Детский рисунок семьи: МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ». (для детей от 3 до 10-11 лет).

Содержание

О чем говорит детский рисунок — ЛЮДМИЛА РОСОХА

Я рисую, я тебя рисую  или о чем говорит детский рисунок.

Я люблю рисовать. Нет, я не художник, более того, я  и рисую то не очень…

Но мои дети – и сын,  и дочка тоже рисуют самозабвенно. Все, что приходит в голову.

Парадокс в том, что дочка, участь в художественной школе, там рисует все «правильно» согласно каконам обучения. А вот дома…. Река может быть желтой или красной, ежик похож ни грузовик и при этом белый, солнце занимает пол листа.  Я смотрю и искренне радуюсь. Радуюсь, потому что именно по рисункам и придуманным ребенком сказкам легче всего понять, что сейчас с ним происходит.

Когда малыш впервые берет в руки карандаш, его ручка еще не может управлять им так, как ему хочется. Маленький художник старается изо всех сил, выводя на листке каракули. Со временем малыш приобретает навыки рисования и уже к четырем годам ясно представляет то, что хочет нарисовать и реализует свой замысел на бумаге. Точно интерпретировать детский рисунок  могут только профессиональные психологи. Но и родителям стоит присматриваться к творениям своих маленьких художников, чтобы вовремя уловить тревожные сигналы, которые ребенок посылает им подсознательно.

Не всегда ребенок может словами высказать то, что он чувствует. Особенно это касается его отношения к членам семьи. Рисунок семьи помогает понять ребенка и его чувства даже без слов. Даже когда ребенок еще не умеет говорить о своих чувствах и оценивать их. Осознавать свое реальное отношение ко всем членам семьи и озвучивать его ребенок сможет годам к 7-8. Если в семье будут готовы услышать его мнение.

Инструкция.

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу» — говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.

Учитывайте следующие моменты:

  • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.
  • Не стойте над ребенком во время выполнения задания. Информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем. Лучше, если вы попросите провести этот тест кого-то из своих хороших знакомых.
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке — это тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем вашего ребенка.
  • В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов (важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке).
  • Лучше использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим), бумагу без линеек и клеток.

Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.

О чем же нам может рассказать детский рисунок?

  1. Самое важное в детском рисунке – в нем ничего не рисуется «просто так». Даже если ребенок не может объяснить почему у него на рисунке «папа уехал в командировку», «бабушка на даче», а «брат ушел на тренировку». Отсутствию любого из членов семьи есть своя причина.
  2. Отсутствие кого-либо из членов семьи говорит либо о бессознательных негативных чувствах к этому члену семьи, либо отсутствии какого-либо эмоционального контакта с этим членом семьи.
  3. Если на рисунке нет самого автора – желание отгородиться от близких «я сам по себе живу» или трудности с самовыражением в семье «я там лишний» или «меня все равно не замечают».
  4. Размер каждого из персонажей говорит о его значимости для самого рисующего, т.е. какое место этому члену семьи отведено в детской душе. Если родители на картинке выглядят невероятно большими по сравнению с самим ребенком, это может говорить о том, что малыш не ощущает себя полноценным членом семьи, его мнение и желания ничего не значат для близких. Если, напротив, маленький художник рисует себя большим в центре листа, а маленьких родителей располагает вокруг, то, скорее всего, он устал от излишней опеки родителей, которые спешат выполнить малейшее его желание, порой, не давая ему самостоятельно развиваться.
  5. Обычно самыми крупными дети рисуют самых авторитетных членов семьи, а тех, кого больше всего любят, располагают на картинке ближе к себе. Если сам ребенок непропорционально маленький на своем рисунке – его самооценка находится где-то глубоко под плинтусом и ему точно нужны ваша помощь и внимание.
  6. Персонажи, которых в реальной семье нет (домашние животные, предметы, люди) – это неудовлетворенные желания рисующего.
  7. Расстояние между фигурами на детском рисунке связано с психологической дистанцией с отдельными членами семьи. Тех, кто ему ближе, он всегда рисует рядом с собой.
  8. Если члены семьи держатся за руки – между ними есть очень тесный психологический контакт. Это могут быть мама, бабушка или член семьи, которому ребенок безоговорочно доверяет.
  9. Нажим и толщина линий на рисунке семьи – усиление нажима или очень тонкие (дрожащие) линии говорят о том, что этот член семьи на детском рисунке вызывает наибольшую тревожность (внутреннее напряжение) у ребенка.
  10. Большая голова у кого-то из персонажей – по мнению ребенка этот член семьи самый умный.
  11. Глаза выражают просьбу об эмоциональной поддержке или внутреннюю печаль ребенка. Большие (расширенные) глаза – эти персонажи (по мнению ребенка) испытывают тревогу, нуждаются в помощи и поддержке. Маленькие, узкие глазки – запрет на предъявление чувств, просьбы о помощи, внутренний плач персонажа.
  12. Уши персонажа расскажут как, по мнению ребенка, этот персонаж воспринимает критику самого себя другими. Член семьи с большими ушами должен больше прислушиваться к другим и подчиняться их мнению или считаться с ним. Безухий персонаж игнорирует все, что ему и о нем говорят, он отказывается прислушиваться к чужому мнению.
  13. Большой рот кого-то из членов семьи расценивается ребенком как источник угрозы. Если рот не нарисован вообще или обозначен тонкой черточкой – это член семьи «не раскрывает рта», не может влиять на происходящее в семье, никак не выражает свои чувства.
  14. Шея любого из нарисованных членов семьи является символом их способности к самостоятельному контролю над своими чувствами, способности к рационализму в поступках.
  15. Руки членов семьи – способность каждого из них взаимодействовать с остальными, ощущать себя частью социума «Моя семья», способность что-то делать, менять установленный порядок. Чем больше пальцев – тем сильнее этот человек. Чем меньше пальцев – внутренняя слабость и неспособность действовать.
  16. Ноги символизируют стабильность и надежность этого члена семьи. Чем больше площадь опоры у персонажа детского рисунка, тем «тверже стоит на ногах» по жизни этот член семьи в представлении ребенка.
  17. Солнце на детском рисунке семьи выступает символом защиты и тепла, жизненной силы.
  18. Если между членами семьи нарисованы какие-то предметы или посторонние люди – это препятствия, которые мешают нормальному общению и возможности ребенка чувствовать себя защищенным при контакте с этим членом семьи.
  19. Изображение мелких предметов говорит о фиксации на правилах, порядке, склонности к сдерживанию эмоций. Большое количество закрытых деталей (пуговицы, шкафы, окна) символизируют запреты, тайны, до которых ребёнок не допускается.
  20. Понять о чем говорит детский рисунок можно в какой-то мере и по тем цветам, которые чаще всего использует ваш малыш. Гамма цветов одного рисунка говорит лишь о том настроении, в котором находится ваш ребенок в данный момент. Если же маленький художник с завидным постоянством рисует картинки темными красками – черной, коричневой, серой, темно-синей – это может говорить о его подавленности или каком-то стрессе. Хотя, возможно, это его личный эстетический вкус. В любом случае, если вас тревожат рисунки ребенка, обратитесь к психологу, который проведет специальные тесты и сможет выявить возможные проблемы, которые тревожат малыша.
  21. Обязательно запомните порядок, в котором ребенок изобразил персонажей (а, возможно, и предметы) во время выполнения задания. Очень важно, кого ребёнок начал рисовать первым. Как правило, это наиболее значимый в понимании ребенка член семьи.

Когда же семейный портрет будет закончен, самое время расспросить: кто именно здесь нарисован и чем заняты все персонажи, о чем они думают. Спросите у ребенка, как они себя ощущают, весело им или грустно, и почему у них такое настроение? Заняты ли они общим делом или каждый сам по себе?

При хороших взаимоотношениях в семье рисунок отличается веселыми лицами, разными украшениями — например, бантиками на голове сестренки или ярким платьем мамы. При восприятии ребенком семейных отношений как неблагополучных, рисунок характеризуется большей схематичностью и незаконченностью.

Главное условие правдивости детского рисунка.

Очень важное условие – ребенок должен рисовать этот рисунок без принуждения. Если у ребенка есть внутренние проблемы и родители (или воспитатели) будут принуждать рисовать, то рисунка может не быть вообще. Только рисование без принуждения покажет истинную картину того, что действительно происходит в детской душе и его отношение к членам семьи. Можете даже всей семьей устроить конкурс или выставку рисунков «Моя семья» — уделив рисованию вечер выходного дня.

