Методика стили семейного воспитания: Стили семейного воспитания, их характеристика, плюсы и минусы

Содержание

Тест «Стили воспитания» (по Овчаровой Р.В.) | Тест по теме:

КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ?

     Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас.

     Для этого выполните тест (модификация теста Р. В. Овчаровой): выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

Текст опросника

 1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

 А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что

      происходит с ним и вокруг  него;

 Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;

 В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие

    и без  разрешения, то вы:

 А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему  самому принять

      правильное решение;

 Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

 В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и

     извиниться.

 3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень

     дисциплинированный,  сосредоточился и хорошо  выполнил то, о чем вы его

     просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:

 А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о

      том, какой он у вас молодец;

 Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

 В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

 4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы

     поступите?

 А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

 Б) не обратите на это внимания;

 В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь

     историю о том, как невежливость мешает  нам жить.

 5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы

     предпочтете делать?

 А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;

 Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

 В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

 6. C каким из утверждений вы полностью согласны:

 А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не

      стоит поэтому обращать внимание на  «взрывы» его эмоций;

 Б) эмоции и переживания ребенка  важные факторы, с помощью которых его можно

      обучать и воспитывать;

 В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно

      бережно и предельно тактично.

 7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

 А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и

      воспитать его;

 Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого

     должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

 В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять

     процессом его  развития практически  невозможно, так что главная забота

    родителей,  чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

 8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

 А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

 Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и

      воспитания;

 В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с

      родителями.

 9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много

     раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

 А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать  и не надо;

 Б) заставили бы выполнить работу;

 В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы  усложнить его так, чтобы

     было интересно решать.

 10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

 А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

 Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь

      пожалеет об этом;

 В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Бланк тестирования

№ вопроса

Вариант ответа

Количество баллов

Итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Ключ к тесту

№ вопроса

Баллы за ответ «А»

Баллы за ответ «Б»

Баллы за ответ «В»

1.

2

3

1

2.

3

1

2

3.

2

3

1

4.

2

1

3

5.

3

2

1

6.

1

2

3

7.

2

3

1

8.

3

1

2

9.

1

2

3

10.

2

1

3

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.

 Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.

 Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.

 Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения  либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

      Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой).  Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще проявляют склонность к суициду. В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.

      Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся  прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет.  Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во  всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и  всех, кроме себя.

      Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора:  выбора  друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

     Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает  известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче.  Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.

Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса

Опросник стиля семейного воспитания был разработан Э. Г. Эй-демиллером и В. В. Юстицкисом в середине 70-х гг. прошлого столетия в клинических нуждах. По задумке авторов, он должен был отвечать на два вопроса: как родители воспитывают ребенка и почему они его так воспитывают? При этом предполагалось, что на первый вопрос ответ будет получен более определенный, а вот на второй — только предположительный, гипотетический. Отдельные шкалы опросника измеряли меру присутствия в воспитательном поведении родителя негармоничных, психогенных особенностей воспитания. Неслучайные сочетания особенностей воспитания авторы назвали «стилями» (затем, уже в 1990-е гг., термин «стиль» был заменен на термин «тип») воспитания. Опросник АСВ позволяет выявить наличие или отсутствие шести психогенных стилей воспитания (см. описание шкал ниже). Отсутствие всех этих шести стилей интерпретировалось авторами как наличие непсихогенного, гармоничного стиля воспитания у родителя.

Приведем опросник АСВ в варианте для подростков и для детей более младшего возраста [см.: Эйдемиллер Э.Г., 1996] и пример использования этого опросника в исследовании.

Инструкция

(для родителей детей в возрасте 3—10 лет)

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны — зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать.

Текст опросника АСВ

Для родителей детей в возрасте 3—10 лет

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) — пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей — в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал(а) бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга (супругу).

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми в общем-то утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропускать родительское собрание.

43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.

44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.

46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей, — это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.

73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует, — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье.

82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он (она) хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.

88. В нашей семье так принято, что ребенок делает что хочет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него влюбилась бы.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жив.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) — для меня закон.

