Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

Содержание

уходящая традиция или вечная ценность?

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • дети в семье
  • семейные отношения

На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения отодвинулась на второй план, уступив место детским фильмам, мультикам и познавательно-развлекательным телепередачам. Сегодня же создана целая индустрия, массово выпускающая развивающие игры, игрушки и электронные гаджеты. Они тренируют память и сообразительность, развивают ловкость и мелкую моторику, прививают ребенку множество полезных навыков.

Казалось бы, на этом ярком и разнообразном фоне традиционная бумажная книга безвозвратно потеряла свою актуальность. Однако детские психологи спустя десятилетия вновь активно заговорили о пользе семейного чтения для ребенка. Почему?

Оказалось, что, делая упор на физическое и умственное развитие детей, современные родители упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание. Ведь именно в семье формируются личность человека, его мировоззрение, поведение, образ жизни. И в этом плане никакая «навороченная» электронная игрушка не в состоянии заменить обычную книгу, способную достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы. К сожалению, такой перекос в воспитании уже дал свои плоды: все чаще мы наблюдаем ситуации, когда физически крепкий и сообразительный мальчишка – гордость родителей может запросто ударить малыша, толкнуть девочку, отнять игрушку у более слабого ровесника или нагрубить взрослым. А дочь устраивает грандиозную истерику, если родители не купили ей дорогую безделушку или модный наряд.

Вы спросите: а причем тут книга? Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как. Давайте остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Что читать в семейном кругу

Не секрет, что с упразднением цензуры наряду с шедеврами мировых классиков и наших современников в печати стал появляться бесполезный, а то и откровенно вредный шлак. И если мы говорим о семейном чтении, то для него следует выбирать книги особенно тщательно. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и навсегда потеряет интерес к книгам.

Как правильно организовать семейное чтение

Пока ребенок маленький, книжки ему читают взрослые. Во многих семьях малышам читают на ночь сказки, и ребенок до такой степени к этому привыкает, что отказывается засыпать, пока ему не прочитают одну из любимых книг. Но вот парадокс: чем старше он становится, тем меньший интерес проявляет к книгам. Казалось бы, научившись читать, ребенок должен сам охотно браться за книги, но порой его невозможно заставить прочитать даже учебник. Почему так происходит?

Дело в том, что сказка, прочитанная на ночь, подсознательно воспринимается взрослеющим ребенком как атрибут для малышей. Но он-то уже взрослый – в школу ходит! А в другое время родители ему книжек не читали, его впечатлением о прочитанном не интересовались, да и вообще чтение их не привлекало. Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения? Так что родителям в этом плане необходимо начать с себя, то есть подать ребенку личный пример и создать эту традицию.

Для этого не стоит хватать книгу в спешке, выкроив несколько минут между бесконечными домашними делами. Лучше заранее выбрать день и время: например, посвятить семейному чтению один из вечеров, когда вся семья в сборе, и никто никуда не спешит.

Как читать книги, чтобы заинтересовать ребенка

Пока малыш не освоил грамоту, читать вслух может кто-то из родителей. Главное, чтобы чтение было неторопливым, внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему вполне можно поручить эту задачу. Обычно дети, привыкшие к таким импровизированным литературным вечерам, сами проявляют инициативу, а взрослые становятся внимательными слушателями.

Если книга большая (повесть или роман), не стоит пытаться «проглотить» ее за один вечер – такое семейное чтение лишь утомит и ребенка, и родителей. Можно читать ее по главам в течение нескольких вечеров или остановиться, когда закончится время, заранее отведенное на чтение, например, через 15 или 20 минут.

Почему важно обсуждать прочитанное с ребенком

После прочтения книги или ее главы обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам:

  • во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;

  • во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;

  • в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.

И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.

Как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродить старую добрую традицию домашнего чтения.

Светлана Жаркова

Ваша семья

Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.

Пройти тест

Совместное чтение как семейная традиция

Как время, проведенное за книгой вместе с родителями, влияет на детей, и какие книги выбрать для разного возраста

Семейное чтение помогает установить крепкую эмоциональную связь между ребенком и родителями на всю жизнь, способствует развитию мозга и формирует благоприятную атмосферу в семье.

Оптимальное время для семейного чтения

Читать вместе с ребенком можно и днем, и вечером, и даже не обязательно делать это дома — все зависит от графика и возможностей родителей. Но, как правило, самое подходящее время для чтения с ребенком — вечер. К этому моменту даже самые непоседливые дети уже не так активны, поэтому легче всего настроить ребенка на чтение книги перед сном.

Если это занятие превратится в семейный ритуал, то ребенок уже сам будет с нетерпением ждать того часа, когда сможет окунуться в мир сказок, стихов, историй и приключений с мамой или папой. И расстроится, если по какой-либо причине семейное чтение сорвется. К тому же вечером даже самым занятым родителям проще выделить время, чтобы провести его вместе с малышом.

Совместное чтение может стать хорошей семейной традицией только в том случае, если этого захотят взрослые — родители, бабушки или дедушки. Для этого старайтесь выбирать книги, которые в том числе интересны вам самим.

Тогда выше шансы, что они принесут удовольствие и ребенку. А еще благодаря семейному чтению взрослые и сами ненадолго возвращаются в собственное детство.

Ребенок, в свою очередь, проводя время с родителям перед сном за хорошей книгой, чувствует себя защищенным и счастливым. К тому же в семьях, где практикуют семейное чтение, разногласия между членами семьи гораздо реже перерастают в серьезные конфликты.

Семейное чтение не заменить аудиокнигами

Что же волшебного в семейном чтении? Все просто: в процессе чтения книг родители учат ребенка вступать в правильные взаимоотношения с миром, слушать и слышать других. А значит, когда он вырастет, ему будет легче справляться с трудностями и находить выход из сложных ситуаций.

В течение дня ребенок получает много информации из самых разных источников. Однако именно в процессе вечернего семейного чтения он целенаправленно слушает, вникает в то, что ему читают. У него возникают вопросы, рождаются сомнения, он начинает размышлять и выдвигать собственные идеи. Когда с ним обсуждают прочитанное, он учится выстраивать диалог и рассматривать разные точки зрения.

Многие родители стараются «убить двух зайцев» и заменить чтение аудиокнигами. Да, ребенок слышит хороший постановочный текст с голосами актеров и музыкальным сопровождением. Но этот текст для него обезличен, поэтому назвать это семейным чтением никак нельзя. 

Ребенок не видит носителей этих голосов, он не может вступить с ними в контакт, чтобы обсудить услышанное. В то время как семейное чтение — это и тактильные ощущения, и возможность сразу же получить обратную связь от значимого взрослого.

Нередко современные родители негативно относятся к русским народным сказкам — мол, они чересчур страшные. Конечно, если оставить ребенка наедине с аудиосказкой про Бабу Ягу, у него действительно запросто побегут мурашки по коже.

Однако когда эти сказки бытовали, их рассказывали именно в кругу семьи, и дети учились справляться со страхом и другими негативными чувствами в безопасном окружении. А значит, когда отрицательные эмоции и стресс возникали в реальной жизни, детям легче было с ними справляться.

До какого возраста стоит читать детям книги

В идеале регулярно читать ребенку книги лучше до 12 лет. Дальше у детей, как правило, меняется график, их нужно начинать готовить к самостоятельной жизни. После этого возраста семейное чтение может остаться хорошей семейной традицией, но именно до средней школы читать с ребенком особенно важно.

Увы, довольно часто родители прекращают читать вместе, как только ребенок научится читать сам. Они считают, что выполнили свою задачу, и после 7–8 лет видят свою роль лишь в том, чтобы покупать интересные книги и следить, чтобы ребенок их читал.

Родители старших дошкольников часто совершают большую и грустную ошибку: начинают заставлять ребенка читать. И тогда семейное чтение довольно быстро сменяется уроками чтения. Ведь скоро в школу, и взрослые чувствуют повышенную ответственность за навыки ребенка (или их отсутствие).

