Методика рисунок семьи интерпретация: Методика «Рисунок семьи» — описание, интерпретация результатов

Проективная методика рисунок семьи анализ

Методика «Рисунок семьи»

Испытуемый: девочка, 14 лет. Живет в семье с матерью, отчимом и двумя сестрами. Имеет теплые отношения с матерью и сестрами, хотя иногда и жалуется на их чрезмерную занятость; с отчимом также отношения неконфликтные, однако он «строгий» и часто поучает испытуемую. В рисунке отчитывается, что вспомнила летнюю поездку на реку и изобразила её.

1. Последовательность рисования членов семьи: отчим – мать – младшая сестра – старшая сестра – испытуемая – фон

2. Стирание: в области ног испытуемой (не хватило места), рук отчима (неправильно выбран вектор рисования), лица младшей сестры.

3. Испытуемая дольше всего рисует мать с младшей сестрой, пытаясь их уместить вместе; забывает об инструкции и сначала хочет просто нарисовать мать с сестрой стоящих рядом без дела, но затем исправляется и с вопросом «а смотреть за младшей сестрой это дело?» изображает их вместе. Комментарии по ходу рисования шуточные о том, «какие уродцы получаются».

Состав семьи адекватен реальному составу. Слева направо: отчим (рисует), испытуемая (танцует), старшая сестра (читает книгу), мать (присматривает за младшей сестрой) и младшая сестра (разглядывает жука). Отчим находится в отдалении от женского состава семьи, что может косвенно свидетельствовать о некой его эмоциональной отстраненности. В целом, все члены семьи занимаются своим делом и не связаны, что косвенно говорит о наличии эмоциональной разобщенности в семье – кроме матери, которая буквально «срослась» с ребенком. По порядку рисования отчим и мать были нарисованы первыми по разные стороны листа, возможно, в этом выражается восприятие испытуемой отношений между родителями как напряженных, натянутых; можно проследить чрезмерное вовлечение матери в заботу о ребенке с одновременной оторванностью от отчима; и занятие отчимом не детьми, а своим делом (испытуемой детально проработан созданный им рисунок природы, но не семьи). Со своей стороны, дети также развлекают сами себя, проживая в собственном мире.

На всех членах семьи присутствуют основные детали тела; одежда нарисована с одинаковой степенью проработки, особенно выделяются ступни и обувь. Все изображены улыбающимися (в лице младшей сестры тоже есть улыбка, однако она скрыта помаркой), однако это может быть стереотипным штампованным способом изображения, так как выражение лица у старших членов семьи одинаковое.

Отчим: испытуемой тщательно прорисованы пальцы и открытая обувь (несмотря на то, что остальные члены семьи носят закрытую), что связывается с агрессивностью и враждебностью; изображение фигуры в отдалении от семьи, также с барьером в виде мольберта также указывает на возможное переживание враждебности к нему и стремлении отгородиться. Слабая прорисованность волос (на контрасте с женскими фигурами), пальцев руки, наличие стираний в районе рук могут говорить о напряженных отношениях между ним и испытуемой, возможном переживании угрозы по отношению как к ней, так и к остальным членам семьи (особенно матерью).

Он также находится дальше всех остальных по линии горизонта, как бы «отставлен» в сторону.

Испытуемая: тело нарисовано штриховкой (по предыдущей методике данный факт связывался с формированием образа тела). Также нарисованы непропорционально большие руки (что можно связать с тенденцией к экспрессии, направленностью на внешний мир, утверждению своей) и маленькие ноги (стирание в данном месте связано с нехваткой места, что можно связать со слабостью планирования и анализа пространства). Стопы изображены пальцами к наблюдателю, хилые ноги, маленькие неустойчивые ступни могут говорить об испытываемом чувстве незащищенности, неуверенности; которое компенсируется чрезмерными руками.

Старшая сестра: изображена в сидящей позе, которая указывает на определенную степень ее пассивности, прикованности к одному месту в глазах испытуемой, также она изображена ушедшей в мир книги, однако находится к испытуемой ближе всех остальных членов семьи. Можно предположить, что фигура сестры для испытуемой может быть важной, однако оторванность в плане уделяемого времени и внимания разобщает их.

Мать: презентация члена семьи без ладоней может говорить об ограничении активности, пассивности; схематичные руки без продолжения переходят «в голову» младшей сестры; выражение лица со «стеклянными глазами». Образ матери оторван от отчима (хотя и нарисован следующим), что может говорить о представлении отношений между родителями как отчужденных, далеких.

