Консультация профилактика жестокости и агрессии в семьях: «Злость, агрессия и жестокость ребенка»

Консультация для родителей «Профилактика жестокости и агрессии в семьях»

Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.п.                               Психологическая сущность жестокости составляют насилие над потребностями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение  к действиям, противоречащим его стремлениям.

Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными, сознательными и неосознанными. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45 – 49% семей. Однако если учитывать подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок сталкивается с проявлением родительского насилия. Основная причина недовольства родителей своими детьми – неудовлетворенность их учебной деятельностью – 59%.                                                                   

Наиболее типичные причины жестокости в семье – это, во – первых,традиции патриархального воспитания. Долгие годы ремень да порка считались лучшими воспитательными средствами не только в семье, но и в школе.                           Во – вторых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально – экономические  изменения, происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным детям. « Разрядка от стрессов» зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на школьниках, которые не понимают —  почему родители на них сердятся.

В – третьих, низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей жестокостью, а не иными средствами.

Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых углубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности, ненужности, искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.

Самый тяжелый труд – воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик  — это вполне адекватная реакция на случившееся.

Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности, таким образом, очень легко!

Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя.

Успокойтесь! Снимите с себя сильное эмоциональное напряжение, а затем спокойно побеседуйте по поводу возникших проблем.

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить с ним контакт, если Вас настораживает изменения в поведении ребенка  или частые жалобы педагога, не торопитесь применять крайние меры.

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как бы хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что Вы – самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

 

 

Консультация «Агрессия, злость и жестокость: причины и методы борьбы»

 

Вы — воспитатель старшей группы. К вам обратилась мама вашего воспитанника Кирилла И. – Наталья с просьбой помочь ей побороть злость, агрессию и жестокость её ребёнка, которая проявляется как дома, так и в детском саду.

План проведения консультации

Тема консультации: «Агрессия, злость и жестокость: причины и методы борьбы.

Цель: повышение педагогической культуры родителей дошкольника в вопросе преодоления злости, агрессии и жестокости ребенка.

Задачи:

  • выявление причин проявления ребенком злости, агрессии и жестокости;
  • разработка практических рекомендаций родителям по борьбе с негативными проявлениями ребенка;
  • подбор игр, игровых упражнений, книг и мультфильмов, которые помогут побороть злость, агрессию и жестокость ребенка.

Вопросы к родителям:

  • Как часто Ваш ребенок проявляет агрессию и жестокость?
  • На кого или на что направлена агрессия и жестокость ребенка (на сверстников, родственников, домашних животных и т.
    д)?
  • Как Вы думаете, каковы причины такого поведения ребенка?
  • Как Вы себя ведете во время проявления агрессии у ребенка?
  • Как Вы оцениваете свои действия в этой ситуации?

Прежде чем дать Вам рекомендации, как побороть агрессию и жестокость Вашего ребенка, давайте разберемся в сути этих состояний ребенка.

Что такое агрессия? Это поведение, которое причиняет вред человеку или группе людей. Агрессия проявляется физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком, для достижения определенной цели. Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью

Специалисты в области детской психологии, такие как Н.М. Платонова, А.А. Корниенко, К. Бютнер и другие справедливо отмечают, что агрессия (злость) — раздраженно-враждебное состояние, для человека — нормальная эмоция, она нужна, чтобы мобилизовать все силы организма для активной самозащиты. В момент сильной злости человек чувствует прилив сил, повышается уверенность в себе, а страх отступает — он готов для атаки. Часто говорят о «спортивной злости», как об источнике энергии во время соревнований.

Агрессия (злость) у детей, как правило, выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву, и представляет собой выражение гнева, а также негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении у детей таких проявлений ошибками в воспитании, они переходят в агрессивность, как черту характера.

Что касается детской жестокости, по мнению психологов, жестокость – это понятие близкое к агрессии, однако оно является более устойчивой личностной структурой.

Как отмечает психолог Т. Котова, выделяют два вида детской агрессии и жестокости, фрагментарная и устойчивая.

Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение не свойственно. Типичный пример: неожиданная агрессия, которая направлена на близких — на братьев-сестер, на бабушек-дедушек. Это проявление ребенка ученый связывает с переломным возрастом ребенка 6-7 лет. Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его

Тема консультации: «Детская агрессия».

Цель: профилактика детской агрессии.

