Семья традиционного типа: «Что является отличительным признаком семьи традиционного типа?» — Яндекс Кью

Содержание

Правовые системы традиционного типа — презентация онлайн

Похожие презентации:

Систематизация нормативных правовых актов

Административные правоотношения

Гражданские-правоотношения. 9 класс

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Блок право

11кл современные подходы к пониманию права

Государственная Тайна

Государственный бюджет

Права и свободы человека и гражданина. (9 класс)

Международная защита прав человека

Правоотношения и правонарушения

СЕМЬЯ
ТРАДИЦИОННОГО
ПРАВА
Выполнили: А. Шуракова, Т. Сосновщенко
Термин «традиционная правовая семья» ввёл в научный оборот французский юрист Рене
Давид, который более детально рассмотрел и охарактеризовал данный тип правовых систем
Правовые системы традиционного типа являются продуктом традиционных обществ. К данной
семье относятся преимущественно правовые системы стран Африки и Дальнего Востока
Понятие «традиционное общество» означает общество,
находящееся либо на предклассовой стадии развития,

либо на стадии, когда классовые институты еще
сочетаются с институтами доклассовыми – такими, как
род, племя, община, каста
Для правовых систем, относящихся к семье традиционного
(обычного) права характерно:
конститутивное значение юридических источников в виде
вербальных правовых традиций и обычаев,
естественный характер формирования обычного права,
его официальное признание со стороны государства,
публично-правовой
уклон
в
регулировании
общественных отношений,
факультативность нормативно-правовых актов как
источников права
Право здесь вырастает из слитного космического
миропонимания и отождествляется поначалу с
«мировым порядком», при этом не только земным,
но и небесным
В традиционном обществе авторитет традиции
прямо пропорционален ее древности, то самый
авторитетный
источник
традиционного
права
является одновременно и самым древним
Традиционное право либо вообще не включает
юридических норм, либо содержит их крайне мало
Развитие традиционного права как системы
собственно юридических норм начинается на
более поздних стадиях
В наши дни практически нигде традиционные
правовые системы не имеют национального
характера. Будучи докапиталистическими по
своей природе, они действуют лишь в тех странах,
где
сохранились
докапиталистические
(традиционные) отношения
Повсеместно традиционное право является здесь
подсистемой (одной из подсистем) права
национального. Европейское и традиционное
право
в
известных
сферах
действуют
параллельно, регулируя одинаковые по предмету,
но разнотипные по содержанию отношения
Научное исследование дихотомии традиционных правовых систем основывается на
доктрине полиюридизма, предполагающей существование двух основных парадигм
правовой регламентации: государственной (этатической) и обычно-правовой
Обычное право – это исторически первое системное правовое образование, к которому – с
известной долей условности – применимо понятие «правовая система». Обычно-правовая
система является подсистемой традиционного общества, обеспечивающей на основе
обычного права регулирование общественных отношений
Особенности:
Эпоха обычного права еще не знает юриспруденции как сферы профессиональной
деятельности
Еще нет дифференциации норм обычного права на отрасли
Отсутствует вертикальная соподчиненность норм, ведь единственный источник права здесь
– обычай
Роль государства в формировании и реализации права еще крайне слаба
Обычное право возникает как право личное, а не территориальное и лишь со временем
приобретает территориальный характер
Особенности обычного права:
Обязательная сила обычая, лежащего в его основе, происходит из признания его «своим» в
рамках данной родовой, территориальной или профессиональной общности
Обычное право характерно для обществ с застойным характером развития, со слабо
развитой (либо лишь формирующейся) государственностью
Оно понимается как элемент вечного и неизменного «мирового порядка», которому
следовали многие поколения предков. В этом смысле оно есть форма (способ)
консервации прошлого
Его локальная замкнутость и противоречивость всегда являлись препятствием на пути
централизации государства
Как элемент «мирового порядка» оно нерукотворно. Поэтому его не создают, его находят и
применяют к конкретному делу
Правотворчество как таковое здесь отсутствует
Необходимые изменения в обычное право вносят с помощью толкования в процессе
применения его норм.
В течение веков обычное право существовало как право устное – в форме пословиц,
поговорок, мифов и т.д. Запись обычного права (в форме «варварских правд») была первым
шагом к его унификации. По мере создания централизованных государств оно вытесняется
законодательством государства
В правовых системах современных развитых стран обычное право составило в ряде случаев
основу самостоятельных комплексов правовых норм – таких, как торговое право, в том числе
международное торговое право, английское общее право и т. д. Наконец, термин «обычное
право» применяется здесь также к нормам обычно-правового происхождения
Эпоха обычного права существовала в Европе до середины XI в., а в ряде районов
современного мира продолжается и сегодня. Речь идет о регионах, где сохранились «пласты»
традиционных отношений. Это прежде всего Тропическая Африка. Обычное право широко
применяется также в ряде районов Афганистана, Йемена, Индии и т.д.
Этатическая традиционная правовая система характеризовала юридическую
сущность общества после генезиса государства. Формирование властных структур, их
институционализация находила свое непосредственное отражение в нормативной
системе, в связи с чем при переходе догосударственных к государственным формам
органы власти переходили к публичности
Причина трансформации заключалась в общепризнанности и возможности
обеспечения государственных интересов, в традиционном обществе обычно
сопряженных с персоной лидера, стоящего на высшей ступени социальной
стратификации
Как институт консолидации властных полномочий глава государства приступает к
трансформации естественного механизма правового регулирования общественных
отношений. При смене правовых ориентиров или при переходе к следующему типу
права старые отношения, регулируемые правовым обычаем, не теряют своего
значения, оставаясь той базой, на которой строится новая правовая система
В «чистом» виде традиционное право развивалось в афро-азиатских развивающихся странах в
доколониальный период.
Оно отражало, как правило, начальные стадии становления государственности у народов
Тропической Африки. Поэтому в нем доминируют:
коллективистские традиции, присущие племенному обществу
Обычное право регулирует здесь весь комплекс внутриобщинных отношений
Субъектом обычного права является большей частью не индивид, а традиционная общность
Брак есть договор не между брачующимися, а межу их семьями
Тяжбы между членами традиционных общностей разрешаются прежде всего на основе
примирения сторон
Судебные функции обычно осуществляют племенные вожди.
С установлением в указанных странах колониальных и полуколониальных режимов обычное
право испытывает значительное влияние европейского права.
Так, условием его действия
становится соответствие норм обычного права колониальному законодательству и принципам
европейского права
С достижением независимости в странах Тропической Африки сложился двоякий подход к
проблеме традиционного права. Одни из них проводят курс на его интеграцию путем включения
обычно-правовых норм в законодательство или санкционирование известной их части, другие –
курс на запрет обычного права

English     Русский Правила

Конец традиционной семьи –

 

Традиционная семья © refleksia.ru

Одной из острейших тем нашей эпохи является вопрос о кризисе традиционных семейных отношений. На этот счет имеется широкий спектр противоречивых мнений. Например, адепты религиозных течений главные причины кризиса семьи видят в забвении традиций и обычаев, отходе от «истинного слова божия». Представители либеральных кругов наоборот считают, что именно сегодня семейные отношения становятся наиболее удобными и адекватными (видимо, для них).

Однако искать причины происходящего в мифах как религиозных, так и социальных — путь в никуда. Причины происходящего на Земле всегда имеют земную почву и вполне земное объяснение. Это же касается проблем, связанных с кризисом традиционной формы семьи. Что бы понять в чем же причина кризиса семейных отношений надо объективно рассматривать процессы, происходящие в нашем обществе.

Когда мы говорим о семье, мы подразумеваем прежде всего традиционную патриархальную семью, которая предстает пред нашим взором в следующем виде: муж — глава, жена — как подчиненная, дети — как гарантия обеспечения старости и продолжения рода.

Но является ли такая форма семьи единственной или единственно «нормальной»? Нет, не является ни тем, ни другим. «Семья» не была дана высшими силами и не создавалась по неким неписанным законам, о которых договаривались люди в древности. Семья как продукт социальных отношений является формой взаимного сосуществования людей и продолжения рода в определенных исторических условиях, не зависящих от конкретной воли людей.

Первые формы семьи возникли еще в период выделения человека из мира дикой природы. Однако в дальнейшем формы семейных отношений менялись.

Таким образом, семья хотя и есть явление природное, но не имеет единственной окончательно установленной формы существования. Различные формы семьи возникают и изменяются в соответствии с существующими условиями.

Так же и традиционная патриархальная семья является лишь одним из вариантов семейных отношений, возникших в ходе эволюции человеческого общества. Появление патриархальной семьи это закономерный результат смены прежних форм, которые и сегодня можно наблюдать у разных первобытных племен — Амазонии, Центральной Африки, островов Папуа.

В первобытном обществе семьей являлась вся община, в которой мужчина и женщина не были отдельной ячейкой. Сама община была ячейкой общества, так как только в ее рамках можно было вести успешное первобытное хозяйство, то есть только так можно было выжить. Мужчина и женщина не устанавливали долговременных отношений, поэтому не возможно было определить отцовство ребенка и родовая принадлежность определялась по материнской линии. В некоторых районах Гималай до сих пор сохраняются отголоски той эпохи в виде полиандрии (то есть многомужества).

