
включать:

  1. принятие
  2. внимание
  3. признание(уважение)
  4. одобрение
  5. теплые чувства.
  6. понимание
  7. любовь
  8. доверие
  9. поддержка
  10. юмор

Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.

Вывод.

Чтение стихотворения «Родителям…»

(решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).

-Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же- никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать-
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

Памятки-рекомендации (раздаются всем родителям)

  1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
  2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
  3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
  4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
  5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

       6.Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен      демонстрировать       доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

nsportal.ru

Методическая разработка по психологии: Тренинг "Родители и подросток"

Тренинг родители и подросток

 

Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.

Народная мудрость

Почему даже самых любящих родителей со временем начинает раздражать ребёнок, сначала по мелочам, потом сильнее. В отношениях появляется недовольство и разочарование. И многие родители задаются вопросами: что делать, когда эмоции вас захлёстывают, а поведение ребенка раздражает? Как прекратить конфликты в семье? Как передать ребенку свою любовь и избавиться от родительской беспомощности? Как перестать злиться на ребенка и жить в семье без обид? Получить ответы на эти и другие вопросы, сформировать новую позитивную модель взаимоотношений, научиться получать удовольствие от общения со своим ребёнком можно на тренинге. Целью нашего тренинга является формирование позитивной модели взаимоотношений с подростком.

Перед вами статистика, которую вы должны знать:

1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.          
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.           
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.     
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.    
8. По материалам статистики: опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.          
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.       
10. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

 

Упражнение «Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)?» Выбирается участник перед нами ребенок.

Рот – чтобы не ругался и не кричал;

Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

Уши – чтобы не слышали лишнего;

Руки – чтобы не дрались;

Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании.

 

  • После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), обращаюсь к участникам с вопросами:

Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!

Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!

Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!

Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!

Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.

Стихи на программе, запретами ничего не добьёшься…..

 

Сейчас я предлагаю Вам почувствовать себя в роли подростка.

Поставить рядом 2 стула – большой и маленький. Поспросить кого-нибудь из участников  одновременно усидеть на них. Один стул олицетворяет  детство, другой -  взрослую жизнь. Спросить об ощущениях.

             Говорят, что подросток это человек, сидящий на 2-х стульях. А теперь представьте, каково сидеть одновременно на двух стульях - одном большом, другом - маленьком, детском стульчике. Не очень удобно получается. И налицо или неожиданно взрослое поведение с соответствующими запросами и потребностями или возврат в легкомысленное и беззаботное детство.

            Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать об особенностях подросткового возраста, о том, в чем нуждается подросток (знать его потребности) и как же себя вести с ним.

 

 

 Ты-высказывание

образец  Я-высказывания

Ты никогда меня не слушаешь!

когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Вечно ты хамишь!

Когда ты грубо разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не могу с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спроса берешь мою косметику!

 

Когда у меня без спросу берут вещи, в частности, косметику, мне неприятно. Я не против, чтобы ты ее брала, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

 "Ты опять врешь! Лжец "

 "Мне очень не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

 

nsportal.ru

Тренинг с родителями и детьми "Разговор по душам"

Тренинг с родителями и детьми

«Разговор по душам»

Чтобы отношения родителей с детьми были доброжелательными, чтобы конфликтные ситуации разрешались конструктивно, мы предлагаем вам использовать не только родительские собрания, но и такую форму взаимодействия с родителями как тренинги.

Насколько вы знаете, существует структура тренингового занятия (это также можно осветить родителям). Каждое занятие состоит из 4-х стадий:

I стадия – разогрев. Включает в себя обмен своим состоянием и настроением;

II стадия – групповая дискуссия, ролевая игра. Обсуждение и обыгрывание участниками ситуаций. Обмен мнениями из реального и конкретного опыта позволяет посмотреть на ситуацию с различных сторон, увидеть плюсы и минусы, задуматься над своим поведением, осознать его вариативность, переоценить ситуацию и выработать технику поведения по каждой проблеме.

III стадия – рефлексия «здесь и теперь». Подведение итогов работы. Интеграция опыта, полученного на занятии, и обратная связь. Предоставление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе тренинга.

IV стадия – психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.

                                                                   Упражнение 1.

«Приветствие».  Мне хотелось бы сейчас услышать от вас, уважаемые родители, какие у вас ожидания, намерения, с которыми вы пришли на эту встречу.

(Каждый желающий – родитель, ребенок – высказываются).

Упражнение 2.

Следующее упражнение, которое предлагается родителям и детям: «Угадай, кто это?». Дети, закройте глаза, вам нужно встать в круг, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Желающие могут поделиться своими переживаниями.

