Особенности социально психологического тренинга: works.doklad.ru — Учебные материалы

Содержание

Общая характеристика социально-психологического тренинга. Тренинг общения: цели, задачи, особенности построения программы

1. Общая характеристика социально-психологического тренинга. Тренинг общения: цели, задачи, особенности построения программы

Выполнила: Тимофеева Александра.
Группа: курс 2, группа ФЗ-209/072-5-1 Рад.
Термин «тренинг» (от английского) имеет ряд значений — «обучение»,
«воспитание», «тренировки», «подготовка». Тренинг — одна из групповых форм
работы по развитию личности. Психологический тренинг как метод активного
социально-психологического обучения сегодня является одним из наиболее
распространенных видов психологической работы. Он является наиболее
актуальным и динамичным на рынке психологических услуг, которые может
предоставить социальная психология, поскольку привлекает людей своей
эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью,
психологической атмосферой, индивидуальной и групповой рефлексией и
другими явлениями. Его значимость в том, что он позволяет эффективно решать
задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными
эмоциональными состояниями, самопознанием и самоприйняттям, личностным
ростом. Тренинг стал междисциплинарным методом, с помощью которого
ученые-практики решают много разнообразных актуальных проблем. Прежде
всего, это касается того, что он является одним из способов профессионального
и личностного развития все более интенсивно проникает в различные сферы
профессиональной деятельности, способствует повышению психологической
культуры общественной жизни. Психологический тренинг обеспечивает
эффективное взаимодействие с миром, то есть способствует достижению успеха
в различных сферах деятельности, общении, уверенности, созданию
гармоничных отношений.
Можно утверждать, что XX
столетие стало поворотным
моментом в исследовании и
использовании в психологии
социальных групп.
Теоретические наработки
нашли широкое применение в
практике различных сфер
человеческого бытия.
Конец
прошлого века известен тем,
что практическая психология с
каждым годом все шире
использовала групповые
формы работы, среди которых
особое место занимают
тренинги. Феномен тренинга
прежде всего в том, что он
отвечает требованиям
современной жизни, которое
насыщено различными
общественными проблемами.
Если обратиться к истории, то
большинство авторов считают,
что первые групповые формы
работы предложили К. Левин,
К. Роджерс и другие еще в 40-х
годах XX века, а также
Национальная лаборатория
тренинга в г. Бетеле (США) и
получили название Т — группы.
Эти первые тренинговые
группы получили название
«группы тренинга базовых
умений». К основным задачам
Т-группы входило обучение
участников законам
межличностного общения,
умению руководить и
принимать правильные
решения в трудных ситуациях.
При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует
определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать задачи ,
требующие решения. В наиболее общей формулировке в тренингах обычно
ставятся следующие группы целей:
1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов
межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и
гармоничного общения с людьми.
2. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого
потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения
счастья и успеха.
3. Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или
предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и
поведенческих изменений.
4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи
в их решении.
5. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
Цель конкретизируется в задачах. Если первая указывает общее направление работы,
то вторые раскрывают конкретные шаги, необходимые для данного движения. «В то
время как цель может выражать желаемый исход, именно задача описывает то, каким
образом и когда мы к нему придем».
Чем руководствоваться при постановке задач?
1. Задачи должны отражать конкретные результаты, достижение которых планируется
в ходе работы, а не превращаться в абстрактные рассуждения или лозунги. Например,
вряд ли удачны такие формулировки: «Формирование психологических качеств как
нового уровня трансформации психических свойств и раскрытие субъектного
потенциала» или «Детям должно быть весело!». В первом случае – хотя и научно
осмысленная, но очень абстрактная фраза, допускающая неоднозначное толкование и
требующая долгой конкретизации. Во втором – лозунг, отражающий к тому же не
результат, а эмоциональность процесса работы.
2. Результаты, достижение которых намечено в задачах, должны быть, по
возможности, сформулированы в позитивных терминах – отражать то, что нужно
достигнуть, а не то, чего избежать. Например: «Не допустить распада группы» –
неудачная формулировка, «Повысить уровень групповой сплоченности» – более
удачная. Это связано с тем, что если ожидаемый результат формулируется негативно
(чего надо избежать), у человека зачастую возникает образ неудачи и происходит
подсознательное самопрограммирование на нее. Если человек, едущий на велосипеде,
думает: «Только бы не упасть», – вероятность падения существенно повышается.
3. Решение поставленных задач должно быть адекватно сущности тренинга как
метода активного социально-психологического обучения. Например, если
необходимо разделить школьников на «сильный» и «слабый» классы по уровню
учебной подготовки, решать данную задачу с помощью тренинга неуместно.
4. Задачи должны быть реалистичны, т. е. достижимы в условиях тренинга с
учетом отведенного для занятий времени, и в то же время не слишком простыми.
5. Достижение планируемых результатов должно быть принципиально
проверяемо: или на уровне объективного изучения вызванных тренингом
изменений (более характерно для тренингов умений), или на уровне самоотчетов
участников (более характерно для тренингов личностного роста).
При построении тренинговой программы тренер должен:
1. Учитывать особенности аудитории по уровню текущих знаний и навыков, а также по стилю
обучения.
При составлении тренинговой программы стоит учитывать ряд особенностей аудитории:- уровень
текущих знаний;
— стиль обучения.
По уровню текущих знаний слушатели делятся на новичков, продвинутых новичков, компетентных
участников, опытных участников и экспертов. Рассмотрим каждый тип в отдельности.
1. Новичок. Принимает полученную информацию. Не относясь к ней скептически и не оспаривая ее.
Открыт к новым знаниям и доверяет тренеру на 100%.
2. Продвинутый новичок. Уже имеет опыт обучения и поэтому может сравнивать в отличие от новичка.
Способен найти свои объяснения теориям, которым его обучают.
3. Компетентный участник. Не соглашается с общими законами и правилами поведения, поскольку
имеет свой опыт, который ему подсказывает, что одну и ту же проблему можно решить несколькими
способами. Такой участник предпочитает не верить на слово всему, что слышит, а узнавать все
самостоятельно.
4. Опытный участник предпочитает, как анализировать, так и доверять собственной интуиции. Таким
слушателям необходимы четкие объяснения по каждому поводу.
5. Эксперт. Мастер в своем деле. Любит задавать вопросы, анализировать и рефлексировать. Такой тип
участников наиболее требователен к тренеру и заинтересован в его знаниях.
Тренинг пройдет эффективно, если тренер примет во внимание индивидуальные особенности каждого
слушателя. Потребности каждого участника вызваны его личными запросами и опытом, которые
необходимо учитывать при построении тренинговой программы.
Главное, на что стоит обращать внимание перед началом тренинга — четко
сформулировать его цели и конечный результат. Для этого достаточно ответить на
несколько вопросов:
— Что именно должно быть достигнуто в ходе обучения?
— С какими навыками придется работать?
— С помощью каких упражнений это предстоит сделать?
— Из каких блоков будет состоять тренинг?
Ответив на эти вопросы, тренер сможет определиться с двумя главными целями:
— знаниями, которые можно передать участникам;
— информацией, с помощью которой это следует сделать.
Перед разработкой программы тренинга, прежде всего, необходимо тщательно
описать результаты, к которым должен привести весь тренинг и каждое
упражнение в отдельности.

Использование элементов социально-психологического тренинга на учебных аудиторных занятиях

использование элементов социально-психологического тренинга

на учебных аудиторных занятиях

В силу того, что человек – существо социальное, любая его деятельность реализуется, прежде всего, в сфере общения. Предъявляются повышенные требования к культуре общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнородных коммуникативных ситуациях. Это предполагает владение эффективной техникой общения, навыками глубокого понимания себя, партнера по общению, характера ситуации в целом. Общение людей друг с другом – весьма сложный и тонкий процесс.

Именно в нем создаётся и проявляется психологический климат коллектива, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и решаются межличностные и групповые конфликты. В процессе общения приобретают отчётливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплочённость или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.