Младшая сестра: образ сестры «слит» с матерью, наслаивается на него; возможно, испытуемая видит в ней как конкурента за материнское внимание, так и в целом главный объект ее мыслей. Изначально младшая сестра должна была не разглядывать жука, а просто стоять с матерью. Однако только у младшей сестры выражение лица отличается (высунут язык и отведены глаза в любопытстве), что может говорить о проработке и особом внимании к ней со стороны испытуемой.

Расположение членов семьи: разрозненное, что может указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Изображение семьи на большом участке пространства (связанное с воспоминанием о летнем отдыхе) с символикой солнца, дерева, выражает символику желаемого спокойствия, легкости, возможно, объединения членов семьи. Наблюдается изолированность от отца семейства, нереализованное желание близкого эмоционального контакта с членами семьи.

Методика «Рисунок семьи» — aрт-терапия, или путь к себе

Арт-терапия, или терапия искусством‎ > ‎

Методика «Рисунок семьи»

Данное название объединяет целую группу проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Как правило, применяются при обследовании детей.

О развернутой системе анализа и интерпретации «Рисунка семьи» можно говорить, начиная с работы Вульфа, который придавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение, разработал ряд методик для оценки внутрисемейных отношений. Одна из них – рисунок по заданию «Нарисуй свою семью». По рисунку Вульф анализирует:

а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи;

б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

Вульф четко не формулирует, какой психологический смысл имеют те или иные особенности рисования, но в разборе отдельных рисунков можно найти конкретные их интерпретации. По мнению Вульфа, последовательность в рисовании может указывать на значимость роли рисуемых людей в семье – ребенок рисует от более значимого к менее. Вульф проводит аналогию между пространственным расположением членов семьи в рисунке и их расположением в игровой ситуации. Следует обращать внимание на такое расположение, которое повторяется в других рисунках и, следовательно, отражает значимые для ребенка реалии. Автор отмечает, что пропуск членов семьи – редкий случай и что за этим всегда стоит определенный мотив.

Часто это выражает стремление эмоционально уменьшить неприемлемого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фигур, автор особо выделяет их размеры. Если реальное положение вещей не соответствует соотношению размеров на рисунке, то это указывает, что размеры детерминированы психическими факторами, а не реальностью. Рисование других членов семьи большими Вульф связывает с восприятием ребенком их доминантности, рисование большим себя – с чувством значимости в семье. Информативными могут быть и различия в рисовании отдельных частей тела. Интерпретируя их, Вульф опирается на предположение, что различия в изображении порождаются особыми переживаниями, связанными с функциями этих частей тела. Он подчеркивает, что при интерпретации различий в нарисованных фигурах надо главным образом опираться на то, как сам исследуемый их осмысливает. Если это невозможно – интерпретация становится чисто субъективной;

Итак, Вульф первым выделил те характеристики рисунка, которые позже неизменно будут объектом интерпретации у других авторов.


Определение семейного рисунка | Law Insider

  • имеет значение, установленное для этого термина в Разделе 3.6(i).

  • означает чертеж или чертежи, указанные в Спецификациях или прилагаемые к ним;

  • имеет значение, указанное в Разделе 2.12(b) настоящего документа.

  • имеет значение, присвоенное этому термину в Разделе 3.6(c).

  • имеет значение, присвоенное этому термину в Разделе 3.6(a).

  • «Резервные позиции в Фонде» и «Иностранная валюта» имеют в отношении типов включенных активов значения, данные им в публикации МВФ, озаглавленной «Международная финансовая статистика», или такие другие значения, которые должны быть официально приняты МВФ время от времени.

  • означает страхование жизни должника в связи с

  • означает юридическое лицо, присудившее Чемпионат и заключившее настоящее Соглашение, оформившее Приложенную Заявку.

  • означает любые и все чертежи, диаграммы, планы, пояснения, иллюстрации, чертежи изготовителя или другие письменные или графические материалы, иллюстрирующие любую часть строительных работ.

  • означает платеж, произведенный банком-эмитентом в соответствии с аккредитивом.

  • означает постоянный объект в этом штате, оборудованный для производства кинофильмов, телешоу или производства цифровых медиа, который отвечает всем следующим требованиям:

  • означает коммерческое здание

  • означает ту часть Совокупной суммы возобновляемых обязательств, которая может быть использована Заемщиком для выпуска Аккредитивов на общую номинальную сумму, не превышающую 15 000 000 долларов США.

  • означает платеж или выплату, осуществляемую банком-эмитентом в соответствии с аккредитивом.

