Семейное обучение что это такое: Что такое семейное обучение, кому оно подойдет и сколько стоит

Семейное обучение: что это такое, кому оно подходит и о чем важно знать родителям

Чем семейное обучение отличается от простого дистанта? Должен ли родитель сам учить ребенка? Как в процессе участвует школа? Вместе с Дмитрием Яковлевым, операционным директором «Онлайн-школы № 1», отвечаем на эти и другие родительские вопросы о хоумскулинге.

Почему семейное обучение стало популярным

Раньше хоумскулинг был выбором родителей-энтузиастов, но в последние несколько лет количество детей, которые учатся дома, продолжает расти. Эксперты выделяют несколько причин:

  • Эпидемиологическая обстановка. Зимой 2020-го, когда казалось, что коронавирус ещё очень далеко, некоторые родители уже начали искать альтернативу очному обучению, чтобы не отправлять детей в места массового скопления людей.
  • Неготовность школ к переходу на дистанционный формат. Проблемы со связью, огромные домашние задания и сама организация образовательного процесса — всё это подтолкнуло родителей к выбору семейного образования.
  • Индивидуальный подход. В крупных городах классы могут состоять из 35 детей (а где-то их даже больше 40!), поэтому семьи начинают искать альтернативу, которая позволит детям получать качественное образование, испытывая при этом меньше стресса.

Семейное обучение или домашнее? В чём разница

Семейное и домашнее образование — это вовсе не синонимы.

Семейную форму обучения для своего ребёнка может выбрать практически любая семья. Специальных условий для этого не требуется: закон позволяет родителям забрать ребёнка из школы в любой момент. Даже если решение будет принято в середине учебного года, его не могут отклонить. Исключение — дети, которые состоят на учёте в полиции или находятся под наблюдением психиатра.

Однако родителям, которые хотят сделать выбор в пользу семейного обучения, следует помнить, что вся ответственность за качество образования детей ляжет теперь на их плечи. Если ребёнок перешёл на семейное образование, единственной функцией школы, к которой он прикреплён, становится проведение промежуточной или государственной итоговой аттестации.

Фото: Aleksandr Khmeliov / Shutterstock / Fotodom

Домашнее обучение, в отличие от семейного, назначается только по медицинским показаниям и курируется со стороны школы. Так, ученики, которые находятся на домашнем обучении, закрепляются за определенным классом и продолжают там числиться: у них есть классный руководитель, домашние задания, контрольные работы, которые они выполняют вместе со своими одноклассниками, но из дома.

Преимущества семейного обучения

1. Спокойная обстановка. Семейное образование исключает большинство проблем, с которыми ребёнок может столкнуться в школе, — например, буллинг или конфликты с учителями.

2. Индивидуальный план обучения. Родители хоумскулера могут самостоятельно выбрать предметы, которые он будет изучать, и решить, какими науками ребёнок будет заниматься углублённо. Другими словами, семейное обучение позволяет выбрать тот формат образования, который подходит каждому конкретному ученику.

3. Качество образования. Больше никаких поисков «сильной» школы в соседнем районе (а то и городе!) — хоумскулинг даёт возможность получить фундаментальные знания не выходя из дома, а педагоги из «Онлайн-школы № 1» готовы в этом помочь. Школа нанимает настоящих профессионалов своего дела: кандидат должен преодолеть 8 этапов собеседования, обойдя при этом четыре сотни конкурентов.

4. Мобильность. Этот пункт особенно актуален для семей, которые часто переезжают. Ребёнок на семейном обучении не привязан к конкретному месту, а ещё у него нет необходимости тратить время на дорогу в школу и мучительно ждать каникул, чтобы поехать с родителями на отдых или к бабушке в деревню.

5. Экономия. Семейное образование полностью вычёркивает из бюджета статью расходов на школьную форму, сменку, спортивную форму.

6. Свободное время. У хоумскулера нет количества часов, которое он должен отсидеть в классе, — это позволяет уделить больше времени хобби, кружкам и секциям (родителям будущих чемпионов мира по хоккею и оперных певцов советуем задуматься).