104. Мой сын очень любит спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома — в яслях, детском саду, у родственников.

121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (моя жена).

127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал (а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты и т.д.).

128. Мой сын говорил мне — вырасту, женюсь на тебе, мама.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Для родителей подростков и юношей в возрасте от 11 лет до 21 года

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным — куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей, чем большинство его товарищей.

6. Моего сына (дочь) трудно заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильны ли взгляды их родителей.

8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга (супругу).

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми в общем-то утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой сын (дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он (она) сам(а) хочет, даже если она дорогая.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропускать родительское собрание.

43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого.

44. Если подольше побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно усталь.

45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела.

46. На моего сына (дочь) нельзя положиться в серьезном деле.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей, — это слушаться.

48. Мой сын (дочь) сам(а) решает, курить ему(ей) или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.

62. Бывало, что я не узнавал(а) о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел(а) дневник.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей (подруг).

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Мой сын (дочь) сам решает, на что ему (ей) тратить свои деньги.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.

73. Когда мой сын (дочь) был маленький, он(а) мне нравился больше, чем теперь.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему (ей).

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует, — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т.д.

82. Нередко мне приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он(а) хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на работе).

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.

88. Выходя из дома, мой сын (дочь) редко говорит, куда он(а) идет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего сына (дочери) прошли сами собой с возрастом.

91.  Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы помоложе, то я наверняка в него влюбилась бы.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жив.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103.  Желание моего сына (дочери) — для меня закон.

104. Когда мой сын был маленьким, он очень любил спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел (пошла) бы на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства его сверстников.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома.

121. У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения.

122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он добился только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (моя жена).

127. Кончив уроки (или придя домой с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему нравится.

128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.

129.  Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Снисходительное воспитание — почему снисходительное воспитание вредно для вашего ребенка

Автор: Автор Памела Ли Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Опубликовано Последнее обновление: На основе фактических данных

Что такое снисходительное воспитание?

Разрешительное воспитание, также известное как снисходительный стиль воспитания, представляет собой стиль воспитания, характеризующийся высокой отзывчивостью и низкой требовательностью. Снисходительно-снисходительные родители очень чутко реагируют на эмоциональные потребности своего ребенка. Но они не устанавливают ограничений или очень непоследовательны в соблюдении границ.

Примеры снисходительного воспитания

Вот характеристики и примеры снисходительного стиля воспитания.

  • Отзывчивый
    Снисходительные родители реагируют на потребности своих детей.
  • Снисходительное воспитание
    Снисходительные снисходительные родители редко отказывают своим детям. Они также могут использовать игрушки или еду в качестве взятки, чтобы заставить своих детей вести себя хорошо.
  • Снисходительные родители
    Снисходительные родители снисходительны и чрезмерно мягки. Им не нравится контроль и власть над своими детьми. Они не контролируют и не направляют поведение своих детей. У них очень мало правил и стандартов поведения. Когда есть правила, они не всегда соблюдаются.
  • Относитесь к своим детям скорее как к сверстникам или друзьям, чем как к детям
    Снисходительные родители хотят, чтобы их дети видели в них друзей, а не авторитетных лиц.
  • Свобода детей выше ответственности
    Вседозволенные родители возлагают на своих детей очень мало ответственности, такой как работа по дому или домашняя работа.
  • Позвольте детям принимать важные решения, обычно предназначенные для взрослых опекунов, без руководства.

Последствия вседозволенного воспитания

Эксперты по детскому развитию признают, что снисходительное воспитание является одним из худших стилей воспитания среди четырех стилей воспитания Дианы Баумринд.

Снисходительные родители обычно не контролируют и не регулируют своих детей. В результате исследования показали, что дети снисходительных родителей склонны бороться с самоконтролем, что приводит к множеству плохих результатов.

Вот некоторые негативные последствия снисходительного воспитания.