Для приобретения опыта в общении, усвоения некоторых приёмов эффективного общения, развития сотруднического стиля конфликтного реагирования и улучшения психологического климата в целом можно использовать социально-психологический тренинг.

Психологический тренинг

— это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Под социально-психологическим тренингом (СПТ) обычно понимают планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков в сфере общения, повышения эффективности трудовой (и иной) деятельности. СПТ – это активная социально-психологическая подготовка к общению. На тренинге участники учатся слушать и слышать то, что говорят, понимать человека, который говорит. Задача СПТ – подведение его участников к осмыслению, с одной стороны, помех, затруднений, характерных для ситуации межличностного общения, а с другой – к уяснению условий и факторов, благоприятствующих и оптимизирующих общение. Кроме того, СПТ решает вопрос: как помочь человеку в более глубоком понимании других людей. Кроме того, СПТ позволяет сопоставить собственный образ, каким мы его представляем, с тем, каким он предстает в глазах других.

Таким образом, основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя и свои личностные особенности, то есть тренинг позволяет отрефлексировать собственные проявления в общении.

Уникальная возможность использования элементов психологического тренинга возникает на уроках дисциплин «психология», «социальная психология», «теория и практика общения» и «этика и психология деловых отношений». С помощью данных занятий повышается вероятность повлиять на социальную структуру группы, на формирование личности каждого учащегося в отдельности. Использование элементов тренинговых занятий помогает студентам углубить и закрепить на практике материал некоторых тем, в частности тем разделов «Общение», «Социально-психологический тренинг».

Обычно на первом занятии обсуждаются правила работы в группе, например:

  1. Здесь и теперь. Необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (даже если они происходили раньше), а также обсуждать процессы, происходящие в группе (стиль общения, взаимоотношения, конфликты и т.д.), чувства, переживания в данный конкретный момент, мысли появляющиеся в данный момент.

  2. Доверительный стиль, искренность и открытость. Предлагается единая форма обращения на «ТЫ», психологически уравновешивающая всех членов группы. Искренность должна содержаться в открытом выражении своих чувств и мыслей по отношению к действиям других участников. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая важна каждому участнику и которая запускает механизмы самосознания и межличностного взаимодействия в группе.

  3. Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую…», «мне кажется…». Это помогает научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой ты есть.

  4. Активность и правило «стоп». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, активное участие всех в происходящем на тренинге является обязательным. Но один раз за все занятие участник может отказаться от выполнения упражнения или отказаться высказаться, если он этого не хочет.

  5. Правило недопустимости непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия или высказывания.

  6. Конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы.

Каждая встреча включает ритуал начала занятия (стоя в кругу взяться за руки и громко сказать «здравствуйте!»), который помогает вхождению в групповую работу, позволяет сплачивать участников, создает атмосферу группового доверия и принятия, что чрезвычайно важно для плодотворной работы. Далее – основная часть – 3-5 игр и психотехнических упражнений, одно — два из которых на психологическую разминку. В конце занятия – совместный анализ того, что происходило во время упражнений, в форме обсуждения чувств и переживаний участников группы, то есть рефлексия – ретроспективная оценка в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и осмысленном (почему это важно, зачем мы это делали). Завершается занятие ритуалом прощания (стоя в кругу взяться за руки и громко сказать «до свидания!»).

На последнем занятии мы подводим итоги, насколько полезными оказались занятия тренингом. Студенты говорят, что тренинг помог им лучше узнать и понять других людей, что узнали мнение окружающих о себе. Занятия помогли им раскрепоститься, стать более открытыми, дали возможность высказаться. Кроме того, СПТ хорошо помогает расслабиться и отдохнуть от проблем, увидеть то, что надо изменить в себе. Тренинг дает возможность общаться, помогает сплотить группу и улучшить её психологический климат. Студенты считают полезными такие занятия, они отметили, что хотели бы проводить их в дальнейшем.

Использование СПТ в учебном процессе позволяет нам помочь раскрыть личность учащегося, адаптироваться к обучению и научиться применять элементы СПТ в своей практической деятельности. Таким образом, обучение носит воспитательный характер. Воспитывающее обучение – это такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретенными учащимися знаниями, навыками, умениями, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу, в целях формирования социальной и профессиональной  мобильности выпускника.

В этом же ракурсе мы можем говорить о совершенствовании социальной компетентности студентов, в особенности о компетентности в общении. Компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

СПТ предоставляет им возможность творческой самореализации личности; возможность попробовать себя в качестве педагога; познания нового как получение дополнительных знаний; развития культуры мышления; более глубокого освоения материала; развития индивидуальных качеств личности; выработку своей точки зрения по изучаемому вопросу, а также возможность для общения с товарищами в совместной учебе.

В процессе деловой игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

Деловая дискуссия позволяет студентам не только развить свои навыки речи, научиться грамотно излагать мысли, строить фразы, но и овладеть этикетом ведения беседы, спора.

группа тренинга социально-психологического — это… Что такое группа тренинга социально-психологического?

группа тренинга социально-психологического

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • группа терапии телесной
  • группа тренинга умений

Смотреть что такое «группа тренинга социально-психологического» в других словарях:

  • группа встреч — специальные группы малые, применяемые в практике тренинга социально психологического с соответственным названием. Цель тренинга встреч состоит в обнаружении и использовании скрытых резервов саморазвития личности через специальные приемы,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • группа: эффективность — (эффективность деятельности группы) Отношение (по некоему критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные …   Большая психологическая энциклопедия

  • группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.). Наиболее… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ГРУППА ВСТРЕЧ — близкая к групповой психотерапии техника, предлагаемая широкой публике, представителям ряда специальностей, например бизнесменам или полицейским, или группам лиц со сходными проблемами, например наркоманам. Группы встреч более или менее сходны с… …   Энциклопедия Кольера

  • группа тренинговая — специальная малая группа, создаваемая в практике социально психологического тренинга для оказания положительного психотерапевтического воздействия на личность в межличностные взаимоотношения …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. социально психологическая компетентность). Базовыми методами Т.с. п. являются… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг Л. А. Петровской — Л. А. Петровская стояла у истоков становления практики социально психологического тренинга в нашей стране и ее теоретического осмысления с конца 1970 х гг. В 1982 г. она ввела в научный обиход само понятие «социально психологический тренинг» (С.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА —         Группа, в которой проводится тренинг какой либо определенной ориентации или групповая психотерапия. Состав Т. г., особенность происходящих в ней процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции, принципов и… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ТРЕНИНГ —         (активное социальное обучение). Это комплексное социально дидактическое направление, ориентированное на широкий охват различных сфер социальной практики; использует разные формы и методы активного психологического и социально… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Активное обучение руководителей в промышленности — Содержание 1 История 2 Теоретические основы обучения 3 Виды активного обучения …   Википедия

Социально-психологический тренинг межличностного общения

Хотя сам Зигмунд Фрейд никогда  даже не пытался проводить групповую  психотерапию, целый ряд его последователей активно использовали психоаналитическое лечение в группах. В первую очередь, это был А. Адлер, который придавал большое значение социальному контексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказывает воздействие на цели и ценности и помогает их модифицировать. Адлер создал центры групповых занятий, ориентированных на лечение представителей пролетариата – больных алкоголизмом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он организовал детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей.

Психотерапевтами, использовавшими  психоанализ в группе, были Л. Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу, А. Вольф и другие. В американской психотерапии психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской практике в отличие от своих европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время второй мировой войны ввиду необходимости лечения большого количества пациентов с психическими нарушениями. [7]

Большое значение для групповой  психотерапии и групп тренинга имели  идеи школы Курта Левина: именно они лежали в основе концепции лабораторного тренинга в США. Первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении получили название T-гpyпп. Идея, положенная в основу этого начинания, заключалась в следующем. Почти все люди живут и работают в группах, но при этом человек чаще всего не отдает себе отчета в том, как именно он участвует в этих группах, каким его видят другие люди, какие реакции вызывает у них его поведение. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходят в групповом, а не в индивидуальном контексте; следовательно, для того чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя глазами других. Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к созданию в США Национальной лаборатории тренинга, где была сформирована группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее деятельности учитывались в практике Т-групп.

