Детоцентристская семья это: Детоцентристская семья

Содержание

2. Типология семьи

Критериями типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений.

Можно выделить три исторических типа семьи: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный).

Патриархальный тип семьи базируется на двух основных принципах: жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования — подчинения: авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, — абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Отражение патриархального способа организации семейных отношений мы видим, например, в патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа; общепринятости института «сватовства» как способа выбора брачного партнера; «двойной морали» для мужа и жены при определении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений.

Что касается детско-родительских отношений, то, по словам Н.И. Костомарова, в них царил дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений.

Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспитательной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Личностная интимность, взаимопонимание и доверие становятся ядром отношений мужа и жены. Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья — малодетная. Время рождения и количество детей планируется супругами, репродуктивный период ограничивается малым сроком (5—10 лет), ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Родительская любовь и привязанность составляют непременную характеристику детско-родительских отношений. «Ребенку — лучшее» — девиз детоцентристской семьи. Оборотная сторона такой родительской любви — потворствование детским прихотям, «заласкивание» ребенка и чрезмерное следование родительскому долгу, ограничивающее свободное личностное развитие как самого родителя, так и ребенка.

Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симметричных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи.

По мнению С.И. Голода, супружеская семья характеризуется двумя отличительными признаками: 1) неинституциональностью характера связи супругов и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личности, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.

В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширенную, неполную и функционально неполную семьи.

Нуклеарная (ядерная) семья — это супруги и их дети. Если семья бездетна, то состав нуклеарной семьи ограничивается супругами.

Расширенная нуклеарная семья — нуклеарная семья, дополненная прародителями и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия) родственниками.

Неполная семья — семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Типичный вариант неполной семьи — это мать с ребенком (детьми). Характер функционирования неполной семьи в значительной степени зависит от причины отсутствия второго супруга. Еще одним видом неполной семьи является «материнская семья», в состав которой входят мать и ребенок, (дети), рожденные вне брака по сознательному намерению матери. Таким образом, наиболее типичный, вариант неполной семьи — это вариант семьи без отца. Неполная семья в силу ролевой перегрузки оставшегося ее члена должна быть включена в группу риска.

Функционально неполная семья — нуклеарная семья (полная по формальному составу), в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции.

Смешанная семья — семья, в которой место одного (или обоих) супругов занимает другой член семьи. Примером может быть семья, включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли либо находятся в разводе и каждый проживает отдельно, или семья, в которой тетя одна воспитывает племянника, и т.д.

В зависимости от количества детей семьи подразделяются на бездетные, однодетные, малодетные и многодетные.

По месту проживания выделяют городские, сельские семьи и семьи, проживающие в отдаленных районах. Различаются они стилем жизни, семейным укладом, характером социальной занятости супругов и ролевой структурой, уровнем и образом потребления, наконец характером осуществления воспитательной функции.

Критерий типа проживания позволяет выделить патрилокальную, матрилокальную и неолокальную семьи. Патрилокальный тип семьи определяет место жительство жены в доме мужа после замужества. Матрилокальный характеризуется проживанием семьи в доме жены. В наше время наиболее распространенным является неолокальный тип проживания, при котором нуклеарная семья стремится к отдельному от родителей и других родственников проживанию.

Сегодня все чаще стала встречаться еще одна форма проживания супругов — годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. Такой тип брака получил название по имени одного из активных сторонников такой формы проживания — У. Годвина, утверждающего, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее полному личностному развитию каждого из них в силу различий их потребностей, интересов и склонностей.

В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют традиционную, авторитарную, эгалитарную, демократическую семьи.

Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских. Авторитарная семья может быть как патриархального типа (единоличное главенство принадлежит мужу), так и матриархального (главой семьи является жена).

Эгалитарная семья

(равноправная, эквивалентная) — семья без главенства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной, неоформленной ролевой структурой. Как правило, эгалитарная семья — это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу приходит традиционный или демократический.

Демократическая (партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом.

По критерию профессиональной занятости и карьеры супругов можно выделить семью полной занятости, где в общественном производстве заняты оба супруга; семью частичной занятости, где работает один из супругов, как правило, муж; семью пенсионеров, где оба супруга не работают, и, наконец, так называемую

двухкаръерную семью, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супругов и признаются в равной мере приоритетными как для самого себя, так и для супруга. Такая семья представляет собой тип молодой семьи, обусловленный процессами изменения места женщины в производстве и социально-политической жизни общества.

В зависимости от социальной однородности, т.е. от принадлежности супругов к одному или близкому социальному слою, общности образовательного и культурного ценза, близости профессий по интеллектуальной, аффективной, социальной «нагруженночсти», разделяют социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные) семьи. Социально гетерогенные семьи менее устойчивы, супружеские отношения нередко строятся здесь по принципу доминирования — подчинения, нарушается взаимопонимание, достаточно высока конфликтность.

Критерий ценностной направленности семьи позволяет выделить такие типы семей, как детоцентристская и личностно-центристская, семья «потребления», психотерапевтическая («семья-отдушина», по А.Н. Обозовой), семья «здорового образа жизни», семья «тщеславия», спортивно-походная (семья «бивуачного типа», по В. И. Зацепину), «интеллектуальная».

