Классный час обязанности подростка в семье: Беседа с учащимися «Обязанности подростка в семье»

Содержание

Классный час на тему:«Права и обязанности в семье»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 115 г.о. Самара

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  внеклассного занятия

 

 «Права и обязанности детей в семье»

 

 

 

Разработчик:

Ломакина В.А.,

 воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

                                               Самара, 2017г.

Цель: дать представление о правах и обязанностях ребенка в семье.

Задачи: формировать положительное отношение к выполнению своих обязанностей; воспитывать правовую грамотность.

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята давайте прослушаем песню из мультфильма «Мама для мамонтенка».

-Скажите, кого ищет мамонтенок? (предполагаемые ответы детей)

-А куда же он вернется? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно же, ребята, он вернется к себе домой, где ему будет тепло, уютно и спокойно. Также и для каждого человека родной дом, семья — самое дорогое, самое ценное, что у нас есть.

Воспитатель: а как вы думаете, что такое семья? (предполагаемые ответы детей)

Попробуйте произнести слово «семья» вот так «семь-я».

-Что это значит? (семь таких, как я; похожих на меня.)

Воспитатель: Действительно, ребята, семья- это группа живущих вместе близких родственников. Они даже похожи чем-то друг на друга: внешностью, характером, интересами.

Воспитатель: ребята послушайте стихотворение.

У нас сегодня праздник довольна вся родня,

у нас родился братик, вернее, у меня.

До чего же он хорош, на кого же он похож?

Папа говорит: «На маму, очень славненький с лица! »

Мама говорит: «На папу, вид смешливый у мальца! »

Обе бабушки друг дружке уступают битый час.

«Внук похож на вас, не спорьте».

«Что вы, душенька, на вас».

Я одна сижу, как мышка, пусть потешится родня,

я то знаю, что братишка уродился весь в меня.

Воспитатель: А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно. 
Воспитатель: А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

Воспитатель: А без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.
«Как хорошо, что есть такое слово.
Как хорошо, что есть такое чувство.
Не будь его, Земля была б холодной и грустной.
Не было б любви, семья не смогла б родиться.
Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.
Не было б любви, несчастными были бы люди.
Если бы …
Если бы на Земле не было любви!»
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А есть ли правила поведения в семье? (Да)
— Вспомним, как они называются? (Права и обязанности).
— Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей).
Воспитатель: Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья.
Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.  
Воспитатель: Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством. 
Воспитатель: у каждого члена семьи есть свои права и обязанности. Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях ребенка в семье. И так, тема нашего занятия «Мои права и обязанности в семье».

II. Основная часть.

Словарная работа:

Право- свод законов, разработанных государством, по которым может жить человек.

Обязанность — правила поведения, которые необходимо выполнять, чтобы не нарушать права других людей.

Воспитатель: Какие же права имеют дети в семье?

(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам)

Каждому ребенку, как только он родился, государство гарантирует:

1. право на жизнь

2. Право жить и воспитываться в семье.

Заботливые мама и папа, дедушки и бабушки, уютный дом — вот что надо для развития любого маленького человечка.

3. Право на имя, отчество, фамилию.

Родители сразу после рождения малыша решают, как его назвать. Они договариваются между собой. Отчество присваивается по имени отца. Фамилия определяется фамилией мамы и папы. Если у родителей разные фамилии, то они тоже договариваются между собой, чью фамилию будет иметь ребенок. Фамилия, имя, отчество ребенка записываются в свидетельство о рождении ребенка. Это первый документ у каждого человека.

4.Право на образование.

5. Право на заботу со стороны взрослых.

Родители должны обеспечить питание ребенку, приобретать ему одежду, обувь, учебные принадлежности. А так же они должны оказывать помощь своим детям в разрешении конфликтов.

6. Право на сохранение семейных связей.

У каждого ребенка есть право общаться с обоими родителями, дедушками, бабушками, братьями, сестрами. Никто не может ему этого запретить. Даже если папа не живет вместе с мамой, ты имеешь право общаться с ним.

7. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

8. Право на защиту от насилия.

Воспитатель: это, ребята, ваши самые главные права в семье. Есть еще и другие, но с ними мы будем знакомиться в другой раз. Посмотрите еще раз на эти плакаты, подумайте и скажите: в  вашей семье соблюдаются ваши права? (дать высказаться всем детям).

Физкультминутка:

Дружно маме помогаем

Пыль повсюду вытираем

А сейчас белье стираем

Полощем, отжимаем, вешаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем

Двери настежь открываем

Крепко-крепко обнимаем.

Воспитатель: конечно же, ребята, родителям нужна ваша помощь. Ведь у них столько много дел. А у кого в вашей семье больше обязанностей? (ответы детей)

Воспитатель: Законом не устанавливается каких-либо обязанностей для детей. Но это не значит, что дети могут все получать от родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Дети должны в меру своих возможностей помогать родителям.

Воспитатель: Давайте расскажете, как вы помогаете своим родителям.

(Каждый ребенок выходит, говорит, какую работу по дому он выполняет). Воспитатель: молодцы, ребята!

(На доску вывешивается плакат с перечнем обязанностей для детей)

Воспитатель: Ребята, давайте сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством. 
 Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я буду читать стихотворение, а вы будете говорить – это разрешается или запрещается, затем назовете право, о котором говорится в данной ситуации. 