Кроме того, в отличие от устоявшегося традиционного мнения о том, что мужчина —добытчик, а женщина — хранительница огня, последние научные исследования в области археологии и палеонтологии показали, что во многих первобытных обществах основным и постоянны рационом питания было не столько мясо, сколько растительная пища. То есть большую долю питания первобытного общества добывали женщины, занимавшиеся собирательством. В то время как мясо бывало крайне нерегулярно, что было связано со случайным, неустойчивым характером охоты. Ситуация начала меняться лишь с усовершенствуем оружия — изобретением лука и стрел примерно 15 тыс. лет назад. В этот период возникает новый тип семьи. Это семья, в которой муж и жена уже образуют устойчивые долговременные пары, но по-прежнему являются частью более крупной общины. Еще имеются коренные отличие такой семьи от патриархальной — общинное воспитание потомства, где каждый взрослый несет ответственность за каждого ребенка.

И лишь с переходом к развитому земледелию происходит окончательное оформление патриархальной семьи. Возникает та самая схема: Муж — работник, жена — домохозяйка, дети — в качестве подсобных помощников. Именно в этот период семья становится по-настоящему ячейкой общества. Но вот почему именно с переходом к земледелию возникает патриархальная семья и почему именно такая форма сосуществования становится ячейкой, то есть элементарной (наименьшей) основой общественного устройства, остается предметом споров.

Что бы понять глубинные причины такой метаморфозы, как распад рода и общины и обособление семьи, надо внимательнее рассмотреть бытовые условия жизни и производства в условиях патриархальной традиционной семьи.

В исторических условиях патриархальной системы имеются два основных момента.

С одной стороны, мужчина был основным производителем. Ведь для работы на земле требовалась физическая сила и выносливость. Поэтому женщина оказывалась в зависимости от мужчины. Зависимость эта была, прежде всего, экономической. А уже впоследствии на этой основе родилось множество мифов, легенд, религиозных писаний, юридически закрепивших власть мужчины и обосновавших подчиненную роль женщины.

Однако, с другой стороны (и об этом практически нигде не говорится), и мужчина так же был зависим от женщины. Зависим, прежде всего, в бытовом плане. Ведь для нормального хода выполняемых работ носитель рабочей силы должен быть обеспечен необходимыми бытовыми условиями гигиены и полноценного рациона питания. В противном случае распространение болезней ухудшит здоровье и понизит производительность, либо окончательно убьёт производителя. А поскольку средний рабочий день при примитивном земледелии и ремеслах патриархального общества доходил до 13-14 часов и еще около 9 часов требовал здоровый сон, необходимый для восстановления сил после рабочего дня, то у мужчины как производителя оставалось не более 2-3 часов в сутки свободного времени. И успеть за это время и отдохнуть, и обеспечить быт (приготовить еду, постирать, убраться и т. д.) физически было невозможно. Поэтому женщина, выключенная из непосредственного создания продукта, непосредственной экономической деятельности, занималась обеспечением быта мужской производственной рабочей силы.

То есть, в определенном смысле семья как экономическая ячейка общества представляла собой мини модель общественного разделения труда: мужчина — сфера производства, женщина — сфера услуг. Обе эти сферы экономической деятельности неотделимы друг от друга.

Соответственно, разрушение семьи влекло за собой резкое ухудшение экономических показателей. Женщина без мужчины оказывалась не способной себя обеспечить. Мужчина без женщины оставался без должных условий бытового обеспечения, и его работоспособность со временем падала. Поэтому семья должна была сохраняться любым, как говорится, способом. Соответственно, разводы были крайне нежелательны и запрет на них получал общественное, «юридическое» оформление в виде осуждения всеми религиями.

Таким образом мы видим, что традиционная семья стала ячейкой общества прежде всего потому, что была ячейкой экономической. Семья как ячейка, то есть мельчайшая производственная единица, была необходима для нормального полноценного ведения производящего хозяйства. Ее разрушение вело к упадку производительности.

По тем же причинам патриархальная семья была многодетна. Дети так же являлись частью экономических отношений. Ибо каждый ребенок — это и дополнительные рабочие руки, и единственный способ обеспечения старости (пенсионного фонда еще не было). Но в старости обеспечение могли дать лишь сыновья, так как дочери, уходя в другие семьи, уже становились чужой принадлежностью. Поэтому чем больше сыновей, тем легче в старости. Желательно не менее 2-3. Но что бы иметь 2-3 взрослых сына, в среднем надо иметь 5-6 взрослых детей вообще, поскольку в среднем мальчиков и девочек всегда поровну. Но чтобы иметь 5-6 взрослых детей необходимо родить не менее 10-12, а желательно и больше. Ведь при слаборазвитой медицине прошлых обществ крайне высока младенческая и детская смертность. Например, широко распространён тот факт, что великий русский химик Д. И. Менделеев был 17 ребенком в семье. Куда менее известно, что из 17 детей выжили лишь 8. То есть более половины умерло в детстве. И это в дворянской, а соответственно, вполне обеспеченной семье, где могли себе позволить хорошую по тем временам медицинскую помощь. Что уж говорить о простом народе. Даже в начале 20 века в Российской Империи из 1000 родившихся, в первый год умирало около 200, а в следующие 4 года еще около 300. То есть 5 летний порог преодолевала лишь половина родившихся. Соответственно, рождение большого числа детей так же было вызвано практической необходимостью.

Итак, подводя предварительный итог, следует повторить, что семья в патриархальном традиционном обществе была ячейкой этого общества, но в первую очередь потому, что была ячейкой экономической. Крепкий и устойчивый союз мужчины и женщины был необходимым условием полноценной хозяйственной деятельности как отдельной семьи, так и экономического развития общества в целом.

Таким образом, патриархальная традиционная семья есть результат определённого исторического развития общества, находящегося на определенном уровне производства.

Соответственно, с изменением уровня развития производительных сил начала меняться и роль семьи в обществе. Наиболее радикальные перемены в роли семьи в общественном укладе произошли на рубеже 19-20 веке.

С внедрением новых технологий, с уменьшением рабочего дня, с появлением более глубокого разделения труда и возникновения общественной сферы услуг, изменяется роль мужчины и женщины по отношению друг к другу в процессе экономической деятельности.

С одной стороны, благодаря развитию технологий, вытесняющих физический труд, женщина теперь так же может полноценно участвовать в процессе общественного производства, то есть быть полноценной участницей экономической деятельности и самостоятельно обеспечивать себя. С другой стороны, мужчина благодаря развитию сферы услуг и улучшения бытовой обстановки в целом более не нуждается в женщине как обслуге, и так же может самостоятельно обеспечить свой быт без ущерба для своей работоспособности.

Углубление общественного разделения труда в корне изменило взаимоотношения между мужчиной и женщиной в процессе создания благ. Сегодня уже не семья является экономической ячейкой, то есть мельчайшей производственной единицей. В капиталистической системе, когда прибавочная стоимость получается из непосредственного процесса производства, совокупный капиталист стремится по максимуму выдаивать каждого работника в отдельности. То есть сегодня экономической ячейкой общества, мельчайшей производственной единицей становится рабочая сила, взятая в отдельности. Экономической ячейкой современного общества является отдельный человек — отдельная производящая (и эксплуатируемая) личность.

Таким образом, мужчина и женщина уже не образуют единства в экономическом плане. Теперь они единства в «самих себе» по отдельности. Изменившееся положение семьи — как взаимоотношений мужчин и женщины — в современном обществе диктуется законами рыночной экономики.

Уменьшение социальной роли семьи нагляднее всего можно увидеть в % разводов в наиболее развитых странах, в среднем 40 – 50%, а также по депопуляции этих обществ.

Падение рождаемости в развитых капиталистических странах так же является следствием отношений рыночной системы на рынке труда.

Если взять всю совокупность рыночных отношений, то женщина, рожающая и сидящая с ребенком, с точки зрения слепой руки рынка, — бесцельное расходование трудовых ресурсов. Это потенциальный убыток (не созданная стоимость, которая могла бы быть создана, если бы женщина работала), хоть и не выраженный в реальном денежном выражении, но оказывающий опосредованное воздействие на рынок труда. Даже безработная женщина для рынка более выгодна, чем беременная. Так как даже одним своим присутствием на рынке труда она снижает зарплаты других (как известно, чем выше безработица, тем меньше зарплаты).

Что касается участия женщин в рабочем процессе, здесь тоже есть свои особенности. С точки зрения рынка и работодателя женщина — более рискованный работник, чем мужчина. И это «рискованное» свойство природное, способность к деторождению, что хорошо для общества, но плохо для каждого отдельного капиталиста. Так как женщина — потенциальная мать, то соответственно представляет для работодателя потенциально большие затраты, чем мужчина. В первую очередь, в связи с незапланированной необходимостью ее замены в случае беременности и родов (поиск нового работника, период его встраивания в рабочий процесс и т.д.). Особенно в развитых странах с хорошо отлаженной системой социального обеспечения. Соответственно, капиталист заранее стремится компенсировать свои потенциальные потери путем занижения зарплаты. Исключение — государственный сектор, так как в данном случае зарплаты не основаны на рыночных принципах.

Поэтому даже в самых демократически развитых странах Запада женский труд в среднем оплачивается ниже, чем мужской. И это не смотря на достаточно сильно развитые феминистские движения, формально призванные защищать интересы женщин. Однако права политические отличаются от прав экономических. Первые можно установить законом. Вторые регулируются стихийно, как и положено законам рынка. В нашей стране еще остаются некоторые сферы, где зарплаты обоих полов примерно равны. Это наследие СССР, где единственно зарплаты и мужчин и женщин был равны. Но и этот атавизм социализма постепенно уходит.

