Целью социально психологического тренинга является: Социально-психологический тренинг
Перечень всех учебных материаловГосударство и правоДемография История Международные отношения Педагогика Политические науки Психология Религиоведение Социология |
1.1.2. Общее определение социально-психологического тренинга В настоящее время для обозначения групповых форм психологической работы с людьми чаще всего используют термин «социально-психологический тренинг» (СПТ). 1. ориентированные на развитие специальных умений; 2. нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения — повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом». Жуков Ю. И., Петровская Л. А., Растянников П. В. «СПТ — область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении. Компетентность в общении — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми». В состав компетентности включают всю совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание общения. Итак, на основании названных определений обозначим, что первая основная цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения. Основной целью социальнопсихологического тренинга, как считает Захаров В. П., является овладение социальнопсихологическими знаниями непосредственно в активной форме. С его точки зрения, спецификой работы тренинговых групп является: • осознание в процессе работы группы, особенностей поведения каждого участника; • развитие умений и навыков общения; • сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия. Общая цель СПТ конкретизируется в следующих задачах: Факторы компетентности в общении (В. Л. Захаров, Ю. Ю. Хрящева): 1. приобретение знаний в области психологии личности, группы общения; 2. приобретения умений и навыков общения; 3. коррекция формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; 5. развитие способности воспринимать и оценивать взаимоотношения складывающиеся между людьми; 6. коррекция и развитие системы отношений личности. Таким образом, первый аспект СПТ, который мы выделяем — это направленность на развитие компетентности в общении. Остановимся подробнее на данном аспекте. По определению Ломова сущность общения определяется «…как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов». Общение следует отличать от коммуникации. Коммуникация заключается, прежде всего, в приеме и передаче информации, которую получатель должен принять, понять, усвоить и поступить в соответствии с ней. В этом варианте оба партнера являются средством по отношению к некоторой цели, лежащей вне их, и поочередно выступают объектом сообщения для другого. В процессе общения партнеры выступают как субъекты и являются равноактивными, равноуникальными и равносвободными. Общение характеризуется восприятием уникальности партнера, переживанием его ценностей, предоставлением свободы. Отсутствие таких определяющих факторов ведет к превращению общения в какой-то вид межличностных связей. В общении нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседники, соучастники общего дела. В отличие от однонаправленных процессов, например, коммуникаций (где количество информации уменьшается в ходе её движения от отправителя к получателю) в общении информация циркулирует между партнерами. Информация не убывает, так как оба партнера активны, а увеличивается, обогащается, расширяется. Основной спецификой общения является то, что в общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Общение это «средство презентации своего психологического «Я» другому человеку». Развернув понятие общения, необходимо остановится на понятии компетентности в общении. В составе компетентности выделяю следующие компоненты: • когнитивный (познавательный) — ориентированность, психологические знания и перцептивные способности; • поведенческий — умения и навыки; • эмоциональный — социальные установки, опыт, система отношений личности. Познавательный компонент компетентности в общении — способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психологических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свои воздействия на этого человека. Развитие познавательного компонента в ходе тренинга можно рассматривать как углубленное самопознание и познание партнеров в общение, а также получение знаний, касающихся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций. Поведенческий компонент включает в себя владение вербальными и невербальными средствами социального поведения и заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства общения. Эмоциональный компонент включает: • эмоциональный опыт общения — благодаря опыту у человека формируются внутренние установки в общении, психологические позиции. Чем более богат и разнообразен опыт общения человека, чем белее он дифференцирован в зависимости от различных форм общения, тем более адекватно будет и восприятие, и поведение человека в общении. • позитивное самоотношение и самопринятие. Самопринятие заключается в принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Основой развития самопринятия является опыт эмоционально позитивного общения, т. • настрой на партнера по общению, проявляющийся в направленности на партнера, своеобразной психологической «повернутости» к нему. Таким образом, в СПТ, имеющим одной из главных целей развитие компетентности в общении, ставятся задачи развития каждого из 3-х её составляющих, т.е. когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов компетентности в общении. Таким образом, СПТ может способствовать решению широкого круга задач, прежде всего, связанных с общением — направленность на коррекцию и развитие системы отношений личности (компетентность в общении). Но необходимо подчеркнуть и второй аспект, который всегда присутствует в тренинговых группах — направленность непосредственно на работу с личностью Тренинг — это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. В таком случае главным системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое воздействие группы на личность. Под психологическим воздействием Ковалев А. Г. понимает воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений. Воздействие может осуществляться в двух системах отношений: «субъект-объектной» и «субъект-субъектной». В первой системе отношений субъекту отводится роль манипулятора, объекту — роль манипулируемого (тренинги поведения). В субъект-субъектной системе устанавливается равенство психологических позиций (личностно-ориентированные тренинги). Именно данный подход перекликается со второй целью тренинговых групп, которая подразумевает работу с личностью участников и включает в себя изменение ее в плане личностного роста, а именно: 1. работа с «Я» как совокупностью представлений о самом себе, 2. все более глубокое осознание себя, осмысление своих особенностей. Таким образом, соединив две большие цели, которые ставятся в тренинговых группах, дадим общее определение СПТ. Социально-психологический тренинг — это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов различных видов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностного роста. Необходимо отметить, что в тренинге могут выполняться как обе, обозначенные в определении СПТ цели, так и каждая в отдельности. Отсюда, рассматривая СПТ как формы активной групповой психологической работы, мы подходим к разделению понятий СПТ в узком смысле и широком смысле. СПТ в узком смысле — это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении.
|
||||
© www.txtb.ru |
Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации
Юрченко Олег Александрович
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДРАМАТИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Актуальность исследования. В настоящее время в связи с развитием практики социального обучения, социально-психологического тренинга, подготовки личности к различным видам деятельности количество вопросов, связанных с изучением групповых форм психологической работы, значительно увеличилось. Популярность использования групповых форм основывается на их экономичности и эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой (А.И. Донцов, Е.М. Дубовская).
Гибкость групповых форм работы позволяет моделировать самые разнообразные ситуационные формы межличностных взаимодействий, разрабатывать различные социально-психологические программы и работать с разным контингентом участников
Другим обстоятельством, влияющим на актуализацию изучения групповых форм психологической работы, являются запросы различных областей социальной практики Необходимость решения проблемы эффективности организации и управления людьми, регуляции развёртывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических средств и воздействий
В отечественной психологии методы group counselling, т. е. активного группового обучения навыкам общения и жизни в обществе вообще, принято называть социально-психологическим тренингом (СПТ) (Б.Д. Парыгин). Данное научно-практическое направление развивалось вместе со становлением различных областей прикладной социальной психологии.
По мнению Ю Н. Емельянова, СПТ — это только наименование тех или иных активных групповых методов, которые не содержит в себе указание на целевое применение и теоретико-методологическую ориентацию.
При всём разнообразии авторских подходов к определению социально-психологического тренинга, большинство авторов считают, что:
1 Социально-психологический тренинг является частным методом психологического воздействия, релевантным чётко очерченному кругу локальных психологических задач;
2. Социально-психологический тренинг максимально эффективен в рамках системной социально-психологической подготовки;
3. Цели социально — психологического тренинга значительно отличаются от целей групповой психотерапии (А. Н. Сухов, Ю.Н. Емельянов, Б.Д. Парыгин, С.И. Мокшанов и Н.Ю. Хрящева, А.С. Прутченков, А.А. Деркач, Е.В. Руденский, А.П. Ситников, С.С. Харин).
Социально-психологический тренинг — своего рода синтез ролевой игры и групповой психотерапии. В этом состоит его специфика, отличие от всех остальных методов социально-психологического воздействия.
Проблема эффективности, определения границ продуктивного использования социально-психологического тренинга, — вопрос довольно сложный (не чисто методический), имеющий основополагающее значение для развития культуры СПТ. Анализ этой проблемы представлен в работах Г.М. Андреевой, А.А. Деркач, Ю.Н. Емельянова, Б.Д. Парыгина, Л.А. Петровской, А.Н. Сухова.
