Кто в советской психологии выдвинул проблему состояний: Глава 6. Психические состояния как реакция человека на изменения внешней и внутренней среды

Содержание

Глава 6. Психические состояния как реакция человека на изменения внешней и внутренней среды

Понятие «состояния»

Деятельность человека сопровождается работой большин­ства функциональных систем организма — центральной нервной системы с участием волевых механизмов, вегетативной системы с участием эмоций и др., в результате чего изменяется состоя­ние всех участвующих систем и человека в целом. Проблему состояний в отечественной психологии выдвинул Н. Д. Левитов. Однако до сих пор сущность состояний и ме­ханизмы их развития изучены недостаточно. Поэтому остановим­ся на основных характеристиках состояний, проявляющихся в процессе человеческой деятельности.

В повседневной жизни понятие «состояние» используется очень широко и в разных значениях. В одном случае говорят: «Я не в состоянии это сделать», имея в виду, что сделать что-то невозможно в силу каких-то причин.

В другом случае останав­ливаются па «состоянии дел в данный момент», т. е. констати­руют положение вещей на производстве, в коллективе и т. п. Нас интересует другое понятие состояния, характеризующее осо­бенности работы функциональных систем и организма человека в целом. Но даже и при таком ограничении понятие остается довольно широким.

Например, врачи говорят о состоянии здоровья, тренеры — о состоянии тренированности спортсмена, физиологи — о со­стоянии возбуждения и торможения, о состоянии покоя, о рабо­чем состоянии функциональных систем и организма, психоло­ги — о состояниях стресса, монотонии, фрустрации и т. п., которые отличаются друг от друга прежде всего качественно, в свя­зи с переживаниями (эмоциями) человека.

Итак, что же следует понимать под состояниями человека?

Состояние в самом широком смысле — это реакция функцио­нальных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организ­ма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания.

Из всего многообразия состояний мы ограничимся рассмот­рением в основном психофизиологических состояний человека, под которыми понимаются целостные реакции личности на внеш­ние и внутренние стимулы, направленные на достижение полез­ного результата.

Причины возникновения состояний человека

Причины, приводящие к возникновению и развитию состоя­ний, могут быть самыми разнообразными. Одни состояния воз­никают как следствие физической или умственной работы (на­пример, утомление), другие в результате оценки ситуации и воз­можных последствий (например, страх), третьи — в результате общения людей, очного или заочного (например, гнев, радость, обида, неловкость, стыд и т. п.). Наличие причины, однако, не означает, что состояние, вызываемое ею, уже возникло, так как функциональные системы обладают устойчивостью к действию внешних и внутренних факторов (раздражителей).

Устойчивость к формированию неблагоприятных состояний — более позднее их появление, глубина неблагоприятных сдви­гов — зависит как от физиологических, в значительной мере при­рожденных факторов (например, от типологических особенно­стей свойств нервной системы, от биохимических особенностей, в частности способности тканей организма потреблять кисло­род, так и от социальных (эмоционального настроя) и приобре­тенных факторов (уровня тренированности).

Важно иметь в виду и то, что одна и та же причина (напри­мер, монотонная деятельность) может вызвать различные со­стояния, подчас противоположные.

Например, существуют три формы проявления страха, две формы фрустрационного состояния — актив­ная (агрессивная) и пассивная. Фактор однообразия (монотонии) может привести к состоянию монотонии, связанному с торможением психической активности человека, и к психиче­скому пресыщению, связанному с большим психическим воз­буждением.

Различные реакции людей на один и тот же фактор обус­ловлены тем, что эти факторы вызывают состояния, так сказать, опосредованно, преломляясь через особенности индивида и лич­ности, в частности типологические особенности проявления свойств нервной системы и свойства темперамента (Н. Д. Скря­бин, Н. П. Фетискин и др.).

Помимо личностных особенностей, определенную роль в воз­никновении различных состояний при наличии одной и той же причины играет ситуация, в которой находится человек. Это бы­ло показано Г. Хольмбергом, который наблюдал у одного и то­го же испытуемого при воздействии эпинефрином то эйфорию, то гнев. Эти данные совпадают с полученными нами фактами, что возникновение состояния обусловлено уровнем активности функциональных систем в данный момент.

Специфика состояния зависит также от длительности воз­действия одного и того же фактора. Например, Н. П. Фетискин установил, что если работа, связанная с воздействием монотон­ного фактора, продолжается на фоне развившегося состояния монотонии, то последнее может сменяться состоянием психиче­ского пресыщения.