Таким образом, с развитием технологий был уничтожен старый экономический базис семьи как ячейки общества. То есть семья не обязательно перестает быть производственной единицей. Но семья перестает быть мельчайшей единицей производства и единственно необходимым условием полноценного ведения хозяйства, как ранее. То есть семья в ее традиционной форме, перестав быть ячейкой экономической и лишившись своего исторического базиса, постепенно перестает быть и социальной ячейкой общества.

Какие же перспективы у семьи? Какая в дальнейшем судьба ее ожидает? Ответы на эти вопросы будут постепенно выступать, при условии адекватного и грамотного анализа изменений общественных отношений и экономических связей дальнейшего общественного развития.

Сослан Бероев

Патриархальная семья – признаки, плюсы и минусы, проблемы, почему уходит в прошлое, фильмы на эту тему

Отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми зависят не только от их желаний и установок, но и от общественных норм. Долгое время патриархальная семья была единственным способом организации быта. Основанная на главенстве мужчин, она помогала выживать и продолжать свой род.

Что такое патриархальная семья?

Ячейка общества этого типа включает в себя минимум 3 поколения людей, проживающих под одной крышей. Патриархальная семья – это союз, состоящий из нескольких человек, скрепленных родственными связями, где главное положение занимает муж и отец. Для такого уклада характерна полная зависимость всех остальных членов от решения лидера. В патриархальной семье мужчина не только распоряжается всем имуществом, но и несет ответственность за жену и детей.

Когда появилась патриархальная семья?

На Руси традиционные отношения между мужем и женой получили распространение с приходом христианства. Патриархальное устройство семьи было во многом обусловлено религиозными нормами и функцией мужчины как главного добытчика. На протяжении многих веков эта форма отношений была единственным способом организации быта. Сейчас патриархальная семья распространена в основном в странах с традиционным экономическим укладом, где преобладает физический труд.

Особенности патриархальной семьи

Для традиционного типа семейно-бытовых отношений характерно наличие нескольких отличительных признаков. Чтобы понять, что представляет собой патриархальная семья, нужно знать ее особенности и характер взаимодействия между супругами и детьми. Самым главным отличительным признаком является лидирующая позиция мужчины во всех вопросах, касающихся дома и быта. Характеристика патриархальной семьи включает в себя еще несколько особенностей, которые определяют ее устройство.

Признаки патриархальной семьи

Главными отличительными характеристиками являются:

  1. Патрилинейность. Передача всего имущества, званий, титулов происходит только по мужской линии.
  2. Абсолютная власть и ответственность отца. Глава патриархальной семьи не только распоряжается всем имуществом, но и отвечает за жизнь и здоровье супруги, детей и других родственников.
  3. Многодетность. Черты патриархальной семьи обязательно включают в себя наличие у супругов более одного ребенка. Женщина целиком посвящает себя рождению и воспитанию детей. Патриархат в семье способствует тому, что ребенок рано становится самостоятельным и приучается к домашнему труду.
  4. Еще одним признаком является проживание нескольких поколений людей под одной крышей. При этом отец – глава семьи и самый старший мужчина в роду.
  5. Жена, дети и другие младшие члены семьи должны беспрекословно подчиняться главе и выполнять все его требования. Власть старшего мужчины не обсуждается и принимается безоговорочно.
  6. Для патриархальной семьи характерна религиозность и строгое следование канонам.
  7. Глава семьи должен полностью обеспечивать всех членов едой, одеждой и другими необходимыми благами.
  8. Все имущество принадлежит мужчине. У женщины не может быть права собственности на дом или землю.

Патриархальная семья – плюсы и минусы

Традиционный уклад имеет несколько преимуществ перед другими типами отношений:

  1. Стабильность и защищенность. Глава в патриархальной семье не только решает все вопросы, но и несет ответственность за здоровье и состояние жены и детей.
  2. Четкое разделение обязанностей. У каждого члена патриархальной семьи есть своя зона ответственности.
  3. Устойчивость семьи. Для патриархального уклада характерны длительные отношения без разводов.
  4. Забота о детях и стариках. В патриархальной семье очень велика роль старшего поколения, которое пользуется уважением и привилегиями.

Длительное время патриархальная семья была единственным способом выжить в условиях непростой обстановки. У такого уклада есть существенные минусы, которые делают его почти не актуальным в настоящее время:

  1. Зависимость. Все члены семьи должны подчиняться решениям старшего мужчины. Жена и дети не имеют права самостоятельно распоряжаться имуществом и финансами, выбирать сферу деятельности и способы проведения досуга.
  2. Сложности с самореализацией. Поскольку все решения принимает глава семьи, у жены и детей нет никакой возможности выбрать образование, карьеру и занятие по душе.
  3. Конфликт поколений. В патриархальной семье часто возникает несоответствие между желаниями отца и детей.

Проблемы патриархальной семьи

Традиционный уклад отношений благополучно существовал не одну сотню лет. Среди того, что характерно для патриархальной семьи, можно выделить ряд проблем, которые стали особенно актуальными сегодня:

  1. Дискриминация младших членов семьи. В связи с тем, что старший мужчина играет главную роль, у женщин и детей нет права голоса и возможности самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
  2. Высокие требования к мужчине. Он должен быть и кормильцем, и добытчиком, и защитником всех членов семьи. Патриархальная модель требует от мужчины соблюдения определенных правил и накладывает множество обязанностей.
  3. Несоответствие современным условиям. Развитие техники и урбанизация обеспечили женщинам возможность меньше времени тратить на домашние дела и уход за детьми. Одновременно с этим снизились способности мужчин в одиночку содержать и обеспечивать большую семью. Из-за этого классическая патриархальная модель отношений все чаще становится нежизнеспособной.

В чем отличие семьи патриархальной от партнерской?

Две модели отношений имеют несколько различий:

  1. Традиционная патриархальная семья предполагает главенство мужчины. В партнерской все вопросы решаются сообща.
  2. Патриархальная семья не может обходиться без детей. Партнерство не подразумевает обязательного наличия ребенка.
  3. В патриархальной семье есть четкое разделение обязанностей. В партнерской модели отношений распределение может быть размытым. Отдельные обязанности, например, приготовление пищи, могут выполняться как мужем, так и женой.
  4. Для партнерской семьи нехарактерно проживание вместе 3-х и более поколений.

Виды патриархальной семьи

В зависимости от особенностей выделяют два типа традиционных отношений:

  1. Патриархальная модель семьи, которая держится на уважении. Жена и дети подчиняются отцу, поскольку признают его силу и авторитет. Глава семьи завоевывает доверие не силой, а мудростью и справедливым подходом к организации быта. В такой модели женщина часто имеет право высказывать свою позицию по тем или иным вопросам.
  2. Патриархальная семья, которая держится на силе. Старший мужчина держит в подчинении всех остальных членов физическими методами. В такой семье часто процветает тирания и деспотизм.

Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое?

Главенство старшего мужчины было выгодно на определенном историческом этапе. Когда для выживания всей семьи необходимо было прикладывать значительные усилия и много трудиться физически, патриархальная модель отношений была единственным способом обеспечить благополучие. Переход к современной партнерской семье произошел с развитием экономики и индустриализацией. Огромную роль в этом процессе сыграла возможность женщин работать и самостоятельно обеспечивать себя.

Вспоминая о том, что значит патриархальная семья, необходимо отметить, что она нужна была не только для воспроизводства, но и для обеспечения потребностей всех ее членов. С уменьшением значимости физического труда и переходом к индустриальной экономике содержать и обеспечивать себя стало возможным и в одиночку. Патриархальная семья перестала быть единственным способом выжить, поэтому ее ценности постепенно уходят в прошлое, оставляя место более современным моделям отношений.

Фильмы о патриархальной семье

Поскольку традиционный уклад отношений длительное время являлся самым распространенным, он нашел отражение и в кинематографе. Патриархальный тип семьи можно увидеть в следующих фильмах:

  1. «Гроза». Фильм снят по одноименной пьесе А.Н. Островского и рассказывает о проблемах и конфликтных ситуациях в патриархальной семье XIX века.
  2. «Женский источник». В фильме показана атмосфера и уклад жизни нескольких патриархальных семей, живущих натуральным хозяйством в небольшой деревне на Ближнем Востоке.
  3. «Леди Макбет Мценского уезда». Фильм снят по мотивам очерка Н.С. Лескова и рассказывает о жизни купеческой патриархальной семьи.

 

«Традиционные семейные ценности» – никакой другой фонд

Что такое «традиционные семейные ценности» и какова их роль в жизни христианина?

Прежде всего, важно понять, что означает , а не термин «традиционные семейные ценности». В частности, этот термин не означает, что семья является самым важным в жизни или что следует ставить семью на первое место перед всем остальным. Возможно, так думают члены мафии, поскольку семья Корлеоне противостоит конкурирующей семье Татталья или Барзини. Но христиане не могут поставить семью на первое место в списке приоритетов, ибо мы следуем Тому, Кто сказал: «Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и враги человеку будут враги его». семья. Кто любит отца или мать больше, чем Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10:35-37). Мы призваны любить и уважать наших отцов и матерей и лелеять наших детей, но наша первая и основная верность принадлежит Христу.

Термин «традиционные семейные ценности» на самом деле служит кодом для отказа от соперничающих ценностей и идеологий, агрессивно продвигаемых и продвигаемых здесь, на секуляризованном Западе. Возможно, именно поэтому либеральные левые несколько стесняются обсуждать это или использовать этот термин.

