Татьяна черниговская официальный сайт семья: Татьяна Черниговская — биография и личная жизнь профессора
Татьяна Черниговская — биография и личная жизнь профессора
Фото Все
Видео Все
Татьяна Черниговская – ученая, изучает психолингвистику и нейронауку, занимается вопросами теории сознания. Имеет звание заслуженного деятеля науки России, профессор.
Считается, что ученые знают о человеческом мозге все, вплоть до протяженности нейронной сети и числе соединений нейронов. Всем известно, как память работает, как ее стирают и имплантируют. Искусственный интеллект запросто диагностирует болезни, делает ставки на бирже и распознает речь. Но до сих пор для ученых остается загадкой, как работает мозг. Именно над этим вопросом работает Татьяна Черниговская, известный ученый в области психолингвистики и нейронауки.
Детство
Родилась Татьяна Черниговская 7 февраля 1947 года в Ленинграде. Ее родители принадлежали к интеллигенции, оба были известными учеными. Дочь всегда старалась не опустить планку, поднятую ее родителями. Ее отдали в школу, где все предметы преподавались на английском, и которая была единственной в таком роде в Советском Союзе. Этим самым будущее Татьяны предопределилось еще в школьные годы.
Татьяна ЧерниговскаяПосле получения школьного аттестата Татьяна стала студенткой факультета английской филологии Ленинградского университета. Она выбрала кафедру экспериментальной фонетики. Черниговская никогда не строила далеко идущих планов, не заглядывала в будущее. Ей больше нравилось поступать так, как велит сердце и к чему расположена душа. После выпуска из вуза она начала заниматься биологией, и много лет отдала Институту эволюционной физиологии и биохимии, с которого и началась ее трудовая биография.
Наука
В 1993-м Татьяна стала кандидатом наук, в 1997-м пришло время защищать докторскую степень. Тему своих исследований она назвала «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Сейчас она доктор наук филологии и биологии, профессор университета.
Черниговская занимается человеческим мозгом. Это если коротко, а по-научному это звучит как психо- и нейролингвистика. Она придерживается мнения, что чисто медицинские исследования не смогут дать полной картины, предмет изучения не раскроет всех таящихся в нем тайн. Поэтому для исследования самого загадочного органа человека нужно использовать не только биологию, но и психологию, лингвистику, медицину, биологию, химию, и в придачу ко всему нейронауки.
Черниговская инициировала открытие специализации «Психолингвистика», которая работает с 2000 года в СПГУ на кафедре общего языкознания. Эту программу прошли первые российские магистры.
В настоящее время Татьяна сотрудничает с несколькими вузами России – СПбГУ, Европейским университетом в Санкт-Петербурге и Факультетом свободных искусств и наук. Она ведет курсы нейролингвистики, психолингвистики и когнитивных процессов, которые предназначены в первую очередь студентам и аспирантам филологических и медицинских факультетов.
Ее научная деятельность распространяется на ряд институтов РАН и вузы США и Европы. Татьяна является научным стипендиатом президента РФ, а также участвует в программе международных обменов (Фулбрайт). Помимо этого профессор руководит «Петербургской школой психолингвистики».
Профессор Татьяна Черниговская занимается изучением очень сложных предметов – происхождением, развитием и патологией языка, теорией эволюции и развитием искусственного интеллекта. Она автор почти трех сотен научных работ, которые печатают отечественные и зарубежные издания.
Татьяна Черниговская читает лекциюТатьяна Владимировна частый гость в крупнейших университетах Европы и Америки, где выступает со своими лекциями.
Нужно заметить, что ее лекции понимают не только студенты, обучающиеся по определенному профилю. Ученый выступает с публичными лекциями, и двери лектория «Прямая речь» открыты для всех желающих.
Познакомиться с Татьяной Черниговской можно было и на телевидении, во время цикла передач, транслируемых каналом «Культура». Она стала ведущей программ «Покажем зеркало природе…», «Звездное небо мышления», «Наблюдатель», «Встреча на вершине», «Правила жизни», которые очень понравились зрителям и заняли высокие места в рейтинге.
Татьяна Черниговская в программе НаблюдательБольшой интерес слушателей вызвала лекция Черниговской под названием «Как научить мозг учиться?», которую она читала в передаче «Правила жизни». Эту же лекцию ученая представила посетителям лектория «Прямая речь» и участникам целого ряда научных фестивалей.
Хорошо знают Татьяну и на канале «Петербург – Пятый канал», где она стала ведущей рубрики «Интеллект» в программе «Ночь». Спустя некоторое время из этой рубрики получилась авторская программа «Ночь. Интеллект. Черниговская».
С полным списком всех ее выступлений, программ и интервью можно ознакомиться на официальном сайте Черниговской. Там же есть и ссылки на видеоматериалы ее выступлений, которые записывались и выкладывались в Сеть.
В начале 2010-го, согласно указа президента РФ, Татьяна Черниговская удостоилась звания Заслуженный деятель науки России.
Татьяна Черниговская придерживается мнения, что человеческий мозг – это не решето, и из него ничего не высыпается. Поэтому рекомендует отказаться от прослушивания плохой музыки, чтения плохих книг и общения с психами. Предлагает не есть плохую еду и не пить вредные напитки, потому что все это откладывается в мозге, и лежит там настоящим ядом, отравляя сознание и ухудшая качество жизни.
Могут быть знакомы
Личная жизнь
Черниговская много работала над вопросом воспитания детей-билингвов, изучала когнитивные навыки детей и способы реабилитации деток, имеющих речевые расстройства. Однако о ее детях общественности неизвестно ровным счетом ничего. То ли она так тщательно скрывает своих отпрысков от представителей СМИ, то ли у нее их нет. Такая же тайна и вокруг мужа, Татьяна ни разу не обмолвилась о его наличии, как впрочем, и о своей личной жизни.
Любимое место отдыха известной ученой – лес или океан, там она чувствует максимальный комфорт. А еще она много времени проводит в наблюдении за своим питомцем – котом-британцем. По мнению хозяйки, они связаны телепатической связью, и животное понимает ее лучше, чем некоторые люди.
Татьяна ЧерниговскаяО себе Татьяна говорит, что она эстет и сноб. Она не признает электронные книги, читает исключительно печатные издания. Черниговская любит ощущать под рукой текстуру бумаги, дышать непревзойденным ароматом печатного издания.
Еще ученая очень любит классическую музыку и часто посещает театр. Она проста в общении, не очень прихотлива, любит хорошую еду и настоящее вино. Татьяна с горечью отмечает, что родилась слишком поздно, ее натуре было бы более комфортно в 19-м веке.