Психофизиологические состояния как системные реакции личности

Психофизиологическое состояние — это причинно обуслов­ленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом.

Если рассматривать человека как сложную систему, обладающую способностью экстренной самоорганиза­ции, динамически и адекватно приспосабливающуюся к изме­нению внешней и внутренней среды, то и состояние человека сле­дует понимать как системную реакцию. Понятие о состоянии как сложной системе определяет методологические позиции, позволяющие подойти с единой точки зрения к различным пси­хофизиологическим состояниям человека.

Состояния как системные реакции включают в свою струк­туру различные функциональные системы и уровни регулирова­ния, начиная с вегетативных и двигательных систем и кончая высшими психическими уровнями регулирования, связанными с мотивами, волей и т. п.

О состояниях, как правило, судят в повседневной жизни по сопутствующим им переживаниям различных чувств: устало­сти, скуки, страха и т. п. Переживание различных чувств явля­ется важным объективным диагностическим признаком при рас­познавании состояний. Так называе­мые «субъективные» показатели столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровы­вать.

Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состояний, мало говорящий о «глубинных» изменениях, о том, что же происходит в различных функциональных системах и на разных уровнях управления и регуляции поведением и деятель­ностью спортсмена. Один из крупных специалистов по изучению состояний Н. Д. Левитов считает, что если свести психи­ческое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно.

Наряду с переживаниями человека, связанными с психо­физиологическими состояниями, в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом случае оно ослабляется и от­мечается превалирование процесса торможения; эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отделов веге­тативной нервной системы. Изменяется вследствие этого и пове­дение человека, причем одному и тому же переживанию мо­гут соответствовать разные формы поведения, обусловленные особенностями личности. Поэтому в одной и той же ситуации при одних и тех же переживаниях разные люди могут на­ходиться в различных формах одного и того же состояния и ве­сти себя по-разному.

Итак, психофизиологическое состояние как целостная реак­ция личности на определенные стимулы (ситуацию) связано с формированием определенной и специфичной для данной си­туации функциональной системы (по П. К. Анохину), включаю­щей психические (переживание), вегетативные (гуморальная ре­гуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной систе­мы) и двигательные уровни.

Качественное своеобразие этих уровней создает специфическую качественную характеристику определенного состояния; степень выраженности переживаний и наблюдающихся сдвигов в функциональных системах — глу­бину этого состояния, а длительность этих сдвигов — устойчи­вость состояния. И переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия и т. п. сопровождаются изменением ряда физиологических функций (пульса, времени реакции и др.), так же как физиологические признаки соответствующих состоя­ний сопровождаются чувством усталости, апатии и т. п.

Это не значит, однако, что чувство усталости всегда должно совпадать по времени с моментом изменения физиологических функций. Если состояние утомления совпадает с другим состоя­нием (воодушевления и т. п.), одно чувство, например подъема, может «маскировать» и «отодвигать» время появления другого чувства — усталости. В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них

Итак, распознать то или иное состояние можно лишь с уче­том ряда показателей, отражающих уровень активности основ­ных функциональных систем (психических, вегетативных, дви­гательных) и особенности переживаний и поведения человека. Поэтому основным принципом диагностики состояний является комплексность и многофункциональность.

Характеристика состояний

Состояния могут характеризоваться по длительности проте­кания, по степени активированности функциональных систем, по глубине и качественным особенностям развития.

Длительность (устойчивость) состояний. Каждое состояние временно, оно сменяется другим состоянием. Именно по времен­ной характеристике ученые пытаются отдифференцировать со­стояния от процессов: первые более длительны, вторые быстро­течны. Однако этот критерий весьма относителен, как и деле­ние самих состояний на устойчивые и неустойчивые, длительные и кратковременные. В практических целях принято говорить о состояниях мимолетных (неустойчивых), длительных и хрони­ческих. В. М. Зациорский, В. А. Запорожанов и И. А. Тер-Ова-несян эти три группы назвали по-другому: оперативные, появляющиеся при однократ­ном воздействии, текущие — при нескольких воздействиях и перманентные, длящиеся недели и месяцы. Каждое качественно своеобразное состояние (тревожность, страх, утомление, монотония и другие) при опре­деленных условиях может быть оперативным, текущим и перма­нентным.

