Семья как ячейка общества презентация – Презентация на тему «Семья-ячейка общества»

Урок-презентация «Семья-ячейка общества» (6 класс)

План — конспект урока

в 6 «В» классе

по обществознанию

на тему:

Семья – ячейка общества

Учитель: Межакова Мария Алексеевна

Класс: 6 «В»

Курс: Обществознание

Тема: Семья – ячейка общества

Тип: урок ознакомления с новым материалом

Форма: урок-беседа

Цель урока:

Организовать работу учащихся по усвоению ими понятия «семья», способствовать пониманию семьи как значимой части общества.

Задачи урока:

— Познакомить с понятием «семья», сформировать представление об особенностях, функциях, видах семьи.

— Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций: получать информацию из разных источников, обобщать отдельные факты; анализировать визуальные объекты; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

— Способствовать формированию положительного восприятия семьи, развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным.

— Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

— Развитие творческого потенциала учащихся путем заданий в виде написания рассказа, создания рисунка.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Основные понятия: семья, брак, воспитание, семейные роли, семейные ценности и традиции, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Оборудование:

  • Компьютер, экран

  • Компьютерная презентация «Семья – ячейка общества»

  • Раздаточный материал

  • Рефлексия «Светофор», «Звезды»

  • Литература:

  1. Обществознание. 6 класс: учеб./ Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2010. 224 с.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Время

1.

Организационный

Приветствие учеников, проверка отсутствующих

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

1-2 мин.

2.

Постановка темы, цели урока

1.Учитель читает стихотворение, приводит дополнительную информацию о том, что общество состоит из различных элементов (ячеек). Подводит учащихся к формулированию темы, совместно с учащимися формулирует тему урока, намечает план урока

Слушают стихотворение и подходят к ключевому слову – «СЕМЬЯ». С помощью учителя, формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, участвуют в формулировании целей и задач урока, заслушивают план урока.

2. Дети читают раздатку: ячейка – составляющая часть…, самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.

Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь:

«Что такое семья?»

«Семья – часть общества»

«Семья – ячейка общества»

4 – 5 мин.

3.

Актуализация

Постановка проблемы: «Нужна ли человеку семья?» «Что семья дает человеку? Для чего люди создают семьи?»

Рассказывает сказку о звезде

Что является основой крепкой семьи?

Знакомятся с содержанием сказки, выдвигают свои версии. Отвечают на вопросы учителя

— Человеку нужна семья!

— Не все люди создают семьи, значит, не всем она нужна.

— Когда мужчина и женщина любят друг друга и хотят жить вместе, они создают семью.

— Когда хотят иметь и воспитывать вместе детей.

— Когда хотят помогать, поддерживать друг друга, вести общее хозяйство.

— Основа семьи – любовь между папой и мамой, между детьми и родителями, между братьями и сестрами…

Приходят к выводу, что семья играет важную роль в жизни каждого человека

3-5 мин.

4.

Изучение нового материала

  1. Что такое семья? Зачем люди создают семью?

  2. Функции семьи. Забота и воспитание в семье. Семейные роли.

  3. Семейные ценности и традиции

  4. Какие бывают семьи

  5. Права и обязанности детей и родителей.

  6. Государственная поддержка семьи

  7. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Предлагает познакомиться с версиями о появлении слова «семья».

Задает вопросы учащимся: что такое семья, как создается семья. Подводит учащихся к тому, что важнейшим условием образования семьи является брак, вместе с детьми формулирует условия вступления в брак

Корректирует при необходимости ответы детей

Задает вопрос: чем семья отличается от других малых групп, вместе с детьми формулирует особенности семьи.

Дает задание из рубрики «Поэтическое слово»: О какой особенности семьи говорит поэт? Что является опорой в жизни каждого человека?

Предлагает поработать с рубрикой «Картинная галерея» (с картиной А.А. Пластова «Мама»). Что является центральной фигурой, и какие краски использует художник?

Какие чувства у вас возникают, когда вы рассматриваете эту картину?

Сообщает, что семья не всегда объединяет людей, которые любят и уважают друг друга. Предлагает обратиться к картине В.В. Пукирева «Неравный брак».

Рассказывает, какие функции выполняет семья, предлагает детям по фотографии определить функции семьи. Сообщает, что одна из функций – воспитание детей. Предлагает детям прочитать материал о воспитании детей в разных странах, сравнить.