В ситуации социально-психологического воздействия многое определяется умелым использованием тренером различных технологий воздействия, его теоретическими воззрениями, а также его потенциалом личностных возможностей и жизненным опытом. А. Н. Сухов, исходя из концепции Д.Н. Узнадзе, определяет эффект тренинга как изменение установок участников группы относительно неэффективного поведения и приобретения нового опыта общения с людьми.
Общим критерием продуктивности социально-психологического тренинга считается успешная реализация приобретённых психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневного труда и жизни (Ю.Н. Емельянов, А.А. Деркач). Таким образом, проблема эффективности социально-психологического тренинга является одной из актуальных проблем современной социальной психологии.
Исследователи А.Н. Сухов и О.В. Контицкий отмечают, что целью групповой терапии является развитие «Я», субъектности, групповая терапия способствует наиболее полному самовыражению личности, стимуляции проявления катарсиса и творческости. В настоящее время творческость рассматривается как реализация человеком собственной индивидуальности. Сегодня развитие творческости представляет собой одну из центральных линий личностного развития. По мнению А.Г. Маслоу, пришло время людей-импровизаторов, людей, способных принимать молниеносные, творческие решения. Творческость становится вопросом национальной и международной политики. В настоящее время нужен человек, способный оторваться от своего прошлого, чувствующий в себе силу, мужество и уверенность, для того, чтобы довериться тому, что диктует ситуация, способный решать вставшие перед ним проблемы путём импровизации, без предварительной подготовки (А.Г. Маслоу, Е.Л. Яковлева).
В данной работе импровизация рассматривается нами как метод психологического воздействия. Впервые инструмент драматической импровизации (психодрама) был использован Дж.Л. Морено для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама является таким видом драматического искусства, которое отражает актуальные проблемы клиента (К. Рудестам).
Е. В. Руденский характеризует психодраму как социально-психологический метод коррекции взаимоотношений личности в социальных группах на межличностном уровне. Он использует термин психодраматический
тренинг и разрабатывает коммуникативно-игровой социально-психологический тренинг В.Н. Харькин описывает методику тренинга импровизации в педагогической области
В отечественной психологии можно выделить деятельность московского Института психодрамы и групповой психотерапии «Playback» Отличительной чертой применяемых в этом институте технологий обучения является широкое использование методов театральной импровизации и ролевой игры
Спецификой разработанной нами модификации социально-психологического тренинга является использование коммуникативно-игрового творчества для изменения Я — концепции личности, причём, импровизация в этом методе рассматривается как логическая и психологическая модель творческого процесса, приводящего к личностным изменениям
К теоретическим и методическим основам разработанного нами тренинга следует отнести исследования в областях СПТ, психодрамы, театра, психологи творчества и общения (Э Бартц, А. А. Бодалев, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, Ю.Н. Емельянов, П.Ф. Келлерман, Д. Киппер, А.Г. Маслоу, Дж. Морено, Е.В. Руденский, К. Рудестам, С.С. Харин, В.Н. Харькин, М. Чехов, Е.Л. Яковлева)
Тренинг драматической импровизации включает в себя многие уже существующие психотехники, которые соединяют самоисследование и психологическое обучение с искусством, он позволяет сформировать необходимые психологические качества личности и овладеть психотехникой общения, как системой самоуправления
Актуальность разработки тренинга драматической импровизации связана с усиливающейся в настоящее время тенденцией технологизации тренингового направления, то есть ограничения деятельности тренинговой группы формальными процедурными моментами, использование различных
психотехник без учета интуиции и чувств тренера и участников группы, возникающих в конкретной ситуации их взаимодействия Мы считаем, что результат применения определенной психотехники, в первую очередь, определяется личностными особенностями тренера, его Я — концепцией. Одной из основных целей разработанного тренинга драматической импровизации является изменение Я — концепции личности, развитие «Я», субъектности
Исследователи Я.А. Пономарев, Д.Я. Богоявленская, А.М. Матюшкин отмечают, что творческость есть выражение коренных устойчивых особенностей индивида, являясь своего рода основой его глубинной Я — концепции (Д Б Богоявленская) Е Л Яковлева рассматривает творческость как процесс выявления собственной индивидуальности (ЕЛ Яковлева) Отмечая актуальность проблемы развития Я — концепции, необходимо подчеркнуть, что уровень развития Я — концепции является важным показателем психического здоровья
В данной диссертационной работе представлена теоретическая разработка тренинга драматической импровизации и его экспериментальный анализ
Цель работы — разработка и исследование эффективности тренинга драматической импровизации
Объектом исследования является тренинг драматической импровизации как метод психологического воздействия
В качестве предмета нашего исследования определены изменения в Я — концепции личности, происходящие в результате психологического воздействия методом тренинга драматической импровизации
Задачи исследования
1. Теоретический анализ социально-психологического тренинга как метода психологического воздействия
2. Разработка тренинга драматической импровизации
3. Определение критериев эффективности влияния тренинга драматической импровизации на Я — концепцию
4. Экспериментальное исследование эффективности тренинга драматической импровизации
Гипотеза тренинг драматической импровизации вызывает изменения в Я — концепции личности в «Я» актуальном и идеальном, в системе личностных конструктов, в идентификации себя с другими людьми, в позитивности оценок себя и других людей
На защиту выносятся следующие положения:
1 Эффективность тренинга драматической импровизации может быть оценена по изменениям Я — концепции «Я» актуального и идеального, системы личностных конструктов, идентификации себя с другими людьми, позитивности оценок себя и других людей
2 Эффективность тренинга драматической импровизации связана со спецификой создания социально-психологических условий, способствующих целенаправленному влиянию на развитие Я — концепции личности
3. Разработанный в рамках данного диссертационного исследования тренинг драматической импровизации является новым методом психологического воздействия
Методологической и теоретической основой исследования являются:
1 Концептуальные подходы к феномену «психологического воздействия» Г.М. Андреевой, Л.Я. Гозмана, Е.Н. Емельянова, Б.М. Мастерова, Г. Мюнстерберга, Л.А. Петровской, А.А. Пузырея, Е.В. Руденского, А.П. Ситникова, В. Цзена, Н.И. Шевандрина, В. Штерна
2 Фундаментальные представления о личности как субъекте активности, исследования проблемы «Я» Б.Г. Ананьева, Р. Бернса, Л.С. Выготского, У. Джемса, И.С. Кона, Ч. Кули, А.Н. Леонтьева, Дж. Мида, В.Н. Мясищева, К. Роджерса, М. Розенберга, С.Л. Рубинштейна, В.В. Сталина, Т. Шибутани, Э. Эриксона, 3. Фрейда, К. Юнга
3 Социально-психологические подходы к исследованию СПТ Ю.Н. Емельянова, В.П. Захарова, Г.А. Ковалева, С.И. Макшанова, X.X. Миккина, Б.Д. Парыгина, Л.А. Петровской, Е.В. Руденского, Н.Ю. Хрящевой
4 Теоретические подходы к исследованию и разработке психодрамы Э. Бартц, И. Гринберга, М. Карп, П. Келлермана, Д. Киппера, Г. Лейтц, Дж.Л. Морено, К. Рудестама, П. Холмса
5 Теоретические подходы к проблеме творчества Д.Б. Богоявленской, Р.М. Грановской, С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Е.Л. Яковлевой
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования
Организационные методы метод развивающего эксперимента, метод контрольных групп
Методы получения эмпирических данных модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, модифицированный вариант репертуарного теста Дж. Келли для диагностики межличностных отношений, тест мотивации межличностного общения разработанный И.П. Шкуратовой на основе методики репертуарных решеток Дж. Келли
Методы обработки данных семантический анализ полученных индивидуальных конструктов, статистические методы — корреляционный анализ, анализ средних, дисперсий
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена стандартностью процедур используемых методов исследования, статистической проверкой значимости результатов с использованием критерия знаков (биноминального критерия), критерия Уилкоксона, критерия Манна-Уитни, а также содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем
¨ Разработана и представлена концепция новой модификации социально-психологического тренинга — тренинга драматической импровизации;
¨ определены и описаны методы и принципы психологического воздействия, используемые в тренинге драматической импровизации;
¨ показана возможность применения тренинга драматической импровизации для целенаправленного изменения Я — концепции личности.