Татьяна Черниговская сегодня
Весной 2016-го Татьяна получила приглашение от известного ведущего Владимира Познера и стала гостьей его передачи. Предметом беседы был все тот же мозг, его свойства и устройство. Во время беседы с ведущим Черниговская коснулась очень интересных тем – как работает мозг человека, и под силам ли современной науке это объяснить, как происходит взаимодействие мозга и личности, и в чем человеческий мозг превосходит компьютер.
Линия жизни / Телеканал Культура» src=»https://www.youtube.com/embed/YH6Ezh56Qjw?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>В 2017-м научная деятельность Татьяны Черниговской была отмечена Российской академией наук. Ученая награждена Золотой медалью, как активный пропагандист научных знаний.
Достижения
- 1993-й – защита кандидатской диссертации;
- 1997-й – защита докторской диссертации;
- 2000-й – открытие специализации «Психолингвистика» в СПГУ, которая стала первой в своем роде на территории России;
- 2006-й – ученая избрана Норвежской академией наук в качестве иностранного члена группы филологии и философии;
- 2010-й присвоение звания Заслуженный деятель науки РФ;
- 2017-й – награждение Золотой медалью РАН в категории «Наука о жизни».
Ссылки
- Инстаграм
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Татьяна Черниговская: «Если тебе скучно жить — ты совсем дурак»
Наука и жизнь
Доктор филологии и биологии — лицо и посол современной науки в Петербурге. Профеcсор СПбГУ, она не только ввела психолингвистику в учебную программу, но и популяризировала эту дисциплину, изучающую взаимоотношение языка, мышления и сознания, для ширнармасс. Только Татьяна Владимировна может так легко и просто рассказать о принципах работы мозга — и это делает ее и самым любимым лектором на родном филфаке, и желанным гостем в программе «Познер» на Первом канале.Палантин Tatyana Parfionova (Модный дом Татьяны Парфеновой)
После ваших лекций понятно, что мозг постичь невозможно. Поэтому разрешите, я буду задавать вам бытовые вопросы? Например, как ваш исследовательский опыт помогает в житейских ситуациях?
Мне кажется, я обладаю сильной интуицией, потому что тогда, когда я ей не доверяла, а действовала так, как говорил мне рациональный мозг, я совершала крупные ошибки. Я знаю наверняка: если внутренний голос — это без всякой мистики, метафорично — подсказывает не делать что-либо, то всегда оказывается прав. Основные решения моей жизни — интуитивного сорта. Я не высчитываю ходы, хотя и умею это делать.
Понимают свою интуицию люди зрелые, а ум и зрелость зачастую никак не связаны. Например то, что человек инфантильный принимает за интуицию, может оказаться банальной тревогой.
Важно внимательно «прислушиваться» к своим ощущениям. Даже те, кто постоянно выступают публично, на вопрос: «Волнуетесь ли вы?» — почти всегда отвечают: «Да, волнуюсь». Много лет назад на конференции в Германии я познакомилась со знаменитым ученым Карлом Прибрамом. Я, честно говоря, была уверена, что этот классик нейрофизиологии давно умер… Но он оказался не просто живым, но исключительно жизнелюбивым, загорелым мужчиной в красном свитере с очередной молодой женой. По утрам мы вместе завтракали, и однажды я решила задать ему важный профессиональный вопрос, а он попросил: «Татьяна, после моей лекции! Я страшно волнуюсь!» Тут я подумала: надо уезжать! Если сам Прибрам волнуется перед выступлением, то всем остальным нужно уползти в нору и рот не открывать.
Факт: в здравом уме и твердой памяти человек волнуется. Если он настолько обезумел, что уверен в себе полностью, то его природа накажет: что-то забудет, потеряет нить рассуждений или упустит драйв. Драйв — очень важное слово. Я не могу предвидеть, удачной ли будет лекция, хотя у меня большой опыт. Печенкой знаю то, что буду рассказывать, под наркозом могу читать, а лекция иной раз вообще не идет — нет драйва. Иногда же такая сложная тема, что я сама не знаю, как ее подавать, — а мысль летит, сверкает! Сама вижу, как сверкает, — и все видят! Как это выходит?Вы так потрясающе держитесь на публике, что в вас больше актерского, чем в некоторых актерах.
Я вам без лукавства отвечу — в этом нет никакой моей заслуги. Опять же — либо идет, либо нет. Настоящий актер научен, надрессирован, это у него профессиональное — он накачивает себя ролью: так Смоктуновский жил Гамлетом, вообще не выходил из образа. Я этого не умею, и мне это не нужно. Блеск может удачно включиться — и это очень зависит от того, с кем я разговариваю, от того, есть ли у нас общее поле.
А если мне что-то не нравится, не возникает контакта, то я начинаю злиться на себя. Я не внешним миром недовольна, а собой: зачем согласилась на беседу?Мне кажется, у вас есть такое качество, которое позволяет освоить что угодно, — любопытство.
Абсолютно точно! Я лентяйка, откровенно вам скажу. Занимаюсь только тем, что мне интересно. В противном случае превращаюсь в страшную стерву. Понятно, что я могу делать то, что мне не нравится, — мы все иногда должны. Но только не в серьезных вопросах: не в науке, не в важном разговоре.
Вы поэтому выбрали сферу, где все постоянно меняется?
Да! И мне интересно преподавать, потому что я периодически отказываюсь от того, что сама же говорила два года назад. Слушатели веселятся! Часть ходит на лекции в Москве и Петербурге из года в год: «Вы, — говорят, — все время новое рассказываете!» У меня нет учебника, и, вероятно, я никогда его не напишу: утром я думаю одно, а вечером окажется, что все это уже неправда.
Близки ли мы к глобальному открытию, которое может перевернуть нашу жизнь?
Все ждут сенсаций, но никакие открытия нельзя спрогнозировать. Они происходят сами по себе, в том числе во сне. Можно гулять по лесу или жарить котлеты — и тут тебя ударит.
Чаще всего так и происходит.
Это происходит только так и никак иначе! Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.
То есть открытие еще и выбирает, кому явиться?
Даже если эти невероятные данные явятся случайному человеку, что невозможно, он их не поймет! Бесполезно являться. Все требует подготовки. Что касается сенсаций, то хотя физика и не моя область, открытие гравитационных волн сносит крышу: там начинаются фокусы с пространством и временем, совсем опасные. Еще я страшно увлечена тем, что происходит в генетике, мне ужасно жаль, что я не специалист в этой области. Меня восхищает, как научились работать с древнейшим материалом: еще пять лет назад было почти невозможно исследовать останки людей, умерших лет десять назад, а сейчас занимаются образцами, которым двести тысяч лет. Это кардинально все меняет.