Если ребенок категорически отказывается рисовать рисунок семьи, это говорит либо об отсутствии у него четкого понятия «моя семья», либо о повышенной тревожности, связанной с отношениями в семье. Отсутствие представления о семье может быть у ребенка, когда он оставлен родителями на воспитание бабушкам-дедушкам, когда семья не полная и в ней нет четкого распределения ролей. Тревожность возникает у ребенка, если он часто бывает свидетелем или причиной конфликтов, подвергается насилию. В таком случае принуждать ребенка не имеет смысла. Лучше оставить карандаши и бумагу и просто попросить его нарисовать, когда он захочет в ближайшее время. Одновременно родителям следует серьезно подумать о визите к детскому психологу, чтобы тревожность не повлекла за собой серьезные личностные деформации и не повлияла на будущую успешность ребенка.

Эти подсказки помогут вам понять ребенка и правильно разобраться в тайном послании, заключенном в детском рисунке. При чем все эти подсказки будут точно так же справедливы и при расшифровке рисунка семьи, сделанного взрослыми членами семьи. Главное – забыть об интерпретациях и рисовать так, как чувствуется.

В нашей семье, как правило,  на каникулах, мы устраиваем вечера творчества. Что то шьем, лепим, клеим и обязательно рисуем. И эти вечера не только нас сближают и помогают раскрытию  творческого потенциала, но и показывают потребности и проблемы детей. Особенно бывает здорово, если к нам присоединяются друзья с детьми. Несколько раз такие совместные вечера становились вечерами откровения.

В данной статье использована интерпретация детского рисунка, разработанная психоаналитиком профессором В.К. Лосевой.

Подготовила детский психолог Людмила Росоха.

история одной расшифровки » Notagram.ru

Работа психолога не из легких, особенно если ты работаешь психологом детским. Сегодня Notagram.ru рассказывает одну занимательную историю, которая произошла в одном из городов нашей необъятной родины.

Еще со школьной скамьи я мечтала работать психологом. Благодаря фильмам и сериалам а-ля «Обмани меня» или «Мыслить как преступник» предвкушала копаться в мозгах человеческих, и по Фрейду углубляться до самых глубоких истин подсознания. Поступила сразу же, и в отличие от тех, кто учился ради «корочки о вышке», с усердием начала грызть гранит нелегкой науки.

Годы шли, и уже на четвертом курсе весь этот детский запал о закоулках сознания и прочие глупые шальные мысли выветрились. Я просто хотела помогать людям. И почему-то мне казалось, что наиболее благим делом будет помогать именно деткам. Ведь их судьбы и помыслы всегда чисты, а даже если что-то случилось, то это всегда можно исправить.

Вот я и выбрала специализацию детского психолога. В мае месяце — практика в одном из детских садов. Все по утвержденному плану, никакой самодеятельности и прочего. Работать было одно удовольствие. Казалось, что я просто попала в какой-то рай с маленькими милыми котятами. Мы играли, общались, смеялись, а потом пришло время традиционного аналитического задания нарисовать свою семью.

Детям нужно было изобразить свою семью и подписать, кого они нарисовали. Собрала рисунки. На каждом рисунке все как обычно. Папа, мама, бабушка, кто-то даже нарисовал кошку или собачку. И тут бац! Как гром среди ясного неба — рисунок одной тихой и милой девочки. На листе бумаги коряво изображена сама девочка, ее держит за руку старший брат, рядом стоит папа, который держит за руку какую-то тетю Аню.

Почему ребенок не нарисовал рядом с папой маму, а какую-то другую женщину? В голове проносятся все возможные интерпретации данного отпечатка в сознании девочки. Неужели папа так явно «общается» с тетей Аней, что даже ребенку так все очевидно известно. Неужели ребенок это видел? А знает или об этом мама девочки? Кому и как об этом говорить? Поговорить с ее мамой или с отцом?

Мысли в моей голове метались, а я не знала, как правильно поступить. В конце концов, решила сама издалека пообщаться с ребенком. Боялась ужасно. Ведь детская психика такая ранимая. Позвала этого милого бедного ребенка и попросила опять нарисовать свою семью. Девочка рисует улыбающегося папу, держащего за руку такую же сияющую от счастья тетю Аню. Мамы на рисунке нет. У меня шок.

Дрожащим голосом я кое-как осмелилась спросить девочку:

— Маша, солнышко, а почему не рисуешь маму, а рядом с папой нарисовала какую-то тетю Аню? Только ты не волнуйся и не спеши говорить, ты, наверное, что-то знаешь, или что-то видела, что не хотела бы сказать?

На что ребенок в полном недоумении уставился на меня и тихо промямлил:

— Ну, потому что маму не хочу обидеть!

Я съежилась и замерла…

— Мама у нас очень красивая, а я рисовать не умею, а вот тетя Аня, она страшненькая, вот и нарисовала так. Даже чуть похоже вышло.

Финал. Занавес. А у меня истерика и слезы от смеха на глазах. Вот такая она, нежная детская психика.

Фото на превью: henry_z18/flickr

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

что расскажет о ребенке рисунок семьи ☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

На чтение 5 мин.

Есть несколько популярных психологических методик, призванных выявлять детские эмоциональные проблемы. Одна из них – «Рисунок семьи». С помощью этого рисунка можно понять, какую следует оказать помощь при сложных семейных взаимоотношениях, а также выявить беспокойства ребенка.

В этой статье будет рассказано о психологии детского рисунка. Каким образом проводится данное тестирование и как делать анализ полученных результатов.

 

Работа методики

Рисование помогает ребенку правильно выразить свои эмоции, а вот на словах ему сделать это гораздо труднее. В рисунке, дети показывают свое видение семьи и того, что их окружает. Внимательно рассмотрев нарисованное, можно понять, что тревожит детей, выявить причины разных проблем и принять ряд мер по их устранению.

Тестирование

Необходимо взять бумажный листок и карандаши. Дайте задание ребенку нарисовать семью.

Не надо в процессе рисования давать подсказки и вообще оказывать какую-то помощь. Ребенок должен сам справиться с поставленной задачей.

Первое на что стоит обратить внимание – последовательность, в которой дети изображают членов семьи. Это одна из самых важных деталей.

После окончания работы, задайте ребенку вопросы и проанализируйте рисунок в деталях. Для того чтобы полностью понять кого изобразил малыш, необходимо выяснить имена всех персонажей. Переходите от одного члена семьи к другому, соблюдая очередность их появления на рисунке.

Порядок нарисованных персонажей

Порядок появления персонажей на бумаге имеет большое значение. Это напрямую показывает то, как ребенок к ним относится. Обычно, малыши начинают рисовать сначала себя, но бывает, что первым появляется тот, кого ребенок считает главным в семье. Посмотрите, все ли члены семьи изображены на картинке. Если кого-то нет – это значит, что у ребенка с ним не самые теплые взаимоотношения. В таком случае необходимо поинтересоваться, почему этот человек отсутствует на рисунке. Неполная изображенная семья – пища для размышлений!

Как ребенок изобразил себя

То, как ребенок изобразил себя, тоже играет важную роль в психологии рисунка ребенка. Если дети ставят себя во главу композиции – это является хорошим знаком. Значит ребенок чувствует, что семья его любит. Гораздо хуже, если ребенок вообще себя не изобразил. Это значит, что он может чувствовать одиночество и ненужность. Но, для того чтобы сделать окончательный вывод, необходимо поговорить с ребенком и выяснить, по какой причине он себя не нарисовал. Бывает, что дети не совсем понимают суть задания.

Кто высокий – тот и главный

Кто изображен самым высоким, тот, по мнению ребенка, и является главой семьи. Вот такая расшифровка рисунков в психологии ребенка. Стоит обратить внимание на рост всех персонажей, включая ребенка. Если малыш нарисовал себя очень маленьким, это может означать, что он ощущает отверженность. А вот дети, которых излишне балуют, могут изобразить себя слишком больших размеров.

На каком расстоянии изображены персонажи

Следует внимательно рассмотреть, на каком расстоянии друг от друга находятся персонажи рисунка. Это также имеет большое значение. Если ребенок нарисовал всех плотно, это означает, что малыш чувствует гармонию и теплую атмосферу в семейных взаимоотношениях. Если ребенок рисует себя близко к кому-то конкретно, значит именно с этим членом семьи, у него сложились наиболее теплые и доверительные отношения. А вот изображения предметов между персонажами картинки, напротив, говорит о том, что взаимоотношения этих членов семьи натянутые и сложные.

Как влияет цвет

Все самое любимое и хорошее будет изображено теплыми цветами и оттенками. Если ребенок привязан к кому-то больше – это будет отображено ярким цветом.

  • Синим цветом дети обычно выражают комфорт и спокойствие.
  • Зеленым – уважение.
  • Желтым цветом обозначается призыв к действию.
  • А вот красным цветом выражается агрессия. Если ребенок кого-то изобразил в красных тонах, это может означать эмоциональную неприязнь к этому персонажу.
  • Черная фигура – малыш бится этого человека.