Возьмем, к примеру, (теперь уже старую) статью в выпуске Atlantic за 2013 год, озаглавленную «Почему либералам трудно говорить о «семейных ценностях»?» Автор статьи Эмма Грин спрашивает: «Являются ли «семейные ценности» табуированной темой для левых? Во-первых, может быть языковая проблема. «Терминология семейных ценностей так тесно связана с80-е и стиль Джерри Фолвелла — это сразу отталкивает», — сказал Брэд Уилкокс, директор Национального брачного проекта Университета Вирджинии… Для тех, кто склоняется влево, фраза «семейные ценности» имеет тенденцию вызывать неприятные воспоминания об эпохе Рейгана и «моральном большинстве».

Таким образом, термин «традиционные семейные ценности» в конечном счете не относится к важности семьи; это словесный выстрел по носу вражеского корабля в культурной войне. Те, кто использует этот термин, выражают свое неприятие и оппозицию целому ряду сравнительно недавних культурных явлений, таких как настойчиво преследуемая легитимация гомосексуального поведения и гомосексуальных браков, принятие трансгендеризма с сопроводительным заявлением о том, что пол может быть выбран по желанию и не имеет отношения к основам биологии, а также повсеместности и нормализации порнографии. К списку можно добавить и другие вещи, не связанные с сексуальностью. Их всех объединяет то, что все они являются частью последовательного и систематического отказа от моральной вселенной, которая существовала десятилетия назад и сейчас находится под угрозой.

Одно можно сказать наверняка: ценности из списка традиционных семейных ценностей действительно традиционны. То есть они действительно могут утверждать, что уходят своими корнями в христианскую веру (а также в другие религиозные традиции) с древних времен до недавнего времени. Это, конечно, само по себе не доказывает, что новые практики ошибочны, но это означает, что, продвигая новые светские ценности и идеологию, нужно доказывать, что христианство (а также иудаизм и ислам) были совершенно неправильными на протяжении сотен или тысячи лет, и что современные пропагандисты моральных новшеств как-то мудрее всех, кто был до них. Это непростая задача, и, возможно, именно этим объясняется то, что либеральные левые предпочитают очернения аргументам. Легче просто заклеймить традиционалистов неандертальскими фанатиками, стоящими не на той стороне истории, чем отстаивать свою светскую позицию.

Каково же место традиционных семейных ценностей в жизни христианина? Я предлагаю две вещи, касающиеся роли христианина на общественной площади и в его внутренней семье.

Что касается общественной площади, я полагаю, что было бы легкомысленно и наивно утверждать, что принятие того, что фактически является новой моралью, не окажет негативного влияния на общество в долгосрочной перспективе. Если это так, то христианин должен сделать все, что в его силах, чтобы противостоять продвижению новой морали. Это не означает, что если браки гомосексуалистов станут законными в понедельник, то семьи гетеросексуальных партнеров развалятся уже через неделю в пятницу. Тем, кто риторически спрашивает: «Вы когда-нибудь знали кого-нибудь, чей брак распался из-за гей-парадов?», ответ, конечно же, «Нет». Но мы обсуждаем долгосрочные культурные траектории, а не сиюминутные результаты.

Можно утверждать, например, что мужчины и женщины разные, а отцы и матери играют разные и взаимодополняющие роли в формировании и воспитании детей. Таким образом, преднамеренное изменение традиционной модели таким образом, чтобы у одного было два папы или две мамы, лишает детей необходимого вклада от противоположного партнера, а также отделяет сексуальность от продолжения рода. Кроме того, он отдает предпочтение личному выбору способами, которые не всегда можно предвидеть.

Очевидно, нельзя детализировать непредвиденные способы, которыми первостепенное значение личного выбора в морали приведет к пагубным последствиям, потому что тогда пути не были бы непредвиденными. Но мы уже сейчас видим, как предпочтение личного выбора в моральной системе может создать непредвиденные проблемы.

Например, в Канаде мы теперь настаиваем на том, чтобы люди имели право выбирать, когда и как им умереть, с так называемой медицинской помощью при смерти (т. е. врачи убивают людей по запросу). Поскольку это становится все более и более распространенным явлением, это заставляет пожилых людей покончить со всем этим преждевременно, иначе они станут финансово обременительными для своих детей. Этот результат не был предвиден и, конечно, не предполагался, но тем не менее он наступает. Точно так же первостепенное значение личного выбора (будь то выбор сексуального партнера или пола) будет иметь непредвиденные долгосрочные последствия для будущих поколений. Новые нетрадиционные ценности закладывают основу будущего общества, которое может резко отличаться от того, которое мы имеем сейчас, и христианин должен противостоять развитию, которое нанесет вред будущим поколениям, из заботы об обществе, в котором он живет.

Что касается традиционных семейных ценностей во внутренней жизни семьи: существует определенный смысл, в котором семьи противопоставляют себя обществу независимо от того, принимает общество традиционные семейные ценности или нет, в том смысле, что каждая семья должна выбирать, следовать примеру общества или нет. На американском Юге в начале двадцатого века семье приходилось выбирать, принимать расизм или нет. Сейчас семьям в западном мире приходится выбирать, принимать им новое понимание сексуальности и гендера или нет.

Каждая семья должна решить для себя, как она будет жить и воспитывать своих детей.

Это означает, что по мере того, как общество все больше отвергает традиционные семейные ценности, христианские семьи должны становиться все более контркультурными. Даже если мы отчаиваемся менять нынешние нравы и отказываемся от общественной жизни, мы все равно должны жить в соответствии с ценностями, отражающими нашу веру. Это вряд ли ново. Мы уже бывали в культурных катакомбах раньше, и, возможно, снова туда отправимся.

В конечном итоге речь идет не о семейных ценностях, а о верности Христу. Христос повелевает Своим ученикам жить определенным образом, независимо от того, живут ли так окружающие или нет. Может наступить время, когда мы перестанем говорить о традиционных семейных ценностях и будем говорить просто о том образе жизни, который дал нам Христос. Если общество продолжит двигаться по нисходящей спирали, этот день может быть не за горами.

 

 

Миф о традиционной семье

Миф о традиционной семье

«У нас так много ностальгии, — говорит социолог Тереза ​​Чиабаттари. «Мы думаем, что сегодняшние семьи такие сложные, а в прошлом их не было, что, конечно, совсем не так».

  • 23 сентября 2015 г.
  • |
  • 5 вопросов
  • |
  • Джефферсон Роббинс

Фото: Элверт Барнс, через Flickr/Creative Commons

Семья может зависеть как от того, кого вы знаете, так и от того, откуда вы родом.

Выступление Бюро спикеров Терезы Чиабаттари «Разнообразие семьи: прошлое, настоящее и будущее» предлагает слушателям подумать о том, кого они считают частью своей семьи, а также узнать и поделиться тем, как меняются определения «семьи». Думая о своих семьях в целом, участники думают о шагах, половинках, друзьях семьи или родственниках.

«У нас есть семейные отношения с людьми, с которыми мы не связаны юридически», — говорит Чиабаттари. «Это то, что исследователи называют выразительным определением семьи. Семья — это то, чем мы занимаемся — она основана на отношениях, а не на юридической структуре».

Адъюнкт-профессор социологии Тихоокеанского лютеранского университета на протяжении всей своей карьеры изучала семью и ее эволюцию, отслеживая внешние факторы — класс, изменения в законодательстве, более широкие определения брака — играющие роль в американской динамике.

«Как бы мы ни изменились как семьи, есть преемственность», — говорит она. «Может показаться, что эти изменения появились из ниоткуда, но на самом деле это не так — это происходит уже несколько десятилетий».

 

Я много лет живу со своим партнером, у нас есть дети, но мы никогда не были женаты. Насколько это распространено или редко встречается в 2015 году?

На самом деле это довольно редко. Опыт сожительства очень распространен — большинство новых союзов, которые образуются в Соединенных Штатах, представляют собой сожительство, а не брак. И около 40 процентов рождений в США рождаются у незамужних женщин, но большинство из этих женщин являются сожителями. Что необычно в вашем положении, так это то, что вы живете вместе в течение такого длительного периода. Так 90 процентов отношений сожительства заканчиваются либо разрывом, либо переходом к браку в течение пяти лет. То, что вы делаете в качестве долгосрочной альтернативы браку, больше похоже на североевропейскую модель. В США это не взлетело.

 

Так что я на шаг впереди. Насколько традиционна «традиционная» семья? Большинство женщин работают десятилетиями, и разводы и повторные браки — обычное дело. Так почему же это определение до сих пор цепляется?

У нас так много ностальгии. Мы думаем, что сегодняшние семьи такие сложные, а в прошлом их не было, что совсем не так. Если посмотреть на исторические документы, есть также свидетельства того, что люди всегда жаловались на изменения в семейной структуре. У вас есть Тедди Рузвельт в начале 1900-х годов, жалующийся на высокий уровень разводов. Что касается семей, то еще одна вещь, которая осложняет это, заключается в том, что чаще всего мы сравниваем сегодняшние модели с тем, что происходило в послевоенный период бэби-бума, с конца 40-х до начала 60-х годов. И этот период времени был очень исторически необычным — у нас был низкий уровень разводов, у нас был высокий уровень рождаемости, у нас были люди, вступающие в брак в более молодом возрасте, чем в предыдущих поколениях. Итак, если вы посмотрите на графики тенденций за 20-й век, вы увидите, что рождаемость снижалась в начале 19-го века.00-х, а затем вы видите, как он перескакивает в 1950-е. Вы видите, что уровень разводов растет в конце 1800-х годов, а затем падает. Итак, это очень необычный период времени, и когда мы смотрим на этот период, разница между тогда и сегодня преувеличивается. Это правда, что многие белые замужние женщины не были частью рабочей силы в начале 20-го века, но одинокие женщины, безусловно, были. И многие женщины нашли другие способы заработка. Даже если не работали вне дома, брали в стирку, брали пансионеров, брали сдельно по дому.