1). С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить. Это (разрешается)
Ответ детей – это право ребенка жить и воспитываться в семье.
2). Я умею думать, 
Я умею рассуждать, 
Что полезно мне для жизни,
То и буду выбирать. Это (разрешается)

Ответ детей – право свободно выражать свои взгляды и мнения.
3). Подарить ребенку жизнь
Маме с папой.  Это (разрешается)

Ответ детей – мы считаем, что это право ребенка на жизнь.

4). Вот в углу стоит мальчишка, 
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка 
Строго  (запрещается).
Ответ детей – мы думаем, что это право ребенка на защиту от насилия.

5). Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать, 
Свои таланты развивать. Это (разрешается)

Ответ детей – это право на образование.
Воспитатель:
Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз быстро повторим и запомним.
Воспитатель: Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…).
Воспитатель: Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр). Этих прав, ребята, много.

И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям. 

Воспитатель: давайте прочитаем главные обязанности ребенка в семье:

1. Хорошо учиться

2. Слушаться родителей

3. Помогать по дому

4. Заботиться о других членах семьи

5. Стараться самому обслуживать себя

Воспитатель: сейчас я вам прочитаю сказку «Кукушка»?

 Почему в этой сказке мама обернулась кукушкой?

-Как бы вы поступили на месте этих детей?

-Ребята, а как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Они живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые — за здоровьем следят врачи, воспитатели и учителя дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными. Конечно же, таким детям очень не хватает родительской ласки, но они хотя бы не страдают от отсутствия воспитания, крыши над головой, еды.

III. Итог:

Воспитатель: Ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях ребенка в семье.

— Что такое право?

— Что такое обязанность?

— Хорошо учиться – это ваше право или обязанность?

— О каком праве можно вспомнить, когда вы берете в руки свидетельство о рождении?

Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали. А сейчас я хочу вручить вам вот такие памятки «Мои права и обязанности в семье» и пожелать вам, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, чтобы вы выполняли свои обязанности, и чтобы у каждого из вас была счастливая дружная семья, такая, как в этом стихотворении.

Если дочка не упряма

Если папа не сердит

Если бабушка на маму исподлобья не глядит

Если с самого утра слышишь добрые слова

Значит, папа, мама, я — кто? Дружная семья!

Воспитатель: Молодцы, ребята!
Права, обязанности надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Воспитатель: Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)
— Чему научились? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас, уважаемые ребята, я предлагаю вам, сказать друг другу слова любви. Можно говорить вслух, можно тихонько на ухо. (Говорят).

Воспитатель: Помните, что чем чаще мы будем произносить эти слова друг другу и от всей души, тем крепче и дружнее будут наши семьи.


Тематика классных часов и лекций для родителей правовой направленности

Тематика классных часов и лекций для родителей правовой направленности

Тематика классных часов и лекций для родителей правовой направленности

Тематика классных часов правовой направленности


п/п

Тема

Класс

1

Классный час «Ребенок и закон»
Классный час «Поступок и ответственность»
Классный час «Права ребенка»
Классный час «Как вести себя в общественном месте»

1-4

2

Классный час “Что мы знаем о Конституции”
Классный час “Я – подросток. Я – гражданин”
Классный час «Уголовное право. Преступление. Ответственность».
Классный час «Права детей – забота государства»

5

3

Диспут “Герои нашего времени”
Классный час “Права и обязанности обучающихся”
Классный час «Я – гражданин России»
Классный час «О культуре поведения в школе»

6

4

Викторина “Я и право”
Классный час «Преступление и наказание»
Классный час «Права и обязанности человека».
Классный час «Моя конвенция»

7

5

Диспут “Мораль и закон”
Классный час «Действие и бездействие»
Классный час «Трудовое право и несовершеннолетние».
Правовая игра «Суд над хулиганством»

8

6

Дискуссия “Я и право”
Классный час «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Классный час «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка»
Классный час «Подросток в обществе»

9-11

Тематика лекций для родителей

·

Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс)

·

Воспитание ненасилием в семье. (2 класс)

·

Как научить сына или дочь говорить «нет»? (3 класс)

·

Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс)

·

За что ставят на учет в милицию? (5 класс)

·

Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? (6 класс)

·

Как уберечь подростка от насилия? (7 класс)

·

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс)

·

Как научиться быть ответственным за свои поступки? (9 класс)

·

Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? (10 класс)

·

Закон и ответственность. (11 класс)

Павловский район

Поиск по сайту
Ссылки

 


Статистика

 