  • Худшая успеваемость
    Слабые родители не следят за учебными привычками своих детей. Поэтому у их детей меньше самодисциплины. Вседозволенные родители также не требуют от своих детей выполнения и не ставят перед детьми цели, к которой они должны стремиться. Исследования показывают, что дети снисходительных родителей, как правило, имеют более низкую успеваемость.
  • Более импульсивны и агрессивны
    Снисходительные родители не контролируют и не регулируют поведение своих детей. Поэтому их дети меньше осознают пределы приемлемого поведения. Они также хуже контролируют импульсы и имеют больше поведенческих проблем. Столкнувшись со стрессовыми ситуациями, они чаще прибегают к использованию агрессии.
  • Более склонны к правонарушениям, злоупотреблению психоактивными веществами и алкоголем
    Исследования показали, что дети снисходительных родителей с большей вероятностью будут связаны с преступлениями, злоупотреблением психоактивными веществами и проблемами, связанными с алкоголем, поскольку они хуже контролируют импульсы.
  • Меньшая способность к саморегуляции
    Эмоциональная регуляция — это не то, с чем мы рождаемся. Это приобретаемый навык. Поскольку дети снисходительных родителей вынуждены регулировать свою деятельность, поведение и эмоции в раннем возрасте, они, как правило, испытывают больше трудностей с саморегуляцией.
  • Ухудшение социальных навыков
    Исследования показали, что дети, воспитанные снисходительными невнимательными родителями, как правило, менее склонны к сочувствию, что приводит к ухудшению социальных навыков. Обычно они демонстрируют более антиобщественное поведение.
  • Скорее всего, у вас будет избыточный вес
    Снисходительные родители не регулируют питание своих детей. Эти дети в два раза чаще имеют избыточный вес по сравнению с детьми, воспитанными авторитетными родителями.

Вы снисходительный родитель?

Если вы соответствуете некоторым описаниям в Примерах разрешительного воспитания выше, вы можете быть разрешительным родителем.

Или нет.

Дьявол кроется в деталях.

На первый взгляд, авторитетный стиль и снисходительный стиль имеют схожий подход к воспитанию детей.

Они теплые и отзывчивые, дают детям много свободы и самостоятельности.

Поэтому авторитарные родители часто обвиняют авторитетных родителей в том, что они вседозволительны.

Несмотря на то, что эти два стиля воспитания имеют некоторое сходство, между ними есть тонкие различия.

ПЕРСИССИВНЫЕ РАБОТЫ Авторитетные воспитание
Всегда скажу «да» своим детям. Говорят, да, что их дети. Они не контролируют и не направляют поведение своих детей. Не любят контролировать своих детей, но контролируют и направляют поведение своих детей
У них очень мало правил и стандартов поведения. Когда есть правила, они не всегда соблюдаются. Есть некоторые правила и нормы поведения. Они последовательно соблюдаются.
Позвольте детям принимать важные решения, которые обычно остаются за взрослыми опекунами без руководства. Позвольте детям участвовать в принятии важных решений под руководством.
Возлагайте очень небольшую ответственность на своих детей Возлагайте разумную ответственность на своих детей

Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством

Что делать, если вы Разрешительный родитель

Снисходительное воспитание может привести к ряду плохих последствий для детей.

Вот несколько стратегий, которые вы можете использовать, чтобы изменить ситуацию.

  1. Объявите об этом
    Сообщите своим детям (и супруге/супруге/сородителю), что отныне вы будете придерживаться авторитетного стиля воспитания. Заверьте их, что вы по-прежнему будете приветливы и отзывчивы к их потребностям, как и раньше, но теперь есть правила и ограничения, которые вы будете применять.
  2. Привлекайте детей к установлению правил
    Проведите семейное собрание, чтобы обсудить, какие правила необходимы. Спросите их мнение и обсудите плюсы и минусы. Но последнее слово за вами.
  3. Решить последствия нарушения правил
    Для детей должны быть четкие и разумные последствия за нарушение правил. Не забывайте использовать естественные последствия для дисциплины (а не для наказания).
  4. Продолжить через
    Это та область, в которой многие снисходительные родители ошибаются, когда пытаются избавиться от своих снисходительных привычек. Если вы привыкли быть «хорошим» родителем, это может стать проблемой не только для ваших детей, но и для вас .