Возможность перехода состояний из текущих в перманент­ные имеет как положительные стороны (например, при разви­тии состояния тренированности), так и отрицательные (при раз­витии хронического утомления — переутомления, хронической монотонии). Следовательно, в одном случае нужно стимулиро­вать переход текущего состояния в перманентное, а в другом — не допускать этого перехода. При этом нужно иметь в виду, что перманентные состояния могут развиваться подспудно, без ост­рого состояния, поэтому можно не уследить за их течением.

Степень активированности функциональных систем. Это ка­чество характеризует уровень функционирования систем. В от­ношении уровня сознания степень активированности мозговых структур и сопутствующие ей состояния можно представить в виде следующей схемы: от сна к бодрствованию в состоянии покоя и дальше к психическому пресыщению и возникновению эксцитаторных фаз.

Следует, однако, подчеркнуть, что попытки создать клас­сификацию состояний (в том числе и эмоциональных) только на основании этого линейного параметра признаны неудачными. Помимо интенсивности физиологических и психических процес­сов, необходимо учитывать и другие характеристики, в том числе качество процессов, эмоций и т. п. Другими словами, схема клас­сификации состояний должна быть многомерной.

Качество состояний. По типу (знаку) переживаемых эмоций состояния делят на положительные и отрицательные. Однако с точки зрения их влияния на эффективность деятельности такое название может не соответствовать роли состояний. Так, поло­жительные с точки зрения переживаемых эмоций состояния (благодушее) могут снижать настой­чивость в достижении цели, а отрицательные эмоциональные со­стояния, связанные, например, со спортивной злостью, могут стимулировать деятельность.

Глубина состояний характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций.

Активная природа развития состояний

Состояния человека независимо от покоя или работы всегда активны по своей физиологической природе. Во-первых, состоя­ние — это деятельность функциональных систем, их реакция на определенную ситуацию. Во-вторых, состояние возникает в про­цессе регуляции (саморегуляции) функциональных систем. По­мимо физиологической активности, в ряде случаев наблюдается психологическая активность — активное возникновение состоя­ний — саморегуляция через самовнушение и т. д.

В настоящее время установлено, что даже сон является опре­деленным образом организованной активностью мозга, а не пас­сивным состоянием.

Таким образом, развитие состояний — это не капитуляция организма перед воздействующим на него стимулом, а оборона, причем не только пассивная, но и активная. Так, с одной сто­роны, развитие состояния связано с повышением устойчивости к воздействующему раздражителю за счет понижения чувстви­тельности к нему — повышения порогов, за счет сдвига нейродинамики (при длительных воздействиях), в направлении, обес­печивающем большую устойчивость (сопротивляемость) по от­ношению к развивающемуся состоянию.

Например, при длитель­ном воздействии на обучающихся однообразного тренинга у них усиливается инертность нервных процессов и происходит повышение уровня активации покоя, что способствует большей устойчивости к действию монотонного фактора. Правда, это наблюдается лишь при многолетнем воздействии фактора.

С другой стороны, при возникновении и стабилизации состоя­ний включаются механизмы не только пассивного, но и активно­го противодействия: увеличение сенсорного потока с мышц (им­пульсов от проприорецепторов при активизации двигательной деятельности) при дефиците возбуждения в мотивационно-эмоциональной сфере регулирования и уменьшение этого потока — при избыточности возбуждения.

Конечно, действие пассивных и активных механизмов сопро­тивления воздействующему фактору небеспредельно. В ка­кой-то момент эти механизмы иссякают, и тогда развиваются более глубокие, более устойчивые и не всегда полезные для ор­ганизма и для эффективной деятельности изменения. Вот тогда наблюдается снижение работоспособности, по которому можно, например, судить без всяких обследований об утомлении.

Таким образом, развитие состояний характеризуется этапностью, что отметил еще Г. Селье при описании состояния стресса. Он выделил следующие этапы, стадии: шок, противошок, резистентность, торможение. Действительно, после первой реакции на раздражитель начинается противодействие этому стимулирующему воздействию, в результате чего появляется на определенное время устойчивость (резистентность) к изменив­шимся условиям жизнедеятельности. Заканчивается же состоя­ние стадией торможения противодействующих механизмов, ес­ли действие раздражителя не прекращается.

Латентный период развития состояний

Всякая реакция возбудимых систем имеет задержку в сво­ем проявлении — латентный, период. Это же отно­сится и к психофизиологическим состояниям. Задержка в раз­витии состояний, исчисляемая иногда не минутами, а часами (а если речь идет о состоянии тренированности, то и месяца­ми), связана с несколькими причинами:

  • с преодолением инертности предыдущего состояния;

  • с периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы до «верхнего предела», по достижении кото­рого организм начинает включать защитные, или компенсатор­ные, механизмы;

  • со временем, необходимым для формирова­ния функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и т. п.

