Характеристика на учащегося из неблагополучной семьи: Характеристика на ребёнка из неблагополучной семьи

Карточка учёта неблагополучной семьи учащегося

  1. ФИО учащегося ______________________________________________

  2. Класс _______________________________________________________

  3. Классный руководитель ________________________________________

  4. Сведения о родителях / ФИО, место работы, телефон/ ______________

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Место жительства _____________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Причины неблагополучия ______________________________________

_______________________________________________________________

  1. Жилищные условия ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Характеристика учащегося / как отражается неблагополучие в семье на поведении и успеваемости учащегося / __________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

  1. Общие сведения:

Фамилия ______________________ Имя __________________________

Дата рождения _______________ Телефон ___________________________

Домашний адрес _________________________________________________

Место учёбы ____________________________________________________

  1. Сведения о семье:

Отец

Мать

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

Образование

Специальность

Место учёбы, работы

Состояние здоровья

  1. Характеристика бытовых и материальных условий семьи (жилищные условия, материальная обес­печенность, санитарная культура):

Квартира __________________________________________________________

Количество комнат _________________________________________________

Санитарное состояние ______________________________________________

С кем в комнате проживает учащийся__________________________________

Наличие соседей и взаимоотношения с ними ___________________________

__________________________________________________________________

Материальное обеспечение семьи _____________________________________

  1. Взаимоотношения в семье / отношение к учащемуся (характеристика приёмов воспитательного воздействия): _____________________________

__________________________________________________________________

  1. Семья – образовательное учреждение / взаимоотношения родителей с педагогами _____________________________________________________

Взаимоотношения учащегося с педагогами _____________________________

__________________________________________________________________

6.

Характеристика учащегося _______________________________________

__________________________________________________________________

7. Факторы риска __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наблюдения ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. План социально-педагогической поддержки: ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист.

— 1996. — № 11/12. — С.28

1Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), — Учебник. — М.: Российское пед.агентство. — 1996. — № 5. — С.356

2Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – С. 272.

3Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998. 240 с., — с. 151

4Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, — стр.14

5Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, стр. 373-375.

6Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, С.339

7Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. — 1992. — № 5/6. -С.45

8Учитель — социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность: Сборник научных статей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997 — С.42

9Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, С. 76.

10Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, — С. 80

11Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000.- С. 210

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).

Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

  • Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

  • Структурные изменения в семьях- увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;

  • Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.

    д.;

  • Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность / неуспешность учебной деятельности, возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом, социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи оказываемой конкретной семье.

М.А. Галигузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [6]:

  1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

  2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

  3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

  4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:

  • Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;

  • Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

  • Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

  • Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение. Из опроса 304 старшеклассников г. Минска следует, что только 43% опрошенных считают свою семью дружной и сплоченной; у 54% подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33% — с матерями. В конфликтных семьях, порождающих трудных детей, дело обстоит еще сложнее. В Заводском районе г. Минска были опрошены 102 «трудных» подростка. Каждый третий подросток свое девиантное поведение объяснил конфликтами в родительском доме, а также недружелюбным отношением со стороны отца или матери к себе. С целью изучения масштабов проблемы насилия в семье специалистами социально-психологической службы Советского района г. Минска было проведено анкетирование 500 учащихся седьмых классов.

Результаты представлены следующим образом: 48,2% опрошенных респондентов подвергались физическим наказаниям со стороны родителей; 77% — оскорблениям со стороны учителей; 36,4% ответили, что учителя использовали телесные наказания; 66,7% подверглись унижениям и издевательствам со стороны сверстников. Исследователи подчеркивают, что настороженность вызывает тот факт, что большинство детей воспринимают оскорбления со стороны родителей и учителей как воспитательные меры, а унижения со стороны сверстников — как проявление «обычной школьной жизни» [3, с. 68-72].

Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и др. ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений [4].

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей.
Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

  • Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.

  • Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д.

  • Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д.

Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области социальной педагогики (М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Е.Я. Тищенко, В.П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое. Рассмотрим названные направления работы.

Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.

Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

  • Теоретическое положение — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;

  • Практическое положение — построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

Работая с семьей, социальный педагог нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж — это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 мес.). Одновременно социальный педагог может патронировать не более двух семей, и в тоже время под его наблюдением могут быть семьи патронируемые им ранее. Работа социального педагога в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

1 этап Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога.

2 этап Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

3 этап Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации полученной из различных источников. По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог формирует отношения с семьей, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4 этап Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.

5 этап Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Социальный педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия.

Социальный педагог использует следующие формы надзора. Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальный органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль — это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый социальным педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационный мероприятий со стороны специалиста. В этом его отличие от социального патронажа.

Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

  • в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.;

  • в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;

  • в сфере семейного здоровья: диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.;

  • в сфере духовного и морального здоровья: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т.п.;

  • в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

  • в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая, бихевиористическая, системная [2, 5].

Нарушения семейных взаимоотношений психоаналитическая модель рассматривает с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов, большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение супругов.

Согласно бихевиористической модели, консультирование по поводу нарушений в семейных взаимоотношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов научения.

Системный подход основывается на принципах циркулярности, гипотетичности, нейтральности. Другими словами невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи. Еще до работы с семьей необходимо сформулировать гипотезу относительно смысла и цели семейной дисфункции; консультанту необходимо внимательно относится к каждому члену семьи, понимать его и при этом ни кого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.

Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования. Выделение этапов в сложном процессе социально-педагогического консультирования носит условный характер.

  • Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

  • Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, так как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.

  • Определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.

  • Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.

  • Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

Таким образом, рассмотренные в данной статье основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют, на наш взгляд, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивают актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяют назвать основные направления работы в этой области, как на государственном, так и общественном уровнях:

  • Упрочение положения семьи в условиях развития современного общества посредством разработки и внедрения законодательных, правовых, нормативных актов. На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы и законы. Президентская программа «Дети Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной поддержке детского и семейного отдыха» и многие др.

  • Расширение сети семейных социальных служб, центры семейного отдыха, социально-педагогические центры, социально-психологические и юридические консультации, кризисные центры для женщин и т. д. Кроме того, действуют различные общественные движения, целью деятельности которых является защита детства и материнства.

  • Диагностика семейного неблагополучия, его причин и истоков, прогнозирование последствий. На основе диагностических данных — разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение проблемных семей.

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.— Свердловск, 1986.

  2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М., 2004.

  3. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. — Мн., 2005.

  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2004.

  5. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. — М., 2004.

  6. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

  7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2002.

Значение, примеры и факты I StudySmarter

Как семейная жизнь может повлиять на шизофрению? Может ли неблагополучная семья привести к расстройству? Неблагополучная семья — это когда существуют определенные неблагоприятные формы поведения между членами семьи, такие как отсутствие эмпатии и и нездоровые взаимодействия между родителями и их детьми. Это может создать запутанную ситуацию для ребенка, что, в свою очередь, может привести к неустойчивому поведению. Если не диагностировать, симптомы шизофрении, такие как паранойя и бред , могут возникнуть.

  • Мы собираемся обсудить семейную дисфункцию при шизофрении и то, как она влияет на расстройство.
  • Мы углубимся в смысл неблагополучной семьи, изучая типы неблагополучных семей и различные неблагополучные семейные системы.
  • Повсюду мы будем приводить факты о неблагополучных семьях и примеры неблагополучных семей.
  • В первую очередь мы сосредоточимся на шизофреногенной матери, теории двойной связи и выраженных эмоциях.
  • Наконец, мы обсудим сильные и слабые стороны теорий неблагополучной семьи.

Рис. 1 – Семейная дисфункция – психологическое объяснение шизофрении.