Получается, сейчас основной фокус ученых на том, кто мы такие. А как насчет необъяснимых способностей?
Я отношусь к таким провокационным темам спокойно. Если мы чего-то не знаем, то не значит, что этого нет. Беда людей в том, что они слишком много о себе думают. С этим у меня полный порядок: я не считаю себя слишком умной, хотя то, что я не дура, очевидно. И у меня нет иллюзий на тему того, что я много знаю: чем дальше, тем больший ужас меня охватывает от осознания того, что я не просто многого не знаю, но и кое-чего не понимаю вообще. Когда меня спрашивают, есть ли телепатия, я отвечаю, что вполне это допускаю. Если вы увидите человека, который сатанинским глазом смотрит — и двигает предмет хотя бы на три миллиметра, это конец. Все наши знания законов природы говорят о том, что этого не может быть. Если это произошло, мы должны выдохнуть, пойти помолиться Николаю Угоднику, опрокинуть хреновухи и заесть груздем со сметанкой.
Вы верующий человек?
Да, но не воцерковленный, в традиционное православие меня крестили во младенчестве. Я отношусь к вере серьезно. В любых других религиях я не вижу ничего интересного для себя, кроме философских аспектов.
Ваши родители — ленинградские ученые, вера в те годы была достаточно запретной темой. Как произошло, что вам ее передали?
Тогда все происходило тайно, разговоров на эту тему в семье не было. Думаю, это произошло не без влияния дедушки и бабушки. У меня была чудесная и трогательная бабушка. Она не дожила трех месяцев до ста лет и была умнее меня в восемьсот раз.
Палантин Tatyana Parfionova (Модный дом Татьяны Парфеновой)
Технически дело было так: сразу после окончания кафедры английской филологии в университете я начала преподавать, и мне быстро стало страшно скучно. Я даже не могу описать насколько. Такая тоска взяла! Я подумала: неужели вот на это я потрачу свою единственную жизнь? И ушла. Не просто от преподавания, а вообще из этой области. Я тогда была уже замужем, приехала к родителям и сообщила им, что бросаю работу и ухожу в Институт эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова. Они так с сожалением на меня посмотрели… Было трудно, пришлось изучать сенсорную физиологию, биофизику, биоакустику. Я сдавала кандидатский минимум без профильного образования: как поэма Шелли подходит для экзамена по биофизике?
Так же, как и Уолта Уитмена, вероятно? То есть из невыносимо женского царства филологии вы — красавица…
Красавица — и умница, вы забыли! (Смеется.)
И умница, конечно же, попадаете в общество скорее мужское.
На самом деле в академической среде много умных и красивых женщин. Мне часто говорят, что женщинам трудно, ведь их намеренно не пускают мужчины — это не вполне так. Я ни разу с этим не столкнулась. Сложность другая. Мужчина может себе позволить роскошь прийти на работу в мятом пиджаке, драном свитере и с похмелья.
Особенно русский мужчина.
Да и что с него взять: он формулу такую доказал, что держись! А женщине нужно всегда прилично выглядеть и одеваться. Это дополнительные затраты, ментальные и физические — все время быть в тонусе. Нужно быть женой, матерью, варить обеды. Я, например, обожаю готовить. Вот ехала к вам и думала над новым вариантом лукового супа, надо будет вечером попробовать.
Вы как-то упоминали, что не любите психотерапевтов, но ведь это тоже путь познания себя?
Если они не нужны мне, это вовсе не значит, что они не нужны другим: масса людей сами с собой справиться не могут. Известно, что для того, чтобы тебя не раздирало изнутри, нужно выговориться. Для этого существуют исповедники, подруги — и психотерапевты. Заноза, если ее вовремя не вынуть, устроит заражение крови. Люди, которые молчат и держат все в себе, находятся не только под серьезным психологическим или даже психиатрическим риском, но и под риском соматики. Любой профессионал со мной согласится: все начнется с язвы желудка. Организм един — и психика, и тело. Кстати, многие считают, что я психолог. И у меня много друзей и коллег этой профессии. А вот кого терпеть не могу, так это психоаналитиков. Я тут присоединяюсь к Набокову, который даже имени Фрейда не произносил, а называл его не иначе как «этот венский шарлатан». Я с ним согласна — тот заморочил голову человечеству на целое столетие.
А как вы себя регулируете?
Ничто не может быть лучше разговора с интересными собеседниками, хотя в моих отношениях с близкими подругами нет манеры все друг другу выкладывать. Я люблю смотреть на море, горы или лес — природа приводит меня в чувство. Беседы с самой собой мне не помогают, и рациональный разбор ситуаций не утешает. Я и так понимаю, что где-то надо было поступить по-другому, но так как все уже произошло, смысла рефлексировать нет — получается замкнутый круг. Я могу проанализировать ситуацию и решить вести себя определенным образом, а потом в четыре секунды все ломается. Это говорит о серьезной вещи: насколько мы не хозяева себе. Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения? Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.
Вы анализируете свои сны?
Не умею и плохо их помню. Но я просыпаюсь в определенном состоянии, и если есть неприятное ощущение — вот тут надо насторожиться. Может быть, ты сам еще не поймал сигнал опасности, а мозг уже поймал.
Может ли мозг вскипеть?
Может! Нужно к себе прислушиваться. Иногда стоит бросить дела и поехать в Венецию, погулять, не ждать, пока мозг скажет: «Привет, меня зовут Альцгеймер! Запомнила? Ах не запомнила? Повторяю еще десять раз». Доиграться бы не хотелось, но это не в нашей власти. В нашей власти затормозить скорость изменений — люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен. Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго». И когда я смотрю на полки с книгами, даже злость берет: они здесь будут стоять, а я к праотцам отправлюсь, так их все и не прочитав, потому что нет на это времени. Я совершенно искренне не понимаю людей, которые говорят, что им скучно жить. Это как? Вокруг столько фильмов, книг, музыки — а природа какая невероятная! Если тебе скучно жить — ты совсем дурак.
А художественную литературу вы читаете?
Конечно! Это для меня самая большая радость. Была бы у меня возможность, я бы лежала на диване и читала Набокова или Гоголя. Вот майор Ковалев смотрит с моста в воду и думает: «Много ли там рыбы бегает?» Только гений мог написать такое, бриллиант в каждом предложении. Или Бродский: от восторга замирает весь организм.
Если бы вы могли прямо сейчас получить от судьбы карт-бланш на то, чтобы освоить абсолютно новую область, что бы это было?