Как учатся хоумскулеры

У ребёнка на семейном обучении есть несколько путей получения образования:

  • Самостоятельно. При этом читать гору учебников не обязательно — на помощь школьникам приходят различные образовательные платформы, в том числе государственные.
  • На занятиях с репетиторами. Да, это довольно дорого. Небольшой лайфхак: можно найти репетиторов только по профильным предметам, а остальные изучать своими силами.
  • В онлайн-школе. Например, учителя «Онлайн-школы № 1» проводят полноценные уроки в дистанционном формате, а кураторы проверяют домашние задания (куда без них!). У каждого ученика есть наставник, который оперативно отвечает на любые вопросы по ходу учебного процесса
Фото: Tatiana Buzmakova / Shutterstock / Fotodom

Как перейти на семейное образование: инструкция

Если вы задумываетесь над переводом ребёнка на семейное обучение, этот пошаговый план для вас!

1. Определитесь с форматом обучения: можно поискать вместе с ребёнком видеоуроки, оплатить несколько занятий у репетитора или пройти пробную неделю в «Онлайн-школе № 1» — это бесплатно.

2. Посетите школу, в которой учится ваш ребёнок, и предупредите директора о переводе на семейное образование.

3. Направляйтесь в районный отдел образования и напишите уведомление о переводе ребенка на семейную форму обучения. Помните, что это именно уведомление, а не заявление, прошение или иной документ, на который нужно получить одобрение, — вы сообщаете, что отныне берёте на себя ответственность за образование ребёнка. Важно: уведомление должно быть заверено надзорным органом, иначе оно не имеет юридической силы.

4. Выберите школу для прохождения аттестации — отдел образования обязан предложить на выбор несколько вариантов. Если вы выбрали школу заранее, не забудьте подтвердить это справкой.

5. Вместе с уведомлением из отдела образования возвращайтесь в школу и напишите заявление об отчислении. Учреждение обязано выдать вам все документы ребёнка: личное дело, медицинскую карту, табели о прохождении четвертных аттестаций.

6. Передайте пакет документов школе, в которой ваш ребёнок будет проходить аттестацию.

7. Отпразднуйте с ребёнком новый жизненный этап!

«Онлайн-школа № 1» — это лицензированная онлайн-школа с 1-го по 11-й класс, в которой учатся более 4000 учеников. Школа даёт возможность получить дистанционное образование из любой точки мира с аттестатом государственного образца. Предложите ребёнку пройти тестовую неделю в онлайн-школе уже сегодня!

Фото на обложке: Undrey / Shutterstock / Fotodom

«Семейное образование — это предельное освобождение от школы»

«Семейное образование — это предельное освобождение от школы» | Большие Идеи Феномены
Юлия Фуколова
Фото: Павел Маркелов

Пандемия усилила недовольство многих родителей современной школой. Детей все чаще переводят на семейное образование. О том, каковы перспективы у тех, кто учится дома, и есть ли у них преимущества перед обычными школьниками, рассказывает доктор психологических наук, профессор Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова.

HBR Россия: Как давно в России появилась возможность обучать детей не в школе, а дома?

Поливанова: Вообще-то семейное образование — исходная форма обучения подрастающего поколения. В современных условиях подобная практика была закреплена в России в 1992 году, когда приняли первый постсоветский «Закон об образовании», а затем в 2012-м его новую редакцию. В законе есть пункт о том, что ребенок может обучаться вне школы, независимо от того, здоров он или нет, и за его образование отвечают родители. Таких детей еще называют «хоумскулеры» (от англ. homeschooler — обучающийся дома).

Много ли детей сегодня обучается дома?

Со статистикой до сих пор сложно. Но могу сказать, что очень незначительная часть российских детей получает семейное образование — менее 1%. Помимо того, что семейное образование — довольно затратное дело, есть и формальные причины. Например, существуют разные форматы образования вне школы. Есть очно-заочное или заочное обучение, когда ребенок учится дома, но приписан к конкретной школе и числится ее учеником, сдает промежуточные контрольные работы и проходит ежегодную аттестацию. Школа получает бюджетное финансирование на этого ученика. Семейное образование юридически оформляется по-другому — ребенок не приписан к учебному заведению, и его обучение организуют родители по своему усмотрению. Для детей старше 15 лет такой формат называют самообразованием, хотя, по сути, это то же, что и семейное образование. Школа не получает никакого финансирования (родители, впрочем, тоже). Поэтому администрации учебных заведений удобнее предложить родителям оставить ребенка в составе школьного контингента.