Говоря об истории групповых  методов в психотерапии и психологии, нельзя не вспомнить о Джекобе Морено, создавшем психодраму, организовавшем первую профессиональную ассоциацию групповых психотерапевтов, основавшем первый профессиональный журнал по групповой психотерапии. Многие последователи Морено считают его отцом групповой психотерапии, хотя групповые методы лечения психических расстройств возникли задолго до него. [6]

Несколько позже началось развитие групповой работы в России. Но, несмотря на то, что в развитии конкретных тренинговых методов российские психологи-практики шли по стопам западных коллег, в целом, групповая психологическая работа имеет в России собственные глубокие традиции. К тому же в нашей стране еще в 20-30-е годы изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Практически в это же время были созданы первые деловые игры, ставшие впоследствии составными элементами многих тренингов.

Другим направлением, реализовывавшим  групповые методы в социальной практике, выступила педология, разрабатывающая методы и приемы развития школьных коллективов в соответствии с целями коммунистического воспитания. Многие воспитательные системы тех лет имеют примеры психотехнологий, оказавшихся позже востребованными в психологических тренингах. Яркой иллюстрацией служит ряд методик, применявшихся в групповой работе с беспризорниками А. С. Макаренко.

Еще одной из наиболее привлекательных концепций в то время являлся фрейдизм. Отечественные психологи пытались применять групповые методы, творчески используя психоаналитические идеи в работе с детьми. Однако и педология, и работа в рамках концепции Фрейда не сумели получить своего развития в отечественной науке в связи с фактическим запретом властей и гонениями на ученых и практиков. Долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы групповой работы с целью психологической помощи. [1]

 

3. Организационные особенности СПТ межличностного общения

 

Социально-психологический  тренинг общения – это вид социально-психологических тренингов, связанный с развитием в процессе групповой работы знаний, навыков, умений и установок, определяющих поведение в общении, коммуникативной компетентности и способностей человека. [8]

Под тренинговыми группами обычно понимаются все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения и взаимодействия, ориентированный на решение разнообразных психологических проблем участников, их самосовершенствование, а также на развитие группы и решение общегрупповых проблем.

Для эффективного функционирования группы социально-психологического тренинга руководителю, организующему занятия, необходимо предварительно продумать  цели и задачи СПТ.

Основной целью группы, по мнению большинства психологов, занимающихся теоретическими и практическими вопросами тренинга, является развитие социально-психологической компетентности личности, т.е. способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. Но есть еще две сопутствующие цели: развитие активной социально-психологической позиции участника тренинга, т.е. способности человека производить общественно значимые преобразования в сфере межличностных отношений; повышение психологической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности.

Общие цели социально-психологического обучения конкретизируются в следующих  психолого-педагогических задачах:

  1. Приобретение психологических знаний о личности человека, процессе взаимодействия людей и приемах эффективного общения.
  2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащении тактики и техники общения.
  3. Коррекция коммуникативных установок: партнерство – взаимодействие с позиции силы; искренность – манипуляция; вовлеченность – избегание общения; настойчивость – соглашательство. Благодаря этой задаче вырабатываются собственные стратегии общения.
  4. Развитие способности адекватного и полного познания себя и других ситуации общения, осознание целостности своего социально-психологического бытия среди людей
  5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, развитие личностных экзистенциальных проблем.
  6. Чувственное познание динамических феноменов группы и осознание своей причастности к межличностным ситуациям. [3]

Еще один важный вопрос при организации  СПТ – учет нескольких принципов, ведущим из которых является принцип полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха. Такое отношение позволяет взаимодействовать с человеком на самых глубинных слоях внутреннего мира личности. В состоянии доверительного диалога с другими личность сама произвольно отказывается от психологической защиты и неизбежно самораскрывается.

Следующим принципом организации  работы группы является принцип психологического события. В учебно-тренировочной  группе должны использоваться такие  приемы, как откровенное обсуждение поведения участников, элементы психодрамы, и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.

Также следует учитывать принцип самодиагностики, провоцируемой группой для каждого из участников и руководителя. Руководитель включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предлагаемых путях их решения. После формирования самодиагноза важна психологическая поддержка группы. Необходимо отметить и принцип натурной материализации изучаемых социально-психологических феноменов. Благодаря материализации многие проявления человеческой психики предстают перед членами группы не только в виде абстрактных, теоретических понятий, а будучи лично глубоко пережиты, становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предлагаемых межличностных феноменов каждым участником тренинга.

Отправным пунктом для обеспечения  успешной работы группы тренинга является принцип добровольности. Члены группы должны иметь естественную заинтересованность в собственных изменениях. Принудительно  можно заставить посещать группу, но не обучаться в ней, добиваясь  личностных изменений. [6]

Продолжительность занятий в целом  должна быть определена с самого начала. Опыт занятий говорит о том, что  лучше работать крупными блоками, так как много времени теряется на «размораживание» участников группы тренинга, их эмоциональное вхождение в групповые процессы. Располагать участников тренинга лучше по кругу, в мягких креслах (можно на ковре). Важно, чтобы участники обучения были уверены, что их не подслушивают. На начальной стадии обучения наиболее важной задачей, которую решает руководитель, является становление групповых норм и усвоение участниками основных принципов тренинга. К основным нормам общения относятся: 1. Общение по принципу «здесь и теперь», достигаемое, если в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном межличностном общении. 2. Принцип персонификации высказываний, заключающийся в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию говорящего или же избегать прямого высказывания. 3. Принцип акцентирования языка чувств, в соответствии с которым участники группы должны акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях и при обратной связи по возможности использовать язык, фиксирующий указанные состояния. Перед каждым участником стоит задача определенной перестройки своего общения и выработки умения идентифицировать и адекватно выражать свое чувство. 4. Принцип активности подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью активного всматривания, вслушивания, вчувствования в самого себя, партнера, группы в целом. 5. Принцип доверительного общения ускоряет групповую динамику, обусловливает результативность занятия. 6. Принцип конфиденциальности сводится к рекомендации не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы, что способствует становлению доверительности, включению в открытый, искренний контакт. [1]

Для участников группы эти нормы  общения в процессе тренинга излагаются в более конструктивной форме, и  нельзя рассчитывать, что содержание этих принципов окажется немедленно усвоенным. Для этого требуется  определенное время.

В качестве одной из закономерностей  начального периода можно отметить некоторое противодействие со стороны  отдельных участников, которое возникает  из-за боязливых ожиданий и чрезвычайно  развитой психологической защиты. Для того чтобы «сломать лед» скованности, можно использовать подгруппы, в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы. Важно с самого начала работы группы установить между ее членами доверие. Задача каждого участника СПТ найти в себе мужество для преодоления собственного противодействия обучению и для постепенного превращения себя в объект исследования. Важная для обучения атмосфера в группе создается по мере осознания ее участниками положительных аспектов своей личности, и поэтому именно этой стороне должно уделяться особое внимание. Именно открытие в себе новых положительных качеств придает силы для дальнейшего конструктивного изменения себя. Руководителю группы также необходимо обеспечить, чтобы никто из ее членов не был подвержен групповому давлению, нарушению конфиденциальности, чтобы не было «козлов отпущения», чтобы каждому участнику в случае переживания им кризисного состояния были оказаны необходимая помощь и поддержка.

Чрезвычайно важным является вопрос о комплектовании группы. Необходимо проводить предварительные индивидуальные собеседования и общий разговор с группой. При формировании группы лучше не включать в нее людей  с сильно стереотипизированной психологической защитой. Такого рода занятия могут усилить тревожность субъекта. Кроме того, он может оказать непродуктивное воздействие на групповой процесс. Нежелательным также является участи людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личностного развития и идут в группу только с целью познания метода как новой педагогической формы воспитательной работы или же просто с целью приятного времяпрепровождения и отдыха.

