Тренинг пойми себя для подростков: Программа тренинга личностного роста для подростков «Пойми себя»

Тренинг для подростков на тему: «Пойми себя»

 

 

Тренинг для подростков на тему:

«Пойми себя»

 

Пояснительная записка

 

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Данная программа тренинга разработана для личностного роста подростков.

         Цель: создание условий для личностного роста подростков.

         Задачи:

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Возрастной состав: 13-14 лет.

Количество детей: 10-15 человек.

         Место проведения: зал для проведения тренингов, аудитория.

Форма проведения: групповое занятие.

Необходимые материалы: музыкальный проигрыватель, ручки, бумага А4.


I. Вводная часть

 

Упражнение №1 «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной атмосферы в группе.

         Психолог: «Добрый день! Сегодня нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».

         Упражнение №2 «Баранья голова»

Психолог: «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза».

Упражнение № 3 «Посылка»

         Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

 


II. Основная часть

 

Упражнение № 4 «Рекламный ролик»

Психолог:

Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все, как в обычной деятельности рекламной службы.

         Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и  истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.

Упражнение № 5 «Официант, в моем супе муха»

         Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Необходимо двум исполнителям выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начинаем игру.

         После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно?

Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

Упражнение №6  «Шурум-бурум»

Участникам предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное ими чувство.

Упражнение  №7 «Танец отдельных частей тела»

Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

·        танец кистей рук;

·        танец рук;

·        танец головы;

·        танец плеч;

·        танец живота;

·        танец ног.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение № 8 «Волшебная лавка»

         Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить.

Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.

Психолог:

         Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это — старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я — продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности — все, что пожелаете.

Но есть еще одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.

Упражнение № 9 «Планирование будущего»

         Психолог:

Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Для начало необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая.

В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более менее реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей.

Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их.

Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей.

Определите пути преодоления этих недостатков.

Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям.

Определите пути преодоления внешних препятствий.

Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).

С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана.

Укажите конкретную дату.


Ш. Заключительная часть

 

Упражнение № 10 «Аплодисменты по кругу»

Психолог:

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

         Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим. Всего вам доброго! До новых встреч!


Литература

 

1.     Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.,  Изд. центр «Академия», 1997г.

2.     Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993г.

3.     Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006г.

4.     Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. 1990г.

5.     Анн  Л. Ф. Психологический тренинг с подростками —  СПб.: Питер, 2006г.

6.     Вачков  И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. — М.: 2000г.

7.     Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2004г.

8.      Козлов  Н. И. Формула личности. — СПб: Питер, 1999г.

 

Программа тренинга личностного роста для подростков «Пойми свое Я»

org/BreadcrumbList»> Разделы: Школьная психологическая служба


Ухудшение психологического здоровья особо остро проявляются в подростковом возрасте, когда у человека происходят фундаментальные изменения в сфере самосознания. Представление о самом себе способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения, определяет социальную адаптацию личности, является регулятором его поведения и деятельности. Принятие, понимание себя являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации подростка. Помощь в укреплении психологического здоровья школьников можно осуществлять и через тренинг личностного роста. Тренинг создает особую, творческую, дружественную и безопасную среду - для исследования самого себя, своего внутреннего мира, для апробирования и закрепления положительных изменений.

Предлагаемая программа “Пойми своё Я” предназначена для подростков 13-15-ти лет включает в себя 15 тренинговых занятий, с периодичностью один раз в неделю. Предусмотрены домашние задания и по желанию участников тренинга индивидуальные консультации психолога.

Занятия в тренинговой группе помогают ребятам узнать, что значит жить осознанно, насколько ценны доверительные отношения, дают возможность почувствовать, что жить с позиции ответственного за собственную жизнь человека намного приятнее и эффективнее, а достигнуть поставленных целей можно легко и радостно. На занятиях подростки лучше узнают себя, свои сильные стороны, учатся преодолевать неуверенность и страх, ставить цели, принимать решения. Участники группы свободно и легко общаются, работают в команде.

Умение разрешать трудные ситуации, самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе подростка с анализом причин этого прогресса, способны выступать в качестве педагогических условий становления и сохранения психологического здоровья школьников.

Программа тренинга личностного роста для подростков “Пойми своё Я”.

Цель. Улучшение психологического здоровья подростков, через оказание помощи в преодоление противоречий между потребностью понять себя и недостаточным умением анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе и окружающей действительности.