Однако одно дело — вырабатывать вместе с ребенком навык соединения слогов в слова, а предложений — в тексты. И совсем другое — совместное чтение. Это разные задачи. Например, учить чему бы то ни было детей эффективнее в первой половине дня. А вечер пусть станет временем, которое можно провести с удовольствием.

Когда же родители начинают смешивать эти две функции, то могут вызвать у ребенка отторжение к книгам. Тем более что обучение чтению всем дается по-разному, и довольно часто этот процесс сопряжен со сложностями.

Как и что читать с детьми разного возраста

Младенческий возраст: от рождения до года

Ребенку поют колыбельные песни, а когда он бодрствует — играют с ним, произнося различные потешки и пестушки. Такая поэзия для самых маленьких гармонизирует мир в звуках, рифмах и ритмах. Эта устно-поэтическая традиция очень сильна, ведь песенки и стишки для самых маленьких передаются из поколения в поколение в более или менее устойчивой форме.

Помимо фольклора есть авторская, так называемая материнская поэзия. Авторы колыбельных, умывальных, пробуждальных, лопотушек, топотушек и прочих стишков тоже сохраняют в своем творчестве элементы фольклора.

С самой книгой дети этого возраста играют, пробуют ее на вкус и испытывают на прочность — можно назвать это частью естественного процесса знакомства с литературой. Таким образом ребенок привыкает к книге, привязывается к ней как к источнику радости. Это первый и очень важный шаг для приучения его к чтению.

Что почитать. Маша Рупасова — стихи; Книжный дом Анастасии Орловой — серия «Читатель родился»; Марина Бородицкая — «Мама, вот и я!»; Михаил Леснов — «Распрекрасно»; Нина Пикулева «Комарики»; Кристина Стрельникова — «Ежик».

Раннее детство: 1–3 года

В этом возрасте книга становится еще более привлекательной. Возрастает интерес ребенка к ритмичному тексту — стихам и песенкам. Между тем, моделировать мир под взгляд маленького ребенка — задача не из простых, ведь маленькие дети мыслят образами.

Корней Чуковский в своем творческом завещании детским писателям советует: книги, ориентированные на детей раннего возраста, не должны быть перегружены эпитетами. Он исходил из того, что малыши еще только знакомятся с предметами окружающего мира и не очень хорошо представляют себе их свойства.

Понимание прилагательных и эпитетов основано на опыте наблюдения и сравнения, которого еще нет у детей младшего возраста. «Стихи для детей должны быть такими, — писал детский классик, — чтобы под них можно было петь, плясать, выкрикивать, танцевать, шалить!»

В этом возрасте дети также с удовольствием слушают небольшие по объему сказки и рассказы, а еще без ума от так называемых виммельбухов — книг с минимумом текста и красочными иллюстрациями с большой детализацией. Малышам нравится придумывать текст самим, следуя за логикой, изложенной в иллюстрациях.

С точки зрения семейного чтения встреча ребенка и взрослого за виммельбухом бывает очень ценной и полезной. Ведь оба — и родитель, и ребенок — в этот момент воображают, выдумывают что-то новое. Это совместное творчество укрепляет эмоциональную связь между малышом и родителями.

Что почитать. Во многих издательствах есть целые серии для чтения перед сном, ориентированные на ранний возраст. Например, сборник произведений современных авторов «Сонные сказки». Также на хороший сон ребенка настроит «Сонная книга» Анастасии Орловой или «Люблю тебя всегда и навсегда» Джонатана Эммета.

Дошкольный возраст: 3–7 лет

В этом возрасте детям нравятся книги с яркими, запоминающимися персонажами, полные приключений, путешествий и открытий. У дошкольников быстро растет словарный запас, и совместное чтение играет в этом процессе важную роль. Одну и ту же любимую историю они готовы слушать по многу раз. И каждый раз ребенок по-разному проигрывает сюжет в своем воображении, идентифицирует себя с разными героями.

В книгах для детей этого возраста текста становится больше, он начинает приобретать для ребенка смысл, не зависящий от иллюстраций. Конечно, рисунки продолжают играть важную роль, но уже не так обязательны. Текст становится важен сам по себе.

Что почитать. Любимыми книгами для детей этого возраста могут стать литературные сказки. Например, «Приключения сдобной Лизы» Виктора Лунина, «Тайная жизнь овощей» Алены Водопьяновой, «Шоколадный дедушка» Наринэ Абгарян и Валентина Постникова, «Подковкина» Елены Ярышевской и другие.

Важно продолжать читать художественные книги

Дошкольники проявляют все больший интерес к обучению. Родители, радуясь этому, начинают покупать книги, развивающие память, мышление, внимание, познавательную детскую нон-фикшн литературу. Дошкольникам также нравятся книги с наклейками, заданиями, интерактивным наполнением. В этом направлении тоже издается много интересной литературы.

Поскольку для ребенка открывается множество новых возможностей, родители постепенно начинают «обделять» его стихами. Это может быть в том числе связано с тем, что когда-то они сами охладели к поэзии — например, из-за зубрежки в школе.

Однако нейропсихологи предупреждают: когда ребенок слышит, читает или декламирует стихотворную речь, в его мозгу интенсивно образуются новые нервные связи. Особенно в областях, которые отвечают за речь, память, креативность и произвольное внимание. Поэтому, «убирая» стихи и делая ставку лишь на познавательную прозу (которая, конечно, тоже нужна), родители лишают своих детей дополнительных возможностей для развития.

  

Источник:

Мастер-класс «Семейное чтение как формула счастья» в рамках III Общенационального родительского форума, 12 ноября 2020 года

Фото: Коллекция/iStock

Библиоурок — 1.

«Значение и актуальность семейного чтения»

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

 если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,

в годы отрочества душа  ребенка будет пустой…»

В.А. Сухомлинский

Что может быть прекраснее, чем собраться всей семьей для вечернего чтения! Мама и папа по очереди читают вслух, дети слушают чудесные истории, а заодно запоминают уют и тепло родительского дома, ощущают свет родительской любви. Через много-много лет эти семейные вечера за чтением будут для них самым счастливым воспоминанием о детстве, тем неуловимым мгновением, которое хочется вернуть. Став родителями, они продолжат читать уже своим детям, чтобы вновь вспомнить детские годы и почувствовать связь с родительским домом.

Счастливы те семьи, в которых существует традиция вечернего чтения! Но если в вашей семье такой традиции нет – не огорчайтесь: ведь вы сами можете стать ее основателем! Для этого нужно всего лишь выбрать интересную книгу для чтения и собрать вокруг себя членов своей семьи.

Главное – книга должна быть интересна всем собравшимся,  независимо от возраста и рода занятий, и нужно не забывать читать регулярно.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Отсюда и главная задача библиотеки и школы – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

Поэтому нами разработан проект «Читающая семья», который призван помочь в решении этих задач.

В соответствии с планом мероприятий проекта «Читающая семья» было проведено анкетирование родителей.

Анкетирование позволило определить, что родители имеют верное представление о значимости семейного чтения, что в наше время детское чтение, как никогда прежде, нуждается в поддержке.

Общее количество анкетируемых составило – 47 человек.

Проблема детского чтения волнует 100% опрошенных (47 человек), что свидетельствует о важности данного вопроса.

На вопрос «Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?» ежедневное чтение принято в 63 % из анкетируемых семей. Обнаружена ограниченность во времени для совместного чтения у 18 %,  7% родителей читают ребёнку по его настоятельной просьбе,  несколько раз в неделю – 7%.

Отрицательно ответили на вопрос – 3%, мотивируя это тем, что не видят  необходимости в совместном чтении, так как ребенок читает сам.

И только 2% респондентов ответили, что не читают, потому что не хватает времени или ребёнку это не интересно.

Если посмотреть тематику книг, которую предпочитают дети, то она разнообразна: это сказки, стихи, литература о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, – так ответили 72 % респондентов. Но не все родители знают, какие жанры интересны их ребенку. 28% родителей отмечают, что у детей нет определенных предпочтений.