А как организована аттестация хоумскулеров?

В случае семейного образования обязательными являются две аттестации — ОГЭ после 9 класса и ЕГЭ после 11-го, причем родители могут выбирать школу для сдачи тестов. Соответственно, ребенок получает документ об основном общем и среднем общем образовании, а затем может поступать в вуз. Другие промежуточные аттестации хоумскулеры сдавать не обязаны. Конечно, чем меньше экзаменов, тем проще, но и ответственность родителей выше, особенно если они заинтересованы в высоких достижениях. Без контрольных работ сложнее понять, отстает ли ребенок от школьной программы или нет.

Почему семейное образование стало альтернативой традиционным средним школам?

Все началось примерно в середине ХХ века. Некоторые религиозные семьи были недовольны излишней секулярностью образования — например, преподаванием теории Дарвина. Они хотели оградить своих детей от излишне научной картины мира и забирали их из школы. Параллельно происходили и другие процессы. Традиционно образование решало основную задачу государства и общества — воспроизводство работников. Детей с особыми потребностями часто даже не принимали в школы, из них ведь не сделаешь полноценного труженика. А в 1960-е годы фокус начал смещаться на индивида, его желания и ценности. Стали говорить о вкладе родителей в образование детей — если взрослые вовлечены в процесс, то вероятность хороших результатов выше.

Появились также исследования о мотивации учеников. Фактически в 1960—1970-е годы образование перестало быть делом исключительно государства, его стали рассматривать с точки зрения семьи и самого человека. Родитель все больше и больше становится актором в этом процессе.

Какова ситуация с семейным образованием в других странах?

Такой формат существует во многих странах — в первую очередь, англосаксонских: США, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канаде. Лидером считаются США, где около 3% детей находится на семейном обучении, то есть примерно 2,5 млн человек. Судя по последним данным, их количество растет. Есть разные институции, которые занимаются домашним образованием, группы поддержки и т. д. На другом полюсе — страны, где образование на дому запрещено. Яркий пример — Германия. Здесь даже есть решение конституционного суда, что родители обязаны обучать ребенка в школе, в противном случае их наказывают штрафом и могут изъять детей из семьи. В Швеции тоже нельзя просто так забрать детей из школы — предусмотрена очень сложная процедура.

Есть еще промежуточные варианты — Чехия, Венгрия и другие страны, где можно добиться перевода на семейное обучение. Впрочем, в последнее время европейское законодательство стало смягчаться.

По каким причинам родители чаще всего забирают детей из школы?

Мы с моей коллегой Кристиной Любицкой проводили такие исследования, но, отвечая на вопросы, родители не всегда дают истинные объяснения. Скорее, это некая рационализация. Наиболее частые причины — неудовлетворенность школьным образованием. Школа неэффективно использует учебное время, не обеспечивает достаточное качество подготовки. Родители уверены, что при индивидуальной работе ребенок может освоить предметы гораздо быстрее, чем в классе из 30 человек. Во время пандемии после перехода на дистанционное обучение многие родители пришли в ужас от того, как организованы уроки. У меня нет данных, но подозреваю, что количество хоумскулеров в России за последние два года заметно увеличилось.

Другая группа причин — психологические. Например, ребенок теряет мотивацию или родители недовольны его окружением. Скажем, одноклассники и другие дети из школы ведут себя агрессивно, курят, принимают наркотики. В США в 1960—1970-е годы родители часто забирали детей именно по этой причине. Отдельно стоят религиозные соображения. Наконец, еще один мотив — укрепление семейных связей.

Что представляют собой семьи хоумскулеров?

Если взять статистику США, то примерно 80% семей, которые перешли на домашнее образование, — белые. То есть среди хоумскулеров белых больше, чем в среднем по стране. Большинство родителей имеют высшее образование, 90% живут выше черты бедности. Словом, достаточно обеспеченные люди. Вообще, когда говорят о домашнем образовании, часто представляют себе благополучную семью «белых воротничков», где ребенок занимается за столом в чистом доме. Такая картинка более вероятна, но среди тех, кто переходит на семейное обучение, есть и маргинальные группы, люди с какими-то зависимостями, которые живут в трейлере и переезжают из штата в штат.

Хотя их, конечно, меньшинство.

А как обстоят дела в России?

советуем прочитать

Мишель Бачелет

Белл Кэтрин

Нужна ли миссия компании?