  • Совещание по подведению предварительных итогов эксперимента по организации пилотной площадки «Служба семейных консультантов».
  • Районного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью», который проходил в с.Холстовка.
  • О проведении районного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью» в муниципальном образовании Шмалакское сельское поселение.
  • Встреча с беременными женщинами
  • Собрание Послов здоровой и счастливой семьи
  • Стена добрых слов.
  • Заседание.
  • «Моё настроение».
  • КПДН.
  • Совещание по реализации проекта «Доброе сердце».
  • Работа врачей в рамках экспресс – санатория.
  • Мероприятие для семей и детей из семей СОП.
  • Встреча с Главами поселений по работе с ГПВ.
  • Арт — терапевтическое занятие «Образ моего страха».
  • Мероприятие с детьми-инвалидами.
  • Встреча с Писаревой М.И. — председателем ассоциации приёмных семей и опекунов Ульяновской области.
  • «200 дней и ночей стойкости и мужества».
  • Фестиваль «Его величество чай».
  • Круглый стол » Новое в законодательстве».
  • Мероприятия в рамках центра активного долголетия » Импульс».
  • Занятие с дошкольниками.
  • Совместное совещание по работе с семьями СОП и детьми, стоящими на учёте в КПДН.
  • Совещание с надомными работниками по организации и проведению выборной компании 2018 года.
  • Тренинговое занятие.
  • Мероприятия в рамках центра акивного долголетия «Импульс».
  • Акция доброты » Протяни руку помощи» в рамках декады инвалидов в ПНИ г. Новоульяновск.
  • В Карамзинском зале Дома Правительства состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню матери.
  • В региональный приоритетный проект «Патриот 2030» будет внесен комплекс дополнительных мер поддержки для молодых семей
  • Многодетная мама Поряева Ольга награждена Благодарственным письмом Губернатора Ульяновской области на торжественном мероприятии, посвященном Дню матери
  • Приглашение приемных родителей с детьми и кандидатов в приемные родители.
  • Выставка посвященная 100-летию Революции 1917 года.
  • Администрация ОГКУ Новодольский детский дом «Остров детства» приглашает приемных родителей с детьми и кандидатов в приемные родители на проведение Дня открытых дверей «День Аиста».
  • Празднования дня семьи, любви и верности.
  • Тренинг «Ты и интернет: полезно и опасно».
  • 9 мая 2017 года.
  • Конкурс «Семья года».
  • Тренинговое занятие по профилактике жестокого обращения.
  • Агитпоезд Шалкино 2017.
  • Классный час на тему «Права и обязанности подростка».
  • Агитпоезд «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью».
  • Мероприятие в рамках Школы по подготовке к супружеской жизни.
  • Выездное заседание совета по семейной политике.
  • Тренинговое занятие с детьми дошкольной группы «Мы готовы к школе».
  • Тренинг «Профилактика экзаменационной тревожности».
  • Отчёт о проведении районного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью» в с. Илюшкино.
  • Тренинг «Я – особенный».
  • 9 февраля Гурьянова И.В., педагог-психолог отделения ОГКУСО ЦСПП семье и детям «Семья» МО «Павловский район» провела психологический тренинг на сплочение «Ковер мира» с группой продленного дня МБОУ ПСШ №1.
  • Тренинг «Семейные ценности».
  • 18 января 2016 года специалисты Павловского отделения «Семья» провели классный час с учащимися 2 класса МОУ Павловской ООШ № 2.
  • 11.01.2015г. специалисты Павловского отделения «Семья» провели классный час с учащимися 3 класса МОУ Павловской СОШ №1.
  • 27 ноября состоялось очередное занятие клуба с беременными женщинами «В ожидании чуда».
  • 3 декабря 2015 года специалисты Павловского отделения «Семья» провели развлекательную программу для детей 2 класса МОУ Павловской ООШ №2 «Мы вместе». В ходе мероприятия дети отгадывали загадки, играли в игры, танцевали. Охват 24 человека.
  • «Дела семейные».
  • Необычный классный час в рамках месячника вредных привычек.
  • Классный час.
  • 20 ноября специалисты Павловского отделения Центра «Семья» провели классный час с учащимися 4 Б класса МОУ Павловской СОШ № 1 в рамках месячника вредных привычек.
  • План мероприятий областного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью».
Новости
Объявления
Ссылки

 


Погода

Классный час на тему: «Подросток и закон»

20 ноября 2018 г.

20 ноября 2018 года проводится Всероссийский День правовой помощи детям, приуроченный к Всемирному дню ребенка. Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью?

Во всероссийский День правовой помощи детям в рамках реализации  плана Десятилетия детства психолог отделения психолого-педагогической помощи семье ОБУ «ЦСЗН по Данковскому району» с учащимися 9 класса МБОУ СОШ № 6 г. Данкова организовала и провела классный час на тему: «Подросток и закон» с целью приобщения подростков к правовой культуре, повышения эффективности профилактики предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; уточнения знаний учащихся о гражданских правах и обязанностях; ознакомления учащихся с различными видами ответственности; развития правового мировоззрения и нравственных представлений; воспитания чувства ответственности за свои поступки и действия.

В ходе мероприятия учащимся рассказали о нормативных основах защиты прав детства, ознакомили с различными видами ответственности несовершеннолетних. В заключение мероприятия учащимся были розданы буклеты на тему: «Подросток и закон».

 

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости
Синопский бой. 1 декабря 1853 года — День воинской славы России.

01.12.21

Читать далее

26 ноября 1904 года – Памятная дата военной истории России. Отражен общий штурм Порт-Артура.

26.11.21

Читать далее

Оперативно-профилактическое мероприятие «Опасный возраст»

26.11.21

Читать далее

Пред. След.

Классный час «Мои домашние обязанности»

Цели:

  1. Обсудить с ребятами проблему распределения обязанностей в семье, помочь самоопределиться в отношении к домашним обязанностям и степени участия в них
  2. Отрабатывать умение конструктивного ведения диалога (воспитывать уважение к говорящему, тренировать умение слушать собеседника, умение отстаивать свою точку зрения).

Ход классного часа

1. Подготовительная работа.