Наибольшей популярностью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста пользуются сказки (48%) и литература о природе (27%), соответственно, книги познавательного содержания – 14% стихи – 9%, энциклопедии – 2%.

У 10% опрошенных родителей нет домашней библиотеки. Данный факт свидетельствует о снижении интереса к чтению не только у детей, а, в первую очередь, у родителей.

Как следует из анкет, ходят с ребёнком в библиотеку 87% опрошенных. Такой показатель, конечно, радует. Вместе с тем, 13% родителей не «видят смысла» в посещении библиотеки.

Проведение тематических консультаций и семинаров для родителей по проблеме детского чтения в библиотеке считают необходимым и обязательным 98% опрошенных родителей. Такой высокий процент опрошенных по данному критерию говорит о возросшей роли книги и библиотеки в жизни семьи, формировании и повышении интереса к чтению.

Анализ анкет по седьмому вопросу (Назовите интересующие вас  темы) определил ряд направлений и тем, интересующих родителей:

  • 39% – организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной психологии, педагогики и детской литературой,
  • 12% – помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги,
  • 7% – формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого,
  • 42% – любые.

На заключительный вопрос анкеты «Нужны ли Вам списки литературы для семейного чтения?» положительный ответ дали 92% респондентов.

В конце анкеты многие родители выразили свои просьбы и пожелания: они предложили чаще проводить экскурсии для детей, больше предлагать красочных и ярких книг, чаще рассказывать о новинках детской литературы, приглашать детей на презентации книг.

Подводя итоги проведённого анкетирования, можно сделать следующие выводы:

  • анкетирование позволило определить, что родители имеют верное представление о значимости семейного чтения;
  • детское чтение, как никогда,  нуждается в поддержке;
  • семейное чтение должно быть систематическим и целесообразным;
  • большинство родителей контролируют процесс чтения ребенка, прислушиваются к советам библиотекаря. Но со временем они уделяют этому всё меньше внимания, считая, что ребенок уже научился читать и в их помощи не нуждается.

Давайте теперь попробуем, основываясь на результатах анкетирования, определить основные причины для семейного чтения и развития ребенка.

Итак:

  • Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
  • Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
  • Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
  • Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
  • Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
  • Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
  • До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебником, создающим магию из слов.
  • Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
  • Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
  • Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Чтобы в ваши дома вернулась забытая традиция семейного чтения, чтобы проблема «нечитающих детей» вас не коснулась в будущем, воспользуйтесь  следующими советами:

 Родителям детей от 0 до 3 лет:

Примерно в 8-9 месяцев малыши начинают воспринимать текст, но пока не значение слов, а лишь звучание речи. Поэтому в таком возрасте знакомьте их с простыми и мелодичными стихами.

После года многие дети уже готовы слушать небольшие сказки. Чтобы сделать чтение интересным – рассматривайте и обсуждайте картинки.

В возрасте от 2 до 3 лет дети любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. Необходимо предлагать малышам договаривать окончания фраз.

После прочтения книги, попросите ребёнка нарисовать запомнившихся и полюбившихся героев. Это  поможет развить его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.

В этом возрасте отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий. Активно мысленно действуя вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события, «прожить» их, додумать, пофантазировать. Только не забывайте все время хвалить ребенка!  

Родителям детей от 3 до 5 лет:

После прочтения книги, попросите ребёнка нарисовать запомнившихся и полюбившихся героев. Это  поможет развить его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.

В этом возрасте отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий. Активно мысленно действуя вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события, «прожить» их, додумать, пофантазировать. Только не забывайте все время хвалить ребенка!  

 Родителям детей от 5 до 7 лет:

Как можно дольше читайте своему ребенку вслух. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу малышу. Не забывайте хвалить его за выразительность и артистизм.

На первых порах ребенок тоже должен читать только вслух, это поможет вам установить, как он понимает прочитанное.

Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет не очень большой, но в ней не будет случайных книг.

Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики. И помните, что в библиотеке вам помогут выбрать книгу для чтения  и разобраться во всем многообразии детской литературы.

Родителям детей от 9 до 14 лет:

Читайте сами. Если подросток часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться.

Подберите интересную книгу. И не стоит выбирать слишком сложные произведения, иначе от непонимания подросток разочаруется в чтении.

Читайте вместе с подростком. Сначала сами прочитайте книгу, которую выбираете, а потом в непринужденной беседе расскажите какой-то эпизод и обсудите.

Поощряйте желание подростка посещать библиотеку.

И помните, что чтение книг делает подростка более уверенным. Когда в разговоре он демонстрирует высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно чувствует себя «на высоте». А это немаловажно.

Добрые советы:

  • Даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с самыми приятными чувствами. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней.
  • Выбирайте время для чтения, когда ребенок в хорошем настроении, спокоен.
  • Читайте эмоционально, получайте сами удовольствие от чтения, перечитывайте любимые книги.
  • Только в семье, где взрослые читают сами, не представляют свою жизнь без литературы и прививают эту любовь своим детям,  дети полюбят чтение без всякого принуждения со стороны взрослых.
  • Читайте своим детям, читайте вместе с детьми! Причем с самого раннего возраста.
  • Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
  • Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
  • Запишитесь в библиотеку и ходите туда вместе с ребенком. Позволяйте ему выбирать книги самостоятельно.
  • Если учитель не научил школьников работать с текстом, помогите ребенку. Найдите на эту тему пособия, каких сейчас много в книжных магазинах и на полках библиотек.
  • Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком. Глядя на вас, и ребенок получит радость.
  • Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживайте его уверенность в своих силах.

Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

«Чтение… Книги… Всё это семена, которые западают в душу и сперва вызывают в ней лишь радость, но из которых не замедляют вырасти добрые наклонности».

Ш. Перро

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, ТРАДИЦИИ 

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Национальная программа поддержки и развития чтения: [утв. Роспечатью: разработана Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Российским книжным союзом] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно (дата обращения 22.02.2021).

Программа реализуется в 3 этапа.

Первый этап (2007 — 2010 гг.) — создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения, направлен на выявление возможностей улучшить ситуацию, поиск и отбор эффективных механизмов укрепления инфраструктуры чтения.

Второй этап (2011 — 2015 гг.) — системное укрепление инфраструктуры.

Третий этап (2016 — 2020 гг.) — реализация заложенного потенциала, интенсивный рост.

Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240  // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно (дата обращения 22.02.2021).

Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ № 1155-р: [принято Председателем Правительства Российской Федерации; утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.2017 г.] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно  (дата обращения 22.02.2021).

Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019 — 2021 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2019 N 1259-р // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно  (дата обращения 22.02.2021).

…Поддержка мероприятий, направленных на популяризацию и продвижение чтения, развитие издательского дела, книгораспространения, полиграфии и печатных средств массовой информации…

Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования : Приказ Минпросвещения России от 18. 12.2019 N 695 (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2020 N 57418) // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно  (дата обращения 22.02.2021).

… формирование навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности…

Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ № 996-р: [принято Председателем Правительства Российской Федерации; утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно (дата обращения 22.02.2021).

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности.

КНИГИ

Бычков, А.И. Книжная отрасль в России: традиции и пути развития / А. И. Бычков. – Москва : Инфотропик Медиа, 2017. —  232 с.

Галицких. Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества / Е. О. Галицких. — Москва : Библиомир, 2016. — 272 с.

Голубева, Н. Л. Семейное чтение в детской библиотеке : учебно-методическое пособие / Н. Л. Голубева. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. — 88 с. : ил., табл. — (Серия «Библиотекарь и время. XXI век» : 100 выпусков; № 32).

Детство золотое: семейное чтение / [сост. О. Стацевич]. — Рязань : Зёрна-Слово, 2015. — 173 с. : ил.- (Семейное чтение).

Добрынина,  Н.Е.  Книга, чтение, библиотека в семейном интерьере / Н.Е. Добрынина. —  Москва : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2016. – 216 с.

Колосова, Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования  / Е. А. Колосова. — М., 2011. — 118 с.

Кутейникова,  Н. Е. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2016. — 220 с.