Принято считать, что наиболее оптимальный  возрастной период для такого обучения с 16 до 40 лет. В более раннем возрасте, с 14 до 16 лет, такое обучение можно  рекомендовать только в случае социальной дезадаптации, различных форм «отклоняющегося» поведения. После 40 лет структура личности, как правило, стабилизируется, и ее изменение будет требовать от субъекта значительных усилий, на что человек не всегда способен. [5]

При руководстве группой следует  помнить, что обучение ее участников имеет ценность не только при интенсивном  и сильном переживании чувств, а при их понимании, внутреннем переосмыслении, раскрытии причин их возникновения, т.е. при выявлении назревших вопросов и проблем, не поддающихся контролю и волевой регуляции со стороны  самого субъекта.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПРОГРАММА КУРСА СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ 1 СПТ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Я.А.Короткова, преп.,

А.И.Прихидько, канд.психол.наук, преп.

ПРОГРАММА КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1

СПТ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ

ТЕМА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПТ

Теория «животного магнетизма» Ф. Месмера. Групповая психотерапия и гипноз в Х1Х-ХХ вв. Групповые методы в психо­анализе, психодраме и гуманистической психотерапии. Т-группа как основа современного тренинга.

Возникновение методов групповой психологической рабо­ты в России. Психотехнический бум. Педология и методы разви­тия школьных коллективов.

ТЕМА 2 СПТ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ

Место СПТ в контексте групповой психотерапии, психо­коррекции и активного обучения. Соотношение понятий психотерапии, психокоррекции и группового тренинга. Основ­ные отличия тренинга от других методов групповой психологи­ческой работы. Преимущества групповой формы психологичес­кой работы.

Понятие СПТ — множественность дефиниций. Основные парадигмы тренинга. Тренинг как форма дрессуры. Тренинг как репетиторство. Тренинг как наставничество. Тренинг как созда­ние условий для развития субъектности. Основные формы рабо­ты в тренинге. Игра. Дискуссия. Визуализация.

ТЕМА 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ТРЕНИНГА:
СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ

Состав тренинговых групп: качественный и количествен­ный аспекты. Требования к участникам: важность процедуры отбора. Гетерогенность и гомогенность группы тренинга.

Ролевые позиции в группе тренинга. Социальная и игровая роль. Расширение ролевого репертуара как одна из задач СПТ. Функция решения задачи и, функция оказания поддержки.

Групповые нормы в СПТ. Основные цели введения правил работы в тренинге. Правила работы в группе тренинга. Варианты санкций за несоблюдение групповых норм.

Классификация тренинговых групп. Семь критериев клас­сификации групп тренинга. Взаимосвязь между целями группо­вой работы и видами тренинговых групп.

ТЕМА 4 ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ГРУППАХ СПТ

Групповая сплоченность и ее роль в процессе тренинговой работы. Основные факторы групповой сплоченности в группе СПТ. Достоинства и недостатки сплоченной группы в условиях тренинга.

Руководитель (ведущий) тренинговой группы. Характерис­тика личности группового тренера. Основные требования к ве­дущему группы СПТ. Возможные роли ведущего тренинговой группы. Функции руководителя. Наиболее распространенные ошибки ведущего группы СПТ. Подготовка тренеров.

ТЕМА 5 ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЕЕ РОЛЬ
В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ

Основные стадии развития тренинговой группы. Началь­ная стадия — псевдосплоченность. Основные характеристики стадии псевдосплоченности.

Основные задачи ведущего на начальной стадии развития группы. Переходная стадия — конфликт (или кризис). Особенно-

сти стадии конфликта. Создание атмосферы доверия. Техники работы с «трудными» участниками. Рабочая стадия.

Основные характеристики рабочей стадии в развитии тренинговой группы и задачи ведущего на этом этапе. Стадия за­вершения — сепарации. Особенности стадии сепарации. Техники работы на стадии завершения тренинга.

РАЗДЕЛ 2

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ

ПРОГРАММЫ СПТ И ОЦЕНКИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ТЕМА 6 ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ
ЗАДАЧ ТРЕНИНГА

Вводная часть тренинга, ее структура, задачи и психотехни­ки. Самопрезентация тренера, введение правил тренинговой группы. Определение потребностей тренинговой группы.

Понятие модуля и номера программы тренинга. Этапы проведения номера. Обратная связь. Деролинг, шеринг и де-брифинг.

ТЕМА 7 ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ В ТРЕНИНГЕ

Понятие проблематизированности группы тренинга. Пси­хотехники, применяемые для проблематизации группы. Опти­мальная степень проблематизированности группы.

ТЕМА 8 ЭКСПЛИКАЦИЯ В ТРЕНИНГЕ

Понятие экспликации в тренинге и психотехнические средства для ее реализации. Однозначность эксплицируемого со­держания для участников группы. Психотехники, применяемые для формирования обратной связи.

ТЕМА 9 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ,
ДОСТИГНУТЫХ В ТРЕНИНГЕ

Способы закрепления изменений в зависимости от вида тре­нинга. Цикл самонаучения. Ассимиляция тренингового опыта.

ТЕМА 10 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ЭФФЕКТАХ СПТ

Проблема оценки эффективности СПТ. Шкала Кир-патрика. Эффекты СПТ: мониторинг успешности, система экспресс-анализа. Основные детерминанты успешности тренинга. Величина группы. Активность участников. Прирост знаний и совершенствование умений как эффекты СПТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная литература

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 2005. 256 с.

Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2003. 254 с.

Жуков Ю.М., Мастеров Б.М. Групповой тренинг // Методы практичес­кой социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 97-179.

Марасанов Г,И. Социально-психологический тренинг. М.: Когито-Центр, 2001.249 с.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Про­гресс, Универс, 1994. 479 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, Универс, 1993. 367 с.

Сандлер Дж. Пациент и психоаналитик: основы психоаналит. процесса. М.: Смысл, 1995. 192 с. (Психология для студента).

Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: Практ. рук. Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. 233 с. (Психологический тренинг).

Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2000. 346 с. (Психотерапия на практике).

Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию: Авт. концепция: Методы психол. влияния. Алгоритм противостояния манипуляции. Психол. тренажер. СПб.: Речь, 2001. 255 с. (Психо­логический тренинг).

Дополнительная литература

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2005. 271 с. (Сер. «Эффективный тренинг»).

Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические осно­вы субъектного подхода к групповой работе. М.: Речь, 2004. 302 с.

Винокур В.А. Уловки в споре. СПб.: Речь, 2005. 142 с.

Дерманова И. Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличност­ные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Речь, 2003.40с.

Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. СПб.: Питер, 2006. 208 с. (Сер. «Практикум»),

Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Сост. Л. Кроль, Е. Пуртова. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 464 с. (Психо­логия и бизнес).

Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.: Ось-89, 2004. 128 с. (Действен­ный тренинг).

Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж.М. Техники групповой пси­хотерапии / Пер. с англ. А. Смирнова. СПб.: Питер, 2001. 320 с. (Сер. «Практикум по психотерапии»).

Лойшен Ш. Психологический тренинг умений. Школа В. Сатир / Пер. с англ. Н.В. Кулигина. СПб.: Питер, 2001. 160 с. (Сер. «Практикум по психотерапии»).

Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999. 112 с.

Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обуче­ния: тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2002. 176 с.

Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М.: ТЦ Сфера, 2001. 192 с. (Сер. «Практическая психология»).

Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Речь,

2001. 256 с.

Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе / Пер. с англ. В. Путяты. СПб.: ООО «Речь», 2002. 244 с.

Суховершина К)., Тихомирова Е., Скоромная Ю. Тренинг коммуникатив­ной компетенции. М.: Академический проект; Трикста, 2006. 112 с. (Информ. технологии).