Длительность скрытого периода для различных состояний различна и порой исчисляется секундами, например, при разви­тии некоторых эмоциональных состояний, первичной причиной развития которых являются возникающие у человека эмоции. Но часто развитие так называемых хронических состояний тре­бует недель и месяцев.

Часто можно встретиться с точкой зрения, что при наличии какого-то фактора, причины, вызывающей состояние, должно быть и это состояние. В действительности же причина еще не означает, что состояние, ею вызываемое, уже развилось. Нужна определенная, пороговая длитель­ность действия какого-либо фактора, чтобы возникло опреде­ленное состояние. Величина этого порога определяет устойчи­вость человека к развитию неблагоприятных состояний.

Школа С.Л. Рубинштейна

Содержание

Введение………………………………………………………………2

1: Школа С.Л. Рубинштейна…………………………………………4

2: Теоретические представления  С. Л. Рубинштейна………………5

2.1 Принцип единства  сознания и деятельности……………………5

2.2 Принцип развития  по С.Л. Рубинштейну……………………….7

2.3 Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна…………………….7

3: Основные достижения  С.Л. Рубинштейна……………………….8

Заключение……………………………………………………………11

Библиографический список………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение и развитие психологии рассматривается  в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не можем не осветить наиболее значимые труды знаменитых отечественных ученых, среди которых видное положение занимает Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 — 1960гг.) и его работы.

Выдающийся  отечественный философ и 

психолог, доктор психологических наук, профессор, главными направлениями исследования которого были философские проблемы психологии.

Отечественная психологическая наука развивал

ась в борьбе за диалектико-материалистическое понимание своего предмета. В ходе идейно — теоретической борьбы постепенно складывалось материалистическое понимание предмета психологии и устанавливались важнейшие методологические принципы науки.

На смену  основателям отечественной психологии пришли новые талантливые ученые: это С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский. Благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики.

Выдающуюся роль в становлении психологической науки сыграли Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и другие, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. Именно благодаря их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.

Характеризуя  задачи психологии, С.Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это  опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей». Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления конкретного человека, а также психические явления наблюдаемые в группах и коллективах.

По словам С.Л. Рубенштейна, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента, что «не только вооружило её новым для неё, очень мощным методом научного мышления, но и вообще по — новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии».

Возникновение общей психологии как самостоятельной  и фундаментальной отрасли 

психологической  науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений. На базе основных понятий общей психологии формируются понятия и других отраслей психологической науки.

В центре внимания С.Л. Рубинштейна были и методологические проблемы. В работах Рубинштейна обращает на себя внимание прежде всего нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция — позиция философа, рассматривающая с точки зрения методологии эмпирику психологической науки, пытающегося частично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос. Этим он и отличался от большинства современных ему психологов.

Поэтому в  центре его концепции оказываются  прежде всего проблемы познания мира. В этом позиция Рубинштейна сближается с позициями психологов прежних  лет — Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для которых также главными оставались философские проблемы бытия и свободы человеческой личности.

 

1: Школа С.Л.  Рубинштейна

Наряду с  экспериментальной психологией  в России в конце 19 — начале 20 веков  развиваются и другие научные психологические направления.

В этот период возникает несколько научных школ и направлений. Так в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д.Н. Узнадзе, представители которой взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное  направление связано с именем Л.С. Выготского, создателя культурно — исторической теории развития психики  человека.

Третья школа, которая была создана в этот период, была школа Сергея Леонидовича Рубинштейна, руководившего в то время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Советский психолог и философ, он был одним из создателей деятельного подхода в психологии.

В плане общей  психологии проблема мышления разрабатывается в цикле экспериментальных исследований, проводившихся С.Л.

Рубинштейном  и сотрудниками его коллектива. Теоретические  установки и экспериментальные  результаты этих исследований, направленных на создание общей теории психологии мышления, опубликованы в книге С.

Л. Рубинштейна «О мышлении и путях его исследования», а также в осуществлении под его руководством коллективном труде «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения».

Проведенные эксперименты ставили своей целью выявить самый процесс мышления, его ход и динамику, главным образом творческий аспект мышления — способность идти к новым обобщениям, — и те закономерности, которые регулируют творческий процесс.

Мы уже  упоминали, что деятельный подход разрабатывался и основателем психологической школы С.Л. Рубинштейном и был им обозначен впервые уже в начале 20-х годов, при рассмотрении принципа творческой деятельности.