Проводит физкультминутку.

Сообщает, что каждый член семьи выполняет определенные семейные роли. Показывает детям фотографии и предлагает определить, о каких ролях идет речь.

Знакомит ребят с понятием «семейные ценности и семейные традиции». Просит привести примеры семейных традиций.

Объясняет, какие виды семей бывают. Дает задание, определить по фото и в стихотворении вид семьи. Спрашивает, в какой семье воспитываются дети.

Дает задание в парах на соотнесение (знание родственников)

Называет источники семейного права в РФ, делает акцент, какие нужно запомнить на данном этапе урока. Сообщает права ребенка в семье, права и обязанности родителей.

Подводит к мысли, что не все родители выполняют своих обязанностей, иногда семьи сталкиваются с трудностями, поэтому необходима помощь государства.

Рассказывает о формах государственной поддержки семьи, выясняет, что детям известно про материнский капитал, социальной помощи, социальных службах.

Спрашивает, почему дети остаются без попечения родителей. Обсуждает вместе с детьми причины, корректирует ответы детей. Рассказывает о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Предлагает совершить путешествие в прошлое и узнать, когда впервые стали заботиться о детях-сиротах.

Зачитывают стихотворение, слушают учителя

Отвечают на поставленные вопросы:

1.Семья – это объединение родственников, мужа, жены, детей.

2.Семья возникает, когда мужчина и женщина женятся.

Записывают определение семьи в тетрадь

Отвечают на вопросы учителя: основана на любви, заботе, члены семьи вместе живут, воспитывают детей, ведут домашнее хозяйство.

Читают стихотворение, отвечают:

Особенность семьи – любовь. Опорой в жизни каждого человека – любовь его семьи.

Рассматривают картину, отвечают на вопросы:

На картине А.А. Пластова мы видим маму с двумя детьми.

Мама бережно и с любовью укладывает малыша, а девочка постарше с любопытством и осторожностью разглядывает новорожденного.

Все три фигуры написаны светлыми красками, на переднем плане.

Эта картина у нас вызывает чувства любви и заботы.

Рассматривают картину, отвечают на вопросы: девушка выглядит несчастливой, она не смотрит на пожилого жениха, окружающие люди, кроме молодого человека, стоящего справа, относятся к судьбе девушки безучастно.

Определяют функции (все 4 функции семьи представлены на фото)

Читают в раздаточном материале о воспитании детей в Японии, Англии, у народов Кавказа. Сравнивают. Приходят к выводу, что в разных странах детей воспитывают по-разному.

Делают физкультминутку.

Слушают учителя, определяют семейные роли.

Приводят примеры, определяют семейные традиции по фотографии (пикник на природе, празднование Нового года и дня рождения, поход за грибами)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Выполняют задание в парах.

Слушают учителя, приводят примеры

Слушают учителя, высказывают предположения, что такое материнский капитал, на что его можно потратить, как государство поддерживает малоимущие и многодетные семьи (бесплатный проезд, питание в школе и пр.)

Отвечают: родители умерли или не занимаются воспитанием детей. С помощью учителя формулируют определение «дети, оставшиеся без попечения родителей».

Читают раздаточный материал, отвечают на вопрос: впервые стали заботиться в Древней Греции при Солоне и Древнем Риме при Траяне.

30 мин.

5

Закрепление.

Учитель задает вопрос, что нового узнали о семье. Предлагает детям составить синквейн со словом СЕМЬЯ с целью закрепления изученного на уроке материала, корректирует ответы учащихся. Напоминает правила составления синквейна.

Отвечают на вопрос. Выполняют задание, 2 человека зачитывают получившийся ответ.

3 мин.

6

Домашнее задание

  1. Обязательный минимум: параграф 7, вопросы на стр. 75 («Проверь себя»), записи в тетради

  2. Творческое задание: Составить рассказ о ценностях и традициях вашей семьи.

  3. Творческое задание: Создать рисунок «Портрет счастливой семьи»

Записывают домашнее задание в дневники

2 мин.

7

Подведение итогов урока, выставление отметок, рефлексия.

Учитель вместе с детьми выделяет самых активных и дающих правильные ответы на уроке. Дети имеют право высказаться по этому поводу, провести самооценку своей работы.