Практическая значимость:
1. В рамках диссертационного исследования разработаны и описаны социально-психологические характеристики тренинга драматической импровизации
2 Тренинг драматической импровизации может быть использован в практике дополнительного образования для организации целенаправленного влияния на развитие Я — концепции молодёжи.
3 Данный тренинг может быть использован психологами в развивающей и коррекционной работе.
Апробация работы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на Всероссийской конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» Самара, 1996, на второй Всероссийской конференции по психологии «Методы психологии» Ростов-на-Дону, 1997. Материалы диссертации используются в практике преподавания курса «Социальная психокоррекция» Самарского педагогического государственного университета. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социальной психологии Самарского педагогического государственного университета.
Внедрение результатов исследования.
Разработанный тренинг драматической импровизации используется в настоящее время в системе дополнительного образования. Методы и принципы, описанные в рамках данного исследования, положены в основу этой программы. В СДДЮТ в течение пяти лет апробировалась программа «Спонтанный театр» для молодежи. С 1998 года разработанный нами тренинг используется в сфере профилактики и реабилитации наркомании в Центре «Надежда» г. Самара
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, включает список литературы, содержащий 330 наименований, из них 7 на иностранных языках, и 13 приложений. Работа иллюстрирована 18 таблицами и 9 рисунками
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении раскрывается актуальность исследования, проблемы, состояния ее разработки, определены объект и предмет исследования, его цели и задачи, выдвинутая гипотеза и выносимые на защиту положения, обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена анализу проблемы эффективности социально-психологического тренинга как метода психологического воздействия, обзору теоретических и экспериментальных исследований метода социально-психологического тренинга, а также различных подходов к проблеме оценки эффективности СПТ в современной зарубежной и отечественной психологии.
В первом параграфе рассматриваются различные классификации методов социально-психологического воздействия. Анализируются основные понятия психологии воздействия, используемые в современной зарубежной и отечественной психологии (психотехника, психотехнический миф, психотехническая процедура, психотехнология, опыт, изменение, самоизменение, саморазвитие, терапия, клиент, субъектность). В психологической литературе психотехнические системы представлены как системы активного изменения, преобразования психики людей с помощью особого рода психотехнических действий (А.А. Пузырей) Целенаправленная и упорядоченная соответствующим освоением предметной ситуации — совокупность действий получила название «психотехнология» (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина). Под «психотехнологией» понимают психологическую или культурную составляющую действий. Психологическую составляющую определяют как психотехнологию, а культурную составляющую как антропотехнику Социально-психологический тренинг при таком подходе рассматривается как разновидность антропотехники контекстного обучения (А.П. Ситников) Во втором параграфе нами проведён теоретический анализ социально-психологического тренинга как метода психологического воздействия. Теоретическое обоснование СПТ как целостной системы представлено в работах отечественных исследователей (Ю.Н. Емельянова, В.П. Захарова, Г.А. Ковалева, Б.М. Мастерова, X. Миккина, С.И. Мокшанова, Б.Д. Парыгина, Л.А. Петровской, С.С. Харина, Н.Ю. Хрящевой, Т.С. Яценко и др.). В отечественной психологии существуют различные подходы к определению социально-психологического тренинга. Социально-психологическим тренингом принято обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки личности, проявляющиеся в общении (С.И. Мокшанов, Н.Ю. Хрящёва). В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы (А.А. Деркач). Социально-психологический тренинг есть только некое направление в системе тренинговых технологий, только наименование набора методов, «привязанных» к группе как социально-психологической реальности и не содержащих в себе указаний ни на цель, ни на мировоззренческую принадлежность (Ю. Н. Емельянов) Целью социально-психологического тренинга (СПТ) является формирование у его участников эффективных коммуникативных навыков, повышения их психологической компетентности в общении (Л.А. Петровская, С.С. Харин). Анализируя логику развития области СПТ за рубежом, исследователи отмечают большую дифференцированность практики применения метода (Ю.Н. Емельянова. Б.Д. Парыгин) Рассматриваются различные классификации тренинговых групп (П. Баченен, Б. Лабин, Дж. Рейсел, К. Рудестам, С.С. Харин, У. Эдди). Для характеристики развития и закономерного изменения общения и отношений людей в тренинговых группах мы анализируем категорию групповой динамики. В социальной психологии выделяются различные теории групповой динамики теории, в основе которых лежит идея периодичности (М. Либерман, Д. Уитакер. У. Шутц), теории, в основе которых лежит стадиальный подход (У. Бион, И. Ялом), конвергентная модель развития групповой динамики (С.С. Харин) Для различных стадий групповой динамики выделяются различные ведущие контексты осознания индивидуальных изменений (В. О. Немеринский). В третьем параграфе рассматривается проблема оценки эффективности СПТ. Эта проблема сложная и зависит от целей, вида тренинговой группы, особенностей развития групповой динамики и искусства тренера. В ситуации социально-психологического воздействия многое определяется умелым использованием ведущим различных технологий воздействия, его теоретическими воззрениями, а также потенциалом личностных возможностей и жизненным опытом специалиста, ведущего тренинг. Эффективность групп социально-психологического тренинга связана с оптимизацией отношений между участниками групп, а также с созданием условий для развёртывания «сущностных» сил человека (Г.М. Андреева) Общим критерием продуктивности социально-психологического тренинга считается успешная реализация приобретённых психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневного труда и жизни (Ю.Н. Емельянов, А.А. Деркач). Исходя из концепции Д. Н. Узнадзе, эффект тренинга определяется как изменение установок участников группы относительно неэффективного поведения и приобретения нового опыта общения с людьми (А. Н. Сухов). Исследователи (Ф. Франсела, Д. Баннистер) указывают па ошибку упрощённого представления об оценке эффективности социально-психологического воздействия, согласно этим авторам, процесс изменения для разных людей совершенно различен по своему характеру, поэтому необходимо использовать и разные методы, учитывающие эти различия людей и различия процессов изменения. Отмечается, что процесс социально-психологического воздействия вводит в действие огромное количество переменных, часть которых трудно уловима и ещё труднее поддаётся измерению (Л. Шерток).
Анализируя проблему эффективности социально-психологического тренинга, исследователи указывают следующее: чтобы оценить эффективность обучения, необходимо найти способ измерения формируемого качества и оценить сопутствующие позитивные и негативные явления, возникающие в процессе тренинга (Б.Д. Парыгин). Для оценки эффективности тренинга драматической импровизации мы выделяем критерии, показатели и факторы эффективности данного тренинга. Основным интегральным критерием этого тренинга является его эффективность, понимаемая как развитие Я — концепции его участников в результате прохождения ими тренинга. Показателями являются характеристики, находящиеся в рамках очерченной критерием размерности, допускающие числовое измерение. К этим характеристикам относятся: «Я» актуальное и идеальное, система личностных конструктов, идентификация себя с другими людьми, позитивность оценок себя и других людей. Факторы — это условия проведения тренинга, конкретный набор используемых тренинговых процедур и методик и особенности их реализации, оказывающие существенное влияние на показатели эффективности тренинга. К основным факторам тренинга драматической импровизации относятся: основные принципы СПТ, компетентность тренера, особенности организации и проведения тренинга. Анализ этих факторов показывает существенные различия данного тренинга от психодрамы.