Уизерс Б. Управление конфликтом / Пер. с англ. 3. Замчук. СПб.: Питер, 2004. 174 с. (Сер. «Эффективный тренинг»).

Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе: Сб. упраж­нений / Пер. с нем. М. Янкова. М.: Генезис, 2003. 160 с. (Все о психологической группе).

Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. Е. Патяева, 2-е изд., стер. М.: Генезис, 2000. 256 с.

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологиеские игры и упражнения / Пер. с нем. Л Алексеевской, Л. Воскресенской,

2002. М.: Генезис, 2005. 336 с. (Все о психологической группе).
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практиче-­
ское пособие / Пер. с нем. Л. Алексеевской. М: Генезис, 2002.240с.

Хинш Р., Витманн С. Социальная компетенция. Харьков: Гуманит. центр,

2005. 192 с.

Цзен В., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. 2-е изд., доп. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 272 с. (Б-ка психологии и психотерапии. Вып. 67).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Социально-психологический тренинг (СПТ) как метод ак­тивного обучения.

  2. Исторические предпосылки возникновения и развития пси­хологического тренинга.

  3. Сравнительная характеристика СПТ и других методов груп­повой психологической работы.

  4. Основные парадигмы тренинга.

  5. Специфика форм работы в условиях тренинга.

  6. Представление о структуре группы СПТ.

  7. Критерии классификации тренинговых групп.

  8. Групповая сплоченность как динамический аспект тренинго-вой группы.

9. Руководитель тренинговой группы: роли и функции.

  1. Групповая динамика в процессе тренинговой работы.

  2. Основные стадии развития группы.

  3. Проблема эффективности СПТ.

  4. Детерминанты успешности тренинга.

  5. Основные принципы разработки программы СПТ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Возможности использования психотерапевтических техник в

СПТ.

  1. Использование техники визуализации в ходе тренинговой ра­боты.

  2. Групповые стратегии совладания в тренинге.

  3. Групповые защитные механизмы на стадии сопротивления тренинговой группы.

  4. Кризисы в групповой работе.

  5. Специфика межличностных отношений в группе тренинга.

  6. Эйфория как эффект от участия в группе личностного роста.

  7. Социальные представления о тренинге,

  8. Тренинг адаптации к инокультурному окружению.

  1. Тренинг сензитивности.

  2. Сравнительная характеристика бизнес-тренингов и тренин­гов психокоррекционной направленности.

  1. Социально-психологический портрет успешного ведущего тренинговой группы.

  2. Образ успешного участника тренинга у ведущих группы.

  3. Образ «трудного» клиента у ведущих группы.

  4. Трансформация Я-концепции как эффект тренинга личност­ного роста.

  5. Межличностная аттракция: отношение участников к ведуще­му группы как фактор успешного преодоления стадии конфликта.

  6. Межличностная аттракция в группе тренинга как фактор из­менения уровня групповой сплоченности.

  7. Взаимосвязь уровня личностной тревожности и демонстра­ции агрессивного поведения у участников тренинга.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1

СПТ как метод социально-психологического

воздействия

ТЕМА 4. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ГРУППАХ СПТ

Вопросы для обсуждения

  1. Возможности и ограничения различных стилей ведения груп­пы тренинга.

  2. Навыки и подготовка ведущего группы тренинга

  3. Распространенные ошибки ведущего группы СПТ.

  4. Достоинства и недостатки сплоченной группы в условиях тренинга.

  5. Техники работы с «трудными» участниками.

Задания

  1. Проведение участниками психотехнических упражнений, спо­собствующих сплоченности группы.

  2. Демонстрация различных стилей ведения тренинга на началь­ной стадии развития группы.

Раздел 2

Основные принципы конструирования программы СПТ

и оценки ее эффективности

ТЕМА 6. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ ТРЕНИНГА

Вопросы для обсуждения

  1. Трудности в работе тренера на начальном этапе работы группы.

  2. Способы самопрезентации тренера группе.

  3. Процесс принятия правил группой.

Задания

  1. Подготовить и провести различные варианты знакомства тренера с группой.

  2. Подготовить и провести несколько вариантов мотивации

группы на тренинг.

3. Подготовить и провести ряд вариантов принятия правил

группой.

ТЕМА 7. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ В ТРЕНИНГЕ

Вопросы для обсуждения

  1. Особенности работы тренера с группой с разной степенью про-блематизации.

  2. Зависимость степени проблематизации группы от выбранных

тренером психотехник.

3. Проблематизация группы и принципы экспериментального

обучения.

Задание

Подготовить и провести различные психотехники (дискуссия, упражнение в командах, специальное упражнение, мини-лекция), ориентированные на проблематизацию группы по заданной теме.

ТЕМА 8. ЭКСПЛИКАЦИЯ В ТРЕНИНГЕ

Вопросы для обсуждения

  1. Способы экспликации на тренинге: их возможности и ограни­чения.

  2. Особенности работы с психотехническими мифами и концеп­циями.

Задание

Подготовить и провести экспликацию на тренинге с помощью различных психотехник: командной работы, дискуссии, мини-лекции.

ТЕМА 9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОСТИГНУТЫХ В ТРЕНИНГЕ

Вопросы для обсуждения

  1. Закрепление и специализация навыка на тренинге.

  2. Автоматизм и гибкость приобретаемых на тренинге навыков.

  3. Осмысление и ассимиляция опыта, полученного на тренинге.

Задания

  1. Подготовить и провести отработку навыков в тренинге с помо­щью различных психотехник.

  2. Подготовить и провести несколько вариантов осмысления и ассимиляции опыта.

Литература

Вачков И.В, Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 2005. 256 с.

Жуков Ю.М,, Мастеров Б.М. Групповой тренинг // Методы практичес­кой социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов. М: Аспект Пресс, 2004 С. 97-179.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Когито-Центр,2001. С. 251.

Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Речь 2001.256 с.

Ерошенко А.А., Кириллова И.А. Формирование готовности к общению-сотрудничеству в группах социально-психологического тренинга

УДК 378.14: 15+159
 

Формирование готовности к общению-сотрудничеству в группах социально-психологического тренинга
Александр Андреевич Ерошенко, кандидат психологических наук, доцент,
Ирина Александровна Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград


Аннотация
Представлены результаты экспериментального изучения возможностей применения социально – психологического тренинга в изменении авторитарных установок личности и формировании готовности к общению-сотрудничеству у будущих педагогов и психологов с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Рассмотрены психологические условия развития готовности к общению-диалогу в группах социально-психологического тренинга партнерского общения, среди которых важное значение придаётся созданию оптимальных условий для начального этапа формирования у участников тренинговых групп индивидуального стиля общения.
Ключевые слова: активное социально-психологическое обучение, социально-психологический тренинг, готовность к общению-сотрудничеству, авторитарные установки, индивидуальные свойства, формирование коммуникативных навыков, усвоение норм и ценностей, групповая сплочённость, развитие готовности к общению-диалогу, индивидуальный стиль общения.
 

Литература

  1. Вербицкий, А.А. Контекстное образование: проблемы и перспективы / А.А. Вербицкий // Педагогика. – 2014. – № 9. – С. 3-14.
  2. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы. Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.
  3. Вяткин, Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б.А. Вяткин. – Пермь : Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2000. – 179 с.
  4. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов ; Ленингр. гос. ун-т. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. – 166 с.
  5. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В.С. Мерлин ; под ред. Е.А. Климова. – Москва ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 544 с.
  6. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг : учебное пособие / В.Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2006. – 224 с.
  7. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская ; Московский гос. ун-т. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.
  8. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / составители Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. – Москва : Смысл, 2011. – 636 с.
  9. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2002. – 208 с.
  10. Яценко, Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя / Т.С. Яценко. – Киев : Освiта, 1993. – 208 с.