Выставляют отметки в дневники

Дети зачитывают стихотворение о важности семьи в жизни каждого человека. Составляют портрет счастливой семьи из звезд (фиксируют свои определения семьи, ассоциации)

5 мин.

Планируемые результаты

У учащихся сформировано понятие семьи. Выработаны ценностные отношения к семье. Заложены основы социальной культуры.

Личностная значимость изучаемого для школьника.

Понимание необходимости ценностного отношения к семье. Знакомство с правами ребёнка в семье

infourok.ru

Разработка урока и презентация по теме «Семья

Цель урока:

— дать обучающимся представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основных функциях семьи.

Задачи:

  1. Показать важность и ценность семьи в жизни каждого человека

  2. Формировать ответственность за семью

  3. Помочь детям осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

4. Совершенствовать навыки работы на уроке как основы воспитания человека общественного.

5. Развивать практические навыки работы с произведениями искусства, (на примере картин художников, музыкальных произведений), получения и анализа информации.

Основные понятия: семья, психологический климат в семье.

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Звучит Свадебный марш Мендельсона, после прослушивания, которого учитель задает вопросы ученикам:

— знакомы ли они с этим музыкальным произведением?;

— какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением?

Далее учитель предлагает детям самостоятельно определить тему урока.

II. Актуализация знаний.

На экране появляется первый слайд с названием темы «Семья – ячейка общества».

Работа с названием и иллюстрацией:

— Объясните, почему семью называют ячейкой общества.

— Почему для оформления слайда я выбрала данную иллюстрацию

Сегодня на уроке нам предстоит узнать о семье.

Работа над понятием семья (детям предлагается самостоятельно дать определение, что такое семья).

Игра «Этапы рождения семьи».
Цель: сформировать понимание того, что.

Условия игры:
Детям нужно расставить этапы рождения семьи в правильной последовательности

  • Обязанности по отношению к детям

  • Образование малой группы

  • Брак

  • Обязанности относительно друг друга

  • Рождение детей

  • Встреча

По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

Вывод: Члены семьи имеют ответственность друг перед другом. В чем она проявляется?

Что объединяет членов семьи?

Всегда ли семья строиться на взаимной любви и уважении?

(Работа с репродукциями картин Пукирева «Неравный брак» и Ф. Журавлева «Перед венцом»

Какой вывод вы можете сделать познакомившись с данными иллюстрациями?

Зачем люди создают семьи? (мозговой штурм) 1-2-4-6.

(работа в группах, затем презентация результатов работы).

Функции семьи.

Практикум. Работа с репродукциями. Какие функции семьи иллюстрируют произведения живописи?

Какие бывают семьи? Работа с фотографиями. После работы заполнение таблицы. «Виды семей». Работа с репродукциями. Заполнение таблицы «Моя семья».

  1. Заполните таблицу: «Виды семей»

По количеству родителей

По количеству поколений

  1. Дайте характеристику своей семьи:

Моя родительская семья

Моя будущая семья

Презентация работ. Анализ таблиц.

Прослушивание песни Л. Долиной «Погода в доме».

Вопросы: о какой погоде поет певица? Какой может быть «погода в доме»?

Обсуждение, затем вводиться понятие «психологический климат семьи» и его виды (благоприятный и неблагоприятный).

  1. Детям предлагается самостоятельно определить отношения в семье с благоприятным и неблагоприятным климатом. (работа в парах, группах)

Заполните таблицу «Психологический климат семьи» (устно или письменно)

Неблагоприятный

По окончании работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

Детям предлагается ответить на вопрос: «Какой климат будет царить в ваших семьях?».

  1. Дети должны просмотреть фотографии семей и ответить на вопрос: «Какой психологический климат царит в этих семьях?». Объяснить по каким признакам они сделали такие выводы?

Работа с пословицами: (соединить, объяснить значение пословиц и определить к какому типу психологического климата в семье они относятся).

И горе не берет

Где любовь да совет

Коли семье вражда

В семье разлад

Коли в семье лад

Согласную семью

Там и горя нет

Не будет добра

Так и дому не рад

IV. Закрепление. Применение знаний и умений на практике.

Слово «синквейн » произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам. Сейчас я познакомлю вас с правилами написания синквейна.