По словам Рубинштейна, субъект в актах  своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, еще он созидается и определяется. В теории Рубинштейна исходным выступает действие, проникающее в объективную действительность.

Деятельность — один из уровней практического  и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром.

Главным моментом для Рубинштейна, определяющим развитие, является деятельность.

Крупнейшие  последователи и ученики С.Л. Рубинштейна — Ксения Александровна Абульханова, Андрей Владимирович Брушлинский, развивают  на базе идей своего учителя принцип  субъективности — представление о человеке как активном преобразующим мир и самого себя существе. Психология, понятая с позиций С.Л. Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс, участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.

Школа С.Л. Рубинштейна — далеко не единственная крупная школа в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетная.

Глава 2: Теоретические  представления С.Л. Рубинштейна

2.1 Принцип единства  сознания и деятельности

В 30е годы формируются основные принципы психологической науки: детерминизма (важным этапом в реализации этого принципа было создание Л.С. Выготским культурно — исторической концепции), принцип единства сознания и деятельности С.

Л. Рубинштейна и его принцип развития.

Понятия сознания и деятельности — узловые категории 

психологической  науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30е годы С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, Б.М. Тепловым.

Оценивая кризисную  ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что именно методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии.

В противовес этому С.Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение  о единстве сознания и деятельности. Он писал, что «деятельность и сознание — это не два в разные стороны  обращенных аспекта, они образуют органическое целое — не тождество, но единство».

Хотя в то время этот принцип ещё не соотносился с  принципом развития, тем не менее  он сразу приобрел важное методологическое значение.

В нем утверждалось, что  не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, её продуктов — к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.

Введение этого принципа ставило теоретические и 

методологические задачи раскрытия состава и структуры  деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятельность — это внешнее.

В действительности психика, сознание не является чем -то внутренним. Точно также как деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно.

Единство сознания и  деятельности выражается в том, что  сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические  свойства личности — и предпосылка и результат её поведения.

По определению С.Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком  случае оказываются внутренней характеристикой  деятельности, а свойство деятельности — протекать в форме извне наблюдаемого поведения — может рассматриваться как характеристика самой психики.

Следовательно, говоря о  психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное 

явление, но сторону или неотъемлемую часть  деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика.

В «Основах психологии» Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.

е. открывать объективные закономерности психики.

Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств  и состояний позволило 

объяснить  многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека.

В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат  психологии и методы конкретно — научных  исследований.

Таким образом мы можем  сделать несколько выводов. Во — первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей её развития целесообразно строить на принципах деятельного подхода. Во — вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.

Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, это не значит, что поведение, деятельность человека в целом является предметом психологии.

Деятельность человека — это сложное явление и различные её стороны изучаются разными науками. С.Л. Рубинштейн отличал деятельность от поведения, причем для Рубинштейна поведение — это особая форма деятельности. Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно — общественных отношений. С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.

2.2 Принцип  развития по С.Л. Рубинштейну

Дальнейшее продвижение истории советской психологии: движение вперед от господствующих представлений в западной и советской психологии

Сравнительное исследование

. 2014 фев; 17 (1): 60-78.

doi: 10.1037/a0035565.

Фернандо Л Гонсалес Рей 1

принадлежность

  • 1 Университетский центр Бразилиа.
  • PMID: 24548071
  • DOI: 10.1037/а0035565

Сравнительное исследование

Фернандо Л. Гонсалес Рей. Историк психол. 2014 фев.

. 2014 фев; 17 (1): 60-78.

doi: 10.1037/a0035565.

Автор

Фернандо Л Гонсалес Рей 1

принадлежность

  • 1 Университетский центр Бразилиа.
  • PMID: 24548071
  • DOI: 10. 1037/а0035565