    Это еще одна причина, по которой так важно использовать естественные последствия. Вам не нужно быть недобрым или быть «плохим» парнем. Вы просто учите своих детей новому поведению, позволяя им испытать естественные последствия. Цель — учить , а не наказывать .

    Помните, что последовательность является одним из наиболее важных аспектов авторитетного воспитания, позволяющего добиться наилучших результатов в воспитании ваших детей.

См. также: Laissez Parenting Style

Что делать, если ваш супруг/один из родителей ведет себя снисходительно?

Идеально иметь двух авторитетных родителей.

Однако мы не всегда можем рассчитывать на изменение других.

Если ваш партнер снисходителен, и вы пытались, но не преуспели, изменить его/ее, лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, – это самостоятельно поддерживать авторитетные родительские привычки.

Исследования показывают, что дети лучше развиваются, если у них есть хотя бы один родитель, использующий авторитетную дисциплину, чем если бы у них их не было.

Противоположность снисходительного воспитания

Некоторые родители, опасающиеся последствий снисходительного воспитания, хотят сделать все, чтобы избежать его.

Однако не делайте чрезмерной компенсации .

Поскольку разрешающее воспитание является отзывчивым и нетребовательным, некоторые родители считают, что прямо противоположное, то есть невосприимчивое и очень требовательное, хорошо.

Это , а не .

Потому что, когда это происходит, вы используете авторитарный стиль воспитания, который может привести к такому же набору плохих результатов у детей.


Ссылки

  • Прототипы описания 3 стилей воспитания. Диана Баумринд, 1966 
  • Алкогольное поведение в колледже: посреднические связи между стилями воспитания, контролем импульсов и результатами, связанными с алкоголем. Паток-Пекхэм, Джули А., Морган-Лопес, Антонио А.
  • Стили воспитания, употребление психоактивных веществ подростками и успеваемость. Дебора А. Коэн и Джанет Райс
  • Связь между стилем воспитания и проблемами поведения детей. Шахла Ализаде, Мансор Б. Абу Талиб, Рохани Абдулла, Мариани Мансор, 2011 г.
  • Стили воспитания и статус избыточного веса в первом классе, Кьюнг Э. Ри, Джули К. Люменг, Даниэль П. Аппульезе, Нико Качироти, Роберт Х. Брэдли, 2006 г.
  • Роль эмпатии и стиля воспитания в развитии антиобщественного поведения Меган Шаффер, Стефани Кларк, Элизабет Л. Джеглик, 2008 г.
  • Стили воспитания, стратегии выживания и выражение тоски по дому. Карин С.Нийхоф, Рутгер C.M.E.Engels
  • Попустительское воспитание, девиантная принадлежность к сверстникам и делинквентное поведение в подростковом возрасте: сдерживающая роль реактивности симпатической нервной системы. Дж. Бенджамин Хиннант, Стивен А. Эрат, Келли М. Ту, Мона Эль-Шейх
  • Стили воспитания как предикторы эмоциональной регуляции среди подростков. By F Арах Джабин, М. Анис-уль-Хак, Мухаммад Навид Риаз, 2013 г.

О Памеле Ли

Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

Невовлеченное воспитание – почему это худший стиль воспитания

| Четыре стиля воспитания Баумринда | Характеристики | Причины | Эффекты | Свободный стиль воспитания | занятые родители не участвуют |

Что такое невовлеченное воспитание (небрежное воспитание)

Невовлеченное воспитание — это стиль воспитания, характеризующийся низкой отзывчивостью и низкой требовательностью.

Эти небрежные родители не участвуют в жизни своего ребенка. Они не удовлетворяют потребности своего ребенка , будь то основные или эмоциональные потребности. Они также не устанавливают границ и не наказывают своих детей.

Дети незаинтересованных родителей получают мало заботы или руководства от своих родителей. Им практически остается расти самим. Этим детям приходится хуже всего среди четырех стилей воспитания Баумринда.

Четыре стиля воспитания Бомринда

В 1960-х Дайана Баумринд, специалист по психологии развития из Калифорнийского университета в Беркли, определила три различных типа стилей воспитания: авторитарный стиль воспитания, авторитарный стиль воспитания и снисходительное воспитание .