Упражнение 3.

«Взрослый – ребенок». Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.

Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений… теперь вы – взрослые. Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети. Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком. Высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то…», «Если бы я был ребенком, то…».  Высказываемся по кругу.

Участники делятся своими мыслями.

Упражнение 4.

«Ситуация с контрольной».

Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое в прошлом упражнении активное слушание.

Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – ребенок, ревниво отстаивающий свою точку зрения, много воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.

Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.

В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Разыграйте такую ситуацию (в парах).

Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).

Обсуждение.

Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью родителя должна быть некритическая оценка происходящего, родитель должен использовать правила активного слушания:

  1. Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.
  2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
  3. Держать паузу, давая подростку паузу на обдумывание.
  4. Обозначать чувства, испытываемые подростком.

Упражнение 5.

«Ассоциации».

Каждый участник называет свои ассоциации на слово «Семья». Психолог записывает их на доске или на листе А4 и вешает на доску.

Проанализировать, сколько положительных слов и сколько отрицательных выписано.

Упражнение 6.

«Я давно хочу тебе сказать».

Это упражнение является завершением дружеской встречи.

Родители и дети сидят рядом в круге (лицом к лицу). Родитель сначала говорит своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать…» и завершают. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать…» (и завершает).

 

В завершении нашей встречи хотелось бы обратить ваше внимание на результаты применения активного слушания:

  1. Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.
  2. Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
  3. Подросток тоже начинает нас слышать и слушать.
  4.  Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.

Рефлексия (10 мин).

Уважаемые родители! Дорогие ребята!

В завершении нашей встречи нам хотелось бы услышать от вас обратную связь:

- с каким настроением вы уходите;

- какой опыт получил каждый участник;

- оправдались ли ожидания;

Спасибо!

 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг с родителями и детьми "Разговор по душам" »

Тренинга с родителями и детьми

«Разговор по душам»

Чтобы отношения родителей с детьми были доброжелательными, чтобы конфликтные ситуации разрешались конструктивно, мы предлагаем вам использовать не только родительские собрания, но и такую форму взаимодействия с родителями как тренинги.

Насколько вы знаете, существует структура тренингового занятия (это также можно осветить родителям). Каждое занятие состоит из 4-х стадий:

I стадия – разогрев. Включает в себя обмен своим состоянием и настроением;

II стадия – групповая дискуссия, ролевая игра. Обсуждение и обыгрывание участниками ситуаций. Обмен мнениями из реального и конкретного опыта позволяет посмотреть на ситуацию с различных сторон, увидеть плюсы и минусы, задуматься над своим поведением, осознать его вариативность, переоценить ситуацию и выработать технику поведения по каждой проблеме.

III стадия – рефлексия «здесь и теперь». Подведение итогов работы. Интеграция опыта, полученного на занятии, и обратная связь. Предоставление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе тренинга.

IV стадия – психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.

Упражнение 1.

«Приветствие». Мне хотелось бы сейчас услышать от вас, уважаемые родители, какие у вас ожидания, намерения, с которыми вы пришли на эту встречу.

(Каждый желающий – родитель, ребенок – высказываются).

Упражнение 2.

Следующее упражнение, которое предлагается родителям и детям: «Угадай, кто это?». Дети, закройте глаза, вам нужно встать в круг, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Желающие могут поделиться своими переживаниями.

Упражнение 3.

«Взрослый – ребенок». Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.

Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений… теперь вы – взрослые. Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети. Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком. Высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то…», «Если бы я был ребенком, то…». Высказываемся по кругу.

Участники делятся своими мыслями.

Упражнение 4.

«Ситуация с контрольной».

Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое в прошлом упражнении активное слушание.

Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – ребенок, ревниво отстаивающий свою точку зрения, много воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.

Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.

В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Разыграйте такую ситуацию (в парах).

Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).

Обсуждение.

Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью родителя должна быть некритическая оценка происходящего, родитель должен использовать правила активного слушания:

  1. Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.

  2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.

  3. Держать паузу, давая подростку паузу на обдумывание.

  4. Обозначать чувства, испытываемые подростком.

Упражнение 5.

«Ассоциации».

Каждый участник называет свои ассоциации на слово «Семья». Психолог записывает их на доске или на листе А4 и вешает на доску.

Проанализировать, сколько положительных слов и сколько отрицательных выписано.

Упражнение 6.

«Я давно хочу тебе сказать».

Это упражнение является завершением дружеской встречи.

Родители и дети сидят рядом в круге (лицом к лицу). Родитель сначала говорит своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать…» и завершают. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать…» (и завершает).