Заранее провести опрос, на основании которого выявить их отношение к домашним обязанностям (учитель тоже может заявить, что он не сторонник того, что дети должны заниматься хозяйственными делами).

Подготовить материалы для аргументации: правила поведения для учащихся, Конвенцию о Правах Ребенка, режим дня младшего школьника, план учебной нагрузки и нормы выполнения домашних заданий для 4 класса, воспоминания выдающихся людей, детей войны о детстве (их обязанности в семье).

2. Беседа по вопросам учителя:

— Что такое обязанность?

— Хорошо ли, когда люди выполняют то, что обязаны сделать?

— Бывает так, что в вашей семье ссорятся?

— Подумайте, из-за чего чаще всего это происходит?

3. Работа на листах:

Каждый лист бумаги расчерчен на графы-столбцы. Надо каждому столбцу дать имя члена семьи.

На полосках цветной бумаги написать домашние обязанности, например: стирка белья, глажка, вынос мусора и т.д.

Разложить надписи в столбики к тому, кто эти обязанности выполняет.

Ответить на вопрос: «У кого больше всего обязанностей и справедливо ли это?»

4. Проведение дебатов.

Сегодня мы должны выяснить, как каждый из нас относится к утверждению «Каждый ребенок должен иметь домашние обязанности», и, возможно, в ходе нашего обсуждения кто-то изменит свое отношение к этой проблеме.

Повторение правил ведения дебатов:

  • утверждай и доказывай
  • слушай
  • опровергай и доказывай
  • не перебивай
  • говори спокойно

Деление на группы. Сейчас группа «У» (утверждающая) будет доказывать, что каждый ребенок, ученик четвертого класса, должен иметь свои домашние обязанности. Группа «О», наоборот, будет доказывать, что домашние обязанности ученикам, а тем более четвертого класса, иметь не только не обязательно, но даже вредно. Вы должна привести не менее 5 аргументов в пользу своей точки зрения.

Аргументы утверждающей стороны Аргументы опровергающей стороны
1. Настоящая семья – это любовь и забота о близких. 1. Главная и единственная наша обязанность – хорошо учиться в школе.
2. Дети нашего возраста обладают нужными умениями и навыками, чтобы справиться с некоторыми домашними обязанностями. 2. Родители должны заботиться о детях, а не дети о родителях.
3. Взять часть обязанностей на себя – значит, освободить время для общения с родителями, общих интересных занятий. 3. Дети не могут справляться с домашними делами качественно, могут что-нибудь испортить.
4. Умение делать домашнюю работу обязательно пригодится в будущем. 4.Если заниматься домашними делами, то времени на игры не останется.
5.Позволяет уважать себя, считать взрослым, учит ответственности. 5. Домашние обязанности — это очень скучное, однообразное занятие.

Представители групп поочередно высказываются. Группы — оппоненты задают вопросы.

Завершает работу написание эссе.

5. Подведение итогов.

«О какой семье я мечтаю».

Классный час в 10 классе по теме: «О какой семье я мечтаю».

Цель:

формирование у молодых людей понимания ценностей семьи, воспитание нравственных ценностей, помощь в моделировании будущей семьи; обсуждение приоритетов подрастающего поколения в вопросах планирования семьи.

Задачи:

— формирование у учащихся понимания роли семьи в обществе, своей роли в сохранении семейных      традиций предков.

— развитие и укрепление эмоциональной памяти, навыка работы с текстом документов, способности к работе в диалоговом режиме.

— воспитание у учащихся чувства ответственности за членов своей семьи, гордость за свой род, за свою Родину.

Оборудование:

— Конституция РФ;

— Семейный Кодекс РФ;

— выдержки из “ Домостроя”

— высказывания известных людей о семье;

— вопросы анкеты.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя.

Семейный Кодекс РФ определяет семью, как важнейший социальный институт нашего общества. Основой семейных отношений является брак, который регулирует отношение только между супругами. Семья же регулирует отношения между родителями, детьми, родственниками.

Сегодня мы будем говорить о том, какую семью вы мечтаете создать в будущем.

Но прежде, чем мы начнем разговор, ответьте на вопросы предложенной анкеты, которая поможет нам в дальнейшем разговоре. (Смотри приложение).

Тихо играет музыка, учащиеся отвечают на вопросы анкеты.

Учитель:

Из вопросов анкеты вы поняли, что разговор пойдет о ваших планах по созданию собственной семьи, по воспроизведению рода, и воспитанию детей.

Это обязанность семьи законодательно закреплена Конституции РФ. На странице 13 статья 38 говорит об этом. Прочитайте ее.

Семейный Кодекс РФ, утвержденный 1 марта 1996 года, регулирует отношения в семье. Прочитайте статью 1, пункт 1 Семейного Кодекса РФ.

Но прежде, чем мы заговорим о будущем, совершим небольшой экскурс в историю.

Ученик:

Около 400 лет в нашей стране семьи строились и жили по основному житейскому укладу — “Домострой”

На ваших столах лежит очень краткое содержание “Домостроя”. (Смотри приложение).

Познакомьтесь с ним и подумайте: что, по-вашему, из этого документа подходит для современной жизни.

Учащиеся обсуждают прочитанное и отвечают на заданный вопрос.