Части тела – трактовка нарисованного

Дети стараются как можно красивее нарисовать того, кого больше любят и уважают. Если ребенок таким же образом трудится над своим изображением, это говорит о самолюбовании и повышенном внимании к себе любимому. Однако, следует учитывать, что для детей до четырехлетнего возраста это является нормой.

Обратите внимание на то, каким образом нарисован рот каждого члена семьи. Изображение большого рта персонажа указывает на то, что этот человек часто упрекает малыша и делает ему замечания. Маленький рот – признак того, что персонаж не эмоциональный или не привык выражать свои чувства.

Большие зубы указывают на агрессию члена семьи. Изображение длинных рук указывает на властный характер. Таким же образом трактуется рисунок, на котором руки полностью отсутствуют. В жизни, ребенок может ощущать моральное давление со стороны этого члена семьи. Если малыш рисует кому-то короткие ручонки, значит, он чувствует внутреннюю слабость этого персонажа.

Особое внимание следует уделить нарисованным рукам самого малыша. Поднятые вверх руки означают недостаток внимания, а также желание самоутвердиться в семейном кругу.

Сложности в истолковании рисунков

Порою возникают сложности анализа и толкования рисунка семьи. Иногда рисунок заставляет делать неоднозначные выводы. В таких ситуациях следует попросить малыша сделать изображение на тему, «Какую я бы хотел семью». Дайте ребенку возможность пофантазировать и нарисовать все, что он пожелает. Истолковать такой рисунок, понять желания малыша и то, чего ему не хватает, будет гораздо легче.

О каких тайнах расскажет детский рисунок его семьи: психология детского рисунка

Есть несколько популярных психологических методик, призванных выявлять детские эмоциональные проблемы. Одна из них – «Рисунок семьи». С помощью этого рисунка можно понять, какую следует оказать помощь при сложных семейных взаимоотношениях, а также выявить беспокойства ребенка.

В этой статье будет рассказано о психологии детского рисунка. Каким образом проводится данное тестирование и как делать анализ полученных результатов.

Работа методики

Рисование помогает ребенку правильно выразить свои эмоции, а вот на словах ему сделать это гораздо труднее. В рисунке, дети показывают свое видение семьи и того, что их окружает. Внимательно рассмотрев нарисованное, можно понять, что тревожит детей, выявить причины разных проблем и принять ряд мер по их устранению.

Тестирование

Необходимо взять бумажный листок и карандаши. Дайте задание ребенку нарисовать семью.

Не надо в процессе рисования давать подсказки и вообще оказывать какую-то помощь. Ребенок должен сам справиться с поставленной задачей.

Первое на что стоит обратить внимание – последовательность, в которой дети изображают членов семьи. Это одна из самых важных деталей.

После окончания работы, задайте ребенку вопросы и проанализируйте рисунок в деталях. Для того чтобы полностью понять кого изобразил малыш, необходимо выяснить имена всех персонажей. Переходите от одного члена семьи к другому, соблюдая очередность их появления на рисунке.

Порядок нарисованных персонажей

Порядок появления персонажей на бумаге имеет большое значение. Это напрямую показывает то, как ребенок к ним относится. Обычно, малыши начинают рисовать сначала себя, но бывает, что первым появляется тот, кого ребенок считает главным в семье. Посмотрите, все ли члены семьи изображены на картинке. Если кого-то нет – это значит, что у ребенка с ним не самые теплые взаимоотношения. В таком случае необходимо поинтересоваться, почему этот человек отсутствует на рисунке. Неполная изображенная семья – пища для размышлений!

Как ребенок изобразил себя

То, как ребенок изобразил себя, тоже играет важную роль в психологии рисунка ребенка. Если дети ставят себя во главу композиции – это является хорошим знаком. Значит ребенок чувствует, что семья его любит. Гораздо хуже, если ребенок вообще себя не изобразил. Это значит, что он может чувствовать одиночество и ненужность. Но, для того чтобы сделать окончательный вывод, необходимо поговорить с ребенком и выяснить, по какой причине он себя не нарисовал. Бывает, что дети не совсем понимают суть задания.

Кто высокий – тот и главный

Кто изображен самым высоким, тот, по мнению ребенка, и является главой семьи. Вот такая расшифровка рисунков в психологии ребенка. Стоит обратить внимание на рост всех персонажей, включая ребенка. Если малыш нарисовал себя очень маленьким, это может означать, что он ощущает отверженность. А вот дети, которых излишне балуют, могут изобразить себя слишком больших размеров.

На каком расстоянии изображены персонажи

Следует внимательно рассмотреть, на каком расстоянии друг от друга находятся персонажи рисунка. Это также имеет большое значение. Если ребенок нарисовал всех плотно, это означает, что малыш чувствует гармонию и теплую атмосферу в семейных взаимоотношениях. Если ребенок рисует себя близко к кому-то конкретно, значит именно с этим членом семьи, у него сложились наиболее теплые и доверительные отношения. А вот изображения предметов между персонажами картинки, напротив, говорит о том, что взаимоотношения этих членов семьи натянутые и сложные.

Как влияет цвет

Все самое любимое и хорошее будет изображено теплыми цветами и оттенками. Если ребенок привязан к кому-то больше – это будет отображено ярким цветом.

  • Синим цветом дети обычно выражают комфорт и спокойствие.
  • Зеленым – уважение.
  • Желтым цветом обозначается призыв к действию.
  • А вот красным цветом выражается агрессия. Если ребенок кого-то изобразил в красных тонах, это может означать эмоциональную неприязнь к этому персонажу.
  • Черная фигура – малыш бится этого человека.

Части тела – трактовка нарисованного

Дети стараются как можно красивее нарисовать того, кого больше любят и уважают. Если ребенок таким же образом трудится над своим изображением, это говорит о самолюбовании и повышенном внимании к себе любимому. Однако, следует учитывать, что для детей до четырехлетнего возраста это является нормой.

Обратите внимание на то, каким образом нарисован рот каждого члена семьи. Изображение большого рта персонажа указывает на то, что этот человек часто упрекает малыша и делает ему замечания. Маленький рот – признак того, что персонаж не эмоциональный или не привык выражать свои чувства.

Большие зубы указывают на агрессию члена семьи. Изображение длинных рук указывает на властный характер. Таким же образом трактуется рисунок, на котором руки полностью отсутствуют. В жизни, ребенок может ощущать моральное давление со стороны этого члена семьи. Если малыш рисует кому-то короткие ручонки, значит, он чувствует внутреннюю слабость этого персонажа.

Особое внимание следует уделить нарисованным рукам самого малыша. Поднятые вверх руки означают недостаток внимания, а также желание самоутвердиться в семейном кругу.

Сложности в истолковании рисунков

Порою возникают сложности анализа и толкования рисунка семьи. Иногда рисунок заставляет делать неоднозначные выводы. В таких ситуациях следует попросить малыша сделать изображение на тему, «Какую я бы хотел семью». Дайте ребенку возможность пофантазировать и нарисовать все, что он пожелает. Истолковать такой рисунок, понять желания малыша и то, чего ему не хватает, будет гораздо легче.

Символика и значение детских рисунков

Для взрослого человека рисунок – это простое изображение, симпатичное или не очень, но для ребенка – это целая речь. Так как речь маленького ребенка еще очень ограничена, то с помощью рисунка он выражает все, что думает. До трех лет дети только изучают цвета, экспериментируют с кисточками, разными элементами, рисуя круги, штрихи или разные завитушки. Поначалу малыш рисует, а уже потом придумывает сюжет, что он изобразил. А уже к 4 годам появляется замысел. Но какая информация для нас закодирована в рисунке и о том, как уловить настроение и тревогу ребенка через его творение, попробуем разобраться.

Рисунок семьи

Сначала нужно учитывать возраст юного художника и первым рисунком для анализа пусть будет портрет семьи, но все члены должны быть чем-то заняты. Для творчества ребенку нужно предоставить большой лист (хотя бы А — 4), карандаши большого спектра цветов и все для рисования. Во время работы не нужно торопить и комментировать содержание. Ребенок должен все сделать сам. А результат уже будем внимательно анализировать. Нужно поставить вопрос: «Какие эмоции вызывает это творение? – Светлые, яркие, гармоничные, спокойные, веселые доброжелательные, легкие или наоборот». Для анализа со стороны можно попросить оценить рисунок кого-то из знакомых. Все слова, которыми можно описать рисунок, уже и есть описание внутреннего мира ребенка.

Конкретные нюансы

Если рисунок по цветовой гамме неспокойный – это свидетельствует об отсутствии гармонии. При хаотическом расположении персонажей на листе показывает о беспорядочности. Когда лица на рисунке грустные или совсем отсутствуют, то и ребенок так себя чувствует. Ему тоже грустно. А агрессия ребенка выражается в наличии оружия на рисунке.