Абстрактный

В данной статье рассматриваются работы некоторых советских ученых-психологов, их теоретические позиции и время, в течение которого они развивались. Господствующие представления о советской психологии и некоторые из основных советских авторов пересматриваются в свете смешения фактов, активно связанных с их появлением как в советской, так и в западной психологии. С самого начала советская психология была основана на марксизме. Однако способы, которыми эта психология претендовала на то, чтобы стать марксистской по своей философской основе, были разнообразны и часто противоречивы. Влияние на советских психологов оказали и другие философско-теоретические позиции. В этой статье обсуждаются различные моменты этого противоречивого процесса, и посредством этого я выявляю их взаимосвязь и последствия для развития советской психологии. В этой статье переосмысливается несколько мифов советской психологии, в которых различные теоретические представления институционализировались в течение длительного времени как в советской, так и в западной психологии. Особое внимание уделяется выявлению условий, которые представляли Выготского, Луриа и Леонтьева как части одной и той же парадигмы и которые проложили путь к восприятию Леонтьева и его группы как параллелей значения Выготского среди американских психологов. Многие из источников, которые используются в этой статье, были опубликованы по советской психологии только после XIX в.70-е годы. В отличие от различных и интересных работ, которые стали появляться по разным направлениям в советской психологии, в этой статье подробно раскрывается артикуляция тем и вопросов, которые до сих пор представляются в виде отдельных глав анализа советской психологии.

Похожие статьи

  • Кризис Выготского: Аргумент, контекст, актуальность.

    Хайман Л. Хайман Л. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012 июнь;43(2):473-82. doi: 10.1016/j.shpsc.2011.11.007. Epub 2011 23 ноября. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012. PMID: 22520196

  • Выготский кружок как личная сеть ученых: восстановление связей между людьми и идеями.

    Ясницкий А. Ясницкий А. Integr Psychol Behav Sci. 2011 декабрь; 45 (4): 422-57. doi: 10.1007/s12124-011-9168-5. Integr Psychol Behav Sci. 2011. PMID: 21667127

  • Российская психология на рубеже XXI века и постсоветские реформы гуманитарных дисциплин.

    Васильева Ж. Васильева Ю. Историк психол. 2010 май; 13(2):138-59. DOI: 10.1037/a0019270. Историк психол. 2010. PMID: 20533768

  • Последствия политической диктатуры для российской науки.

    Сойфер В. Н. Сойфер ВН. Нат Рев Жене. 2001 Сентябрь; 2 (9): 723-9. дои: 10.1038/35088598. Нат Рев Жене. 2001. PMID: 11533721 Обзор.

  • Что такое высшие психологические функции?

    Тоомела А. Тоомела А. Integr Psychol Behav Sci. 2016 март; 50(1):91-121. doi: 10.1007/s12124-015-9328-0. Integr Psychol Behav Sci. 2016. PMID: 26403987 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Наследие Выготского под вопросом: обзор его «аналитиков» и вызов его «эмуляторам».

    Булле Н. Буль Н. Integr Psychol Behav Sci. 2023 г., 16 февраля. doi: 10.1007/s12124-023-09754-3. Онлайн перед печатью. Integr Psychol Behav Sci. 2023. PMID: 36795260

Типы публикаций

термины MeSH

Сертификация штата Вашингтон.

Часто задаваемые вопросы

Вы находитесь здесь

Главная » Сертификация » Преподаватели » Сертификация штата Вашингтон. Часто задаваемые вопросы

На этой странице отображаются часто задаваемые вопросы по определенным типам сертификатов.

Общий

Официальные сертификаты теперь доступны онлайн через ваш профиль E-Certification.

После входа в E-Certification выберите «Мои учетные данные». Под списком сертификатов слева вы увидите кнопку «Просмотр». Выбрав это, вы получите официальную копию вашего текущего сертификата.

Вы можете связаться с нами по адресу Professional Certification, указав свой почтовый адрес, и мы будем рады выслать вам пакет карт отпечатков пальцев или для получения дополнительной информации посетите наш веб-сайт по отпечаткам пальцев.

Свяжитесь с Professional Certification по электронной почте или телефону (360-725-6400), указав свое полное официальное имя и дату рождения, а также любые другие имена, под которыми вы могли быть сертифицированы. Мы сможем предоставить вам информацию о вашем сертификате.

Чтобы ваша степень и/или курсовая работа была принята для сертификации, она должна быть получена в аккредитованном колледже или университете.

См. список органов по аккредитации, утвержденный Советом по достижениям штата Вашингтон.

До истечения срока действия вашего сертификата вы можете зарегистрировать завершенные 100 рабочих часов (или эквивалент кредита) и/или до четырех ежегодных планов профессионального роста в своем профиле электронной сертификации (в разделе «Профессиональное развитие») и отправить электронное продление приложение. Вы можете подать заявку через E-Certification

Требуется завершение 100 рабочих часов (или эквивалент кредита) и/или до четырех ежегодных планов профессионального роста в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления на восстановление. Вы можете подать заявку через E-Certification

Сборы за подачу заявки и обработку зависят от типа сертификата. Скачать таблицу сборов за подачу заявки.