Музыка и, возможно, математика. Но у меня нет никаких данных ни для того, ни для другого. Они требуют совершенно других мозгов. Когда слушаешь Малера или Брамса, голову просто сносит. Гении. Гениальность можно спрогнозировать? Нет. Бывает, что гений не распознан, но мы об этом в таком случае никогда не узнаем. Есть ли возможность построить систему образования так, чтобы она давала ребенку максимум инструментов для открытия способностей? Я вижу проблему: образование будет распадаться на элитарное и обычное, что влечет за собой социальные неприятности. Хорошее образование будет очень дорого стоить и приведет к абсолютному расслоению общества.
Но может быть, так и надо?
Это не либерально и не демократично, но так устроена жизнь, нравится нам это или нет. Зайчик не становится орлом.
Проблема зайчика в том, что он может положить на то, чтобы стать орлом, всю свою жизнь.
Тогда плохо его дело. Лучше бы ему стать самым красивым, пушистым и прытким зайчиком.
Для этого и нужны психотерапевты.
Это правда. У людей неправильные установки, они считают, что, например, повар хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет всех дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и квадратное — неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте.
МЕСТО СЪЕМКИ Дворец Бобринских Особняк фаворита Екатерины II Платона Зубова, построенный архитектором Луиджи Руской, императрица Мария Федоровна в 1797 году подарила незаконнорожденному брату своего мужа Павла I — графу Алексею Бобринскому. В первой половине XIX века городская усадьба Бобринских была одним из центров светской жизни Петербурга, где на балах у дяди, а затем у его вдовы бывали Александр I и Николай I. Салон графини Анны Владимировны посещали Пушкин, Жуковский, Горчаков и Вяземский. Теперь во дворце, интерьеры которого недавно отреставрировали, размещается факультет СПбГУ — Смольный институт свободных искусств и наук. |
текст: Ксения Гощицкая
фото: Наталья Скворцова
стиль: Роман Кянджалиев
визаж: Анна Красненкова
Благодарим за помощь в организации съемки Санкт-Петербургский государственный университет
Следите за нашими новостями в Telegram
Автор:
andrey,
Материал из номера:
Июнь №185
Люди:
Татьяна Черниговская
вреда или добра — Реальное время
09:00, 16.08.2019
Вторая смена и шестидневка в школах — это правильно и удобно
Приближается новый учебный год. Родители, педагоги, ученые и детские психологи снова скрещивают мечи: допустимо ли ребенку учиться во вторую смену? Нужно ли школам полностью переходить на пятидневку, чтобы дети успевали отдыхать, или шестидневка приносит больше пользы? На фоне нехватки мест в школах для обучения всех детей в одну смену вопрос становится особенно острым. Существует также проблема шестидневной учебной недели, которую некоторые регионы пытаются сократить до пяти дней. «Реальное время» попыталось рассмотреть эти вопросы с непопулярных позиций и нашло аргументы в пользу вариантов, вызывающих неприятие воинствующего большинства. Кроме того, газета подготовила практические советы родителям школьников, которые идут учиться во вторую смену.
Татьяна Черниговская: «Необходимо провести исследование»
Как правило, после вопроса «в какую смену учиться ребенку?» следует один ответ: в первую! Конец истории. Молодые мамы, чиновники от образования, детский омбудсмен, даже Владимир Путин тверды и категоричны. Но правы ли они? И возможна ли одна правда (читай — уравнивание) для всех наших детей? Такие умные, красивые и разные?
Татьяна Черниговская, известный нейролингвист и психолог, профессор СПбГУ, считает, что прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо провести полномасштабное исследование.
«Лично я считаю, что лучше заниматься утром, потому что утром человек эффективнее усваивает материал. Но я как специалист считаю, что прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо провести полномасштабное исследование», — сказала она в интервью «Реальному времени». «В то же время получить однозначные результаты будет очень сложно из-за индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мы не можем сравнивать особенности понимания материала у «сов» и «жаворонков» — это все равно, что проводить сравнительное исследование уток и кошек».Вторая смена – идеальный вариант для детей-спортсменов
Между тем, глава Ассоциации детских нейропсихологов Москвы Альфия Измайлова считает, что обучение во второй половине дня для многих детей – это не зло, а добро.
Первый . У разных детей разные особенности нервной системы: всегда были индивидуальные биоритмы, «совы» и «жаворонки» есть не только у взрослых. У всех разная работоспособность, работоспособность, истощение нервной системы. Так что лучше всего заниматься во второй половине дня, мозг «просыпается» только во второй половине дня.
Второй . Тема физического здоровья очень важна. Для детей, которые часто болеют, в приоритете холодовые тренировочные процедуры и занятия спортом в утренние часы: если они учатся в первую смену, у них нет времени на зарядку или полноценную утреннюю гигиену, — сообщила нам Альфия Хасановна:
«В связи с этим, заниматься лучше днем, и это не значит, что ребенок должен спать до обеда. В идеале они должны вставать рано утром, заниматься гимнастикой. Кстати, если ребенок нацелен на серьезный спорт и ходит в секцию, то для его нервной системы подойдет схема со второй сменой в школе. Утром школьник занимается спортом, он получает хороший заряд на весь день, а днем переключение с физической активности на умственную работу позволит лучше усвоить информацию в школе. И наоборот, если ребенок вечером пойдет в спортивную секцию, его нервная система перевозбуждена, ему будет труднее заснуть и полноценно расслабиться». Третий. Важным аспектом, о котором говорит нейробиолог, является питание. Когда дети учатся в первую смену, они часто не успевают позавтракать, да и качество школьных обедов — это тоже притча. Все это негативно сказывается на обмене веществ: Альфия Хасановна говорила, что первый прием пищи (завтрак) дает максимальное насыщение организма питательными веществами, так как в это время усвоение пищи происходит более интенсивно. Кроме того, научно доказано, что регулярное употребление сухих завтраков из злаковых культур повышает работоспособность мозга на 13%.
«Вечером обмен веществ замедляется, плотная пища хуже переваривается. Но если ребенок учится в первую смену, его основной прием пищи приходится на ужин. Результатом может быть нарушение обмена веществ. Это окажет прямое влияние на мозговую деятельность и на соматические аспекты: например, дети, которые не завтракают и наскоро обедают, чаще других подвержены нездоровой полноте».
Когда дети учатся в первую смену, им часто некогда позавтракать, да и качество школьных обедов — тоже притча. Фото: Дарья Турцева Измайлова отмечает, что даже для «жаворонков» вторая смена часто может обернуться благом: речь идет о будущих выпускниках, которые готовятся к госэкзамену с помощью репетиторов. Если ребенок лучше учится утром, лучше перекинуть этот ресурс на приоритетную задачу — индивидуальные занятия с репетиторами, а днем уже заниматься на регулярных уроках.