Семейная дисфункция при шизофрении

Как упоминалось выше, ненормальное поведение может проявляться по-разному, чаще всего в виде отсутствия близости между членами семьи, где обычны конфликты, суждения и неуверенность. Пренебрежительное поведение родителей по отношению к своему ребенку (например, ожидание недостижимого совершенства, отсутствие сочувствия, контроля и холодное отношение к ребенку) влияет на отношения во всей семье, а негативное поведение (отыгрывание, эмоциональные реакции) может перерасти в более серьезное поведение. наблюдается при шизофрении дальше по линии.

Дисфункциональная семья Значение

Семейная дисфункция является психологическим объяснением шизофрении. Мы можем определить неблагополучную семью следующим образом:

Неблагополучная семья — это когда между членами семьи существуют определенные неблагоприятные формы поведения , такие как отсутствие сочувствия и и нездоровые взаимодействия между родителями и их детьми.

В целом неблагополучная семья способствует развитию, поддержанию и рецидивам шизофрении. За прошедшие годы несколько известных теорий получили распространение. Они будут обсуждаться далее.

Факты о неблагополучных семьях

Как мы кратко упомянули выше, неблагополучные семьи, как правило, демонстрируют общие черты. К ним относятся:

  • Отсутствие эмпатии
  • Поощрение нездорового взаимодействия между родителем и ребенком
  • Холодное поведение
  • Участие в контролирующем поведении

По данным Управления национальной статистики (2019 г.), дети из семей с более дисфункциональными возможностями к развитию психических расстройств. Важно, чтобы при понимании расстройства учитывались такие факторы, как семейная жизнь.

Какие бывают типы неблагополучных семей?

Laing and Esterson (1964) в своей работе «Здравомыслие, безумие и семья» оспорили давнюю идею о том, что на шизофрению следует смотреть с чисто биологической точки зрения, и эта точка зрения сохраняется до сих пор. . Они отвергли медицинскую модель, предполагая, что шизофрения не болезнь, а результат внешних проблем. Более важную роль играют такие вопросы, как социальное давление (ожидание «приемлемых» действий в рамках культуры пациента и психиатра) и отношения в семье, особенно между родителем и ребенком.

Примеры неблагополучных семей

На примере женщин, больных шизофренией, Laing and Esterson (1964) обнаружили, что семейная жизнь изобилует страхом и манипулированием. Laing и Esterson (1964) были одними из первых, кто привел примеры неблагополучных семей и их связь с шизофренией и предложил психологические объяснения, объясняющие развитие расстройства.

Несколько известных теорий поддерживают идею семейного психологического объяснения развития и сохранения шизофрении в психологии.

В дальнейшем мы определяем и обсуждаем эти теории дальше.

Шизофреногенная мать

Впервые предложенный Fromm-Reichmann (1948), термин «шизофреногенный» относится к определенному типу родителей, описанному многими пациентами с шизофренией.

Рис. 2 — Шизофреногенная мать — устаревшее психологическое объяснение шизофрении.

Черты шизофреногенных родителей включают:

Согласно Фромму-Рейхманну, такое поведение поощряет враждебную среду, приводящую к паранойе, а иногда и к бреду, который может в долгосрочной перспективе повлиять на психическое здоровье пациента. Важно отметить, что эта теория шизофреногенной матери сегодня уже не поддерживается.

Теория двойной связи

Bateson et al. (1956) предположил, что шизофрения возникает, когда ребенок получает противоречивые сообщения от своих родителей. Они предположили, что это явление увеличивает вероятность того, что у ребенка разовьется шизофрения. Они назвали это «теорией двойной связи».

Родитель может сказать «Я люблю тебя» своему сыну или дочери и в то же время с отвращением отвернуться. Они могут хвалить их, говоря с гневом или отвращением.

Эти негативные взаимодействия приводят к внутренней путанице в отношении того, что реально, что может вызвать параноидальные мысли и проблемы с психическим здоровьем пациента. Это влияет на восприятие ребенком реальности, что может привести к положительным симптомам шизофрении.

Рис. 3. Теория двойной связи рассматривает, как противоречивые сообщения связаны с шизофренией.

Выраженные эмоции при шизофрении

В семьях с негативным эмоциональным климатом враждебная среда, создаваемая данным стилем общения, связана с развитием шизофрении и более высокими шансами рецидива после лечения, что подтверждается Амареша и Венкатасубраманиан (2012).