Воспитание детей, личность ребенка, забота о нем составляют приоритетную ценностьфункционирования детоцентристской семьи. Личностно-центристская видит главное предназначение семьи в создании условий личностного роста и самореализации каждого из членов семьи; супружество рассматривается здесь в первую очередь как свободный духовный союз автономных личностей. Семья «потребления», реализующая модус «иметь» (Э. Фромм), направлена на накопительство и создание благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения прагматических потребностей. Супружество здесь — партнерство, основанное на получении взаимной выгоды, когда каждый член семьи стремится «урвать самый привлекательный кусок семейного пирога», пусть даже и за счет интересов других. Психотерапевтическая семья высшей ценностью почитает взаимопонимание, эмоциональную поддержку, удовлетворение потребности в любви, привязанности и безопасности своих членов. Здесь каждый может быть уверен в том, что его выслушают, поймут и примут.

Семья «здорового образа жизни» концентрирует внимание на здоровье, правильном режиме дня, питания, отдыха, чистоте и порядке, разумной и «здоровой» организации семейного быта. Семья «тщеславия» ведет борьбу за социальной статус, престиж, продвижение по лестнице достижений, ложно понимаемого успеха и признания. «Быть лучшим», принятым в высших кругах — главная цель такой семьи. Если кто-то из членов семьи «не вписывается» в заданный стандарт успеха, то от него безжалостно избавляются. Например, развод может быть обусловлен стремлением мужа подобрать себе новую спутницу жизни, отвечающую его карьерным планам, а жена подбирает себе нового мужа в соответствии с новыми модными веяниями, касающимися рода занятий, внешности, принадлежности к определенному кругу. В центре внимания спортивно-походной, бивуачной семьи интерес к новому, походы, путешествия, проведение досуга. Бытовая сторона семейной жизни неинтересна и незначима для такой семьи. Для «интеллектуальной семьи» приоритетны ценности интеллектуальные — познание, образование, посещение музеев, чтение книг, обмен интеллектуальной информацией, поощрение увлечений и интересов членов семьи, стимулирующих умственный и творческий рост.

Особые условия семейной жизни приводят к созданию семей студенческих (незавершенность решения задачи приобретения профессии и материальная зависимость от прародительской семьи) и дистантных. Дистантные семьи отличаются тем, что в их жизнедеятельности длителное время отсутствует одно из важнейших условий семьи — совместное проживание. Образование дистантных семей связано с особым типом профессий и «вахтовым» методом труда. Дистантные семьи являются функционально неполными и образуют группу риска.

В зависимости от характера сексуальных отношений выделяют два типа семей, выходящих за пределы принятого социокультурного стандарта: открытую и гомосексуальную. Открытая семья характеризуется открытыми в отношении возможностей установления сексуальных связей границами для обоих супругов. Такая семья представляет собой современный вариант полигамного брака, где сохранена лишь одна семейная функция — сексуальная и отброшены все остальные, но в отличие от полигамного брака здесь признается право обоих супругов на свободные от ограничений сексуальные отношения. Свингерство, как обмен брачными партнерами в пределах объединения нескольких семей, на фоне укрепления социального престижа семьи и возрастания угрозы СПИДа в последнее время утрачивает свою популярность. Гомосексуальная семья — это устойчивое длительное сожительство однополых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоциональной насыщенностью отношений. Возникновение и легализация таких семей связаны с либерализацией общества и ростом терпимости к гомосексуальному поведению. Одна их серьезных проблем гомосексуальной семьи — рождение и воспитание детей, в частности проблема адекватного объяснения ребенку, чем отличается его семья от остальных, необходимого для обеспечения принятия им такой формы брачных отношений и формирования традиционной полоролевой ориентации.

Альтернативными брачному союзу формами существования являются одиночество, сожительство, гражданский брак и пробный брак.

определение в обществознании, характеристика, виды и функции. Что такое семья и в чём её смысл

Возникновение семьи как общественной единицы

Русское понятие «семья» имеет славянское (и, соответственно, индоевропейское) происхождение. Оно восходит к значению территориальной общности.

В старославянском и древнерусском языках имелось также слово «сѣмия»,обозначающее семью в целом (под этот термин попадали все члены рода, которые проживают совместно), а также челядь, холопов, домочадцев.

Когда точно появился первый семейный союз – неизвестно. Точно можно сказать, что на заре эволюции человек предпочитал вести одиночный образ жизни. Но когда люди поняли, что в группе выживать проще, начали появляться первые ячейки – прообразы семьи.

Древние женщины переключили своё внимание с альфа-самцов на мужчин-добытчиков, которые помимо потомства могли обеспечить ещё и безопасный быт.

До Великой Отечественной войны в России преимущественно проживали патриархальные семейные союзы. В них главой признавался мужчина, ему подчинялись все остальные члены ячейки.

После войны доминирующую роль заняла детоцентристская семья, для которой главной ценностью были дети (отсюда и стремление сохранить брак ради благополучия чад).

И.С. Кон в своих трудах пишет, что русские матери и жёны в дореволюционной России были сильными личностями. В классической литературе встречаются высказывания о русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».

Относительно недавно в российском обществе возник супружеский союз, доминантой в котором являются равноправные отношения. Стабильность брака напрямую зависит от качества отношений между супругами, а качество этих отношений зависит от желания и стремления партнёров работать над ними.

Что такое семья простыми словами?

В житейском плане семья представляет собой людей, которые проживают на одной территории. А в дореволюционной России количество членов семьи определяли по числу «едоков», обедающих за одним столом.