Алексей Готсданкер

Тамара Морщакова

Интервью брала Анна Натитник

Как вернуть в строй ценных специалистов

Кэрол Фишман Коэн

Об авторе

Юлия Фуколова — старший редактор проекта «Большие идеи».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

советуем прочитать

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Почему модным брендам нужны аутлеты

Провал, еще провал: как менять компанию, которая не меняется

Рон Каруччи

Все мы немного китайцы

Алтер Адам

Как выглядит семейное обучение? – Вовлечение семей

Линн Диркинг

Линн Диркинг определяет характеристики семейного обучения и четыре этапа семейного посещения музеев.

Я хотел бы сказать, проработав в области семейного обучения большую часть своей 30-летней карьеры, что я могу рассказать вам, как распознать семейное обучение, когда я вижу его через всю комнату, но это не всегда так просто распознавать. Однако есть некоторые подсказки. Начать следует с определения характеристик семейного обучения.

 

Характеристики семейного обучения

Полезное руководство по обучению сотрудников Детского музея (TCM) Индианаполиса под названием «Семейное обучение в Детском музее», написанное с моей помощью, когда я работал в Институте инноваций в обучении и работал над TCM. Инициатива по семейному обучению определяет следующие характеристики:

  • Семейное обучение — это игра, веселье и социальный опыт
  • На семейное обучение влияет возраст детей и взрослых в группе
  • Все семьи учатся по-разному
  • Семьи находят ценность в своих личных наблюдениях и опыте, работая, разговаривая и решая проблемы вместе

Разговор как характеристика

Разговор также является ключевой характеристикой семейного обучения. Как заявила Минда Борун из Научного музея Института Франклина в своем выступлении на круглом столе Проекта семейного обучения в июне 2005 года, разговор — это «валюта семейного обучения».

Поведение и взаимодействие

Взаимодействие семей предсказуемым образом зависит от возраста детей, знакомства с окружающей средой и их стиля обучения в семье. Поведение включает в себя широкий спектр вербальных и невербальных взаимодействий: просмотр выставок, участие в программах, посещение сувенирного магазина, участие в разговоре, жестикуляция, моделирование и проявление эмоций. Это поведение осуществляется совместно в музее, но также выходит за его пределы.

 

Этапы типичного семейного посещения музея

Большинство семейных посещений музеев длятся около 1–2 часов и состоят из четырех отдельных этапов:

  1. Ориентация (3–10 минут)
  2. Интенсивный просмотр выставки (25-30 минут)
  3. Выставочный круиз (30-40 минут)
  4. Отпуск (5-10 минут)

1.

Ориентация (3-10 минут)

Во время ориентации прибывают семьи, ориентируются в пространстве, покупают билеты, находят/используют туалеты, и этот этап дольше для тех посетителей, которые менее знакомы с обстановкой. Большая часть времени семьи тратится на выяснение того, что делать и куда идти, наблюдая за другими, прося о помощи или находя карты и киоски.

2. Интенсивный просмотр выставки (25-30 минут)

Посещение начинается семьями, сначала в режиме интенсивного просмотра выставки. Фактически, те, кто знаком с обстановкой, могут пойти только на одну выставку или программу, но провести там сосредоточенное время. Те, кто менее знаком с учреждением, могут почувствовать необходимость «осмотреть весь музей», и важно помочь этим посетителям чувствовать себя комфортно, не видя всего и не делая осознанного выбора в отношении того, что им может понравиться делать и видеть. Это фаза визита, на которой семьи больше всего сосредоточены — пытаются поступать «правильно», вместе читать этикетки, манипулировать интерактивами, показывать друг другу что-то и беседовать. Моя работа также продемонстрировала, что именно в этот интенсивный период семьи участвуют в различных формах обучения в континууме от направляемого к самостоятельному обучению (Диркинг, 19).89). Некоторые семьи перемещаются по музею вместе, взаимодействуя и разговаривая, в то время как некоторые семьи, даже с маленькими детьми, разбиваются на более мелкие группы и взаимодействуют более независимо.

3. Круиз по выставкам (30-40 минут)

Примерно через 30-40 минут после посещения большинства семей члены начинают уставать, раздражаться, голодать и т. д. На этом этапе, который называется круизом по выставкам, семьи начинают больше двигаться. быстро проходят выставки, будучи гораздо более избирательными в плане того, что они останавливаются, чтобы посмотреть и чем заняться. На этом этапе также наблюдается больше не связанных между собой социальных взаимодействий.