Выраженные эмоции (EE) — это стиль общения между семьями, который включает:

  • Высокий уровень критики.

  • Враждебность.

  • Эмоциональная чрезмерная вовлеченность. Это включает в себя чрезмерное самопожертвование и крайнюю чрезмерную защиту по отношению к пациенту. Это может привести к неуверенности пациента в себе и чрезмерной зависимости от родителей, что может затруднить долгосрочное выздоровление.

Эмоциональная чрезмерная вовлеченность возникает в результате чувства вины, которое испытывает родитель, когда у их ребенка диагностируют шизофрению.

Это может привести к тому, что родитель должен проявить чрезмерную защиту, чтобы «оправдать» себя.

Браун и др. (1972) поддержали предположение, что ЭЭ превалирует в случаях рецидива у больных шизофренией после того, как они выписаны из-под опеки. После лечения в условиях стационара по поводу психотических эпизодов семьи были склонны показывать своим родственникам-шизофреникам ЭЭ, несмотря на то, что больной не выражал ЭЭ в ответ. Из-за этого можно утверждать, что ЭЭ играет более важную роль в продолжающейся борьбе с шизофренией.

Lidz (1958) поддержал идею о том, что наличие эмоционально отдаленных родителей может привести к симптомам шизофрении. В частности, он предположил, что биологические подходы являются спекулятивными по сравнению с его исследованиями, которые изучают пациента в целом. Он выдвинул идею искажения реальности у больных шизофренией.

Каковы сильные и слабые стороны теорий неблагополучной семьи?

Важно определить поддерживающие и противоположные теории и исследования неблагополучной семьи, чтобы подтвердить свои аргументы на экзамене. Цитирование исследований усилит ответы. Но признание того, как и почему они поддерживают или опровергают обсуждаемую теорию, — это то, что ищут экзаменаторы.

Сильные стороны:

Сильные стороны теорий неблагополучных семей исследуют исследования, подтверждающие аргументы.

  • Теория двойной связи:

    • Теория Бейтсона фокусируется на постоянном воздействии противоречивых сообщений, что приводит к путанице в мышлении и общении. Berger (1965) обнаружил, что пациенты с шизофренией, по сравнению с контрольной группой, лучше вспоминали высказывания о двойной связи из своего детства. Они чаще вспоминали противоречивые сообщения от своих матерей, чем те, у кого не было шизофрении. Однако это не конкретный результат. Память и припоминание являются родственными симптомами, связанными с шизофренией, и это может повлиять на результаты.

  • Выраженные эмоции:

    • Kavanagh (1992) обнаружил, что в более чем 26 исследованиях медиана частоты рецидивов у пациентов, живущих с лицами, осуществляющими уход, или в семьях с высоким уровнем ЭЭ была по сравнению с 48% 21% для семей с низким ЭЭ.

    • Точно так же Butzlaff and Hooley (1998) обнаружили, что проживание в помещениях с высоким ЭЭ приводит к более чем вдвое большей исходной частоте рецидивов симптомов у пациентов с шизофренией. Таким образом, ЭЭ имеет практическое применение, поскольку профессионалы могут помочь улучшить симптомы, получив представление о семейной жизни.

Слабые стороны:

Слабые стороны теорий неблагополучных семей исследуют исследования, опровергающие аргументы.

ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ – Институт консультирования

Неблагополучная семья – это семья, в основе которой лежит деструктивное и вредное воспитание и отсутствие заботы о ребенке. Вредное воздействие на ребенка может остаться незамеченным или сведено к минимуму. Часто мало или вообще ничего не делается, чтобы исправить ситуацию или смягчить ее неблагоприятное воздействие на ребенка. Если дистресс, причиненный ребенку, является тяжелым и длительным, у него может развиться психическое состояние, такое как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое, если его не лечить должным образом, может серьезно и неблагоприятно повлиять на его остальную часть. жизнь.