Кто главный

Ребенок рисует того самым большим и первым, кого он считает главным. А себя он нарисует возле того члена семьи, с которым ему наиболее комфортно и к кому он больше привязан. А дальше он рисует менее симпатичных ему членов семьи.

Расстояние

Здесь стоит обратить внимание на то, как далеко ребенок расположен от других членов семьи — это будет сигналом к тому, что он чувствует себя изолированным. А если члены семьи размещены в разные помещения или отделены перегородками, то ребенок показывает отсутствие общения между родными.

Если на рисунке кто-то отсутствует, и ребенок не хочет его рисовать, то в душе ребенка затаилась обида на того члена семьи или он уделяет малышу мало внимание и не играет с ним. Но когда ребенок изображает несуществующих членов семьи, то на это уже стоит обратить серьезное внимание. Ребенку не с кем поделиться и он вымышляет себе друга или брата.

Также важно, как расположены все члены семьи, не «висит» ли кто в воздухе и как устойчиво стоят на земле. И всем ли хватило места на листке или кто-то зажат. Это тоже говорит о том, что ему не хватает места в семье. И заняты все члены семьи одним делом на рисунке или каждый делает что-то свое.

Все эти мелочи очень символичны и важны в анализе детских рисунков. Но оценивать один рисунок нельзя, так как, может, ребенку просто в этот момент было грустно, или его кто-то обидел. Эмоциональные реакции малыша часто яркие и кратковременные, но они оказывают влияние на его творческую деятельность.


О чем могут рассказать детские рисунки?

Детские рисунки могут многое рассказать о ребенке, ведь в них малыш выражает то, о чем он не может сказать словами. В работе с дошкольниками психологи часто используют проективные рисуночные методики. Безусловно, полную и наиболее достоверную интерпретацию рисунков может провести исключительно специалист, однако для того, чтобы вовремя выявить проблему, родителям стоит познакомиться с основами анализами детского творчества. В этой статье мы расскажем Вам о том, что означают различные элементы рисунка, как можно интерпретировать цвета, которые использует ребенок, а также какие предположения можно сделать, проанализировав рисунок семьи.
 

Что нужно знать родителям о развитии детского рисунка?

Прежде чем приступать к интерпретации рисунков, необходимо выяснить, чего можно ожидать от малыша того или иного возраста. В своем развитии детские рисунки проходят несколько стадия:

Возраст

Содержание рисунков

До 1,5 лет

Стадия штрихов. В этом возрасте дети получают удовольствие от того, какие яркие следы можно оставлять на бумаге.

1,5 – 3,5 года

Стадия каракулей. Рисунки, сделанные детьми в этом возрасте, внешне не отличаются от рисунков предыдущей стадии, однако ребенок уже вкладывает в них свой смысл, желая изобразить что-то конкретное.

3,5 – 8 лет

Стадия схематичных изображений. Ребенок изображает только важные детали предмета, не учитывая пропорции.

8 — 10 лет

Стадия правдоподобных изображений. Дети в этом возрасте стараются как можно точнее изобразить предмет, прорисовываются детали, учитываются пропорции.

После 10 лет

Правильные изображения. Рисунки становятся объемными, реалистичными.

Не стоит всерьез анализировать рисунки детей младше четырех лет, так как у ребенка этого возраста еще недостаточно сформирована мелкая моторика, чтобы он мог выразить на бумаге то, что хочет.

Особое значение имеют особенности изображения человека:

Возраст

Особенности изображения человека

До 3 лет

«Головоноги» — круглое туловище, руки и ноги – палочки.

4 года

Туловище обычно круглое или овальное, шея отсутствует. Пропорции не соблюдаются.

5 лет

Появляются половые различия (по-разному изображаются девочки и мальчики), детали (уши, волосы, одежда).

6 лет

Прорисовка мелких деталей, соблюдение пропорций. Изображается шея, пальцы рук.

7 лет

Рисунок становится более реалистичным. Лицо может быть нарисовано не только в анфас, но и в профиль.

8 лет

Линия шеи, плеч и рук непрерывна.

9 лет

Человек может быть изображен в различных позах, улавливается движение.

10-11 лет

Стремление создать объемное изображение.

Цвета и их значения

Цвет – это чрезвычайно информативная характеристика рисунка, которая создает его «настроение». Многие специалисты используют интерпретацию значения цветов, которую предложил известный психолог Макс Люшер. Согласно его теории, тот или иной цвет отражает определенное психологическое состояние человека. Цвет, который преобладает на детских рисунках, может многое рассказать об авторе.

  • Черный – потребность в переменах, недовольство, враждебность, подавленность;
  • Серый – отстраненность, безразличие;
  • Коричневый – замкнутость, физический или эмоциональный дискомфорт, чувственность;
  • Фиолетовый – эмоциональная незрелость, инфантилизм;
  • Синий – стремлению к покою, сознательность;
  • Голубой – дружелюбность, задумчивость;
  • Зеленый – решительность, независимость, замкнутость;
  • Желтый – оптимизм, любознательность, мечтательность;
  • Оранжевый – энергичность, общительность, вспыльчивость;
  • Розовый – беззащитность, робость, зависимость от мнения других людей;
  • Красный – агрессивность, активность, эгоизм.

Обычно дошкольники используют 5-6 цветов в одном рисунке. Но не стоит торопиться интерпретировать каждый из них. Подумайте, какое общее эмоциональное впечатление производит на Вас рисунок, что в нем необычного, какой цвет выражен ярче всего.

Об особенностях рисунка, которые бросились Вам в глаза, лучше спросить у самого ребенка, возможно, он прояснит многие моменты. Также лучше всего анализировать не один рисунок, а серию.

Расположение рисунка на листе бумаги

  • В норме большая часть композиции обычно располагается в центре листа.
  • Если рисунок смещен наверх, вероятно, у ребенка присутствует сильное стремление к социальному одобрению, завышенная самооценка.
  • Если рисунок мелкий и сдвинут по вертикали вниз, это говорит о неуверенности в себе и заниженной самооценке.
  • Смещение композиции к левому краю листа связывают с зацикленностью на прошлом, низкой активностью.
  • Смещение рисунка вправо – устремленность в будущее, деятельность, активность.

Тематика рисунков

Чаще всего дети дошкольного возраста рисуют пейзажи (дом, траву, цветы, деревья, солнце, облака), а также домашних любимцев, свою семью и друзей. Рисунки могут отражать впечатления от увиденного, например, от похода в цирк или зоопарк, просмотра мультика. Девочки любят изображать принцесс и фей, а мальчики – сражения, военную технику, машины и так далее. Такое содержание рисунков считается обычным и говорит об эмоциональном благополучии малыша. Если же ребенок вдруг начал рисовать страшный зверей, монстров, сюжеты с негативным содержанием, это может говорить о внутренних переживаниях, страхах, скрытой агрессии. Превалирование в рисунках изображений предметов и животных над изображениями людей чаще всего является признаком проблем в общении.

Важно разобраться, что является причиной негативного содержания рисунков: сюжеты, которые малыш где-то увидел, и они его впечатлили, или события его собственной жизни.

Рисунок семьи

Рисунок собственной семьи, сделанный ребенком, может рассказать о том, какие взаимоотношения внутри семьи (по мнению малыша), как кроха воспринимает своих близких и самого себя, чувствует ли ребенок себя комфортно и безопасно, находясь дома. Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Порядок рисования. В первую очередь дети обычно рисуют тех членов семьи, которые для него наиболее значимы. Если ребенок забыл кого-то изобразить, возможно, с этим членом семьи связаны какие-то конфликты и переживания, или же эмоциональный контакт с ним вовсе не установлен.
  2. Расположение персонажей на рисунке. Самого близкого человека малыши рисуют рядом с собой. В отдалении от ребенка изображаются те члены семьи, взаимоотношения с которыми не такие тесные («брат играет в соседний комнате», «папа работает»). Слишком «плотное» расположение людей на рисунке – признак потворствующего стиля семейного воспитания (гиперопеки).
  3. Изображение самого ребенка. Как правило, дети изображают себя в центре листа или рядом с членом семьи, имеющим наибольший авторитет. Тревожный симптом – отсутствие самого ребенка на рисунке (или его изображение вдали от остальных членов семьи). Скорее всего, малыш чувствует себя одиноким, «лишним» и не получает должную заботу и внимание.

Если в детском рисунке есть что-то настораживающее, помочь узнать причину возможных проблем может детский психолог.