4. Прощание (5-10 минут)

Во время прощания семья заканчивает визит и уступает место двери. Если холодно, они собирают пальто и, как правило, еще раз идут в уборную. Они также могут остановиться в сувенирном магазине или столовой, и иногда это достаточно освежает их, чтобы продолжить посещение, которое обычно представляет собой усеченную версию того, что было только что описано. Однако в этот момент большинство семей покидают музей.

 

Линн Диркинг

Линн Д. Диркинг — профессор, получивший морской грант, в области бесплатного обучения STEM Колледжа естественных наук и временно исполняющая обязанности заместителя декана по исследованиям Педагогического колледжа Университета штата Орегон. Ее исследования сосредоточены на обучении на протяжении всей жизни, особенно на свободном выборе внешкольного обучения (во внеурочное время, дома и в контексте сообщества), с акцентом на молодежь, семьи и сообщество, особенно на тех, кто недопредставлен. в СТЭМ.

НКФЛ | Что мы делаем

Toyota

Toyota, одна из самых успешных корпораций страны, начала сотрудничество с NCFL в 1991. В дополнение к обязательству в размере более 50 миллионов долларов США Toyota также предоставила значительную поддержку в натуральной форме, включая рекламу, планирование и управленческий опыт, для создания одного из самых прогрессивных корпоративных / некоммерческих партнерств в стране.

В рамках партнерства с Toyota были разработаны три основные программы, основанные на модели семейной грамотности, когда родители и дети учатся вместе. Эти модели повлияли на федеральное законодательство и законодательство штата, привлекли местный доллар для поддержки семейной грамотности и привели к тиражированию успешных программ по всей стране.

Узнайте больше о приверженности Toyota обществу

Благотворительный фонд Уильяма Р. Кенана-младшего

NCFL получила свое первое пожертвование в 1989 году от Благотворительного фонда Уильяма Р. Кенана-младшего для продвижения и реализации программ семейной грамотности, сначала в Кентукки и Северной Каролине, а затем и по всей стране. Модель семейной грамотности Кенана частично заложила основу для последующих 30 лет программ семейной грамотности и семейного обучения, разработанных NCFL.

Кенан продолжает поддерживать программы NCFL по обучению семейной грамотности с момента нашего основания. Совсем недавно он инвестировал в Инновационный фонд Шарон Дарлинг нашей организации, который будет запускать новые идеи и программные изменения в пространстве обучения нескольких поколений.

Узнайте больше о благотворительном фонде Уильяма Р. Кенана-младшего

Фонд всеобщей грамотности в долларах

Фонд всеобщей грамотности в долларах начал сотрудничество с NCFL в 2006 году. Отличительной чертой этого партнерства является Национальная грамотность. Справочник, а ресурс, запущенный в 2010 году и направленный на то, чтобы направлять потенциальных студентов и волонтеров в службы ликвидации неграмотности, общественные образовательные программы и центры тестирования в их сообществах.

Национальный каталог грамотности содержит более 10 000 образовательных агентств, расположенных по всей территории Соединенных Штатов и специальный бесплатный номер, чтобы помочь тем, кто хочет получить образование возможности в своих сообществах.

Доллар General также оказывает поддержку развитию Инновационные ресурсы NCFL для семейного обучения сосредоточены на финансовой грамотности и Родитель и ребенок вместе (PACT) Время ® .

Узнайте больше о Dollar General Literacy Foundation

PNC Grow Up Great

PNC Grow Up Great глубоко верит в силу высококачественного дошкольного образования и предоставляет инновационные возможности, которые помогают семьям, педагогам и общественным организациям повышать эффективность обучения детей. и развитие.

PNC Grow Up Great сотрудничает с NCFL с 1994 года, последний раз в Луисвилле, штат Кентукки, для поддержки Say & Play with Words, нашей инициативы по расширению словарного запаса дошкольников.

Работа NCFL также представлена ​​на веб-сайте PNC Grow Up Great Lesson Center. Lesson Center включает в себя более 100 бесплатных высококачественных планов уроков для дошкольников, а также учебные методики и стратегии, основанные на исследованиях.