 

Можем ли мы предсказать, как равноправие в браке, также называемое однополым браком, изменит или смягчит динамику американской семьи?

Конечно, большое изменение заключается в том, что у вас будет больше однополых пар, состоящих в браке, и в результате они разводятся, а не просто расстаются. Теперь у нас будут правительственные данные о браках и расторжении браков однополых пар, и будет интересно посмотреть, одинаковы ли их темпы заключения и расторжения брака. Я предполагаю, что это будет похоже, и ту же динамику, которую вы видите в гетеросексуальных парах, вы увидите и в однополых парах. Распространение легального брака на однополые пары во многих отношениях очень согласуется с переопределением брака, которое происходит уже более ста лет. В конце 1800-х годов, когда брак стал определяться как союз двух влюбленных, когда основой брака стали любовь и партнерство, так было не всегда. В предыдущие эпохи брак был экономическим соглашением. Это был обмен ресурсами, и вам действительно нужно было найти партнера, который будет трудолюбивым, потому что от этого в буквальном смысле зависело ваше выживание. С индустриализацией все начало меняться, и люди начали влюбляться еще до того, как поженились. В наше время есть определенная логика и последовательность в распространении этого на однополые пары. Если брак — это романтическая любовь, обязательства и дружеские отношения, то трудно утверждать, что это не должно относиться к однополым партнерствам.

 

Действительно ли количество или пол родителей в жизни ребенка является индикатором того, как этот ребенок будет преуспевать в школе или во взрослой жизни?

Исследования однополых родителей очень последовательно показали, что это почти то же самое, что и разнополые родители. Дети, которые растут с однополыми родителями, во всех отношениях похожи на детей, которые растут с гетеросексуальными родителями. Что касается родителей-одиночек, то существует корреляция с успеваемостью детей: в среднем — и это очень важная характеристика — в среднем дети, которые растут с родителями-одиночками, как правило, имеют более низкие уровни успеваемости, у них больше проблем с поведением в школе, и так далее. Но это не значит, что причина в одиночестве. Кажется, что происходит несколько вещей. Во-первых, это экономика: родители-одиночки, скорее всего, будут бедными, и именно эта бедность способствует отрицательному результату детей. Второй момент связан со стабильностью: чем больше у ребенка переходов, тем выше риск отрицательного исхода. Так что, если у родителя есть разные романтические партнеры, которые то появляются, то уходят из жизни ребенка, если они часто меняют место жительства, это другие вещи, которые способствуют результатам воспитания. Еще одна вещь, на которую в последнее время обращают внимание исследователи, — это отказ от рассмотрения только средних значений. Сравнение ребенка, воспитанного одним родителем, и ребенка, воспитанного женатыми родителями, в среднем дает неполную картину. Там действительно большой разброс. Многим детям на самом деле лучше, когда их родители разводятся, потому что они жили в конфликтной семейной ситуации. И многие дети имеют отрицательные результаты. Но на самом деле, большинство детей в любом случае выздоравливают.

См. Терезу Чиабаттари

Когда: 6 октября 2015 г., 16:00.

Где: Renton First United Methodist Church, Renton

 

Считаете ли вы, что аудитория склонна отвергать статистическую оценку, которая не отражает их опыт?

Один или два человека поставили меня под сомнение и просто отклонили данные: «Вы не можете верить ничему, что говорит вам правительство». Но по большей части люди очень открыты для этого, потому что это отражает их реальность, то, что они видят вокруг себя, это отражает сложность, которую они видят в своих семьях. Даже если они живут в традиционной семье, я думаю, что большинство людей открыты для этого. Что вызывает наибольшие споры, так это однополые браки — когда я говорю об этом, я думаю, что не все одобряют, но на самом деле они не подвергают сомнению данные. Теперь, когда Бюро переписи населения задает вопросы об однополых отношениях, а также о сожительстве, у нас действительно есть гораздо более широкая картина.

Чтобы просмотреть полный список мероприятий Вашингтонского бюро докладчиков по гуманитарным наукам, щелкните здесь.

Поделиться этим постом

  • Категория: 5 вопросов
  • |
  • Теги: Разнообразие, семья, Брак, однополые браки

Традиционная африканская семья – Мвизенге С. Тембо

Тема «традиционных семейных моделей в Африке» настолько широка, что ее невозможно адекватно рассмотреть в одной главе. Культурное и физическое разнообразие, дополненное драматическими социальными изменениями на континенте за последние три десятилетия, делает ситуацию с моделью семьи настолько пестрой, что не поддается никаким широким обобщениям. Эта трудность в обобщении разнообразия уже была очевидна для многих ранних исследователей африканской традиционной семьи, таких как Мэйр (1) и Гуд (2).

В этой главе кратко рассматриваются традиционные модели африканских семей, описывающие патрилинейные и матрилинейные семьи. Представленные тематические исследования будут касаться баганда в Уганде и бемба в Северной Замбии. Некоторые из основных затронутых вопросов будут включать полигамию, племя, клан, расширенную семью, выкуп за невесту и воспитание детей.

Поскольку африканское общество не было статичным, кратко будут упомянуты изменения в традиционных моделях семьи. Наконец, этот автор будет утверждать, что европоцентристский характер описаний и характеристик традиционных африканских моделей семьи более ранними учеными имел тенденцию искажать и затемнять многие из сильных сторон африканской традиционной семьи.

Содержание

  • 1 Извращенность полигамии
  • 2 Родство и клан баганда из Уганды
  • 3 Дети баганда из Уганды
  • 4 Традиционная африканская семья по материнской линии
  • 6 Дети бемба Северной Замбии
  • 7 Резюме
  • 8 Европоцентризм и традиционная африканская семья
  • 9 Заключение
  • 10 Сноски
  • 11 Библиография
  • 12 Об авторе

Извращенность полигамии

Исследователи африканской традиционной семьи сходятся во мнении, что одним широко известным аспектом, который отличает африканскую традиционную семью, скажем, от европейской, является извращенность полигамии3. Хотя полигамия — это акт, когда человек состоит в браке более чем с одним супругом одновременно, в Африке чаще всего практикуется полигамия: «…законный брак одного мужчины с двумя или более женщинами одновременно — разрешен». автор утверждает, что в силу своей извращенности наличие и отсутствие полигамии было значимым детерминантом и показателем характера практически каждой африканской социальной группы; будь то племя, клан или расширенная семья, практиковалось ли матрилинейность или патрилинейность, существовал ли выкуп за невесту и как воспитывались дети.

Многоженство широко практиковалось в Африке и часто составляло основу традиционных африканских семейных моделей. По словам Майра, «…полигамная совместная семья, состоящая из мужчины, его жен и их детей, является идеалом для большинства африканцев»5. Исследования, проведенные с 1930-х по 1950-е гг. Африка.6

Несмотря на извращенность полигамии, были свидетельства ее упадка. Основная указанная причина заключается в том, что с усилением современного влияния женитьба более чем на одной жене стала экономическим бременем. Даже традиционно рядовые граждане не могли добиться женитьбы более чем на одной жене. Часто только короли, вожди и состоятельные люди могли себе это позволить. Многоженство, тем не менее, задавало тон и часто определяло силу общества и модель социальной организации традиционной африканской семьи. Лучшей иллюстрацией служит народ баганда в Уганде.7

В конце и начале 19 века подробное исследование, проведенное среди баганда, показало, что «Полигиния, тип брака, при котором муж имеет многоженство, является не только предпочтительной, но и доминирующей формой брака для баганда. У простолюдинов было двое или трое, у вождей — десятки, а у королей — сотни жен. Какова была структура полигамной семьи?

Хотя у баганда нуклеарная семья, состоящая из матери, отца и их детей, составляет наименьшую единицу системы родства баганда, традиционная семья состоит из «… нескольких ядерных единиц, объединенных общим отцом».9Поскольку люди баганда являются патрилинейными, в домашнюю семью также входят другие родственники отца, такие как младшие незамужние или овдовевшие сестры, престарелые родители и дети из клана отца, посланные им на воспитание. В это же большее домашнее хозяйство будут включены слуги, рабыни и их дети.10 Отец остается главой нуклеарной семьи.

Наличие такого количества людей в этом домохозяйстве не следует путать с другими типами больших семей, такими как «…..«совместная» семья, состоящая из нескольких женатых братьев и членов их семей, живущих вместе, или «расширенная» семья, состоящая из группа женатых отпрысков, живущих в одном доме под властью патриарха или матриарха»11. Баганда также патрилокальны. Поэтому новые семьи, как правило, живут рядом с родителями мужа или вместе с ними.

Родство и клан баганда из Уганды

Баганда используют «классификационную» систему терминологии родства, которая кажется общей практически для всех народов банту в Центральной и Южной Африке. Подобные системы терминологии родства можно найти, например, у ндебеле Зимбабве, зулусов Южной Африки, нгони и тумбука Восточной Замбии.