  1. Детали рисунка. Статистика, которая получена по результатам многочисленных психологических исследований, позволяет интерпретировать некоторые особенности деталей рисунка:

  • Большие руки, прорисовка зубов – агрессивность;
  • Отсутствие рук – бездействие;
  • Руки в карманах или за спиной – скрытность, недоверие;
  • Тонкие ноги и руки – неуверенность в себе;
  • Яркий и броский внешний вид, прорисованный ресницы, необычная прическа, большие уши – желание понравиться окружающим;
  • Большая голова – доминирование разума над чувствами, самоконтроль;
  • Большие глаза с прорисованными яркими зрачками, сильный нажим на карандаш свидетельствуют о наличии страхов;
  • Персонажи не касаются ногами земли – мечтательность.

Выводы

Детские рисунки – это кладезь информации не только для специалистов, но и для родителей. Анализ рисунков малыша поможет лучше узнать его внутренний мир. Первое впечатление от картины зачастую позволяет интуитивно почувствовать эмоциональный фон ребенка и степень его психологического благополучия. Также обращайте внимание на композицию рисунка, основные цвета, необычные элементы и детали и на то, как ребенок изобразил самого себя.

Заключение

Если на протяжении достаточно долгого времени в рисунках ребенка Вы замечаете нечто настораживающие, стоит обраться за помощью к детскому психологу. В Монтессори-центре «Созвездие» Вы можете получить консультацию специалиста, который даст ответы на все интересующие Вас вопросы и поможет справиться с трудностями. Мы всегда открыты для Вас!

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

Психология детского рисунка: значение цвета, представление семьи

Детки не всегда могут рассказать родителям все, что происходит в их душе. И это не зависит от того насколько доверительные ваши отношения с малышом. Все переживания своего чада можно узнать, проанализировав его рисунок.

Вот ребёнок немного порисовал – работа готова. Как же понять, что она означает? Как раздобыть информацию скрытую в изображении? Для этого необходимо знать несколько важных деталей.

Анализ детского рисунка

Совет: Анализировать детские рисунки можно начинать, когда малышу уже исполнилось как минимум 4 года. К этому возрасту они обретают смысл.

Методика проведения самостоятельного анализа по шагам.

Как расшифровать детский рисунок. Психология детского рисунка.

Особенности восприятия цветов

Важной составляющей выполненной работы являются цвета, которые он использует. Как правило, детишки в своих изображениях используют около пяти цветов. Если это число сильно превышено – значит, что малыш эмоционален и чувствителен. А использование малого количества цветов означает, что в данный момент он испытывает негативные эмоции.

Что касается каждого цвета в отдельности вот описание самых основных:

  • Фиолетовый — означает фантазию и интуицию;
  • Тёмно-синий — скорее всего, требуется покой, он сосредоточен на своих внутренних переживаниях;
  • Зелёный — это независимость и уравновешенность, надёжность;
  • Жёлтый — этот позитивный цвет символизирует положительные эмоции;
  • Чёрный — большое количество этого цвета указывает на подавленное состояние, желание перемен;
  • Серый — безразличие или желание уйти от окружающей реальности.

Огромную часть своей жизни дети проводят вне дома, рисунки на стенах в детском саду могут разнообразить его мир. Детишки могут выполнять яркие работы под контролем воспитателей: в спальне, игровой, столовой.

Психология детского рисунка дома

Помните, что в рисовании должны быть доступны разные цвета и как минимум альбомный лист. Попросите ребёнка нарисовать семью. Не нужно торопить его и оставлять свои комментарии. После того как семейный портрет будет закончен можно приступить к его расшифровке. Обратите внимание, кого из членов семьи он изобразил, чем заняты изображённые люди.

Детские рисунки очень разнообразны, чтобы понять их необходимо довериться своим чувствам. Обратите внимание на то, какие эмоции у вас вызывает эти работы? Может быть, на рисунке все члены семьи с грустными лицами, и разбросаны по листу бумаги. Или же, наоборот, все вместе занимаются общим делом. Не забывайте, что при анализе работы деталь имеет значение.

Обратите своё внимание на количество нарисованных членов семьи, совпадает ли оно с реальным? Как правило, самым большим детки рисуют самого значимого, по их мнению, члена семьи. Самым близким к себе на рисунке малыш изображает того к кому испытывает большую привязанность. Как можно дальше от себя дети обычно изображают того кто менее им симпатичен.

Если кто-то из членов семьи исключён из изображения

Это может говорить о том, что данного человека сейчас нет рядом, к примеру, папа сейчас на работе, а братик в школе. Но причины могут быть и другими. Ребёнок может быть обижен на члена семьи которого не внёс в рисунок, или малышу просто не хватает внимания со стороны взрослых.

Семья на рисунке занята общим делом

Это означает хорошие отношения. Когда члены семьи отдалены друг от друга в общении то они могут быть разбросаны по листу, или «дистанцирование» себя отдельно от всех. Это значит, что ребёнок изолирован. Если вы указали малышу, что он забыл, кого-то нарисовать, а он не желает этого исправить. Означает, что нужно серьёзно подумать о взаимоотношениях дома.

Когда ваше чадо делает много исправлений в работе или работа состоит из отдельных штрихов, а не линий, означает, что он чем-то встревожен. Если рисунок довольно небрежен, размашист и линии не доводятся до конца – это признак импульсивности. Когда все детали изображены мелкими и работа смещёна в сторону означает, что малыш не верит в себя. Возможно, к нему были предъявлены завышенные требования, которые он не смог оправдать.

Если в детских рисунках ребёнка часто фигурирует оружие, зубы, когти, кулаки – это явный признак агрессии.

Рисунки вашего ребенка что-то говорят вам?

Когда ваш малыш рисует, он открывает часть своего мира. Но это не значит, что на каждой картинке есть скрытое сообщение.

Когда ваш малыш рисует, он открывает часть своего мира. Но это не значит, что на каждой картинке есть скрытое сообщение.

4-летней Клэр очень нравится рисовать свою семью. Недавно она нарисовала картину, на которой ее трехлетняя сестра была намного крупнее ее.«Я думала, это потому, что ее младшая сестра была для нее важна и она очень ее любила», — говорит мама Кристелл. Но что, если бы это было больше, потому что Клэр снова хотела бы стать маленькой? В конце концов, когда она рисовала картину, родители часто говорили ей, чтобы она остерегалась младшей сестры.

Различные книги и веб-сайты объясняют, как интерпретировать сообщения, скрытые в детских рисунках. Однако эту информацию не следует воспринимать слишком серьезно, поскольку она носит очень общий характер и далеко от точной науки.« Даже если дыра в стволе дерева иногда может быть признаком травмы, ваш ребенок, возможно, просто хотел нарисовать гнездо для семьи белок, », — говорит Пьер Планте, психолог, арт-терапевт и профессор психологии. Отделение в UQÀM.

То же самое и с цветами. Если на рисунках вашего ребенка много черного или красного, вы можете подумать, что это признак агрессивности или гнева. Но так бывает не всегда. «Выбор цвета — это слишком личное дело, чтобы присвоить ему какой-либо код, », — говорит психолог и арт-терапевт.

Верно, что психологи, например, иногда используют рисунок в качестве терапевтического инструмента. « Однако одной картинки недостаточно, чтобы понять, что переживает ребенок », — говорит Пьер Планте. «Вам нужно взглянуть на несколько, , поскольку это повторение определенных элементов, которые могут дать представление. Кроме того, вы не можете читать рисунок, как если бы он был хрустальным шаром. Вы должны слушать ребенка и учитывать контекст его жизни ».

Расшифровку детских рисунков доверить специалистам.

Его совет: слушайте, что ваш ребенок говорит вам о своем рисунке, а не пытайтесь найти в нем смысл. Например, попросите его рассказать вам о том, что он нарисовал, не настаивая. «Это будет мотивировать его продолжать рисовать», — говорит психолог. Напротив, он может больше не желать рисовать, если он чувствует, что каждая картинка является своего рода проверкой.

Для детей рисование — это в первую очередь развлечение. Конечно, их рисунки что-то нам говорят о них.Они предоставляют нам информацию о том, что их интересует, что они делали в тот день, что видели, что им нравится, что им нравится делать, чего они боятся и т. Д.

Рисование также помогает им выражать свои эмоции и управлять ими, будь то положительные (например, создание картинки для бабушки, чтобы выразить свою любовь) или более отрицательные. Пьер Планте иллюстрирует эту мысль историей четырехлетнего мальчика и его младшей сестры. «Он нарисовал картину, на которой его воображаемый друг злится на ребенка.Это был его способ выразить то, что ему трудно делить свое место ».

  • Рисование дается детям естественно.
  • Рисование не только доставляет удовольствие, но и позволяет детям развивать навыки, которые пригодятся им в школе.
  • Когда вы позволяете своему ребенку рисовать то, что он хочет, как он хочет, вы развиваете его творческие способности.

Источник: Журнал Naître et grandir , сентябрь 2016 г.
Исследования и копирайтинг: Натали Валлеранд
Научное обозрение: Джозиан Карон Санта, терапевт

Фото: iStock.com / Георгиевич

В том же элементе …

Как детские рисунки в четыре года «являются ключом к сообразительности»

Если ваши стены покрыты рисунками вашего ребенка, возможно, стоит присмотреться к ним.