Мелентьева, Ю. П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения)  / Ю. П. Мелентьева. Москва : Канон+, 2014. — 184 с.

Мелентьева, Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире   / Ю. П. Мелентьева. — Москва : Наука, 2007. — 355 с.

Мелентьева, Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность /  Ю. П. Мелентьева ; Отделение историко-филол. наук РАН ; Науч. совет РАН «История мировой культуры». — Москва : Наука, 2010. — 182 с.

Оморокова, М. И. Совершенствование навыка чтения младших школьников : методическое  пособие для учителя  / М. И. Оморокова. – М. : АРКТИ, 2001. – 160 с.

От Года литературы – к веку чтения : коллективная монография / науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова. — Москва : Межрег. центр библ. сотрудничества, 2016. — 568 с.

Павлова, О.С.  Сказки для семейного чтения : монография /  О. С.  Павлова ; [ил.: К. Зинич]. Москва, 2011. – 45 с.

Светловская,  Н. Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать : практическое  пособие / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – М. : АРКТИ, 2007. – 56 с.

Семейное чтение : Рекомендации по работе дет. б-ки с родителями / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. — Москва : ГРДБ РСФСР, 1989. — 59 с.

Сметанникова, Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС : пособие для учителя  / Н. Н. Сметанникова. — Москва : Баласс, 2011. 128 с.

Смысловое чтение и работа с текстом : учебное пособие. — Москва : Форум, 2016. — 368 c.

Тимофеева И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением/ И. Н.Тимофеева. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – 408 с.

Тимофеева, И. Н. Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти: энциклопедия  для родителей по руководству детским чтением. — СПб., 2000. — 512 с. 

Фархшатова, И. А. Нравственно — эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования детей : монография / И.А. Фархшатова. — Оренбург: Изд – во ОГПУ, 2008. – 132 с.

Читающая Россия на рубеже тысячелетий: по материалам исследовательского проекта «Чтение в библиотеках России»: научные очерки / составители: Л. В. Глухова, Ю. В. Зобнин, О. С. Либова; под редакцией С. А. Басова, Ю. В. Зобнина. — Санкт-Петербург: Издательство РНБ, 2014. — 328 с.

Чтение как искусство: герменевтический аспект : коллективная монография / сост. и науч. ред. Е. О. Галицких. — Киров : Радуга-ПРЕСС, 2013. — 470 с.

Чтение. XXI век: коллективная монография / науч. ред.-сост. В.Я. Аскарова ; Межрег. центр библ. сотрудничества, Челяб. гос. акад. культуры и искусств.  — Москва, 2015.  — 471 с.

Чудакова, М.О. Не для взрослых. Время читать! Полка первая  / М. О. Чудакова. — Москва : Время, 2009. — 296 с.

Шербинина, Ю. В. Время библиоскопов: Современность в зеркале книжной культуры / Ю. В. Шербинина. – Москва : ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2016. — 416 с.

СТАТЬИ

Автаева,  Н.О.  Журналы для семейного чтения на отечественном рынке периодики / Н.О. Автаева // Медиасреда. — 2019. — № 16. — С. 6-10.

Журналы для семейного чтения, как показывает история нашей страны, способствуют не только сохранению духовной культуры семьи как социального института, но и развитию личностного и общественного в человеке. Данный тип изданий начинает активно развиваться в 30-е годы XIX века. Журналы для семейного чтения помогают сформировать семейные традиции, укрепить семью как социальную общность.

Адодина В.А.  Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи  / В. А. Адодина  // Преемственность в образовании. — 2018. — № 19(09). — С. 6-16.

В статье анализируется развивающий эффект относительно малоизученной формы семейного чтения – чтения перед сном и ответной реакции ребенка на разные типы и формы семейного чтения. Особое внимание уделено педагогическому просвещению родителей и целенаправленной работе в этом вопросе, а также воспитанию культуры семейных отношений среди детей и подростков.

Архипова А. А. Волонтерское сопровождение продвижения семейного чтения в библиотеке / А.А. Архипова  // Богатство финно-угорских народов : Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума. — Йошкар-Ола,  2018. — С. 439-441.

В статье рассматривается актуальность волонтерского движения в библиотеках отдельных городов, областей и страны в целом. Также поднимается проблема приобщения детей к чтению, в которой одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.

Бадртдинова, А.В. Методические рекомендации для учителей основной школы по активизации семейного чтения  / А.В. Бадртдинова // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т. 1. № 12 (29). — С. 86-89.

Автор считает, что именно школа обладает достаточным потенциалом мотивации родителей к приобщению подрастающего поколения к чтению. Ведущими формами работы предлагаются тематические родительские собрания, инновационные проекты «Клуб хороший родителей», «Родительский лекторий».

Барковская,  Н. В. Роль детской книги в семейном воспитании / Н. В.  Барковская // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 140–141.

Белина, Е. В. О развитии понятия «культура чтения» в русской культуре и науке / Е. В. Белина // Человек и образование. — 2014. — № 3 (40). — С. 61–65.

Белоусов А.О. Конкурс театральных постановок в аспекте возрождения традиции семейного чтения  / А. О. Белоусов, Л.А. Савко  // Вопросы педагогики. — 2020. — № 9-2. — С. 13-16.

В статье рассматривается опыт информационно-библиотечного центра МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска», являющегося региональной инновационной площадкой по популяризации семейного чтения. Одной из форм продвижения семейного чтения является разработка и реализация школьных театральных постановок с участием родительской общественности. Готовые видео-постановки представляются в сетевом сообществе «ВКонтакте», созданном в лицее.

Волкова, И.В. Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения  / И. В. Волкова  // Преемственность в образовании. — 2020. — № 27 (11). — С. 48-52.

В данной статье описывается апробированная система работы с воспитанниками группы и их родителями по развитию у детей 4-5 лет познавательного интереса к художественной литературе и возрождению традиций семейного чтения.

Воропаева, А. А. О важности совместного семейного чтения для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению / А.А. Воропаева // Молодежь — науке и практике: Взгляд в будущее : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И.П. Краснощеченко. – Калуга, 2017. — С. 218-223.

На основе анализа анкетирования, проведенного с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях города Калуги, сделаны выводы о наличии мотивации родителей к семейному чтению и осознании его важности для развития детей.

Всероссийский центр изучения общественного мнения // Электронный источник. — URL: https://wciom.ru [Дата обращения: 10.05.2020].

Гарченко,  М. Н. Влияние семейных традиций на становление культуры детского чтения  / М.Н. Гарченко, М.Б. Полтавская  // Начальная школа. —  2014. — № 2. — С. 90-91.

Глоза, Н.А. Краеведение online: краеведческие ресурсы библиотеки семейного чтения  / Н. А. Глоза //  Библиотечное дело. — 2019. —  № 3 (333). — С. 42-43.

В статье представлена краеведческая деятельность Библиотеки семейного чтения города Ломоносова.

Денисевич,  Н.Н. Роль художественной литературы в развитии эмпатии младших школьников в процессе семейного чтения / Н.Н. Денисевич, И. М. Ильичева // Герценовские чтения. Начальное образование. —  2015. — Т. 6. № 1. — С. 193-199.

Рассмотрено значение художественной литературы в развитии эмпатии детей; показана особая роль семейного чтения, позволяющего родителям и детям совместно осмысливать, обсуждать прочитанное и делиться своими чувствами.

Дубышкина,  Н.В. Семейное чтение — мостик между поколениями / Н.В. Дубышкина // Библиотечное дело. — 2019. — № 20 (350). — С. 39-42.

Описан опыт детских библиотек города Рязани по организации семейного досуга, проведению семейных мероприятий.

Занадворова, А.В.  Письменный текст в разговорной речи. чтение детям как особый жанр семейного общения  / А.В. Занадворова  // Коммуникативные исследования. — 2018. — № 3 (17). — С. 114-128.

Подробно рассмотрена ситуация чтения детям вслух, типичная для домашнего общения, обозначены ее особенности.