Вторая глава посвящена теоретической разработке тренинга драматической импровизации. К теоретическим основам этого тренинга следует отнести исследования в областях: СПТ, психодрамы, театра, психологии творчества и общения Спецификой разработанной нами модификации социально-психологического тренинга является использование коммуникативно-игрового творчества для изменения Я — концепции личности. Тренинг драматической импровизации включает в себя многие уже существующие психотехники, которые соединяют самоисследование и психологическое обучение с искусством. Он позволяет сформировать необходимые психологические качества личности и овладеть психотехникой общения как системой самоуправления. К наиболее часто используемым в тренинге психотехникам относятся: драматизация, театрализация, импровизационно-ролевые игры, психодрама и её модификации. В первом параграфе анализируется понятие «импровизация» и её связь с проблемой творчества. Это понятие неоднозначно — его семантика далеко не в каждом контексте соответствует его этимологии. Этимология указывает на внезапность как определяющий признак импровизации. Отличительный признак импровизации — то, что она осуществляется без подготовки. Импровизация одновременно является и видом, и компонентом творчества (В. Н. Харькин). Как вид творчества, импровизация, с одной стороны, заключает в себе все компоненты творческого процесса в миниатюре, а с другой стороны, обладает собственной спецификой и структурой. В определённом смысле импровизация может рассматриваться как логическая и психологическая модель творческого процесса вообще (В.Н. Харькин) В отечественной психологии проблема творчества разрабатывалась в работах Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина. С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарёва, Б.М. Теплова. В настоящее время творческость рассматривается как реализация человеком собственной индивидуальности (Е.Л. Яковлева). В тренинге драматической импровизации используется обучение через коммуникативно-игровое творчество, что развивает способность человека быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире человеческих отношений. Модель обучения в разработанном нами тренинге опирался на модель раскрывающей и раскрепощающей терапии предложенной А. Маслоу «Раскрывающая» терапия понимается как метод, помогающий человеку раскрыть свою идентичность. Во втором параграфе рассмотрены основные идеи психодраматического подхода. Раскрываются теоретическое и философско — атропологическое измерения психодрамы. В связи с тем, что тренинг драматической импровизации, являясь формой практической работы, отражает своим содержанием парадигму психодраматического подхода, нами предпринята попытка представить смысловое пространство психодрамы для того, чтобы вникнуть в суть той особой реальности, которая порождается этим методом. Тренинг драматической импровизации в определённой степени является развитием психодраматического метода в области социально-психологического обучения Теоретические подходы к исследованию психодрамы представлены в работах Э. Бартц, И. Гринберга, М. Карп, П. Келлермана, Д. Киппера, Г. Лейтц, Дж. Морено, К. Рудестама и П. Холмса. В целом психодраматический подход, очевидно, уникален, его исследования говорят о положительных результатах, но в литературе подчёркивается необходимость единого определения психодрамы для того, чтобы исследовать, по крайней мере, представления, состоящие из одной сцены и поставленные на основе одной и той же методики. Исследователи указывают на трудности в изучении результативности психодрамы:
¨ Слишком много переменных величин вовлечено в процесс и все их невозможно контролировать.
¨ Разнообразие стилей является одной из причин трудностей оценки этого метола (Э Бартц, П. Келлерман)
Определение эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации менее проблематично, поскольку при обучении предполагается целевой эффект. При оценке эффективности обучения предполагается нахождение способа измерения формируемого качества (в нашем случае Я — концепции) и оценки сопутствующих позитивных и негативных явлений, возникающих в процессе тренинга. В третьем параграфе мы рассматриваем концепцию разработанного нами тренинга драматической импровизации для того, чтобы показать, что смысловое пространство психодраматического подхода здесь расширяется за счет использования современных идей и концепций театра, психологии творчества, и общения. В отечественной психологической науке проблемы театра разрабатывались Л.С. Выготским, А.П. Ершовым, В.Н. Харькиным. Г.Г. Шпетом, П.М. Якобсоном и др. Анализ проблемы общения представлен в работах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалёва, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна. Д.Б. Эльконина. Тренинг драматической импровизации содержит фазы контакта, лабилизации и конструирования. Импровизация в коммуникативно-игровой деятельности является одним из основных факторов тренинга драматической импровизации. Акцент на импровизацию и создаваемый в связи с этим эффект неожиданности даёт возможность участникам тренинга проявиться в новом качестве, выявить естественное, привычное реагирование, личностно «окрасить роль». В процессе тренинга каждый участник получает возможность скорректировать и создать свои концепции жизнепроживания, разработать более адекватные из них, разрешить затруднительные ранее жизненные ситуации. Прорабатываются предъявленные его участниками личностно значимые затруднительные ситуации, которые предполагают персонифицированные, «личностно окрашенные» способы их презентации. К целям тренинга драматической импровизации относятся:
¨ развитие способности человека быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире человеческих отношений,
¨ воспитание коммуникативной культуры личности посредством расширения ролевого репертуара, развития способностей управления и изменения ролей в зависимости от конкретной ситуации взаимодействия;
¨ развитие способностей и умений создавать «живой сценарий» во взаимодействии с людьми, что особенно важно для консультантов и тренеров; обучение участников совместному импровизационному способу существования во взаимодействии и совместной режиссуре сценария общения как произведения искусства,
¨ изменение Я — концепции личности, развитие «Я», субъектности.
В третьей главе представлен обзор теоретических и экспериментальных исследований феномена Я — концепции, а также приводится описание экспериментального исследования, целью которого явилось создание социально-психологических условий, способствующих целенаправленному влиянию на развитие Я — концепции личности. В первом параграфе рассматривается проблема «Я», представлен аналитический обзор современных подходов к проблеме «Я» в зарубежной и отечественной психологии. Анализируются трудности экспериментального изучения «Я»: отсутствие строгих теорий, расплывчатость основных понятий и терминов, эмпиризм, наличие методологически слабых, чисто описательных исследований, неправомерное возведение корреляционных связей в ранг причинных зависимостей, необоснованное выведение содержания «образов Я» из гипотетических предпосылок и условий, подмена научных выводов суждениями здравого смысла и др. (И.С. Кон). Второй параграф отражает организацию экспериментального исследования. На первом этапе подготовлен проект программы тренинговых занятий для студентов старших курсов, в котором были учтены определённые нами требования к характеристикам обучающего пространства. На втором этапе был проведён констатирующий сравнительный эксперимент, всего в нём приняли участие 38 человек, из которых были набраны экспериментальная и контрольная группа, по 19 человек в каждой. На третьем этапе был проведён развивающий эксперимент. Экспериментальная группа занималась по программе тренинговых занятий пять месяцев один раз в неделю по 4 часа, всего 96 часов. На четвёртом этапе был проведён повторный констатирующий эксперимент. В третьем параграфе проводится обсуждение результатов эмпирического исследования. Сравнительный анализ изменения Я — концепции студентов экспериментальной и контрольной групп после развивающего эксперимента проведён в соответствии со следующими показателями измерение внутриличностной конгруэнтности индивида, оценка испытуемым его актуального и идеального образа «Я», величина идентификации себя с другими, позитивность оценок себя и других людей, измерение когнитивной сложности, показатель величины мотивации общения с людьми из ближайшего окружения, семантический анализ системы личностных конструктов. В экспериментальной группе в результате проведения тренинга драматической импровизации произошли значимые изменения в актуальном и идеальном образе «Я» по октантам 1, 3, 4, 7, 8 (по Т. Лири), а также значимые изменения внутриличностной конгруэнтности по октантам 6 и 7. То есть для экспериментальной группы значимо шире представлены такие качества и умения, как уверенность в себе, умение быть хорошим организатором, искренность, непосредственность, настойчивость в достижении цели, готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности. Представлено желание стать более реалистичным и неконформным. В контрольной группе по этим характеристикам значимых изменений не обнаружено. Различия между группами по характеристикам актуального и идеального образа «Я» значимы (по критерию знаков и критерию Уилкоксона при уровне значимости р = 0,05). Для проверки статистической значимости между группами в соответствии с характеристикой внутриличностной конгруэнтности испытуемых использован коэффициент корреляции рангов Спирмена (при уровне значимости р = 0,05). Средняя величина идентификации испытуемого с окружающими людьми в экспериментальной группе увеличилась с 8,4 до 9. В контрольной группе эта величина осталась неизменной После эксперимента наблюдались значимые различия в идентификации с отцом между экспериментальной и контрольной группами по критерию Уилкоксона (при уровне значимости р = 0,05). Анализируя показатель «позитивность оценок себя и других людей», мы отметили увеличение позитивных оценок в сферах семьи и друзей для экспериментальной группы, кроме того, различие между экспериментальной и контрольной группой по позитивности самооценки значимы по критерию Уилкоксона (при значимости р = 0,05). То есть, студенты экспериментальной группы оценивают себя более позитивно. Рассматривая показатель «когнитивная сложность», мы не обнаружили значимого увеличения когнитивной сложности в экспериментальной группе. Значимых различий между экспериментальной и контрольной группой по показателю величины мотивации общения с людьми из ближайшего окружения также не было найдено. Сравнивая экспериментальную и контрольную группу по показателю «семантический анализ личностных конструктов», мы отметили, что в экспериментальной группе в результате эксперимента изменились конструкты: отношение к себе, мировоззренческие отношения, интеллект и способности.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Проведенное исследование представляет научно-теоретическую и научно-прикладную разработку социально-психологического тренинга драматической импровизации, как одного из методов социально-психологического воздействия
Основным интегральным критерием тренинга драматической импровизации является его эффективность, понимаемая как развитие Я — концепции его участников в результате прохождения ими тренинга. Наибольшее значение в достижении эффективности данного тренинга имеет способность ведущего быстро ориентироваться в ситуации и, если нужно, корректировать сценарий тренинга. Тренеру необходимо умение импровизировать.