Ученые выяснили, что художественный талант в раннем детстве является показателем интеллекта.

Согласно опубликованной сегодня статье, дети, которые могут точно изобразить человеческую форму в возрасте четырех лет, с большей вероятностью будут более яркими в подростковом возрасте.

Психологи Королевского колледжа Лондона изучили рисунки, нарисованные более чем 15 000 четырехлетних детей. Те, кто рисовал с наибольшим мастерством, через десять лет, вероятно, лучше справились с тестами на интеллект.

Прокрутите вниз, чтобы увидеть видео

Дети, которые могут изображать человеческую форму в возрасте четырех лет, с большей вероятностью будут более яркими в подростковом возрасте, как показало исследование Королевского колледжа Лондона. Рисунки более 15 000 детей были оценены для исследования

Каждому рисунку была присвоена оценка от 0 до 12 в зависимости от наличия таких черт, как голова, нос, уши, волосы, тело и руки.Система подсчета баллов игнорировала такие особенности, как пропорции для исследования

Исследование, проведенное на 7 750 парах однояйцевых и неидентичных близнецов, также обнаружило сильную связь между генетикой и артистическим талантом.

Однояйцевые близнецы с гораздо большей вероятностью рисовали изображения схожего качества, чем неидентичные близнецы.

Доктор Розалинд Арден из Института психиатрии Королевского колледжа Лондона сказала: «Наши результаты показывают, что существует связь между способностью рисовать в возрасте четырех лет и интеллектом в более позднем возрасте.

«Рисуя, мы пытаемся показать кому-нибудь, что у нас на уме.

«Эта способность воспроизводить фигуры является уникальной способностью человека и признаком когнитивных способностей, подобно письму, которое преобразовало способность человеческого вида хранить информацию и строить цивилизацию».

Однако она добавила: Но это не значит, что родителям нужно беспокоиться. Очень важно, чтобы родители не думали: «О нет, мой ребенок ужасно рисует, они всю оставшуюся жизнь будут переворачивать бургеры».”

Каждый рисунок получил оценку из десяти. Одному слева дали четыре, а правому — десять

Более 15000 детей, всем в возрасте четырех лет, попросили нарисовать изображение ребенка для исследования Королевского колледжа

Есть бесчисленное множество факторов, оба генетические и средовые, которые влияют на интеллект в дальнейшей жизни.

«Способность к рисованию не определяет интеллект. Результаты показывают, что ссылка есть, но это лишь умеренная ссылка.’

В возрасте четырех лет детей попросили нарисовать ребенка. Каждой фигуре была присвоена оценка от 0 до 12 в зависимости от наличия таких особенностей, как голова, нос, уши, волосы, тело и руки.

Система подсчета баллов игнорировала такие особенности, как пропорции, но детям давали балл за включение одежды.

Детям давали вербальные и невербальные тесты интеллекта во время рисования и снова в возрасте 14 лет.

Исследователи обнаружили определенную корреляцию между оценками рисования и двумя наборами оценок интеллекта.

В то время как некоторые рисунки получили 0 (слева), другие были помечены из-за их знания особенностей (справа)

Доктор Розалинд Арден из Института психиатрии Королевского колледжа Лондона (на фото) сказала об исследовании: ‘ Наши результаты показывают, что существует связь между способностью рисовать в возрасте четырех лет и интеллектом в более позднем возрасте ».

Доктор Арден добавил:« Нет никаких доказательств того, что рисование делает вас умнее. Но я думаю, что рисование сделает ребенка более наблюдательным и способным обращать внимание на то, что его окружает.

«Дети любят рисовать; дайте им цветной карандаш и позвольте им заняться этим ».

Ее команда также проверила связь между генами и артистическим талантом, используя близнецов, потому что каждая пара имеет схожее происхождение, что позволяет ученым игнорировать внешние влияния.

‘В целом рисунки идентичных пар близнецов были более похожи друг на друга, чем рисунки неидентичных пар близнецов.

Доктор Арден сказал: «Это не означает, что существует ген рисования — способность ребенка рисовать проистекает из многих других способностей, таких как наблюдение.

«Мы очень далеки от понимания того, как гены влияют на все эти различные типы поведения».

Исследование опубликовано в журнале Psychological Science.

Рисование с детьми, развитие их творческих способностей и оригинальности

Кому не нравится детских рисунков ? Рисование может безмерно развлечь как детей, так и взрослых, что делает его отличным семейным занятием .

Неважно, если вы думаете, что не умеете рисовать, важная вещь, которую нужно увести, — это процесс вообразить что-то и перенести это в рисунок.Не так важен результат, главное — развлечься!

Кроме того, как и в случае с музыкой или научными экспериментами, рисование для детей — это еще одно хобби, которое не только развлекает и чем можно заняться всей семьей, но и является еще одним образовательным занятием, которое помогает детям развиваться умственно, стимулирует творческие способности и строит свои художественные таланты.

Рисунки для детей, лучший способ развить свои творческие способности и примитивность

Существует множество исследований, которые показывают прямую корреляцию между художественной деятельностью в целом и развитием нашей личности , чувствительностью, сочувствием … и длинным списком качеств, которые становятся полезными по мере того, как мы становимся старше.

Основная причина того, что рисование так важно для детей, заключается в том, что они начинают самовыражаться оригинально, используя платформу для выражения своих внутренних мыслей. Маленькие дети учатся выражать свои эмоции и чувства (как положительные, так и отрицательные) в том возрасте, когда они могут испытывать трудности с использованием слов.

Цель приобщения ваших детей к миру искусства и рисования — не в том, чтобы сделать их великими художниками, хотя это, конечно, было бы здорово, но это не очень распространено.

В искусстве и рисунках для детей мы ищем просто пространство и инструмент для их общения, для их развития и для их физического и умственного роста. И все это одновременно с развлечениями, не правда ли, хорошая комбинация ?!

Вот лишь небольшой список того, чего мы надеемся достичь с помощью детских рисунков:

  • Много веселья и удовольствия.
  • Творчество
  • Повышение концентрации
  • Повышение самооценки и снижение стресса
  • Открытие мира искусства
  • Оригинальность и индивидуальность
  • Улучшение семейного времени и времени с друзьями или одноклассниками

Лучшие рисунки для детей, покажите им, как рисовать с помощью этих замечательных идей

Есть много разных стилей рисования, подходящих для детей.Это потому, что их каракули, и стили рисунка будут развиваться и улучшаться независимо, в зависимости от каждого человека. Все дети (и взрослые) могут рисовать практически все, но научить их рисовать более тщательно и точно может быть полезным, но сложным процессом.

Стоит помнить, что не лучшая идея заставлять детей заниматься искусством , если они выразили неприязнь к нему, но сказав то, что дети не любят рисовать.

Воспользуйтесь любым проявленным интересом и начните с любого из этих примеров:

Покажите, в частности, детям младшего возраста, как рисовать базовые фигуры, такие как треугольники, круги, квадраты и т. Д.. это отличный способ начать. Они не только познакомятся с геометрическими фигурами, но и изучат основы создания более сложных рисунков. Кошку, например, можно сделать из круга и трех треугольников.

Наряду с тем, что мы узнали из основных фигур, рисование животных также является хорошим началом. Дети увлекаются животными, у всех детей есть свои любимцы. Какой из них больше всего нравится вашему ребенку? Им понравится возможность нарисовать одного! В Интернете вы сможете найти различные шаблоны с пошаговыми инструкциями для разных животных и для разных уровней способностей.Было бы неплохо найти на Youtube видеоурок, чтобы вместе с детьми начать рисовать любимых животных. Послеобеденное время пролетит незаметно для вас.

Еще одна хорошая идея — попробовать научиться рисовать любимых персонажей ваших детей из их любимых мультфильмов. Вы можете смешивать персонажей из разных мультфильмов, используя разные стили одновременно. Все, что приходит в голову!

Рисунки не обязательно должны быть реалистичными, но вы можете использовать фотографии, чтобы вдохновить ваших детей, например семейное фото, место, которое вы все посетили, и т. Д. Из фотографии они научатся извлекать и копировать основные рекомендации от изображения, а оттуда, чтобы добавить детали.Это очень хорошее упражнение для более продвинутых художников.

Когда приближается время Рождества, будет хорошей идеей предложить детям нарисовать своих любимых рождественских персонажей. Возможно, вы даже сможете побудить их принять участие в конкурсах рождественских открыток на месте или в школе.

Существует множество различных вариантов, и все они созданы, чтобы выяснить, какие из них больше всего привлекают ваших детей и использовать их интерес. Вместе вы откроете для себя многочисленные преимущества, связанные с рисованием, и, по крайней мере, вам понравится проводить время вместе!