Задачи:

— обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;

— формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения.

  1. Анализ проблемы агрессивности.
  2. Роль семьи в проявлении детской агрессии.
  3. Поощрения, наказания в семье.
  4. Законы преодоления детской агрессии.
  5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме.

Уважаемые родителии!

Тема нашей беседы серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения со взрослыми.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя их как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Для исследования отношения детей к телепрограммам можно задать и анализировать следующие вопросы:

  1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
  2. Что тебе в них нравится?
  3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередачи?
  4. Какие передачи привлекают твоих родителей?
  5. Какие передачи вы смотрите всей семьей?

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям.
    Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью, властью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие общения с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для ребенка и наказание, если оно:

следует немедленно за поступком;

объяснено ребенку;

суровое, но не жестокое;

оценивает действие ребенка, а не его человеческие качества;

Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное — попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

«Выбиваем пыль»

Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

«Детский футбол»

Вместо мяча — подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья — обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель — забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил — нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

«Час тишины и час “можно”»

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«Падающая башня»

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника — штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

 «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

  • Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
  • После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

«Штурм крепости»

Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т. д. — всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча — «крепость» — не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

«Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А та — тыква» и т.д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

«По кочкам»

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие — «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую «кочку».

Примечание: взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

«Жужа»

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

Подходит к концу беседа. Запомните золотые правила воспитания, связанные с темой данной беседы:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Помните: повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Помощь детям и семьям в преодолении и предотвращении жестокого обращения со стороны братьев и сестер

Консультанты играют фундаментальную роль в благополучии детей и подростков, в том числе выступая в качестве защитников против жестокого обращения. Мы обучены оценивать и вмешиваться, если клиенты подвергаются сексуальному, физическому или эмоциональному насилию или пренебрежению. Дети представляют собой особенно уязвимую группу населения, учитывая их размер, статус власти и общее отсутствие знаний о том, как защитить себя от таких угроз.

К сожалению, жестокое обращение с детьми со стороны взрослых продолжается в современном обществе, хотя это и незаконно. Тем не менее жестокое обращение с детьми со стороны взрослых может быть не таким распространенным, как другие формы жестокого обращения с детьми. Например, они могут подвергаться физическому или эмоциональному насилию со стороны других детей или сверстников, что обычно называют травлей.

Менее изученная форма насилия между сверстниками — жестокое обращение с братьями и сестрами. В прошлом жестокое обращение с братьями и сестрами, которое часто ошибочно называли «соперничеством между братьями и сестрами», считалось нормальным обрядом посвящения, с которым сталкивалось большинство детей. Сегодня многие исследователи утверждают, что жестокое обращение с братьями и сестрами может быть более распространенным, чем другие виды семейного насилия.

В 2007 году Марк С. Киселика и Мэнди Моррилл-Ричардс сообщили в Journal of Counseling & Development , что до 80 процентов детей могут подвергаться той или иной форме жестокого обращения со стороны братьев и сестер. В 2010 году Дина Баттон и Роберта Гилт сообщили в журнале о насилии в семье , что от 3 до 6 процентов детей подвергаются жестокому физическому насилию (которое может включать использование оружия) со стороны брата или сестры. Помимо того, что это потенциально наиболее распространенная форма жестокого обращения с детьми, жестокое обращение с братьями и сестрами часто является наименее сообщаемой и наименее изученной формой семейного насилия.

Будучи бывшим школьным психологом и учителем начальных классов, я был очень удивлен, когда впервые узнал о возможном высоком уровне жестокого обращения с детьми со стороны братьев и сестер. Я исследовал тему подросткового насилия на свиданиях для своей диссертации, и в одной из статей упоминалась возможность того, что подростки, вступающие в жестокие отношения на свиданиях, могли в детстве подвергаться насилию со своим братом или сестрой. Я знал, что существует связь между жестоким обращением с детьми и насилием на свиданиях, но я никогда не думал, что насилие между братьями и сестрами также может быть предвестником. Меня очень заинтересовало жестокое обращение с братьями и сестрами, и в конечном итоге я изменил фокус своей диссертации на изучение взглядов и убеждений школьных консультантов в отношении жестокого обращения с братьями и сестрами.