Институт семьи в нашей стране почти всегда был под пристальным вниманием. Заключение брака исторически определялось светскими и церковными нормами права. В современной системе семейного права определение слова «семья» выглядит так — это круг лиц, которые связаны правами и обязанностями на основе родства, брака и усыновления.

Семья – это школа

В этой школе обучают принципам взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей, старших по возрасту и младших.

Здесь закладываются основы характера. У детей до 6 – 7 лет модель отношений уже устанавливается на всю жизнь.

Эта школа обучает самым необходимым предметам в жизни: прощению, дружбе, заботе, состраданию, нежности, пониманию, трудолюбию. Но школа может обучить и раздражению, грубости, упрямству, вранью, невоздержанию, жестокости.

«Забота и привязанность, проявляемые к зависимым от нас детям, удаляют из нашего естества грубость, делают нас любящими, сострадательными и оказывают влияние на развитие благородных свойств нашего характера».

Семья – это больница

Здесь можно излечиться от разных заболеваний. Самое сильное лекарство, которое применяют в этой больнице – любовь!

Духовное исцеление – один упал, другой может помочь с любовью.

Физическое исцеление – болеть даже гриппом, когда за тобой с любовью ухаживают и можно быстрее выздороветь. Дети это особенно чувствуют, даже совсем маленькие, грудные. Они быстрее развиваются, если рядом родители, которые прикасаются, целуют и обнимают.

Нравственное исцеление – Муж и жена, молясь друг о друге, помогают избавиться от недостатков характера, терпеливо переносят неудачи.

Семья – это мастерская

Здесь с детства обучают навыкам ведения хозяйства. Родители обязаны научить этому своих детей. Ленивые дети – результат некачественного обучения в семье.

Здесь детей обучают умению вести семейный бюджет. Этому умению нужно обучать уже с трех лет, когда ребенок может вложить в конверты деньги, предназначенные для разных целей – на храм, приношения, счета за квартиру, на бензин, на еду, на одежду и т. д.

Обучение аккуратности и чистоплотности и разным бытовым умениям: девочек – варить, мыть посуду, печь, мыть полы, убирать в доме. Мальчиков – пользоваться различными инструментами в хозяйстве, работать на огороде, исполнять простые плотницкие и столярные работы.

Что такое семья для детей?

Значение семьи для человека меняется на разных стадиях жизни. Семья для ребёнка — это среда, где он растёт и развивается в физическом и эмоциональном смысле. Семья для малыша — это место, где он начинает познавать мир и делать первые шаги.

Вспомните себя маленьким или задумайтесь, наблюдая за своим ребёнком, что такое семья глазами детей. Сразу после рождения малыш беспомощен, его жизнь зависит от тех, кто рядом, от членов семьи. Через год-два ребёнок уже осознаёт своё положение в семье и чувствует, как к нему относятся мама и папа. Для нормального развития и душевного комфорта детям очень важно ощущать, что они любимы и значимы для других членов семьи. В этот момент у маленького человечка закладывается основа для будущих отношений с людьми. Добрые отношения с мамой и папой формируют развитие в ребёнке высокой самооценки и делают его открытым в общении с другими людьми.

Бывает и так, что в семье присутствует буквально «культ» ребёнка, и все члены семьи сосредоточены вокруг малыша. В этом случае семья глазами ребёнка выглядит как мир, который вращается исключительно вокруг него, даёт чувство безопасности и повышает самооценку. В подобных случаях семья своим отношением влияет на то, что ребёнок перестаёт чувствовать интересы других людей, таким детям бывает сложно вписаться в нормы общепринятого социального поведения.

Детские психологи считают, что детям нужно рассказывать о том, что мама, папа, бабушка, дедушка — это самые близкие для него люди, семья — это надёжное пристанище, а дом — это место, где человека всегда ждут. Родителей интересует, как объяснить ребёнку, что такое семья. Можно это сделать на примере книг, заостряя внимание на описании семьи.

Например, большая итальянская семья Чиполлино, где у лукового мальчика были мама, папа и семь братьев, и все в этой большой семье заботились друг о друге. Или русская сказка «Три медведя», где все и всё на своих местах: у папы самая большая кровать и ложка, у мамы-медведицы — поменьше, а у маленького Мишутки — и кроватка, и ложечка были совсем маленькие, как и сам Мишутка. Но бывает и другой формат семьи, и о нём тоже нужно говорить. У Буратино был только папа Карло, а у Красной Шапочки — мама и далеко живущая бабушка.

Любое стихотворение о маме, папе, бабушке или дедушке не только тренирует память, но и помогает объяснить ребёнку, что такое семья, на примере. Полезно рассказывать детям об истории вашей семьи: как все радовались появлению малыша, кем работала бабушка, где познакомились мама и папа, какие успехи у старших братьев и сестёр. Можно вместе с детьми создать своеобразное портфолио семьи — генеалогическое дерево с фотографиями родственников.

Читайте также:  Измена жены: как пережить и простить

Развиваясь, ребенок быстро понимает, что такое семья. Но определение для детей не будет полным и понятным, если о понятии семьи он узнаёт лишь из разговоров. Важно всячески демонстрировать семейные ценности и традиции: сбор всей семьи за обедом, отметки в календаре всех дней рождений родственников, не забыть позвонить бабушке и т. д.