Неблагополучная семья – это семья, взаимоотношения в которой служат ухудшению, а не укреплению эмоционального и физического здоровья и благополучия ее членов.

Хотя этот термин используется в массовой культуре случайно, медицинские работники определяют неблагополучную семью как семью, в которой отношения между членами семьи не способствуют эмоциональному и физическому здоровью. Сексуальное или физическое насилие, алкогольная и наркотическая зависимость, правонарушения и поведенческие проблемы, расстройства пищевого поведения и крайняя агрессия — вот некоторые состояния, обычно связанные с неблагополучными семейными отношениями.

Концепция неблагополучной семьи основана на системном подходе к диагностике и лечению психического здоровья, при котором симптомы человека рассматриваются в контексте отношений с другими людьми и группами, а не как проблемы, уникальные для клиента. Не существует строгого определения «дисфункциональной семьи», и, особенно в популярном использовании, этот термин, как правило, объединяет множество различных расстройств отношений, которые имеют место в семейной системе и ее подсистемах (родители, дети). Поставщики психиатрических услуг и учреждения все чаще признают семейную терапию и терапию пар как эффективные методы лечения различных психических расстройств, особенно когда речь идет о детях.

Характеристики неблагополучных семейных систем

Можно утверждать, что в той или иной степени все семьи неблагополучны. Все семьи склонны спорить, не соглашаться и время от времени вступать в конфликты. На самом деле, случайные семейные ссоры не только нормальны и ожидаемы, но и полезны. Идиллической, бесконфликтной семьи (подобной той, которую так часто изображали в ситкомах 1950-х годов) просто не существует. Подростки по своей природе мятежны, родители время от времени могут быть властными и не сочувствующими, и все мы, как личности, время от времени боремся со своими собственными проблемами. Тем не менее, хотя все семьи, возможно, в той или иной степени дисфункциональны, большинство семейных проблем со временем разрешатся сами по себе или будут решены с помощью эффективного общения и использования здоровых механизмов выживания. Общее качество этих жизненно важных межличностных отношений переживет небольшие стычки и неизбежные периодические столкновения личностей.

В некоторых случаях, однако, семейная дисфункция может привести к долговременным негативным последствиям, и проблемы могут сохраняться из поколения в поколение, если их не решать и не лечить должным образом. Ниже приведены некоторые общие характеристики неблагополучных семей. Конечно, семья с одной из этих характеристик не считается автоматически серьезно дисфункциональной – истинная дисфункция будет зависеть от серьезности проблемы и того, как она влияет на другие потенциальные проблемы или провоцирует их.

  1. Зависимость
    Одной из наиболее распространенных характеристик неблагополучной семьи является зависимость, которая затрагивает одного или нескольких ее членов. В некоторых случаях эта зависимость не связана напрямую с наркотиками или алкоголем, однако она часто всегда затрудняет общение в семье и создает огромную нагрузку на межличностные отношения. В то время как зависимость чаще всего поражает взрослых в домохозяйствах, подростки и молодые люди также могут страдать от различных форм зависимости.

Возможно, муж в семье борется с сексуальной зависимостью, которая проявляется в склонности к сексу с проститутками. Его жена допоздна работает медсестрой, и он использует это время, чтобы заниматься своим сексуальным принуждением. Жена остается в неведении, и в конце концов у них рождается ребенок. Муж (теперь отец) пытается контролировать и подавлять свои побуждения, но обнаруживает, что не может, и начинает брать ребенка с собой в свои ночные шалости. Его зависимость неизбежно окажет серьезное влияние на его семью в целом — эмоционально, психологически и финансово.

  1. Страх и непредсказуемость
    Во многих случаях непредсказуемость вызывает чувство страха. Эта непредсказуемость может быть вызвана психическим расстройством у одного или нескольких членов семьи, постоянным состоянием финансовой нестабильности или реакцией одного члена семьи на новые или сложные ситуации или обстоятельства. Обычно эту роль играет взрослый.