В этой системе все братья отца называются «отцом», все сестры матери называются «матерью», все их дети «братом» и «сестрой». В мужском языке дочери сестры отца (кросскузены) называются кузенами. Но они терминологически отличаются от параллельных кузенов и сестер. Баганда использует в общей сложности 68 лингвистических терминов отношений.12

Баганда имеет очень важный аспект социальной или семейной структуры; «кровная родственная группа» или «кровная линия», которая представляет собой линию происхождения, прослеживаемую через членов семьи мужского пола или патрисиб. «Сочетая патрилокальное правило проживания с кровнородственным происхождением, баганда построили грозную систему кланов». Клан связан четырьмя факторами. Во-первых, два тотема животных, от одного из которых клан получил свое название. Во-вторых, идентифицирующий барабанный бой, используемый на церемониях. В-третьих, определенные отличительные личные имена. В-четвертых, специальные наблюдения, связанные с беременностью, родами, присвоением имени ребенку и проверкой легитимности ребенка как члена клана.14

Существование патриархата и патрилинейной системы среди баганда может свидетельствовать о том, что отдельные мужчины имеют наиболее доминирующий социальный статус. Наоборот, кажется, что клан имеет более высокое влияние. Например, когда среди баганда умирает человек, его власть над имуществом прекращается. Клан выбирает наследника. «Клан берет на себя управление наследством; желания умершего человека могут быть соблюдены, а могут и не быть соблюдены. ….Старший сын не может наследовать».15

Баганда практикуют обычай левирата. Мужчина, являющийся наследником вдовы, несет дополнительную семейную ответственность за усыновление семьи вдовы. Он…..» также усыновляет детей умершего, называя их своими и не делая различия между ними и собственными детьми»16 9.0003

Дети баганда из Уганды

Хотя дети у баганда воспитываются нестандартным и случайным образом с несколькими обрядами перехода во взрослую жизнь, кажется, что они проходят три различных этапа в своем воспитании. Каждая стадия имеет свои особенности, некоторые из которых, возможно, свойственны обычаям и системе социализации баганда в их традиционной семейной модели.

Церемония имянаречения очень важна в раннем возрасте ребенка. До этой церемонии ребенок не считается полноправным членом рода или общества. «…..только после завершения этой церемонии законность ребенка устанавливается раз и навсегда».17

Люди собираются у дома главы клана. Матери приносят детей обоего пола с пуповиной, бережно хранимой после рождения. Бабушки по отцовской линии бросают шнуры в банку с пивом, молоком и водой. «Если они плавают, вождь клана принимает детей как законных; но если пуповина тонет, то ребенок, которому она принадлежит, считается рожденным в прелюбодеянии и отвергнутым».18

После этой части церемонии проводится пир. На следующий день происходит церемония имянаречения. Дед по отцовской линии произносит много имен умерших предков клана. Если ребенок смеется, то ему дается последнее упомянутое имя, «….и считается, что душа предков вселилась в его тело»19.

Важной особенностью второй стадии детства баганды является то, что после отнятия от груди дети баганды не живут со своими биологическими родителями. Мальчики будут жить с братьями отца, а девочки до замужества проживают в доме женатого старшего брата или с братом отца. «Жизнь с новыми родителями не означает особых изменений в статусе; биологические родители не забывают своих отпрысков и всегда присутствуют на любых церемониях, связанных с их детьми»20 9 .0003

Третий этап детства Баганды – это социализация ребенка для подготовки к взрослой жизни. Это половая дифференциация в социализации, при которой девочки становятся приемлемыми матерями и женами, а мальчики — мужьями и отцами. Ожидается, что дети будут помогать в мелких домашних делах. Мальчики пасут коз, коров и домашний скот. Они также выполняют легкие обязанности для родственников. Девочек в раннем возрасте обучают широкому кругу домашних и сельскохозяйственных обязанностей, включая приготовление пищи, выращивание сельскохозяйственных культур и уход за детьми. «У девочек, в отличие от мальчиков, редко есть время для игр»21 9.0003

Традиционная африканская семья по материнской линии

У народа бемба в Северной Замбии брак является матрилокальным. «То есть мужчина уезжает жить в деревню своей жены, по крайней мере, на первые годы своей супружеской жизни». , и многие другие. Среди чева в Восточной Замбии обычай мужчины, временно или постоянно проживающего с родителями жены, был известен как укамвини.23

В период до 1940-х браки оставались полностью матрилокальными на протяжении всей жизни пары. Но, однако, после нескольких лет контакта с белой цивилизацией и последующих социальных изменений обычай постепенно изменился. Муж мог забрать жену домой, если брак считался стабильным, особенно после того, как у пары было двое или более детей.

Основной семейной ячейкой бемба не была нуклеарная семья. А скорее матрилокальная расширенная семья, состоящая из мужчины и его жены, их замужних дочерей, зятя и их детей. «Основной родственной ячейкой общества бемба является не отдельная семья, а матрилокальная расширенная семья, состоящая из мужчины и его жены, их замужних дочерей, а также мужей и детей последней».0003

Молодая пара бемба живет в одной хижине с ребенком предотъемного возраста, который у них может быть. Но это не самостоятельная ячейка нуклеарной семьи. Мужчина или жених «……строит себе дом в деревне своей жены и становится членом ее большой семейной группы». Тем временем муж работает по приказу тестя вместе с другими молодыми зятьями26. присоединяйтесь».27

Полигамия или многоженство, которые являются отличительной чертой многих традиционных африканских семей, особенно патрилинейных и патриархальных обществ, не характерны для матрилинейных бемба. Если у вождей несколько жен, то очень редко можно найти обычных мужчин, у которых более одной жены. Из-за этого расширенные семьи у бемба на самом деле не такие большие, как те, которые существуют, особенно среди патриархальных полигамных традиционных семей в других племенах, будь то в Южной, Восточной или Западной Африке. институт не является существенной частью семейной и экономической жизни бемба, как у многих народов банту»29.

Родство и клан бемба Северной Замбии

Родство бемба основано на происхождении по материнской линии. Это также относится и к другим замбийским племенам, таким как биса, ламба, лала, чева, каонде, луба и другим. Юридические права и права наследования мужчины принадлежат его матери. Он не имеет прав на свой отцовский клан. «Бемба принадлежит к клану своей матери (умукоа), группе родственников, более или менее отдаленно связанных друг с другом, которые считают свое происхождение от реальных или фиктивных общих предков, используют общее тотемное имя и ряд хвалебных титулов, рассказывают общую легенду о происхождения и принять на себя определенные совместные обязательства»30

Линия — это эффективная единица родства среди бемба, вокруг которой «……брак и организация семейной жизни…». вращается.31 Домохозяйство по материнской линии и происхождение определяют или влияют на два основных вида социальной деятельности. Во-первых, по наследству и наследству мужчина наследует своего умершего деда, дядю по материнской линии или брата. Женщина наследует свою бабушку или сестер по материнской линии. Таким образом передаются главы деревень, придворные должности, ритуальные титулы и вожди.

Во-вторых, социальной поддержки обычно ищут по материнской линии или по происхождению. Например, в долгах и брачных обязательствах. Глава мужского пола имеет контроль над детьми, произведенными детьми группы. Когда девушка выходит замуж, необходимо посоветоваться с братом ее матери. Во многих матрилинейных обществах дядя по материнской линии был посредником или брал на себя все приготовления и обязанности, связанные с браком своего племянника.32 В случае развода родственники женщины были законными опекунами детей.

Дети племени бемба в Северной Замбии

Дети представителей народов, живущих по материнской линии, воспитываются в аналогичной традиционной социальной среде в сельской местности, состоящей из расширенных семей. Существует социализация, чтобы вырастить мальчиков и девочек, чтобы они стали ответственными и приемлемыми взрослыми в деревне, общине и, в конечном итоге, в обществе. Дети изучают обычаи, верования и культуру, относящиеся к социальным ролям женщины, матери и жены для девочек; и мужчина, отец и муж для мальчиков. Материнство оказывает большое влияние на то, что дети узнают и принимают в своем обществе.

Власть и авторитет в матрилинейных обществах в конечном счете принадлежат женщине и ее брату. Поскольку такие дети в раннем возрасте узнают, что у их отца мало власти или ответственности за них. Отец знает, что его дети несут главную ответственность не за него, а за детей его сестры. При этом мужчина и ее замужняя сестра не живут в одном населенном пункте, так как должны сохранять свои браки. Некоторые ученые предполагают, что такое расположение может быть чревато потенциальными социальными проблемами и конфликтами33. В большей степени, чем патрилинейное домохозяйство, где все люди, наделенные властью над детьми, потенциально живут в одном домохозяйстве.

Резюме

В целом существуют две формы социальных групп, основанные на браке бемба и традиционной семье. Во-первых, существует локальная единица матрилокального брака, «….. состоящая из мужчины, его жены, его замужних дочерей, их мужей и детей…»34. Во-вторых, группа материнского происхождения, состоящая из родственников и предков по материнской линии, восходящая к несколько поколений. Они составляют ядро ​​традиционной африканской семьи бемба, вокруг которой вращается социальная организация традиционного общества. «И то, и другое составляет основу политической структуры племени, поскольку матрилокальная расширенная семья является ядром деревни бемба, хотя к ней могут быть добавлены многие другие элементы, и преемственность всех политических должностей фиксируется правилом материнского происхождения». 35

Европоцентризм и традиционная африканская семья

Отцовская и матрилинейность и практика полигинии — три основных отличительных признака традиционной африканской расширенной семьи. Литература по этому вопросу действительно так же обширна и отражает традиционные модели, которые так же разнообразны, как и вариации внешности людей, живущих на континенте. Что важно в различных описаниях традиционной африканской семьи, так это то, что они относятся к периоду до 19 века.40-х годов, а в случае баганда конца 1800-х годов. Социальные изменения в Африке, как и везде, происходят повсеместно. Такие влияния, как прекращение внутриплеменных и межплеменных войн с приходом европейского колониализма, западная денежная экономика, индустриализация, миграция и урбанизация, безусловно, изменили традиционную африканскую семью по сравнению с тем, чем она была 50–100 лет назад. К 1935 г., например, такие антропологи, как Мэйр и Ричардс, и, несомненно, многие другие, уже замечали изменения в моделях брака и семьи.36

Письменные описания и, следовательно, представления о традиционной африканской семье также стали жертвой европейских колониальных культурных предубеждений и христианских ценностей. Более очевидным образом этот европоцентризм36 не рассматривал полигамию, африканские браки и расширенную семью и любые другие свои «странности» (считавшиеся таковыми, поскольку они отличались от европейских обычаев) как социальные явления, которые были законными и действенными в своем роде. собственные африканские социальные обстоятельства и окружающая среда. Но скорее как диковинки, которые должны были уступить высшим европейским моногамным брачным ценностям, узаконенным христианством.