Сначала я задавался вопросом, знали ли уже другие консультанты о жестоком обращении с братьями и сестрами; возможно, это было что-то, что я просто пропустил во время моего обучения жестокому обращению с детьми и безнадзорности. Однако, изучая литературу о жестоком обращении со стороны братьев и сестер, я обнаружил, что в литературе по консультированию была опубликована только одна статья о жестоком обращении со стороны братьев и сестер (статья Киселики и Моррилл-Ричардс). Результаты моей диссертации подтвердили, что школьные консультанты часто не знали о жестоком обращении со стороны братьев и сестер и практически не получали обучения по этому вопросу, а это означает, что это может оставаться без внимания. Мне казалось необходимым, чтобы наша область должна была начать диалог и исследования по теме жестокого обращения с братьями и сестрами, тем более что я продолжал узнавать о негативных психологических последствиях, связанных с этим.

Последствия и осложнения

Анализируя литературу, я обнаружил, что дети, которые страдают от жестокого обращения со стороны братьев и сестер, со временем испытывают множество негативных последствий. Многие из этих вредных побочных эффектов аналогичны тем, с которыми сталкиваются жертвы жестокого обращения с детьми.

Пережившие жестокое обращение с братьями и сестрами сообщают о проблемах с депрессией, наркотиками и алкоголем, рискованном сексуальном поведении, низкой самооценке, расстройствах пищевого поведения, посттравматическом стрессовом расстройстве и повышенном риске продолжения цикла насилия в подростковом возрасте и во взрослой жизни. Консультанты усердно работают над тем, чтобы клиенты не пережили неблагоприятный детский опыт, но мы можем не заниматься проблемой жестокого обращения с братьями и сестрами из-за недостаточной осведомленности об этой проблеме или отсутствия сообщений со стороны клиентов и членов семьи. Это может привести к тому, что клиенты могут пострадать как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Еще больше усложняет эту проблему тот факт, что в настоящее время нет ни федеральных законов, ни законов штатов, защищающих детей и подростков от жестокого обращения со стороны братьев и сестер, за исключением случаев сексуального насилия. Таким образом, даже когда консультанты определяют, что может иметь место жестокое обращение со стороны братьев и сестер, может быть трудно защитить детей от этой формы жестокого обращения.

Консультанты рассказали, что, когда они звонят в службу защиты детей (CPS), чтобы сообщить о жестоком обращении с братьями и сестрами, им обычно говорят позвонить в полицию. Когда они звонят в полицию, им обычно говорят, что это «семейное дело», и консультант должен связаться с родителями. Одна из проблем с этим сценарием заключается в том, что жестокое обращение с братьями и сестрами чаще встречается в семьях, в которых присутствует насилие в семье или жестокое обращение с детьми. Так, работа с родителями или опекунами ребенка не всегда может быть полезной из-за наличия внутрисемейного насилия.

Во всех формах внутрисемейного насилия, включая жестокое обращение с братьями и сестрами, детям приказано держать семейные дела в секрете. Когда происходит насилие в семье, часто звучат угрозы никому не сообщать об этом. Таким образом, даже дети, которые могут признать, что они подвергаются насилию со стороны брата или сестры, могут не обращаться за помощью из-за страха разорвать семейные узы или угрозы возмездия. Кроме того, многие люди воспринимают насилие между братьями и сестрами как норму, оправдывая его соперничеством между братьями и сестрами, не полностью понимая ущерб, который может быть нанесен как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Дети могут обращаться за помощью к своим родителям только для того, чтобы им сказали, что то, что они переживают, — это нормально, или чтобы они «закалились» или «дали отпор».

Консультанты могут принять ряд мер предосторожности, чтобы защитить всех клиентов, когда речь идет о жестоком обращении с братьями и сестрами. Во-первых, консультанты, незнакомые с этим явлением, должны изучить эту тему. Жестокое обращение с братьями и сестрами может происходить в тех же областях, что и жестокое обращение с детьми, включая сексуальное, физическое и эмоциональное. Сексуальное насилие над братом или сестрой часто называют инцестом и может включать прикосновения, ласки, непристойное обнажение, попытку проникновения, половой акт, изнасилование или содомию. Физическое насилие над братом или сестрой может включать шлепки, удары, укусы, пинки или нанесение травм оружием.