Например, мать в домашнем хозяйстве может долгое время бороться с серьезными проблемами гнева и может быть чрезвычайно эмоционально неустойчивой. Когда ее что-то выводит из себя, она может реагировать физически оскорбительно. Ее спорадические вспышки жестокого возмущения могут привести к тому, что дети в доме будут чувствовать себя испуганными и небезопасными. Ее муж может быть слишком напуган, чтобы решить этот вопрос, опасаясь сбить ее с толку. Страх и непредсказуемость, окружающие эту ситуацию, приводят к огромным семейным дисфункциям.

  1. Контроль
    Контроль — еще одна отличительная черта неблагополучной семьи. В большинстве случаев один член семьи (обычно глава семьи) будет осуществлять контроль над остальными членами семьи. В некоторых случаях контроль будет осуществляться конкретно над супругом или детьми. Результат этой дисфункции известен как «задержка роста» и часто приводит к тому, что другие члены семьи чувствуют, что они не имеют права на собственное мнение или самостоятельную жизнь. Контроль осуществляется либо открыто, либо посредством пассивно-агрессивных манипуляций.

Например, муж может прямо запретить жене проводить время с друзьями или коллегами мужского пола за пределами профессиональной среды. Или он может эмоционально манипулировать ею, заставляя ее чувствовать себя виноватой каждый раз, когда она присоединяется к своим коллегам на счастливый час, пока она невольно не согласится вообще прекратить это делать. Она согласится
перестать ходить не потому, что хотела прекратить ходить, а потому, что надеялась избежать конфликта и чувства вины, которое возникло, когда она все-таки пошла.

 4. Перфекционизм 

Может показаться, что это не характерная черта неблагополучной семьи, но она, безусловно, одна из них, причем очень распространенная. В перфекционистских семьях часто делается упор на удовлетворение нереалистичных ожиданий. Когда ожидания не оправдываются, обычно возникает чувство неадекватности. Перфекционизм может проявляться у одного или нескольких членов семьи. В перфекционистских семьях обычно рождаются дети с низкой самооценкой, которая может сохраняться сама собой. Это обычная картина, поскольку перфекционизм, как правило, возникает у родителей и направлен на их потомство.

Отец и мать могут рассчитывать на то, что их сын и дочь будут получать пятерки в школе, участвовать как минимум в двух внеклассных мероприятиях и еженедельно посвящать свое время местной благотворительной организации. Дочь оправдывает эти ожидания, хотя у нее развивается расстройство пищевого поведения, и она не может контролировать свою жизнь. Сын чувствует себя совершенно подавленным ожиданиями, бунтует против родителей и бросает хоккей. Его родители говорят ему что-то вроде: «Ты должен быть больше похож на свою сестру» и «Твоя сестра может все, а почему ты не можешь?» В конце концов его стыдят и заставляют вернуться в команду.

 5. Отсутствие разнообразия 

Говоря о функционировании семьи, многообразие в основном относится к здоровому различию интересов, увлечений и убеждений между всеми членами семьи. Если все члены семьи строго придерживаются одних и тех же убеждений и занимаются одними и теми же видами деятельности, вполне вероятно, что один член семьи осуществляет контроль над другими.

Например, в семье, где отец является очень уважаемым и известным педиатром, может быть трое детей. Все трое детей могут также стремиться стать педиатрами, чувствуя себя обязанными пойти по стопам своего отца и посвящая годы своей жизни учебе. Они могут даже учиться в одном и том же университете, который окончил их отец. Вполне вероятно, что отец в этом сценарии каким-то образом повлиял на своих детей; манипулировал ими, заставляя поверить, что они заставят его гордиться, только если пойдут по его стопам.

 6. Насилие 

Насилие, эмоциональное или физическое, является преобладающей характеристикой неблагополучных семей. Жестокое обращение, как правило, происходит от одного супруга к другому или от родителя к ребенку. Однако в некоторых случаях дети жестоко обращаются друг с другом. То, как жестокое обращение влияет на семью, относительно очевидно. Член или члены семьи, подвергшиеся насилию, будут уменьшены за счет повторного наказания. Возникнут гнев, враждебность и обида, а также страх и стойкое чувство нестабильности.