Задачи:

— учить получать знания о себе и окружающих;

— развивать рефлексию как процесс принятия и понимания самого себя;

— способствовать самоопределению и поиску жизненных ценностей.

Участники: подростки 13-15 лет. Группа из 16 человек.

Время (частота и длительность каждого занятия) 1 раз в неделю.

Ход тренинга

Приложение 1

Самосознание — социальное и эмоциональное обучение

Социальное и эмоциональное обучение способствует самосознанию: способности определять наши собственные чувства, ценности, сильные стороны и ограничения, а также то, как наши чувства и мысли влияют на то, что мы делаем. Ниже вы найдете ресурсы, которые помогут повысить самосознание молодежи в каждой из следующих областей:

  • Выявление и развитие сильных сторон
  • Изучение личности
  • Изучение личности и стилей обучения
  • Развитие эмоционального интеллекта
  • Понимание стресса и стрессоров

Вы также можете посетить соответствующие страницы SEL Toolkit Self-Management and Social Awareness для получения соответствующих ресурсов.

Определение и развитие сильных сторон

Часто молодые люди не знают своих сильных сторон или еще не умеют сформулировать свои интересы и умения. Крайне важно помочь молодежи определить и использовать свои сильные стороны: это способ мотивировать их развивать навыки, необходимые им для достижения успеха.

  • При запуске новой программы оцените индивидуальные активы молодых людей (PDF).
  • В разговоре соберите информацию о сильных сторонах молодых людей (PDF).
  • Помогите молодым людям определить свои искры — их увлечения, интересы и мечты. Рабочий лист Sparks Peer-to-Peer Interview (PDF) может помочь. Чтобы лучше понять концепцию искр, подумайте, как вы разработали ее, с помощью рабочего листа «Оглядываясь назад: искры, вопросы для интервью для взрослых» (PDF).
  • Станьте чемпионом искр, человеком, который поддерживает искры людей и создает возможности для практики.

Питер Бенсон: Искры: как процветает молодежь

В этом вдохновляющем выступлении на TED Talk Питер Бенсон, бывший президент Института поиска в Миннеаполисе, описывает силу искр и потребность в чемпионах по искрам.

TED Talk (22 минуты)

Шаг вперед 2 Процветание: искры

Молодежный фонд Thrive Foundation предлагает ресурсы, основанные на работе Питера Бенсона, в том числе справочные материалы, мероприятия, планы уроков и советы о том, как помочь молодым людям выявить и развивать свои искры.

Веб-сайт

Каково ваше лучшее Я?

В этой статье Psychology Today описывается упражнение в позитивной психологии, которое подтверждается исследованиями.

Активность

Исследование личности

Колесо личной идентичности, Колесо социальной идентичности, спектр активности

Эти занятия были разработаны для использования в кампусах колледжей, но могут подходить для некоторых групп подростков. Они доступны на веб-сайте инклюзивного обучения Мичиганского университета.

Деятельность

Идентификационные карты

В этом упражнении из книги «Столкнемся с историей и самими собой» используется графический инструмент, который помогает молодым людям рассмотреть множество факторов, формирующих нас.

Активность

Биопоэма

Это задание из раздела «Столкновение с историей и с самим собой» помогает учащимся прояснить важные элементы своей личности, написав стихотворение о себе. Биостихотворения помогают учащимся выйти за пределы аспектов идентичности, которые часто являются более очевидными и знакомыми (например, этническая принадлежность, пол и возраст), предлагая им сосредоточиться на факторах, формирующих идентичность, таких как опыт, отношения, надежды и интересы.

Активность

Изучение личности и стилей обучения

Специалисты по работе с молодежью могут помочь молодым людям лучше понять себя, предоставив отзывы о том, как они лучше всего учатся, или предложив молодежи оценить свои собственные стили обучения и типы личности. Понимая стили обучения, профессионалы могут адаптировать стратегии обучения с учетом различий в этих стилях.

Множественный интеллект Говарда Гарднера

В этой брошюре кратко описаны характеристики различных стилей обучения.

Рекламный проспект

Literacyworks: Множественный интеллект

Этот веб-сайт содержит ресурсы, практические стратегии и онлайн-оценку для взрослых, которая также подходит для подростков.

Инструмент оценки и ресурсы

Interaction Talks: личностный тест для подростков

Interaction Talks — это ресурсный сайт онлайн-сообщества для подростков, родителей, опекунов и учителей, посвященный всем вопросам, связанным со здоровьем и благополучием подростков. Он содержит онлайн-тест личности для молодежи, основанный на тесте Майерс-Бриггс.