В 1983 году Маккоби и Мартин добавили в схему четвертый тип: неучастие или пренебрежительный стиль воспитания ​1​ .

Эти 4 стиля воспитания классифицируются по двум параметрам: отзывчивость и требовательность.

Характеристики невовлеченного стиля воспитания

Невовлеченные родители не реагируют и не требуют.

Невовлеченное воспитание — это невнимательное воспитание.

Если снисходительные родители находятся на одном конце спектра реагирования, то нерадивые родители занимают другой конец.

С точки зрения требований, авторитарные родители, которые возлагают большие надежды на своих детей, являются противоположностью незаинтересованных родителей.

Вот несколько примеров пренебрежительного воспитания:

  • Не проявляйте теплоты или привязанности к своим детям.
  • Действовать равнодушно и отстраненно. Они не помогают и не заботятся об основных потребностях своих детей.
  • Не оказывайте эмоциональную поддержку, такую ​​как сопричастность и поощрение ​2​ .
  • Не устанавливайте правила, границы или ожидания в отношении поведения своих детей. Также не контролируйте и не контролируйте их.
  • Не проявляйте интереса к школьной работе, занятиям или успеваемости своего ребенка.
  • Не вмешивайтесь в жизнь своих детей вообще.
  • Передача пренебрежительного воспитания из поколения в поколение . Исследования показывают, что безнадзорные дети вырастают в 2,6 раза более склонными к пренебрежительному отношению к своим собственным детям и в два раза более склонны к физическому насилию ​3​ .

Причины неучастия в воспитании детей

Нерадивые родители часто происходят из неблагополучных семей и сами в детстве сами подвергались небрежному или невнимательному воспитанию.

Незаинтересованные родители, как правило, имеют собственные проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия и алкоголизм.

Другой распространенной причиной является история проблем со злоупотреблением психоактивными веществами в семье.

Исследователи обнаружили, что многие зависимые родители были воспитаны самими зависимыми родителями (до 83%) и в детстве ими пренебрегали (до 55%)

​4​ .

Родители-наркоманы, которые имеют антисоциальные характеристики личности и выбирают партнеров, предрасположенных к злоупотреблению психоактивными веществами или другим проблемам с психическим здоровьем, подвергаются еще большему риску стать небрежными.

Вредные последствия невовлеченного стиля воспитания

Невовлеченное воспитание — худший стиль воспитания среди четырех типов, потому что дети, воспитанные с таким стилем воспитания, как правило, живут хуже.

Пренебрежительное отношение родителей может серьезно повлиять на благополучие и развитие ребенка ​5​ . Это может иметь следующие побочные эффекты у маленького ребенка:

  • более импульсивное и менее самоконтроль ​6​
  • неуспевающий в школе ​7,8​
  • меньше навыков эмоциональной регуляции ​9​
  • отсутствие социальных навыков
  • низкая самооценка ​10​
  • повышенная вероятность расстройств настроения, таких как депрессия
    ​11​
  • склонность к развитию пограничного расстройства личности ​12​
  • имеют более высокий риск злоупотребления психоактивными веществами. Безнадзорные дети родителей, злоупотребляющих психоактивными веществами, в 4–10 раз чаще сами злоупотребляют психоактивными веществами ​4​ .

Невовлеченное воспитание — это не то же самое, что воспитание на свободном выгуле

Воспитание на свободном выгуле — это термин, созданный в последние годы для описания родителей, которые дают детям свободу ходить в такие места, как игровая площадка, без присмотра взрослых.

Воспитание на свободном выгуле — это не то же самое, что воспитание без участия.

«Свободный выгул» описывает только один аспект воспитания, а именно: присматривает ли родитель за своим ребенком, когда он находится вне дома, или нет. Это ничего не говорит о том, доброжелательны ли родители и чутко ли относятся к потребностям ребенка.

Родитель, живущий на свободном выгуле, может дать своему ребенку большую свободу в прогулках, но при этом остается теплым и отзывчивым. Они также могут возлагать большие надежды на поведение своего ребенка, например, на хорошее поведение и успеваемость в школе.