Семья: зачем нужна человеку


Что такое семья и зачем же она нужна человеку? Специалисты утверждают, что психология человека создана таким образом, что каждому нужны близкие люди (муж, жена, родители, а также другие родственники), которые будут дарить ему любовь, а взамен он будет платить той же монетой. У каждого человека есть потребности и семья способна удовлетворить не только материальные и физические, но и духовные потребности.

Во время образования семейных уз духовная составляющая занимает первое место, ведь два человека влюбляются и им нравится совместное времяпрепровождение. В этот момент они могут делиться переживаниями, а также сокровенными тайными и мыслями, в том числе. Если у человека есть семья, тогда он получает всё необходимое, а именно любовь, поддержку во всех её проявлениях, а также понимание, без которого трудно существовать в обществе.

Чувство является эмоциональной составляющей образовавшегося любящего союза. Вот только в одном браке (царит счастье и радость) преобладает здравое взаимопонимание и искренняя любовь, а у других присуще лишь негативные эмоции и это злость, упрёки и глупые обиды. На нашем сайте можете найти статью о стадиях отношений . В браке также существуют определённые этапы, которые делятся на влюблённость, притирку, а также этап терпимости.

Существуют долголетние союзы, которые прожили много лет душа в душу и их наградой является настоящая любовь. Вот только статистика пугает, ведь многим бракам свойственно распадаться на этапе притирки, так как в этот момент происходят бесконечные и тяжело решаемые конфликты.

Виды семей и их характеристика

Важно рассказывать ребёнку, какие семьи бывают по количеству детей: многодетные (три и более ребёнка), малодетные (один-два ребёнка) и что семья без детей — это тоже семья (бездетная или инфертильная).

Ещё одна характеристика семьи — по типу воспитания.

Либеральная: в основе — самоопределение личности, независимо от традиционных устоев.

Демократическая: члены таких семей проявляют внимание и участвуют в жизни других людей.

Авторитарная: строится на непререкаемом авторитете старших родителей.

По численному составу семьи делятся на:

  • Полные — где есть мама и папа.
  • Неполные — где есть ребёнок и мать или отец-одиночка.

Виды семьи делятся «по возрасту».

Молодая семья — это отношения, которые формируются и проходят адаптацию в первые несколько лет супружества. Сегодня молодые семьи принято делить на:

  • Традиционные — когда пара молодых людей ориентируется на классические ценности.
  • Гедонистические — когда пара людей, вступивших в брак, долго живёт «для себя», не ставя значимой задачи иметь ребёнка.
  • Личностно-ориентированные — члены таких семей сконцентрированы на карьере, личностном развитии, достижении целей, финансовом благополучии. Женщина в такой семье из-за высокой профессиональной конкуренции опасается покинуть на несколько лет рабочее место, как результат — семья или не имеет детей, или — максимум одного ребёнка.

Семья среднего супружеского возраста — в таких «коллективах» выработаны и сложились семейные правила и стереотипы.

Пожилая семья — в основном, это зрелая пара, на пенсии, проживающая отдельно или вместе со взрослыми детьми.

Ниже дополнительно приведены научные виды семьи и их характеристика — по тому, как распределены домашние обязанности в «ячейках общества».

  1. В Традиционной семье всё складывается привычно и традиционно, а именно: мужчина выступает вожаком и несёт ответственность за семью, а на женщине лежат все домашние обязанности и забота о детях.
  2. В Коллективистской семье все семейные заботы и работы распределены и выполняются по очереди или коллективно.

Существует много различных классификаций, определяющих типы и виды семьи. Исторически семья эволюционировала, менялся её формат по такому параметру как — половые отношения между членами:

  1. Промискуитет. Такой тип семьи характерен для низшей ступени развития. Никаких норм, регулирующих и ограничивающих половые отношения между всеми членами, не существовало.
  2. Кровнородственная. Семьёй в этом случае являлась большая группа людей разных возрастов, но половые отношения допускались только между людьми, близкими по возрасту.
  3. Пуналуальная. Такую модель можно считать началом парных союзов. В брачные отношения вступали сёстры из одного рода и братья — из другого.
  4. Синдиасмическая. Это отношения одного мужчины с одной женщиной. У детей был определён биологический отец. При распаде семьи дети оставались с матерью.
  5. В современной России более распространённым является Патриархальный тип семьи. Это формат семьи, где главой является мужчина, пусть даже формально. Мужчина берёт на себя ответственность, принимает важные решения в отношении членов семьи, является распределителем финансов. При таком главенстве мужчины женщина будет подчинена мужчине, а дети — своим родителям.
  6. Однако, Патриархальный тип семьи в современном обществе не является абсолютным и тяготеет к партнёрским и равноправным отношениям в любых отношениях между членами. Такой партнёрский тип отношений становится всё более популярным: вклады мужчины и женщины в семейный бюджет примерно равны, чёткого разделения домашних обязанностей нет, все решения принимаются равноправно.

Читайте также:  Кризис семейных отношений: как пережить и сохранить брак в сложный период

В современном мире также наблюдается тенденция к добрачным союзам — гражданским бракам как репетиции возможного будущего законного брака. Фактически это та же семья, но без документа о браке. Отношения к гражданским бракам в обществе разные, одним из преимуществ «пожить до свадьбы» называют положительное влияние на динамику разводов.