Ученик:

Да! Этот уклад определенным образом скорректированный может быть использован и в современной жизни. Но после 1917 года в нашей стране меняется отношение к семье. Павка Корчагин все силы отдавал в строительство светлого будущего, для Паши Ангелиной самым близким существом был трактор, на котором она работала по 20 часов в сутки. Но началась Великая Отечественная война и оказалось, что воюют и умирают солдаты все — таки за свою семью, свой дом, а значит за Родину.

После войны нужно было увеличивать рождаемость, а значит укреплять семьи. Способы укрепления были различными:

— многодетным матерям давали звание Мать – Героиня.

— отцам парткомы запрещали бросать семьи;

— при рождении двойни давали квартиры;

— в конце 60х годов дорожает золото – предмет роскоши, но золотые обручальный кольца объявляют предметам первой необходимости и не дорожали.

Но несмотря на все старания, в стране все большее число людей не регистрируют браки, увеличивается число так называемых “гражданских браков”.

В чем их опасность?

Сообщение учащегося:

В последние десятилетия широкое распространение получил нерегистрируемый или гражданский брак. Хотя этот термин возник как характеристика брачного союза, регистрируемого в государственных органах, альтернативный церковному брачному венчанию.

Основополагающий признак гражданского брака:

— совместное проживание;

— введение общего хозяйства

— гораздо реже – наличие общих детей.

Такие браки редко бывают длительными, и, как правило, в него вступают очень молодые люди.

Причиной нерегистрируемого брака может быть желание проверить на практике свой выбор, но чаще в основе лежать негативные причины, как правило, желание уйти от ответственности, отсутствие жилищных и материальных условий. В таких браках более вероятен развод, рождение детей не планируется, а если они рождаются, то, как правило, бывают нежеланными.

Увеличение гражданских браков в обществе указывает на слабость государства, неспособность его поддерживать и укреплять законные брачные союзы, и как следствие – низкая рождаемость в обществе.

Учитель:

Что же делать?

Как сделать так, что бы семья – основа государства стала прочной и благополучной.

Может, все же, частично вернуться к “Домострою”? Но возможно ли это в 21 веке? Давайте мысленно перенесемся в будущее. Какими вы хотите увидеть свои семьи?

Учащиеся говорят о своих мечтах.

Ученик:

Почему у всех в мечтах примерно одинаковые счастливые семьи? Это подтверждает слова Льва Николаевича Толстого, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные несчастливы каждая по — своему.

Я думаю, что человек, способный нести на своих плечах тяготы семейной жизни, способный объединить интересы всех членов семьи – сильный человек. И, если в семье есть такой человек, семья счастливая.

Это способность переносить жизненные невзгоды, поддерживать близких людей в трудные минуты делает счастливые семьи похожими.

Но эту способность нужно в себе воспитывать.

Учитель:

Мы сейчас не будем говорить о том, как воспитывать в себе способность быть счастливым, но я напомню вам нашу последнюю встречу с чаепитием. Девочки угощали ребят приготовленными дома тортами, мальчики накрывали стол, и помогали мыть посуду. Все были возбуждены и веселы. Весь класс был похож на большую, счастливую семью. И нам не хотелось расходиться. Мы были счастливы от того, что нас много и мы вместе.

Заключение:

Учитель:

Из сегодняшнего нашего разговора можно сделать вывод, что молодые люди, в большинстве своем, считают семью неотъемлемой ячейкой общества, без которой обойтись в жизни очень трудно. Молодое поколение не мыслит свою жизнь без семьи, считая ее создание очень ответственным делом. И к этому делу надо быть готовым и морально, и духовно, и социально, и материально. Надо помнить, что мы в ответе за наших близких, и чем больше эта ответственность, тем счастливее человек.

Приложения:

Вопросы анкеты к классному часу на тему: “ О какой семье я мечтаю”.

1.Какой возраст по Вашему мнению, оптимален для создания семьи

— для мужчин

— для женщин

2.Считаете ли Вы, что для создания семьи нужна прочная материальная база?

3. Какой образовательный уровень должен быть у людей, вступающих в брак?

4. Сколько детей, по Вашему мнению должна иметь семья?

5. Кто должен воспитывать детей до школы: неработающая мать или детский сад?

6. Какое участие в воспитании ребенка должен принимать отец?
7. Какова роль, по Вашему мнению, бабушек и дедушек в семье?

8. Нужно ли сохранять семейные традиции и передавать их из поколения в поколение?

9. Хранятся ли в вашем доме старые семейные фотографии?

10. Считаете ли Вы, что семья у человека должна быть одна на всю жизнь?

Выдержки из Домостроя:

Традиционные представления о Домострое у современного человека примерно таковы. Это исторический документ, закрепляющий женское бесправие и поощряющий телесные наказания. В Домострое прописан каждый шаг, который надлежит сделать в течение дня, своеволия недопустимы, свобода личности – куда уж там… Иными словами, Домострой – это плёточная азбука, выдуманная в средние века на пользу непонятно кому.

Но известно, что крепких семей во времена Домостроя было гораздо больше, чем теперь. И родителей уважали сильнее, несмотря на плёточный «беспредел». Слаще были пряники в то время, или все же кнут не так суров, как кажется на первый взгляд?

На эти и другие вопросы отвечает доцент кафедры Всемирной и отечественной истории МГИМО, кандидат исторических наук Татьяна Васильевна ЧЕРНИКОВА.