Сексуальное и физическое насилие может быть более легкой формой жестокого обращения с братьями и сестрами для обнаружения и сообщения из-за вещественных доказательств и пересечения четкой границы. Однако словесное или эмоциональное оскорбление может происходить одновременно с сексуальным или физическим насилием со стороны братьев и сестер или независимо от них. Это психологическое насилие может включать в себя обзывание, насмешки, угрозы, шантаж или унижение. Жестокое обращение между братьями и сестрами может также включать жестокое обращение с имуществом или домашними животными и агрессию в отношениях.

Подобно определению травли, жестокое обращение с братьями и сестрами рассматривается как односторонние отношения, в которых один ребенок использует свою власть, чтобы контролировать другого и причинять ему вред. Однако при жестоком обращении с братьями и сестрами преступник имеет больший доступ к своей жертве. Эта непосредственная близость может привести к дополнительным слоям эмоционального насилия, таким как повреждение имущества брата или сестры, пытки или убийство домашнего животного.

Как только консультанты получат больше информации о насилии между братьями и сестрами, они смогут начать использовать эти знания в своей работе с клиентами. Элизия Клеменс из Университета Северного Колорадо и я адаптировали пятиступенчатую модель для оценки жестокого обращения с братьями и сестрами и принятия мер. Хизер А. Джонстон и Джон Ф. Марчинак разработали оригинальную модель для использования в сфере ухода за больными, когда возникали подозрения в жестоком обращении с братьями и сестрами. Хотя наша адаптированная модель была специально разработана для использования школьными консультантами, я адаптировал ее здесь, чтобы она была полезна для всех консультантов.

Наша адаптированная модель состоит из консультантов, работающих с клиентами на пяти этапах, чтобы оценить, осмыслить, спланировать, вмешаться и оценить агрессию братьев и сестер. Подробную информацию о каждом из пяти шагов можно найти в статье, которую мы написали для журнала Professional School Counseling в 2014 году. Эта статья включает в себя дерево принятия решений, которое поможет школьным консультантам определить, когда остановиться и сообщить о жестоком обращении с братьями и сестрами, а когда следует продолжить работу с клиентом и семьей на каждом из пяти этапов модели.

Оценка жестокого обращения со стороны братьев и сестер

На первом этапе этой модели консультант должен оценить жестокое обращение со стороны братьев и сестер, если есть красные флажки, подобные тем, которые мы можем наблюдать при жестоком обращении с детьми (например, необъяснимые синяки, ребенок, кажется, боится его брат или сестра и др.). Это можно сделать, задав ряд вопросов: обижает ли клиента его или ее брат или сестра? Какую агрессию испытывает ребенок? Как часто это происходит? Боится ли ребенок остаться наедине со своим братом или сестрой? Сообщал ли ребенок об этом кому-либо в семье? Если да, то что произошло?

Помните, что, хотя может быть легче выявить и задокументировать физическое или сексуальное насилие или жестокое обращение, консультанты также захотят узнать об эмоциональном или словесном оскорблении. Также важно отметить, что термин родной брат может относиться к различным людям, проживающим в доме, включая биологических братьев и сестер, сводных братьев или сестер, сводных братьев и сестер, приемных братьев и сестер и приемных братьев и сестер. В некоторых случаях также может быть то, что описывается как «вымышленный» брат или сестра — ребенок, живущий в доме, который не является родственником, но берет на себя роль брата или сестры.

На этапе оценки консультантам важно определить, будет ли агрессия между братьями и сестрами определяться как насилие или жестокое обращение. Если установлено, что агрессия двусторонняя, может потребоваться вмешательство на нескольких уровнях в семье. Семье может потребоваться некоторое психологическое просвещение о насилии между братьями и сестрами, включая способы более эффективного вмешательства и обеспечения надлежащего надзора за всеми братьями и сестрами.

Если ясно, что есть преступник и жертва жестокого обращения между братьями и сестрами, важно сначала оценить, как лучше всего защитить клиента, ставшего жертвой. Варианты могут включать немедленное сообщение о случае в CPS, обращение в правоохранительные органы или консультации с родителями или опекунами клиента, чтобы определить, готовы ли они работать, чтобы положить конец жестокому обращению с братьями и сестрами. Консультантам придется принимать это решение в каждом конкретном случае. В нашей модели мы подчеркиваем важность работы с родителями или опекунами, если это вообще возможно. Однако, если консультант считает, что родители или опекуны не желают или не могут защитить своего ребенка или могут также быть причастны к внутрисемейному насилию, то лучшим решением будет сообщить об этом в CPS или правоохранительные органы.