Спецификой разработанной нами модификации социально-психологического тренинга является использование коммуникативно-игрового творчества для изменения Я — концепции личности, причём, импровизация в этом методе рассматривается как логическая модель творческого процесса, приводящего к личностным изменениям.
Тренинг драматической импровизации включает в себя многие уже существующие психотехники, которые соединяют самоисследование и психологическое обучение с искусством. Он позволяет сформировать необходимые психологические качества личности и овладеть психотехникой общения как системой самоуправления
Коммуникативная культура личности в данном тренинге воспитывается через расширение ролевого репертуара, посредством приобретения умения переводить роли из потенциальных в актуальные, развитие способности управления и изменения роли, что увеличивает спонтанность и творческость индивида, а также изменяет его Я — концепцию.
В результате проведения тренинга наблюдается развитие таких личностных качеств, посредством которых индивид в ситуации общения может одновременно быть исполнителем, режиссером и постановщиком выбранной роли.
В тренинге драматической импровизации основной акцент делается на использовании спонтанных или импровизационных ролевых игр. Инсайт является одним из основных видов познания, используемых в социально-психологическом обучении
В определенной степени тренинг драматической импровизации — это развитие психодраматического подхода в области социально-психологического обучения
Основная задача тренинга заключается в том, чтобы в действии восстановить самоощущение и распознать свою индивидуальность, а не хранить верность неподвижным стереотипам.
Анализ результатов, полученных в результате экспериментального исследования тренинга драматической импровизации показывает изменения по ряду показателей произошли измерения внутриличностной конгруэнтности индивида, оценки испытуемым его актуального и идеального образа «Я», что подтвердило экспериментальную гипотезу о значимой разнице в изменениях Я – концепции. В связи с развивающим экспериментом можно говорить об увеличении в экспериментальной группе степени адаптированности индивида и конструктивном изменении показателя психологического здоровья. Сравнение величины идентификации себя с другими людьми в экспериментальной и контрольной группах, показало, что средняя величина идентификации испытуемого с окружающими людьми в экспериментальной группе увеличилась с 8,4 до 9. После эксперимента отмечены значимые различия в идентификации с отцом между экспериментальной и контрольной группами по критерию Уилкоксона (при уровне значимости р = 0,05). Изменения величины идентификации себя с другими людьми подтверждают экспериментальную гипотезу. В результате тренинга произошло увеличение позитивности оценок себя и других людей, в частности позитивных оценок в сферах семьи и друзей для экспериментальной группы Студенты экспериментальной группы оценивают себя более позитивно. В целом в экспериментальной группе в результате проведения тренинга произошли значимые изменения позитивности самооценки студентов.
При сравнении экспериментальной и контрольной группы по показателю «семантический анализ личностных конструктов», было отмечено, что в экспериментальной группе в результате эксперимента изменились конструкты: отношение к себе, мировоззренческие отношения, интеллект и способности. В контрольной группе существенных изменений не произошло. Делая вывод по анализируемом) показателю, мы говорим о подтверждении нашей гипотезы о влиянии тренинга на развитие самосознания, в частности, на изменение индивидуальных» конструктов
Проведённый развивающий эксперимент показывает, что условия социально-психологического обучения, которые создаются в процессе проведения тренинга драматической импровизации влияют на Я — концепцию студентов старших курсов психологического факультета. Следовательно, наша гипотеза о 4 возможности экспериментального влияния на развитие Я — концепции посредством тренинга драматической импровизации имеет экспериментальное подтверждение.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются направления для дальнейшей работы, среди которых — исследование факторов, влияющих на эффективность социально-психологического тренинга, определение динамики изменения показателей Я — концепции, определение соотношения выделенных показателей Я — концепции с показателями других методик и с поведенческими характеристиками.
Публикации автора по теме диссертации
1 Психодраматический подход Тренинг импровизации Методические описания, комментарии и рекомендации для психологов, работающих с группами — Самара, 1998, 64с
2 Метод импровизации в групповой коррекционной работе с разновозрастными группами //Педагогический процесс как культурная деятельность. Самара, 1996. с 99
3 Метод импровизации в психолого-педагогической деятельности //Ежегодник Российского психологического общества, Ростов-на-Дону, 1997, с 287
Психологические тренинги
«В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) предложила следующее рабочее определение: «Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель психологического тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации» (Wilson, 1999: 4)».
Когда появились психологические тренинги?
Как правило, возникновение психологических тренингов связывают с именем Курта Левина и работой его учеников. Хотя, конечно, элементы тренинговой работы можно встретить в описаниях подготовки военных, в религиозных традициях, а также в работе деятелей искусства, и возраст этих описаний – сотни и даже тысячи лет.
В начале XX века К. С. Станиславским и его последователями были разработаны разнообразные упражнения для тренинга актеров. Более 300 примеров таких упражнений можно найти в книге: Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» 1967 г. издания или в более позднем издании «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств» 2001 г.
Несколько позже стали развиваться всевозможные формы психической саморегуляции и выработки определенных трудовых навыков. В 1922 г. американский психофизиолог Р. Д. Джейкобсон разработал систему прогрессирующей релаксации, которая позволяла снимать нервно-психическое напряжение. В 1932 г. немецкий исследователь Иоганнес Генрих Шульц предложил классический вариант аутогенной тренировки, которая была основана на эффекте снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением.
М.М. Бирштейн, молодая ленинградская исследовательница-экономист, в 1932 г. провела на ленинградском заводе пишущих машин, а в 1936 г. — на ленинградской фабрике «Красный ткач», разработанные ею самой деловые игры, которые она называла «организационно–производственными испытаниями». Темой «испытания», например, был процесс перехода фабрики на выпуск новой продукции без остановки производства. С 1939 г. работа была прекращена, после долгого перерыва развитие деловых игр возобновилось в 80-е годы» (Бирштейн М.М., Деловые игры. Рига, 1989 г.)
В 1932 г. Якоб Морено ввел термин «групповая психотерапия», который определил как групповую работу пациентов, занимающихся разработанной им же психодрамой.
Т-группы
Первые психологические тренинги, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками Курта Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. Эти тренинги были основаны на том, что люди живут и работают в группах, но при этом они не всегда осознают эти отношения, не понимают, какими их видят другие люди, как другие реагируют на их поведение. Курт Левин утверждал, что наиболее эффективные изменения в личности и поведении человека происходят не в индивидуальном, а в групповом контексте. Для того чтобы измениться, человек должен преодолеть собственную аутентичность и войти в контакт с другими, только так он может получить обратную связь и отслеживать изменения в себе.
Т-группа можно определить как организованное собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.