В завершении нашей встречи хотелось бы обратить ваше внимание на результаты применения активного слушания:

  1. Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.

  2. Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.

  3. Подросток тоже начинает нас слышать и слушать.

  4. Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.

Рефлексия (10 мин).

Уважаемые родители! Дорогие ребята!

В завершении нашей встречи нам хотелось бы услышать от вас обратную связь:

- с каким настроением вы уходите;

- какой опыт получил каждый участник;

- оправдались ли ожидания;

Спасибо!

kopilkaurokov.ru

Тренинг для родителей подростков

На этом уроке вы узнаете, из-за чего чаще всего случаются конфликты с подростками, и как их можно предотвратить. Вы научитесь справляться с эмоциями взрослеющего ребенка, определять пассивно-агрессивное поведение и правильно на него реагировать, находить оптимальные способы взаимодействия, когда он уперся, и прямо говорить с сыном или дочерью о сложном.

Урок 1: Эмоциональная буря

1.28 – 14.29 – Первый тип конфликтов с подростком. Эмоциональная буря

14.30 – 17.11 – Как себя вести, если рядом эмоциональный подросток, а вам сложно контролировать свои чувства?

17.12 – 23.02 – Что делать, если вы не можете справиться с эмоциями подростка?

23.03 – 29.03 – Техника «Безопасный конфликт»

 

Урок 2: Кто главный?

0.0 – 3.01 – Второй тип конфликта с подростком. Кто главный?

3.02  - 10.29– Какой вы видите структуру вашей семьи?

10.30 – 13.00 – Как выражаются просьбы в вашей семье

13.01 – 16.37 – Есть ли у вас во взаимодействии с подростком «твердый знак»

16.38 – 18.22 - Как реагировать на провокативные желания подростка

18.23 – 22.04 – Оптимальные способы реакции, когда ребенок уперся

22.05 – 24.04 – Модели реакций наших родителей

 

Урок 3: Ощущение нелюбви

0.02 – 2.45 – Третий тип конфликта с подростком. Ощущение нелюбви

2.46 – 4.16 – Как выглядит пассивно-агрессивное поведение подростка изнутри

4.17 – 6.38 – Как понять, что это просьба о любви?

6.39 – 9.57 – Почему важно не торопиться

9.58 – 12.41 – Как лучше реагировать на пассивно-агрессивное поведение подростка

12.42 – 14.58 – Чего лучше не делать в ответ на поведение подростка

 

Урок 4: Он не виноват

00.11 – 03.03 – Четвертый тип конфликта с подростком. Он не виноват

03.04 – 04.07 – Подросток не распознает трудности взрослых

04.08 – 7.17 – Как помочь подростку, когда он себя парадоксально ведет

7.18 – 10.56 – 3 способа поговорить с подростком о сложном

10.57 – 13.57 – Как определить тип конфликта

ekaterina-burmistrova.com

Консультация по психологии на тему: Конспект тренинга "Я -родитель подростка"

Тренинг на родительском собрании(совместного с детьми) «Я-родитель подростка»

Цель: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; выработка навыков адекватного общения.

Материалы: альбомные листы, цветные карандаши, ручки.

Продолжительность занятия: 1-1,5 часа.

Участники тренинга: родители и дети – 5–6 пар.

Ход тренинга

1. Организационный момент

Психолог: Сегодня мы собрались, чтобы решить некоторые вопросы взаимоотношений детей и родителей. Мы будем выполнять разнообразные упражнения для того, чтобы лучше узнать и понять друг друга. Ведь большая часть проблем в общении складывается только потому, что мы не услышаны, мы не поняты. Работать мы будем в кругу.

Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Как-то изменить себя мы можем здесь только благодаря друг другу. Наше общение, то, что мы внесем в наше пространство, будет помогать нам. Мы будем узнавать себя через те чувства, через те отношения, которые будут складываться здесь. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогало каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, есть несколько правил групповой работы.

Правило “здесь и теперь”: главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт не обсуждается и не может предъявляться в качестве аргумента.