Четвертый . Наконец, еще один аспект, с которым работает Ассоциация детских нейропсихологов, — это асоциальное поведение подростков. Альфия Хасановна говорит:
«Если у ребенка девиантное поведение и признаки асоциального поведения, то во второй половине дня, когда всевозможные соблазны наиболее велики и активна «плохая компания», ему лучше находиться в школе. Второй сдвиг в этом отношении является спасением для многих семей. Ведь утром подростку сложнее найти возможность и компанию, чтобы, например, покурить или принять алкоголь».
Ранние утренние пробуждения вызывают хроническое недосыпание
Елена Легасова, детский психолог, говорит: сложно ответить на вопрос, что предпочтительнее. Но она определенно не согласна с паникой родителей по поводу второй смены. Конечно, есть и минусы: например, при неправильном тайм-менеджменте вторая половина дня у ребенка становится перегруженной. Дети не любят вторую смену, потому что не хватает времени погулять и посидеть за компьютером. Также родители вынуждены решать проблему встречи ребенка из школы в темное время суток. Но в таком графике есть свои плюсы. Например, Елена относит к ним возможность выспаться:
«Когда уроки начинаются во второй половине дня, нет необходимости рано вставать, и это однозначно плюс. Американские ученые доказали, что перенос учебных часов на более позднее время положительно влияет на здоровье и успеваемость детей, поскольку ранние пробуждения вызывают хроническое недосыпание. Кроме того, зимой пробуждение приходится на темное время суток, а это плохо сказывается на работоспособности детского организма. Во вторую смену школьный материал усваивается легче и лучше, потому что дети уже проснулись и не спят за партами». Еще одно преимущество занятий во второй половине дня психолог видит в том, что ребенок с такой схемой быстро осваивает навыки самостоятельности: ему нужно собраться самому, без посторонней помощи, пообедать, закончить уроки, одеться. Таким образом, ученик учится самоорганизации и дисциплине. Кстати, при обучении во вторую смену зафиксировано снижение количества опозданий, и это хорошо для общей дисциплины на занятиях.
Наконец, дети второй смены менее подвержены инфекционным заболеваниям: по дороге в школу они меньше контактируют с людьми (особенно это касается тех учащихся, которые добираются до школы на общественном транспорте).
Как благополучно пережить переход во вторую смену
Елена Легасова дала родителям учеников, которые начинают учиться во вторую смену, несколько практических советов. Она говорит, что если составить правильный режим дня — у ребенка все будет успевать.
- Если ученик идет в школу во вторую смену, в августе не позволяйте ему спать до обеда. Постепенно меняйте время пробуждения.
- Научите ребенка делить домашние задания на те, которые могут потребовать помощи взрослых и те, которые нужно делать вечером (письменные задания на черновике, учить стихи, правила), а утром легче доделать, прочитать, переписать в блокноте.
- Напишите и нарисуйте вместе с ребенком распорядок дня на листе бумаги для рисования, куда можно прикрепить стикеры-напоминания. Определите время подъема, на завтрак, обед, уроки, прогулки, подготовку к школе. Необходимо равномерно распределить время, давая студенту возможность полноценно отдохнуть и продуктивно поработать.
О шестидневной учебной неделе
Дискуссия о том, что шестидневная учебная неделя не оставляет ученикам времени на отдых, ведется давно. Мы поговорили с Еленой Германовной Скобельцыной, директором лицея имени Лобачевского при Казанском федеральном университете. Она считает, что шестидневная учебная неделя в современном обществе — лучший вариант для учащихся средних и старших классов:
«Я однозначно за шестидневную учебную неделю в школе. Я считаю, что эта нагрузка соответствует возрастным особенностям детей и способствует формированию всесторонне развитой личности. В пятидневный период интенсивность тренировок снижается. При этом первостепенной задачей школы является создание такой среды, чтобы учащиеся в ней были заинтересованы. Наши ученики проводят в лицее весь день по субботам, и никто не жалуется на повышенную нагрузку». Но многие родители выступают за пятидневку, чтобы дети могли проводить больше времени с семьей.
Будем реалистами. Не в каждой семье есть традиции культурного досуга. Прошло время, когда каждая семья обязательно в зимние выходные выезжала на лыжные прогулки, а летом — в походы на берег реки. Прежде чем говорить о пятидневной учебной неделе, нужно сначала подумать о том, чем подростки будут заниматься в свободное время. Всем известно, что современные школьники, особенно если говорить о подростковом возрасте, большую часть свободного времени проводят «в обнимку» с гаджетами. Подростки получают много избыточной информации из Интернета, что зачастую небезопасно. Поэтому я считаю, что школа должна стать своеобразным клубом по интересам для ребенка, в котором занятия целенаправленно организуются по субботам, чтобы удовлетворить потребности подростка в полном саморазвитии.
А как быть с тем, что ученики вынуждены тратить много времени на уроки из-за шестидневной учебной недели?
Да, многие родители жалуются, что дети делают уроки до утра. Но чаще всего это результат того, что ученики сами неправильно организуют свое время: откладывают подготовку уроков на последний день и потом вынуждены все делать в срочном порядке. Я считаю, что умение правильно распоряжаться своим временем — ключевая компетенция человека в двадцать первом веке. Поэтому тайм-менеджмент необходимо ввести в школьную программу, хотя бы частично, в рамках разных дисциплин. В новом учебном году в лицее мы будем внедрять элементы тайм-менеджмента на всех уровнях обучения в экспериментальном режиме.
Людмила Абрамова
Доцент СПбГУ Нина Щербак о метамодернизме и Толкине, мелодии Набокова, тишине в литературе в СПбГУ и не только.
Ее лекции по литературе хорошо известны в университетах от Финляндии до Шотландии. Мы поговорили с Ниной Щербак о: ее работе над рукописью о семье и доме Набоковых; объем ее исследования; и известно, почему британские студенты выбирают город Воронеж, а не Москву или Санкт-Петербург.
В январе 2022 года состоялась конференция, посвященная 130-летию Джона Рональда Руэла Толкина. Вы выступили с докладом, посвященным «Властелину колец» в метамодернизме.
Не могли бы вы рассказать нам о своем отчете? Как вы пришли к изучению этой темы?
Я провел много времени в Англии. Между мной и Англией существует сильная связь. Для меня Англия — это страна, где живут эльфы. Конечно, я шучу. Англия — старая страна. В Лондоне есть места, где можно найти следы друидов, членов ученого класса, которые действовали как жрецы. В городе Ланкастер есть улицы, в названиях которых есть слово застенчивый, что означает застенчивый. Эти улицы позволяли «застенчивым» барышням избегать нежелательного внимания на обратном пути из порта. Между этимологией и историей существуют определенные связи. Мы можем наслаждаться великолепно написанным Жанетт Уинтерсон о Темзе как о старой реке, где можно найти осколки и камни, фрагменты чьей-то жизни. А Толкин невероятно чувствителен к истории и слову.