Возможно вам понравится: Поделки для детей

Как дети рисуют себя? Смотря кто смотрит

Исследователи из Университета Чичестера показывают, что то, как дети изображают себя на рисунках, зависит от аудитории.Предоставлено: Университет Чичестера.

Это типичный детский рисунок — семья, домашнее животное, может быть, дом и сад, и сам ребенок. Но как дети представляют себя на своих рисунках, и меняется ли это представление в зависимости от того, кто будет смотреть на рисунок?

Группа исследователей, возглавляемая учеными из Университета Чичестера, изучила этот вопрос и обнаружила, что детские выразительные рисунки самих себя различаются в зависимости от уровня осведомленности и степени осведомленности взрослого, который будет просматривать изображение.Исследование опубликовано сегодня, 25 января 2019 года, в Британском журнале психологии развития .

Результаты исследования значительны, потому что важно понимать детские рисунки для разных аудиторий. Рисунки часто используются в клинических, судебных, образовательных и терапевтических ситуациях для сбора информации о том, как ребенок себя чувствует, и в качестве дополнения к устному общению.

Исследовательская группа работала со 175 детьми в возрасте восьми и девяти лет, 85 мальчиками и 90 девочками.Дети были разделены на семь групп: одна аудитория не была указана, а шесть аудиторий различались в зависимости от типа аудитории. Эти группы представляли профессионалов (милиционер, учитель) и мужчин, с которыми дети были знакомы, и тех, с кем они не были.

Детям было предложено нарисовать себя трижды: одну в качестве основы, одну счастливую и одну грустную.

Результаты исследования показывают, что детские рисунки сами по себе более выразительны, если аудитория этих рисунков знакома ребенку.Девочки рисовали себя выразительнее мальчиков.

В результатах появились аномалии. Например, мальчики и девочки по-разному исполняли веселые и грустные рисунки для знакомых и незнакомых групп полицейских. Девочки проявляли большую экспрессивность, чем мальчики, в своих счастливых рисунках, когда публикой был знакомый им полицейский, тогда как грустные рисунки мальчиков проявляли большую выразительность, чем девочки в группе незнакомых полицейских. Хотя авторы исследования предлагают причины этого, они видят смысл в дальнейшем изучении.

Они также предполагают, что это текущее исследование может быть использовано в качестве основы для будущих исследований, посвященных другим профессиональным и личным взаимодействиям, например, между врачом и его пациентом.

Исследование проводилось доктором Эстер Беркитт, преподавателем психологии развития в Университете Чичестера. Она прокомментировала: «Это текущее исследование основывается на результатах предыдущих исследований, проведенных нашей командой. Его результаты имеют значение для использования детских рисунков профессионалами в качестве средства для дополнения и улучшения устного общения.Осознание того, что дети могут вызывать эмоции по-разному для разных профессиональных групп, может помочь практикующим лучше понять, что ребенок думает о рисуемых темах. Это понимание могло бы стать основой для обсуждения с ребенком того, почему они черпали определенную информацию для определенных людей. Наши результаты показывают, что важно, для какой профессии дети думают, что они рисуют сами, и знакомы ли они с представителями этой профессии «.


Новое исследование раскрывает отношение афроамериканских детей к сверстникам с избыточным весом.
Дополнительная информация: Выразительность в детских рисунках самих себя для взрослой аудитории с разным авторитетом и знакомством, Британский журнал психологии развития, , DOI: 10.1111 / bjdp.12278

Предоставлено Университет Чичестера

Ссылка : Как дети рисуют себя? Смотря кто смотрит (2019, 24 января) получено 29 мая 2021 г. из https: // medicalxpress.ru / news / 2019-01-children.html

Этот документ защищен авторским правом. За исключением честных сделок с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в информационных целях.

Ребенок рисует неподходящие картинки: как действовать

Когда вы обнаруживаете неприемлемые рисунки, есть способы заставить детей остановиться.Во-первых, вам нужно творчески исследовать, вот как.

Иногда наши дети испытывают нас, а иногда они даже не осознают, что то, что они делают, неуместно. Для нас, как матерей, и даже для наших детей, это большой долгий путь обучения, потому что они наверняка пройдут через разные периоды развития, когда они, возможно, не будут выражать свои мысли наиболее подходящим для детей способом. Это нормально, потому что это совершенно нормально.

Часто, когда вы в детстве начинаете экспериментировать с рисованием и рисованием, вы можете обнаружить, что некоторые вещи, которые они придумывают, вас удивляют.На самом деле удивительно, что могут представлять некоторые из их работ, если вы действительно посмотрите на психологию, стоящую за ними. Но если ваш ребенок выработал привычку рисовать неподходящие картинки, есть несколько способов, которыми вы можете вмешаться и заставить их остановиться. В конце концов, это обычно поведенческое поведение, и наша работа как родителей — вмешиваться и дисциплинированно работать с нашими детьми, когда возникают подобные ситуации.

Продолжайте прокручивать, чтобы продолжить чтение Нажмите кнопку ниже, чтобы начать эту статью в режиме быстрого просмотра.

Итак, давайте рассмотрим, как разговаривать с ребенком, который рисует неуместные картинки.

СВЯЗАННЫЙ: Почему вашему ребенку не нужно «раскрашивать по линиям»

Задайте им вопросы об этом

Одна вещь, которую нужно вынести, глядя на работы вашего ребенка, — это то, что довольно часто это изображение его любопытства по отношению к миру.Если вы продолжаете обнаруживать, что ваш малыш постоянно рисует обнаженных людей, это, вероятно, просто показатель того, что они начинают осознавать различные части тела. Подобно тому, как обычно бывает время, когда вы начинаете обнаруживать, что ваш ребенок смотрит на свое тело в душе или, возможно, у него тоже возникают вопросы о теле мамы и папы, такие рисунки очень нормальны.

ABC Learning Center отмечает, что это совершенно нормальная часть развития ребенка, когда «дети время от времени рисуют изображения сексуального характера».Единственный раз, когда у вас может быть повод для беспокойства, если их фотография изображает что-то (кроме частей тела), о чем они не могли бы знать. Если картинки, которые они рисуют, изображают разные части тела или сексуальность, просто спросите их, есть ли у них какие-либо вопросы, которые они хотят вам задать. Если вы начнете диалог, который будет полностью открытым и невиновным для них, чтобы задать эти вопросы, вероятно, неуместные рисунки прекратятся.

Дайте им рекомендации и границы

Кредит: Unsplash

И снова здесь вступает в игру открытое общение.Допустим, вы поговорили со своим ребенком об их несоответствующих рисунках, задали им вопросы по этому поводу и дали им понять, что они могут прийти к вам со всем, что им, возможно, придется спросить о своем теле. Надеюсь, с этим они переросли этап рисования неуместных вещей, которые намного превышают их уровень зрелости.

Однако для некоторых детей одного открытого разговора недостаточно.Согласно HuffPost , именно здесь вам нужно использовать твердый, но добрый язык, чтобы выразить, как рисование этих изображений может вызвать у некоторых людей чувство дискомфорта. Если вы намереваетесь сказать им, что любые вопросы о подобных вещах более чем нормально задавать, но, возможно, давайте выражаем себя с помощью рисунков по-разному, они, вероятно, поймут, что такое поведение неуместно. Иногда необходимо установить границы, даже в искусстве и игре.

Иногда наши дети испытывают нас

Если вы обнаружили, что ваш ребенок рисует неприемлемые картинки, изображающие сексуальность или насилие, и вы просили его остановиться, а они этого не сделали, возможно, они вас проверяют.По какой-то причине бывают случаи, когда наши дети открывают для себя определенные вещи, которые им говорят не делать, и это может заставить их хотеть делать это еще больше.

Согласно Very Well Family , настало время «разъяснить своим детям приемлемые способы самовыражения», и если они не будут придерживаться тех правил, которые были для них изложены, будут последствия.Это может дать вам отпор в виде гнева или разочарования, но они должны понять, что такое поведение также не будет считаться уместным в школьной обстановке. Итак, на самом деле вы просто работаете над тем, чтобы подготовить их к смешанной компании и помогаете им узнать, что считается подходящим поведением, а что нет.

ЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЙ: Правила этикета для детской одежды и снаряжения

Как «сделать все», не обижаясь на перегруженного муженька

Моя дочь рисует себя белой с голубыми глазами — она ​​черная

Когда моя дочь пошла в детский сад, она была уверена и гордилась своей Чернотой.К концу учебного года она рисовала себя белой.

Посмотреть этот пост в Instagram

Сообщение, опубликованное WokeMommyChatter (@wokemommychatter) на

Что я делаю не так? Это первое, о чем я подумал, глядя на рисунок, нарисованный моей пятилетней дочерью. Длинные светлые волосы, голубые глаза и явно бесцветная кожа смотрели на меня со страницы.