Казеева О.С. Формирование и развитие интереса к чтению у современных школьников  / О.С. Казеева // Педагогика. – № 3, 2016. – С.60-62.

Кондратьева, Н.В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе / Н.В. Кондратьева // Молодой ученый. – 2017. – № 46. – С. 291–293.

Корчма, Н.В.   «Я хочу читать…» возродим традиции семейного чтения / Н.В. Корчма // Литература в школе. — 2013. — № 7. — С. 37-40.

Читателю предлагается системный опыт работы по привитию школьникам вкуса к чтению. Главный путь реализации идеи — проект «Семейное чтение». Благодаря этому проекту происходит одновременное развитие читательского вкуса и читательских умений членов семьи, людей разных поколений, которые, обмениваясь своими мыслями о прочитанном, обогащают друг друга.

Кочергина, О.А. Совместное чтение детей и взрослых как фактор объединения семьи О. А. Кочергина, А.А. Семенова //  Педагогическое образование: традиции и инновации. — 2020. — № 1. — С. 147-153.

В статье рассматриваются проблемы семейного чтения, в основе которого лежит совместное чтение детей и взрослых; дается характеристика этапов развития модели «семейное чтение» при участии всех членов семьи; определяется его значимость и необходимость сохранения традиции в условиях современной России.

Лекарева,  Е.А. Образовательные и социокультурные технологии в библиотечно-информационной деятельности модельной библиотеки семейного чтения / Е.А. Лекарева // Труды ГПНТБ СО РАН. — 2018. — № 13-1. — С. 181-188.

Основной функцией библиотек была и остается информационная, но это не делает ее культурно-досуговые функции побочными: они органично входят в единство библиотечной работы и обеспечивают тот естественный фон библиотечной среды, который определяет социокультурную значимость библиотек. Работа библиотек связана с образовательными процессами, поскольку образование носит непрерывный характер и все пользователи библиотек постоянно наращивают свой образовательный уровень.

Мачехина, О.Н. Реализация воспитательного потенциала семейного досугового чтения через создание медиапроектов-буктрейлеров // Преемственность в образовании. — 2016. — 12(04) — С.6-12. — URL: http://www.journal-preemstvennost. ru/2016/04/01/v012016-s1-p6/#v-01-2016-s0/V012016-s25-p1. 

Мелентьева,  Ю. П. Семейное чтение: теоретический аспект / Ю.П. Мелентьева // Библиосфера. —  2011. —  № 4.  —  С. 11-16. 

Микрюкова, Т.А.  Коммуникация в семье: традиции семейного чтения в России / Т. А. Микрюкова // Вестник Вятского государственного университета. — 2019. — № 4. — С. 85-93.

В статье рассматриваются коммуникативные аспекты традиции семейного чтения в России, изменение организации коммуникации на основе совместного чтения в семье вследствие влияния социально-исторических факторов. Использован метод эмпирического исследования семей учащихся Лингвистической гимназии города Кирова, направленного на выяснение актуальности семейного чтения в современных условиях, выявление наличия семейной коммуникации, выстраиваемой посредством чтения…

Наумова А. А. Семейное чтение и его роль в воспитании ребенка  / А. А. Наумова  //  Традиции и новации в дошкольном образовании.  — 2017.  — № 1. — С. 91-93.

Рыбина, О.Е. Диагностика организации домашнего чтения в предшкольной подготовке / О.Е. Рыбина // Предшкольная подготовка детей : содержание, формы, проблемы и пути их решения : материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 2–3 ноября 2017 г. / под общ. ред. Л. А. Никитиной. – Барнаул, 2017. – С. 262–271.

Семенова,  Е.А. Обучение чтению в семье: исторический аспект и современность / Е.А. Семенова // Научные исследования XXI века: теория и практика. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ.  ред. А.И. Вострецова. – Нефтекамск : Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич).,  2020. — С. 364-373.

Показана актуальность семейного чтения, которое готовит ребенка к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет качества личности ребёнка, формирует духовные потребности. Современное воспитание книгой в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит через подражание, ребенок стремится к развитию и ориентируется на положительных героев. Дана подробная характеристика средств обучения чтению.

Тимофеева, М. К. Сотрудничество детей и взрослых: разнообразие традиций семейного чтения  / М.К. Тимофеева, Е.А. Ефимова, О.Н. Ягодарова  // Интерактивное образование. — 2019. — № 2. — С. 37-40.

Выясняются причины исчезновения традиции семейного чтения. Даются рекомендации для родителей, воспитателей и библиотекарей по методике проведения семейного чтения, по созданию буктрейлера. Предлагаются меры по повышению значимости книги в семье. Буктрейлер, как один из способов сотрудничество детей и взрослых. Статья подчеркивает необходимость возобновления традиций семейного чтения и нестандартный подход к сотрудничеству детей и взрослых.

Тихомирова, И. И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. Междунар. науч.-практ. семинара / сост. Г.В. Варганова.  — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – С. 7 – 11.

Уразова, М. Б. Семейное чтение как фактор духовно-нравственного развития личности ребенка  / М. Б. Уразова, Н. Х. Вахидова  // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —  2018. — № 3. — С. 98-100.

В статье рассматривается роль школы в возрождении традиций семейного чтения как важнейшего компонента в духовно-нравственном развитии ребенка. Особое внимание обращается на формирование образа Родины через семейное чтение.

Черникова, Н.В. Семейное чтение как основа информационной безопасности детей / Н.В.  Черникова // Наука и Образование. — 2018. — Т. 1. № 3-4. — С. 35.

Сегодня возрождение и дальнейшее развитие традиций семейного чтения, выведение их на новый социокультурный уровень – одна из важнейших задач общества.

Читаем для жизни. Читаем, творим, общаемся! — Текст. Изображение : электронные // ВКонтакте : [сайт]. — URL: // vk.com/chitaem_dlya_zhizny (дата обращения: 20.11.2019.

Чудинова, В. П. Чтение детей как национальная ценность // Электронный источник. — URL: http://www. polemics.ru [дата обращения: 05.05.2020].

Шапошникова, Е. А. Воспитание юного читателя в условиях партнерских отношений дошкольного учреждения, семьи и детской библиотеки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 10. — С. 326-330.

Шипилова, И.З. Библиотека семейного чтения как социокультурный институт / И.З. Шипилова //  Вестник МГУКИ. —  2016. — № 1 (69), январь-февраль. — С. 216-220.

Щербакова, Н. А. Мотивы чтения современной молодежи / Н.А. Щербакова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 5 (31). — С. 190–195.

Занятий по семейному чтению | Reading Rockets

Автор: Бернис Куллинан, Брод Багерт

Дети становятся читателями, когда их родители читают им. Это действительно так просто. И вот хорошая новость: это легко сделать, и это очень весело. Немного потренировавшись, вы создадите воспоминания на всю жизнь, воспоминания, которыми будете дорожить и вы, и ваш ребенок.

Лучше всего читать ребенку рано и часто. Но никогда не поздно начать.

Начните сегодня. Хотя следующие упражнения предназначены для улучшения чтения вслух дошкольниками и начинающими читателями, ребенок никогда не бывает слишком стар, чтобы ему читали.

Вместе с детьми помните, что чтение – это не только умственное, но и физическое действие. Он включает зрительно-моторную координацию. Итак, когда вы читаете, привлекайте ребенка:

  • Показывая предметы на картинках
  • Следите пальцем за словами (чтобы у вашего ребенка развилось ощущение, что слова идут слева направо на странице)
  • Попросите ребенка помочь перевернуть страницы (узнать, что страницы переворачиваются справа налево)

Задание 1: ищите книги

Главное, найти книги, которые вы оба любите. Они сформируют первое впечатление вашего ребенка о мире чтения.

