Цели и задачи тренинга: Цель тренинга

Содержание

Цель тренинга

Цель тренинга всегда одинакова – вне зависимости от типа занятия и его темы. Цель тренинга всегда – сделать лучше, чем было до тренинга.

Вот приходит руководитель среднего звена на тренинг по публичным выступлениям. Он зажат, ему сложно говорить, стоя на сцене. А после тренинга этот человек уже может вести презентации и выступать перед тысячной аудиторией. Очевидно, что ему стало лучше, чем до тренинга.

Улучшение – это очевидная цель тренинга, о ней не стоит много писать. Интереснее посмотреть, за счёт чего таковое улучшение происходит.

Наиболее удобно считать, что улучшение через изменения в трёх сферах (одновременно или выборочно – бывает по-разному):

  1. Поведение (что я делаю).
  2. Мышление (как я думаю).
  3. Отношение (как я оцениваю и отношусь к чему-либо).

Чтобы изменить поведение, нужно совершить несколько операций.

Во-первых, продемонстрировать неэффективность текущего поведения. Для этого тренер использует так называемые «игры-обломы». В них участники сталкиваются с тем, что привычные способы поведения не работают. Например, в тренингах продаж, одна из самых популярных игр-обломов заключается в том, что тренер разыгрывает покупателя. И делает это так, что участники видят – их способы продажи работают плохо. Вывод – нужно менять, учится чему-то другому.

Во-вторых, после того, как участники поняли, что привычные им шаблоны поведения не работают, нужно предложить людям другие способы поведения. Причём они должны быть очевидно эффективнее. Настолько эффективнее старых, что ни у кого из участников не должно остаться сомнений, что так – лучше.

Пример. В работе с возражениями привычная модель поведения – нападать в ответ. Эффективная модель – выяснять подробности (т. е. задавать вопросы). Когда участники на тренинге изучают, им очевидно – начинать с выяснения подробностей действительно лучше, чем нападать в ответ.

В-третьих, после того, как люди ознакомились с новыми способами поведения, нужно закрепить их многократными отработками. Желательно, разумеется, постоянно менять какие-то элементы отработок, чтобы сохранялся интерес.

Например, для отработки публичных выступлений можно каждый раз менять легенду аудитории. Пусть они будут то депутатами ГосДумы, то сельскими пенсионерами, то клубной молодёжью. Участник будет отрабатывать одно и тоже, но группа каждый раз подкинет ему что-нибудь интересное.
Теперь поговорим о том, как изменять мышление.

Ответ здесь прост – через новую информацию. Человек думал, что правильно – давать выход эмоциям, поколачивая грушу или хотя бы подушку. Тренер рассказал, что в этом случае формируется связь «злюсь – бью», которая может привести к нежелательным последствиям, и предложил заменить колотушки отжиманиями или приседаниями.

  Теперь человек по-другому думает и, следовательно, по-другому действует.

Отношение, на первый взгляд, изменить сложно, но по факту  — это вполне посильная задача. Главное содержание любого отношения – это оценка. Если она изменяется, изменяется и отношение.

Например, если специалист по продажам оценивает возражения клиента негативно, ему трудно будет с ними работать. Если же в ходе тренинга он изменит своё отношение к возражениям на более дружелюбное, то работать ему станет легче и производительность его труда повысится. Даже без овладения техниками работы с возражениями на уровне навыка. Как изменять оценку – это тема отдельной статьи.

Все остальные цели тренинга (повышение уверенности в себе, мотивация, сплочение группы, расширение кругозора и пр.) являются дополнительными. Хорошо, когда они достигнуты, но можно обойтись без них.

Главное, чтобы после тренинга участники по-другому действовали, думали и относились. Это уже  окупит тренинг и сделает его действительно качественным.

Команда профессионального портала TRENERSKAYA.ru разрабатывает качественные и эффективные тренинги, которые всегда достигают заявленных целей.  Наши готовые программы тренингов вы можете приобрести в разделе «Программы тренингов».

Автор статьи: Павел Зыгмантович —  тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

  • Супер-разминка «Брось мяч быстрее!»

    Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и упражнение-вызов, которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей мини-лекции.

    Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально, его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

    Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…

  • Слепой и Поводырь

    Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Вырвись из круга!

    Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет

    «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

  • Цели и принципы организации и проведения психологического тренинга

    План

    1. Цели и задачи тренинговой работы

    2. Понятие о принципах психологического тренинга
    3. Организационные принципы психологического тренинга
    4. Принципы создания среды тренинга психологического тренинга
    5. Принципы поведения участников тренинга психологического тренинга
    6. Этические принципы психологического тренинга

    Список литературы

    1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга[Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
    2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Электронный
    ресурс]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
    3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
    организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
    4. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.

    5. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология.
    Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. — СПб.: «Образование», 1997. -238 с.
    6. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга[Текст]: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2003. — 176 с.

    Цели и задачи тренинговой работы

    Цели тренинговой группы, принципы ее работы, функции и роли ведущего тренинг, используемые им методы О.В. Евтихов называет структурными характеристиками тренинга [4, с.43].
    Цели тренинговой работы могут быть разными. Это связано с тем, что, во-первых, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Во-вторых, процессы, происходящие в группе во время тренинга, многосторонни. И.В. Вачков определяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы [1, 2]:
    — исследование психологических проблем участников группы и оказание им помощи в их решении;

    — улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья участников группы;
    — изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия участников группы для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
    — развитие самосознания и самоисследование участников группы для коррекции или предупреждения у них эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
    — содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности участников группы и ощущения ими счастья и успеха.
    О.В. Евтихов конкретизирует цели психологических тренингов разной направленности в виде задач [4, с.44-46].

    Таблица 6. Цели и задачи тренинга

    Цель тренинга

    Задачи тренинга

    Пример группы

    Развитие

     

     

    1. развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта вобщении
    2. познание своих  возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми
    3. осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих  ффективной коммуникации
    4. развитие способности    прогнозировать поведение другого человека

    Группа

    коммуникативной

    «Тренинга

    компетентности

    общения»

    Цель тренинга

    Задачи тренинга

     

    Пример группы

    Развитие

    Группа

    межличностной

    «Тренинга сенситивности»

    чувствительности

    1. развитие способности к самоанализу и пониманию других
    2. разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека
    3. развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях
    4. развитие чувствительности участников к групповому процессу,      связанной         с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других

     

    Развитие личности участников

    1. формирование адекватного представления о себе
    2. освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций
    3. коррекция неадаптивных  личностных установок
    4. снятие внутриличностных конфликтов и напряжения
    5. формирование навыков организации оптимального общения,  конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций

    Группа «Тренинга личностного роста»

    Развитие
    самосознания

    1. коррекция и развитие самовосприятия
    2. развитие способности к самоанализу и рефлексии
    3. осознание и  преодоление интерпретационных ограничений накладываемых стереотипизированными фрагментами сознания

    Группа
    «Тренинга
    позитивного
    самоотношения»

    Развитие
    психических
    процессов

    1. развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления)
    2. развитие памяти  (овладение мнемотехниками)
    3. развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов)

    Группа
    «Тренинга
    познавательных
    процессов»

    Понятие о принципах психологического тренинга

    Слово «принцип» означает основное, исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы.
    Принципы психологического тренинга, по определению С.И. Макшанова, — основные положения и правила реализации тренинга как метода [5].К настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Необходимо отметить, что в работах отечественных психологов определены и охарактеризованы различные принципы психологического тренинга. Это связано с разработанными ими концепциями (т.е. системой взглядов) тренинговой работы.
    И.В. Вачков определяет тренинг как метод развития субъектности человека; способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Он считает, что принципами тренинга являются принцип событийности, принцип метафоризации и принцип трансспективы [3].
    С.И. Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Он считает, что принципы тренинга содержательно тесно связаны с факторами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным условиям эффективного применения метода. Принципы психологического тренинга, с его точки зрения, включают: организационные принципы (комплектования группы, физической закрытости, пространственно-временной организации), принципы создания среды тренинга (системной детерминации, реалистичности, избыточности), принципы поведения участников тренинга (активности, исследовательской и творческой позиции, объективации поведения, субъект-субъектного общения, искренности, «здесь и теперь»), этические принципы (конфиденциальности, соответствия целей содержанию, ненанесения ущерба) [5]. В следующих вопросах лекции дана их характеристика.
    Никандров В.В. определяет тренинг как специфическую форму психологической работы с людьми, ключевой идеей которой является «использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях» [6, с. 11]. Он рассматривает такие принципы психологического тренинга как принцип активности, принцип игрового моделирования, принцип обучения, принцип систематической рефлексии, принцип групповой формы.