Конференция, посвященная 130-летию Дж. Р. Толкина, была проведена Фондом им. А.М. Институт мировой литературы имени Горького Российской академии наук. Совсем недавно в журнале Института была опубликована моя статья о шотландской и ирландской женской прозе. Было интересно пообщаться с коллегами и услышать о разных взглядах на классическую традицию. Подходить к Толкину через метамодернизм — это немного шутка. Я официально оспаривал концепцию метамодернизма. Метамодернизм научно инфантилен. Однако эксперимент и соответствующий подход к теме могут вызвать творческое напряжение. Итак, я осмелился выступить с докладом.
Метамодернизм — это термин, обозначающий развитие современной культуры (после 1990-х годов). Поскольку метамодернизм является реакцией на модернизм, связанный с эстетикой разрушения, посттравматического стрессового расстройства, колебаний, он сопереживает эстетике и психологии. Он связан, прежде всего, с поиском подлинного Я, ответами на вопросы о сущности нашего бытия и нашими размышлениями о том, куда мы движемся после постмодернистских культурных и духовных потрясений.
То, как Толкин создавал языки, всегда вызывало у меня большое любопытство. И все же язычество и любовь Толкина к магии далеки от ортодоксальных традиций, лелеемых его другом и писателем К. С. Льюисом. Для меня и россиян Православие — нечто более интимное и близкое, даже если весь мир за волшебство. Православные священники говорят, что чудеса не производят и не приводят к вере. Наоборот, вера творит чудеса. Это глубокая и жизненная мысль. И дело вовсе не в Толкиене.
Расскажите, пожалуйста, о проекте по подготовке рукописи книги о доме Набоковых? Не могли бы вы вспомнить какие-нибудь любопытные факты или детали?
Это невероятно увлекательный проект, которым руководит директор Института истории СПбГУ, профессор Абдулла Даудов. В проекте собралась высокопрофессиональная команда: Андрей Аствацатуров, Федор Двинятин, Евгения Абрамова, Татьяна Неумина, Владимир Торбик, Евгений Ходаковский, Николай Штыков и другие. Рабочая группа собирается один раз в месяц. Мы постоянно работаем над рукописью. Я выступил с предварительным докладом на конференции «Власть, общество и архивы», которая прошла в октябре 2021 года в главном корпусе университета. На конференции и круглом столе обсуждалась роль архивов в жизни страны и ее истории. Это была очень яркая конференция с увлекательными докладами. Ожидается, что книга будет как профессиональной исторической работой, так и популярной книгой для более широкого круга читателей.
Я работаю над двумя главами. Один посвящен семье Набокова и тому, как дом Набокова изображен в его произведениях. Другая глава сложная и изощренная. В основном это касается советского периода и дома Набокова.
Нина Щербак, доцент СПбГУ
«Я придерживаюсь литературного подхода к обеим главам, которые почти завершены. Другими словами, я вникаю в то, как эта тема изображена в его работах. Например, среди того, что я изучаю, — что стало с музейными артефактами и картинами, переданными Эрмитажу после революции», — сказала Нина Щербак.
Помимо курсов и лекций в университете и открытых лекций, вы работаете с университетами по всей Европе: Португалия, Финляндия, Загребский университет, Свободный университет Берлина, Эдинбургский университет и Университет Граца в Австрии. Считаете ли вы, что университетские культуры во всем мире похожи?
Я читал лекции в ведущих европейских университетах, являющихся партнерами Университета. Я был руководителем и участником проектов и грантов, которые выиграл в открытых конкурсах. Этот опыт — особая миссия, а также дипломатическая. Это была миссия во многом благодаря тому, что я представлял университет, участвовал с нашими зарубежными коллегами в партнерских проектах, занимался образованием и исследованиями, академической мобильностью и планированием.
Я люблю университет. Работать в университете – настоящее удовольствие и честь. За предыдущие три года у меня было много проектов. В какой-то степени это совершенно неожиданно, потому что задачи, которые нам предстояло решить, требуют больших усилий и ответственности, а то, как мы их решали, максимально эффективно и успешно. Что мы получили, так это обеспечение нашего будущего сотрудничества и партнерства в области образования и исследований между университетами, контакты, большое количество совместных публикаций в самых престижных журналах, новые проекты и академическая мобильность для студентов.
В рамках сотрудничества с Грацским университетом в Австрии прочитал курс лекций о Серебряном веке и советском периоде в литературе и детской литературе. Наши австрийские коллеги также посетили университет, чтобы прочесть курс лекций. Кроме того, они посетили другие университеты по всей России. Их лекции по литературе имели большой успех. Я также занимался междисциплинарным проектом, выступал с докладом на масштабной конференции в Галле (Заале) в Германии. Конференция была посвящена трансгенерационной травме в литературе. Позже мы издали книгу в одном престижном издательстве в Вене. В книге представлен сборник работ наших зарубежных коллег. Мои публикации и исследования в основном касались Владимира Набокова и его творчества.
Университет и европейские университеты имеют много общего. Что их объединяет, так это «внутренняя» склонность универсантов жить в своем уникальном мире. Как только вы попали в университет, вы оказались на своей территории надежд. Об этом говорится во многих классических книгах. И Толкин не случайно был упомянут в самом начале. Университет — это больше, чем просто практика или приобретение навыков. Это мир тайн и открытий, мир получения знаний.
Учеба в университете увлекательна. Преподавание в университете тем более.
Нина Щербак, доцент СПбГУ
Профессор Людмила Вербицкая много говорила об универсантах. Это основная концепция. Это союз чести, доблести, дружбы. Универсанты всегда были свободолюбивы, критичны к происходящему вокруг, но при этом очень близки друг другу.
Каковы были темы ваших лекций за границей?
Мои недавние лекции были посвящены герменевтике, постколониальной литературе на английском языке, женским нарративам, психоанализу в литературе, так называемому поверхностному чтению, трансцендентности в поэзии. Все это вытекает из наших дискуссий с международными коллегами и моих исследований. Это было довольно неожиданно, но моя лекция о женских нарративах и женской прозе привлекла в Финляндии множество шведских студентов. Я был удивлен и подумал, что они, должно быть, знали намного больше. У нас были живые дискуссии и даже оживленные дебаты.