Успешная и эффективная работа учеников Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп.
В Т-группах стали обучать эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров. Отдельные Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они появились в 1954 г. и получили название групп сензитивности.
Тренинги социальных и жизненных умений
В 60-е гг. возникает движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training), которое опиралось на традиции гуманистической психологии К. Роджерса. Такие тренинги применялись для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.
В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.
Первая модель состоит из семи категорий жизненных умений:
- Критичность мышления
- Настойчивость
- Общение
- Развитие Я–концепции
- Решение проблем
- Самоуправление
- Уверенность в себе
Вторая модель классифицирует жизненные умения, которые являются целями тренинга:
- Межличностное общение
- Поддержание здоровья
- Развитие идентичности
- Решение проблем и принятие решений.
Третья модель включала в себя:
- Тренинг эмоционального самоконтроля
- Тренинг межличностных отношений
- Тренинг самопонимания
- Тренинг финансовой самозащиты
- Тренинг самоподдержки и концептуализации опыта
Социально-психологический тренинг
В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом.
Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков.
Тренинги, разработанные М. Форвергом стали часто применяться для социально-психологической подготовки руководителей промышленного производства.
Социально-психологические тренинги получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.
В настоящее время этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы , руководителями предприятий и организаций.
Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении. Эта компетентность связана с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение человека в контакте.
В ходе социально-психологического тренинга развиваются перцептивные способности человека, происходит коррекция и развитие системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.
Принципы тренинговой работы
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является четкое понимание ведущим той задачи, которая стоит перед ним.
Воздействие может осуществляться на уровне знаний, убеждений (когнитивная сфера), на уровне установок и отношения (эмоциональная сфера) и на уровне навыков и умений (поведенческая сфера).
Смешивать различные задачи в ходе одного тренинга не целесообразно, поскольку это усложняет контроль за их выполнением и рассредоточивает внимание как ведущего, так и членов группы.
Принципы тренинга
Принцип активности
Активность участников тренинговой группы носит специфический характер. В тренинге люди вовлекаются в специально созданную социально-психологическую ситуацию. Основная задача ведущего – стимулировать и поощрять активность участников. Для этого необходимо сформировать у группы готовность, установку на максимальное включение в ситуацию, в тренинговый процесс.
Наиболее эффективными являются те упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно. Важно контролировать осознание участниками целей и задач, конкретного упражнения.
Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
Принцип исследовательской творческой позиции
В ходе тренинга, зачастую, участники встают на позицию исследователя, ученого. Они строят гипотезы, делают предположения, а затем проверяют их на практике, в ходе «эксперимента». И задача тренера заключается в том, чтобы сформировать у участников такую позицию и сконструировать такие ситуации, которые позволят участникам лучше всего понять себя, свои ресурсы, свои личностные особенности.
Основные характеристики такой ситуации это проблемность, неопределенность, безоценочность.
Реализация этого принципа часто встречает сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались определенные правила, модели, шаблоны, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме.
Преодолеть это сопротивление помогает объяснение участникам сути происходящего и целей тренинга. Важно показать участникам, что тренинг – это эксперимент, в котором можно пробовать и ошибаться, находить удачные модели поведения и затем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески носиться к жизни, к самому себе.
Принцип объективации (осознания) поведения
Для выполнения этого принципа необходимо продумать и реализовать механизм обратной связи, который бы позволял бы участникам тренинга получать объективную информацию о том, как другие воспринимают их поведение и насколько оно эффективно.
В тех видах разновидностях тренинга, которые направлены на формирование и развитие умений, навыков, установок, используются дополнительные средства контроля. Это может быть, например, видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Однако, при этом надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения
Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
Реализация этого принципа позволяет создать в группе атмосферу доверия, открытости, безопасности, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Реализация перечисленных принципов составляет основу продуктивной работы группы социально-психологического тренинга.
Кроме принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфике работы ведущего. Она заключается в постоянной рефлексии того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:
— Чего я хочу достичь?
— Зачем мне это?
— Как я собираюсь этого достигать?
Для ответов на эти вопросы необходимо провести предварительную диагностику состояния группы, целей и установок ее участников, уровня сплоченности группы, характер отношений внутри ее и т. п.
Эффективность любого тренинга во многом зависит не только адекватности выбора целей, но и от того, насколько обширным арсеналом приемов он обладает для их достижения.
Первый шаг — это выбор методического приема. Чаще всего используют: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.
Выбор конкретного методического приема, а также определенного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
1) содержанием тренинга
2) особенностями группы
3) особенностями ситуации
4) возможностями тренера
Роли и функции социального психолога
4 минуты
Социальный психолог анализирует мысли, чувства и поведение сообщества. Они делают это, чтобы установить, в чем заключаются их недостатки, и разработать планы и меры, с помощью которых можно улучшить качество своей жизни.
Последнее обновление: 22 мая, 2020
Психология охватывает различные области и специальности. Например, социальный психолог относится к области социальной среды, посвященной изучению поведения, чувств и мыслей, связанных с человеческим взаимодействием 9.0008 .
Кроме того, социальные психологи вмешиваются, чтобы улучшить качество жизни людей. Таким образом, они вызывают большее чувство благополучия у людей, с которыми они работают. Однако для этого они должны выполнять различные функции. Продолжайте читать эту статью, чтобы мельком увидеть роли и функции социального психолога. Вы также откроете для себя их области и узнаете больше об их ценном вкладе.
«Крутыми людьми не рождаются. Они созданы, когда рядом нет никого, кто мог бы вытереть их слезы».
-Анонимно-
1. Оценка, планирование и управление
Социальные психологи несут ответственность за оценку среды, в которую они будут вмешиваться. Сюда входят люди, с которыми они будут работать. Для этого:
- Они устанавливают цель оценки в соответствии с потребностями группы.
- Также они оценивают способности группы.
- В-третьих, они оценивают профилактические и просветительские программы.
- Наконец, они анализируют ресурсы, с которыми они могут работать, и ставят цели на их основе.
Таким образом, они могут определить, что требуется группе или человеку, и поставить цели. Затем они создают проекты для удовлетворения выявленных потребностей и проводят оценку реальных изменений, которые вызывают проведенные ими вмешательства.
Кроме того, они располагают ресурсами и направляют действия для выполнения. Таким образом, они могут вмешиваться на групповом или индивидуальном уровне. Они должны быть внимательными на протяжении всего процесса, чтобы достичь поставленных целей.
2. Обучение
Социальный психолог также отвечает за обучение. Поэтому они предоставляют сообществу или человеку различные ресурсы, чтобы справиться с ситуацией, которая влияет на группу, посредством психообразования. На самом деле, они направляют их к решению своих потребностей посредством обучения. Таким образом, будь то сообщество или человек, они учатся управлять своими эмоциями, мыслями и поведением для своего благополучия. Именно так социальные психологи улучшают качество жизни людей, с которыми они работают. Разве это не прекрасно?
Кроме того, они осуществляют программы по строительству социальной ткани, которые улучшают благосостояние сообщества. Они делают это путем создания инклюзивных проектов, уже проведя оценку и сформулировав цели.
3. Исследование
Исследование – еще одна задача социального психолога. Это потому, что они получают новые знания из анализа людей и сообществ относительно их социального взаимодействия . Для этого они изучают как свое поведение, так и свои идеи и эмоции.
Исследования в области социальной психологии охватывают различные области. Например, Мартинес-Тур, Пейро, Рамос и Тордера демонстрируют в этой статье свои исследования вклада социальной психологии в изучение удовлетворенности пользователей и потребителей.
Подобным образом существуют сотни исследований в области социальной психологии. На самом деле, одними из наиболее изученных областей являются социальная психология в организациях; социальная психология групп; здоровье; обучение; личность; войны и травмы и др.
4. Вмешательство, основная задача социального психолога
Социальный психолог вмешивается различными способами:
- Социальный. Они сосредотачиваются на групповом участии через группы самопомощи; школы родителей; обучающие семинары по конкретным навыкам; групповая и групповая психотерапия, а также укрепление и профилактика здоровья, среди прочего.