Осмысление с клиентами

Предполагая, что родители хотят и могут работать с консультантом, чтобы защитить своего ребенка, консультант переходит ко второму этапу, который включает в себя помощь клиенту и семье в осмыслении того, какой тип жестокого обращения с братьями и сестрами происходит. В это время важно предоставить семье некоторую психологическую информацию об агрессии братьев и сестер. Помочь клиенту и семье понять разницу между жестоким обращением между братьями и сестрами и соперничеством между братьями и сестрами является ключевым элементом этой концептуализации.

Консультант также захочет провести различие между легкой и тяжелой агрессией братьев и сестер. В книге Агрессия между братьями и сестрами: оценка и лечение Джонатан Каспи объясняет агрессию между братьями и сестрами на континууме от конфликта между братьями и сестрами до жестокого обращения с ними. Конфликт или соперничество между братьями и сестрами (например, борьба за то, кто выберет фильм, который вы смотрите, или у кого лучший табель успеваемости) будет считаться легкой агрессией между братьями и сестрами, тогда как серьезная агрессия между братьями и сестрами будет включать насилие и жестокое обращение. Примеры включают вышеупомянутые формы, такие как сексуальное, эмоциональное и физическое насилие. Консультанты также могут помочь родителям осмыслить, когда и где происходит жестокое обращение, и обсудить, как было бы полезно обеспечить лучший контроль и вмешательство.

Другим ключевым компонентом этапа концептуализации является помощь семье в сборе дополнительной информации о целях и неправомерном поведении брата или сестры, совершившего преступление. Важно создать службы охраны психического здоровья как для жертв, так и для лиц, виновных в жестоком обращении с братьями и сестрами. Брат или сестра, совершившая преступление, также могла подвергаться жестокому обращению или пренебрежению каким-либо видом, или у ребенка могут быть некоторые основные проблемы с психическим здоровьем, которые необходимо решить.

Кроме того, другие братья и сестры в семье могли быть свидетелями жестокого обращения, но не испытать его на себе. Важно работать с родителями или опекунами, чтобы гарантировать, что эти братья и сестры, которые не были затронуты, также получали консультационные услуги, если это необходимо. Консультант может помочь клиенту и семье осмыслить каждую из своих ролей в содействии улучшению и более здоровому взаимодействию между братьями и сестрами.

План обеспечения безопасности

Первоначально родители или опекуны могут не знать, что в их доме происходит жестокое обращение с братьями и сестрами. Один из их детей мог жаловаться на поведение брата или сестры, но родители или опекуны могли не осознавать серьезность ситуации или не осознавать, что это выходит за рамки обычного соперничества между братьями и сестрами. На этапе концептуализации консультант работает с клиентом и семьей, чтобы повысить это осознание. Обладая этими знаниями, семья может приступить к разработке плана безопасности.

Важно, чтобы консультанты работали со своими детьми-клиентами над составлением планов, обеспечивающих их безопасность и надлежащий домашний присмотр. Как консультанты, мы можем работать с несколькими членами семьи на протяжении всего этого процесса. Наша работа может включать в себя консультирование брата или сестры-жертвы, брата-сестры-насильника и братьев и сестер, не являющихся объектами преследования, а также консультации с родителями или опекунами.

Также очень важно, чтобы все члены семьи внесли свой вклад в план обеспечения безопасности, а консультант должен убедиться, что они понимают свою роль в плане. Если будет установлено, что жестокое обращение с братьями и сестрами происходит в определенное время дня или в определенном месте, консультант захочет отразить это в плане. Например, если насильник живет в одной комнате с жертвой, консультант должен обсудить с семьей, как это может привести к обострению проблемы и созданию небезопасной и неконтролируемой среды. Часть плана безопасности может включать в себя выделение места в доме, куда брату или сестре не разрешается ходить, таким образом гарантируя, что у жертвы всегда будет «безопасная зона». Кроме того, если оружие, такое как ремни, ножи или другие предметы, использовалось для жестокого обращения с братьями и сестрами, удаление или ограничение доступа к этим предметам является еще одним элементом плана безопасности.

Выберите меры вмешательства

Как только семья сможет осмыслить имевшее место жестокое обращение со стороны братьев и сестер и разработает план безопасности, консультант может работать с семьей над осуществлением дополнительных вмешательств. Иногда простое повышение уровня осведомленности о жестоком обращении со стороны братьев и сестер и установление границ безопасности в доме может положить конец жестокому обращению, делая эти дополнительные вмешательства ненужными. Однако это, скорее всего, будет иметь место, если не присутствуют другие формы семейного насилия и если имевшее место жестокое обращение со стороны братьев и сестер носило более мягкий характер.