Некоторые из вопросов, которые были результатом европоцентрически предвзятых суждений, включают следующие два. Во-первых, сила, долговечность и устойчивость традиционной африканской семьи никогда не обсуждались подробно и подробно. Например, в полигамной африканской семье, как и у баганда и многих других, жены и братья твоего отца были не просто матерями и отцами, а просто членами родства. Они несли с собой все тяжелые социальные обязательства, которые требовали от матери или отца, дочери или сына. Никогда не существовало различия между биологическими и небиологическими родственниками в том, что касается основных родительских обязанностей. Другие важные преимущества заключаются в том, что традиционная африканская семья усилила групповую сплоченность в суровых физических и социальных условиях.

Во-вторых, продолжающиеся европоцентристские описания и характеристика африканской традиционной семьи как несколько развращенной приводят к использованию таких терминов, как выкуп за невесту, избегание социальных табу, сегрегированные отношения, отсутствие «любви» и «нежности» в африканских браках и семьи.

Постоянное, постоянное и широкое использование термина «выкуп за невесту» для описания ценностей, которые часто отдавались родителям невесты до того, как брак был узаконен, является прекрасным примером оценки и восприятия обычая с предвзятой европоцентристской точки зрения. В самом деле, такие авторы, как Чондока, в последнее время сочли мало верным или оправданным называть этот обычай «покупкой» или «покупкой» жены. На самом деле Чондока считает, что использование терминов «приданое», «выкуп за невесту» для обозначения особенно традиционных замбийских браков является серьезным неправильным употреблением, введенным европейскими миссионерами и колонизаторами в Африке. «В нашем обществе нет выкупа за невесту. Традиционно ни один родитель не назначает цену своей дочери (невесте). Если бы он это сделал, это было бы равносильно продаже ее. В нашем обществе невест не продают. Однако, как потенциальному мужу, вам говорят платить за брак, а не за невесту. Брак включает в себя гораздо больше, чем просто невеста»37 9.0003

Далее автор будет утверждать, что среди африканцев, являющихся проводниками, участниками и действующими лицами в этих браках, понятия «купить», «купить» жену или невесту не существует. Например, среди тумбука38 Восточной Замбии глагол kugula (покупать) используется для обозначения покупки материальных предметов или товаров и домашних животных. Глагол кулобола имеет очень конкретное значение, обозначая ценности, которые частично или полностью отдаются людям девушки для узаконивания или скрепления брака. Лобола широко используется народами банту в Центральной и Южной Африке39.

«Избегание», «сегрегированные отношения», отсутствие «любви» и «нежности» в традиционных африканских браках и семье были общей темой среди европейских ученых. Эти взгляды высказывались до 1930-х и вплоть до 1960-х годов. ЛеВайн40 описал некоторые обычаи и модели, окружающие взаимодействие в традиционной африканской семье, как «институционализированные ограничения», «сегрегированные модели» и «модели избегания». Эти отношения, описанные таким образом, являются ритуалами уважения между зятем и его свекровью, невесткой и ее тестем. Подобные обычаи или «правила ограничений» во взаимодействии действуют между многими другими родственниками в традиционной африканской семье. Эти англо-саксонские или европоцентристские описания не помогают справедливому и точному восприятию традиционной африканской семьи. «Описания неявно изображают (для африканцев и жителей Запада) африканские отношения как негативные, жесткие и несчастные. Все, что описывается в этих терминах, должно быть по своей сути плохим, примитивным и, следовательно, нежелательным»41 9.0003

Типичным для этой европоцентристской характеристики традиционной африканской семьи часто является утверждение не только о том, что в полигамных браках не может быть подлинной любви, но и о том, что даже в моногамных браках отсутствует «настоящая» любовь. Некоторые даже зашли так далеко, что заявили, что для африканского мужа все остальное не имеет значения, если он оплодотворяет свою жену каждые несколько лет42. В упомянутом выше исследовании традиционной семьи баганда автор описывает, как у баганда воспитываются дети. Автор описывает взаимодействие между матерью Баганда и ее ребенком как неблагоприятное и лишенное какой-либо привязанности или любви. «Мать может обнимать или ласкать ребенка и утешать его, когда ему больно или он в беде. Однако детей никогда не целуют — поцелуи не известны багандам — и близкой близости отношений матери и ребенка, как, например, в Америке, нет. ….. В языке баганда нет слова любви или нежной привязанности; самое близкое — это слово, которое лучше всего переводится как «подобный»»43 9.0003

Вопрос, который следует подчеркнуть, заключается не столько в том, что в традиционной африканской семье нет слабостей или недостатков, сколько в том, что европоцентричные англо-саксонские описания (которые считаются объективными и максимально точно описывают социальные явления) устраняют, и затмить сильные стороны и положительные аспекты, которые могли существовать и все еще могут существовать в традиционных африканских семейных моделях.

Распространенные в литературе описания африканской традиционной семьи европоцентричны и предвзяты. Следует проявлять осторожность, когда делаются опрометчивые обобщения, из-за которых традиционная африканская семья представляется статичной, жесткой и лишенной жизненной силы.

Заключение

Традиционная африканская семья — это очень широкое понятие, имеющее сложные вариации на разных континентах. Эти различия вызваны различиями в племенных обычаях или культуре в зависимости от географии, истории, религии, внешнего влияния колониализма, интермиграции, политических и экономических структур и влияний. Из-за такого широкого спектра невозможно исследовать все аспекты традиционной африканской семьи.

Эта глава посвящена только матрилинейным и полигамным патрилинейным африканским традиционным семейным моделям, потому что они кажутся репрезентативными для широких моделей, существующих на континенте. Однако следует подчеркнуть, что это были традиционные узоры, существовавшие с конца 1800-х до 19 века. 60-е годы. Драматические социальные изменения в Африке за последние три десятилетия политической независимости от европейского колониализма явно затронули традиционную семью. Объяснение этих изменений потребует отдельной главы.

Сноски

1 Люси П. Мэйр, «Африканский брак и социальные изменения», в Обзоре африканского брака и семейной жизни, под редакцией Артура Филлипса, (Лондон: издательство Оксфордского университета, 1953), стр. 1–177.

2 Уильям Дж. Гуд, «Изменение моделей семьи: страны Африки к югу от Сахары», в книге «Мировая революция и модели семьи». (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1963.) с.164-202.

3 Люси П. Мэйр, «Африканский брак и социальные изменения», в обзоре африканского брака и семейной жизни, под редакцией Артура Филлипса, (Лондон: издательство Оксфордского университета, 1953), стр. 1

4 Там же, с. 1

5 Там же, стр. 1

6 Там же, стр. 10 Отметим также, что особое внимание следует уделить различию между многоженством, широко практикуемым среди жителей Африки, и тем, что оно является доминирующей формой традиционного семейного уклада. Эта цитата, например, показывает, что среди пондо практиковалась полигамия, но преобладающей формой традиционного брака и семьи была моногамия.

7 Стюарт Куин, Роберт В. Хабенштейн и Джон Б. Адамс, «Полигамная семья Баганда», в книге «Семья в различных культурах» (Нью-Йорк: J.B. Lippincott Company, 1961), гл. IV, стр. 66-87.

8 Там же, стр. 67

9 Дж.А. Барнс, «Брак в меняющемся обществе: исследование структурных изменений в форте Джеймсон Нгони», Документы Родса-Ливингстона (Манчестер: издательство Манчестерского университета, 1951, 1970). Люси П. Мэйр, «Африканский брак и социальные изменения», в Обзоре африканского брака и семейной жизни. Под редакцией Артура Филлипса (Лондон: Oxford University Press, 1953) p.1

10 Стюарт Куин, Роберт В. Хабенштейн и Джон Б. Адамс, «Полигинная семья Баганда», в книге «Семья в различных культурах». (Нью-Йорк: J.B. Lippincott Company, 1961) стр. 68

11 Это исследование было проведено в конце 1800-х годов, когда межплеменные войны и захват рабов во время войн были еще очень распространены. Это объясняет, почему в семейном домашнем хозяйстве были слуги, рабыни и их дети. Это, конечно, уже не так в современной африканской традиционной семье.