Что делать:

  • Попросите друзей, соседей и учителей поделиться названиями своих любимых книг.
  • Посетите местную публичную библиотеку и как можно раньше оформите ребенку читательский билет. Попросите библиотекаря помочь в выборе книг.
  • Ищите отмеченные наградами книги. Каждый год Американская библиотечная ассоциация отбирает детские книги для получения медали Калдекотта за иллюстрацию и медали Ньюбери за писательство.
  • Проверьте разделы обзоров книг в газетах и ​​журналах, чтобы найти рекомендуемые новые детские книги.
  • Как только они станут достаточно взрослыми, пусть ваши дети присоединятся к вам в поиске книг и выборе.
  • Если вам и вашему ребенку не нравится читать определенную книгу, отложите ее и возьмите другую.

Имейте в виду, что уровень чтения вашего ребенка и уровень слушания различаются. Когда вы читаете легкие книги, начинающие читатели вскоре будут читать вместе с вами. Когда вы читаете более сложные книги, вы прививаете любовь к историям, вводите новый словарный запас и формируете мотивацию, которая превращает детей в читателей на всю жизнь.

Занятие 2: книги и дети

Дети любят слушать человеческий голос. Что может быть лучше, чем через чтение! Для этого занятия вам понадобятся детские книжки (книги из картона или ткани с клапанами, которые нужно поднимать, и отверстиями, через которые можно заглянуть).

Что делать:

  • Начните с пения ребенку колыбельных и народных песен. Примерно в шесть месяцев ищите книги с яркими, простыми картинками и большим количеством ритма. Примерно в девять месяцев включите книги с изображениями и названиями знакомых предметов.
  • Пока вы читаете, указывайте на предметы на картинках и следите за тем, чтобы ваш малыш видел все, что интересно делать с книгами. (Pat the Bunny Дороти Кунхардт — классическая книга для малышей, посвященная прикосновениям.)
  • Меняйте тон своего голоса, пойте детские песенки, покачивайте коленкой, корчите смешные рожи, делайте любые специальные эффекты, чтобы стимулировать интерес вашего ребенка.
  • Разрешайте ребенку трогать и держать книги из ткани и прочного картона.
  • Читая ребенку, говорите кратко, но часто.

Когда вы читаете своему малышу, у него формируются ассоциации между книгами и тем, что ему больше всего нравится, – вашим голосом и близостью. Позволяя детям обращаться с книгами, они еще больше углубляют свою привязанность.

Задание 3: Р и Р – повторение и рифмовка

Повторение делает книги предсказуемыми, а юным читателям нравится знать, что будет дальше. Для этого занятия вам понадобятся книги с повторяющимися фразами и короткие рифмованные стихотворения. Несколько любимых книг:

  • Александр и ужасный, ужасный, нехороший, очень плохой день Джудит Виорст
  • Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь? Билла Мартина-младшего
  • Хортон высиживает яйцо доктора Сьюза
  • Маленький паровозик Уотти Пайпер

Что делать:

  • Выберите рассказ с повторяющимися фразами или стихотворение, которое нравится вам и вашему ребенку.
  • Например, прочитайте следующее и измените свой голос:
    Волк Голос: Поросенок, поросенок, Впусти меня.
    Поросенок: Только не за волосы на моем подбородке.
    Голос волка: Тогда я буду пыхтеть и пыхтеть, И я взорву ваш дом!
    После того, как волк снесет первый дом свиньи, ваш ребенок вскоре присоединится к припеву.
  • Читайте медленно. Улыбкой или кивком покажите детям, что вы цените их участие.
  • По мере того, как дети будут лучше знакомиться с историей, сделайте паузу и дайте им возможность «заполнить пробелы».
  • Поощряйте детей притворяться, что они читают, особенно книги, содержащие повторения и рифмы. Большинство детей, которым нравится читать, со временем запоминают всю книгу или ее части и подражают вашему чтению.

Когда подростки предвидят, что будет дальше в рассказе или стихотворении, они чувствуют, что владеют книгами. Когда дети чувствуют силу, у них появляется смелость попробовать. Притворяться, что читаешь, — важный шаг в процессе обучения чтению.

Занятие 4: поэзия в движении

Когда дети разыгрывают хорошее стихотворение, им нравится его рифма и образы, которые оно рисует с помощью нескольких удачно подобранных слов. Они растут как читатели, связывая эмоции с написанным словом. Для этого занятия вам понадобятся стихи, которые рифмуются, рассказывают историю и написаны с точки зрения ребенка.

Что делать:

  • Медленно прочитайте ребенку стихотворение и приложите к чтению все свои драматические таланты. (Другими словами, дерзайте.)
  • Если вашему ребенку особенно нравится стихотворение, предложите разыграть любимую строчку. Обязательно вознаграждайте такие усилия восторженным энтузиазмом.
  • Предложите разыграть стих, строфу или все стихотворение. Попросите ребенка изобразить в гримасе то, что чувствует герой стихотворения. Мимика привносит эмоции в голос исполнителя.
  • Опять же, будьте восторженной аудиторией для своего ребенка. Аплодисменты всегда приятны.
  • Если вашему ребенку нравится эта идея, поищите более просторную обстановку с внимательной и благодарной публикой. Возможно, вашему ребенку понравится послеобеденный «концерт» для членов семьи.
  • Ошибки — это факт жизни, так что не обращайте на них внимания.

Стихи часто бывают короткими с большим количеством пробелов на странице. Это делает их управляемыми для новых читателей и помогает укрепить их доверие.

Упражнение 5: почитайте мне

Очень важно читать своим детям, но не менее важно слушать, как они читают вам. Детям нравится, когда кто-то ценит их развивающиеся навыки. Для этого занятия вам понадобятся книги на уровне чтения вашего ребенка.

Что делать:

  • Внимательно слушайте, как читает ваш ребенок.
  • По очереди. Вы читаете абзац, а ваш ребенок читает следующий. Когда вашему ребенку станет легче читать вслух, по очереди читайте всю страницу. Имейте в виду, что ваш ребенок может сосредоточиться на том, как читать, и ваше чтение помогает сохранить историю живой.
  • Если у ваших детей проблемы с чтением слов, вы можете помочь им несколькими способами:
    • Скажите им, чтобы они пропустили это слово, прочитали оставшуюся часть предложения и спросили, какое слово будет иметь смысл в рассказе
    • Помогите им использовать то, что они знают о буквах и звуках
    • Введите правильное слово
  • Расскажите детям, как вы гордитесь их усилиями и умениями.

Слушая, как ваши дети читают вслух, вы даете им возможность выразить признательность за их новые навыки и попрактиковаться в чтении. Самое главное, это еще один способ насладиться совместным чтением.

Упражнение 6: семейное чтение

Уединенное время для чтения членами семьи может быть единственным шансом занятого родителя прочитать газету. Для этого занятия вам понадобятся ваши собственные материалы для чтения и материалы для чтения ваших детей.

Что делать:

  • И вы, и ваш ребенок должны выбрать что-нибудь для чтения.
  • Не беспокойтесь, если ваш ребенок выберет материалы, которые легче, чем школьные учебники. Практика с легкими книгами (и комиксами) улучшит беглость речи.
  • Если вы подписаны на детский журнал, самое время его получить. Есть много хороших детских журналов, и молодежь часто получает особое удовольствие от получения собственной почты.
  • Расслабьтесь и получайте удовольствие, пока каждый из вас читает свою собственную подборку.

Время семейного чтения показывает, что вы любите читать. Поскольку вы цените чтение, ваши дети тоже будут его ценить.

Занятие 7: рассказывание историй

Рассказ о прочитанном — еще один способ помочь детям развить языковые и мыслительные навыки. Вам не нужно планировать выступление, обсуждать каждую историю или ожидать ответа.

Что делать:

  • Читайте медленно и время от времени делайте паузы, чтобы подумать вслух об истории. Вы можете предположить: «Интересно, что будет дальше!» Или задайте вопрос: «Вы знаете, что такое дворец?» Или указать: «Посмотри, где сейчас мышонок».
  • Отвечайте на вопросы детей, и если вам кажется, что они чего-то не понимают, остановитесь и спросите их. Не волнуйтесь, если вы прерываете ход истории, чтобы прояснить что-то.
  • Прочтите имя автора и иллюстратора книги и убедитесь, что ваши дети понимают, что они делают.