  • означает любой аккредитив или аналогичный инструмент, выпущенный с целью обеспечения основного механизма оплаты в связи с приобретением любых материалов, товаров или услуг Компанией или любой из ее Дочерних компаний в ходе обычной деятельности Компании или такое дочернее предприятие.

  • означает в любое время сумму, равную наименьшему из (a) совокупной суммы Обязательств по аккредитивам банков-эмитентов на данный момент, (b) 200 000 000 долларов США и (c) совокупной суммы Револьверных Кредитные обязательства, поскольку такая сумма может быть уменьшена в такой момент или ранее в соответствии с Разделом 2.05.

  • имеет значение, указанное в Разделе 3.5(d).

  • означает на любую дату определения совокупную сумму, доступную для получения по всем непогашенным аккредитивам на такую ​​дату (если сумма какого-либо аккредитива автоматически увеличится в будущем, такая совокупная сумма, доступная для в настоящее время вступает в силу любое такое увеличение в будущем) плюс совокупные Обязательства по возмещению и Займы по аккредитиву на такую ​​дату.

  • означает аккредитив, деноминированный в долларах.

  • означает пятый Внутренний рабочий день до Даты расторжения.

  • означает все непогашенные обязательства, взятые на себя Агентом и Кредиторами по требованию Заемщика, прямые или косвенные, условные или иные, подлежащие или не подлежащие оплате, в связи с выпуском аккредитивов Агентом или другим эмитентом аккредитива или покупка участия, как указано в Приложении B в отношении любого Аккредитива. Сумма таких Обязательств по Аккредитиву должна равняться максимальной сумме, которая может быть уплачена Агентом или Кредиторами по ним или в соответствии с ними.

  • означает 5 000 000 долларов США.

  • означает письменный запрос на аккредитив в основном в форме Приложения H, подписанный Ответственным должностным лицом Заемщика и должным образом заполненный для предоставления всей информации, необходимой для включения в него.

  • означает в отношении любого банка-эмитента в любое время сумму, указанную напротив наименования такого банка-эмитента в Приложении I к настоящему документу под заголовком «Обязательство по аккредитиву» или, если такой банк-эмитент заключил одно или несколько Переуступка и акцепт, указанные для такого банка-эмитента в Реестре, который ведет Административный агент в соответствии с Разделом 9.07(d) в качестве такого «Обязательства по аккредитиву» Банка-эмитента, поскольку такая сумма может быть уменьшена в такое время или ранее в соответствии с Разделом 2. 05.

  • означает однолитровую пробу водопроводной воды, собранную в соответствии с 12VAC5-590-375 B 2, которая простояла в водопроводных трубах не менее шести часов и была собрана без промывки крана.

  • или «как построено» означает набор воспроизводимых чертежей, которые показывают значительные изменения в работе, выполненной во время строительства, и которые обычно основаны на чертежах, размеченных на месте, и других данных, предоставленных подрядчиком.

Процедура рисования и рассказа – доктор Вальтер Тринка

⦁ ПРОЦЕДУРА РИСОВАНИЯ (D-E)

⦁  Природа
Процедура рисования и рассказа (D-E) была представлена ​​Уолтером Тринка в 1972 году в качестве инструмента клинического исследования личности. Это не психологический тест, а вспомогательный инструмент для расширения знаний о психологической динамике. Эта техника состоит из объединения моторно-выразительных навыков (включая свободное рисование) и неперцептивно-динамических навыков (тематических вербальных выражений). Он также включает в себя прямые ассоциации, такие как «запрос». Из слияния этих элементов возникает инструмент с уникальными характеристиками. Это процесс исследования, который предлагает более широкий объем качественной информации, отличной от тех, которые называются объективными тестами.

Предполагалось, что это способ игрового общения, который опирается на способность испытуемого выражать себя на основе свободных ассоциаций, а также достигать целей общения, учитывая, что даются безопасные и благоприятные эмоциональные условия. Обследуемый должен быть свободным и спонтанным, чтобы самостоятельно определить, что важно сообщить. Это условие является основным ориентиром методики, настроенной на наименьшее количество помех.

Техника нанесения достаточно проста. Он основан на приглашении испытуемого углубиться в свою психологическую жизнь, особенно через рисунки и словесные ассоциации. Задается серия из пяти бесплатных рисунков (хроматических или ахроматических), последовательно, каждый из которых является стимулом к ​​истории, которая должна быть рассказана сразу после каждого рисунка, свободно связанного с рисунком. После завершения каждого материала-рисунка следует этап «запроса», когда испытуемый дает дополнительную информацию об истории-рисунке, за которой следует история заголовка. Техника подходит для любого пола, культурных знаний или социально-экономического статуса и требует только развитой вербализации и навыков свободного рисования (см. TRINCA, 19).95, 2013, 2015 и 2019.)