12 Стюарт Куин, Роберт В. Хавенштейн и Джон Б. Адамс, «Полигамная семья Баганда», в книге «Семья в различных культурах». (Нью-Йорк: J.B. Lippincott Company, 1961) стр. 68

13 Там же, стр. 70

14 Там же, стр. 70

15 Там же, стр. 72

16 Там же, стр. 72

17 Там же, стр. 72

18 Там же, стр. 76

19 Там же, стр. 77

3

90 ., стр. 77

21 Там же, стр. 78

22 Там же, стр. 78

23 Люси П. Мэйр, «Африканский брак и социальные изменения», в Обзоре африканского брака и семейной жизни. Под редакцией Артура Филлипса (Лондон: Oxford University Press, 1953)

24 Одри И. Ричардс, «Брак бемба и современные экономические условия», Документы Родса-Ливингстона, (Манчестер: издательство Манчестерского университета, 1969). стр. 28-39. Информацию о традиционных брачных обычаях среди народов Замбии как по отцовской, так и по материнской линии можно найти в Yizenge A. Chondoka, Traditional Marriages in Zambia: A Study in Cultural History, (Ndola: Mission Press, 1988)

25 Эта книга написана на языке коренных народов чева. Центральноафриканский язык. В книге описываются и объясняются традиции и обычаи чева, включая укамвини. Мбири Я Ачева, 19 лет5?

26 Одри И. Ричардс, «Брак бемба и современные экономические условия», Документы Родса-Ливингстона. (Manchester: Manchester University Press, 1969), стр. 30

27 Там же, (стр. 30)

28 Зятья, работающие по приказу тестя», возможно, является отражением того, как информаторы или посторонний может описать социальное явление, а не то, что происходит в действительности. Использование термина «приказ» может быть искажением, поскольку ни один тесть не стал бы «приказывать» своему зятю, и ни один зять не стоил бы своего достоинства, если бы ему приходилось «приказывать». Что происходит в большинстве случаев, так это то, что и тесть, и зять в действительности усваивают требуемое или ожидаемое поведение. Хороший зять мотыжит огород, рубит деревья и вообще помогает семье жены, что является доказательством его любви к жене, самоотверженности и высокой культуры.

Свекор знает, чего ожидать от хорошего зятя. Так что отношения зачастую строятся на взаимных ожиданиях и носят более выгодный для обеих сторон характер, чем конфронтационные и чреваты «отдачей приказов». На самом деле случаев, когда тестю приходится отдавать приказы, возможно, такое меньшинство, что ирония в том, что они используются для характеристики всего социального взаимодействия. Скажете ли вы в западном брачном ритуале священника, ведущем к произнесению клятв, что священник «приказывает» жениху «теперь поцеловать невесту», или «надевает кольцо на палец невесты», или «приказывает» быть женатым в этом отношении?

29 Одри И. Ричардс, «Бемба Брак и нынешние экономические условия», The Rhodes-Livingstone Papers, (Manchester: Manchester University Press, 1969), стр. 30

30 Там же, стр. 30

31 Там же, стр. 30

32 Там же, стр. 30

33 Там же, стр. 32

34 Там же, стр. 33

35 3 Одри И. Ричардс, «Бемба брак и современные экономические условия». Документы Родса-Ливингстона. (Манчестер: издательство Манчестерского университета, 1969) стр. 33 Люси П. Мэйр, «Африканский брак и социальные изменения», в обзоре африканского брака и семейной жизни, под редакцией Артура Филлипса (Лондон: издательство Оксфордского университета, 1953). Дж. Клайд Митчелл, Деревня Яо: исследование социальной структуры малавийского племени. (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1956, 1966, 1971). Элизабет Колсон, Брак и семья на плато Тонга в Северной Родезии. (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1958, 1967, 1975).

36 Люси П. Мэйр «Африканский брак и социальные изменения», в Обзоре африканского брака и семейной жизни. Под редакцией Артура Филлипса (Лондон: Oxford University Press, 1953) стр. 14

37 Люси П. Мэйр, «Африканский брак и социальные изменения», в обзоре африканского брака и семейной жизни, под редакцией Артура Филлипса (Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1953) стр. 51 Набот М. Дж. Нгулубе, Некоторые аспекты взросления в Замбии. (Лусака: Nalinga Consultancy/Sol-Consult A/S Limited, 1989)

38 Люси П. Мэйр, «Африканский брак и социальные изменения», в Обзоре африканского брака и семейной жизни, под редакцией Артура Филлипса (Лондон: Оксфорд Университетское издательство, 1953) с. 126

39 Там же, стр. 131

40 Там же, стр. 131

41 Молефи Кете Асанте, Афроцентризм: теория социальных изменений. (Буффало: Издательство Амулефи, 1980).

42 Йизенге А. Чондока, Традиционные браки в Замбии: исследование истории культуры. (Ндола: Mission Press, 1988)

43 Там же, стр. 15

44 Томас Прайс, Краткий словарь английского и нянджа, (Лусака: Национальная образовательная компания Замбии и Фонд Кеннета Каунда, 1970). стр. 19

45 Набот М. Дж. Нгулубе, Некоторые аспекты взросления в Замбии. (Лусака: Nalinga Consultancy/Sol-Consult A/S Limited, 1989) стр. 97

46 Р.А. ЛеВин. «Модели личности в Африке», в «Реакции на перемены: общество, культура и личность». Под редакцией Г.А. ДеВос (Нью-Йорк: D. Van Nostrand Co., 19 лет).76)

47 Мвизенге С. Тембо, Социологический анализ африканской личности среди замбийских студентов. (Ист-Лансинг, Университет штата Мичиган, 1980 г.) стр. 11. Неопубликованная магистерская диссертация.

48 Р. А. ЛеВайн, «Модели личности в Африке», Реакция на перемены: общество, культура и личность. Под редакцией Г.А. ДеВос, (Нью-Йорк: D. Van Nostrand Co., 1976)

49 Стюарт Куин, Роберт В. Хабенштейн и Джон Б. Адамс, «Полигинная семья Баганда», в книге «Семья в различных культурах». (Нью-Йорк: JB Lippincott Company, 1961)стр.76

Ссылки

Адамс, Берт Н., Семья: социологическая интерпретация, 4-е издание, Нью-Йорк: Harcourt Brace Jovanovich, Publishers, 1986.

Asante, Molefi Kete., Afrocentricity; The Theory of Social Change, Buffalo: Amulefi Publishing Company, 1980.

Бэбби, Эрл Р., Социология: введение. Белмонт, Калифорния: издательство Wadsworth Publishing Company, 1983. Гл. 16.

Барнс, Дж. А., «Брак в меняющемся обществе: исследование структурных изменений в форте Джеймсон Нгони», The Rhodes-Livingstone Papers, Manchester: Manchester University Press, 1951, 1970.

Белл, Норман В., и Фогель, Эзра Ф. (ред.) Современное введение в семью, Glencoe: The Free Press, 1960.

Чондока, Йизенге А., Традиционные браки в Замбии: Исследование истории культуры, Ндола, Mission Press, 1988.

Колсон, Элизабет. Брак и семья на плато Тонга в Северной Родезии. Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1958. 1967. 1975.

Козер, Роуз. Агнец., (Ред.) Семья; Его структуры и функции. Второе издание, Лондон: The Macmillan Press, Ltd., 19.74.

Эванс-Притчард, Дж. Дж., «Некоторые аспекты брака и семьи среди нуэров», Документы Родса-Ливингстона, Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1945, 1969.

Голдторп, Дж. Э., Социология третьего Мир: неравенство и развитие. Второе издание, Лондон: издательство Кембриджского университета, 1984, гл. 8.

Гуд, Уильям Дж. «Изменение моделей семьи: страны Африки к югу от Сахары», в книге «Мировая революция и модели семьи». Нью-Йорк: The Free Press, 1963.

ЛеВайн, Р.А., «Модели личности в Африке», в книге «Реакция на перемены: общество, культура и личность». Под редакцией Г.А. ДеВос, Нью-Йорк: D. Van Nostrand Co., 19 лет.76.

Мэйр, Люси П., «Африканский брак и социальные изменения», в Обзоре африканского брака и семейной жизни. Под редакцией Артура Филлипса, Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1953.

Митчелл, Дж. Клайд. Деревня Яо: исследование социальной структуры малавийского племени. Manchester: Manchester University Press, 1956, 1966, 1971.

Нгулубе, Набот М.Дж., Некоторые аспекты взросления в Замбии, Лусака: Nalinga Consultancy/Sol-Consult A/S Limited, 1989.

Price, Thomas., A Краткий англо-нянджа словарь. Лусака: Национальная образовательная компания Замбии и Фонд Кеннета Каунды, 19 лет.70

Куин, Стюарт А., Хабестайн, Роберт В. , и Адамс, Джон Б., Семья в различных культурах. Нью-Йорк: JB Lippincott Company, 1961.

Ричардс, Одри И., «Брак Бемба и современные экономические условия», Документы Родса-Ливингстона, Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1969.

Шапера, Исаак., Семейная жизнь в африканское племя. Миддлсекс: Penguin Books Ltd., 1971.

Стивенс, Уильям Н., Семья в межкультурной перспективе, Нью-Йорк: University Press of America, 1982.

Тембо, Мвизенге С., Социологический анализ африканской личности среди замбийских студентов. Ист-Лансинг, Университет штата Мичиган, 1980 г., неопубликованная магистерская диссертация.

Торн, Барри., и Ялом, Мэрилин. (редакторы). Переосмысление семьи: некоторые феминистские вопросы, Нью-Йорк: Лонгман, 1982.

Уайт, К.М. Livingstone Papers, Manchester: Manchester University Press, 1962, 1969.

Об авторе

Автор получил степень бакалавра социологии и психологии в Университете Замбии в 1976 г., степень магистра и доктора философии в Университете штата Мичиган по социологии в 1987 г.