Рассказ о прочитанных историях помогает детям расширять словарный запас, связывать истории с их повседневным миром и находить смысл в историях.

Трогательные (но не слишком романтичные) семейные свадебные чтения

Кружка Worlds Okayest Sister Mug от Mix Mugs

Моя старшая сестра давала мне тонну советов на протяжении всей моей жизни, не меньше в процессе планирования моей свадьбы. Я хочу найти стихотворение или чтение, чтобы попросить ее прочитать, которое выражает, насколько важным был этот совет, не будучи слишком глупым или вызывая Божью точку зрения слишком сильно или слишком прямо. Много чтений, с которыми я сталкиваюсь, более конкретно о паре, приверженной друг другу, и я хотел бы что-то большее в том, чтобы увидеть новую пару на этом жизненном этапе и поддержать их, когда они начинают свой путь в качестве семейных людей.

Да! Это удивительный способ поблагодарить тебя, сестра, за все ее советы и любовь. Хитрость, конечно, в том, чтобы найти это единственное чтение. Когда дело доходит до невразумительных чтений, есть из чего выбрать в духе доктора Сьюза и Шела Сильверстайна. И потом всегда есть забавные чтения и еще больше детских книг, из которых можно вытащить.

Мы никогда не узнаем точно, что ваша сестра значит для вас, но вот несколько чтений, отрывков и стихов, которые сестра (или любой член семьи или сообщества) может прочитать на церемонии…

«Я полагаюсь на тебя», Ховис Пресли

Я полагаюсь на тебя
как фотоаппарату нужен затвор
как игроку нужен флаттер
как игроку в гольф нужна клюшка
как лепешка с маслом требует масла

Я полагаюсь на тебя
как акробату нужны ледяные нервы
как шпильке нужен резкий изгиб
как грузовику нужен бесконечный дерв
как внешнему левому нужен поворот тела

Я полагаюсь на тебя
, как разнорабочему на плоскогубцы
как аукционисту нужны покупатели
как прачечной нужны сушилки
как The Good Life нужен Ричард Брайерс

Я полагаюсь на тебя.

Из О красоте Зэди Смит

«Говорят о счастливом покое, который бывает между двумя влюбленностями, но и это было здорово; сидит между сестрой и братом, ничего не говоря, ест. До того, как мир существовал, до того, как он был заселен, и до того, как появились войны, и работа, и колледжи, и кино, и одежда, и мнения, и зарубежные путешествия — до всего этого был только один человек, Зора, и только одно место: палатка. в гостиной из стульев и простыней. Через несколько лет приехал Леви; для него было создано пространство; как будто он был всегда. […] Он не задумывался, любил ли он их, и как, и почему. Это была просто любовь: они были первым свидетельством его любви, и они станут последним подтверждением любви, когда все остальное отпадет».

Из Союз еврейских полицейских Майкла Чабона

«Когда они собираются вместе, им требуется всего несколько минут, чтобы все вернулись в естественное состояние, как группа, выброшенная на берег кораблекрушением. Вот что такое семья. И буря на море, и корабль, и неведомый берег. И шляпы, и перегонные кубы для виски, которые вы делаете из бамбука и кокосов. И огонь, который ты зажигаешь, чтобы отпугнуть зверей».

Из Все, что мне действительно нужно было знать, я узнал в детском саду Роберта Фулгама

Все, что мне действительно нужно знать о том, как жить, что делать и как быть, я узнал в детском саду. Мудрость была не на вершине горы аспирантуры, а в песочнице детского сада.

Вот чему я научился…
Делиться всем.
Играйте честно.
Не бей людей.
Верните вещи туда, где вы их нашли.
Убери свой беспорядок.
Не бери чужое.
Извинись, если обидел кого-то.
Мойте руки перед едой.
Смыв.
Горячее печенье и холодное молоко полезны. Подарите их тому, кому грустно.
Живите сбалансированной жизнью.
Учитесь и думайте, рисуйте, раскрашивайте, пойте, танцуйте, играйте и работайте каждый день.
Вздремнуть каждый день.
Осознайте чудо.

Помните маленькое семечко в пластиковом стаканчике? Корни уходят вниз, а растение поднимается вверх, и никто толком не знает, как и почему, но мы все такие.

Все, что вам нужно знать, где-то там.

И все же верно, сколько бы тебе ни было лет, когда выходишь в мир, лучше всего держаться за руки и держаться вместе.

«Я так люблю свою семью», Филой Хемопо

Быть частью такой семьи, как моя
это так божественно
где проявляется любовь
делится болью
наша любовь друг к другу никогда не ослабевает

мы говорим
мы смеемся
мы плачем
но мы семья
и мы делаем это все вместе
потому что как семья мы делаем все как один

потому что мы семья
семья полная сил
семья полная любви
семья которую никто не может тронуть
вот почему я так люблю свою семью
моя семья это моя жизнь и всегда будет вечно

Из Замок и ключ от Сары Дессен

«Что такое семья? Это были люди, которые забрали тебя. В хорошем, в плохом, по частям или в целом, они были теми, кто появлялся, кто оставался там, несмотря ни на что».

«Семья собирается вместе» поэта Глаэдра

Семья собирается вместе
На всегда и навсегда
В болезни и здравии
В бедности или в богатстве
Семья собирается вместе
На всегда и навсегда
Без всякой причины
В любое время и в любое время года
Семья собирается вместе
На всегда и навсегда
В смерть или жизнь
В счастье или в раздоре
Семья собирается вместе
На всегда и навсегда
В гневе или в доброте
Все зрячие или слепые
Семья собирается вместе
Навсегда и навсегда
То ли для работы, то ли для игры
Как-то находят способ
Чтобы семья собралась вместе
Потому что семьи навсегда

Об авторе: Кэтрин Кларк

Кэтрин Кларк бездельничает в своей местной библиотеке, занимается искусством, массово смотрит фильмы, играет в видео и настольные игры, плохо готовит здоровую пищу, обнимается со своими кошачьими пушистыми малышами и ведет блог на BijouxandBits. com.

Студенческие чтения «Вечная семья»

Студенческие чтения «Вечная семья»

«Студенческие чтения «Вечная семья», Студенческие чтения «Вечная семья» (2016)

«Студенческие чтения», Студенческие чтения

63

61

61

61

Урок

Титул

Рекомендуемая литература

1

Выход «Семья: Воззвание к миру»

  • Ефесянам 4:11–14; Мосия 8:15–17; Моисей 6:26–39; 7:16–21.

  • «Семья: Воззвание к миру», Ensign или Лиахона, , ноябрь 2010 г. , 129, lds.org/topics/family-proclamation.

  • М. Рассел Баллард, «Более важно то, что длится дольше всего», Ensign или Лиахона, , ноябрь 2005 г., стр. 41–44.

2

Пророки и Апостолы торжественно провозглашают

  • Иезекииль 33:1–7; Амос 3:6–7; Учение и Заветы 1:4–5, 11, 14, 37–38; 90:1–5; 124:125–126.

  • Генри Б. Айринг, «Найти безопасность в совете», Ensign, , май 1997 г., стр. 24–26.

3

Наш Божественный потенциал

  • Бытие 1:27; Исаия 55:8–9; Деяния 17:29; Римлянам 8:16–17; Евреям 12:9; 1 Иоанна 3:1–2; 4:8–9; 1 Нефий 9:6; 2 Нефий 9:20; 3 Нефий 12:48; Мороний 8:18; Учение и Заветы 76:4; 88:41; 130:22.

  • Евангельские темы, «Стать подобным Богу», lds.org/topics.

4

Семья и великий план счастья

  • Моисей 1:27–39; 3:16–17; 5:6–12; 2 Нефий 2:19–25; 9:6–12; Учение и Заветы 49:15–17.

  • Джули Б. Бек, «Обучение доктрине семьи», Ensign, , март 2011 г., стр. 12–17.

5

Условия смертности

  • 2 Нефий 2:27–29; Мосия 3:19; 16:3–6; Моисей 6:49, 53–55; Авраам 3:25.