По пути в Швейцарию у меня сложилось впечатление, что я снова переживаю то время, когда я учился в Великобритании. Я сел в поезд из Цюриха и через несколько часов был недалеко от Монтрё, где Владимир Набоков жил последние 20 лет своей жизни. Меня поселили в общежитии, как и в Ланкастере в Великобритании, где я учился в аспирантуре по методике преподавания и лингвистике на стипендию королевы Британского Совета и Министерства иностранных дел Великобритании.
В этой поездке в Швейцарию было что-то мифическое. Мистика – это дар и незримая связь с нашими первыми учителями. Давным-давно, когда я учился на втором курсе филологического факультета, у нас читал лекции профессор Борис Аверин, признанный нобоковед. Книги были не единственным, о чем он говорил. Он размышлял о том, что такое внутренний мир персонажей, что такое метафизика. Он сказал нам, что жизнь не только материальна, но есть и другой мир. Для людей за границей Россия в большей степени ассоциируется с представлением о другом мире и, возможно, с возможностью глубоко проникнуть в саму жизнь. Жизнь — это всего лишь невероятно короткий промежуток времени, и поддержание хороших отношений с окружающими людьми важно, как и взращивание и совершенствование своего внутреннего «я». А остальное не так важно.
Мои лекции были обо всем. Но в основном о России: о русском наследии, кинематографе, литературе и культуре. Лекции о Дмитрии Мережковском, Иване Бунине или Владимире Набокове — крепкий орешек для европейских студентов. Дмитрий Мережковский написал множество произведений о язычестве в его красоте и христианстве, в его бестелесности и самоотречении. Серебряный век был попыткой сосуществовать несовместимому. Как говорить об этом с молодежью, считающей эти понятия чисто абстрактными? Это тоже было среди того, что нам предстояло решить. Вы всегда испытываете или пытаетесь испытать то, о чем говорите. Только так можно передать свой опыт.
Много ли знают иностранные студенты о нашей стране?
Они мало знают о России. При этом они открыты и общительны. В Эдинбурге я читал лекции о русской классической литературе в кино. Во время одной из лекций присутствовал сын известного английского писателя, родом из России. Ее звали Эжени Фрейзер. Когда-то она жила у нас в доме, а потом написала книгу «Дом у Двины» о городе Архангельске и русской аристократии. Это было поистине удивительное событие. Однажды студент Эдинбургского университета с исключительной точностью воспринял голливудский фильм по роману Льва Толстого «Война и мир»: «Почему в фильме изображено высшее общество, которого так стремился избежать Лев Толстой, для него важнее?» Разве это не поразительный факт? Православный путь Пьера Безухова так извилист, сложен, но так нагляден и ясен для первокурсника из-за рубежа, который знает о России только по книгам и фильмам.
Когда я работал в Шеффилде в Англии, студенты предпочитали изучать поэтов эпохи Щепок. Мы изучали их биографии и стихи. Мои студенты чаще выбирали спокойный и спокойный город Воронеж в качестве города для академической мобильности, чем Санкт-Петербург. Это было странно для меня. Для студентов из Шеффилда очарование больших городов было слишком амбициозным. Учиться в маленьких городах им легче. Некоторые из них приезжают в Лондон только в 18 лет. Чужая страна всегда открывает для себя что-то новое. Я много писал об Англии, так как испытал ее изнутри, когда учился и работал там.
После окончания аспирантуры в Ланкастере я работала в Шеффилдском университете в качестве приглашенного лектора Санкт-Петербургского университета, где преподавала русский язык и литературу. В Лондоне я работал корреспондентом газеты, работал в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), расположенном в лондонском Сити. Этот опыт был настолько завораживающим, что, вернувшись в Россию, чтобы работать на кафедре английской филологии и культурологии в университете, я написал несколько сценариев для телеканала «Культура». Наша телепрограмма, ведущим которой был народный артист Андрей Толубеев, получила Государственную премию Российской Федерации.
Можете ли вы назвать страну, которую любите больше всего?
Мои лекции в Португалии — это целая история. Он принес мне много новых открытий. Это сказочная страна. Португальцы — невероятно дружелюбные партнеры и высококлассные дипломаты. Они научили меня международному сотрудничеству и взаимодействию. Португалия, в основном потому, что это скромная страна с прекрасной дипломатией, долгое время сохраняла нейтралитет в войнах. Он оставался нейтральным как в Первой мировой войне, так и во Второй мировой войне.
Воздух в Лиссабоне такой свежий, что чувствуешь себя на краю света. В университетах Португалии много студентов. Учебные группы огромны. Есть студенты из Бразилии, у них более традиционные ценности. Некоторые студенты придерживаются европейских взглядов. Они более открыты. Лиссабон прекрасен. Однако его красота заключается не в том, что мы склонны считать прекрасным сегодня. Его красота больше связана с первозданной красотой. Недавно я прочитал «Александрийский квартет» Лоуренса Даррелла. Но это не про Португалию. Он об ушедшем мире океана и отношениях. Тем не менее, в Португалии мы можем снова окунуться в этот ушедший мир. Студенты доброжелательны, любознательны, внутренне раскованы и мудры. Это было просто незабываемое время, когда ты прочитал лекцию, которая длилась два астрономических часа, а потом отправился гулять в горы, чтобы подышать свежим воздухом. Они рассказали мне свою историю и объяснили, что означает соледад («легкая печаль»). Некоторые из них пришли к нам учиться позже. У нас было несколько ярких публикаций в серьезных журналах.
Моя последняя поездка в Португалию была почти во время пандемии. Меня встретили так тепло, даже когда нам пришлось надеть белые перчатки. Я вернулся в Москву последним самолетом, связавшись с посольством и МИДом. Но было чувство радости, что мы смогли сделать то, что запланировали и подписали все документы. Несмотря на мрачные события, ожидавшие нас впереди, у меня было чувство надежды, что будущая академическая мобильность вернется в нормальное русло.
Многие из ваших публикаций посвящены теме молчания. Не могли бы вы рассказать нам о том, что писатели пишут о тишине и почему?
Я не молчун. Но иногда я склонен к молчанию. Я ценю математиков и музыкантов. Разговаривая с ними, вы мало говорите. Это просто другой уровень. Филологи более разговорчивы!
Молчание — светлая тема. Я начал изучать его вместе с музыкантами, или они познакомили меня с этой темой. Важная тема современной литературы: чувствительность автора, его отношение к языку и слову. Среди них мой любимый писатель Жанетт Уинтерсон, Томас Стернз Элиот, Джером Дэвид Сэлинджер и Владимир Набоков.
Нина Щербак, доцент СПбГУ
Тишина и тишина — разные понятия. Тишина принадлежит миру природы, навязанному человеческому миру, а тишина есть знак со смыслом. Герои романов молчат, когда протестуют, утаивают или обнаруживают что-то таинственное. Тишина обычно связана с внутренним поиском, невидимым в тишине и тишине вокруг. Тишина заставляет вас слышать. Интересно, что лекции по теме могут длиться два часа!