- Индивидуальный. Через психотерапию или психообразование, чтобы человек мог интегрироваться в свое сообщество.
- Семья. От психотерапии и таких мероприятий, как семинары.
- Посредничество. Чтобы помочь людям в конфликте прийти к удовлетворительному соглашению.
- Окружающая среда. Через экологические модели.
Социальный психолог проводит опросы, создает структурированные группы, оценивает ресурсы и потребности и использует различные инструменты и методы на благо целевых групп во время вмешательства.
Социальный психолог может работать по следующим направлениям:
- Изучение, оценка и анализ потребностей группы или сообщества.
- Разработка индексов и индикаторов аспектов взаимодействия внутри группы.
- Выявление групп риска внутри сообщества.
- Публичность кампании.
- Анализ социальных сетей группы или сообщества.
- Исследование навыков, отношения и социального восприятия сообщества или группы.
- Подход к программам, проектам и полевой работе в сообществе или группе.
- Разработка стратегий социальной интеграции.
- Разработка инструментов психосоциальной оценки.
- Проведение культурных мероприятий.
- Групповая психотерапия.
- Содействие ресурсов.
Как видите, социальный психолог может работать в разных областях. Для большинства из них требуется специальность, хотя степень бакалавра психологии — это начало подготовки к социальному вмешательству. Последующая специальность в основном помогает профессионалу выработать определенные для нее навыки. Это также дает им более глубокие знания.
Наконец, социальный психолог — непревзойденный профессионал, который вмешивается в группы и сообщества, чтобы улучшить их благополучие. Не только по отношению к ним, но и к среде, в которой они действуют. Социальный психолог выполняет замечательные проекты, которые через группы создают более благоприятную среду для целевого сообщества.
Это может вас заинтересовать…Важность социальной психологии — Значение
Социальная психология — это научное исследование человеческого поведения в обществе. Он изучает человеческое поведение в группе людей, например, как человек ведет себя в присутствии других или как на человеческое поведение влияют другие. Он пытается понять социально-психологические причины и мотивы поведения людей в группах. Социальная психология имеет большое значение в современном мире. Значение социальной психологии делится на следующие сферы:
- Социальная психология и психическое здоровье
- Социальная психология и бизнес
- Социальная психология и промышленность
- Социальная психология и образование
- Социальная психология и военная наука
- Социализация и развитие личности
- Социальная психология как источник знаний
Социальная психология и психическое здоровье
Проблемы психического здоровья, такие как депрессия, тревога, стресс, фобия, шизофрения, психоз и расстройства личности, являются растущими проблемами современного мира. Большинство проблем с психическим здоровьем имеют социально-психологические причины, такие как стрессовые отношения с другими людьми, смерть близких, проблемы в браке, слабые семейные узы, расставания, работа в стрессовой среде и неожиданные социальные изменения. Такие социальные обстоятельства становятся причиной эмоционального расстройства, умственной отсталости, злоупотребления наркотиками, ненормального поведения и даже преступного поведения.
Социальная психология играет важную роль в решении проблем психического здоровья. Социальная психология занимается диагностикой и лечением психических заболеваний. Поскольку большинство проблем с психическим здоровьем в настоящее время имеют социально-психологические причины, лучше определить эти причины и принять соответствующие меры. Социальная психология предоставляет базовые знания и инструменты для выявления этих причин, которые косвенно связаны с физическим здоровьем человека, но напрямую происходят из социального контекста, в котором человек может испытывать эти проблемы. В некоторых странах социальные психологи имеют лицензию на лечение пациентов с проблемами психического здоровья с использованием психологических методов лечения. Во многих других странах социальные психологи работают вместе с психиатрами и врачами над лечением психических заболеваний.
Социальная психология и бизнес
Бизнес имеет решающее значение для экономики страны, поскольку он предоставляет гражданам товары, услуги и возможности трудоустройства. Социальная психология играет заметную роль в бизнес-секторе. В настоящее время бизнес использует психологические методы для стимулирования производства и продажи товаров. Телевизионная реклама продукции производится на основе социально-психологических приемов маркетинга. Эти рекламные объявления сделаны, чтобы изменить отношение людей к продукту желаемым образом. Изменение отношения является частью предмета социальной психологии, которая определяет, как изменить отношение других к чему-либо в положительную сторону.0018, например, представляя продукты в рекламе таким образом, чтобы заинтересовать зрителей.
Опросы проводятся предприятиями для понимания социально-психологической ориентации людей на различные продукты и услуги. Эти опросы основаны на оценке психологической реакции людей на различные характеристики продукта. Учет этих психологических склонностей людей к созданию продуктов обеспечивает товарный вид продукции и повышает продажи продукции. Названия, этикетки, заголовки и логотипы продуктов разрабатываются с учетом психологических склонностей своих целевых клиентов. Точно так же другие соображения о продуктах ( (например, цвета, вкусы, характеристики, особенности, стоимость, долговечность и другие факторы) разработаны таким образом, чтобы иметь психологическую привлекательность для целевых клиентов.
Обслуживание клиентов является ключевым фактором успеха бизнеса. Это помогает в построении хороших отношений с клиентами, которые в основном основаны на удовлетворенности клиентов сервисным представителем. Эти представители службы обычно проходят обучение у квалифицированных социальных психологов, поэтому они могут приобрести хорошие навыки общения, чтобы строить отношения с клиентами и убеждать их, используя психологические методы.
Социальная психология и образование
Социальная психология также играет важную роль в сфере образования. Это помогает учителям улучшать свои навыки преподавания в соответствии с психикой учащихся разного уровня или возраста, чтобы они могли эффективно учиться. Это помогает учащимся улучшить свои навыки обучения, познавательные навыки и уровень интеллекта. Он разрабатывает определенные контекстуальные методы для мотивации студентов и хороших отношений между учеником и учителем.
Неудовлетворительная успеваемость студентов иногда связана с социально-психологическими проблемами. Ограничительная среда, отсутствие поощрения, наказания, перегруженность учебой, боязнь провала на экзамене и жестокое обращение могут подорвать творческие способности учащегося, а также его способность адекватно учиться. Поскольку эти проблемы возникают в контекстуальной среде, социальная психология выдвигает на первый план эти проблемы в образовательной среде в школах, колледжах и университетах, чтобы создать среду, способствующую эффективному обучению. Он также помогает учащимся справиться со стрессом, связанным с учебой, например стрессом на экзаменах.
Социальная психология и промышленность
Быстрый рост индустриализации в современном обществе сделал ее большим вкладом в экономический рост страны, а также в общее развитие страны. Социально-психологический также имеет широкое применение в промышленном секторе, чтобы максимизировать его преимущества. Например, хорошие рабочие отношения между сотрудниками являются важным фактором производительности и эффективности отрасли. Однако рабочая среда в промышленности иногда бывает неблагоприятной и не способствует хорошим рабочим отношениям между ее работниками. Социальная психология выдвигает на первый план эти проблемы, которые могут привести к неблагоприятной рабочей среде, и разработала методы для решения этих проблем. Заинтересованные стороны отраслей периодически организуют обучение социальных психологов для своих сотрудников, чтобы улучшить рабочую среду.
Мотивация — еще один ключевой фактор продуктивности сотрудников. Мотивация является важной предметной областью социальной психологии, в которой обсуждается, как поддерживать мотивацию людей к хорошим вещам. Эти методы также применяются для мотивации сотрудников и улучшения их способностей к совместной работе в разных организациях.
Социальная психология и военная наука
Социальная психология играет важную роль в военных организациях. Солдаты обучены физически и психологически, чтобы мужественно справляться с трудными ситуациями. Психологические методы используются для обучения солдат, чтобы они стали бесстрашными борцами и решительно шли к своей цели. Солдатам приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, такими как войны, стихийные бедствия, суровые условия окружающей среды и так далее. Солдат обучают быть эмоционально уравновешенной личностью, чтобы смело справляться с такими ситуациями.