  • Дэвид А. Беднар, «Искупление и земное путешествие», Ensign, , апрель 2012 г. , стр. 40–47.

6

Семья занимает центральное место в плане Небесного Отца

  • Учение и Заветы 93:39–50.

  • Роберт Д. Хейлз, «Вечная семья», Ensign, , ноябрь 1996 г., стр. 64–67.

7

Брак между мужчиной и женщиной предначертан Богом

  • Мормон 9:9; Учение и Заветы 49:15–17; Моисей 3:18–25; 5:1–16.

  • «Божественный институт брака», mormonnewsroom.org/article/the-divine-institution-of-marriage.

8

Пол и вечная идентичность

  • Матфея 7:12; Иоанна 8:1–11; 15:12; Учение и Заветы 76:24; Моисей 2:27; и второй абзац «Семья: воззвание к миру», , прапорщик или Лиахона, , ноябрь 2010 г. , 129.

  • Джеффри Р. Холланд, «Помощь тем, кто борется с влечением к представителям своего пола», Ensign, , октябрь 2007 г., стр. 42–45.

9

Божественные роли и обязанности мужчин

  • от Матфея 2:13–16; Ефесянам 5:23, 25; 1 Тимофею 5:8; Учение и Заветы 75:28; 83:2, 4; 121:36–46.

  • Д. Тодд Кристоферсон, «Давайте будем мужчинами», Ensign или Лиахона, , ноябрь 2006 г., стр. 46–48.

10

Божественные роли и обязанности женщин

  • 2 Тимофею 1:5; 3:14–15; Алма 56:47–48; 57:21; Учение и Заветы 25:1–3, 10, 13–16.

  • «Понимание божественных ролей женщин», Ensign, , февраль 2009 г., стр. 67.

11

Подготовка к браку на вечность

  • Марка 5:35–36; Учение и Заветы 6:22–23, 36; 8:2–3; 9:7–9; 11:12–14; 88:40.

  • Дитер Ф. Ухтдорф, «Отражение в воде» (Божественный час Системы церковного образования, 1 ноября 2009 г.), lds.org/media-library.

12

Храмовые таинства и заветы

  • Исход 19:3–6; Учение и Заветы 84:19–21; 97:10–17; 109:12–26; 124:37–40, 55.

  • Бойд К. Пэкер, «Святой храм», Ensign или Лиахона, , октябрь 2010 г., стр. 29–35.

13

Улучшение храмового богослужения

  • Псалом 24:3–5; Иоанна 2:13–16; 3 Нефий 17:1–3; Учение и Заветы 109:8–22.

  • Ричард Г. Скотт, «Храмовое поклонение: источник силы и мощи в трудные времена», Ensign, , май 2009 г., стр. 43–45.

14

Стать спасителями на горе Сион

  • Авдий 1:21; Малахия 4:5–6; Учение и Заветы 110:13–16; 128:18; 138:27–37, 58–59.

  • Дэвид А. Беднар, «Сердца детей обратятся», Ensign или Лиахона, ноябрь 2011 г., стр. 24–27.

15

Вечный брак

  • Учение и Заветы 131:1–4; 132:1–24.

  • Рассел М. Нельсон, «Целестиальный брак», Ensign или Лиахона, , ноябрь 2008 г., стр. 92–95.

16

Священные силы продолжения рода

  • Бытие 2:21–24; Псалом 24:3–4; Матфея 5:8, 27–28; Римлянам 8:6; Иаков 2:28, 31–35; Алма 39:1–9; Учение и Заветы 42:22–24; 63:16; 121:45–46.

  • Дэвид А. Беднар, «Мы верим в целомудрие», Ensign или Лиахона, , май 2013 г., стр. 41–44.

  • «Сексуальная чистота», Во имя силы молодежи (буклет, 2011 г.), 35–37.

17

Заповедь умножать и наполнять Землю

  • Бытие 1:27–28; 9:1; 35:11; Псалом 126:3; 1 Нефий 15:11; Учение и Заветы 29:6; 59:6; Моисей 2:27–28.

  • Нейл Л. Андерсен, «Дети», Ensign или Лиахона, , ноябрь 2011 г., стр. 28–31.

18

Развитие супружеских отношений

  • от Матфея 19:3–8; Ефесянам 5:25, 28–31; Учение и Заветы 25:5, 13–15; 42:22; Авраам 5:15–18.

  • Л. Уитни Клейтон, «Брак: смотри и учись», Ensign или Лиахона, , май 2013 г., стр. 83–85.

19

Строительство жизни и дома, сосредоточенных на Христе

  • Иоанна 15:1–5, 10–11; Геламан 5:12; 14:30–31; 3 Нефий 11:29–30; 12:22–24; Мороний 7:45, 48; Учение и Заветы 64:9–11; 88:119, 123–25.

  • Ричард Г. Скотт, «За мир в доме», Ensign или Лиахона, , май 2013 г., стр. 29–31.

20

Защита веры и свидетельства

  • Луки 22:31–32; Иоанна 14:26–27; Ефесянам 4:11–14; 1 Нефий 15:23–24; 2 Нефий 31:19–20; Алма 5:45–46; Геламан 3:28–30; 3 Нефий 18:32; Учение и Заветы 11:13–14; 21:4–6; 108:7–8.

  • Джеффри Р. Холланд, «Господи, я верю», Ensign или Лиахона, , май 2013 г., стр. 93–95.

21

Воспитание детей в любви и праведности

  • Луки 15:11–20; Ефесянам 6:4; 2 Тимофею 3:15; 3 Нефий 18:21; Учение и Заветы 68:25–28; 93:36–40.

  • Джеффри Р. Холланд, «Молитва о детях», Ensign или Лиахона, , май 2003 г., стр. 85–87.

22

Создание успешной семьи

  • Второзаконие 6:1–7; Иисуса Навина 24:15; Мосия 4:14–15; Учение и Заветы 58:21; 98:4–6; 134:5–6; Символы веры 1:12.

  • Даллин Х. Оукс, «Хорошо, лучше, лучше всего», Ensign или Лиахона, , ноябрь 2007 г., стр. 104–8.

23

Обеспечение временных нужд

  • Малахия 3:8–12; Матфея 6:19–21; Марка 6:1–3; Луки 2:51–52; 1 Тимофею 6:7–10; 2 Нефий 9:51; Иаков 2:17–19; Учение и Заветы 56:17; 75:28; 104:13–18, 78.

  • Роберт Д. Хейлз, «Стать благоразумными кормильцами духовно и физически», Ensign или Лиахона, , май 2009 г., стр. 7–10.

24

Одинокий взрослый член церкви

  • 1-е Коринфянам 12:12–20, 25–27; Евреям 11:1, 6, 8–13, 16.

  • Гордон Б. Хинкли, «Разговор с одинокими взрослыми», Ensign, , март 1997 г., стр. 58–63.

25

Проявление веры в трудных семейных обстоятельствах

  • Притчи 3:5–6; Матфея 11:28–30; 1 Нефий 16:34–39; 17:1–4; Мосия 24:8–16; Учение и Заветы 121:7–8.

  • «Укрепление семьи: адаптация к обстоятельствам», Ensign, , декабрь 2005 г., стр. 34–35.

26

Ответственность перед Богом

  • от Матфея 18:1–6; Римлянам 13:12–14; 2 Коринфянам 5:17–21; Мосия 4:30; Алма 5:15–22; 12:14; Учение и Заветы 42:22–25; 93:39–44.

  • Ричард Г. Скотт, «Исцелить сокрушительные последствия жестокого обращения», Ensign или Лиахона, , май 2008 г., стр. 40–43.

27

Пророческие предупреждения относительно семьи

  • 2 Тимофею 3:1–7, 13; 1 Нефий 14:14–17; 22:16–17; Учение и Заветы 97:22–28.

  • Бонни Л. Оскарсон, «Защитники семейной декларации», , энсин или Лиахона, май 2015 г., стр. 14–17.

28

Продвижение семьи как основной ячейки общества