«Кто это?» Я сказал.

«Я», — гордо сказала она.

«Почему ты не нарисовал себя коричневым?» — спросил я.

Она озорно улыбнулась, спрятала лицо и сказала: «У меня не было цветов».

Я знаю, что это неправда. В ее классе полно мелков, маркеров и карандашей всех цветов. Я также знаю, что это не первый раз, когда она так рисует в школе. Когда я впервые увидел картину, я подумал, что достаточно поговорить об этом.Я ошибался.

На этот раз рисунок был для меня аккуратно упакован, сложен в буклет для успеваемости «Мой первый год в детском саду», который был заботливо создан на память ее учителем. Вот только в нем не рассказывалась история моей дочери — она ​​Черная, а не бесцветная. История, которую он мне рассказал, была не той, которая была задумана. Я ясно увидел, что репрезентация имеет значение.

Моя дочь окружена белизной. Это не намеренно. Ее учитель, как и многие другие, как и многие школы, старается.В классе книг с коричневыми детьми , у них есть игрушки с телесными цветами всех оттенков, учитель купил украшения, которые украшают залы с изображением улыбающихся мальчиков и девочек всех оттенков коричневого и белого. Но все эти усилия и мысли означают, что репрезентация есть на поверхности, но совсем не там, где она важнее всего: в ядре.

Для моей дочери рост чернокожего ребенка в мире, созданном с колониалистской, европоцентрической точки зрения, означает, что с момента ее пробуждения утром до того момента, когда она ложится спать ночью, все существует в рамках этой перспективы.

Отсутствие репрезентативности проникает в классную комнату даже самых благонамеренных учителей, как невинная коробка с пластырями персикового цвета, аккуратно помещенная в ящики, чтобы все дети могли использовать их в случае необходимости. Это на лицах учителей, администраторов, детских садов и воспитателей, которые каждый день приветствуют мою дочь. Это важные люди. Люди, которые определяют ее годы становления — и они в основном белые. Это горячих обедов, которые мы выбираем из каждый месяц, все приемлемые и вкусные этнические блюда: итальянские, греческие, но не карибские, азиатские или южноазиатские.Она заключается в неокрашенных чертах персонажей на страницах, которые ей дают раскрасить. Ей говорят, что используйте свое воображение, но по умолчанию белый цвет, черты лица и волосы не ее.

Так оно и есть. Вот что происходит, когда вы живете в мире, который создавался не для вас.

Не имеет значения, что в ее классе двое двухрасовых детей или что в ее школе есть дети многих других рас. Это не имеет значения, потому что сообщения, которые она получает непреднамеренно, заключаются в том, что белый цвет правильный, а близость к белому лучше.Поэтому, когда она достает карандаш, чтобы рисовать, она рисует так, как ей хочется, а не так, как она есть.

То, что произошло за те 10 месяцев детского сада, является микрокосмом того, что происходит в обществе. Моя дочь, как и все другие чернокожие дети, вошла в мир, который бомбардирует ее сообщениями, которые ставят приоритет и ценность белизны, и в то же время заявляют, что этот цвет — их цвет — бессмысленен или невидим. Подумайте о том, что должно происходить у нее в головке, чтобы она захотела избавиться от цвета и кудрей.

Ответ, который так часто дают взрослые из лучших побуждений, — это ответ , пропитанный идеей дальтонизма , этот цвет не имеет значения, что дети рисуют себя розовыми, пурпурными или в горошек, и это нормально. Дело в том, что розовых, пурпурных и в горошек людей не существует. И любой ребенок, использующий свое воображение, чтобы нарисовать себя таким образом, не копирует то, что, по его мнению, является более приемлемым способом выглядеть, как они это делают, когда рисуют себя белыми с голубыми глазами.

Это отрицание на самом деле является формой хрупкости белых, термин, введенный Робином ДиАнджело, автором бестселлера Хрупкость белых: Почему белым людям так трудно говорить о расизме . Хрупкость белых — это защитная позиция, которую белые люди выражают, когда дело доходит до обсуждения вопросов расы. Такие высказывания, как «Я не вижу цвета», «Мой муж черный», «Мой черный друг не возражает против этого», «Разговоры о расе вызывают разногласия» — все это формы хрупкости белых.Они часто говорят с намерением лишить легитимности переживания расовых людей.

Дело в том, что рисунок дочери меня не удивил. Нечто подобное мы пережили и с нашим сыном. Но его рассказ о том, как он рисовал себя белым, однажды днем ​​прервал черный учитель на конференции для черных семей. Сделав глиняную форму самого себя из темно-коричневой глины с черным пластилином, скрученным и завитым, чтобы представить его волосы, он выбежал и сказал: «Мне нравится быть собой.После этого опыта его рисунки отразили его изменение в перспективе. Я не знаю, что учитель сказал ему в те часы. Я только знаю, что отдал ей своего ребенка, и несколько часов спустя, в классе с черным учителем и черными учениками, он вернулся ко мне уверенно . Даже сейчас, более двух лет спустя, у него все еще есть острое понимание и сильное чувство собственного достоинства.

Это сила представления. Вот почему каждую субботу мы едем 40 минут в одну сторону до школы, где преобладают черные танцы, где наша дочь может увидеть таких же детей, как она сама.Вот почему мы окружаем наших детей позитивными черными образами , черными куклами и светоотражающими игрушками. Вот почему каждое утро мы укрепляем их еще до того, как они выходят из дома, побуждая их повторять утверждения, призванные укрепить их силу, и вооружая их против мира, который, если мы позволим, сломит их.

«Мне хватит».

«Я люблю себя».

«Я люблю свои волосы».

«Я люблю свою кожу».

Мы все еще работаем с моей дочерью, чтобы помочь ей радоваться и любить ее меланистую кожу.Я стараюсь не особо беспокоиться об этом, потому что знаю, что это обряд посвящения для чернокожих детей. Я тоже думал, что я белый в пять лет, пока моя озадаченная мать не сказала мне иначе. Я знаю, что мы туда доберемся. Я знаю, что моя дочь вырастет уверенной и гордой чернокожей женщиной. Чего я не знаю, так это того, сколько ей придется заплатить, чтобы добраться туда.

Кири Дэниэл — мама двоих детей и автор блога Woke Mommy Chatter. Вы можете подписаться на нее в Twitter и Facebook на @wokemommy и в Instagram @wokemommychatter.Вы также можете послушать ее подкаст в iTunes, Libsyn и SoundCloud.

Эта статья была первоначально опубликована в Интернете в ноябре 2018 года.

Что означают рисунки агрессивных детей?

Дети от природы интересуются искусством. Это веселый, простой способ самовыражения и отличная форма творческой игры. По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии, рисование выявляет личные эмоции ребенка таким образом, что он не может выразить словами.Хотя это не всегда повод для беспокойства, когда ребенок рисует жестокие рисунки, он, возможно, пытается сообщить что-то, что его беспокоит.

Возраст вашего ребенка

Рисунки с насилием могут означать разные вещи в зависимости от возраста вашего ребенка. В то время как подростки могут рисовать рисунки на тему насилия как часть фазы гота или вампира, для маленьких детей гораздо более необычно создавать рисунки с насилием, согласно Энциклопедии здоровья детей. До 9 лет дети обычно рисуют то, что они видят в своем окружении: друзей, семью, домашних животных и предметы вокруг дома — поэтому, если ваш маленький ребенок создает изображения насилия, подумайте, где он может видеть эти изображения насилия.

Интерпретация рисунков вашего ребенка

Что вызывает поведенческие проблемы у детей?

Согласно AACAP, рисунок маленького ребенка, скорее всего, отражает его настроение в данный момент, поэтому обратите внимание на то, что его окружает. Лучший способ понять смысл рисунка вашего ребенка — это сделать открытое заявление, например: «Расскажите мне историю о своем рисунке». Не зацикливайтесь на выборе цвета — хотя взрослые могут воспринимать красные каракули как гнев или насилие, маленькие дети выбирают цвета несколько случайно.

Влияние насилия

Подумайте, сколько насилия регулярно подвергается ваш ребенок. Если он видит насилие по телевизору, в фильмах, в своем районе, в доме друга или в вашем доме, он может создавать жестокие рисунки, чтобы обработать то, чего он не понимает. Энциклопедия здоровья детей утверждает, что рисование изображений плохих вещей, которые они видели, помогает детям дистанцироваться от насилия и наблюдать за ним, как если бы оно происходило с кем-то другим.

Когда обращаться за помощью

Как определить сильные и слабые стороны вашего ребенка

Хотя один жестокий рисунок может быть не о чем беспокоиться, вам может потребоваться посещение терапевта, если ваш ребенок постоянно рисует жестокие образы.