Тема современной семьи будет не полной, если не затронуть вопрос однополых браков, которые разрешены в ряде стран.

Самые большой спор у представителей консервативных и либеральных сил возникает относительно права однополых пар усыновлять детей, и насколько эти усыновлённые дети смогут стать полноценными членами общества.

Кто считается семьёй: состав

Состав семьи (с точки зрения закона) выглядит следующим образом:

  • муж;
  • жена;
  • дети (усыновлённые в том числе).

При этом факт совместного проживания на деле значения не имеет. Дети продолжают оставаться членами одной семьи даже по достижении совершеннолетия. Однако и здесь есть свои нюансы. Дети старше 18 лет в семье военных не входят в состав по закону. Бывшие супруг или супруга, сожители (гражданские супруги) не являются членами семьи.

Ресурсы семьи, их виды

Это понятие включает в себя материальные ценности, имущество и источники дохода членов семьи. Семейные ресурсы делятся на несколько видов:

Финансовые

Наличные деньги, банковские вклады, акции, ценные бумаги, заработные платы и социальные пособия.

Материальные

Имущество в виде недвижимости, автомобилей, бытовой техники, ювелирных украшений и других ценных вещей.

Трудовые

Все члены семьи так или иначе выполняют трудовые обязанности. Взрослые делают основную работу, дети им помогают.

Информационные или технологические

Каждое домашнее дело выполняется по некой технологии. Например, родитель что-то делает и на своём примере обучает тому же ребёнка.

Ресурсы помогают решать семейные и бытовые проблемы, удовлетворять человеческие потребности и достигать определённых целей.

 

Ценности семьи

В понимании каждого семья для человека – это маленький мир с определенным укладом, традициями и ценностями, с помощью которых эта система формируется, развивается и функционирует. Существуют так называемые базовые ценности, присущие большинству семей во всем мире. К ним можно отнести:

  1. Любовь и взаимопонимание между супругами. Доверие и верность мужчины и женщины.
  2. Доброту и взаимоуважение внутри маленького семейного коллектива между всеми его членами.

К тому же понятие того, что такое дружная семья, может включать себя один из двух типов ценностей:

  1. Традиционных, к которым причисляется многодетность и патриархальный уклад, большое количество обычаев и прочее.
  2. Современных. В таких ячейках общества партнеры строят карьеру на равных, стремятся позже завести детей и заключить брачный контракт на случай возникновения имущественных споров.

Психологический климат

Значение семьи в жизни человека для каждого определятся по-разному. Одни чтят и уважают, высказывают благодарность своим родным, другие же не находят в этом ценности. Все зависит от того, в какой среде и как воспитывался человек.

Выделяют благоприятный и неблагоприятный климат.

Климат в семье можно определить следующими характеристиками: эмоциональным состоянием, взаимопониманием, сплочённостью и так далее. На него влияют взаимоотношения супругов, их отношение к другим людям, к остальным членам семьи. В благополучной семье психологический климат обусловлен доброжелательностью, заботой, чувством долга и ответственностью, характеризуется общностью интересов жены и мужа. Теперь более понятно, какое значение семья имеет в жизни человека – первостепенное.

А какова роль семьи для ребенка?

Семья – то место, где малыш произнес слово «мама», сделал первые шаги. Родители стараются дать своему крохе все самое лучшее, заботу, ласку, любовь, прививают духовные и моральные принципы, учат познавать мир. Малыш сможет оценить ее роль в своей жизни, только будучи взрослым. Но родители должны рассказывать и демонстрировать значимость семьи, чтобы ребенок знал, что всегда может обратиться к ним за помощью и поддержкой. Понимание того, что он имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Особенности и проблемы института семьи на современном этапе жизни общества

Несмотря на стремительное течение времени, основополагающие признаки семьи остаются неизменными. Тем не менее некоторым корректировкам подлежат особенности данного института, кроме того, на сегодняшний день отмечается тенденция роста проблем, присущих современной ячейке общества. Важными характеристиками семьи сегодня является ее нуклеарное «содержание» (семейное ядро составляют исключительно жена, муж и дети), а также эгалитарность (основой такой семьи считается равноправный и добровольный, независимый от материальных расчетов и чужого мнения, союз мужчины и женщины). Кроме того, ячейка общества является экзогамной, то есть подчиняется запрету на браки кровных родственников, и «симметричной», в которой работают оба супруга.

Читайте также:  Признаки любви мужчины к женщине

Основные проблемы современной семьи

Среди основных проблем, зачастую возникающих на современном этапе жизни общества, следует выделить более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи, увеличение количества разводов, а также превращение брака из экономического института в морально-правовой (вследствие научно-технологической революции). Чтобы решить данные проблемы, современное общество должно приложить немало усилий, ведь с каждым годом ситуация только усугубляется. Всем известно, что каждая пара проходит несколько этапов развития (касательно личных отношений). Таким образом, переход с одного уровня на другой, как правило, сопровождается серьезным кризисом, который в силах преодолеть только самые мудрые и сильные люди. Сегодня даже невозможное возможно. А значит, нужно верить и действовать!

Как создать свою крепкую ячейку общества

Семейные отношения не являются каким-то инстинктом, биологическим побуждением. Поэтому нельзя создавать семейные группы лишь по той причине, что «так положено». К вступлению в семейные отношения нужно тщательно готовиться, причём как с психологической стороны, так и с материальной.