Инструмент оценки

Обзор VIA

Институт характера VIA проводит оценку силы характера для молодежи и взрослых. Требуется регистрация.

Инструмент оценки

Стили мышления и ловушки

В этой брошюре кратко изложены пессимистический и оптимистичный стили мышления, а также распространенные ловушки мышления.

Рекламный проспект

Автоматические мысли Wellcast

Эта озвученная анимация демонстрирует распространенные автоматические, негативные мысли и мыслительные ловушки. Wellcast также предлагает рабочий лист, который поможет молодежи справиться с автоматическими мыслями.

Видео (5 минут)

Рабочий лист

Мыслительные ловушки

Этот ресурс Ассоциации тревожных расстройств Британской Колумбии помогает молодежи понять различные типы мыслительных ловушек.

Веб-страница

Полезные знания: биология положительных привычек

В этой статье и коротком видеоролике Гарвардской высшей школы образования рассказывается о том, как человеческий мозг устроен так, чтобы фокусироваться на негативе, и как мы можем его «перепрограммировать».

Веб-страница

Развивайте эмоциональный интеллект

Учебник Character Lab: эмоциональный интеллект

Сборники игр Character Lab предлагают основанные на исследованиях советы, рекомендации и задания, которые помогут детям развить определенные сильные стороны характера.

Пособие по эмоциональному интеллекту

Положительные эмоции: рабочий лист

Заполнение этой рабочей таблицы TeensHealth побудит подростков задуматься о том, как они могут получать «ежедневную порцию положительных эмоций».

Рабочий лист

Понимание стресса и стрессоров

Пригласите к самоанализу стресса и поведения. Когда молодежь испытывает стресс, у вас может быть возможность спросить:

  • Что чувствует ваше тело, когда вы испытываете стресс? Ваши мышцы или желудок напряжены или болят? Ваши руки сжаты? Как ваше дыхание?
  • Что ты чувствуешь? Злой или грустный?
  • О чем ты думаешь?
  • Когда вы чувствуете себя так, что вы можете сделать, чтобы успокоиться?

Молодежная сеть ACT: стресс?

Этот раздел веб-сайта ACT for Youth для молодежи помогает молодым людям изучить цель стресса, сигналы стресса, стратегии преодоления и способы снижения стресса.

Молодежные веб-страницы

KidsHealth: история о стрессе (Детские страницы)

Эти интерактивные веб-страницы, написанные для детей младшего школьного возраста, содержат информацию и рекомендации о том, как идентифицировать факторы стресса и справляться с ними. Сайт поддерживается фондом Nemours Foundation.

Детские веб-страницы

KidsHealth: Центр борьбы со стрессом и преодолением стресса (страницы для подростков)

Эти интерактивные веб-страницы, написанные для подростков, содержат информацию и рекомендации о том, как идентифицировать факторы стресса и справляться с ними.

Молодежные веб-страницы

AnxietyBC Молодежь

Ассоциация тревожных расстройств Британской Колумбии поддерживает этот интерактивный веб-сайт со специальными страницами для молодежи. Используя мультимедиа и различные стратегии вовлечения, эти веб-страницы содержат ресурсы о страхах, факторах стресса, навыках преодоления трудностей и личных историях.

Молодежный сайт

Помощь подросткам в развитии самосознания | Средиземье

Опубликовано от Middleearthnj Оставить комментарий

«Самосознание» — это способность точно:

  • распознавать и определять свои эмоции, мысли и ценности;
  • оценить свои собственные возможности, сильные стороны и ограничения;
  • понять, как ваши чувства и мысли влияют на ваше поведение; и
  • реагируют на различные социальные ситуации.

Этот термин включает в себя довольно много, но на самом деле речь идет о способности видеть себя объективно.

Исследования показали, что люди с высоким самосознанием более успешны, чем люди с низким самосознанием. Этот навык приводит к лучшему принятию решений, помогает нам стать более активными, улучшает нашу коммуникацию, повышает нашу производительность, улучшает наш самоконтроль и повышает нашу уверенность в себе.