  • Правило эмоциональной открытости: если участник что-то думает или чувствует “здесь и сейчас”, то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства.
  • Правило “стоп”: каждый имеет право сказать: “ У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно”.
  • Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или обидели. Если давать партнеру искаженную информацию, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения.
  • Правило не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или не реальный, а потому, что совет- это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а, во-вторых, совет- это ограничение свободы личности, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.
  • Правило “Я-высказывания”: каждый говорит любую фразу только от своего имени.
  • Принцип личной ответственности: говорить на занятии можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ни сделал участник группы, это его выбор, за который он несет ответственность.
  • Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - не приемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны осуждаться в группе, а не за ее пределами.
  • Прежде, чем мы перейдем к основной части нашего занятия, давайте определимся, что мы хотим сегодня получить от нашей работы. Каждому я раздаю лист бумаги и ручку. Запишите, что вы ждете от сегодняшней встречи.После этого идет обсуждение. Совместно принимается решение,.( например, я лучше узнаю о своем ребенке ( родителе), у меня изменится отношение к общению со своим ребенком/ родителем и др).

2. Основной этап

Упражнение 1. Знакомство

Цель: сближение участников группы.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что он любит, какой у него характер. Дети подтверждают или опровергают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.

Упражнение 2

Цель: снятие эмоционального напряжения; познание себя и других через метод символического выражения.

Все участники получают лист бумаги и цветные карандаши. Каждый участник пишет свое имя и рисует рисунок, на котором изображает себя в символах. По окончании работы каждый называет свое имя и расшифровывает свой рисунок.

Упражнение 3. “Молекулы”

Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.

Представим себе, что мы –атомы. Атомы выглядят так : согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все начнем двигаться по этой комнате, а когда я назову число, например, три – атомы объединяются в молекулы по три атома. Атомы объединяются лицом друг к другу, соприкасаясь предплечьями.

Обсуждение. Что вы чувствуете сейчас? Менялись ли у вас чувства на протяжении игры? Что понравилось: быть атомом или молекулой?

Упражнение 4. “Гордиев узел”

Цель: развитие групповой сплоченности.

Встаньте, закройте глаза. Руки вытяните вперед на уровне груди. Идите вперед и попытайтесь взять в каждую руку руки других участников

Обсуждение. Что чувствуете? Трудно ли было выполнить упражнение? Почему?

Упражнение 5. “Что такое мальчик, что такое девочка”

Цель: расширение представления о людях, формирование позитивной установки на отношение к окружающим, развитие самосознания.

Группу делится на подгруппы: взрослые и дети. Каждой группе дается задание – сделать совместный рисунок или коллаж на тему “ Что такое девочка, что такое мальчик?”.

Обсуждение. Трудно ли было выполнить задание? Что показалось наиболее интересным? Похожи ли работы? Справились ли группы с заданием?

После этого можно предложить группам объединиться и создать общий коллаж на эту тему.

Упражнение 6. “Зеркало”

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, формирование умения взаимодействия, умения подчиняться требованиям другого, развитие навыков контроля, преодоление неуверенности, снятие эмоционального напряжения.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь, таким образом, на пары. Один участник – водящий, другой- “зеркало”. Водящий смотрится в зеркало, а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, а затем и напарниками.

Упражнение 7. “Кино”

Цель: самовыражение, самосознание, создание атмосферы доверия, понимания и принятия.

Упражнение выполняют дети, взрослые только слушают и могут задавать вопросы.

Представьте, что вам 30 лет. О вас сняли фильм и вы его сейчас смотрите. Расскажи, как ты – главный герой – выглядишь, чем занимаешься?

Доволен ли ты этим фильмом? Что понравилось больше всего? Каков жанр этого фильма? Что бы тебе хотелось изменить в этом фильме? Что для этого необходимо?

Упражнение 8. “Волшебный стул”

Цель: Формирование установки на позитивное будущее, развитие самосознания.

Этот стул не простой, он волшебный. Желание, которое загадаешь, сидя на нем, непременно сбудется. Каждый по очереди садится на стул и рассказывает о своем желании.

Упражнение 9. “Щепки плывут по реке”

Цель: снятие мышечных зажимов, налаживание физического контакта между родителями и детьми, осознание чувства безопасности.

Участники встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник группы – щепка. Он медленно “проплывает” между берегами. Берега мягкими прикосновениями помогают щепке: гладят ее, говорят ей ласковые слова, называют по имени. Щепка сама выбирает, с какой скоростью ей плыть. Глаза щепке можно закрыть.

3. Подведение итогов

Участники в кругу обсуждают вопросы:

Понравилась ли работа в тренинге?

Что особенно понравилось? Почему?

Что не понравилось? Почему?

На каком этапе было трудно? Почему?

Чему сегодня научились? Что нового приобрели?

Что вы чувствуете сейчас?

Возвращаемся к записи, сделанной в начале занятия: Получили ли мы на занятии то, чего хотели получить? Решили ли поставленные проблемы? Нужно ли продолжить работу для решения невыполненных задач?

nsportal.ru