 

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.12.2017
 


 

Социальная психология

Уединение и общение с другими людьми по-разному способствует личному росту

19 ноября 2020 г. — Исследователи проанализировали самостоятельно сгенерированный текст от более чем 1700 участников, которые выполнили задание на завершение предложения, исходя только из своего опыта и своего социального опыта, когда они были в компании …


Чувство зависти может стать инструментом укрепления дружбы

11 августа 2020 г. — Ревность может иметь важное значение для поддержания дружеских отношений, которые имеют решающее значение для физического и эмоционального здоровья.Исследование показало, что чувство ревности зависит от ценности дружбы и …


Совпадают ли черты характера компульсивных пользователей социальных сетей с проблемой употребления алкоголя?

19 декабря 2018 г. — Исследование обнаружило определенные сходства и различия в личностных качествах при сравнении компульсивного использования социальных сетей с проблемным или опасным алкоголем …


Агрессивное поведение вызывает эмоциональную боль садиста

Декабрь19, 2018 — Садисты получают удовольствие или удовольствие от боли другого человека, однако новое исследование показывает, что садистское поведение в конечном итоге лишает садистов …


Страх пропустить влияет на людей всех возрастов

26 августа 2020 г. — Социальная тревога по поводу того, что другие люди веселятся без вас, также известная как FoMO, больше связана с одиночеством, низкой самооценкой и низким самосостраданием, чем с возрастом, согласно недавнему …


Простая стратегия улучшения настроения за 12 минут

Мар.27, 2019 — У всех нас есть средство — бокал вина или кусок шоколада — для поднятия настроения, когда мы в плохом настроении. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы почувствовать себя лучше, команда …


Острый стресс может замедлить распространение страхов

12 мая 2020 г. — Психологи обнаружили, что у нас меньше шансов усилить страхи в социальном обмене, если мы …


Не могли дистанцироваться в обществе? Во всем виновата ваша рабочая память

10 июля 2020 г .— Новое исследование подчеркивает критическую роль, которую емкость рабочей памяти играет в соблюдении требований социального дистанцирования на ранних этапах COVID-19…


Только некоторые люди получают одно медицинское пособие от социальной поддержки

30 апреля 2019 г. — Ученые давно знают, что поддержка друзей и семьи играет ключевую роль в защите физического здоровья людей. Но новое исследование показывает, что преимущества не получают люди, которые …


Приложение для смартфона помогает родителям лучше адаптироваться к потребностям их детей, исследования показывают

22 августа 2019 г. — Новое приложение было разработано, чтобы помочь молодым родителям лучше понять, что думают их дети…


Теория идентичности и теория социальной идентичности в JSTOR

Абстрактный

В социальной психологии нам необходимо создать общую теорию личности, которая может учитывать как макро-, так и микропроцессы, и которая избегает дублирования отдельных теорий о различных аспектах личности. С этой целью мы представляем основные компоненты теории идентичности и теории социальной идентичности и утверждаем, что, хотя между двумя теориями существуют различия, они больше различаются по акцентам, чем по содержанию, и что объединение двух теорий может создать более полностью интегрированный взгляд на себя.Основные компоненты, которые мы исследуем, включают различные основы идентичности (категория / группа или роль) в каждой из теорий, значимость идентичности и активация идентичностей, как обсуждается в теориях, а также когнитивные и мотивационные процессы, которые возникают из идентичностей, основанных на категории. / группа и по роли. Изучая себя через призму теории идентичности и теории социальной идентичности, мы видим, как в сочетании они могут подтолкнуть нас к общей теории личности.

Информация о журнале

Social Psychology Quarterly (SPQ) публикует теоретические и эмпирические статьи о связи между человеком и обществом, в том числе изучение отношений людей друг с другом, а также с группами, коллективы и учреждения.Он также включает изучение внутриличностных процессы, поскольку они существенно влияют или находятся под влиянием социальных структура и процесс. SPQ действительно междисциплинарный, издательский работы как социологов, так и психологов. Публикуется ежеквартально в марте, Июнь, сентябрь и декабрь.

Информация об издателе

Заявление о миссии Американской социологической ассоциации: Служить социологам в их работе Развитие социологии как науки и профессии Содействие вкладу социологии в общество и ее использованию Американская социологическая ассоциация (ASA), основанная в 1905 году, является некоммерческой организацией. членская ассоциация, посвященная развитию социологии как научной дисциплины и профессия, служащая общественному благу.ASA насчитывает более 13 200 членов. социологи, преподаватели колледжей и университетов, исследователи, практикующие и студенты. Около 20 процентов членов работают в правительстве, бизнес или некоммерческие организации. Как национальная организация социологов Американская социологическая ассоциация, через свой исполнительный офис, имеет все возможности для предоставления уникального набора услуги своим членам и способствовать жизнеспособности, заметности и разнообразию дисциплины.Работая на национальном и международном уровнях, Ассоциация стремится сформулировать политику и реализовать программы, которые, вероятно, будут иметь самые широкие возможное влияние на социологию сейчас и в будущем.

Исторические деятели социальной психологии

Исторические личности в социальной психологии

Олпорт, Флойд Генри
Олпорт, Гордон Уиллард

1897 — 1967
Гордон Олпорт, младший брат Флойда Олпорта, провел новаторское исследование взглядов, предубеждений, религии и распространения слухов, а также на другие темы.Помимо обучения выдающихся психологов, таких как Стэнли Милгрэм, Томас Петтигрю, Джером Брунер и Энтони Гринвальд, он помог основать психологию личности.

Аш, Соломон
Браун, Роджер Уильям
Кэмпбелл, Дональд Томас
Кларк, Кеннет Бэнкрофт
Кларк, Мэми Фиппс
Фестингер, Леон
Хайдер, Фриц
Проститутка, Эвелин
Ховланд, Карл И.
Янис, Ирвинг
Ле Бон, Гюстав
Левин, Курт
Макдугалл, Уильям
Милгрэм, Стэнли
Рингельманн, Максимилиан
Шахтер, Стэнли
Шериф, Кэролайн Вуд
Шериф, Музафер
Самнер, Фрэнсис Сесил
Тайфель, Анри
Triplett, Норманн

Влияние социально-психологической подготовки на отдельные характеристики студентов университетов

ПОКАЗАТЬ 1-10 ИЗ 23 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПО РелевантностиСамые популярные статьи Недавняя дата

Príprava učiteľov na skupinovú prácu s.Причины жизни и способы их избавления. Monografia vedeckých príspevkov

  • Príprava učiteľov na skupinovú prácu s deťmi v ramci prevcie násilia Násilie v rodine a v škole III. Причины жизни и способы их избавления. Monografia vedeckých príspevkov
  • 2007

Prevencia násilia vplyvom intervenčných programov v práci školského psychológa «В:. Násilie на školách: zborník príspevkov г 2. ročníka medzinárodnej vedeckej konferencie» Ďuričove и дни

  • Prevencia násilia vplyvom intervenčných programov v práci školského psychológa «.В: Násilie на školách: zborník príspevkov г 2. ročníka medzinárodnej vedeckej konferencie «Ďuričove и дни
  • 2006

Когнитивная обучение -TeachersTeachers’help

Программа Intervenčný VO výchovno-vzdelávacom procese». В: Zborník prednášok г medzinárodnej konferencie Slovenské školstvo v kontexte európskej integrácie

  • Программа Intervenčný VO výchovno-vzdelávacom procese «В:. Zborník prednášok г medzinárodnej konferencie Slovenské školstvo v kontexte európskej integrácie
  • 2003

Prevencia násilia в agresie об školách v práci školského psychoológa.«В: Spoločne proti násiliu za bránami škôl. Zborník z konferencie, Nitra, UKF

učiteľov na skupinovú prácu s deťmi v ramci prevcie násilia

Насилие в родине в школе III. Приведу информацию о способах их использования на расстоянии

  • Monografia vedeckých príspevkov, Nitra, FSVaZ UKF
  • 2006

Prevencia násilia vplyvom intervenčnéčnáchročníka medzinárodnej vedeckej konferencie «uričove dni», Banská Bystrica, UMB

  • 2006
  • Prevencia násilia a agresie v školách v práci školského brôsológa. Zborník z konferencie

    Изучите социальную психологию с помощью онлайн-курсов и уроков

    Что такое социальная психология?