Учитель

Вашингтон требует как минимум степень бакалавра и утвержденную штатом программу подготовки учителей. Поскольку у вас уже есть степень бакалавра, вы можете записаться на программу «только сертификат» или на программу магистратуры. Информация о программах находится в Вашингтоне. Также доступны альтернативные пути сертификации.

Информация о требованиях доступна на нашем веб-сайте. Просмотрите заявку и процесс снятия отпечатков пальцев.

Вам понадобятся стенограммы, подтверждающие вашу степень(и) и программу подготовки преподавателей. Вам также потребуется, чтобы ваш университет или утвержденное государством учреждение заполнили форму подтверждения программы (4020E или 4020E-1, прилагается). Если у вас есть три года или более сертифицированного опыта преподавания за пределами штата, пожалуйста, также отправьте копию вашего сертификата(ов) за пределами штата и предоставьте подтверждение опыта (форма 4020F-1, прилагается). Имея соответствующую степень, завершение программы и / или сертифицированный опыт работы за пределами штата, вы можете подать заявку и получить временное разрешение на один год до подтверждения успешного прохождения необходимого тестирования. Просмотрите информацию о тестировании.

Вы можете получить доступ к электронному приложению, войдя в систему образовательных данных (EDS). Вам нужно будет установить имя пользователя и пароль. Начните со страницы входа в систему с инструкциями по электронной сертификации и выберите «Создать учетную запись». После входа в EDS вам нужно перейти на вкладку «Мои приложения» и выбрать «Электронная сертификация» из доступного списка. Иногда параметр электронной сертификации не отображается в течение 10-15 минут или до нескольких часов, поэтому вам может потребоваться выйти из системы и повторить попытку позже в тот же день.

Посетите веб-сайт Washington Educator Skills Tests.

Существует несколько тестов, которые принимаются вместо West-B и West-E/NES. Дополнительную информацию см. в разделе Оценки учителей.

Если срок действия вашего первоначального сертификата истек до 1 сентября 2000 г., следующим шагом будет переход на сертификат резидента. Этот сертификат будет иметь те же подтверждения, что и ваш первоначальный сертификат. Вы можете подать заявку через E-Certification

. Вы должны подать заявку на получение сертификата резидента. Для получения профессионального сертификата требуется пройти оценку профессионального сертификата штата Вашингтон (ProTeach), сертификацию национального совета (выданную национальными советами), получить степень магистра в Висконсине или пятилетнюю профессиональную лицензию штата Огайо. (Для получения лицензии мастера-педагога штата Висконсин и пятилетней профессиональной лицензии штата Огайо требуется подтверждение пятилетнего опыта преподавания в системе P-12.)

У физических лиц не будет определенного срока действия, пока они не найдут работу. Срок действия для лиц, работающих в школьном округе штата Вашингтон, будет рассчитываться на основе информации об опыте, представленной школьным округом в их годовом отчете о персонале (отчет S275) в OSPI.

  • Лица, работающие в школьном округе штата Вашингтон, должны иметь переизданный сертификат о проживании с установленной датой истечения срока действия
  • Лица, работающие в негосударственных школах, могут участвовать в выполнении требований к сертификату профессионального учителя, и их сертификат может быть переиздан с определенной датой истечения срока действия. Лицо или его работодатель должны определить, хотят ли они, чтобы их сертификат был перевыпущен с определенной датой истечения срока действия

После повторной выдачи сертификат будет действителен в течение пяти лет.

Вам необходимо будет выполнить требования для продления сертификата и подать заявку до истечения срока действия вашего обновленного первоначального сертификата. Дополнительная информация о требованиях к постоянному сертификату.

Вы можете подать заявление через E-Certification

Возможно, вам потребуется переоформить свидетельство о проживании. Вы можете подать заявку через электронную сертификацию. Дополнительная информация о переоформлении учителя-резидентуры.

Пожалуйста, посетите, как получить сертификат CTE в Вашингтоне.

Есть несколько способов добавить одобрение. Тем не менее, лучше всего связаться с нашим офисом либо по адресу Professional Certification, либо по телефону 360-725-6400, чтобы мы могли предоставить вам информацию, подходящую для вашей ситуации.

Обычный замещающий сертификат об обучении требует такой же подготовки, как и обычный сертификат об обучении: степень бакалавра и утвержденная государством программа обучения. Тем не менее, мы предлагаем экстренный замещающий сертификат, для которого не требуется программа подготовки учителей. Этот сертификат должен быть запрошен нанимающим школьным округом. Ознакомьтесь с дополнительной информацией о замене на случай чрезвычайной ситуации.