Что же нужно, чтобы «ячейка общества» была крепкой:

  1. Прежде всего это, конечно же, любовь. Без этого никакой брачный союз не перерастёт в семейные отношения. Понятие это многогранное; сюда входят и внешняя привлекательность, и сходство характеров, и общность интересов и взглядов. Существуют, конечно, браки, заключённые на других основаниях: с целью жить на деньги партнёра, получить регистрацию или гражданство и др. В СССР были распространены фиктивные браки: студент, женившийся на москвичке, избегал отправки на работу по распределению в отдалённую провинцию. Однако такие брачные союзы либо быстро расторгаются, либо причиняют длительные страдания партнёрам, а особенно родившимся в таком браке детям.
  2. Определённое материальное состояние. Желательно, чтобы супруги имели высокооплачиваемую работу с оптимальным графиком. Ненормированный тяжёлый труд «за копейки» быстро испортит семейные отношения. Также отличным вариантом является, если супруги договорятся, на кого возлагается ответственность по обеспечению семьи.
  3. Определённое психологическое состояние. Что получится, если родители работают каждый день с утра до позднего вечера, а домой приходят злыми и уставшими, да ещё и пьяными? Дети у таких родителей либо будут абсолютно безнадзорными (сироты при живых родителях), либо получат опасный пример. Ведь именно родители являются главным примером для подражания у детей. Для создания здоровой «ячейки общества» необходимо, чтобы родители были уверенными в себе людьми, имели позитивный настрой, занимали своё место в жизни и имели достаточно времени для совместного времяпрепровождения.
  4. Достичь всего этого не так-то просто. Особенно это касается материальной стороны дела. Многие люди предпочитают не обращать внимания на все тонкости создания семейного союза, вступают в брак и рожают детей «просто так», «как уж вышло». Атмосфера в таких «ячейках» в той или иной степени нездоровая. Родители не могут обеспечить своих детей всем необходимым, а нередко даже удовлетворить минимальные потребности, а воспитание принимает авторитарный характер.

Чтобы не вредить себе, своему партнёру и будущим детям, необходимо помнить, что семейные отношения не являются чем-то обязательным. «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына» – этот принцип больше не является актуальным; да и в прежние времена его актуальность была вынужденной. Если ты не готов вступать в семейные отношения, то лучше этого и не делать. В самом деле, бытие человека не ограничивается семейным кругом, ведь он является частью «большого» общества и может реализовать себя в малых группах различного типа.

Сегодняшнее общество вступило в ту стадию, когда для его дальнейшего функционирования и развития необходимо своеобразное разделение труда: часть людей вступает в браки и занимается продолжением рода, а остальные обеспечивают подрастающее поколение товарами, знаниями, защитой от естественных (болезни, стихийные бедствия) и искусственных (военное вторжение) напастей, открывают для него новые возможности. Воспитание детей и их социализация становится делом коллективным. Роль биологических родителей при этом снижается, поскольку «человеком разумным» не рождаются, а лишь становятся, если дети попадают в правильное окружение.

Настоящее признание эта идея обретает только сейчас, хотя о ней люди задумывались ещё в древности. Подобные мысли развивает, к примеру, супруг Анны Карениной в романе Льва Толстого. В раннем христианстве хождение имели самые разные радикальные концепции, и некоторые общины проповедовали полный отказ от брака и семейных отношений: дети, по их мнению, должны рождаться в свободных отношениях и воспитываться всем обществом. К сожалению, впоследствии этим идеям в рамках новой религии не суждено было реализоваться: при становлении христианства как государственной религии, то есть как имперской идеологии запугивания народных масс и манипулирования ими, брак и семейные отношения были «освящены» церковью, а свободные отношения провозглашены грехом. Таким же образом были законсервированы взгляды на предназначение человека: отныне главным долгом человека было провозглашено биологическое размножение, приращение биомассы, а все остальные возможности личности были объявлены «суетой». Бездетность не одобрялась, а большое количество детей, наоборот, поощрялось.

Однако отголоски общинного воспитания и разделения труда продолжали функционировать. Особое значение придавалось «крёстным родителям», духовным отцам и наставникам, задачей которых было духовное просвещение «сыновей» и «дочерей», их социализация, преподавание им наук и искусств. Биологическим же родителям было достаточно обеспечить первичные потребности детей, таких как пища или жильё. На практике реализация этого принципа получилась далеко не идеальной: хороших наставников имели лишь дети привилегированных родителей, представителей высших сословий и классов, а для обычных людей наличие «крёстных родителей» чаще всего было формальностью или мистическим ритуалом; «крёстными» становились случайные знакомые, независимо от их знаний, навыков и морально-нравственных качеств.