Глава семьи может физически оскорблять своего сына, время от времени бить его, когда он слишком много выпил. Его сын начнет чувствовать себя небезопасно и примет насилие как нормальную и ожидаемую часть жизни. У сына могут быть проблемы в школе из-за того, что он затевает драки со своими одноклассниками. Вместо того, чтобы научить сына тому, что насилие никогда не является ответом, отец продолжает жестоко обращаться с сыном, чтобы попасть в неприятности в школе. Запускается порочный круг дисфункции.

  1. Конфликт
    В каждом домашнем хозяйстве неизбежно присутствует определенная степень конфликта. Однако постоянное наличие острого конфликта является ненормальным и хорошим показателем семейной дисфункции. Если из-за кажущихся незначительными проблем регулярно вспыхивают длительные и ожесточенные споры, велика вероятность того, что в семейной ячейке наблюдается высокий уровень дисфункции. Конфликт также может протекать в пассивно-агрессивной форме, усиливая обиду и напряженность среди членов семьи.

Например, одна семья может все время спорить – спорить о том, что съесть на ужин, какой фильм посмотреть, куда поехать в отпуск и т.д. основа. Даже если эта семья никогда не ссорится на публике, они постоянно находятся в состоянии разногласий.

 8. Плохая коммуникация 

В неблагополучной семье общение может быть неэффективным, напряженным или вообще отсутствовать. Некоторым членам семьи может быть трудно сообщить о своих личных потребностях другим членам семьи, что может препятствовать самовыражению и приводить к непониманию и обиде. В большинстве случаев плохая коммуникация будет происходить во всей семье.

Неэффективные методы связи обычно передаются из поколения в поколение.

Например, в одной семье может быть принято скрывать свои чувства и эмоциональные расстройства, всегда делать мужественный вид на публике и никогда не выражать то, что на самом деле переживаете. Дети, которые растут в эмоционально анестезированной среде, часто не знают, как адекватно обрабатывать или выражать свои эмоции, и передают этот недостаток общения своим детям (и так далее, и тому подобное).

Другие заметные характеристики включают:

Обвинение; неспособность взять на себя ответственность за личные действия и чувства; и обесценивание чувств других членов семьи.
Границы между членами семьи либо слишком неопределенные, либо слишком жесткие. Например, родитель может чрезмерно зависеть от ребенка в плане эмоциональной поддержки (слабые границы) или препятствовать развитию самостоятельности ребенка, принимая все решения за ребенка (жесткие границы).
Границы между семьей в целом и внешним миром также могут быть слишком расплывчатыми или слишком жесткими.
Склонность членов семьи разыгрывать установленные роли — опекуна, героя, козла отпущения, святого, плохой девочки или мальчика, маленького принца или принцессы, — которые служат для ограничения чувств, переживаний и самовыражения.
Тенденция иметь «идентифицированного больного» — одного члена семьи, который признан психически нездоровым, который может или не может находиться на лечении, но симптомы которого являются признаком внутрисемейного конфликта. Часто выявленные проблемы пациента служат для маскировки более серьезных семейных проблем. Например, ребенок может считаться хулиганом и нарушителем спокойствия в школе и называться «проблемным ребенком», тогда как на самом деле он может выражать конфликты и проблемы, такие как жестокое обращение дома, разыгрывая и ведя себя «плохо». .»

Семейные терапевты, как и другие терапевты, используют множество различных подходов к лечению — психодинамический, поведенческий, когнитивный или их комбинацию. Они могут разговаривать с членами индивидуально, вместе и в подгруппах. Они могут попросить членов семьи воспроизвести ситуации или выполнить «домашнее задание», изменив элементы своего поведения и реакции. Как и в случае с индивидуальной терапией, одна из целей семейного консультирования состоит в том, чтобы переформулировать проблемы так, чтобы члены семьи могли более четко видеть определенные события и модели поведения с более широкой системной точки зрения.