В случаях, когда может иметь место внутрисемейное насилие или жестокое обращение со стороны братьев и сестер является более серьезным, консультанту важно обратить внимание на долгосрочные последствия жестокого обращения со стороны братьев и сестер для ребенка-жертвы, брата или сестры-насильника, братьев и сестер, не являющихся жертвами, и семьи. Консультанты могут рассмотреть меры, которые могут помочь маленьким детям или подросткам разорвать порочный круг жестокого обращения. В настоящее время нет научно обоснованных программ по жестокому обращению с братьями и сестрами. Тем не менее, один из способов, которым консультанты могут помочь этим клиентам, — изучить программы, основанные на фактических данных, которые доказали свою эффективность в работе с детьми и жестоким обращением, включая когнитивно-поведенческую терапию, ориентированную на травму, групповую когнитивно-поведенческую терапию на основе игр и игровую терапию.

Кроме того, консультанты могут порекомендовать некоторые программы для родителей, направленные на предотвращение жестокого обращения с детьми и безнадзорности, такие как программа обучения родителей Incredible Years, SafeCare и Project 12-Ways.

Оценка того, работает ли план

Ключевым компонентом процесса оценки является консультирование консультантов и сотрудничество с другими специалистами. Как упоминалось ранее, план из пяти шагов, обсуждаемый в этой статье, изначально был разработан для школьных консультантов. Один из советов, который мы даем школьным консультантам, заключается в том, чтобы работать в составе междисциплинарной команды в школьной среде, чтобы помогать жертвам и преступникам, братьям и сестрам. Это может включать работу со школьной администрацией, учителями, медсестрами, социальными работниками или психологами. Кроме того, школьные консультанты могут запросить у родителей или опекунов разрешение на консультации со сторонними консультантами, которые могут оказывать услуги своим учащимся за пределами школы.

Не менее важно, чтобы клинические консультанты по психическому здоровью консультировались со школьными консультантами по поводу жестокого обращения с братьями и сестрами, происходящего в семьях. Установление и поддержание постоянного диалога между специалистами в области психического здоровья имеет важное значение для оценки того, работает ли семейный план обеспечения безопасности и чувствует ли клиент себя в безопасности и получает поддержку.

Кроме того, консультанты должны постоянно оценивать вместе с клиентом и его родителями или опекунами, работает ли план обеспечения безопасности и прекратилось ли жестокое обращение с братьями и сестрами в доме. Консультанты должны осознавать, что для полного прекращения агрессии между братьями и сестрами может потребоваться некоторое время. Однако во время этого перехода мы хотим убедиться, что жертва брата или сестры чувствует себя в безопасности и что родители или опекуны обеспечивают надлежащую поддержку и надзор. На любом этапе этих пяти этапов консультанты могут сообщить о жестоком обращении со стороны братьев и сестер в CPS или правоохранительные органы. Хотя федеральных законов и законов штатов, защищающих детей от жестокого обращения со стороны братьев и сестер, не существует, но родители и опекуны могут сообщить в CPS о родительской небрежности, если они не обеспечивают надлежащий присмотр за своими детьми.

Резюме

Жестокое обращение с братьями и сестрами происходит чаще, чем сообщается, и может нанести серьезный психологический ущерб. Консультанты могут сыграть важную роль, помогая своим клиентам признать и положить конец жестокому обращению со стороны братьев и сестер. Использование пятиступенчатого плана, обсуждаемого здесь, является одним из способов для консультантов оценить и вмешаться от имени клиентов детей и подростков, которые подвергаются насилию со стороны братьев и сестер.

Кроме того, у консультантов есть возможность повышать осведомленность о жестоком обращении со стороны братьев и сестер в своих сообществах и школах. Мы можем информировать окружающих о жестоком обращении с братьями и сестрами, сотрудничать с другими специалистами в области психического здоровья и социальных служб, чтобы лучше определить, что представляет собой жестокое обращение с братьями и сестрами, и отстаивать законы штата и федеральные законы, защищающие детей от жестокого обращения с братьями и сестрами.