Сегодня «Домострою» часто ставят в вину чрезмерную консервативность. То же самое, кстати, было и в XIX веке. А началось это со спора славянофилов и западников – тогда про документ впервые после многих лет вспомнили и стали серьезно изучать. По мнению западников, Домострой цементировал всеобщее рабство: и женщин, и детей, и самого главы семьи. Славянофилы считали, что на самом-то деле на Руси все было гораздо мягче и красивее, чем описано в Домострое. Ошибка же в том, что этот документ нельзя воспринимать вне исторического контекста, ведь менталитет средневекового человека был совсем иным, чем в XIX веке, и тем более – чем сейчас. И надо разобраться, в чём виделись тогда содержание и смысл человеческой жизни.

Кто в доме хозяин?

В современном обществе давно замечена одна тенденция: к женщине все чаще применяют эпитет мужественная, и все больше мужчин, про которых принято говорить: с мягким характером. А что сказано в Домострое по поводу взаимоотношений мужчины и женщины в семье?

Прежде всего Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами… О долге каждого человека в семье и в государстве. Про «мужскую тиранию» и «женское бесправие» тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они «равновелики». Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, – государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо – бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь… Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди… Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора* » (Домострой, Глава 23).

(СНОСКА: * Царица Феодора – жена византийского императора Феофила (829-842) и мать Михаила IV (842-867). Была защитницей почитателей икон, благодаря ей в 813 г. было покончено с иконоборчеством в Византии. В угоду ей отцы Вселенского собора не прокляли ее умершего мужа, гонителя икон)

Бояться — значит уважать

В Домострое встречаются режущие слух слова – бояться мужа, со страхом внимать. Однако сцены излияния неправедного мужского гнева здесь ни при чем – в древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, то есть страх Божий иметь, значило и уважение, и признание, и понимание. Недаром и сегодня говорят, правда, совсем с другим акцентом: «Бояться – значит уважать». Бояться мужа – это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу поддержкой и помощью. Конечно, сюда входит и признание старшинства мужа. Но ведь это не тот супруг, что перед телевизором или с газетой в руках забывает о земной суете, а при случае бьет кулаком по столу! Его долг – быть главой семьи, опекать домочадцев, учить их правильной жизни, потому что он в ответе за это перед Богом, и перед государем, и даже перед общественным мнением, «суседями». Старшинство мужа в доме – это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. Это один из принципов мироустройства, залог порядка.

Терпи, казак…

Каковы же полномочия хозяина? Прежде всего – опекать, учить членов семьи и домочадцев, заботиться об их благоденствии. Домочадцы – это домашняя прислуга. О ней Домострой также неоднократно упоминает. Если слуги честно выполняют свои обязанности, следует сажать их за хозяйский стол, одаривать одеждой со своего плеча, всячески защищать. Хорошему слуге хозяин помогает устроиться в жизни: завести свое торговое дело, обустроить двор… Если же слуга нерадив, обкрадывает хозяев, сплетничает о них, увиливает от работы, необходимо его поучать, в том числе и самым популярным тогда средством – поркой. Но после этого обязательно нужно предоставить человеку новый шанс. И только если он снова и снова будет воровать, бездельничать, то следует накормить такого слугу и прогнать со двора.

В 64-й главе Сильвестр постоянно обращается к собственному опыту, призывает сына вспомнить, как было в их доме: сколько сирот брали они к себе в услужение, и всем им потом помогли устроиться. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, а скольких матушка удачно выдала замуж, и всем собрала приданое… Их слуги, послужив добросовестно на хозяйском дворе, вышли в люди.

Совсем не по доктору Споку

На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно «и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию… И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу». (Домострой, Глава 19)

Хотя Домострой и составлен на основании многих сборников, в целом он простроен в рамках православной системы воспитания, для которой во главе угла стоит положительный пример. Сначала дается картинка идеального, а потом объясняется, что и ты, простой смертный, можешь этого достичь, живя по-христиански. У праведных родителей, «рассудительных и разумных», и дети «научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию».

Конечно, строгость в воспитании детей важна. В некоторых случаях и порка неизбежна: Домострой советует «а не то, разобравшись, и поколотить». Однако при внимательном прочтении видно, что в тексте похвале уделяется гораздо больше внимания, чем брани. Кроме того, если сегодня мы воспринимаем телесные наказания как личностное оскорбление, то для средневекового человека это было самым распространенным средством вразумления. Пороли всех, в том числе и бояр, и душевной раны такая наука средневековому человеку не наносила. Домострой же вообще предлагает порку как самое последнее средство, если другие способы научить уже не помогают: «Если же этого не понимает, сурово ее накажи, страхом спасая, но не сердитесь, ты – на жену, а жена – на тебя». При этом Домострой вполне учитывает психологические особенности человека. «Учить» жену и детей следует так, чтобы никто из посторонних этого не видел и чтобы человек не чувствовал себя униженным. Цель наказания – вразумить, но не плюнуть в душу. И если наказуемый уразумел, то сразу после порки нужно обязательно приласкать его и пожалеть: «Наедине поучай, а поучив – успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда». Получается, для своего времени Домострой предлагает очень осторожные, даже деликатные средства.

Обязанности хозяина

— Каждый день и каждый вечер, после молитвы, советоваться с женой о домашнем хозяйстве.

— Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

— Учить ремеслу сыновей: плотницкому, портновскому, кузнечному, сапожному.