Источники

  • https://semfamily.ru/genealogiya/chto-takoe-semya
  • https://psylib.org/chto-takoe-semya/
  • https://stmnsk.ru/otnosheniya-v-seme/znachenie-semi-v-obshchestve.html
  • https://lifeoflove.ru/2020/02/11/chto-takoe-semya/
  • https://iNormal.ru/semya/chto-takoe-semya
  • https://womanadvice.ru/chto-takoe-semya-priznaki-dlya-chego-nuzhna-struktura-zhiznennyy-cikl-semi-tipy
  • https://FB.ru/article/358787/znachenie-semi-v-jizni-cheloveka-deti-v-seme-semeynyie-traditsii
  • https://otnosheniya. temaretik.com/1306655787432019977/znachenie-semi-v-zhizni-cheloveka/
  • https://psychologist.tips/1089-semya-vidy-semej-funktsii-opredelenie.html
  • https://FB.ru/article/278847/opredelenie-funktsii-i-priznaki-semi
  • https://PsyLogik.ru/198-chto-takoe-semja.html

Неудача воспитания, ориентированного на ребенка

Нам часто говорят, что родителям полезно быть «ориентированными на ребенка». Движение, ориентированное на ребенка, было альтернативой тому, что иногда называют «воспитанием, ориентированным на взрослых». В воспитании, ориентированном на взрослых, родители устанавливают правила, и ожидается, что дети им будут следовать. Напротив, ориентированное на ребенка воспитание организовано вокруг потребностей и интересов ребенка, а не родителя.

Воспитание, сосредоточенное на ребенке, рискует произвести на свет нарциссичных детей, которым не хватает настойчивости и способности справляться с трудностями. Это потому, что существует тонкая грань между «любящим» и «снисходительным».

Парадокс воспитания, ориентированного на ребенка

Исследования показывают, что в воспитании детей, ориентированном на ребенка, существует довольно большой парадокс. Родители, которые делают акцент на любви и заботе, а не на высоких ожиданиях, как правило, имеют больше конфликтов в своих домах, чем нет. Это связано с тем, что воспитание, ориентированное на ребенка, часто следует предсказуемой схеме. Мама попросит Никки убрать ее комнату, но Никки не хочет. Мама из любви позволяет Никки отложить уборку на потом. Потом мама снова спрашивает Никки. Никки обещает сделать это позже. Наконец мама расстраивается и кричит: «Немедленно убери свою комнату!» Когда Никки сопротивляется (а почему бы и нет — она узнала, что не обязана выполнять просьбы мамы), назревает спор.

Мотивация родителей к воспитанию детей, ориентированному на ребенка

Есть несколько причин, по которым многие американские родители одобряют воспитание, ориентированное на ребенка.

  1. Родители, ориентированные на ребенка, хотят развивать самостоятельность, инициативу и творчество детей. Такие родители часто считают, что дети учатся лучше всего, когда они активно открывают для себя что-то новое. В результате они считают, что слишком сильное родительское руководство может подорвать автономию ребенка. В результате родители, ориентированные на ребенка, берут на себя менее директивную роль. Если позаимствовать фразу из движения за образование, ориентированное на ребенка, они предпочитают быть «гидом на стороне», а не «мудрецом на сцене».0016
  2. Родители любят своих детей. Когда мы кого-то любим, мы хотим для него самого лучшего. Иногда родители считают, что любить детей означает вызывать у них хорошие чувства и защищать их от плохих. Точно так же родители часто считают, что дети должны чувствовать себя хорошо — иметь положительную самооценку — прежде чем они смогут добиться успеха. В результате родители часто стараются хвалить детей, когда это возможно. Они воздерживаются от критических отзывов из страха, что это может повредить самооценке ребенка.
  3. Некоторые родители думают о своих детях, как о «маленьких взрослых», обладающих такими же правами, как и взрослые. Такие родители склонны видеть в своих детях более или менее равных. В результате они могут чувствовать, что направлять своих детей означает навязывать детям свои ценности. Для таких родителей это означает ущемление права ребенка на собственный выбор.

Недостатки ориентированного на ребенка воспитания

Хотя эти идеи родились с добрыми намерениями, они глубоко ошибочны. И хотя каждая из этих идей содержит элемент истины, они являются лишь полуправдой. Это правда, что дети действуют из любопытства, но без родительского руководства дети не могут научиться выходить за пределы своей зоны комфорта и узнавать о вещах, которые их не интересуют. Это правда, что детям нужны любящие родители, чувствительные к их эмоциям, но им также нужны взрослые, которые учат их справляться с трудностями, борьбой и неудачами. И это правда, что у детей есть права, но эти права не делают их равными взрослым.

Родители должны быть как директивными , так и поддерживающими; возлагать большие надежды и обеспечивать любящую заботу, хвалить успехи , но также учить детей справляться с неудачами и выдерживать их, уважать детей и принимать законность их родительской власти. Дети приходят в мир незавершенными. Они нуждаются в активном руководстве и чуткой поддержке любящих родителей, чтобы помочь им завершить их.

Воспитание, ориентированное на ребенка, может быть в моде, но работает ли оно, когда ваш ребенок начинает? | Эмма Брокс

Последствием общения с семьей и друзьями на Рождество является место в первом ряду, которое мы все получаем от воспитания других людей, или «Фу, вот как ты собираешься это сделать?» подкатегория развлечений. В этом году суд, скорее всего, будет зависеть от того, как вы относитесь к самой популярной новой школе воспитания.

Это называется «мягкое воспитание», или «воспитание, ориентированное на ребенка», или, иногда, «воспитание, ориентированное на ребенка», и в общих чертах это звучит неплохо. Там, где я живу в Нью-Йорке, это преобладает среди родителей маленьких детей, где воздух наполнен узнаваемыми фразами. — Кажется, ты расстроен, почему? — говорит мать своему малышу, когда он кричит и отказывается уходить с детской площадки. Или «Я слышал, что тебе сейчас больно», произнесенное ревущему ребенку, который только что пнул другого ребенка по голени. Самая резкая фраза, которую вы услышите в этом ключе, — это мягко произнесенное: «Это не нормально».