Существует несколько отличных ресурсов для консультантов и родителей, которые хотят больше узнать о способах борьбы с жестоким обращением между братьями и сестрами и вмешательства в их дела. Я перечислил некоторые из них здесь.

  • Травма жестокого обращения с братьями и сестрами: оценка и стратегии вмешательства для детей, семей и взрослых Джон В. Каффаро и Эллисон Конн-Каффаро (1998)
  • Агрессия между братьями и сестрами: оценка и лечение Джонатан Каспи (2012)
  • Насилие над братьями и сестрами: скрытая физическая, эмоциональная и сексуальная травма Вернона Р. Вихе (1997)
  • Что нужно знать родителям о насилии между братьями и сестрами: разорвать порочный круг насилия , Вернон Р. Вихе (2002)

 

****

 

Статьи для обмена знаниями разработаны на основе сессий, представленных на конференциях Американской ассоциации консультирования.

Дайан М. Стьюти — доцент кафедры психологии консультирования и консультирования в Школе прикладной психологии здравоохранения и педагогики Педагогического колледжа Университета штата Оклахома. Она является зарегистрированным руководителем игрового терапевта, лицензированным профессиональным консультантом, лицензированным школьным консультантом и национальным сертифицированным консультантом. Свяжитесь с ней по номеру [email protected]

Письма к редактору: [email protected]

****

не предполагается, что они представляют мнение редакторов или политику Американской ассоциации консультирования.

Предотвращение домашнего насилия и вмешательство

Помощь детям поддерживает семьи, пострадавшие от домашнего насилия и общих последствий травм, чтобы помочь восстановить крепкие и здоровые семьи и обеспечить долгосрочную безопасность для каждого члена семьи.

Программа «Семейное благополучие» — это нежилая программа, которая предоставляет бесплатные комплексные услуги с учетом травм родителям и детям, пострадавшим от домашнего насилия или жестокого обращения в отношениях. Наша цель — помочь отдельным лицам и семьям, подвергшимся физическому, эмоциональному или другим формам насилия, добиться долгосрочной безопасности и исцелиться от последствий травмы. Кроме того, мы хотим положить конец передаче травм и жестокого обращения из поколения в поколение. Эти цели одинаковы независимо от того, решили ли члены семьи разойтись или остаться вместе. Хотя мы уделяем особое внимание поддержке семей, участвующих в системе защиты детей, мы приветствуем всех родителей, заинтересованных в развитии более здоровых отношений и прекращении передачи травм и жестокого обращения из поколения в поколение.

Все, что нужно семье для исцеления

Программа Family Wellness предоставляет ряд услуг и поддержку членам семьи, пострадавшим от домашнего насилия, чтобы помочь семьям создать безопасный, стабильный и заботливый дом.

Услуги для членов семьи включают: 

  • оценку для выявления потребностей и определения их приоритетности;
  • краткосрочное кризисное вмешательство и поддерживающее консультирование;
  • индивидуальная и семейная терапия с учетом травм;
  • групповое обучение/консультирование с учетом травм и доказательств;
  • услуги лечебных посещений;
  • образование по расширению экономических возможностей;
  • делопроизводство;
  • доступ к нашим службам помощи жертвам;
  • защита в рамках правовой системы, системы защиты детей, жилья и социальных пособий; и 
  • направление в другие соответствующие службы.

К обслуживаемым членам семьи относятся лица, пережившие насилие со стороны интимного партнера, жестокие партнеры, дети и подростки, подвергшиеся насилию в своих домах, а также подростки, подвергшиеся насилию во время свиданий. Услуги доступны на английском и испанском языках.

Услуги по защите интересов и управлению делами помогают семьям, находящимся в кризисе, удовлетворять насущные потребности, такие как планирование безопасности, жилье, еда и одежда. Наши сотрудники обучены помогать клиентам в получении судебных приказов о защите и подаче исков в Управление помощи жертвам преступлений штата Нью-Йорк.

Безопасный путь вперед — это профилактическая программа, работающая с семьями, пострадавшими от насилия со стороны интимного партнера (IPV). Эта совместная модель профилактического и клинического обслуживания предлагает комплексные услуги с учетом травм для всей семьи, включая пережившего травму, лицо, причинившее вред (PCH), и детей, подвергшихся воздействию ИПВ. Наши услуги включают посещение на дому, кризисное вмешательство, защиту интересов, индивидуальную терапию с учетом травмы, групповое консультирование/психообразование и направления в другие соответствующие службы.