Вот почему процедуры отбора кандидатов на военную службу обычно включают специальные психологические тесты. Цель психологической оценки — убедиться, что кандидат должен обладать психологическими качествами, необходимыми для несения военной службы.
Социализация и развитие личности
Дети – будущее нации. Ребенка необходимо воспитывать таким образом, чтобы он развивал здоровую личность и становился продуктивным гражданином. Когда ребенок становится взрослым, он должен быть способен внести свой вклад в развитие и процветание общества. Если детей не воспитывать с должным уходом, у них могут развиться серьезные расстройства личности, такие как чувство лишенности, невыразительности, застенчивости, умственной отсталости, страхов, эмоциональных нарушений и так далее. Эти проблемы в воспитании детей являются результатом социально-психологических причин внутри семьи, таких как ссоры родителей, игнорирование детей, жестокое обращение с детьми, неблагоприятное окружение и т. д.
Социальная психология обсуждает процесс социализации и развития личности детей в подробной форме как часть его предмета. С помощью социальной психологии мы узнаем, как семейная среда может повлиять на личность ребенка, а также какие важные соображения необходимо учитывать для правильной социализации детей, чтобы они могли реализовать свой потенциал и стать продуктивными членами общества.
Социальная психология как источник знаний
Социальная психология имеет широкую тематику. В дополнение к своей практической применимости предмет социальной психологии служит источником полезных знаний. Он охватывает различные области знаний, которые полезны для исследователей, сообщества разработчиков, политических лидеров и ученых. Эти области включают восприятие, познание, поведение, мотивацию, лидерство, отношение, групповую динамику, социальные взаимодействия, навыки социализации и развития личности и так далее. Исследования являются отличительной чертой социальной психологии, которые предпринимаются для получения надежных и обновленных знаний. Полученные знания предлагают теорию для понимания многих психологических тенденций и решения психологических проблем. Его теория также помогает другим дисциплинам в объяснении различных явлений , такие как социология, право, политология и другие социальные науки.
Социальный работник или психолог: какой путь социальных услуг вам подходит?
Когда вы ищете вознаграждающую и ориентированную на людей карьеру, будьте спокойны, зная, что есть много гуманистических профессий, которыми вы могли бы заниматься. Если ваши карьерные цели включают в себя помощь другим в преодолении их проблем, вполне естественно интересоваться ролями социального работника и психолога.
Как социальные работники , так и психологи обучены настраивать когнитивное, социальное и эмоциональное поведение человека. Они призваны предоставить руководство, стратегии и ресурсы, чтобы помочь людям справиться с трудностями, с которыми они сталкиваются.
Хотя эти профессии пересекаются, между социальной работой и психологией есть заметные различия. Понимание этих различий может помочь вам решить, какой из них подходит именно вам. Мы изучили данные, чтобы обрисовать в общих чертах эти два важных карьерных пути ниже. Вы просто можете обнаружить, что вы больше подходите одному, чем другому.
В чем разница между обязанностями социального работника и психолога?
Социальная работа и психология включают множество разделов. Практики могут специализироваться на работе со школьниками, браком и семьей, психическим здоровьем или злоупотреблением психоактивными веществами, и это лишь некоторые из них. При таком широком спектре услуг описание работы каждого специалиста может различаться, хотя есть основные элементы, характерные для обеих этих ролей.
Социальные работники не только помогают людям справляться с трудностями, но также посвящают достаточно времени и энергии защите интересов. Они помогают повышать осведомленность и продвигать идеи как со своими клиентами, так и от их имени на местном, государственном и даже национальном уровнях. Социальные работники обычно работают с семьями и отдельными лицами, чтобы помочь улучшить качество их жизни.
Некоторые из типичных обязанностей социального работника включают следующее:
- Оценка потребностей, ситуаций и сильных сторон клиента для определения его целей
- Помощь клиентам приспособиться к серьезным изменениям в жизни, таким как болезнь, развод или смерть близкого человека
- Исследование, направление и защита общественных ресурсов на индивидуальной основе
- Реагирование на кризисные ситуации, такие как чрезвычайные ситуации с психическим здоровьем или жестокое обращение с детьми
- Выявление людей или сообществ, нуждающихся в помощи
- Взаимодействие с клиентами для обеспечения внесения улучшений
Психологи, с другой стороны, наблюдают, интерпретируют и записывают то, как люди относятся друг к другу и к своему окружению, изучая когнитивное, эмоциональное и социальное поведение. Их цель — понять и объяснить сложные мысли, чувства и действия. Процесс психолога для этого может включать контролируемые лабораторные эксперименты, психоанализ и психотерапию. Вместо того, чтобы работать с семьями или общественными группами, психологи обычно работают с клиентами один на один.
Психологи, как правило, выполняют следующие должностные обязанности:
- Проведение научных исследований поведения и функций мозга
- Выявление психологических, эмоциональных или поведенческих проблем и диагностика расстройств
- Выявление и тестирование шаблонов, которые могут помочь им лучше понять и предсказать поведение
- Обсуждение планов лечения с клиентами и другими медицинскими работниками
- Написание статей, исследовательских работ и отчетов для обмена результатами с другими
Каковы карьерные перспективы лицензированного социального работника по сравнению с психологом?
Вы можете планировать определенную карьеру, основываясь исключительно на своей страсти к этой теме, но вам все же нужна некоторая уверенность в том, что после окончания школы у вас будет доступная работа. Что касается социальной работы и психологии, то обе они представляют собой стабильную карьеру с широкими возможностями трудоустройства.
По данным Бюро статистики труда США (BLS), ожидается, что общая занятость социальных работников вырастет на 13 процентов до 2029 года.— это более чем в три раза превышает уровень всех профессий в стране. Ожидается, что в этот период также существенно возрастут роли в области психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами: темпы роста составят 17 процентов, за которыми следует 13-процентный всплеск числа должностей в сфере здравоохранения.
BLS прогнозирует стабильный рынок труда для психологов. Прогнозируется, что общая занятость психологов вырастет на три процента до 2029 года, с аналогичными показателями для клинических, консультационных и школьных психологов.
Некоторые эксперты предполагают, что спрос на услуги психолога возрастет, особенно для двух групп: стареющего населения и школьников. По мере старения населения дополнительные услуги могут помочь людям справиться с психическими и физическими изменениями, происходящими по мере взросления. И по мере того, как все больше людей узнают о связи между психическим здоровьем и обучением, опыт школьных психологов будет пользоваться большим спросом.
Социальный работник против психолога: как им стать?
Существует несколько направлений образования, которые могут привести вас к карьере в области психологии и социальной работы. Наиболее распространенным требованием для должностей социальных работников начального уровня является бакалавр социальной работы (BSW). Согласно BLS, BSW готовит студентов к должностям прямого обслуживания, таким как социальный работник или ассистент по психическому здоровью.
Клинические должности социальной работы требуют магистра социальной работы (MSW). Эта программа обычно готовит студентов к работе по выбранной ими специальности и требует, чтобы студенты прошли практику или стажировку под наблюдением. Вам также потребуются два года контролируемого обучения и опыта. Затем вы можете сдать клинический экзамен, чтобы получить лицензию. Лицензионные требования различаются в зависимости от штата, поэтому обязательно ознакомьтесь со спецификой своего региона.
Для большинства должностей психологов требуется докторская степень в области психологии, но BLS сообщает, что степень магистра в этой области может быть достаточной для некоторых должностей. Магистр психологических наук с упором на супружескую и семейную терапию, например, такой, как в Массачусетском глобальном университете, может квалифицировать выпускников, получивших надлежащую лицензию для работы на должностях консультанта по вопросам брака и семьи.
Для должностей клинического психолога, психолога-консультанта и психолога-исследователя, требующих дальнейшего образования, вы можете получить степень доктора философии (Ph.D.) в области психологии или доктора психологии (Psy.D.). Кандидат наук. программы по психологии требуют интенсивного исследования и завершаются комплексным экзаменом и написанием подробной диссертации. Пси.Д. это клиническая степень, часто основанная на практической работе и экзаменах, а не на диссертации.