    Социальная психология изучает поведение человека и принятие решений в присутствии других. Социальные психологи пытаются понять, какую роль играет социальное влияние в повседневном поведении людей и в том, какие психологические переменные, такие как эмоции или мысли.Социальные ситуации составляют основу многих наших поступков, и когда мы сможем понять эти мотивы, мы сможем многое узнать о человечестве. Люди могут даже подвергаться влиянию, когда они не окружены людьми из-за нашего восприятия и подразумеваемого присутствия других. Итак, как это влияет на такие вещи, как благополучие или личные качества? Социальная психология хотела бы разобраться в этом. Изучение человеческой природы помогает понимать, планировать и предотвращать, создавая при этом общество, приносящее пользу каждому.

    Изучение социальной психологии

    Вы можете начать свой путь изучения социальной психологии прямо у себя дома с помощью множества курсов, которые предлагает edX.org. Вы будете учиться у лидеров и экспертов в этой области и сможете применить свои знания для понимания нашего социального мира. Независимо от того, планируете ли вы будущую карьеру или интересуетесь человеческой психологией, вы можете изучить то, что вам нужно в свободное время, и начать применять свои знания на своем пути, куда бы это ни привело вас.

    Курсы и сертификаты социальной психологии

    Университет Квинсленда предлагает базовый курс социальной психологии, где вы узнаете о межгрупповых отношениях, о том, как социальный контекст влияет на людей, и немного о психологических исследованиях, лежащих в основе наших личностных качеств.Вы можете расширить свои знания из этой серии, приняв участие во всей серии X от UQx или пройдя различные курсы по социальным наукам, которые помогают нам понять социальную психологию. Вы можете найти курсы по социологии, психологии и другим социальным наукам в различных ведущих учебных заведениях, включая Колумбию, Беркли, Доан и Массачусетский технологический институт.

    Сделайте карьеру в области социальной психологии

    Наши социальные группы оказывают значительное влияние на наше социальное поведение, и эти социальные взаимодействия помогают формировать не только личностные качества, но и процесс принятия решений.Роль, которую социальное восприятие играет в развитии наших личностей, является частью текущих психологических исследований. Ваш опыт может поставить вас в авангард новых идей о том, как мы работаем. С курсами от edX и организаций по всему миру вы можете начать лучше понимать человечество и потенциально заложить основу для успешной карьеры в этой области, используя научные исследования и методы исследования, которые вы изучаете на этих курсах. Независимо от того, используете ли вы его для понимания собственной психологии личности или для решения социальных проблем, edX.org может помочь вам начать свое путешествие.

    Социальная / Психология личности / здоровья — Департамент психологии — Дитрихский колледж гуманитарных и социальных наук

    Какие психологические и нейронные механизмы опосредуют социальное поведение и наше здоровье?

    Люди — существа социальные по своей сути. Они также люди с уникальной историей, опытом и восприятием. На их социальное и когнитивное поведение, характер взаимоотношений и их здоровье влияют не только социальные контексты, в которых они находятся, но и личностные черты, которые они привносят в эти ситуации.Социальные / личностные психологи отделения интересуются вопросами саморегуляции и мотивации, пола, эмоций, здоровья, взаимоотношений, стресса и совладания, а также аддиктивного поведения. В их работу включены исследования природы отношений, функций эмоций в отношениях, влияния личностных характеристик и социальной поддержки на здоровье, влияния стресса на болезнь, адаптации к хроническим заболеваниям, путей, связывающих медитацию осознанности с результатами для здоровья, и социальные процессы в развитии и поддержании зависимости.В области психологии здоровья проводятся исследования роли психологических и социальных факторов в сердечных заболеваниях, раке, инфекционных заболеваниях и зависимости. В рамках исследования взаимоотношений проводятся исследования психологических процессов, возникающих во вновь формирующихся отношениях, дружбе, романтических отношениях и браках, а также парах, справляющихся с хроническими заболеваниями.

    Наша программа основана на традиционных исследованиях и опыте обучения в лаборатории социальной / психологии личности, а также на текущих интересах и возможностях факультета в изучении популяций пациентов.Исследователи отдела взаимодействуют и сотрудничают с исследователями других образовательных и медицинских учреждений. Например, многие преподаватели факультета социальных наук / личности / здоровья активно сотрудничают с исследователями из Университета Питтсбурга и Медицинского центра Университета Питтсбурга (UPMC). Наш факультет также участвует в нескольких различных программах обучения:

    Программа аспирантуры по психологии со специализацией в когнитивном, развивающем или социальном / здравоохранении

    Программа получения сертификата выпускника Центра нейронных основ познания

    Программа подготовки медицинских ученых (MSTP)

    Q83 | Бакалавр (с отличием) по социальной психологии

    Описание курса

    Эта степень состоит из трех этапов, каждый из которых состоит из двух модулей по 60 кредитов.

    • На этапе Stage 1 вы познакомитесь с основными академическими навыками и концепциями в области социальных наук и психологии.
    • Затем, на этапе , этап 2 , вы исследуете широкий спектр реальных жизненных проблем и вопросов, к которым применяется психология, наряду с исследованиями и практическими навыками, используемыми профессиональными психологами.
    • Наконец, на этапе Stage 3 вы будете специализироваться на психологии, применяемой к современным социальным вопросам, таким как технологии наблюдения, власть, неравенство и современные методы работы.Вы завершите свою степень независимым исследовательским проектом.

    Этап 1 (120 кредитов)

    Этап 1 обеспечивает прочную основу для более специализированного изучения социальной психологии и развивает основные учебные навыки. Вы начнете с увлекательного обзора основных дисциплин социальных наук. Затем мы рассмотрим, как психологи изучают наше мышление и поведение и как академические исследования могут быть применены в реальных условиях.

    2 этап (120 кредитов)

    На этапе 2 вы исследуете ряд психологических теорий и исследований, которые касаются реальных проблем и повседневных проблем, включая групповое поведение и насилие со стороны толпы, предрассудки и дискриминацию, послушание и конформизм.Вы также узнаете о широком спектре исследовательских методов, используемых для изучения этих проблем, и сможете выполнять свои собственные исследовательские проекты под руководством.

    3 этап (120 кредитов)

    На этапе 3 вы исследуете текущие проблемы, включая близкие отношения, ревность, идентичность, социальную психологию памяти и запоминания, гендер, мультикультурализм, глобализацию и работу.В последнем модуле вы подробнее исследуете вопросы, которые задают психологи; методы, которые они выбирают для ответа на них; и вы получите степень в рамках независимого исследовательского проекта.


    Мы регулярно пересматриваем нашу учебную программу; поэтому квалификация, описанная на этой странице, включая ее доступность, ее структуру и доступные модули, может со временем измениться. Если мы внесем изменения в эту квалификацию, мы обновим эту страницу как можно скорее.После того, как вы зарегистрируетесь или изучаете эту квалификацию, где это возможно, мы заблаговременно проинформируем вас о любых предстоящих изменениях. Если вы хотите узнать больше об обстоятельствах, при которых Университет может вносить изменения в учебную программу, ознакомьтесь с нашим Академическим регламентом или свяжитесь с нами. Это описание последний раз обновлялось 17 марта 2021 г.


    Доступность

    Мы делаем все наши квалификации максимально доступными и предлагаем широкий спектр услуг для поддержки всех наших студентов.Бакалавриат (с отличием) по социальной психологии использует различные учебные материалы и включает следующие элементы:

    • изучение как печатных, так и онлайн-материалов — ресурсы онлайн-обучения могут включать веб-сайты, аудио / видео клипы и интерактивные занятия, такие как онлайн-викторины
    • с использованием математических и научных выражений, обозначений и связанных с ними методов
    • работает в группе с другими студентами
    • использование и создание диаграмм или снимков экрана
    • выполнение практических работ
    • поиск внешних / сторонних материалов в Интернете
    • для некоторых модулей может потребоваться использование специального программного обеспечения (например, программного обеспечения SPSS для статистического анализа).