Сбор рисунков, связанных историй, результатов «запросов» и заголовков, несмотря на то, что они могут рассматриваться как отдельные элементы, составляют единую структуру процесса коммуникации. Идея состоит в том, чтобы натолкнуться на сообщения, которые неделимы, создавая ощущение целостности. Все элементы связаны между собой, образуя единое и неразрывное целое. Свободные рисунки используются не только как стимул для следующей связанной истории, но также представляют собой части единой и прочной коммуникации, которая использует пять единиц производства в качестве средства для достижения своей цели.

Было описано множество преимуществ применения Процедуры рисования и рассказа (D-E): простота применения, широкая клиническая и неклиническая применимость, адаптируемость к бессознательной коммуникации, возможность нахождения и оценки соответствующих психологических содержание, краткость фокуса и акцент на важном клиническом материале и возможность помощи менее привилегированному населению, для которого традиционные методы нереальны.

Процедура рисования и рассказа должна использоваться профессионалами с соответствующей квалификацией. Традиционно он касается индивидуальной психологической диагностической ситуации, а также отношений между испытуемым и испытуемым. Его следует применять уже при первых встречах, так как именно в этот период обследуемый чувствует себя особенно мотивированным к тому, чтобы сообщать о проблемах и искать помощи. Техника очень проста и основана на приглашении испытуемого углубиться в свою психологическую жизнь.

⦁ Цель
Процедура рисования и рассказа направлена ​​на исследование динамики личности, особенно в отношении содержания субъективного опыта. Предпочтительно использовать Д-Э для выявления конфликтных точек, а также скомпрометированных и несбалансированных эмоциональных детерминантов в психологических системах. Он обеспечивает способы выражения бессознательных аспектов личности, помогая прояснить конфликты и потрясения.

⦁ Основы
Процедура рисования и рассказа основана на подходе психоанализа, тематико-графических техниках и клиническом интервью. По сути, основные принципы поддерживаются некоторыми ключевыми утверждениями:

  1. Когда человеку предоставлены условия для свободного создания ассоциаций, они, как правило, направляются в области, где он/она эмоционально более чувствительны.
  2. Человек может раскрыть свои эмоциональные усилия, настроения и конфликты, дополнив или структурировав незавершенный и неструктурированный сценарий.
  3. Столкнувшись с неполным или неструктурированным стимулом, испытуемый обязан организовать ответы по-своему, учитывая, что испытуемому была дана свобода творчества.
  4. Чем менее прямым и структурированным является стимул, тем выше вероятность возникновения важного личного материала.
  5. При подходящей обстановке и раппорте при начальных контактах обследуемый с большей вероятностью сообщит об основных проблемах, конфликтах и ​​психологических расстройствах, которые заставили его/ее обратиться за помощью в первую очередь.
  6. На сеансе рисунки и неперцептивные фантазии являются предпочтительными способами общения детей и подростков, а не прямого вербального общения.
  7. Когда испытуемый воспроизводит определенную последовательность на основе повторения, с большей вероятностью проявляется личная динамика, что приводит к более глубоким и четким результатам.

Анализ и интерпретация D-E могут быть выполнены путем свободного изучения материала в соответствии с традиционным справочником по психологии. Психоаналитические референциальные, а также юнговские, когнитивно-поведенческие, феноменологически-экзистенциальные и другие успешно использовались. Каждый экзаменуемый должен найти способ связать свой профессиональный опыт с особенностями каждого приложения. Сотни опубликованных работ, а также применения DE в Бразилии и во всем мире подтверждают правильность процедуры независимо от того, основана ли она либо на психоанализе, либо на другом выбранном референсе (см. Ссылки на португальском языке).

Неизменные характеристики
а. Конфигурация: базовая конфигурация состоит максимум из пяти производственных единиц, составленных из рисунков, рассказов, «запросов» и названий, следующих ориентированной существенности, порядку и последовательности;

б. Структурирование: рисунки и неперцептивно-тематические фантазии представляют собой существующие структуры внутри обстановки, проявляющиеся как организованные тотальности;

в. Единая функция: изобразительно-словесная продукция образована единой и неразрывной связью;

д . Графо-вербальный диалог: несмотря на то, что он связан с исследуемым навыком свободных ассоциаций, он устанавливает графо-вербальный диалог между участниками;

и . Цель: Это касается психологических знаний о сознательном и бессознательном происхождении, о людях и группах, направленных на вопросы психодиагностики и психотерапии;