Воспитание детей, ориентированное на ребенка, существует уже много лет, но только сейчас оно начинает выпускать молодых взрослых выпускников. Это своего рода поправка как к высокоинтенсивному «вертолетному» воспитанию 15 лет назад, так и к более авторитарному подходу к воспитанию до этого. При ориентированном на ребенка воспитании кричать на ребенка не только контрпродуктивно, но и вредно. То же самое можно сказать о принуждении вашего ребенка к расписанию и структурам, которые кажутся вам подходящими, а не ему. Похвала же — вездесущая американская «молодчина», выдаваемая ребенку за каждое действие, которое поднимается выше уровня дыхания, — считается столь же губительной, как и чрезмерная критика. Ребенок, которому говорят: «Ты так хорош в этом!» в схеме нежного воспитания втиснута в конкурентное мышление, в котором выполнение задачи важнее, чем получение от нее удовольствия. Лучший подход, говорится в бесчисленных подкастах и ​​информационных бюллетенях, состоит в том, чтобы предлагать нейтральные комментарии типа «вам действительно понравилось!»

На что я отвечаю: Я имею в виду, я думаю… Я пробовал некоторые из этих вещей, и некоторые из них мне понравились, а некоторые из них работают. Получение разрешения не изменять расписание вашего ребенка — это, безусловно, победа, как и приглашение меньше беспокоиться о том, чтобы превратить его в маленького Эйнштейна. По снобистским соображениям меня всегда слегка привлекали романтические мемуары аристократичных англичан, в которых они писали о «доброжелательном пренебрежении» бродить по величественному дому, наслаждаясь руссо-уровнем свободы. С другой стороны, я не думаю, что это так. В некоторых итерациях ориентированное на ребенка воспитание просто кажется еще одной формой невротической вовлеченности, при которой родитель, вместо того, чтобы говорить ребенку, что делать, стоит в стороне, тихо суетясь внутри, время от времени выдавая неэффективные подтверждения.

Дело в том, что в самой идее позволить вашему ребенку взять на себя инициативу может быть столько же лукавого запрета, сколько и в разработке жесткой структуры для него. А потенциальные минусы, мне кажется, немалые. Отчасти это эстетично. В конце концов, вы можете купить плакаты в рамках на Etsy, увековечивающие фразы, такие как «Извините за беспорядок, мы создаем воспоминания» (о жизни в хаосе). Некоторые популярные фразы из детских школ мысли настолько агрессивны, что я умираю от смущения, просто произнося их. Когда я тестировал «вам действительно понравилось!» На мою дочь, которая только что нарисовала картину, она бросила на меня свой взгляд «что с тобой не так». Я прочистил горло и продолжил. «Неважно, хорошо это или нет, важно, понравилось ли вам это».

«Ты хочешь сказать, что это плохо?» она ответила. «Потому что я думаю, что это потрясающе». Я сказал: «Нет, я абсолютно уверен, что это потрясающе». Ребенок гений, кого я обманываю.

Что здесь странно — это не совсем правильная формулировка, но насколько я могу понять — это притворяться кем-то другим во время воспитания. Кажется далеко не идеальным переключаться на странный, шепчущий режим снисходительности каждый раз, когда вы разговариваете со своим ребенком. Официально ориентированное на ребенка воспитание направлено на то, чтобы обращаться с детьми как с мини-взрослыми, что означает удостаивать их эмоции, воспринимая их серьезно.

Но констатирую очевидное: если я буду ждать другого взрослого, пока он дурачится из-за того, что не надел пальто, я не буду тянуться к линии: «Ты выглядишь расстроенным, чем я могу помочь?» Вместо этого я скажу: «Хватит дурачиться, мы опоздаем» — тон, который с таким настроем нельзя использовать с ребенком. Однажды я слышал, как подруга с шестилетней дочерью обходила правила нежного воспитания, говоря сыну, который только что ударил ее ногой: «Ты ведешь себя как кто-то, кто ведет себя как придурок 9».0028», удивительная хитрость, использованная для того, чтобы избежать того, что, как нам говорят, является губительным вредом прямой конфронтации. Бывают моменты, когда аспекты подхода, ориентированного на детей, звучат не так сильно, как воспитание степфордской жены, мягкие тона маскируют сублимированную ярость.

Не знаю. Я уверен, что меньше кричать — это хорошо, но немного кричать — это нормально и даже необходимо. Я уверен, что существует волшебная грань между завышенной оценкой и отклонением. Ориентированное на ребенка воспитание должно воспитывать уверенных в себе детей, но доведенные до крайности, дети могут быть настолько дестабилизированы, когда другой ребенок противостоит их чувствам, бросает им вызов или доказывает, что не обращает на них внимания, что теряют смысл каждый раз, когда выходят из дома. Различные исследования последних нескольких лет были направлены на выявление связи между чрезмерной родительской защитой и чрезмерным контролем риска с нарциссизмом у молодых людей. На менее научном уровне постоянно говорить ему о чувствах вашего ребенка кажется мне слегка жутким и контролирующим.

Лучшая версия этого, я думаю, тактическая. Когда один из моих детей начинает дурачиться примерно за минуту до того, как нам нужно идти в школу, это приглашение принять вызов, который позволит ей обостриться и потратить больше времени.