    Организационные принципы психологического тренинга

    Организационные принципы определяют основные положения и правила подготовки и проведения тренинга.
    — Принцип комплектования группы тренинга — при наборе участников тренинговой группы следует учитывать характеристики как возраст, пол, профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
    — Принцип физической закрытости — тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новых участников в нее не включают. Пропустившие несколько занятий участники включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
    — Принцип пространственно-временной организации тренинга- тренинг проводят в предназначенном и специально оборудованном помещении. Тренинг имеет временные границы — продолжительность занятия, количество встреч, продолжительность всего тренинга.

    Принципы создания среды тренинга

    Принципы создания среды тренинга определяют основные положения и правила создания условий проведения тренинга.
    Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с решаемыми задачами и используемыми методами ведения тренинга.
    Принципы создания среды тренинга включают:
    — принцип системной детерминации — воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы;
    — принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.
    — принцип избыточности — создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга
    (предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.

    Принципы, характеризующие поведение и деятельность участников тренинговой группы

    Принципы поведения и деятельности участников тренинга — правила поведения и деятельности участников тренинга в групповом взаимодействии.
    — Принцип активности — включение в работу на тренинговых занятиях всех участников группы. Результативность тренинга для каждого участника определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры. Активность участников тренинга возрастает, если они получают установку на включение в любой момент в совершаемые в группе действия.
    — Принцип исследовательской и творческой позиции — в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, свои личные ресурсы, возможности и особенности, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками группы. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблемность, неопределенность, принятие тренером и группой поведения каждого участника, безоценочность.
    — Принцип объективации поведения — перевод поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный, когда в любой ситуации человек отдает себе отчет в том, с какой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям.
    — Принцип субъект — субъектного общения — взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позволяющую участникам
    группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок.
    — Принцип искренности — в ходе обсуждения тех или иных вопросов участники говорят правду; каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности.
    — Принцип «здесь и теперь» — говорить о чувствах, мыслях, способах поведения, относящихся к актуальной ситуации.

    Этические принципы психологического тренинга

    Этические принципы — правила отношений участников тренинговой группы с тренером и между собой.
    — Принцип конфиденциальности — информацию о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности участники не обсуждают с кем-либо за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы.
    — Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию — недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой.
    — Принцип ненанесения ущерба — предотвращение ведущим возможного ущерба со стороны ведущего участникам тренинга, со стороны одних участников тренинга другим, отказ от манипулятивных способов поведения.

    Контрольные вопросы
    1) На достижение каких целей направлена работа тренинговой
    группы?
    2) Сформулируйте определение понятия «принципы психологического тренинга».
    3) Какие группы принципов психологического тренинга выделяет С.И. Макшанов?
    4) Какие принципы входят в каждую группу?

    Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

    Проведение бизнес тренингов для руководителей: цели, задачи, программы

    Что такое управленческий тренинг и как его выбрать?
    Польза бизнес тренинга для руководителей
    Кому нужен управленческий тренинг?
    Программа тренингов для руководящего состава

    Для руководителей проводятся управленческие тренинги. Основная их цель – обучить методам, способам эффективного управления. В ходе проводимого специалистами тренинга его участники получают ценные навыки, нужные им в управленческой работе знания, возможность практически отработать все изученные методы.

    Список направлений достаточно широк. Это может быть тренинг по менеджменту для руководителей, по эффективному руководству и т.д. Чтобы правильно выбрать ту или иную обучающую программу, необходимо проконсультироваться у специалиста-тренера. Важно определить, с какой целью планируется посещать занятия. Цели могут быть разными. Одни ставят перед собой задачу — повысить мотивацию сотрудников, другие – научиться рационально использовать время и т.д.

    В ходе консультации необходимо рассказать о многих моментах, которые касаются конкретной компании, в частности, о:

    • Развитии;
    • Истории;
    • Проблемах;
    • Количестве работников и пр.


    Нередко при консультировании выявляется несколько проблем, о которых руководитель даже не подозревал. И в таком случае тренер всегда сможет предложить вариант, способный помочь разобраться и устранить на практике все существующие проблемы. Это могут быть популярные тренинги: успешный руководитель или др., такие, которые позволят добиться поставленной цели.

    Польза бизнес тренинга для руководителя: в чем ее суть?

    Проведение бизнес тренингов для руководителей позволяет решить актуальные проблемы людей, занимающих руководящие должности. В ходе обучения ими приобретаются знания, цель которых – научиться заинтересовывать себя и свой персонал в развитии компании, принимать правильные важные решения, влияющие на эффективность управления, и пр.