Советы родителям по развитию самосознания подростка

Поощряйте подростков определять и выражать эмоции . Когда они переходят во взрослую жизнь, подростки обычно с меньшей вероятностью делятся всеми своими мыслями и чувствами со своими родителями. Если они делятся с вами своими чувствами, попросите их назвать конкретные эмоции, которые они испытывают. Например, если они расстроены чем-то, что сказал друг, спросите их, злятся ли они, обижены, смущены, шокированы и т. д. Научиться правильно определять коренную эмоцию — это первый шаг к самосознанию. Если они не делятся с вами своими чувствами, по крайней мере, поговорите с ними о безопасных способах выражения своих эмоций, например, поговорите с надежным другом или наставником, напишите в дневнике или введите защищенный паролем пароль. блог. Пусть ваш подросток знает, что запись мыслей может помочь нам понять, что происходит у нас в голове — что мы думаем, что мы чувствуем, что нас вдохновляет или пугает — иногда помогает нам прояснить запутанные и сложные чувства, которые мы еще не понимаем.

Моделируйте самосознание , делясь своими чувствами. Создавайте возможности для обсуждения своих собственных чувств, уделяя время тому, чтобы точно определить эмоцию и понять, почему вы так себя чувствуете. На семейных ужинах вы можете обсудить, как вы относитесь к недавней новостной статье. Во время совместных поездок вы можете упомянуть, что беспокоитесь о приближающемся сроке работы или семейной встрече. Позволяя подростку видеть ваши эмоции, вы делаете три вещи: это помогает ему развить способность более точно определять эмоции других людей, понимать точки зрения других людей и понимать, что делиться эмоциями с другими — это нормально.

Поговорите с подростком о ярлыках. Ярлыки и/или стереотипы могут ограничивать или даже вредить другим людям. Осознание того, что люди — это нечто большее, чем просто одна из их сторон, и их нелегко определить, — еще один важный шаг в самосознании. Попробуйте откровенно поговорить с подростком о ярлыках, которые используются в их старшей школе. Укажите, что определение кого-то как «ботаника» или «спортсмена» заставляет всех воспринимать его определенным образом, игнорируя при этом его мнение или действия, которые не вписываются в эту категорию. Кроме того, родители должны стараться не использовать ярлыки, когда говорят о своих подростках с другими, поскольку это может быть вредным или обидным для подростков, которые пытаются создать свою собственную идентичность.

Определите сильные стороны. Часто мы сами себе злейшие критики и склонны зацикливаться на своих недостатках. Кроме того, подростки склонны сравнивать себя с другими людьми, желая обладать чужим талантом. Для уверенности, ценности и самосознания вашего подростка очень важно, чтобы вы помогли ему определить свои сильные стороны и уникальные способности. Когда подросток понимает свои собственные таланты, он становится более мотивированным для развития навыков, необходимых для достижения успеха. Когда вы осознаете свои сильные стороны, вы сможете лучше определить: как вы можете быть полезными в школе и на работе; когда возможность подходит для вас; или каких ситуаций вам следует избегать, потому что они не соответствуют вашим сильным сторонам.

Облегчить смысл. Когда родители вовлекают детей в обсуждение смысла и цели жизни, они начинают интересоваться собой и желают роста. Вы можете обсудить, какие качества они ценят или восхищаются в других. Вы можете рассказать об их любимых занятиях или занятиях и о том, как они могут использовать их в потенциальной карьере. Вы можете поговорить о личных целях. Всякий раз, когда вы видите, что вашему подростку действительно нравится какое-то занятие или он увлечен какой-то проблемой, попросите его подумать, как это может повлиять на его будущее. Например, если они расстроены расовой несправедливостью, спросите их, как бы они изменили ее и как они могли бы представить свое сообщество через 10 лет с большим равенством. Этот тип дальновидного мышления вдохновляет подростков осознать, что для них важно или значимо, и чего они надеются достичь в жизни.

Поощряйте практику внимательности. Для обретения самосознания требуется много самоанализа, а самоанализом заниматься сложно, когда мы всегда заняты или постоянно наполняем свою жизнь шумом. Практики осознанности развивают полное осознание настоящего момента и побуждают нас наблюдать за своими мыслями и чувствами без осуждения, что значительно улучшает наше самосознание. Есть много способов практиковать внимательность, но основная идея заключается в том, чтобы обращать внимание на то, что происходит здесь и сейчас. Вы можете заметить, как чувствует себя ваше тело, какие звуки вы слышите, насколько комфортна ваша среда или какие запахи присутствуют. Всякий раз, когда ваш подросток распознает осуждающую или блуждающую мысль, поощряйте его замечать и обозначать ее, а затем возвращаться к настоящему моменту.