Занятые родители не обязательно должны быть безразличными родителями

Занятые родители не могут быть небрежными родителями.

У некоторых родителей, занимающих очень ответственную работу, неизбежно остается меньше времени для своих детей. Но они все еще могут быть теплыми и заботливыми. Они по-прежнему могут проявлять интерес к жизни своих детей и создавать эмоциональные связи, когда проводят время вместе, даже если это не так часто.

Когда дело доходит до построения здоровых отношений между родителями и детьми, качество важнее количества.

Пренебрежительное отношение к детям — вредный стиль воспитания. Невовлеченные родители — это равнодушные родители, которые не заинтересованы в благополучии своих детей.

Они не просто занятые родители.

Занятые родители, которым не хватает участия, потому что им все равно, — это невовлеченные родители.

Но занятые родители, которым не хватает времени для участия, просто родители, которые не умеют планировать время.

В этой ситуации неспособность участвовать в жизни ребенка не равнозначна отказу или нежеланию участвовать в жизни ребенка.

Заключительные мысли о невнимательном воспитании

Психологи и эксперты сходятся во мнении, что у детей, чьи родители невнимательны или пренебрежительны, обычно бывают самые негативные последствия. Пренебрежительная мать — это не просто родитель, который дает ребенку больше свободы или меньше времени на общение с ним. Небрежные родители пренебрегают и другими своими родительскими обязанностями.


Ссылка

  1. 1.

    Huver RME, Otten R, de Vries H, Engels RCME. Личность и стиль воспитания у родителей подростков. Журнал подростков . Опубликовано в Интернете в июне 2010 г .: 395–402. doi:10.1016/j.adolescence.2009.07.012

  2. 2.

    Берзенский СР. Отличительные навыки регулирования эмоций объясняют психопатологию и проблемы в социальных отношениях после эмоционального насилия и пренебрежения в детстве. Дев Психопат . Опубликовано в Интернете 22 марта 2018 г .: 483–496. doi:10.1017/s0954579418000020

  3. 3.

    Ким Дж. Типовая передача от поколения к поколению пренебрежительного и жестокого родительского поведения среди молодых родителей. Обзор служб для детей и молодежи . Опубликовано в Интернете в июле 2009 г .: 761–767. doi:10.1016/j.childyouth.2009.02.002

  4. 4.

    Данн М.Г., Тартер Р.Е., Меззич А.С., Ванюков М., Кириллова Г. Происхождение и последствия безнадзорности детей в семьях, злоупотребляющих психоактивными веществами. Обзор клинической психологии . Опубликовано в Интернете 2002: 1063 — 1090.

  5. 5.

    Трикетт П.К., Макбрайд-Чанг К. Влияние различных форм жестокого обращения с детьми и безнадзорности на развитие. Обзор развития . Опубликовано в Интернете, сентябрь 1995 г .: 311–337. doi:10.1006/древ.1995.1012

  6. 6.

    AUNOLA K, STATTIN H, NURMI J-E. Стили воспитания и стратегии достижения подростков. Журнал подростков . Опубликовано в Интернете, апрель 2000 г .: 205–222. doi:10.1006/jado.2000.0308

  7. 7.

    BOON HJ. Австралийские учащиеся средних школ с низкой и высокой успеваемостью: их воспитание, мотивация и успеваемость. Австралийский психолог . Опубликовано в Интернете в сентябре 2007 г .: 212–225. дои: 10.1080/00050060701405584

  8. 8.

    Пинкварт М. Ассоциации стилей и параметров воспитания с академическими достижениями детей и подростков: метаанализ. Educ Psychol Rev . Опубликовано в Интернете 7 сентября 2015 г .: 475–49.3. doi:10.1007/s10648-015-9338-y

  9. 9.

    Шипман К., Эдвардс А., Браун А., Суишер Л., Дженнингс Э. Управление эмоциями в контексте жестокого обращения: пилотное исследование по изучению отсутствия заботы о детях. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность . Опубликовано в Интернете в сентябре 2005 г.: 1015-1029.