— Учить жену и детей, и домочадцев не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым.

— Присматривать за погребами и ледниками, в житницах и сушильнях, в амбарах и конюшнях.

— Огород и сад насаживать, о нем заботиться.

— Заботиться о закупке припасов на год; делать запасы впрок.

— По заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.

Обязанности хозяйки

— Вопрошать мужа о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить.

— Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

— Учить рукоделию дочерей: прясть, шить; учить есть готовить, хлебы печь и калачи.

— Руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню замесить, и хлебы скатать да испечь; знать, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут – меру и счет знать во всем.

— Милость свою обращать на убогого, и плоды трудов подавать нищим.

— Каждый день приглядывать за слугами, а которая служка хорошо всё делает – и за то похвалить да пожаловать, если плохо – наказать или проучить.

— Всегда беречься хмельного.

— Собирать приданое дочерям.

— Служанок, девиц и вдов обучить, замуж выдать, приданым наделив.

О жене – по-древнерусски:

«Аще дарует Бог кому жену добру – дражаиши есть камени многоценнаго. Таковыя от добрыя користи не лишитца: делает мужу своему все благо житие… Жены ради добры блажен есть муж, и число днеи его сугубо – жена добра веселит мужа своего, лета его исполнит миром; жена добра – часть блага, в части боящихся Господа да будет, жена бо мужа своего честнее творяще: первие, Божию заповедь сохранив, благословена будет, а, второе, от человека хвалима есть… О добре жене хвала мужу и честь»..

Используемая литература:

  1. Конституция РФ. СПб. Питер 2011 г.
  2. Семейный Кодекс РФ. М. Эксмо 2011 г.
  3. Е. А Климкович, С.В Дормаш. “Воспитательный процесс” 2007 г.
  4. Тематический сборник №43 “Вместе с родителями” СПб 2004 г.
  5. Выдержки из Домостроя

Неделя правовых знаний «Мы разные, но права у нас одинаковые»

Правовое воспитание  нужно  начинать  как  можно  раньше,  привлекать  детей  и подростков к изучению своих прав, учить защищать свои права, не выходя за рамки правового  поля. Эти  знания нужны ребенку для того,  чтобы  уметь правильно  себя  вести  в  различных  жизненных  ситуациях.

С 12 по 16 февраля в Центре образования №9 прошла Неделя правовых знаний, целью которой была активная пропаганда правовых знаний и повышение правовой культуры. Программа проведения недели была интересной, насыщенной и разнообразной.

В 1-4-х классах был проведён  конкурс рисунков «Я иду на выборы», посвящённый избирательному праву, закреплённому в Конституции РФ праву российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и предстоящим выборам президента России.

   

   

Во всех классах прошли классные часы на правовую тематику: «Я и мои права»,  «Подросток и закон», «Права человека».

Учащиеся начальной школы получили первые представления о правах человека, о Конвенции о правах ребенка как о документе, защищающем их права.  С  интересом ребята  посмотрели мультфильм «Смешарики» о правах ребенка, приняли участие в правовой квест-игре «Мои права и обязанности». Игра включала три станции: «Права и обязанности»,  «Пословицы», «Сказки». Во время проведения игры все дети были активны, с удовольствием и интересом участвовали в ситуативных играх, отвечали на вопросы. Воспитанники узнали о своих главных правах: на жизнь, на имя, на воспитание в семье. Особенно понравился конкурс «Права литературных героев». На примерах сказочных героев с правовой точки зрения объяснялись правила поведения, проводилось обучение правовой грамотности. Также ребята в игровой форме знакомились с законами  нашей страны, разработали и приняли свои законы – правила поведения в школе.

   

   

Учащиеся средней и старшей школы работали над проблемными вопросами: «Нужно ли бороться за свои права?», «Каким образом можно участвовать в жизни государства и оказывать влияние на процессы, происходящие в нашем обществе?» Подростки внимательно слушали, с удовольствием задавали вопросы и обсуждали различные ситуации, повлекшие за собой нарушения прав ребенка. В ходе дискуссии возникали различные точки зрения, так что у каждого желающего была возможность высказаться.

Школьники должны глубоко осознавать свои права и обязанности перед самим собой, родными и близкими,  перед  обществом и государством. Актуальным на сегодняшний день является воспитание уважения к правам человека, стремление к соблюдению закона. В связи с этим для учащихся     7-9-х классов  был проведен круглый стол   «Проступок. Правонарушение. Преступление»  с участием инспектора ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Новомосковску капитана полиции Екатерины Викторовны Шамровой. Специалист провела беседу со школьниками о правах и правонарушениях несовершеннолетних, о том, какое наказание грозит за нарушение закона, озвучила цифры и факты по правонарушениям в нашем городе. Инспектор привела примеры деградации подростка, попавшего в дурную компанию, рассказала о необратимых последствиях приёма алкоголя и наркотиков. Почему так происходит, как не поддаться желанию попробовать всё, как выйти из порочного круга – такие вопросы поднимались в ходе беседы, цель которой – предупредить, а не напугать. Выбор остаётся за каждым из ребят, а рассказать о последствиях этого выбора – наша основная задача.