Павел Флоренский, русский православный богослов, сказал, что человеческое общение бессловесно. Скорее, оно опосредовано духом, то есть внутренним чувством, создающим единство. Вот почему я так много говорю о трансцендентности в поэзии. Много говорится о том, как «что-то» сообщает смысл поэтам, как они их слушают и воссоздают. И связанная с этим тема — психоанализ, который через слово различает различные значения и раскрывает человеческое бессознательное. Смотреть сквозь текст интересно.
В связи с этим еще один вопрос: недавно в «Новом литературном обозрении» вы опубликовали совместную статью с доктором искусствоведения Светланой Лавровой, посвященную мелодии речи Набокова. Вы обсуждаете роман «Ада» в оригинале (английская версия «Ада» или «Ардур: семейная хроника»). Зачем Набокову музыка? И как он передает музыку в письме?
Светлана Лаврова, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Академии русского балета имени Вагановой, подготовила блестящую докторскую диссертацию, посвященную новой музыке и ее философии. Ее диссертация представляет собой энциклопедию философии и музыки. Он подводит итог колоссальной работе над музыкой и ее возможностями. В статье прослеживается, что общего между музыкой и творчеством и языком Набокова.
Набоков писал, что музыка ему не по душе и как источнику радости он предпочитает шахматы. Набоков экспериментировал с языком. А эксперимент, в свою очередь, есть музыка языка, творческая способность. Язык музыки абстрактен, и смысл любого музыкального произведения воспринимается только как единое целое, в контексте произведения в целом. Что касается литературного языка, то здесь все иначе. И все же такие писатели, как Джеймс Августин Алоизий Джойс, Владимир Набоков, Джон Рональд Руэл Толкин, Герман Мелвилл, Иосиф Бродский сознательно экспериментировали с языком, чтобы расширить его возможности, глубже понять язык и передать то, что, казалось бы, невозможно передать – создавать мир языком. Это увлекательно, чтобы раскрыть.
Профессор Санкт-Петербургского университета Татьяна Черниговская и Светлана Лаврова недавно организовали масштабную конференцию, посвященную познанию, музыке и жестам. Есть работа, посвященная этой теме, где я опубликовал статью о теории знака, о сходстве музыкального языка с литературным языком. Сегодня основной тенденцией является интеграция художественной литературы и поэзии, поэзии и музыки. На эту тему много написано и сказано. Но как никогда актуальна чуткость к многогранности слова и подлинность музыканта, расшифровывающего звуки Вселенной и создающего новые формы.
Набоков пишет о времени в Аде?
В этом позднем романе Набокова есть отрывок, где Ада, главная героиня книги и девушка-демон, комментирует, что о времени пишет главный герой Ван. Она просто комментирует его исследовательские усилия. Она говорит, что мы не можем знать время (Мы можем знать время. Мы можем знать время. Мы никогда не можем знать время. Это как). На его трактат она отвечает непринужденно: «Витражи не стоят, время как…» Что означает многоточие? Некоторые вещи мы не можем передать – они окутаны тайной и недосягаемы. Даже Набоков это знал. Слова могут нас ранить, они скрывают суть, которая покидает нас, если сказано слишком много.
Лекция Нины Щербак «Лабиринты смыслов и обратимость времени в романе Владимира Набокова «Ада»» доступна на сайте Музея Набокова СПбГУ.
Расскажите, пожалуйста, о серии открытых лекций в Музее Набокова и Русской Христианской Гуманитарной Академии, размещенных на YouTube? Как это началось?
Лекция в Музее Набокова — это уникальная возможность. Я прочитал лекцию о современной шотландской и ирландской прозе, потом о романе Набокова «Отчаяние». Обычно количество зрителей достигает 20 000 человек.
Набоков родился на Большой Морской улице. В «Других берегах» он замечательно изображает, как он был болен, а его мать поехала на Невском проспекте на санях, чтобы купить гигантский карандаш Фабера ростом с человека, выставленный на витрине английского магазина. Графит был такой же длинный, как и сам карандаш, как чистое свидетельство искусства для искусства, без практического применения. Когда я иду по Большой Морской улице, граница между миром литературы и миром реальным настолько размыта.
Тема лекций для Русской Христианской Гуманитарной Академии — результат круглогодичного сидения за компьютером в сети. Мои лекции записывала профессиональный оператор Наталья Румянцева. Я вел два курса в Академии. Первый был довольно коротким. Это были психоанализ и литература. Другой был более масштабным. Это была современная зарубежная литература. Я пытался говорить о литературе, концепциях, кино, своем опыте исследований, образования и жизни. Я много говорил об Англии, ее истории. «Лингвокультурология» и «Британские и американские исследования через язык» входят в число курсов, которые я преподаю студентам-филологам.
На обращение к теме психоанализа и литературы меня вдохновили мои замечательные коллеги на одном промышленном предприятии, где я работаю. Это люди, которые всегда вдохновляют меня. Пять лет назад я впервые встретил невероятную человечность, глубокую человечность, чуткость и способность вдохновлять. Это заставило меня увлечься психологией. Это было уникальное событие, раз в жизни.
Кроме того, я изучал психоанализ в литературоведении в университете в Берлине, где я преподавал. Наши коллеги посетят Санкт-Петербург в июне. Среди них знаток творчества Гертруды Стайн. Психоанализ — немецкая и австрийская традиция. Во многом благодаря Зигмунду Фрейду она стала популярной среди американских литературоведов и литературных критиков. Моя цель состояла в том, чтобы воссоздать мой опыт проведения лекций и семинаров, которые я имел в Берлине и во время других моих поездок.
Не могли бы вы рассказать нам о ваших текущих проектах, над которыми вы работаете? Вы планируете что-то интересное на 2022 год?
Одна из наших замечательных учительниц говорила, что «если ты потерял булавку или разбился самолет, все эти трагедии для женского мозга одинаковы». В этом отношении масштабный проект и отдельная лекция могут быть одинаково важны. Конференция «Актуальные вопросы языкознания» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», на которой я несколько лет подряд выступала с пленарными докладами, важна и интересна. Мы большие друзья СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и очень гордимся нашим сотрудничеством. Я очень благодарна своим коллегам: Андрею Шумкову, Татьяне Шульженко и всем коллегам кафедры иностранных языков.
Мир так изменчив. Мы должны подходить к тому, что с нами происходит, как оно есть. Сегодня это жизненно необходимо. Я хотел, как обычно, рассказать вам о странах и континентах, которые я планировал посетить.