    Обучившись, руководитель:

    • Начинает лучше понимать своих подчиненных;
    • Эффективно выстраивает работу в компании;
    • Результативно распределяет обязанности;
    • Способствует повышению личных достижений работников и т.д.

    Лучшие тренинги для руководителей  обеспечивают выгодные для всей компании результаты. Ее прибыль растет. Микроклимат внутри компании улучшается, потому что команда во главе с руководителем начинает работать более сплоченно, функционировать как единое целое.

    Кому нужен управленческий тренинг?

    Проведение тренингов для руководителей высшего звена либо других представителей руководящего состава ориентировано на людей, которые не желают останавливаться на достигнутом, стремящихся развиваться в карьерном плане. Такие тренинги чаще вызывают интерес у:

    • Успешных управленцев, которые стремятся к развитию уже имеющихся управленческих навыков, получению новых сведений, информации о внедряемых техниках, технологиях развития предприятий и пр.;
    • Руководители, компании которых приносят среднюю прибыль, а им бы хотелось, чтобы объемы прибыли росли, а не оставались на уровне средних показателей. За счет тренингов они пытаются понять суть проблем, связанных с постоянным нахождением в положении середнячков;

    Как показывает практика, управленческие бизнес тренинги, обучение руководителей на семинаре нужны всем, кто заинтересован в развитии, как и в своем собственном, как управленца, так и в развитии всей компании в целом. Понятная истина, что поведение управленца оказывает важное влияние. И от того, как руководитель станет управлять компанией, ее сотрудниками, зависит будущее бизнеса.

    Программа управленческих тренингов для руководителей

    Программы управленческих тренингов могут быть разными. Каждая из них отличается определенным набором знаний, получаемых участниками. Так, программа управленческих тренингов для руководителей отделов компаний не похожа по своим особенностям на тренинг, который предназначен для руководителей высшего звена. В свою очередь, есть различия в программах в зависимости от задач, которые требуется решить.

    К примеру, тренинг «Эффективное руководство» ставит перед собой цель развить у обучающихся навыки эффективной организации, как своей собственной деятельности, так и деятельности подчиняющихся им сотрудников. Такой тренинг полезен опытным управленцам, желающим обновить, расширить свои знания, а также молодым руководителям, которые заинтересованы в освоении инструментов оперативного руководства.

    В тренинг «Эффективное производство» входит изучение:

    • Составляющих управленческой деятельности;
    • Планирования времени, работ;
    • Понятия и компонентов ситуационного лидерства;
    • Принципов и методов делегирования полномочий;
    • Инструментов мотивации и их выбора.

    В результате тренинг «Эффективное производство» позволяет:

    • Повысить продуктивность деятельности подчиненных;
    • Укрепить авторитет руководителя;
    • Приобрести навыки рационального использования и распределения трудовых ресурсов;
    • Научиться расставлять приоритеты, определять цели, планировать, ставить задачи, контролировать, мотивировать сотрудников, а также делегировать полномочия;
    • Повысить уровень управления сотрудниками компании.
    Список программ тренингов для руководителей
    1. Комплексная программа обучения руководителей
    2. Анализ проблем. Принятие решений
    3. Управление проектами (2 дня)
    4. Управление проектами (3 дня)
    5. Управление изменениями
    6. Управление изменениями в формате стратегической сессии
    7. Системное мышление
    8. Личная эффективность руководителя: арсенал инструментов
    9. Эффективное руководство
    10. Коммуникативная компетентность руководителя
    11. Управление сотрудниками на производстве
    12. Основы бережливого производства
    13. Нематериальная мотивация персонала
    14. Бизнес-команда. Формирование и управление
    15. От руководителя к лидеру
    16. Эффективное совещание
    17. Управление временем (Тайм менеджмент)
    18. Интервью по компетенциям
    19. Постановка целей и определение KPI
    20. Управление по целям и оценка деятельности персонала
    21. Эффективный наставник на производстве
    22. Делегирование полномочий и постановка задач
    23. Эффективное взаимодействие в команде руководителей
    24. Командное взаимодействие (в формате стратегической сессии)
    25. Эмоциональный интеллект.  Управление конфликтами и стрессами
    26. Управление конфликтами
    27. Менеджмент по Адизесу
    28. Формирование вовлеченности персонала
    29. Управление коммуникацией в организации
    30. Сильная бизнес команда
    31. Инструменты лидера
    32. Наставничество в бизнесе
    33. Руководитель как наставник
    34. Психология общения в бизнесе