    Для получения более подробной информации см. Заявления о доступности для описания отдельных модулей. Если вы чувствуете, что вам может потребоваться дополнительная поддержка, посетите страницу поддержки инвалидов, чтобы узнать больше о том, что мы предлагаем.


    Результаты обучения, преподавание и оценка

    Эта квалификация развивает ваше обучение по четырем основным направлениям:

    • Знания и понимание
    • Когнитивные навыки
    • Практические и профессиональные навыки
    • Ключевые навыки

    Уровень и глубина вашего обучения постепенно повышаются по мере прохождения вами квалификации.Вы будете всегда поддержаны уникальным стилем преподавания и оценивания, который включает в себя личный наставник, который будет направлять и комментировать вашу работу; тексты курсов высочайшего качества; ресурсы электронного обучения, такие как подкасты, интерактивные СМИ и онлайн-материалы; обучающие группы и форумы сообщества.

    Прочтите подробные результаты обучения здесь
    Кредитный перевод

    Если вы уже учились в университете, возможно, вы сможете засчитать это при получении квалификации в Открытом университете, что может сэкономить ваше время и деньги за счет сокращения количества модулей, которые вам нужно изучать.В организационном подразделении мы называем это кредитным переводом.

    Можно рассматривать не только университетское образование, вы также можете переводить учебу из широкого диапазона профессиональных или профессиональных квалификаций, таких как HNCs и HNDs.

    Вы должны подать заявку на перевод кредита до регистрации, по крайней мере, за 4 недели до даты закрытия регистрации. Нам нужно будет знать, что вы изучали, где и когда, и вам нужно будет предоставить доказательства вашего предыдущего исследования.

    Для получения более подробной информации о том, когда вам нужно будет подать заявку и скачать форму заявки, посетите наш веб-сайт кредитного перевода.


    Классификация вашей степени

    После успешного завершения этого курса мы присудим вам степень бакалавра (с отличием) в области социальной психологии.

    Класс отличия (первый, второй верхний, второй нижний или третий) будет зависеть от ваших оценок на ступенях 2 и 3.

    У вас будет возможность посетить церемонию вручения дипломов.

    Положения

    Как студент Открытого университета, вы должны быть осведомлены о содержании положений, касающихся конкретных квалификаций, ниже и академических положений, которые доступны на нашем веб-сайте Политики и Положений для студентов.

    Требования к поступающим

    Формальных требований для поступления на эту квалификацию нет.

    В Открытом университете мы считаем, что образование должно быть открытым для всех , поэтому мы предоставляем высококачественное университетское образование всем, кто хочет реализовать свои амбиции и реализовать свой потенциал.

    Несмотря на то, что нет никаких требований для поступления, есть некоторые навыки, которые вам понадобятся для успеха.Если вы не совсем готовы к изучению OU, мы можем предоставить вам ресурсы для подготовки, многие из которых бесплатны.

    Ответьте на несколько простых вопросов, чтобы проверить, готовы ли вы к успеху в учебе

    Сколько мне нужно времени?

    • Большинство наших студентов учатся неполный рабочий день, выполнив 60 кредитов в год .
    • Обычно это означает обучение 16–18 часов в неделю .
    Узнайте, достаточно ли у вас времени для занятий с нашим планировщиком рабочего времени

    Подготовка к учебе с модулем доступа

    У студентов, которые начинают учебу с модуля Access, на больше шансов на успех , когда они переходят на этап 1 своей квалификации.Они специально разработаны, чтобы дать вам легкое введение в изучение OU, повысить уверенность в ваших учебных навыках и помочь вам получить широкий обзор выбранной вами предметной области.

    Вы также получите выгоду:

    • обратная связь от вашего репетитора через регулярные индивидуальные занятия по телефону
    • Поддержка специальной команды на протяжении всего исследования
    • подробных письменных отзывов о вашей работе.
    Модуль доступа, который мы рекомендуем изучить для подготовки к этой квалификации, — это наш:

    Люди, работа и общество Модуль доступа

    Что вы будете изучать

    Этот междисциплинарный модуль представляет собой отличное введение в обучение в Открытом университете; вы сможете охватить широкий спектр предметных областей, включая исследования детства и юношества, социальные науки, психологию, здоровье, бизнес и право.

    Просмотреть полную информацию о модуле доступа к людям, работе и обществу

    Y032

    Навыки для развития карьеры

    Помимо специальных знаний о социальной психологии, этот курс поможет вам развить многие передаваемые и связанные с работой навыки, которые высоко ценятся работодателями.

    • связь
    • счисление
    • эффективная командная работа
    • независимое и критическое мышление
    • Информационные технологии и обработка данных
    • анализ и оценка различных источников информации, включая качественные и количественные данные
    • разработка и выполнение исследовательских проектов и представление результатов
    • решение проблем и рассуждение
    • Применение обучения к проблемам и ситуациям реального мира
    • самостоятельного обучения.

    Карьерная актуальность

    Изучение социальной психологии открывает возможности для карьерного роста в сферах социальной справедливости, государственной политики, СМИ и коммуникаций. Как выпускник факультета социальной психологии вы получите впечатляющий объем знаний и навыков, которые также будут привлекательными для работодателей в самых разных сферах деятельности.

    Карьера профессионального психолога в прикладных областях психологии потребует дальнейшего обучения, подготовки и / или опыта работы сверх вашей степени — для чего этот курс на получение степени обеспечивает полезную подготовку.

    Правила, регулируемые Советом по здравоохранению и уходу (HCPC), включают:

    • клинический психолог
    • психолог-консультант
    • педагог-психолог
    • судебный психолог
    • психолог здоровья
    • профессиональный психолог
    • спортивный психолог.

    Аккредитация

    Эта степень предназначена для удовлетворения требований для выпускников для дипломированного членства (GBC) Британского психологического общества (BPS).Чтобы иметь право на участие в GBC, вы должны набрать 2.2 или выше для этой квалификации.

    Другие вакансии

    Многие вакансии для выпускников открыты для выпускников любой дисциплины, особенно в сфере бизнеса, финансов, консультирования по вопросам управления и государственного сектора. Некоторые профессии могут потребовать дальнейшего обучения, подготовки и / или опыта работы сверх вашей степени.

    Сюда входят:

    • реклама и маркетинг
    • образование
    • медицинских профессий
    • человеческие ресурсы
    • управление
    • исследования

    Изучение ваших возможностей

    После того, как вы зарегистрируетесь у нас (и в течение трех лет после окончания учебы), вы получите полный доступ к нашей службе карьерного роста для получения разнообразной информации и советов.Сюда входят онлайн-форумы, веб-сайт, моделирование собеседований, служба вакансий, а также возможность отправить электронное письмо или поговорить с консультантом по вопросам карьеры. Некоторые разделы веб-сайта доступны для просмотра в любое время, включая помощь в поиске и подаче заявления на работу. Вы также можете прочитать более общую информацию о том, как обучение в OU улучшает вашу карьеру.

    А пока вы хотите изучить эту квалификацию и узнать, куда она может вас привести, мы составили список соответствующих должностей в качестве отправной точки.Эта степень не обеспечивает прямого доступа к перечисленным областям карьеры, но может облегчить доступ и повысить ваши возможности трудоустройства по отношению к ним, а также улучшит перспективы продвижения по службе, как только вы получите квалификацию для входа в них. Некоторые профессии могут потребовать дальнейшего обучения, обучения и / или опыта работы сверх вашей степени:

    • клинический психолог
    • психолог-консультант
    • педагог-психолог
    • судебный психолог
    • психолог здоровья
    • профессиональный психолог
    • социальный работник
    • преподаватель
    • консультант по вопросам карьеры
    • консультант по рекламе и маркетингу
    • советник
    • Сотрудник отдела кадров
    • психотерапевт
    .