Администратор

Вы можете подать заявление через E-Certification

Поскольку срок действия вашего первоначального сертификата директора истек, вам необходимо перейти на сертификат резидента. Вы можете подать заявку через E-Certification

. Вам не нужно ничего делать с вашим сертификатом до тех пор, пока вы не проработаете директором, помощником директора или заместителем директора в течение двух лет в Вашингтоне. Затем вы должны подать заявление на переоформление вашего сертификата. Вы можете подать заявку через E-Certification, и мы выдадим вам новый сертификат, срок действия которого истекает через пять лет после окончания второго года вашей работы на этой должности.

ESA

Вы можете подать заявку через электронную сертификацию

Если у вас есть степень бакалавра или выше в области сестринского дела и действующая лицензия зарегистрированной медсестры, выданная Департаментом здравоохранения штата Вашингтон, вы можете заполнить заявку на должность младшего сотрудника по начальному обучению. (ESA) сертификат школьной медсестры. Могут быть дополнительные требования, но временное разрешение может быть выдано на основании соответствующей степени и лицензии до тех пор, пока не будут выполнены дополнительные требования. Ознакомьтесь с требованиями и получите доступ к приложению.

Медсестры, имеющие действующую лицензию зарегистрированной медсестры, выданную Департаментом здравоохранения штата Вашингтон, но не имеющие степени бакалавра в области сестринского дела, могут иметь право на получение условного сертификата школьной медсестры по запросу школьного округа. Кандидаты должны подать полную заявку на условный сертификат.

Для выдачи сертификата сотрудника отдела образования (ESA) требуется действующая лицензия. Однако временное разрешение ESA может быть выдано до получения действующей лицензии, если соблюдены соответствующие требования к степени. Ознакомьтесь с требованиями и получите доступ к приложению.

Дополнительные разрешения обычно не выдаются. Тем не менее, при смягчающих обстоятельствах разрешение может быть немного продлено, чтобы выделить время для прохождения курса, на который вы записались. Вы должны связаться с офисом профессиональной сертификации, чтобы запросить продление разрешения. Такой запрос должен быть в письменной форме (по электронной почте, факсу или обычной почте) и должен включать подтверждение того, что вы зарегистрированы на следующий доступный курс ESA, а также срочный запрос округа для подтверждения занятости и необходимости.

Если вы прошли программу в учреждении за пределами штата Вашингтон, вы должны проверить в учреждении, чтобы убедиться, что его программа утверждена/была утверждена штатом на момент прохождения вами программы. Вашингтон принимает программы всех других штатов, имеющие одобрение штата для целей сертификации образования или лицензирования для работы в школах K-12.

Для прохождения курса предотвращения самоубийств, чтобы получить, обновить или повысить уровень сертификата, требуются только определенные сертификаты ESA. Для получения дополнительной информации посетите раздел Информация о предотвращении самоубийств.

Нет, для получения сертификата школьного логопеда или аудиолога лицензия не требуется. Однако это может быть требованием для трудоустройства, поэтому мы рекомендуем кандидатам проконсультироваться со своим работодателем.

Если вы являетесь школьным консультантом или школьным психологом и проработали два года на этой должности в штате Вашингтон, вы должны подать заявление на повторную выдачу резидентства ESA, чтобы срок действия вашего сертификата истек. Если вы являетесь школьным социальным работником, вы можете подать заявление на повторную выдачу или перейти на первоначальный сертификат ESA.

Нет, для соответствия критериям переоформления статуса резидента ESA опыт работы может быть полный или неполный рабочий день.

Вы можете подать заявку на продление статуса резидента ESA или повысить его до действующего сертификата ESA или профессионального сертификата ESA.

Вы можете подать заявку на получение профессионального сертификата ESA, заполнив заявку. Не забудьте приложить копию действительного сертификата школьного консультанта Национального совета.

Вы можете подать заявку на получение профессионального сертификата ESA, заполнив заявку. Не забудьте приложить копию действительного сертификата NCSP.

Часы-часы

STEM представляет собой аутентичную комбинацию как минимум двух компонентов STEM (наука, технология, инженерия, математика).

По состоянию на 1 сентября 2019 г. для подачи заявок на продление сертификатов начального, резидентского, профессионального и непрерывного учителя, а также сертификата начального/продолжающегося CTE требуется выполнение не менее 15 рабочих часов или выполнение хотя бы одной цели из годового плана профессионального роста (PGP).