1-я строчка -это название темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение. Например, Школа.
2-я строчка — это определение темы в двух прилагательных или причастиях.
3-я строчка — это три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4-я строчка — фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме
5-я строчка -завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Например это может быть так:

1 строчка школа
2 строчка красивая, большая
3 строчка советует, учит, радует
4 строчка здесь много моих друзей
5 строчка дом.

Ваше задание написать синквейн на тему «Семья»

V. Домашнее задание (Учащиеся выбирают задание по выбору)

1. Подготовить рассказ «Традиции моей семьи».

2. Составить генеалогическое древо своей семьи

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

(можно в устной или письменной форме)

Плюс

Минус

Интересно

записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу

записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Методические рекомендации-03

infourok.ru

Презентация по обществознанию по теме: Семья-ячейка общества

Слайд 1

http://aida.ucoz.ru Сасина Елена Николаевна учитель истории и обществознания МОУ КСОШ №32

Слайд 2

Тема урока: «Семья – ячейка общества»

Слайд 3

познакомиться с понятием – семья; формировать ценностные отношения обучаемых к семье; изучить права ребенка. Цели:

Слайд 4

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого.

Слайд 5

Малая группа людей, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью друг перед другом. Семья

Слайд 6

Любили тебя без особых причин За то, что ты -внук. За то, что ты — сын. За то, что малыш. За то, что растёшь. За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.

Слайд 7

семья веками почиталась, как большая ценность; в семье передаются новым поколениям опыт и ценности; в основе семейных связей лежит кровное родство; добрые семейные традиции являются источником стабильности и гуманности в обществе.

Слайд 9

Я — царевна. Когда моя мама ждала меня, мой отец- царь отправился в далёкий поход, и, когда он вернулся, я только родилась. Моя мама была очень слаба и вскоре умерла. Через год отец женился на другой. Моя мачеха умна, красива, но завистлива и ревнива. Она завидует моей красоте и поэтому решила меня погубить.

Слайд 10

НА ЧТО И КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.

Слайд 11

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

Слайд 12

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Слайд 13

Всякая дорога вдвоем веселее.

Слайд 16

жить и воспитываться в семье; знать своих родителей, право на их заботу; право на совместное с ними проживание;

Слайд 17

право на имущество; право общаться с обоими родителями и другими родственниками.

Слайд 18

Телефон экстренной психологической помощи 8 800 2000 122

Слайд 19

Люди одного возраста, живущие в одно время ПОКОЛЕНИЕ

Слайд 20

в о п п а с ы н о к л я р у ч з р п л е м я н н и к з а п о а м т е с т ь т о р м е д е д п е в м а т ь д е к л е д е в щ г з я т ь ш ь м ы в о д с а я з р н б б р а т е ч с в е к о р а н б о ч е р ь ц о з о л о в о и а е т ь в д я д я о г о т е ц х я с в е к р о в ь д ч е ж а б н е в е с т к а и и к э р а з о л о в к а в з м ь ю ж н ш у р и н б а б к а к р е ш

Слайд 21

Р _ ЗВЕ _ СТЬ НА СВ _ ТЕ ЧТО М _ Л _ Й, ГДЕ С М _ Ж _ М Ж _ В _ Т Ж _ Н _ С _ ГЛ _ СН _ !

Слайд 22

Домашнее задание. Для всех учащихся: основные понятия темы на стр.68-73; конструктивный уровень: продолжите список прав, которые хотели бы иметь дети в семье. Например: 1. Право побыть одному; 2. Право на тишину… Творческий уровень: подготовить презентации; написать стихи или сочинение о своей семье.

nsportal.ru

Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (9 класс) по теме: Презентация «Семья-ячейка общества» 9 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе «Применение распределительного свойства умножения» (повторение), в 5-м классе «Упрощение выражений»(изучение нового материала)

Конспект  разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов…

Авторские произведения учащихся литературного кружка «Вдохновение» (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка «Вдохновение» (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)…

«Географический КВН для учащихся 6-7 классов», «У нас в гостях Япония»для 9-11 классов, разработка урока «Африка» для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме «Африка» в 11 классе….

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в…

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска….

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок «Мозаика из рваной бумаги.Птицы» развивает мелкуюмоторику, мышление,…

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. — М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. — М.: Просвещение, 2010…

nsportal.ru