ф . Оценка: производство в целом оценивается в соответствии с применимыми теоретическими подходами;

 

ПРОЦЕДУРА РИСОВАНИЯ СЕМЬИ И ИСТОРИИ (DF-E)

Природа
Процедура рисования семьи и истории (DF-E) была введена Уолтером Тринка в 1978 г. , основанный на результатах и ​​предположениях Drawing-And-Story. DF-E возникла из тематических и графических техник, применяемых в определенных убеждениях, касающихся семьи. Рисунок, рассказ, «запрос», название и другие элементы, которые могут появиться в каждом убеждении, образуют производственную единицу, в которой в общей сложности четыре произведения передают неделимые сообщения. В своей основе он показывает эмоциональные конфликты и нарушения с акцентом на нежные аспекты семейных отношений. DF-E направлен на восприятие сознательных и бессознательных психологических процессов и содержания, связанных либо с внутренними, либо с внешними объектами, связанными с семейной динамикой. Его применение рекомендуется, когда специалисты осознают, что эмоциональные трудности обусловлены существующими внутренними и/или внешними семейными конфликтами в исследуемом внутреннем или внешнем мире. Это не психологический тест, а метод исследования личности. Его должны применять специалисты с соответствующей квалификацией.

Испытуемый выполняет серию четырехсемейных рисунков (хроматических или ахроматических). Каждый из них является стимулом к ​​свободному рассказу истории, которая следует за каждым рисунком. Завершив рисунок и связанный с ним рассказ, испытуемый дает разъяснения (этап «запрос») по каждому рисунку-рассказу, а также по названию рассказа. Каждый семейный рисунок имеет четкую инструкцию и порядок в процессе нанесения, строго установленный следующим образом:
1) «Нарисуй семью»
2) «Нарисуй семью, которую ты хотел бы иметь»
3) «Нарисуй семью там, где кому-то нездоровится»
4) «Нарисуй свою семью».

Основы
Основы Процедуры розыгрыша семьи и рассказа основываются (с соответствующими изменениями) на тех же предположениях, что и Процедура розыгрыша и рассказа. Она лежит в основе бессознательного динамического знания, в фундаментальном правиле свободных ассоциаций, в семейной динамике и в основных принципах графической и тематической техники.

⦁ Анализ
Процедура рисования семьи и истории представляет собой инструмент прямой или косвенной передачи беспокойства, бессознательных фантазий, чувств, отношений, желаний и т. д. ключевых моментов. Анализ сделан на основе знания многих источников. Наиболее непосредственными являются теория психоанализа, техники интерпретации рисунков, неперцептивно-тематические фантазии и знания о семейной динамике. Значения содержания интерпретируются в соответствии с клиническим опытом, а также профессиональным и личным развитием исследователя. Эта задача оказывается простой, если экзаменуемый знаком с основами психоанализа в сочетании с собственной чувствительностью и интуицией.

 

3. ПРОЦЕДУРА ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ И РАССКАЗА [D-E (T)]

Процедура тематического рисования и рассказа [D-E (T)] является результирующим инструментом Процедуры рисования и рассказа, требуя, чтобы испытуемый рисовал и рассказывал истории на тему, предложенную экзаменатором. Выбранная тема учитывается экзаменуемым и/или потребностями экзаменуемого. После этапов рисования и рассказывания следует «запрос», и задается название рассказа, как в традиционном D-E. Тематическая процедура рисования и рассказа [D-E (T)] предпочтительно использовалась в исследовании социальных репрезентаций, являясь фасилитатором коллективных воображаемых исследований.

Тема может варьироваться от сумасшедшего, физического заболевания, школы, больного родителя и т. Д. Если укорениться в психоаналитической теории, ожидается общение относительного бессознательного. Он также может быть адаптирован для групповых приложений. В этом случае ожидается, что после того, как будет дан слоган, каждый закончит задание по рисованию, после чего следует рассказ и название рассказа, зарегистрировав их в конце рисунка. Как и в традиционном Д-Э, Д-Э (Т) может применяться к любому возрасту, группе, социально-экономическому и культурному уровням, единственным требованием является умение рисовать и вербализовать. Его использование рекомендуется, когда нет обстановки, которая естественным образом способствует выражению конфликтов и нарушений. Было обращено внимание на то, что сложность этой формы процедуры заключается в том, что обследуемый непосредственно сталкивается со своими трудностями, что может вызвать сопротивление и защитные блоки. Несмотря на это, процедура успешно используется, особенно когда она ориентирована на социальные представления.