   

   

Татьяна Ивановна Фильчукова, классный руководитель 7-Б класса, провела классный час на тему «Подросток и закон». В ходе мероприятия она напомнила семиклассникам о том, что такое закон и по каким законам живут граждане России. Это Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Семейный, Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы. Согласно этим документам, россияне, в том числе и школьники, имеют права и обязанности. С большим удовольствием подростки приняли участие в рассмотрении понятий «проступок», «правонарушение» и «преступление», а также в рассмотрении различных ситуаций, связанных с нарушением закона. Школьники сделали вывод, что закон нужно знать и соблюдать, а за каждое нарушение закона необходимо нести ответственность, ведь недаром народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность». Закончился классный час коллективным составлением синквейна:

Закон

Строгий, справедливый

Устанавливает, регулирует, наказывает

Помогает мне быть гражданином

Законопослушным.

Татьяна Николаевна Шкляр, учитель информатики, провела для учащихся 8-9-х классов урок-презентацию  «Информационная безопасность». Педагог  обратила внимание обучающихся на обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет. Татьяна Николаевна  познакомила ребят с  законом РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который устанавливает правила медиа-безопасности детей и  направлен на защиту детей от травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации.

   

   

Игорь Владиславович Водолагин и Юлия Александровна Сонина, учителя истории и обществознания, подготовили и провели для учащихся 5-11-х классов следующие мероприятия: правовую викторину «Знатоки права»; историко-правовую викторину «Законы, которые нас защищают»; правовую интеллектуальную викторину  «Права и обязанности граждан РФ». В поиске ответов на вопросы ребята обращались к закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Конституции Российской Федерации. Учащиеся активно проявляли свои знания в области российского законодательства,  высказывали свои мысли, идеи, иногда философствовали, вступали в дискуссию с педагогами, отстаивая свою точку зрения. Вместе с тем внимание детей еще раз было обращено на взаимосвязь прав и обязанностей и необходимость соблюдения норм действующего законодательства.

Раиса Александровна Солодкова, школьный библиотекарь,  для учащихся 1-11 классов организовала иллюстративно-книжную выставку  «Детям о праве» и  обзор основных законов, защищающих права детей.

16 февраля были  подведены итоги правовой недели. Грамоты за  активное участие получили:

Кирилин Кирилл 1Б

Бурковский Михаил 3А

Шляхтин Тимур 1Б

Моисеева Юлия 1А

Воронцова Вероника 1А

Кочарян Полина 4А

 Корнаков  Егор 4А

Окорокова Марина  6А

Салимова Малейка  6Б

Демина Карина  7А

Чистякова Екатерина  7Б

Михайлов Илья 7Б

Наумова Милена 7Б

Арбузова Софья  8А

Лапшин Юрий  8А

Абросимов Даниил 8А

Узуева Елизавета 10А

Выскребенцева Анна 11А

Козлов Илья   11А

Рубеко Александра 11А

Тренихин Игорь 11А

 Ольга Александровна Фомичёва,

заместитель директора

Помогая подросткам научиться независимости и ответственности — часть 3

Родители могут помочь подросткам научиться самостоятельности и ответственности, вовлекая их в принятие семейных решений и поощряя их участие в школе и общественных группах.

Программа повышения квалификации

Университета штата Мичиган под названием «Развитие сильных подростков» предлагает другие способы помочь подросткам научиться самостоятельности и ответственности. Это третья из серии статей.

Один из способов помочь подросткам научиться ответственности — это ожидать, что они будут вносить свой вклад в семейные решения и выполнение обязанностей.Родители могут спросить их совета относительно решений, начиная от того, что им пообедать, и заканчивая идеями по уходу за пожилым родственником. Предоставление подросткам права голоса и влияния при принятии важных решений дает им возможность из первых рук попрактиковаться в сложных и требовательных процессах мышления, которые часто сопровождают свободу.

Мальчики и девочки должны готовить еду, стирать, менять шины и выполнять множество других обязанностей, неотъемлемых от семейной жизни и взрослой жизни. Эти обязанности учат подростков заботиться о себе, и они дают подросткам практику в качестве членов, вносящих свой вклад в группу.

Подростков следует поощрять брать на себя ответственность в школе, сообществе и религиозных группах. Подросткам необходимо понять, что их решения и действия влияют на других. Такой опыт может научить сочувствию, заботе, сочувствию, игривости, лидерству, уважению к другим, хорошему общению и многим другим атрибутам ответственной гражданственности.

Развитие ответственности можно показать на трех разных уровнях: личном, межличностном и социальном.

Подростки демонстрируют личную ответственность:

  • Уход за своим имуществом.
  • Делают домашнее задание.
  • Соблюдение сроков.

Межличностную ответственность подростков могут показать:

  • Воспитание ребенка.
  • Помогая по дому.
  • Выполнение обещаний.
  • Участие в групповых проектах.

Социальную ответственность в подростковом возрасте может продемонстрировать:

  • Помогаем менее удачливым.
  • Благотворительность.
  • Уход за общественным имуществом.
  • Работа за социальную справедливость.

Развитие ответственности требует времени и практики. От подростков следует требовать проявить ответственность перед тем, как получить новые или расширенные свободы. Родители могут вознаградить последовательное ответственное поведение большей свободой. Ищите в подростке признаки ответственности на всех трех уровнях: личном, межличностном и социальном.

Чтобы узнать больше об этой теме, прочтите «Как подростки научиться независимости и ответственности — часть 4

».

Вы нашли эту статью полезной?